Верхний баннер
00:57 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

29.10.2014 | 13:01
«Великая княгиня Елизавета Федоровна – фигура не только российского, но и мирового масштаба. Ее связь с Прикамьем достаточно важна для нашей земли», - Дмитрий Софьин
Теги: история

Ведущий: Вячеслав Дегтярников

Гость: Дмитрий Софьин, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории ПГНИУ.

«Великая княгиня Елизавета Федоровна – фигура не только российского, но и мирового масштаба. Ее связь с  Прикамьем достаточно важна для нашей земли», - Дмитрий Софьин
«Великая княгиня Елизавета Федоровна – фигура не только российского, но и мирового масштаба. Ее связь с Прикамьем достаточно важна для нашей земли», - Дмитрий Софьин
- Тема нашего сегодняшнего эфира связана с юбилеем, грядущим в ноябре. 1 ноября исполнится 150 лет со дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой, Великой княгини, которая связана с нашим краем. Так случилось в ее жизни, что какой-то период она провела здесь. И с учетом того, что Свердловская область тогда входила в состав Пермской губернии, жизнь ее и закончилась здесь, в Алапаевске. Этот год юбилейный. 100 лет со дня ее приезда на территорию Пермской губернии и вот 150 лет со дня ее рождения. Дмитрий, мы понимаем, что наши слушатели просвещенные. Но, тем не менее, давайте напомним, кто такая Елизавета Федоровна Романова, ее биографию кратко. И, наверное, скажем о ее значении не только для России но и для всего мира в целом.

- Великая княгиня Елизавета Федоровна родилась 1 ноября 1864 года в Дармштадте. Она была урожденной Гессенской принцессой. В 1884 году она выходит замуж за великого князя Сергея Александровича, родного брата царствовавшего тогда Александра III. И с тех пор вся ее жизнь становится связанной теснейшим образом с Россией. Что интересно, великая княгиня Елизавета Федоровна является святой русской православной церкви. Она была канонизирована. И при этом к православию она пришла не сразу с приездом в Россию. Она постепенно проникалась духом православия и приняла его только в 1891 году, перешла из лютеранства. Конечно, значительную роль в этом процессе сыграл ее муж, великий князь Сергей Александрович. При этом нужно отметить, что он был очень глубоко верующим, православным человеком, он не давил на Елизавету Федоровну. Он ее постепенно подготавливал. Не форсировал это событие. Он выжидал и относился к этому так, если будет воля свыше, чтобы она перешла в православие, хорошо, не будет, значит, не суждено. Но тем не менее, она все-таки переходит в 1891 году, и вошла в нашу историю как одна из выдающихся подвижниц русской православной церкви, дела милосердия и так далее. Конечно, самый большой вклад в историю России Елизавета Федоровна внесла, наверное, как супруга московского генерал-губернатора. Этот пост занимал ее муж, великий князь Сергей Александрович на протяжении 14 лет с 1891 по 1905 год. Впоследствии, после гибели мужа, Елизавета Федоровна…

-Здесь, наверное, надо остановиться и пояснить, как это произошло, что случилось в Москве в 1905 году, тем более, что и Пермь связана с этими событиями в какой-то мере. Что произошло, каковы были хронологии тех событий, покушений на него и убийства?

