Верхний баннер
23:57 | СРЕДА | 15 МАЯ 2024

$ 91.26 € 98.83

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Утренний разворот

01.09.2011 | 12:57
Современный школьник
Теги: дети

Роман Попов: Здравствуйте, друзья. Это «Утренний разворот» на пермском «Эхе». Роман Попов, Нина Соловей.

 

Нина Соловей: Доброе утро. За пультом звукорежиссера Антон Мелехин.

 

Р.П.: И у нас сегодня в гостях Николай Захаров, ректор РАЕН, если я правильно понимаю, Российской академии естественных наук, академик МАНО. Ну, сейчас Николай Николаевич будет расшифровывать, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Николай Николаевич Захаров. Ну, и, конечно же, ректор Прикамского социального института. И, как я уже говорил, один из идеологов и основоположников здесь в Прикамье системы непрерывного образования. Николай Николаевич, здравствуйте.

 

Николай Захаров: Здравствуйте.

 

Р.П.: Вот мы вас специально позвали 1 сентября для 98 того, чтобы поздравить с Днем знаний лично.

 

Н.З.: Спасибо.

 

Р.П.: Николай Николаевич, и все-таки не так много у нас времени в этой части «Разворота», всего лишь 20 минут. Скажите, а вот что за ребенок нынче пошел? Вот чем у нас современные дети, которые во втором классе, в третьем, четвертом, и, может быть, те, которые идут в первый класс, чем они принципиально отличаются от тех, которые шли в первый класс десять лет назад?

 

Н.С.: Кроме того, что они знают, что такое компьютер, и у них у всех есть сотовые телефоны.

 

Н.З.: Конечно, это главная отличительная черта современного ребенка. Потому что трудно, наверно, представить маленького человечка в пятилетнем возрасте, который не знает, что такое сотовый телефон, что такое компьютер. Вот мои внуки с удовольствием в пять лет включают видеоприставку, пользуются компьютером, игровыми различными играми, ну, на мой взгляд, достаточно сложными. Поэтому иногда меня внуки учат, как чем надо пользоваться и как включать ту или иную техническую новинку. Современные дети, они очень славные в том смысле, что они совсем другие. И это естественно, потому что время идет вперед. Меняется мир, меняется техника, меняются возможности родителей. Потому что еще несколько лет тому назад о многих вещах, ну, не каждая семья могла себе даже позволить мечтать. А сейчас это в порядке вещей. И поэтому у детей, с одной стороны, появляются огромные возможности для самореализации, а, с другой стороны, где-то наступает элемент какой-то вседоступности, вседозволенности и привыкания ко всему хорошему, что уже есть. И если раньше ребенок стремился больше познать, узнать, вот для себя открыть мир, то сейчас он более прагматично смотрит. Можно зайти в Интернет и можно просто получить информации. А как это произошло, а когда это было создано. То есть, конечно, с одной стороны, любознательность, с одной стороны, стремление постичь что-то новое, с другой стороны, ну, привыкание ко всему хорошему, что свойственно любому человеку. И нам с вами тоже это свойственно. Мы тоже привыкаем ко всему хорошему значительно быстрее, чем к плохому.

 

Н.С.: И удобному.

 

Н.З.: И удобному. И поэтому, когда приходят дети к нам в школу, мне всегда радостно, потому что это дети, которые имеют искорки в глазах. То есть меньше стало тех проблем, которых было несколько лет, может быть, тому назад. Сейчас они более открытые, они более готовые к постижению всего нового. Им хочется многие вещи сделать быстрее. И то, что сейчас в школах идет колоссальное перевооружение, в том числе, и техническое, и когда в первом классе уже не является новинкой смарт-доска, видеопроектор, ноутбук, электронный учебник и так далее, это, конечно, свидетельство, во-первых, того, что мы достигли определенного уровня, в развитии образования, с другой стороны, ну, действительно, детям очень приятно становится учиться. Потому что самое главное – научить ребенка учиться и сохранить вот эту потребность мотивации на учебу на протяжении всех лет обучения.

 

Н.С.: Ну, вот сегодня много говорят о появлении новых стандартов и том, что как раз они в основном направлены на то, чтобы ребенок не зубрил, не заучивал, а получал ту информацию, которая ему точно пригодится, которая ему точно нужна. Вот как вы к этому? Поддерживаете эти новые стандарты?

 

Н.З.: Знаете, я поддерживаю новые стандарты.

 

Н.С.: И реальны ли они?

 

Н.З.: Вы знаете, может быть, не всегда они реальны на первом году освоения. Наша школа уже второй год работает по новым стандартам. И мы понимаем, что нужно, прежде всего, обучить педагога и подготовить его к восприятию нового.

