Верхний баннер
14:43 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Утренний разворот

01.02.2019 | 10:05
О новых трендах в воспитании гуманитарных дисциплин: data-историки и data-журналисты — рассказывает заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ Пермь Динара Гагарина

Гость «Утреннего Разворота» 1 февраля — заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ Пермь Динара Гагарина. 

О новых трендах в воспитании гуманитарных дисциплин: data-историки и data-журналисты — рассказывает заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ Пермь Динара Гагарина

Анна Букатова: Доброе утро, город Пермь, наши дорогие слушатели. 10:06 на часах нашей пермской студии, студии «Эха Перми», это «Утренний разворот». Ведущие на этой неделе – Олег Русских, меня зовут Анна Букатова, доброе утро еще раз. Обещанный гость у нас будет совсем-совсем скоро, а пока – традиционное.

Олег Русских: Буквально через две минуты наш гость к нам присоединится – Динара Гагарина, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин пермского филиала Высшей школы экономики, будет у нас здесь в студии, поговорим о новых трендах в воспитании гуманитарных дисциплин. Data-историки и data-журналисты.

Анна Букатова: Круто.

Олег Русских: Я чувствую себя старым перцем, потому что я еще не data-журналист и не data-историк, надо понять, чем они отличаются друг от друга.

Анна Букатова: Нам все Динара расскажет.

Олег Русских: Начнем мы, как и положено, сегодняшний день, каждый час – с дорожной обстановки. Снег идет, и обстановка в городе пока не улучшается, давайте вкратце об этом вам расскажем.

Олег Русских: Шесть баллов по сервису «Яндекс. Пробки», медленно движется город, снег продолжается. Кстати, Динара, доброе утро, как доехали?

Динара Гагарина: Доброе утро. Потратила примерно в два раза больше времени, чем планировала, но не опоздала.

Олег Русских: От здания ВШЭ ехали?

Динара Гагарина: Нет, от Перми-2.

Олег Русских: То есть плотно машины едут? Как вообще там?

Динара Гагарина: Машины едут неплотно, дороги вообще свободные, но, поскольку они не почищены, скорость передвижения там порядка 20 км/ч.

Анна Букатова: Главное, что все аккуратные зато.

Олег Русских: Давайте теперь перейдем к разговору с нашей гостьей. Друзья, Динара Гагарина.

Анна Букатова: Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин в Высшей школе экономики – Пермь, эксперт по digital-data.

Олег Русских: Цифровая история, цифровая журналистика. Новый тренд, Динара, новая мода – цифровой гуманитарий. Хотя на самом деле, мне кажется, нет в этом особо нового, просто возможностей стало больше. Рассказывайте.

Динара Гагарина: Совершенно точно, возможностей стало больше, это сегодня тренд, но он не новый. Историки, гуманитарии вообще, стали применять сначала математические методы, потом компьютеры примерно в середине прошлого века. Сейчас, в последние 10 лет мы получаем совершенно новые возможности, инструменты, сервисы, программы, новые средства для того, чтобы это делать более эффективно, в некоторых случаях – более визуально наглядно, что тоже важно. Мы получаем новые возможности для анализа.

Олег Русских: Это качественно меняет работу и подготовку, например, историка?

Динара Гагарина: Конечно. Новые методы не только автоматизируют и делают более совершенными методы существующие, но и добавляют новые. У нас появляются новые возможности, которых раньше не было. Мы можем заглянуть теперь, если говорить про музейные ценности, внутрь картины, чего раньше было сделать невозможно. Или мы можем поставить новые задачи к большим массивам текста, что раньше тоже было невозможно, потому что мы были ограничены возможностями человеческого мозга в обработке этих текстов.

Олег Русских: Качественные изменения в подготовке какие-то происходят? Я почему спрашиваю: историку, человеку, который пытается выявить закономерности развития человеческой цивилизации, положено работать (то есть, его этому учат) с большими массивами информации, заниматься анализом. Это хлеб любого историка вне зависимости от того, каким инструментом он при этом пользуется: читает ли он древние рукописи или анализирует данные статистики по истории советской России. Вопрос – происходят ли качественные изменения и в методиках, и в том, какой получается историк в конечном итоге?

