Верхний баннер
14:00 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:32, 19 декабря 2012

Проект пермской галереи от Цумтора: не все так гладко

Только что вернулся со встречи пермской общественности с Цумтором.
Пермские журналисты, быстрые и неразборчивые, уже бодро отчитались: http://perm.ru/?id=1000064&show=25120
Ну так вот это все - ложь.
Все эти бронзовые выражения "обсудил с архитекторами и деятелями культуры", "решили рассмотреть совместно", "состоялся продуктивный диалог", "будем и дальше обсуждать в профессиональной среде" - это все такой политический губернаторский заказ. До которого очень падки пермские журналисты.
Когда перед началом встречи Басаргин взял слово и произнес что-то вроде "мы сейчас обсудим и придем к выводам", я понял, что будет в конце. Так оно и случилось. В конце Басаргин произнес "я рад, что мы пришли к какому-то решению, будем продолжать работать!". Иными словами, как и в случае с новым мостом, нужна видимость учета мнения населения. В данном случае не просто населения, а "архитекторов и деятелей культуры". Теперь все газеты напишут, что пермские архитекторы и общественность "обсудили с Цумтором и призвали продолжать". Хотя на самом деле 90% сидящих в зале были резко против идей проекта (и не просто потому, что "не понравилось", там все же специалисты собрались) и раздавались вполголоса вопросы "нет ли здесь прокурора".
Презентация эскизов Цумтора подтвердила самые худшие опасения. Если вам еще кто-нибудь скажет что-то похожее на "новое здание галереи будет вписано в историческое пространство города и, как особо подчеркнул архитектор, не нарушит тот вид, который пермяки привыкли видеть с Соборной площади, т.е. сохранится привычный вид на Каму", гоните этого человека подальше. Во-первых, Цумтор такого не говорил. Он сказал, что здание закроет вид на Каму, но по итогам сегодняшней встречи с чиновниками и кем-то еще, предшествовавшей публичной встрече, он согласен передвинуть здание так, что оно БУДЕТ ЗАКРЫВАТЬ ТОЛЬКО ПОЛОВИНУ ВИДА НА КАМУ С СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Цитирую: "Я считаю, что высота здания 12 м оптимальна, если я смотрю моими глазами. Если я смотрю вашими глазами, я понимаю, что эта высота могла бы быть меньше". Вот здесь красным пунктиром линия, которую Цумтор обозначил как верх здания (я не успел сфотографировать его жест), а там, где его ладонь - он сказал "я сегодня еще раз туда пришел и понял, что здание должно закрывать вид только до этого места, вот сюда я готов его подвинуть":
DSCF2271 - копия

А ведь Соборная площадь - это только подход к набережной! Вдобавок выяснилось, что здание садится в археологической охранной зоне и охранной зоне собора!
Теперь по порядку.
Первое уже выяснили - Басаргину очень хочется сделать вид, что он учитывает мнение населения. В то время как чиновники уже вовсю раскручивают процесс, уже отвели землю под застройку и, похоже, думают, что ничто не помешает завершить процесс и бодро отчитаться. После встречи Басаргин, выходя, задержался около реставратора, который принес планы охранных зон, скептически отозвался о них и побежал скорее вон - думаю, это лучше всего характеризует его отношение к профессионалам.
Второе - как бы помягче выразиться, мастер-класс по агрессивным продажам от Цумтора. На замечания об охранных зонах он с улыбкой заметил, что "если очень нужно, законы можно поменять. Законы для человека, а не человек для законов" (видимо, на этой почве с пермскими чиновниками полное взаимопонимание). На все вопросы у него была одна мысль - вы, консерваторы, цепляетесь за старое, боитесь. Я вас понимаю, потому что когда-то сам защищал памятники в Швейцарии. Но не нужно бояться менять старое (вы зря боитесь), потому что иначе никогда не будет ничего нового. Город не должен стоять на месте, город должен развиваться (с). И вообще - я Цумтор! Когда я строю здание, у окружающих отелей не хватает места для того, чтобы разместить туристов, которые едут посмотреть мои здания!
Третье - удивительные пермские люди, которые встали и громко произнесли что-то вроде "молодец, Цумтор! Смело застраивай самое важное место Перми, только так и надо!". Вообще, удивили три человека. Беляева, Лапшин и Луговой. Беляева произнесла пафосную речь про "корабль на Каме", на котором Пермь вплывет в светлое будущее. Поток сознания, не имеющий отношения к предмету. Лапшин произнес что-то вроде "я известный пермский художник, я много раз выставлялся в пермской галерее и мне всегда чего-то не хватало, посмотрев эскиз Цумтора, я понял, что мне не хватало пространства, молодец Цумтор, здание нужно строить, в городе должно появиться что-то новое!". Луговой говорил долго, - сначала он поблагодарил Басаргина за возможность публичного обсуждения, потом поведал присутствующим, что на набережной он уже построил целых два здания, а в конце что-то упомянул про ограничения участка и про согласование с железной дорогой. Был кто-то еще от союза архитекторов - его выступление выглядело прямо-таки проплаченным, "Вы, Цумтор, гений, вы мой учитель, дай вам Бог построить" и т.д.

