Верхний баннер
12:27 | ПЯТНИЦА | 17 МАЯ 2024

$ 90.92 € 98.9

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Утренний разворот

06.12.2009 | 22:00
Утренний разворот. День траура.

Ведущий: Это «Утренний разворот» на Пермском «Эхе». И я представлю сегодня тех, кто находится в студии. Анастасия Сечина. Здравствуй, Настя.

Анастасия Сечина: Здравствуйте.

Ведущий: Александр Попов, телеоператор. Александр Попов: Здравствуйте.

Ведущий: Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. И мы начинаем «Утренний разворот». Сегодня по погибшим в Перми объявлен день общенационального траура. Хоронят жертв трагедии. По предварительным данным на текущий момент сегодня похоронят 17 человек. Не исключено, что количество жертв может увеличиться, потому что сейчас в больницах Перми, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска остаются десятки крайне тяжелых пострадавших. Медики воздерживаются от прогнозов и комментариев. Сегодня понедельник, 7 декабря. И мы вынуждены посвящать «Утренний разворот» и, видимо, далеко не последний раз, трагедии, которая произошло в ночь с пятницы на субботу в ночном клубе «Хромая лошадь». Александр Попов, оператор, работал в этот день в ночном клубе. Саша, это именно твои кадры обошли весь мир. Это именно ты работал с камерой в тот момент, когда была произнесена фраза - «Мы горим». И, соответственно, первые кадры на улице точно также твои. Расскажи немного о том, как ты, вообще, оказался в этом ночном клубе, что происходило там, на вечеринке, с самого начала. Я так понимаю, что ничего ведь не предвещало никакой трагедии. То есть, обычная вечеринка. То есть, обычная работа.

А.П.: Обычная вечеринка. В день рождения «Хромой лошади». Поэтому и люди, которые пришли, они приходили туда исключительно, по-моему, по пригласительным билетам. Ну, и вот до часу, именно в час началась, или начиналась программа, вот. Клуб был забит под завязку.

Ведущий: Скажи, пожалуйста, то есть, я правильно понимаю, что до момента пожара там даже какого-то как такового шоу еще не происходило?

А.П.: Искры, которые попали на потолок, они вылетели в потолок, как раз, в первые секунды выступления антре. Вот началось действие, используя пиротехнику, то есть, как бы, привлечь внимание, как обычно, и дым, и выступление. Вот это и послужило началом… оно и пожара… сразу же, так или иначе, пожар именно с этих искр начался. Ну, а шоу продолжалось.

Ведущий: Скажи, пожалуйста, как-то отложилось в голове, может быть, потом уже прокручивал в памяти, как вообще вспыхнул этот фейерверк? Не совсем понятно. То ли это были какие-то заряды у кого-то в руках, то ли они были установлены на сцене?

А.П.: Я могу говорить о том, что видела моя видеокамера. Потому что это является и доказательством. И нельзя, здесь уже точно нельзя быть субъективным. Потом уже отматывал видео, и просматривал сам. Поскольку очаг пожара был вне моего сектора, а моей сектор, то есть, угол моей съемки был как раз, скажем так, от параллельного фейерверка, то зная, что они стартовали параллельно, мы нашли те кадры, в которых, так или иначе, получилось у меня зафиксировать о том, что искры долетали до потолка и в потолке…

А.С.: Но этот фейерверк, он был установлен на полу на сцене?

А.П.: Да, он был на заднем плане. То есть, он за исполнителями должен быть.

Ведущий: Что происходило дальше? Мы видели ведь только отмонтированные кадры?

А.П.: Нет.

Ведущий: Или мы видели ту съемку, которую ты гнал сплошняком?

А.П.: К сожалению, а, может, не, к сожалению, я не выключал камеру в тот момент. И камеру я выключил только тогда, когда пришлось переходить из-за столба. Я стоял вместе с ребятами, кто выступал на сцене вот здесь, между ними и зрителями. А краем глаза, когда было действо, да, все равно мы крутим головой, я посмотрел на потолок. Как раз в том месте, откуда начался пожар. Дело в том, что меня… не знаю, видимо, не только я, может быть, и кто-то еще видел, на потолке что-то такое. Ну, я подумал, что это иллюминация. Использование вот в концертных выступлениях.. сейчас уже 21- век, да, мы используем свет, мы используем звук, дым, какие-то еще такие, не знаю, световые, ну, полный набор выразительны средств. Поэтому разглядеть пожар вот даже в ближайшие… даже вот если он сейчас происходит над тобой, просто нереально.

