15:32, 19 декабря 2012
Проект пермской галереи от Цумтора: не все так гладко
Только что вернулся со встречи пермской общественности с Цумтором.Пермские журналисты, быстрые и неразборчивые, уже бодро отчитались: http://perm.ru/?id=1000064&show=25120
Ну так вот это все - ложь.
Все эти бронзовые выражения "обсудил с архитекторами и деятелями культуры", "решили рассмотреть совместно", "состоялся продуктивный диалог", "будем и дальше обсуждать в профессиональной среде" - это все такой политический губернаторский заказ.
Когда перед началом встречи Басаргин взял слово и произнес что-то вроде "мы сейчас обсудим и придем к выводам", я понял, что будет в конце. Так оно и случилось. В конце Басаргин произнес "я рад, что мы пришли к какому-то решению, будем продолжать работать!". Иными словами, как и в случае с новым мостом, нужна видимость учета мнения населения. В данном случае не просто населения, а "архитекторов и деятелей культуры". Теперь все газеты напишут, что пермские архитекторы и общественность "обсудили с Цумтором и призвали продолжать". Хотя на самом деле 90% сидящих в зале были резко против идей проекта (и не просто потому, что "не понравилось", там все же специалисты собрались) и раздавались вполголоса вопросы "нет ли здесь прокурора".
Презентация эскизов Цумтора подтвердила самые худшие опасения. Если вам еще кто-нибудь скажет что-то похожее на "новое здание галереи будет вписано в историческое пространство города и, как особо подчеркнул архитектор, не нарушит тот вид, который пермяки привыкли видеть с Соборной площади, т.е. сохранится привычный вид на Каму", гоните этого человека подальше. Во-первых, Цумтор такого не говорил. Он сказал, что здание закроет вид на Каму, но по итогам сегодняшней встречи с чиновниками и кем-то еще, предшествовавшей публичной встрече, он согласен передвинуть здание так, что оно БУДЕТ ЗАКРЫВАТЬ ТОЛЬКО ПОЛОВИНУ ВИДА НА КАМУ С СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ. Цитирую: "Я считаю, что высота здания 12 м оптимальна, если я смотрю моими глазами. Если я смотрю вашими глазами, я понимаю, что эта высота могла бы быть меньше". Вот здесь красным пунктиром линия, которую Цумтор обозначил как верх здания (я не успел сфотографировать его жест), а там, где его ладонь - он сказал "я сегодня еще раз туда пришел и понял, что здание должно закрывать вид только до этого места, вот сюда я готов его подвинуть":
А ведь Соборная площадь - это только подход к набережной! Вдобавок выяснилось, что здание садится в археологической охранной зоне и охранной зоне собора!
Теперь по порядку.
Первое уже выяснили - Басаргину очень хочется сделать вид, что он учитывает мнение населения. В то время как чиновники уже вовсю раскручивают процесс, уже отвели землю под застройку и, похоже, думают, что ничто не помешает завершить процесс и бодро отчитаться. После встречи Басаргин, выходя, задержался около реставратора, который принес планы охранных зон, скептически отозвался о них и побежал скорее вон - думаю, это лучше всего характеризует его отношение к профессионалам.
Второе - как бы помягче выразиться, мастер-класс по агрессивным продажам от Цумтора. На замечания об охранных зонах он с улыбкой заметил, что "если очень нужно, законы можно поменять. Законы для человека, а не человек для законов" (видимо, на этой почве с пермскими чиновниками полное взаимопонимание). На все вопросы у него была одна мысль - вы, консерваторы, цепляетесь за старое, боитесь. Я вас понимаю, потому что когда-то сам защищал памятники в Швейцарии. Но не нужно бояться менять старое (вы зря боитесь), потому что иначе никогда не будет ничего нового.Город не должен стоять на месте, город должен развиваться (с). И вообще - я Цумтор! Когда я строю здание, у окружающих отелей не хватает места для того, чтобы разместить туристов, которые едут посмотреть мои здания!
Третье - удивительные пермские люди, которые встали и громко произнесли что-то вроде "молодец, Цумтор! Смело застраивай самое важное место Перми, только так и надо!". Вообще, удивили три человека. Беляева, Лапшин и Луговой. Беляева произнесла пафосную речь про "корабль на Каме", на котором Пермь вплывет в светлое будущее. Поток сознания, не имеющий отношения к предмету. Лапшин произнес что-то вроде "я известный пермский художник, я много раз выставлялся в пермской галерее и мне всегда чего-то не хватало, посмотрев эскиз Цумтора, я понял, что мне не хватало пространства, молодец Цумтор, здание нужно строить, в городе должно появиться что-то новое!". Луговой говорил долго, - сначала он поблагодарил Басаргина за возможность публичного обсуждения, потом поведал присутствующим, что на набережной он уже построил целых два здания, а в конце что-то упомянул про ограничения участка и про согласование с железной дорогой. Был кто-то еще от союза архитекторов - его выступление выглядело прямо-таки проплаченным, "Вы, Цумтор, гений, вы мой учитель, дай вам Бог построить" и т.д.
