Верхний баннер
10:50 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

10:07, 25 октября 2013

Андрей Никитин: "Нельзя относиться к журналистам, как к неминуемой опасности"

Сегодня в нашем блоге мы беседуем с начальником информационно-аналитического управления администрации Перми Андреем Никитиным. Ольга Антипина узнала у него, куда и как должна двигаться главная городская пресс-служба, полезны ли власти платные сюжеты и почему нужно доверять интуиции.

-  Давайте вспомним тот момент, когда вы пришли работать в пресс-службу  администрации Перми. Вас пригласили? Быстро вы приняли решение или раздумывали?

-Это ведь совсем недавно произошло, в декабре прошлого года. Я только вернулся из Питера,  где мы с приятелем делали газетожурналоблог «Миллион». А потом  я   вернулся в Пермь и уже был готов искать работу, хотя  вообще-то никогда этого не делаю, обычно работа меня сама ищет, как принято говорить.  И вот тут  меня пригласили в администрацию, и я естественно сразу отказался. Почему? Да потому что  просто не представлял себя на этом месте. А потом подумал и решил, а почему бы и не попробовать? 

- Какие были ваши первые решения? Что вы  «перенастроили» в пресс-службе горадминистрации, а что  выстроили с нуля? Что изменилось с вашим приходом?

-  Я человек осторожный, поэтому в самом начале я в основном наблюдал, все-таки впервые оказался в системе. По многим вопросам советовался с прошлым начальником управления Андреем Каменских, который немало способствовал моему появлению здесь, втягивался в работу, пытался понять, что это такое и чем его едят. Можно сказать, что я до сих пор присматриваюсь.
Думаю, мои предшественники видели, что необходимо делать, как развиваться. Поэтому ничего принципиально нового, я считаю, я  не привнес, просто обозначил вместе с коллективом наши приоритеты.
Среди безусловных приоритетов - развитие всего, что связанно с Интернетом. Поэтому мы пересматриваем наш сайт, где-то его улучшаем, делаем более удобным.  Начали работать в социальных сетях, завели  аккаунты в Facebook, во «ВКонтакте», Twitter. Пока только-только начали… Но есть представление, как и куда будем развивать. 
У меня безумное желание, поскольку я в прошлом журналист, чтобы наше общение со СМИ, которое, не секрет, иногда бывает и за деньги, чтобы оно было более… Ну, естественным, что ли. Помните слова из рекламного ролика: «Мы партнеры, а не халявщики». Я эти идеи стараюсь до своих сотрудников доносить. И не только до пресс-службы, до администрации в целом: быть открытым  - значит нормально воспринимать критику, адекватно на нее реагировать. В этом плане хочется перемен, хотя понимаю, что это сложно.

- Вы публикуетесь в СМИ и платно, и бесплатно.  Правильно ли я вас поняла, что нужно увеличивать число бесплатных публикаций?

- Это одна из главных задач  для любой пресс-службы. Мы подсадили СМИ и журналистов на бюджетную иглу. И эти так называемые платные сюжеты, для которых мы готовим техзадание - из них такие уши торчат! Мне кажется, что такие сюжеты вредят власти, больше, чем редакционные, самостоятельные, с вменяемой критикой.

-Наверное, бывших журналистов не бывает. Но вы ведь и в пиаре человек не новый, у вас был опыт директора по связям с общественностью  в «Новогоре»?

- А до этого еще, как, видимо, у многих журналистов, в конце прошлого века у меня был опыт работы на выборах. Да, где-то в 2003 году меня пригласили в «Новогор», и я благодарю судьбу, что она меня свела с Михаилом Никольским, бывшим генеральным директором  «Новогора» - он прекрасно понимал, что мы должны делать. По сути, мы с ним вместе создавали тогда PR в компании… Он постоянно был задействован в этой сфере,  прекрасно общался с журналистами.

- Журналист и пиарщик - это противодействующие профессии?

-Нет, думаю, что нет. Вот, например,  процесс работы с сайтом. Я долго для себя пытался понять, каким все-таки должен быть сайт городской администрации, пока не дошел до банальной мысли, что наш  сайт  – это, прежде всего,  средство массовой информации. Мне тогда стало гораздо проще и понятнее, я теперь уверен, что с сайтом мы должны работать именно как журналисты. Еще больше меня в этом убедили коллеги из Екатеринбурга – пиарщики там работают как журналисты: создают новости, делают  видеосюжеты…

-То есть Екатеринбург опять впереди?