 

Н.С.: Двадцать лет преподавал по одному, а сейчас по-другому.

 

Н.З.: Да. Очень сложно. Но, тем не менее, в Пермском крае все учителя, которые переходят на новые стандарты 1 класса, они все прошли курсы повышения квалификации. Большинство школ уже укомплектованы технически и методически. Почти все школы получили новые комплекты учебников, хотя, вы сами прекрасно понимаете, для всей страны напечатать учебники к 1 сентября было невероятно сложно. Тем не менее, укомплектованность учебниками очень высокая. И сейчас остается только одно - чтобы родители помогли ребенку и школе вот работать по новыми стандартам. Понимаете, в чем дело? Мы можем с вами о себе сказать. Вот кто из нас после того, как он поработал 10 лет за компьютером, может написать заявление об отпуске?

 

Н.С.: Я уже письменную речь не воспринимаю.

 

Н.З.: Понимаете? И поэтому нам нужно просто понимать, что реальности сегодняшнего дня таковы, что без компьютеризации в процессе обучения и нашей жизни даже на бытовом уровне, ну, просто нельзя представить современное общество. Поэтому дети сейчас будут, естественно, меньше читать книг, с одной стороны, это плохо. А с другой стороны, они могут выбрать то, что их интересует вообще вот в Интернете, они могут почерпнуть колоссальную информацию. Да, у нас еще много нестыковок. Ну, например, выпускной экзамен ЕГЭ по информатике сдается без компьютера. Это нонсенс. Понимаете? Но к этому уже сейчас все и готовится, чтобы вот с будущего учебного года и даже информатика была с компьютером. А с другой стороны, а почему ЕГЭ нужно сдавать без компьютера? Ведь понимаете, в чем дело? Выпускник должен показывать, прежде всего, способность получить необходимую информацию и использовать ее в том или другом случае. Если информация сама по себе, а возможность ее использовать – это вроде другой пласт, то мы получим человека, который умеет только полуфункционально развиваться. То есть вот он информацию нашел, а что дальше с ней делать, он не знает.

 

Н.С.: И останется ли она у него в голове, и сможет ли он ее использовать, когда у него нет под рукой компьютера?

 

Н.З.: Совершенно верно. Поэтому я за то, чтобы все-таки мы традиционно все-таки научили ребенка читать. Потому что даже сказка, прочитанная самим ребенком, она воспринимается иначе, чем сказка, услышанная по радио в исполнении народных и заслуженных артистов.

 

Н.С.: Конечно.

 

Н.З.: Да? Потому что это сотворчество. Вместе со сказочником ребенок играет определенную роль. Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Ивана-дурака и так далее. Он переживает целую жизнь, он переживает какой-то эмоциональный заряд, то, чего не может дать просто техническая приставка в современной технике.

 

Н.С.: Ну, и развивает воображение, которое нужно даже при компьютеризации.

 

Н.З.: Конечно. Потому что вот сейчас самое главное, чтоб ребенок не потерял способность удивляться, не потерял способность восторгаться жизнью. Поэтому я всегда начинающим учителям говорю – вот вы знаете, урок начинается не тогда, когда вы говорите правильные вещи, а вот вы вышли в лес, показали листочек клена, осины, чтобы весь класс вот просто увидел вот этот листочек и порадовался, какой он красивый, какой он замечательный, чтобы каждый мог его описать теми средствами, которыми он может. И тогда и творчество развивается, и все остальное.

 

Н.С.: Возвращаясь все-таки к тому, какие сегодня дети. Я не знаю, как у Романа, когда мы учились, была большая проблема с мотивацией. То есть я, честно говоря, вообще воспринимала школу, что нужно поскорей ее закончить, чтоб осуществилась быстрей моя мечта, там, вырасти взрослой и стать тем-то, тем-то.

 

Р.П.: А я получал невероятное наслаждение. Я прекрасно помню, может быть, не каждый год и не в каждом классе, но я помню это ощущение. Мне нравилось ходить в школу. И оно у меня осталось. Вот сейчас. Возможно, были какие-то моменты , когда я не хотел, было неприятно, еще что-то. Но у меня осталось ощущение…

 

Н.С.: То есть у тебя был мотив - тебе нравилось ходить в школу, тебе повезло с учителями, видимо, повезло с классом. Я ходила в школу, потому что нужно ходить. И мама мне говорила - так, я закончила школу, сейчас ты учись. И я только так это и воспринимала.

 

Р.П.: Как с мотивацией современных детей?

 

Н.С.: Да. Мотивируют чем они?

