Верхний баннер
15:08 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.25 € 99.36

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

08:00, 13 августа 2013

Главный тренер ФК "Амкар" Станислав Черчесов на "Эхе Перми"

Теги: Амкар

Вы уже не первый месяц в Перми. Как вам город? На первой своей пресс-конференции вы сравнивали характер, и говорили, что вы чуть побыстрее, а здесь люди вроде как чуть помедленнее. Сейчас по-прежнему так?

- Естественно, я не могу за два месяца поменять Пермь или Урал, а Урал не может поменять меня. Не хотелось бы ни мне в ту сторону. Думаю, что и пермяки останутся такими же. Другое дело, как я и говорил, слышать друг друга, слушать друг друга и правильно воспринимать всё.

У нас есть две пары футболистов, с которыми в команде или в околокомандной  среде были связаны разные вопросы. Первая пара — Волков-Попов. Вы их, условно говоря, «отстегиваете» от состава, простите за терминологию, и здесь ни у кого не возникает особенных вопросов, потому как все понимают, что были времена и были футболисты, уровень. Времена изменились, изменились футболисты, в конце концов, возраст берет свое. Но у многих возникали вопросы о том, как это сделано. Неужели нельзя было сделать это более почетно что ли?

- Во-первых, оба заслуженные футболисты. Тем более, может быть Волков не знает, но будучи спортивным директором «Спартак» (Москва) я хотел его купить за 6 миллионов. Попов - не менее заслуженный футболист, который многое здесь сделал, и в «Рубине» чемпионство, и так далее. Другое дело, что есть главный тренер, который рассчитывает на того или иного футболиста, которого он объявляет. А уже клуб решает, как с ними поступать. Задача главного тренера - определить, кто в состоянии не ему лично, а клубу и команде помочь. Все остальное, как говорится, надо уже обсуждать. В конце концов, клуб встречался с футболистами. Кстати, я всегда сам объявляю такие вещи, глядя в глаза, объясняю почему. Я не люблю передавать полномочия генеральному, второму тренеру. Это показывает уважение к тем футболистам, с которыми ты работаешь.

То есть, в данном случае, церемониал должен был соблюсти клуб?

- Во-первых, клуб этот церемониал, наверно, и соблюдет, потому что у обоих еще действуют контракты.

Вторая пара. Все ли сказано по поводу Пеева и Сиракова?

- Абсолютно всё.

Они возвращены. Это была воспитательная мера?

- Не знаю, поймете вы меня или нет... Как-то все время мы говорим о футболистах, которые на сегодняшний день, по той или иной причине, не играют, которые были отстранены. Мы забываем о тех футболистах, которые работают. Это журналистский принцип. Тренеры, в первую очередь, хотят говорить и говорят о тех футболистах, которые сейчас работают в команде, которые готовились, которые играли с «Крыльями Советов». Давайте поговорим о тех футболистах, которые играют. А - вот эти… Не то, что мы их не любим... Ну раз вопрос задан, значит, надо отвечать, так ведь получается. Никогда не лукавлю. Принцип простой — сам был футболистом, и с футболистами надо быть честным, как и в жизни вообще. Но с футболистами - это особенно. Футболист теряет веру в тренера, который не держит слово - союза не получается. Поэтому надо быть максимально объективным по отношению ко всем. Тогда в команде есть конкурентная среда, вырабатывается определенный дух, и всегребут в одну сторону. Боже упаси, кого-то менять из-за личностных качеств. Каждый - индивидуальность. Другое дело, что есть вещи, которые непозволительны. В данном случае я бы образно сказал — инакомыслие. Раз нам идти в одну сторону, значит надо думать одинаково, а не рассуждать. Люблю думающих, целеустремленных футболистов, которые делают, но не рассуждающих и не обсуждающих. Есть вещи, которые, как подсказывает опыт, надо делать делами, а не словами. Потому что грозить пальцем, как в яслях - так нельзя, в профессиональном футболе так не делается. Я же вижу, как футболисты реагируют. Когда все время пьешь чай с двумя кусками сахара, он тебе кажется несладким. А когда вообще без сахара, тогда начинаешь понимать — оказывается, тот чай был сладким. Это воспитательные меры делом, а не словами.

