Анна Букатова: «Этот мир спасет хорошее кино»
Это утро я решила сделать особенным. Что-то там внутри требовало начать новую рабочую неделю не так, как обычно. Времени на то было предостаточно, два часа между доставлением ребенка в детский сад и выходом на работу. На такие моменты у меня существует специальная закладка в телефоне. Я записываю туда фильмы, треки и книги, рекомендуемые какими-то интересными людьми. Фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе оказался там благодаря Владимиру Познеру. На досуге в образовательных целях я люблю переслушивать его интервью. Одно из них было с советской и грузинской певицей Нани Брегвадзе. Так вот в нем Владимир Владимирович и Нани Георгиевна говорили об этой картине, как о чем-то выдающемся! О том же свидетельствуют награды фильма - гран-при Каннского кинофестиваля и премия «Ника», о которых я узнала после.
Действие фильма «Покаяние» начинается с пышных похорон. В мир иной провожают главу грузинского города. Какой именно это город или даже время, сказать трудно. Режиссер Абуладзе не дает конкретных указателей. В образе местного диктатора Варлама Аравидзе зритель на свое усмотрение может узнать и Гитлера, и Муссолини, и Сталина, и Берию. По сюжету переплетаются три поколения двух семей. В центре всего грехи отцов и дети, что за них расплачиваются.
Самая громкая мысль, которая меня оглушила, а после осела в моей голове после просмотра – этот фильм снят еще до моего рождения! Однако, он прекрасно описал бы многие современные реалии. После этого фильма фраза «время было такое» или «сегодня жизнь не та» - они теряют всякую почву. «Покаяние» Абуладзе прямое свидетельство тому, что время и жизнь всегда одинаковые, что люди сто лет назад и через сто лет будут такими же, как мы сегодня. Страсти людские и пороки всегда будут ковырять и проверять на прочность наши сердца и души. Точно также, как и всегда будут существовать светлые и добрые люди. И после этого фильма мне кажется, что последние нужны, чтобы погибать – чтобы остальные с их помощью, этим страшным примером, вспоминали, что на свете есть любовь и совесть.
В современной нашей жизни библейский прообраз Мессии, что своей жертвой, смог бы донести до нас какие-то очевидные вещи, маловероятен. А если он и появится, то, как главная героиня «Покаяния», скорее всего, он тут же окажется в психушке. Наши бессовестные политики, коррупция, тротуары во льду, несменяемость власти – все это следствия наших личных пороков, тех, что также в нас присутствуют, как в этих политиках, хоть и в меньших дозах. Если ты обманываешь соседа или жену, то почему тебя не может обманывать власть имущий?
Говорят, что «Покаяние» Абуладзе, вышедшее до начала Перестройки в СССР, сыграло важную роль в пробуждении культурно-общественного сознания Российской Федерации. В момент выхода в прокат фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы – впервые на киноэкранах откровенно говорили о преступлениях власти. Сегодня о преступлениях власти говорят много. Но что это меняет?
Один из критиков писал Абуладзе после премьеры: «Ваш фильм о прошлом и настоящем, но, в первую очередь, о будущем: покаяние, до конца искреннее и честное еще не состоялось, оно пока впереди, но без него нет и не может быть подлинного выздоровления. Грех должен быть признан всенародно и до конца, ведь речь идет о грехе в недрах общества, а не личности. Любое другое покаяние – не покаяние, а лицемерие».
Как я уже говорила сегодня, время всегда одно и тоже, люди всегда одни и те же. Не власти нам с вами надо менять, не страну или место жительства – а свои нутро, свои собственные мысли, нужно заводить себе совесть.
После этого фильма я уверена, мир может спасти не только красота и любовь – но также и хорошее кино.