Четвертое - собственно суть вопроса.
Здание стоит на набережной, оно высотой 12 м. Это - четыре этажа (черные палочки рядом - это люди, в верхнем правом углу - ситуация).
Как вы понимаете, никакого вида на Каму больше не будет. Вид на Каму будет вот такой:
Длина - около 250 м!!! Даже если сдвинуть его к мосту на 50 м, оно будет перекрывать панораму. Сказать проще - любое здание перед сложившимся фронтом зданий на набережной невозможно с точки зрения сохранения перспектив, сохранения исторически важного места (есть охранные зоны). Собственно, никому и в голову не приходило что-то там проектировать, пока не всплыл этот проект. Далее: никакой "прозрачной стены", "вписывающейся" и т.д, и пр. Это будет глухая стена высотой четыре этажа и длиной 250 метров! Когда кто-то упомянул о предмете охраны собора, встала какая-то чиновничья девушка и бодро произнесла: "Предмет охраны собора - высотная доминанта колокольни! Неужели вы не видите, что здание Цумтора не закрывает колокольню!" Но быстро выяснилось, что предмет охраны гораздо глубже, а я подумал: если бы рассматривали здание рядом с собором на десять метров ниже семидесятиметровой колокольни, она бы тоже не увидела нарушения предмета охраны?
Что касается собственно проекта. В предыдущей записи, посвященной галерее, я не стал вдаваться в подобный разбор эскиза. Кто знает, - раскритикуешь, а потом выяснится, что критиковал вариант, давно отвергнутый. Но вот сейчас все стало понятно. Несмотря на то, что Цумтор много раз подчеркивал, что представленные в презентации варианты - только эскиз, уже понятно, в какую сторону движется работа. Рискну сказать, что это неудачный проект.
Вот эта, с позволения сказать, больная пиявка Идея Цумтора такова: синие пятна - залы постоянной экспозиции (без естественного света), черное пятно - это коридоры, холлы, связывающие здание, в которых может размещаться временная экспозиция. Они, естественно, "раскрываются стеклянными стенами в окружение". В центре всех "синих" залов будет размещена деревянная скульптура. С точки зрения уникальности проекта, такая форма хороша. Она уникальна, узнаваема как пиявка , индивидуальна каждой своей линией. С точки зрения экспозиции, она неудобна. Я не очень большой эксперт именно по выставочным помещениям, поэтому это общие соображения. Для любой выставки важна универсальность пространства. Оно должно быть таким, чтобы в нем можно было сделать все что угодно. Парадокс, но для этих целей лучше всего подходит "авторитарное", "жесткое" (выражаясь языком современной архитектурной идеологии) пространство обыкновенного паралелепипеда. В нем вы можете создать любую геометрию (в том числе параллелепипед). Более того, важна не только форма пространства, важна коммуникация в этом пространстве. В данной пиявкообразной форме коммуникация - как в вагоне поезда. Вы не сможете посмотреть экспозицию в первом зале и сразу же в последнем - для этого вам надо будет долго идти по пещерообразным, ломаным коридорам (пользуясь картой). Когда вы осмотрите все, вам надо будет идти к выходу назад, через все здание. "Свободная", на первый взгляд, форма на самом деле жестко задает алгоритм перемещения в пространстве. На мой взгляд, для музейной экспозиции это недостаток на самом базовом, первичном уровне организации пространства. И еще - все эти залы не объединить в одно большое пространство. Пожалуй, этот эскиз - самая жесткая, неизменяемая, раздробленная версия пространства галереи.
Что касается площадей. Еще раз перемерял план собора, приблизительно получается, что площадь выставочных помещений там всего 1500 кв.м. (могу ошибаться). Получается, что в новом здании площадь экспозиции будет в 2,5 раза больше (3800 кв.м.). Т.е. теперь галерея сможет выставить не 7% имеющихся экспонатов, а 17,5%. Неужели это нормально? Первый вопрос, который пришел мне в голову на презентации - как Цумтор представляет себе развитие галереи? Строить рядом ещеодну пиявку один "корабль"? Беляева, кстати, задала ему этот вопрос. На что он рассмеялся и сказал "давайте сначала построим это здание!" Сначала построим - а потом будем думать? Надо прямо сказать - развивать галерею как комплекс зданий на этом участке просто невозможно.
Вывод из всего этого такой: чиновники рулят процессом, в котором ничего не понимают. На общественность им плевать. Законы (если общественность настаивает на соблюдении законов) они подправят.
Проект - разрушительный для Перми. И очень странный с точки зрения галереи. Басаргин рискует войти в историю как человек, разрушивший, пожалуй, главное историческое место Перми.