Динара Гагарина: Конечно, происходят. Потому что говорить на современном этапе развития о том, что мы можем обрабатывать массивы информации, не используя цифровые методы или методы машинного обучения, искусственного интеллекта или традиционные статистические, значит говорить о том, что мы не используем свои возможности. Это значит, что мы не являемся конкурентоспособными. Все используют, а историки не используют. Конечно, мы этому учим, это меняет подготовку. Несколько лет назад в государственные стандарты была введена дисциплина «Математические методы в исторических исследованиях». Сегодня эту дисциплину изучают абсолютно все историки России. Мы идем дальше (я имею в виду Высшую школу экономики), и, поскольку понимаем, что работа выпускника исторических направлений изменилась сегодня, мы со следующего года модернизируем нашу программу по истории. В нее вводится большой блок дисциплин цифровых. Например, связанные с инфографикой, с использованием баз данных, связанные с пользованием и созданием мультимедийных продуктов, виртуальных музеев и экспозиций.

Олег Русских: Подождите, но это же…

Анна Букатова: Ты хочешь сказать, что это про дизайнеров, а не про историков?

Олег Русских: Я не знаю, может быть, Динара меня сейчас поправит, но это навыки по оформлению и презентации собственных исследований и не более того. Я не прав?

Динара Гагарина: Нет, вы не правы. Хотя оформление собственных исследований – важнейшная часть. Мы живем в таком информационно насыщенном мире, что если мы не оформим свое исследование так, чтобы оно привлекло больше внимания потенциальных читателей или потребителей нашей информации, то мы проиграем эту игру. Но важно, что речь идет не только об оформлении. Речь идет о концептуальном наполнении этих вещей. Что такое историк, что такое образование историка?..

Олег Русских: Давайте на каком-нибудь кейсе эту историю разберем, который вам близок. Давайте возьмем научную работу, исследование и попробуем разобрать, как это было раньше и как это могло быть сейчас.

Динара Гагарина: Классический пример, о котором мы много слышим и я его часто привожу в последнее время, - работа с переписями. Что было с переписями, которые являются традиционным историческим источником, раньше? Перепись провели и обработали данные, агрегировали данные, и переписные листы больше не нужны, потому что с ними еще сделать? Как происходит сейчас: там, где повезло и переписные листы первичные сохранились, а не были уничтожены за ненадобностью или по каким-то физическим причинам, мы можем вернуться к ним и по-другому их обрабатывать. Исследователи, которые делали это в Великобритании, взяли несколько миллионов переписных листов за 60 лет и посмотрели на них через взаимные связи: как зависело место проживания людей с заболеваниями, с самыми различными социо-культурными характеристиками.

Олег Русских: Я правильно понимаю, что в данном случае условные британские ученые (в хорошем смысле) взяли данные переписи, огромную базу данных, наложили эту историю, причем сканированную, распознанную каким-то образом, на другую статистическую информацию…

Динара Гагарина: Наложили на карту.

Олег Русских: Наложили на карту и на другую какую-то статистику: рабочие места, рождаемость, эпидемии, количество баров на квадратную милю, музеев и так далее. И изучая и анализируя эти истории, получают новые данные. Я правильно понимаю?

Динара Гагарина: Совершенно верно.

Олег Русских: И вы таким историям предполагаете учить своих студентов?

Динара Гагарина: Да, конечно, но не только таким. Есть интересные примеры из сферы истории искусства. Этот пример, который сейчас у всех на слуху, с выставкой Брейгеля-старшего, которая продолжается в Вене. Картины Брейгеля, кто представляет их,- очень мелкие прорисованные лица людей, большое количество людей на одной картине. Что сделал музей истории искусств Вены, где эта выставка проходит: для большинства картин, готовясь к выставке, провели макросъемку, но это одно. Что такое макросъемка? Мы можем посмотреть, рассмотреть детали лиц, мазка, можем настолько увеличить…

