Верхний баннер
08:34 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:46, 12 декабря 2012
Автор: Игорь Аверкиев

Пермь слишком долго прощается с "пермским культурным проектом"

1. Когда бюджетники становятся экспертами
 
Гнетущее впечатление произвело прошедшее в прошлую пятницу расширенное заседание коллегии краевого Министерства культуры, на котором экспертная группа «Культура» отчитывалась о проделанной работе.
 
Экспертная группа «Культура» была создана губернатором Виктором Басаргиным в ряду прочих экспертных групп, призванных инвентаризировать «чиркуновское наследство» и стратегировать «приведение края в нормативное состояние». Коллегия была не просто расширенной, а очень расширенной - человек на 300, вёл её сам губернатор, а полсотни экспертов, входящих в эту группу, в лице четырёх основных выступающих как бы представляли губернатору и пермской публике концептуальные подходы к новой культурной политике Пермского края (типа «культурная политика после Мильграма-Гельмана»). Не получилось.
 
Почти все прозвучавшие «экспертные выступления» и отклики из зала исчерпывались тремя позициями:
 
Первая позиция: «пермский культурный проект» - «наше всё», поэтому, «проект» нужно  продолжить по заветам уже отбывших культуртрегеров, лишь очистив его от излишней конфликтности и одиозности. Знаменем этой позиции стал профессор Владимир Абашев, руководитель экспертной группы «Культура».
 
Вторая позиция: «фу, какая гадость этот ваш Гельман и его современное искусство». Жлобское вторжение московских культуртрегеров на пермскую территорию сформировало в Перми своего рода субкультуру «ненавистников современного искусства». Соответствующая публичная ксенофобия стала важным компонентом самореализации для многих пермских «деятелей культуры» и просто «интеллигентных людей». Таковыми были большинство «выступлений из зала» на этом странном «экспертном обсуждении».
 
Третья позиция: «люди бьются за бюджет», как метко обозначил её, изящно сославшись на гётевского персонажа, губернатор Виктор Басаргин. Биться за бюджет людям, конечно, нужно, даже обязательно, но всему свое время и место. На этом же «экспертном обсуждении» большинство ораторов, вслед за ненавидимыми многими из них «культурными революционерами», безбожно путали экспертную миссию с лоббистской. Апофеозом «экспертной битвы за бюджет» стало гневливо-жалостливое выступление члена экспертной группы и одновременно председателя Пермской краевой организации Российского профсоюза работников культуры Ирины Становкиной, которая пропела бесконечно банальную в своей правдивости песню о мизерных зарплатах бюджетников от культуры.
В современном мире известен только один эффективный способ увеличения заработной платы наёмных работников: сильный профсоюз/коллективный договор/забастовка. Профсоюзный же босс пермских работников культуры уже который год идёт по особому российскому пути: воздействует на работодателя исключительно методом анафем и мольб (впрочем, она не одна такая в ФНПР). Однако, Ирину Становкину можно понять: в России нет более безропотных и забитых жизнью людей, чем работники культуры (разве что ещё учителя и до недавнего времени военные) – какие тут к чёрту «сильные профсоюзы/коллективные договоры/забастовки».
 
Хуже всего, что полной профанацией экспертного продукта оказался весь итоговый перечень предложений, «разработанных» экспертной группой при губернаторе. «Эксперты» выдали классический список ведомственных пожеланий в духе «обеспечить-улучшить-усилить». Вот несколько наиболее характерных «экспертных предложений»:

- Обеспечить проведение полного комплекса мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия: установление границ, утверждение предметов охраны, внесение данных в кадастр. Срок: постоянно.
- Предусмотреть меры по повышению уровня профессиональной компетенции кадров в учреждениях культуры. Срок: постоянно.
- Рекомендовать органам местного самоуправления осуществить разработку и утверждение программ развития культуры отдельных муниципальных образований. Осуществить методическую координацию указанной деятельности. Срок: до 01.01.2014.
- Рекомендовать органам местного самоуправления в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» обеспечить повышение заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и доведение к 2018 году средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры до средней заработной платы в регионе. Срок: до 31.12.2018.
 
И вот такие «экспертные советы» в кратком варианте размазаны по 3 страницам (смотрите Приложение №1 (46 кб) от 12.12.2012), в полном варианте - по 21 странице.
 
Чуть слишком изысканным на этом фоне, но, по сути, единственно экспертным и концептуальным было выступление Надежды Агишевой, представившей позицию небольшой неформальной группы членов коллегии Министерства культуры, в которую, кроме неё,  входили: Мария Санникова, Павел Печёнкин и я. По сути, в докладе Надежды Агишевой были представлены начальные организационные и методологические рамки для стратегирования и программирования новой культурной политики (смотрите Приложение №2 (40 кб) от 12.12.2012).
 