- Вообще, в начале 20 века Россия сталкивается со вторым витком революционного террора. Первый виток был еще в царствование Александра II, это 1870-е – начало 1880-х годов. С 1901 года теперь уже эсеры начинают новую террористическую кампанию, убивают ряд министров, губернаторов и начинают охоту в частности за великим князем Сергеем Александровичем. Охота эта началась еще в 1904 году. В это время в России происходят важные изменения. В июле 1904 года гибнет министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве. Ему на смену приходит князь Петр Дмитриевич Святополк-Мирский, человек, в отличие от Плеве, придерживающийся либеральных воззрений. И великий князь Сергей Александрович как раз придерживался воззрений консервативных. Кроме того, он полагал, что в тех условиях, 1904 год, террористические акты, Русско-японская война идет, нельзя идти на уступки революционерам, потому что это будет воспринято как слабость, а не как добрая воля и нажим, активность усилятся. Святополк-Мирский увлекался либеральными идеями. Провозгласил так называемую «Эру доверия», стал проводить либеральный курс, давал много либеральных обещаний. Сергей Александрович это крайне не одобрял. Дело в том, что московский генерал-губернатор… Вообще генерал-губернатор находится в ведении министерства внутренних дел. И как представитель верховной власти на местах он обязан проводить единую линию. А за внутреннюю политику в стране отвечал министр внутренних дел. Он выпускал циркуляры, которые рассылал всем губернаторам, и они должны были проводить эти циркуляры в жизнь. Поскольку Сергей Александрович был не согласен с политикой Святополка-Мирского, он не мог искренне проводить в жизнь эти циркуляры. С другой стороны, он не хотел саботировать эти события и мешать, раз уж Николай II избрал такого министра, ну, пусть попробует. И тогда Сергей Александрович принимает решение уйти в отставку с поста московского генерал-губернатора. Николай II со скрипом эту отставку принимает. В ноябре 1904 года он соглашается отправить в отставку Сергея Александровича, но просит его побыть на этом посту до 1 января. И вот 1 января 1905 года Сергей Александрович оставляет пост московского генерал-губернатора. При этом он остается командующим войсками московского военного округа. То есть он с политико-административной должности уходит, такой политической, но остается хранителем порядка, скажем так, в Москве. Не умывает руки, не удаляется, не снимает с себя ответственность, остается на посту и получает более почетное даже звание главнокомандующего. А далее происходят такие интересные и странные даже вещи. Мы все знаем о событиях 9 января в Петербурге, но за 3 дня до этого 6 января в том же Петербурге во время водосвятия, традиционной религиозной церемонии, в присутствии императора, членов императорской семьи, многих министров, осуществляется праздничный салют. И вот каким-то образом получилось так, что одна из пушек выстрелила не холостыми, а вполне себе боевой картечью. И вот эти самые картечные пули, они летели аккурат в то место, где весьма кучно стояли император, члены императорского дома и министры. По какой-то совершенно невероятной счастливой случайности вот эти картечные пули пролетели между ними. Помните, как в фильме «Криминальное чтиво» такой есть известный эпизод, буквально между ними пролетели? За ними окна, стекла разбились, император и министры остались невредимы. Был ранен только один городовой, кстати, по фамилии Романов, который стоял как раз за спиной Николая II. Было проведено следствие, но оно не пришло к каким-то категоричным результатам. Доказательств злого умысла не было обнаружено. Но вскоре стало не до этого дела. Потому что спустя 3 дня происходят события 9 января, которые потом революционеры назовут «Кровавым воскресеньем», когда большая толпа рабочих, спровоцированных революционерами, осуществила шествие и была поставлена под огонь вооруженных сил. Произошла стрельбы, были жертвы, 96 убитых, 33 раненых. Не случайно называю точно эти цифры, потому что потом революционеры будут говорить о тысячах убитых. И это стало таким толчком для массовых беспорядков в Петербурге, в Москве тоже они проходят и в других городах. Когда эти события сопоставляешь, 6 и 9 января, как-то с трудом можно поверить в случайность.  Вполне возможно, случайность, у нас нет доказательств. Но представьте себе ситуацию, если 6 января гибнет император Николай II, многие министры, а 9 января проходит то шествие, которое уже планировалось. И в стране происходит хаос, власти нет.

- Все-таки вернемся к супругу Елизаветы Федоровны.

- Да, Сергей Александрович в этом время находится в Москве, когда произошли вот эти события 9 января, они эхом отозвались и на Москве. Революционеры усилили охоту за Сергеем Александровичем. Причем, пустили какое-то странное обоснование этой охоты, что, якобы, Сергей Александрович виновен в расстреле 9 января, что крайне странно, поскольку он находился в Москве, и об этих событиях узнал, получил хоть сколько-нибудь точную информацию только через день. Но, собственно, никаких здесь тайн и секретов нет, потому что его дневник, его письма доступны, никаких секретов нет, по документам мы знаем точно, что знал и когда Сергей Александрович, какие решения принимал. Тем не менее, на него начинается активная охота. Эту охоту ведет боевая организация партии социалистов-революционеров. Непосредственно организатором выступает известный террорист Борис Савинков. Что интересно, из Петербурга в Москву в эти дни приезжает некий профессор томского университета, который вот каким-то образом там оказался.  В Москве он собирает кружок достаточно радикальной интеллигенции, произносит пламенную речь, где клеймит власть, клеймит самодержавие. И там, на кружке, рождается мысль, а не собрать ли нам деньги на покушение на великого князя Сергея Александровича? И вполне, казалось бы, внешне уважаемые, респектабельные люди, адвокаты, общественные деятели,  начинают давать деньги на то, чтобы осуществился этот теракт. Я узнал подробности этого дела, как проходило, потому что не публиковалось. В рукописных воспоминаниях актрисы Адель Горениной, которая участвовала в этих делах в Москове, вообще, события удивительные, она даже там конкретные имена называет, кто дал деньги на это дело. Но независимо от того, собирали, не собирали, теракт уже готовился. Непосредственным исполнителем был выбран небезызвестный Каляев. И 4 февраля 1905 года великий князь Сергей Александрович был убит на территории Кремля. В его карету была брошена бомба.