 

Н.З.: Ну, вы знаете, конечно, мотивация ребенка, который вышел из детского сада и пошел в школу, мотивация, как правило, 150-200 процентов. Он хочет быть первоклассником. Он уже взрослый. Это уже не детский сад. Это же первый класс школы. Потом все происходит по-разному. Если замечательный педагог, он может держать этот интерес на протяжении всей начальной школы. Если с педагогом, не дай бог, не повезло, у ребенка все меньше, меньше желания с радостью ходить в школу и все больше принуждений и уговоров родителей. Вот мы тебе купим то-то и то-то, если ты закончишь класс с такой-то оценкой. Вот это, конечно, страшно.

 

Н.С.: А то вырастешь и будешь мыть туалеты.

 

Н.З.: Естественно.

 

Р.П.: Хороший вопрос пришел по ICQ. « А как относиться к разнице в достатке? Кто-то богатый и на машине с водителем в школу, а кто-то в стоптанных башмачках, и все в одном классе. Как вот это сглаживать?»

 

Н.З.: Вы знаете, это все хорошо, что забыто у нас было в советской школе. Вот я ходил в шерстяной форме, в фуражке, с большим ремнем, с пряжкой. Все мы в классе были одинаково одеты. Может быть, у кого-то достаток был больше, у кого-то меньше, но он нивелировался школьной формой. Мы сейчас вынуждены к этому возвращаться. Потому что не всегда хорошо, когда ребенок в 9-м классе приходит в бриллиантовых украшениях. Не всегда хорошо, когда сотовый телефон стоит 25 тысяч рублей. Потому здесь очень важно, чтобы были мудрые родители. И даже тогда, когда они могут позволить себе ребенку все, но они все-таки воспитывали его быть более скромным в том коллективе одноклассников. Потому что не показатель, на какой крутой машине тебя привезли родители. Главный показатель - что у тебя в голове, что ты сам из себя представляешь. И поэтому там, где попечительский совет, родительский комитет это хорошо понимают, вместе с педагогами устанавливается паритет вот этих интересов. Ну, а существует ведь очень много социальных, так сказать, стимулов для того, чтобы нивелировать эти вещи. Потому что в последние годы дети стали значительно меньше питаться в школе из-за того, что питание достаточно дорогое. Но ведь несколько тысяч пермских школьников питаются за счет бюджета. Следовательно, ну, пусть один раз в неделю они нормально будут питаться. Потому что это вот именно, когда детская экономия, что нужно деньги сэкономить на что-то другое…

 

Н.С.: На чипсы.

 

Н.З.: На чипсы, там, я не знаю, на жевательную резинку и так далее, это подвергает атаку их здоровью, потому что здоровье, увы, сейчас у большинства детей не такое замечательное, как хотелось бы.

 

Р.П.: Дети жестоки, дети задиристы, дети грубее общаются с учителями, учителям сложнее работать в школе. Вообще, это фразы последних лет. Несмотря на то, что еще Сократ говорил о наших детях, как тяжело жить с новым поколением, но именно проблема взаимоотношения жестокий ребенок и учитель, которому сложно работать с этим жестоким ребенком, с ребенком, который кричит о своих правах, с ребенком, который может кидаться учебником, это проблема последних лет. Как она может решиться?

 

Н.С.: Всегда так было. Всегда подкладывали кнопочки.

 

Р.П.: Не сталкивался. Понимаешь, когда был ребенком, не сталкивался.

 

Н.З.: Дело в том, что, безусловно, мы ведь в школе не живем в изолированном пространстве. Мы смотрим те телевизионные программы, которые идут, мы смотрим те фильмы, которые культивируют насилие, жестокость. Но я считаю, что вот если учитель, воспитатель найдет возможность посмотреть в глаза ребенку на одном уровне, быть глаза в глаза, вот тогда наступает удивительный поток взаимопонимания. Вот я, например, воспитателям всегда говорю – уважаемые коллеги, сядьте на коленки, будьте на одном уровне с глазами детей, не надо на высоком табурете сидеть и ментовским тоном говорить – Петя, не смей, Вася, сядь, это не делай, то не делай. Вот постарайтесь понять ребенка. И я то же самое говорю родителям. Когда родители сядут на пол вместе с ребенком, когда они будут видеть его глаза, вот наступает удивительный момент взаимопонимания, взаимопроникновения. И поэтому жестокость можно победить добротой. Ничего другого не придумаем. Вот нужно воспитывать ребенка быть мягче, добрее друг к другу, потому что, если он сам жесток, то рано или поздно другие будут еще более жестоки по отношению к этому ребенку. И последствия будут иногда, ну, просто трагическими.

 

Н.С.: Мне хочется обратиться к тому, что вы один из идеологов той системы непрерывного образования. Как вы считаете, кто все-таки должен определять профориентацию ребенка? Родители?