Первое уже выяснили - Басаргину очень хочется сделать вид, что он учитывает мнение населения. В то время как чиновники уже вовсю раскручивают процесс, уже отвели землю под застройку и, похоже, думают, что ничто не помешает завершить процесс и бодро отчитаться. После встречи Басаргин, выходя, задержался около реставратора, который принес планы охранных зон, скептически отозвался о них и побежал скорее вон - думаю, это лучше всего характеризует его отношение к профессионалам.
Второе - как бы помягче выразиться, мастер-класс по агрессивным продажам от Цумтора. На замечания об охранных зонах он с улыбкой заметил, что "если очень нужно, законы можно поменять. Законы для человека, а не человек для законов" (видимо, на этой почве с пермскими чиновниками полное взаимопонимание). На все вопросы у него была одна мысль - вы, консерваторы, цепляетесь за старое, боитесь. Я вас понимаю, потому что когда-то сам защищал памятники в Швейцарии. Но не нужно бояться менять старое (вы зря боитесь), потому что иначе никогда не будет ничего нового.
Третье - удивительные пермские люди, которые встали и громко произнесли что-то вроде "молодец, Цумтор! Смело застраивай самое важное место Перми, только так и надо!". Вообще, удивили три человека. Беляева, Лапшин и Луговой. Беляева произнесла пафосную речь про "корабль на Каме", на котором Пермь вплывет в светлое будущее. Поток сознания, не имеющий отношения к предмету. Лапшин произнес что-то вроде "я известный пермский художник, я много раз выставлялся в пермской галерее и мне всегда чего-то не хватало, посмотрев эскиз Цумтора, я понял, что мне не хватало пространства, молодец Цумтор, здание нужно строить, в городе должно появиться что-то новое!". Луговой говорил долго, - сначала он поблагодарил Басаргина за возможность публичного обсуждения, потом поведал присутствующим, что на набережной он уже построил целых два здания, а в конце что-то упомянул про ограничения участка и про согласование с железной дорогой. Был кто-то еще от союза архитекторов - его выступление выглядело прямо-таки проплаченным, "Вы, Цумтор, гений, вы мой учитель, дай вам Бог построить" и т.д.
Четвертое - собственно суть вопроса.
Здание стоит на набережной, оно высотой 12 м. Это - четыре этажа (черные палочки рядом - это люди, в верхнем правом углу - ситуация).
Как вы понимаете, никакого вида на Каму больше не будет. Вид на Каму будет вот такой:
Длина - около 250 м!!! Даже если сдвинуть его к мосту на 50 м, оно будет перекрывать панораму. Сказать проще - любое здание перед сложившимся фронтом зданий на набережной невозможно с точки зрения сохранения перспектив, сохранения исторически важного места (есть охранные зоны). Собственно, никому и в голову не приходило что-то там проектировать, пока не всплыл этот проект. Далее: никакой "прозрачной стены", "вписывающейся" и т.д, и пр. Это будет глухая стена высотой четыре этажа и длиной 250 метров! Когда кто-то упомянул о предмете охраны собора, встала какая-то чиновничья девушка и бодро произнесла: "Предмет охраны собора - высотная доминанта колокольни! Неужели вы не видите, что здание Цумтора не закрывает колокольню!" Но быстро выяснилось, что предмет охраны гораздо глубже, а я подумал: если бы рассматривали здание рядом с собором на десять метров ниже семидесятиметровой колокольни, она бы тоже не увидела нарушения предмета охраны?
Что касается собственно проекта. В предыдущей записи, посвященной галерее, я не стал вдаваться в подобный разбор эскиза. Кто знает, - раскритикуешь, а потом выяснится, что критиковал вариант, давно отвергнутый. Но вот сейчас все стало понятно. Несмотря на то, что Цумтор много раз подчеркивал, что представленные в презентации варианты - только эскиз, уже понятно, в какую сторону движется работа. Рискну сказать, что это неудачный проект.
Что касается площадей. Еще раз перемерял план собора, приблизительно получается, что площадь выставочных помещений там всего 1500 кв.м. (могу ошибаться). Получается, что в новом здании площадь экспозиции будет в 2,5 раза больше (3800 кв.м.). Т.е. теперь галерея сможет выставить не 7% имеющихся экспонатов, а 17,5%. Неужели это нормально? Первый вопрос, который пришел мне в голову на презентации - как Цумтор представляет себе развитие галереи? Строить рядом еще
Вывод из всего этого такой: чиновники рулят процессом, в котором ничего не понимают. На общественность им плевать. Законы (если общественность настаивает на соблюдении законов) они подправят.
Проект - разрушительный для Перми. И очень странный с точки зрения галереи. Басаргин рискует войти в историю как человек, разрушивший, пожалуй, главное историческое место Перми.