А.С.: Ну, а за сколько секунд пришло осознание с того момента, как вспыхнуло, и кто-то сказал «горим»?

Ведущий: И до момента, вот я даже уточню, когда люди начали эвакуироваться?

А.П.: Я думаю, 5 секунд, я понимаю, 5 секунд. Все дело в том, что… понимаете, люди пришли смотреть на шоу. Ведь никто не знает, что, допустим, это, вдруг это было заложено в шоу. Огонь над человеком, когда он на потолке, наверно, психологически не воспринимается никак. Огонь должен быть так это, снизу, и вот мы видим, как пламя. А когда он над тобой, между потолком и этим декоративным потолком, я уверяю вас, что вот пока те кадры, где большие… где уже полилась эта пластмасса, ??????? (неразборчиво), вот до того момента вполне можно было думать и ожидать, что это происходящее вот как заложенное программой.

Ведущий: Люди сидели за столами, когда уже полыхал потолок?

А.П.: Да, я не понимаю, почему не было вот… на кого-то он капал, понимаете. Возможно, эти люди просто думали - ну, блин, круто у вас тут, ребята. Вот сейчас я понимаю, что, кроме меня, поскольку я был к ним боком и спиной, моя камера пошла на потолок благодаря тому, что на девушке, вот которая паслась, и у которой был день рождения, та, которая первая вышла на сцену, я уже видел, что на затылке у нее чего-то светится абсолютно с другой стороны и другого цвета. И когда она уже повернулась, я следил за ней, я уже понял, что что-то происходит. Я абсолютно машинально повернул…

Ведущий: Минута, две с момента начала пожара? 30 секунд? По ощущениям, сколько произошло до того, момента, когда люди вскочили из-за столов и начали бежать?

А.П.: Мне кажется, мы все в тот момент приклеились к потолку. Это несколько секунд всего.

А.С.: А кто крикнул «пожар»? Это был кто-то из посетителей

А.П.: Все дело в том, что так ведь никто и не крикнул, что «пожар», слава богу, да. Вот на первые секунды это спасло от паники. Ну, а потом, а потом это все было достаточно быстро. Я вот сейчас могу сказать, там, до дверей от того места, где я стоял, когда уже перешел, шагов, может быть, 8-9. Но когда я уже направился, да, там, все равно раздумья. Ты не понимаешь, когда попадаешь в пожар, что надо чего-то сразу делать. Мозг начинает прорабатывать. Ну, как пожар? Не должно быть, вроде. Сверху, тем более, ну, что такое. Это, вообще, необъяснимые какие-то такие движения. Первые-то шаги были такие ровные, плавные.

Ведущий: Потом видно, что у тебя дергается камера, и ее застилает дымом. Дым появился моментально?

А.П.: Да, уже буквально секунд через 10-15. Вот когда первую дверь мы покидали, когда пытались ее открыть, это было видно, да…

Ведущий: Ты был одним из первых, кто успел уйти?

А.П.: Нет, нет. Передо мной, поскольку идут люди, я уже не мог быть первым. Я был один, наверно, вот.. я считаю, что я в середине был. Свет погас. Я выходил на крыльцо.

А.С.: А свет погас через какое время, после того, как загорелся потолок?

Ведущий: Нам очевидцы говорили, что почти сразу.

А.П.: Почти…

Ведущий: Но никто не уточнял, что это значит «почти».

А.П.: Ну, это можно по моему тайм-коду установить вообще все точно. С того момента, вот я говорю, у меня был перерыв, когда я переходил. Ну, ее, знаете, не сразу так соображаешь, что надо снимать. Все равно маленький испуг, он наверняка присутствует. Хотя и до конца я так и не понимаю, что же произошло.

А.С.: Сколько человек успели выйти? Я вот так этого до сих пор и не знаю.

А.П.: Я не могу это сказать. Но вот все, кто был передо мной, вышел.

А.С.: Ну, это 10 человек

А.П.: Нет, это, наверно… вышло, наверно, человек все же 40-50 точно. Ну, а потом мне потребовалось какое-то время, чтобы немножко прийти в себя. Потому что…

Ведущий: Вслед за тобой еще выходили?

