Верхний баннер
13:54 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:29, 25 февраля 2015

Константин Окунев: Голый король и его свита

В течение последних месяцев меня особенно много спрашивали, почему губернатор Виктор Басаргин наделал столько ошибок? Бизнесмены, депутаты, силовики, журналисты. Они приводили разные примеры удивительных, необъяснимых и нелепых поступков губернатора, его приближенных и уточняли: «Это он сам такой или его таким делает свита?»

Константин Окунев: Голый король и его свита
Константин Окунев: Голый король и его свита
Слушаю их и думаю: «Они надеются получить от меня ответ, что губернатор адекватен, что во всем виноват не он, а его окружение, что достаточно убрать пару человек и заживем». Вынужден разочаровать. Виктор Басаргин адекватен, но… неадекватен! Это вполне разумный человек с большим опытом. Президент, конечно, назначил нам губернатором адекватного человека. Но никто в 2012 году не смог бы спрогнозировать уровень неспособности Виктора Басаргина к принятию самостоятельных управленческих РЕШЕНИЙ. Именно это и определило в итоге утрату им своей адекватности.

Рассказываю, как развивалась эта болезнь. Каждый руководитель формирует свою команду. Виктор Басаргин всегда был кабинетным чиновником – территориями, заводами не руководил, бизнесом не занимался, в выборах не участвовал, в глаза избравшим его людям не смотрел. Аппаратчик. Казалось бы, подумаешь. Сколько у нас сейчас не избранных, а назначенных губернаторов? И работают потихоньку. Но загвоздка – в команде. Если ты боишься новой работы, ответственности, ты стремишься спрятаться за свою команду. Если ты не имеешь своей команды, то тебе приходится сильнее мотивировать нужных кандидатов в команду. А если они видят, как ты в них нуждаешься, то они наглеют в своих запросах, и ты вынужден соглашаться на их правила игры.

Вот так я вижу процесс формирования команды Виктора Басаргина для работы в Пермском крае. А теперь порассуждаем. Что делает обнаглевшая свита? Она изолирует своего шефа, чтобы полностью контролировать его реакции и благодаря этому управлять регионом вместо него. Это классика. Что такое изоляция на такой должности? Это, прежде всего, лишение человека доступа к достоверной информации. Что мы видели первые полтора года присутствия Басаргина в Пермском крае? Большие трудности в выстраивании отношений с пермскими элитами. Что мы видим вторые полтора года его правления? Оголтелую информационную войну как результат его провала в первые полтора года.

Возможно ли представить себе, что новоиспеченный губернатор не хочет наладить отношения с местными элитами? Исключено. Виктор Басаргин поначалу производил впечатление очень договороспособного человека – в отличие от своего предшественника. Тогда кому выгоднее, чтобы губернатор не имел позитивного контакта с элитами – этим самым элитам или окружению губернатора? Разрешите мне не доказывать очевидное. Элиты всегда рады дружить с губернатором, а вот его свите в мирных условиях труднее зарабатывать, приходится доказывать шефу свою нужность. Свита – это единственная сторона, заинтересованная в изоляции губернатора. И именно поэтому она многократно своим хамством провоцировала негативную реакцию самых уважаемых пермяков в адрес губернатора. Звонки с наездами, лживые интерпретации слов губернатора, просто грубость.

Отдельного внимания заслуживает информационная война, устроенная гастролерами из соседних уральских городов. Как мы знаем, она велась по нескольким фронтам. Первый – против оппозиционных депутатов, политиков, общественников. Второй – против пермских «чужаков» в команде губернатора, состоящей в основном из «варягов». Третий – против недружественных СМИ. Четвёртый – манипулирование информацией, которая доходит до губернатора.

Мы видели в прогубернаторской прессе потоки грязи на многих уважаемых пермяками людей. Мы видели отставки пермских участников команды губернатора, разбалансировавшие её состав и значительно ограничившие ее возможности в налаживании взаимопонимания с местными элитами. Мы видели масштабную зачистку пермской прессы путем увольнений и лишения бюджетных контрактов. Но венец всей этой войны – изолирование губернатора от достоверной информации.