На предматчевой пресс-конференции вы сказали, что качественно «Амкар», к сожалению, не рос. Да, смогли сохранить место в премьер-лиге, но качественные показатели не росли, и не росли уже достаточно приличное время. Первые игры, первые ваши установки, тактические схемы, упор на определенные позиции, с чем были связаны, например, и скаутские поиски. Перед матчем с «Уралом» - принципиальным соперником, на ваш взгляд, есть ли улучшение качества? Что вы поменяли в структуре команды? На что сейчас нацелены? На что расчет?

- Нацеленность у нас одна: быть командой. Если брать сдвиги в игре, наверное, «Амкар» никогда не доминировал на протяжении всей игры, как в Краснодаре. Хотя, мы эту игру проиграли. Честно говоря, до сих пор не пойму – почему? Наверное, вы тоже. Если брать игровую составляющую, то мы здесь сделали определенный шаг вперед, но в плане очковом мы не добрали. Если брать игру с «Крыльями Советов», то, наверно, надо быть объективным - на победу, по большому счету, мы не наиграли. Как я уже сказал, такие игры иногда и проигрывают. Хотя, если брать опять статистику… 78 процентов владения мячом...
 
По эпизодам?

- Не по эпизодам, а вообще по игре мы владели почти 75 процентов. Наверно, «Амкар» так никогда не владел. В этом плане мы делаем какие-то сдвижки. Другое дело, что есть еще индивидуальное мастерство, и в момент «икс» внутренняя такая страсть, что ли, которая такие игры помогает выиграть 1:0. Игры бывают разные. Если брать тот сезон, по-моему, «Крыльям Советов» «Амкар» дома проиграл 2:0. Значит, по отношению к этому сопернику мы уже очко приобрели, а не потеряли, хотя мы настраивались на победу, и реально расстроились, что этого не произошло.

В 2008-м году «Амкар» занял самое высокое место в турнирной таблице, и как было заметно, во-многом этот результат был продиктован рядом неудач команд из верхней части турнирной таблицы.

- Сомневаюсь.

Нет?

- Нет. Если брать 2008-й, я прекрасно это помню, первая игра была у них в Химках, 3:0 выиграли на выезде, и, как говорится, пошло. Если вы обратите внимание, все-таки в тот год были приобретены те футболисты, которые реально качественно усилили команду. Во-первых, и Нарубин, Белоруков, Черенчиков и компания, как говорится, костяк, были на 5 лет моложе. Они были...

На пике формы.

- ...на пике формы. Хотя могу сказать, что и сейчас они недалеки от своего пика. Просто им надо составить климат в команде, который будет им позволять выходить на этот пик. И были взяты и Дринчич, и Дуймович, и наши болгары были в соку, и Кушев был еще, и вот, пожалуйста, вам готовая команда. И опять же, выиграли, выиграли, и, как говорится, пошло. Надо сказать, что 2008-й год не сравнишь с 2013-м по тому, какие соперники вообще были изначально.

Тогда не было «Анжи» в том виде...

- Тогда не было «Анжи», тогда не было «Краснодара» крепких, тогда не было «Кубани», понимаете, насколько многие команды в этом плане добавили. Вот это я и хотел иметь в виду. Потому что, без обид только, но мы же в футбольном мире, и смотрим. Я же против «Амкара» готовился играть, и с «Тереком», и со «Спартаком». Мы же видим, против кого играем. И мы изначально знали, что да, крепкая команда, в которую не вливается «свежая кровь». Причем, «свежая кровь» качественная.

С вашим приходом в «Амкар», по крайней мере, все приобретения стали объяснимы. Вы сказали перед началом сезона — у нас нет опорника. Есть футболисты, способные сыграть на этой позиции, но они не опорники в чистом виде. Появился Голь, который в первом же матче отдал голевую передачу, пусть и со стандарта, но при этом выглядит на поле весьма неплохо.

Это та самая «свежая кровь»?

Ушел Нийхолт. Прокомментируйте свои кадровые решения в смысле приобретения игроков и в смысле отказа от них.