А.П.: Да, вслед за мной еще выходили. Выходили уже те, кто мог передвигаться, вот уже даже практически без одежды, уже обгоревшие. Вот они все еще могли выходить. Их там попытались кто-то выталкивать. По моему видео видно, что в первые секунды и охрана так вела себя непонятно. А самое страшное, мне кажется, вот сейчас, когда я смотрю уже трезво, да, я понимаю, что, как бы, это не я снимал, а кто-то, и покажите мне, что произошло. Когда народ ринулся, люди, которые находились в тамбуре, вот в помещении, где раздеваются, они же пытались заглянуть, что же, куда вы там все? Это создало определенную давку.

Ведущий: Нам говорили, что в первые минуты люди еще стояли у гардероба, пытались получить одежду.

А.П.: Люди выходили при пожаре, подходили с бирками к гардеробу. Никто не понимал, что надо просто уже бежать. Хотя непонятно. Первые всполохи дыма застали меня уже у первой двери. Дальше мы уже выходили в полной темноте. Потому что дым был черный. И даже моя лампочка не могла пробить. Лампа достаточно сильная.

А.С.: Вот то, что я вчера слышала с пресс-конференции, в прокуратуре говорили - три вдоха вот этого дыма ядовитого, и человек падал в обморок. Ну, я так понимаю, Это не совсем так? Или это уже потом, несколько позднее?

А.П.: Наверно, скорее всего, в прокуратуре не уточнили не концентрацию, наверно…

А.С.: Ну, во всяком случае, один из людей, который также там находился, он говорил, что он пришел в тот момент, когда все это началось. Он сдал одежду, он сделал пару шагов и начал терять сознание. Потому что вот это уже был тот момент, когда пошел дым.

А.П.: Ну, я не совсем согласен. Поскольку все же мы успели выйти. Тогда получается, и мы бы не должны были выйти.

Ведущий: Саша, вот ты вышел на улицу, пришел в себя. Что происходило на улице потом? Камера у тебя продолжала работать. Мы эти кадры тоже видели. А.П.: Ну, не совсем. Я чуть-чуть отключил, немного все же отключение произошло. Потому что мы с камерой попали в черный дым. На кассете видно, что вот сбой на кассете. Все же что-то случилось. То ли камере досталось этого тоже немножко этого дыма. Но, так или иначе, во-первых, я проверил девушку, за которую я схватился. Вот по-другому это не назовешь. Мы вышли. Я вот стоял рядом с ней. Ну, во-первых, мы обернулись, посмотрели. Она заплакала. Ну, раз заплакала, я так понял, что все нормально, значит, ну, истерика, значит все хорошо. Ну, на тот момент мне так показалось. Я несколько обошел. Но первое, что я хотел, я хотел закурить. Мы же выскочили и выбежали из зала вот в чем были там. Кто-то бежал с рюмкой, с бокалом. Вот, понимаете, это не было ощущение, вот пока не погас свет…

Ведущий: Казалось, что сейчас еще немножко, и все вернутся.

А.П.: Все вернутся, да. И говорю, это можно было… первые секунды, вот почему не было эвакуации. Ведь не я один смотрел на него. Я уверен, что среди выживших вот сегодня могут сказать, что, да, смотрели они на этот потолок, краем глаза видели, что какое-то действо там, помимо нас, разворачивается.

Ведущий: Говорят, кто-то эвакуировался через служебный вход. И персонал потом пытался через него же выводить оставшихся людей или выносить.

А.П.: Не знаю. Служебный или, как его сказать, черный вход, он расположен с другой стороны здания. О его существовании…

Ведущий: За сценой?

А.П.: Да …мало, кто знал. Потому что там есть надпись – «Служебное помещение».

А.С.: А вот какое-то время после возгорания и после того, как погас свет, я понимаю, сложно это помнить, но горели надписи «Выход», что-то еще, вот человечек, идущий к двери? Ну, насколько я понимаю, должны действовать даже тогда, когда электричество выключается основное.

А.П.: Ну, поскольку мне сложно об этом судить. Я на крыльце попал в отключение, уже даже выйдя за пределы его, да. Ну, потом, поскольку люди все же выходили, значит, охрана сообразила, и начала предпринимать.

А.С.: А что ты имел в виду, когда сказал, что охрана поначалу как-то странно себя вела?

А.П.: На моем видео есть такой момент. Из-за чего же это все случилось? Двери-то не могли открыть – ни первую, ни вторую, ни третью.

Ведущий: Полностью створки?

А.П.: Створки. Их почему не открыли?

Ведущий: То есть, была просто открыта одна створка.

А.П.: Одна створка.

