Сергей Хакимов: Один народ, одна судьба, один мотив
Хочу остановиться на двух событиях, произошедших в Перми накануне. Событиях настолько разных, что, кажется, они не могли случиться в одном месте и в одно время. Однако это произошло и, как мне кажется, неслучайно.
В ночь со вторника на среду в театре оперы и балета прошло знаковое мероприятие – встреча с художественным руководителем Теодором Курентзисом. В кругу друзей театра дирижер признался, что и сам не может ответить на вопрос, почему он занимается музыкой в месте, где подавляющему большинству не нужно искусство. В обществе, мечтающем о насущном. В свете настольной лампы маэстро говорил о вечном. Об одиночестве, о любви, о смерти. О разговоре с Богом через музыку. И снова о музыке – чудесной духовной Вселенной и ее посланниках – композиторах, несущих миру исцеляющие душу звуки.
Выходя из театра я, признаться, был поглощен размышлениями над сказанным. В дверях на секунду мне было показалось, что здание театра забаррикадировано. Вход наглухо загораживал задник огромной сцены. В сквере с утра должен был начаться политический концерт-митинг в честь так называемого Дня народного единства. И он состоялся.
По словам краевых властей, пришли 10 тысяч пермяков. Я ни за что не поверю, что люди собрались по собственной воле. Смастерив себе одинаковые флаги и знамена. В самую мерзкую погоду по поводу годовщины освобождения Московского царства от поляков.
Были там разные политические силы, в том числе и те, кто призывает давить пятую колонну, устраивать чистки. И все это происходило на фоне Театра оперы и балета. Фотографию вы, наверное, видели в сети.
Я не сторонник теорий заговора, хотя не исключаю, что место для политической акции выбрано неслучайно. Но даже если власти о подобных вещах не задумывались, все, для кого оперный театр – главный символ пермской культуры, почувствовали укол. Это было заметно в фейсбуке. Нам как будто сказали: «Теперь будет так, такие времена».
Недавно в одном из интервью Курентзис сравнил современную Россию с Грецией своего детства, когда страной правили «черные полковники». И, может быть, дирижер прав. На сцене, закрывшей вчера театр, красовалась надпись: «Один народ – одна судьба», подозрительно напоминающая лозунг «Один народ, одна страна…» Дальше вы, я думаю, вы помните. Стилистика известная.
Может быть, все это лишь совпадения. Но в этих противоречивых совпадениях звучит мотив времени. И мотив этот – тревожный.
Это был Сергей Хакимов и моя точка зрения.