Олег Русских: Макросъемка – это когда фотограф делает снимок глаза муравья в разрезе…

Динара Гагарина: Здесь также: если приближать, можно увидеть чешую рыбы, которая на картине «Битва Масленицы и Поста» лежит на столе. В музее нашего глаза не хватит, чтобы это разглядеть. Что они делают еще: несколько видов рентгеновской съемки, и мы можем увидеть, как эта картина создавалась, что сначала он прорисовывал людей, потом прорисовывал элементы пейзажи, слоями можно просмотреть. Они создали специальный сайт, который называется “Inside Bruegel” – «загляни внутрь этих картин». Это та часть, которая раньше была невозможна.

Олег Русских: В данном случае мы имеем новые технические средства на службе у гуманитарных наук. Ничего особенного я в этом не вижу. Про качественные прорывы пока не понимаю лично я.

Олег Русских: Динара Гагарина на самом деле завлекает вас и ваших детей на гуманитарные специальности Высшей школы экономики. Потому что сейчас Динара рассказывает о наисовременнейших способов изучения и демонстрации работы с историческими картинами, рукописями и прочим, она фактически нас с вами завлекает, делает образ посыпанного архивной пылью историка значительно более привлекательным в наших глазах. Человек, который идет заниматься историей, может быть и проведет свою жизнь в архивах, но сделает это по-современному, используя все имеющиеся у него в распоряжении возможности науки, техники и bigdata.

Динара Гагарина: Давайте я прокомментирую, почему это всё применимо к историкам и почему это важно. Что такое история? Это отличный фундамент для подготовки людей, которые понимают особенности человека, человеческой психологии, человеческого общения, специфику разных обществ, культур, наций, религий и так далее. Именно это специалисты с широким фундаментом, которые получили навык работы с разными видами информации, потому что историк работает и с текстом, и с нарративом, и с визуальной информацией, и с числами, и с аудио, и с видео. Мы получаем широко подготовленного специалиста, готового работать с разными видами информации, плюс огромным фундаментальным гуманитарным бэкграундом в области культуры, истории. Именно такие специалисты, на наш взгляд, могут и должны создавать продукты, в том числе цифровые, мультимедийные продукты для людей, с пониманием этого бэкграунда. Что еще важно: нет профессии «историк»…

Олег Русских: Почему? Есть… Но при этом Динара права в том, что даже в давние времена говорили, что историк – это не профессия, это образование.

Динара Гагарина: Я тоже склонна считать, что это не профессия, это образование. Это набор универсальных компетенций, которые актуальны для профессий самых разных, в том числе новых и тех, которые только сегодня появляются. Например, для журналистов, data-журналистов, которые, работая с огромными массивами информации, не могут не использовать цифровые методы тоже.

Олег Русских: На мой взгляд, профессия «историк» существует. Кроме того, что есть образование, есть еще и профессия, она отдельная и особая и совершенно понятная.

Динара Гагарина: Какая? Историк? И что он делает, если он историк?

Олег Русских: В смысле? Вы правда не знаете, чем занимается историк?

Динара Гагарина: Я знаю, чем занимается историк. Историк занимается самыми разными профессиями. Он работает в самых разных сферах. Это образование. Я считаю, что мы сегодня в бакалавриате даем образование…

Олег Русских: Но не даете профессию.

Динара Гагарина: Нет. Мы только что за рамками эфира говорили, что большинство пермских журналистов имеют образование историка…

Олег Русских: Вы сейчас эту историю на 90-е не перекладывайте…

Динара Гагарина: 90-е здесь совершенно не при чем. Современное образование вообще, если мы не берем специфические области типа медицины или какие-то отдельные инженерные сферы, -бакалавриат дает образование. И это очень правильно, потому что профессии меняются настолько быстро, что, если мы будем сегодня готовить к одной профессии, мы рискуем просто через 4 года, когда выпустим этих бакалавров, через 4-5 лет эта профессия будет устаревшей.

