"Вопрос к уважаемым деятелям культуры"
Еще одним актом единения на прошлой неделе стал протест представителей православной церкви против неоднозначной трактовки миссии Иисуса Христа, выраженной в работе одного из художников, создавших песчаную скульптуру в городке “Белых ночей” на эспланаде. Встретились в министерстве с бдительными экспертами, проговорили эту ситуацию и договорились о дальнейшем взаимодействии в части общественного внимания к творческим проектам на территории Пермского края, способным вызвать не только позитивные реакции у жителей нашего многонационального и многоконфессионального региона. Решили как снять проблему без синдрома “Бульдозерной выставки”. Но у меня все-таки остается давний вопрос к уважаемым деятелям культуры, склонным к одиозности. Конечно, доля провокационности всегда была свойственна культуре. Это способ заставить задуматься о тех или иных проблемах, открыть в себе неординарный взгляд на обыденные вещи и т.д. Но, как мне кажется, провокации бывают разного уровня. Например, произведения великих композиторов Дворжака или Стравинского, которые многие современники считали какофонией и подвергали жесткой критике. Или, выполненная в совершенно нетипичной манере “Герника” Пабло Пикассо, летающие люди на полотнах Марка Шагала, разнообразные циферблаты часов на картинах Сальводора Дали и еще множество других, известных всему миру провокационностей. В этой логике, так ли уж нужно художникам в Перми самореализовываться через написание на холсте нецензурных слов, образов “ниже пояса”, или ваяние неприличных жестов, прекрасно понимая, что эти шедевры точно могут оскорбить какие – то очень важные и глубинные чувства многих людей. Я уж не говорю о неокрепших душах наших детей, которым сложно объяснить, почему слово из трех букв (не “мир”) на заборе – это неприемлемо, а это же слово на выставленной к публичному показу картине – это произведение искусства… Не впадая в ханжество, хотел бы просто по человечески призвать уважаемых художников – экстремалов к уважению неписанных законов этики.