- Я вообще-то еще экономист по образованию, есть диплом такой. Если менеджерским языком говорить, есть активы, есть пассивы. Когда ты приходишь в команду, надо понять баланс, что мы имеем. Потому что есть футболисты в команде, которые могут быть не задействованы. Во-первых, это бюджет.  Также, кстати, я сделал в «Тереке». Практически бюджет тот же, 12 игроков ушло, 12 пришло. Те же самые деньги, качество игры совершенно другое, результат совершенно другой — 48 очков, а деньги мы платили те же, что и до того. То же самое здесь. Есть цифры, которые надо посмотреть правильно и оценить, что мы можем и что мы не можем.  Поэтому отказываюсь от того, от того не потому, что я их не люблю, а потому что меня наняли на работу. Я должен работать, а не сопли, как говорится, жевать. Поэтому приходится какие-то действия делать. Тот же Нийхолт хороший парень, тренируется. Во-первых, иностранец. И я не вижу ему место, и смысл его держать. Он от меня опять же услышал, что я на него не рассчитываю, это объективно, реально и честно. Потому что 2 месяца трансферный период, ищи себе команду. Он был у нас на сборах. Все-таки он наш футболист, его надо готовить. Но день «икс» приходит, когда уже сформированная команда должна работать отдельно от тех футболистов, которые по той или иной причине на трансферт выставлены. А если брать Януша Гола, да, хорошее приобретение, это футболист определенного уровня, который сразу добавил команде качество. Так бы и хотелось работать. Во-первых, он бесплатно к нам пришел опять.
 
Так же, как Занев...

- Да-да. Есть определенные связи в футбольном мире, и футболисты хотят прийти, и агенты дают своих футболистов, потому что знают, что они прибавят. Вот тот же Занев, пожалуйста, уже в сборной. Поэтому за счет личных связей можно что-тор делать, другое дело, что не всё всегда получается. И нам нужны определенные цифры, чтобы таких игроков парочку-троечку взять, и тогда команда будет совершенно по-другому смотреться. Но все-таки Януш Голь не тот чистый опорник, который у меня в голове.

А за того еще есть борьба, есть вероятность того, что появится?

- Зовут нового тренера, это значит, что человек должен прийти с другими идеями. Все-таки если те футболисты, что у тебя есть, в этот стакан больше не нальешь. Согласитесь, что их можно переставить, добавить физических кондиций, но индивидуальных качеств не добавишь. Поэтому я пришел, и стараюсь свои идеи какие-то, раз вопрос такой задаете, значит, уже понимаете, о чем идет речь. И не футбольных людей, и случайных, убежден, что здесь не будет. Я могу ошибаться, как и все люди, но ошибаться по футбольному.

Опыт игры против «Амкара» помогает тренировать «Амкар»? Вы же неоднократно настраивались на «Амкар» как на соперника. Соответственно, изучали, искали слабые места, работали по этим слабым местам. Сейчас вы вспоминаете те установки?

- Конечно, вспоминаю. Я знаю, на чем мы играли против «Амкара». Кстати, четыре раза играли, три игры мы выиграли. Одну игру проиграли здесь, потому что что грубо ошибся наш вратарь. Во всяком случае мы знали, как играть, не случайно выигрывали. Сейчас соперник нас тоже изучает, поэтому стараемся теперь по-другому как-то строить игру, чтобы нас хотя бы до игры не обыгрывали.

Вам агенты и футболисты часто звонят не как тренеру «Амкара», а как Станиславу Черчесову, к которому очень хочется прийти, не взирая на команду?

- Во-первых, радует, что доверяют, потому что футболисты реально добавляют. Не было такого, чтобы тот или иной «сдулся» что ли. Радует, что многие из клубов, кстати, звонят, чтобы молодых футболистов дать...

Обкатать?

- ...обкатать. Потому что, понимаете, я начал с 12-летних, 15-летних, и так далее, все стадии прошел, причем, этого хотел, а не стать сразу главным тренером, не зная, что там внизу. Поэтому плюс минус знаешь, как с ними работать и достигать определенным результатов.

Ваша команда, тренерский штаб Мирослав Ромащенко, там достаточно известные фамилии по футбольным меркам. Не скрою, я начал следить за вашими выступлениями, когда только начал влюбляться в футбол, 90-91-й год. И фамилия Мирослава Ромащенко тогда же звучала, чуть попозже вместе с вами. Как вы подбирали свой тренерский штаб? Они с вами со времен игроков еще?

- С Ромащенко я не играл. Гинтарас Стауче был со мной. Он был вторым вратарем, когда я играл. Потом я уехал, он стал основным вратарем. Паников работал со мной в «Спартаке» уже тренером. Подбираю просто: во-первых, качества профессиональные, и самое главное, что кровь какой группы. Кровь у них чемпионская. Они неоднократно чемпионами становились, поэтому мне сложно работать с людьми, которые по духу не соответствуют. Любое движение — и люди растворяются. Вот даже сейчас ситуация, что у нас сложилась с нашими футболистами. Никаких сомнений у них тоже не возникает, поэтому они знают, что мы делаем, как это бывает и как чемпионом становиться. Почему так? Хотел, чтобы мы, мои помощники, я вместе росли, вместе ошибались. И есть определенные какие-то вещи, которые понимают с полуслова.