Особенно любопытно, как обрабатывается мозг губернатора Пермского края. Мне не раз приходилось слышать от высокопоставленных лиц, что они ежедневно получают по электронной почте обзор пермской прессы. Не всей, разумеется, а той, где упоминаются Виктор Басаргин или краевое правительство. Как утверждают эти источники, данные обзоры делаются персонально для губернатора и заодно рассылаются пермским сенаторам и депутатам Госдумы, крупнейшим налогоплательщикам и топ-менеджерам крупных компаний. Некоторые из получателей этой рассылки говорили мне, что часто эти обзоры прессы довольно далеки от реальной информационной картины - одни публикации включаются в обзор, а другие нет. Ко второй группе, естественно, относятся те материалы, в которых содержится критика Басаргина и его команды. Все это очень сильно напоминает начало 1920-х годов, когда для перенесшего инсульт Ленина по указанию Сталина специально ежедневно печатали газету «Правда» в единственном экземпляре, где были только хорошие новости. Чтобы не расстраивать тяжело больного вождя…

Еще раз повторюсь: в отношении губернатора Басаргина я долгое время по-мальчишески обманывался. Повторял себе и другим: все-таки бывший федеральный министр, серьезный человек, ну не может он ТАК. Наверняка у него есть какой-то тайный план, о котором мы, пермяки, ничего не знаем. Как и многие другие убеждал себя, что-то пытался советовать губернатору, поправить его. Теперь, глядя на то, к чему пришел Виктор Федорович, вспоминается сказка Андерсена, которую почти все, наверное, читали детям. У меня их четверо, поэтому опыт большой. Вот ее краткое содержание с небольшими вариациями.

Два мошенника, выдав себя за супер-ткачей, получили заказ соткать королю нано ткань, которую видит лишь компетентный чиновник и умный человек, достойный должности, которую занимает. Чтобы придать своему проекту значимость, они подрядили из заморских стран еще несколько таких же плутов. Долго они делали вид, что старательно работают, освоили пару годовых бюджетов королевства, а затем в присутствии восторженной свиты вручили заказчику «ничто», пустоту вместо ткани. Все стали притворяться, что видят прекрасную материю, чтобы не оказаться глупцами и не показать, что они не справляются со своими должностными обязанностями. В итоге мальчишка, не подозревавший, в чем подвох, увидев короля, захохотал и крикнул: «А король-то голый!». Мораль сказки: люди из страха или корысти склоны выдавать за очевидное то, чего по правде нет, и считать дурачка умницей.

То, что губернатор Виктор Федорович Басаргин голый, понимают ВСЕ. Я дружу и постоянно общаюсь с замечательными представителями Пермского края. Силовиками. Бизнесменами. Политиками. Общественниками. Для всех них губернатор Басаргин стал изгоем. Ему никто не доверяет. В лицо ему могут улыбаться, говорить комплименты, а между собой обсуждают только то, когда же эти чертовы «варяги», наконец, уберутся из Пермского края. Всего за пару лет Виктор Федорович сумел добиться того, что ни в правительстве, ни Законодательном Собрании, ни в городской думе Перми и горадминистрации, ни в муниципалитетах, ни в бизнес-элите у него нет искренних сторонников. Кто-то за глаза над ним смеется, а кто-то в душе искренне ненавидит.

В 2012 году Виктор Басаргин получил в свое управление один самых богатых регионов России – да еще сразу после крайне непопулярного у народа Олега Чиркунова. Перед ним стояла трудная задача – сделать Пермский край еще богаче и сильнее. Модернизировать то, что есть. Но для этого, то ли от маленького ума, то ли от большого, он стал импортировать в наш регион массу плутов, воров и мошенников. Доказательство тому – целый ворох уголовных дел в отношении залетных соратников губернатора, начавшийся с горе-премьера Романа Панова и продолжившийся всякими юковыми, кощеевыми, синкиными и белоконями. Теперь скажу то, о чем все думают, но боятся или стесняются говорить: наш губернатор-селекционер собрал вокруг себя людей, которые думают как бы что стырить по-быстрому и уехать подальше от Перми и пермяков.

Хочу спросить всех, кто жаждет их крови. Ну, уедут они, дай Бог, из Пермского края. Думаете, губернатор станет после этого другим? Если он привык к комфорту в изоляции, привык быть голым на глазах у всех, привык к дурману, которым его обеспечивает свита, то будет бороться за сохранение этого своего «панциря», мирка в параллельной реальности. Помните королька (Евгений Леонов) в «Обыкновенном чуде»? Кого из членов команды губернатора вам напоминает герой Андрея Миронова? Нас устраивает губернатор, который боится плохих новостей, предпочитает ловить рыбу и рад подчиняться своему коллективному «министру-администратору» в лице Демченко-Абузяровой-Маркевича? Успеем ли мы увидеть, на что Виктор Федорович способен, когда не за кого прятаться?

При этом я убежден, что у Виктора Басаргина по-прежнему остается шанс на перезагрузку – возможно, последний. Сумеет ли он им воспользоваться? Избавится ли от наиболее одиозных членов своей команды и наберет вместо них понятных и адекватных людей из числа пермяков? Сможет ли за 2 года, остающиеся у него до истечения срока полномочий, изменить отношение к себе со стороны пермских элит и населения региона?

Я по жизни оптимист и верю в лучшее. Как говорят, надежда умирает последней. Хочется, наконец, увидеть короля не голым, а в новом современном наряде…

 


Обсуждение
3735
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.