 

Р.П.: И самое главное – когда?

 

Н.С.: Да, и когда? То есть, сегодня он хочет играть в футбол, завтра вдруг он увидел по телевизору скрипача, ему захотелось быть скрипачом и так далее.

 

Н.З.: Вы знаете, это совершенно естественный момент. Ребенок сначала хочет быть водителем автобуса, трамвая, продавцом мороженого, например. Это естественно. Но я считаю, что нормальный осознанный период подготовки к профессии должен начинаться уже в начальной школе. То есть мы, к сожалению, из своей практики убрали то, что раньше у нас было, когда мы знакомили детей с миром профессий. Мы готовили к выбору профессии. Мы давали определенные навыки ребенку для того, чтобы он знал. Вот сейчас очень много гуманитариев. А почему? Почему все хотят быть гуманитариями? Почему все хотят быть госслужащими, юристами, экономистами, менеджерами? Да потому что из школы ушел труд. Ребенок перестал трудиться. Он перестал делать что-то собственными руками. И поэтому представить себя на производстве, инженером ему же очень сложно. А без мотивации, что нужно учить математику, нужно учить физику, химию, ну, естественно, представить себе, что у нас будет много инженерно-технических работников невозможно. Поэтому вот я, например, считаю - ранняя профориентация, подкрепленная пробой сил ребенка в различных видах трудовой деятельности, позволит ему сделать тот выбор, который он должен сделать. Вот сейчас ведь очень многие выпускники, подавая заявление в несколько вузов, их не интересует специальность будущая. Их интересует проходной балл, куда они поступят. Но человек, который не мотивирован на будущую профессию, поступив и получив престижнейший диплом, ну, каким специалистом они будет? Сколько процентов остается по своей профессии дальше? И, конечно, общество теряет огромные деньги. Потери - триллионы рублей от того, что мы не смогли воспитать человека, готовность к выбору профессии.

 

Р.П.: Николай Николаевич, последний к вам вопрос. Я возвращаюсь на несколько минут назад, когда мы говорили об учителе, который должен сохранить мотивацию к обучению ребенка. Вот родитель. Вот он приводит своего мальчика, девочку в первый класс к новому человеку. Он его не знает. У него нет опыта родительского еще полностью. Это первый ребенок. А как распознать такого учителя?

 

Н.З.: Ну, самый простой момент – посмотреть в его глаза. Вот если горящие глаза, не уставшие еще от школьной жизни, от прозы школьной жизни…

 

Н.С.: Если он не говорит - мне за это не платят.

 

Н.З.: Да, и если он никогда не говорит только о финансах, а он говорит о том, как он может помочь ребенку постичь школьное образование, вот это, вероятно, ??????? (неразборчиво). Он должен больше улыбаться. Он должен уметь веселиться вместе с детьми. Он должен уметь ходить в туристические походы. Он должен вместе с детьми играть. Потому что без игровой деятельности нельзя ничего сделать в современной школе. И игра не только в первом классе, но игра и в восьмом, и в девятом, и в одиннадцатом классе.

 

Н.С.: Позвольте от меня тогда последний вопрос. Не могу не задать. Как вы относитесь к такой формуле, что сегодня все должны быть успешные? Не ломает ли это сознание детей, когда ты должен быть успешным? А успешным, значит, богатым. Для этого ты доложен учиться. Не все же должны быть первыми и лучшими.

 

Н.З.: Безусловно. Я считаю, что вот как раз через систему профориентационной работы мы могли бы сформировать определенные установки у подростков, что для того, чтоб быть успешным в жизни, нужно много знать, многое уметь и желать достичь своей цели. Без этой мотивации не будешь ни богатым, ни успешным.

 

Н.С.: Но успешный не обязательно ведь самый лучший. Просто рабочий человек, он ведь может быть и человеком хорошим. Правильно?

 

Н.З.: Он может быть замечательным человеком, иногда даже зарабатывать больше, чем тот менеджер плохенький, который работает в магазине, или педагог, и врач, и так далее. То есть все зависит от призвания человека, насколько он сумел раскрыть свои способности. Счастлив тот, кто себя реализовал полностью.

 

Н.С.: Еще тысяча вопросов осталась к вам, но…

 

Р.П.: Но уже не осталось времени. Николай Захаров, ректор Прикамского социального института, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, академик. Еще раз – с Днем знаний вас, Николай Николаевич.

 

Н.С.: С праздником.

 

Р.П.: Огромное спасибо, что пришли.

 

Н.З.: Спасибо. Я поздравляю всех учителей, всех родителей, всех детей с этим замечательным праздником.


Обсуждение
1780
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.