А если вдруг кто-то из них захочет собственную карьеру, отпустите?

- Крепостное право отменили 151 год назад, поэтому такого у нас нет. Если у человека есть желание что-то самому делать, ради бога. Кстати, Ромащенко был тренером молодежного состава, когда я работал в «Спартаке», и он три раза стал чемпионом с ними, поэтому опытный тренер, понимает, что к чему. Думаю, что мы дополняем друг друга в этом плане.

На текущий момент «Амкар» вряд ли может быть командой на первой, второй или третьей ступени пьедестала почета российского чемпионата. На текущий момент это объективно. Как вы считаете, при нынешнем финансовом состоянии, при постепенном подборе игроков, опять же, при Станиславе Черчесове в роли главного тренера, рано или поздно «Амкар» сможет претендовать на чемпионские места в нашем российском турнире? Или для этого, как это часто бывает, все-таки нужны деньги, деньги и еще раз деньги?

- Деньги нужны всегда, другое дело как ими пользоваться. Одному дай 100 евро - он станет миллионером, другому дай миллион - он станет банкротом. Это уже зависит от того, как ты распределяешь все. Другое дело, что... только без обид, все-таки периферийный менталитет, который...

Характерен и для Перми, да?
- Нет, вообще. Я же побывал и там, и там, и там, все время одно и то же. Я и своим футболистам говорю. Видимо, одним в свое время сказали, что вы супер, а другим забыли это сказать. Хотя те, кто супер, ничем не лучше, чем те, которым забыли сказать. Поэтому, во-первых, готовность нужна, во-вторых, убеждение того, что ты можешь. А это моя уже работа. Сам я не раз чемпионом становился, и это вбиваешь в голову футболистам. Когда я одного футболиста брал в «Спартак», мне говорили — так он же из «Гояса», это про Веллитона. И на вопрос, да, это «Гояс», что за клуб, что за город, я им ответил: «Слушайте, а я из Алагира». И дальше что? Кто, откуда, какая разница, если это талант? И сам настоял на Веллитоне, и он стал два раза бомбардиром. Так везде есть. Тут надо объединять все усилия, потому что деньги в футбол не играют. Есть футболисты, которые эти деньги должны зарабатывать.

И отрабатывать.

- И отрабатывать. Вот этим я и занимаюсь. А когда всякие движения происходят в команде, все сразу это воспринимают в штыки.

То есть вы, придя в «Амкар», обнаружили, что здесь ни чемпионского духа, ни духа победителей? А этот стереотип середняка крепкого, причем не крепкого, укоренился здесь?

- Я думаю, что эту болезнь надо убирать.

Лечить.

- Не лечить, а просто надо оперировать, чтобы об этом даже не вспоминать. И это зависит не только от футболистов, это зависит от окружения. Если внимание к команде есть не на словах, а на деле, футболисты это чувствуют. И когда команда прибавляет, уже все хотят в таких командах играть, уже никто никуда не хочет.

И деньги в них вкладывать уже хотят.

- Ну и понятное дело.

Очень часто тренер отвечает на вопрос о целях, задачах. Он говорит: «Наша цель - побеждать в каждой игре». Вы тоже так по маленьким шажкам: наша цель - побеждать в каждой, или у вас есть та видимая цель?

- Ребята, кто чемпионом становился, он всегда хочет быть чемпионом. Другое дело - не надорваться. Вот с этой командой мы еше не были в определенных ситуациях, когда ты уже точно знаешь, что у нас внутри. Допустим, с тем же «Тереком» мы и 0:5 проигрывали, и три игры подряд проигрывали. И я видел, кто как на это реагирует. Отсюда делал выводы. И, в конце концов, увидели, где мы были. И на первом месте были в 10-м туре. Так и здесь. Чтобы команде дать задание или требовать от них - вот быть таким-то, надо знать — способны мы или нет. Это как штангисту накладывать гири, и не сразу 200 килограмм, а по полкилограмма, и потихонечку, потихонечку, куда мы дойдем. Я бы так образно это сказал, чтобы не перегибать палку и психологические проблемы в команде не создавать.


Обсуждение
5700
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.