- Я бы не сказал, что впереди:  Просто у них на данный момент больше возможностей и, скажем так,  больше средств. Но мы движемся в правильном направлении…

- А пермская журналистика?

- Надеюсь, что тоже. У пермской журналистики всегда были свои сильные стороны. В свое время, когда я только начинал работу журналистом,  учился заочно на журфаке в Свердловском университете, и уже тогда, в конце 80-х-начале 90-х, у меня было твердое ощущение,  что пермская журналистика будет, пожалуй,  посильнее, чем свердловская. Это стало видно еще больше потом, в 90-ых, когда журналистика бурно развивалась. В Перми тогда, на мой взгляд, было лучше со свободой слова, с общественной дискуссией, с аналитикой…

-А когда я училась на журфаке в Перми, вы к нам приходили и рассказывали про журналистские расследования. Вы сейчас далеко ушли от этого жанра, но насколько вам пригодился опыт  расследований в вашей теперешней работе?

- Расследование,  если помните,  я говорил,  все-таки не столько жанр, сколько метод добывания информации. Такую журналистику с моей нынешней деятельностью связать очень сложно,  хотя иной раз мне приходится заниматься тем, чем занимаются расследователи: например, находя информацию в наших подразделениях. Она так «зашифрована» иной раз, что днем с фонарем истины не найдешь. Возьмите те же классические трехэтажно-добросовестные ответы нашего брата-чиновника, над которыми наш брат-журналист так любит поиздеваться.

- Сотрудник пресс-службы городской администрации - это чиновник?

-Я делаю скидку на то, что наша пресс-служба где-то посередине между обществом и властью. Ну, а так, да, чиновники. Пардон, муниципальные служащие, как бы меня сейчас непременно поправили мои более опытные коллеги.

- Определенные стереотипы есть насчет чиновников. Главное – отчитаться, а там хоть трава не расти, видимость деятельности и все такое. Вы не боитесь «заразиться» таким подходом?

- Кажется, военачальник Фрунзе как-то говорил, что армия – слепок общества. Когда стали модными наезды на журналистику – что-де продажная и все такое, я ее аналогичным образом защищал. В административной системе, как и в жизни, есть свои герои и свои антигерои. Конечно, работа  в администрации  накладывает свой  отпечаток,  и человек не по своей воле начинает мыслить по-другому,  иными категориями.  А вообще,  когда я начал здесь работать, то сказал друзьям-журналистам: если увидите, что я стал думать и поступать, как классический чиновник, скажите, и я уйду. Да, у системы есть понятная и объяснимая специфика, но  для работы в пресс-службе это достаточно опасная штука. Нельзя относиться к журналистам, как к неминуемой опасности.

- Как с этим справиться? О чем нужно помнить?

- Когда я читал в университете  журналистское расследование, то обычно заканчивал лекцию формулой, которую вывел сам для себя лет двадцать назад: садясь за чистый лист бумаги и готовясь написать очередной журналистский текст, относитесь к нему так, будто это ваш первый текст и ваш и  последний текст. Здесь я придумал такую формулу: во-первых, журналисты – это не враги, во-вторых, общественность - не агенты влияния Запада, в-третьих, мы отвечаем за все, что происходит у нас в городе.

- Как это все реализуется? Что нужно делать? Я так понимаю, не списывать ответственность, не переводить стрелки…

-Более того, даже переводить стрелки на себя в информационном поле! Вот пример,  может быть, не слишком удачный, но все-таки…. Трагическая история, связанная с гибелью Насти Сметаниной. Когда об этом стало известно, у  меня внутренне складывалось ощущение, что надо как-то эту ситуацию в информационном поле отработать.  Я тогда это от себя отогнал, а зря. Потом в эфире на «Эхе Перми»  журналист задал вопрос главе Ленинского района: как так получилось, почему, где вы были? Николай Истомин сориентировался, конечно, но я потом уже понял, какую работу мы с ним должны  были провести. Взять на себя ответственность, скоординировать действия силовиков, общественности…  Вообще, я заметил, что первое интуитивное чувство – оно самое правильное, ему надо доверять…

-А есть какие-нибудь вещи, которые для вас на этом рабочем месте абсолютно невозможны, неприемлемы?
-  Ну, есть наверное. Журналистика приучила меня к тому, что я свободный человек и не буду делать то, что мне претит.

 

Источник

 


Обсуждение
1522
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.