Ведущий: Когда мы говорили про то, что из клуба могут выйти два человека одновременно…

А.П.: Не могут.

Ведущий: Мы ведь имели в виду полностью открытые двери. То есть, там одна створка была закрыта. Выходить можно было только по одному?

А.П.: По одному. Плюс люди, которые выскочили в тот момент, курили, они пытались зайти назад. Опять же действия двух людей на охране уже на второй двери, по видео видно, вот я нисколько же не придумываю, подняли головы, посмотрели. Не отодвинулись, еще сузив проход. Кто был в «Хромой Лошади», знает, заходишь, предъявляешь пригласительный или входной билет. Это 50 сантиметров. Дальше тебя встречает охрана - покажите, в чем вы, продемонстрируйте, там, дамы, содержание сумки, нельзя заходить с оружием. То есть, перестраховавшись вот так, они перестраховались от того, что эвакуация началась, когда уже отключился свет. Мне так кажется. До этого это было по наитию, и коллективно, и разумно. Вот люди просто те, кто чего-то сообразил, что надо бежать, они и пошли.

Ведущий: Пожарные. Когда они прибыли?

А.П.: Мне трудно сказать. Мне вообще показалось, что первый пожарный прибежал пешком.

Ведущий: Там пожарная часть была рядом. Я ничуть в этом не сомневаюсь.

А.П.: Хотя, я говорю, я в тот момент, вот когда я уже вышел на улицу…

Ведущий: Единственное, что может пожарный без техники, без машины?

А.П.: …и некоторое время я не совсем думаю, что вел себя, наверняка, адекватно. Поэтому… Тем более, я удалился от дыма, от всего, я ушел практически в парк, ну, там, вздохнуть, откашляться. Ну, все равно, я тоже попал же в этот дым. Поэтому вот… потом уже прибыли все равно пожранные. Ну, пожарные – 200 метров. Расчет поднимается полторы минуты. Тем более, кто-то умудрился позвонить и сказать, что пожар. Может быть, кто-то из охраны успел вызвать.

Ведущий: Они говорят, сами пожарные говорят, что к ним прибежал человек.

А.П.: Может быть, и так. То есть, тот, который выходил еще раньше меня.

Ведущий: Возможно. Когда пожарные прибыли, на что можно было тогда обратить внимание? С чем они столкнулись? Они тушили, вообще, тот пожар? Или они только выносили людей? Непонятно.

А.П.: Первые пожарные, которые, заскочили, возможно, за моей спиной, потому что я там был, уже. То есть, я еще находился в парке, они произвели разведку. Но получилось так, что огня большого не было. Была большая задымленность. Скорее всего, огонь, съев весь потолок, да, вот все равно как-то приостановился. Даже обратная тяга, которая, да, точно существовала, поскольку двери открыли, и пошел поток, огонь сам по себе, по-моему, приостановился. Вот огонь съел все, что можно было съесть. И остановился. Ну, вот люди же погибли из-за отравления.

А.С.: Ну, да. То есть, вот люди перестали выходить, потому что они, просто большинство из них потеряло сознание, насколько я понимаю.

А.П.: Мне кажется, еще была потеряна пространственная ориентация. Отключился свет. В здании и внутри расположено же так, плюс люди были готовы к большому числу клиентов. Столы. Вот, если разобраться, вот тот, кто был в ночном клубе «Хромая лошадь», вот с самой дальней площадки, выключив свет, никто не дойдет даже вот… Вот света если просто не будет, будет хороший воздух, до двери там человек пойдет, минуту он будет натыкаясь. Даже если кто-то, не знаю, перестав дышать, намеренно полз, он все равно спотыкался о соседей, о стулья, от всего.

А.С.: Ну, основная задача пожарных была не тушить, а выносить людей

А.П.: Скорее всего, вот этим и началось. Прошло же какое-то время. Первое время перед крыльцом никого не было. Вот не выносили… То есть, еще люди умудрялись выйти. Обгоревшие, там, с всем, что можно вот с этим сгоревшим потолком на себе. И первый человек, которого вынесли, вот он у нас есть, он полубоком лежит. А потом… потом количество пострадавших стало увеличиваться просто на глазах. Людей выносили.

Ведущий: Александр Попов, телеоператор, который работал в эту ночь в клубе «Хромая лошадь». И автор кадров, облетевших весь мир, был у нас в эфире. Саша, большое тебе спасибо.


Обсуждение
40748
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.