Олег Русских: Я правильно понимаю, что вы даете своим специалистам – собственно, как у вас кафедра называется, «гуманитарные дисциплины» - вы сейчас не готовите историков…

Динара Гагарина: Нет, это не так…

Олег Русских: …вы готовите гуманитария базового на бакалавриате, который потом, возможно, выберет себе какую-то дополнительную специализацию. Он будет, не знаю, data-журналистом.

Анна Букатова: И он будет настолько классный, что он будет востребован в очень многих сферах, мне кажется так.

Олег Русских: Но ведь не историка делают – делают гуманитария.

Динара Гагарина: Что такое делать гуманитария или делать историка? Я считаю, что история – это главная из гуманитарных дисциплин…

Олег Русских: Боюсь, филологи с вами не согласятся…

Динара Гагарина: Это и прекрасно. Я совершенно осознанно считаю, что история – самая интересная и главная из гуманитарных дисциплин, потому что по сравнению со всеми остальными гуманитарными направлениями мы наиболее универсальны, что ли. В отличие от филологов – я очень люблю филологов, которые работают преимущественно с текстом – мы работаем с разными видами документов, и это очень важно. То есть мы умеем обрабатывать и представить в мультимедийном варианте не только текст, но и другие виды информации. К вашему вопросу о том, что мы не готовим историков: мы готовим историков по образованию, а не по профессии. Мы готовим историков, которые потом могут применить свои полученные знания и навыки в разных профессиях, в современных профессиях, в традиционных.

Анна Букатова: У нас меньше минуты до конца эфира, мне кажется, надо как-то подытожить эту тему.

Олег Русских: Мы можем часами дискутировать на эту тему… Видишь, это очень интересный подход. Правда, очень интересный. Для многих он выглядит достаточно новым, не просто смелым, а идущим вразрез с основными…

Динара Гагарина: Тренд, который мы наблюдаем сегодня – мы идем в сторону digital humanities. Эти центры по digital humanities и образование по нему каждый год открываются по всей Европе, Америке, Канаде, Японии, по всему миру открываются новые бакалаврские и магистерские программы. За 10 лет их количество увеличилось в десятки раз. Программа, которую мы со следующего года модернизируем в Высшей школе экономики в Перми, она соответствует этим трендам, она не идет вразрез.

Анна Букатова: Это очень круто, что у нас в Перми есть такая база и такие специалисты, которые на самом деле в тренде, идут в ногу со временем и смотрят, чем живет Европа. У нас люди даже против социальных сетей бастуют. Конечно, будут споры, и это здорово. Главное противостоять им и все-таки делать этих историков-гуманитариев – XXI века, которые владеют базой, новыми средствами коммуникации и представлениями, это же очень круто.

Олег Русских: Получится ли новый человек? Новый гуманитарий, новый историк?

Динара Гагарина: Получится классический гуманитарий, классический историк, который владеет современными методами и который может работать не только в сфере классической истории.

Анна Букатова: И будет востребован в XXI веке.

Олег Русских: Динара, честное слово, готовы продолжать этот разговор и дальше. Если к вам кто-то захочет – к вам куда?

Динара Гагарина: У нас 20 бюджетных мест, мы всех ждем. Кроме того, чтобы ближе с нами познакомиться, мы проводим в течение года огромное количество разных мероприятий, школ, зимних-летних-осенних-весенних, олимпиад, конференций для школьников, мы разговариваем с родителями. Можно найти нас в социальных сетях, все наши мероприятия транслируются в основном во «Вконтакте», это доступно. Можно просто задать вопросы мне, мои координаты есть на сайте Высшей школы экономики. Мы всем очень рады.

Олег Русских: Друзья, Динара Гагарина, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Высшей школы экономики, пермский филиал. Кто хочет, чтобы их дети стали гуманитариями, историками нового типа – но 20 бюджетных мест…

Динара Гагарина: Есть большие скидки на коммерческое обучение…

Олег Русских: А-а, вот с этого и надо было начинать! Динара, спасибо вам большое, это было очень интересно.

Ведущие: Анна Букатова и Олег Русских 

Слушайте радио «Эхо Москвы — Пермь» на 91,2 FM или онлайн на нашем сайте.


Обсуждение
3352
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.