Четвертое - собственно суть вопроса.
Здание стоит на набережной, оно высотой 12 м. Это - четыре этажа (черные палочки рядом - это люди, в верхнем правом углу - ситуация).
DSCF2266 - копия
Как вы понимаете, никакого вида на Каму больше не будет. Вид на Каму будет вот такой:
DSCF2272 - копия
Длина - около 250 м!!! Даже если сдвинуть его к мосту на 50 м, оно будет перекрывать панораму. Сказать проще - любое здание перед сложившимся фронтом зданий на набережной невозможно с точки зрения сохранения перспектив, сохранения исторически важного места (есть охранные зоны). Собственно, никому и в голову не приходило что-то там проектировать, пока не всплыл этот проект. Далее: никакой "прозрачной стены", "вписывающейся" и т.д, и пр. Это будет глухая стена высотой четыре этажа и длиной 250 метров! Когда кто-то упомянул о предмете охраны собора, встала какая-то чиновничья девушка и бодро произнесла: "Предмет охраны собора - высотная доминанта колокольни! Неужели вы не видите, что здание Цумтора не закрывает колокольню!" Но быстро выяснилось, что предмет охраны гораздо глубже, а я подумал: если бы рассматривали здание рядом с собором на десять метров ниже семидесятиметровой колокольни, она бы тоже не увидела нарушения предмета охраны?
Что касается собственно проекта. В предыдущей записи, посвященной галерее, я не стал вдаваться в подобный разбор эскиза. Кто знает, - раскритикуешь, а потом выяснится, что критиковал вариант, давно отвергнутый. Но вот сейчас все стало понятно. Несмотря на то, что Цумтор много раз подчеркивал, что представленные в презентации варианты - только эскиз, уже понятно, в какую сторону движется работа. Рискну сказать, что это неудачный проект.
DSCF2261 - копия 
Вот эта, с позволения сказать, больная пиявка Идея Цумтора такова: синие пятна - залы постоянной экспозиции (без естественного света), черное пятно - это коридоры, холлы, связывающие здание, в которых может размещаться временная экспозиция. Они, естественно, "раскрываются стеклянными стенами в окружение". В центре всех "синих" залов будет размещена деревянная скульптура. С точки зрения уникальности проекта, такая форма хороша. Она уникальна, узнаваема как пиявка , индивидуальна каждой своей линией. С точки зрения экспозиции, она неудобна. Я не очень большой эксперт именно по выставочным помещениям, поэтому это общие соображения. Для любой выставки важна универсальность пространства. Оно должно быть таким, чтобы в нем можно было сделать все что угодно. Парадокс, но для этих целей лучше всего подходит "авторитарное", "жесткое" (выражаясь языком современной архитектурной идеологии) пространство обыкновенного паралелепипеда. В нем вы можете создать любую геометрию (в том числе параллелепипед). Более того, важна не только форма пространства, важна коммуникация в этом пространстве. В данной пиявкообразной форме коммуникация - как в вагоне поезда. Вы не сможете посмотреть экспозицию в первом зале и сразу же в последнем - для этого вам надо будет долго идти по пещерообразным, ломаным коридорам (пользуясь картой). Когда вы осмотрите все, вам надо будет идти к выходу назад, через все здание. "Свободная", на первый взгляд, форма на самом деле жестко задает алгоритм перемещения в пространстве. На мой взгляд, для музейной экспозиции это недостаток на самом базовом, первичном уровне организации пространства. И еще - все эти залы не объединить в одно большое пространство. Пожалуй, этот эскиз - самая жесткая, неизменяемая, раздробленная версия пространства галереи.
Что касается площадей. Еще раз перемерял план собора, приблизительно получается, что площадь выставочных помещений там всего 1500 кв.м. (могу ошибаться). Получается, что в новом здании площадь экспозиции будет в 2,5 раза больше (3800 кв.м.). Т.е. теперь галерея сможет выставить не 7% имеющихся экспонатов, а 17,5%. Неужели это нормально? Первый вопрос, который пришел мне в голову на презентации - как Цумтор представляет себе развитие галереи? Строить рядом еще одну пиявку один "корабль"? Беляева, кстати, задала ему этот вопрос. На что он рассмеялся и сказал "давайте сначала построим это здание!" Сначала построим - а потом будем думать? Надо прямо сказать - развивать галерею как комплекс зданий на этом участке просто невозможно.
Вывод из всего этого такой: чиновники рулят процессом, в котором ничего не понимают. На общественность им плевать. Законы (если общественность настаивает на соблюдении законов) они подправят.
Проект - разрушительный для Перми. И очень странный с точки зрения галереи. Басаргин рискует войти в историю как человек, разрушивший, пожалуй, главное историческое место Перми.
 

Обсуждение
2345
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.