Так или иначе, судя по выступлениям и реакции зала, большинству «деятелей культуры», присутствовавших на этой сверхрасширенной коллегии, не было никакого дела до политик, стратегий, концепций. Одни «культурные бюджетники» потрудились над тем, чтобы чего-нибудь «экспертно» заказать властям для своих ведомств и организаций, другие пришли узнать, что именно они заказали, и что именно из заказанного губернатор пообещает выполнить.
 
Была ещё небольшая группа людей, рассчитывавших услышать от «культурных экспертов» ответы на всякие интересные вопросы:
Что делать с «наследством» «пермской культурной революции»? Что оставить как есть, что переформатировать, что забыть?
Какие проблемы в пермской культуре следует считать главными, чтобы сконцентрировать  на их решении внимание и ресурсы властей (помимо всеобщего повышения заработной платы и поголовного переобучения всех всему)?
Каковы приоритеты новой культурной политики в каждой культурной сфере, в каждом перечне культурных объектов, направлений и институтов?
Что делать с теми культурными объектами и институтами, на нормативное существование которых бюджетных денег в необходимом объёме нет и никогда не будет?
Откуда взять много внебюджетных денег на стремительно деградирующее культурное наследие края и многое другое?
Как преодолеть убожество менеджмента в пермской культурной отрасли?
Как преодолеть предопределённую второсортность и местечковость (за небольшим исключением) пермского художественного образования?
Как избавиться от «коррупции симпатий», мафиозности и клиентельности при распределении государственных ресурсов и преференций в сфере культуры?
Что делать со многими или даже с большинством культурных учреждений, которые постепенно превратились в своего рода богадельни, без какой-либо реальной культурной миссии, с гарантированными ставками и рабочими местами, в которых государство содержит мало кому нужных людей, не несущих другим людям ничего прекрасного и высокого, даже интересного?
И так далее.
 
Но ответы на эти вопросы даже не предполагались ни в «экспертных выступлениях», ни в «экспертных документах».
 
В конечном счёте расширенная коллегия превратилось в некий странный гибрид ветхозаветного партхозактива и митинга противников и стеснительных сторонников «пермской культурной революции». Впрочем, участники этого странного мероприятия не виноваты в том,  что из него получилось - они вели себя так, как могли и считали нужным. Виноваты те, кто организовывал эту расширенную коллегию; те, кто ещё раньше «родил» «экспертную группу «Культура» с более чем странным составом; те, кто созвал на экспертное по сути мероприятие три сотни чиновников-соглашателей, бюджетников-просителей и интеллигентов-обличителей, перепутав тем самым все стили и жанры госработы.
 
Возможно, превращение экспертного совещания в бюрократический балаган было задумано самими организаторами совещания, после того, как они поняли, что экспертная группа «Культура» ничего полезного губернатору предложить не сможет. А балаган, по крайней мере, выигрышно оттенял «мудрую и взвешенную» позицию губернатора.
 
В своём заключительном слове Виктор Басаргин выразил недовольство тем, что члены экспертной группы «не представили никаких конкретных предложений и чётких приоритетов» для культурной политики региона и предложил экспертной группе «доработать рекомендации в течение недели» (бедная экспертная группа – в течение недели «это» доработать невозможно). При этом Виктор Басаргин поддержал предложение Надежды Агишевой о создании при губернаторе совета по культуре. Но вот то же ли самое понимает он под этим советом, что и мы,  пока не ясно. Мне показалась, что совет по культуре для губернатора лишь сокращённый вариант «экспертной группы», не более того. Мы же предполагаем, что на переходный период от «революции» к «нормативному состоянию» Совет по культуре при губернаторе должен стать временным органом стратегического управления, оператором разработки и запуска новой культурной политики. Он же и инструмент преодоления управленческого кризиса в Министерстве культуры, вызванного неспособностью «пермского культурного сообщества» выделить из своей среды нового министра культуры и адекватную новым задачам менеджерскую команду для него.
 
Завершая заседание расширенной коллегии, Виктор Басаргин предъявил публике и некоторую идеологическую позицию. Примерно такую: независимо от того, кто как относится к «пермскому культурному проекту», он является «нашей платформой, с которой мы будем стартовать в любом случае». Я бы несколько переиначил: не «пермский культурный проект» является платформой для новой культурной политики, а ситуация, созданная этим «проектом» в Пермском крае. Разница существенная.


Обсуждение
1439
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.