- Теперь, давайте расскажем нашим слушателям о той позиции, которую заняла Елизавета Федоровна в этой ситуации.

- Елизавета Федоровна занимает достаточно интересную и небанальную позицию. Дело в том, что она ходатайствует за помилование убийцы своего мужа, своего горячее любимого мужа. При этом мотивирует это тем, что она прощает Каляева, потому что ее покойный супруг, Сергей Александрович этого бы хотел. Сергей Александрович, как полагала Елизавета Федоровна, хотел бы, чтобы его убийца был прощен.

- И вот в этой ситуации, казалось бы, ей бы надо уехать из России. Вот убили ее горячо любимого мужа, в стране беспорядки. Есть ее родина, Германия, где, в общем-то, все тихо и спокойно. А она принимает в этот момент совсем другое решение.

- Такое может показаться только на первый взгляд и со стороны. Дело в том, что все представители дома Романовых, которые по происхождению были из-за рубежа, иностранными принцессами, приезжая в Россию, они должны были и становились действительно русскими по ощущению. И они уже связывали себя полностью с родиной. Ни у одной из этих иностранных принцесс в ходе вот этих революционных событий 1905-1907 годов не было поползновений уезжать. Что касается самой Елизаветы Федоровны, то в 1905 году, после смерти мужа, жизнь ее коренным образом меняется. Она, наверное, вошла в нашу историю как создатель Марфо-Мариинской обители милосердия, где и Елизавета Федоровна, и те дамы, которых она привлекала к этой обители, оказывали помощь больным, ухаживали за ними. А во время Первой мировой войны активно участвовали в помощи раненым, был создан госпиталь. Елизавета Федоровна лично ухаживает за ранеными. Сама делает перевязки, выполняет такую сестринскую работу. Впрочем, в годы Первой мировой войны так поступают все женщины дома Романовых, включая родную сестру Елизаветы Федоровны. А родная сестра Елизаветы Федоровны, это императрица, Александра Федоровна, супруга Николая II.

- Начало Первой мировой войны, как ее называют на западе, Великой войны… У нас не принято так ее называть, видимо, в связи с дальнейшей революцией и с признанием этой войны большевиками империалистической. Начало войны Елизавета Федоровна встречает здесь, на территории Пермской губернии. И что происходит?

- В 1914 году великая княгиня Елизавета Федоровна впервые посещает Урал, впервые бывает в нашей Пермской губернии. Некая небольшая предыстория. При этом она уже была связана с нашим краем в определенной степени. Каким образом? Дело в том, что при создании Марфо-Мариинской обители ей большую помощь оказывал игумен  Серафим, настоятель Серафимовского скита Белогорского монастыря. Создание Марфо-Мариинской обители делом было достаточно необычным. Это была совершенно новая организация, и нужно было здесь каноническое церковное право совместить с государственным правом. И вот здесь игумен Серафим оказал ей помощь и поддержку. В июле 1914 года Елизавета Федоровна сама приезжает в Пермскую губернию. Нужно отметить, что визитов к нам членов дома Романовых за 19-й – начало 20 веков было немного. Можно их пересчитать по пальцам. Визит Елизаветы Федоровны был самым продолжительным и самым необычным. 

- В чем необычность?

- Необычность этого визита заключается в том, что если предшествующие посещения членами дома Романовых, это были такие торжественные визиты, носящие светский характер, то визит Елизаветы Федоровны носил характер паломнической поездки. И был сосредоточен на посещение святых мест Прикамья, Урала. Она специально просила, настоятельно просила, чтобы встречи ее были организованы как можно более скромно, подчеркивая, что она осуществляет не официальный визит, как представитель дома Романовых, а это ее паломническая поездка, как настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия, диаконисы. И здесь, конечно, в Пермской губернии она посещает целый ряд мест. В Перми, какие места можно назвать, связанные с ней? Это, конечно же, Спасо-Преображенский кафедральный собор, главный храм Перми, где сейчас располагается художественная галерея. Она бывает в Успенском женском монастыре, в других местах. Но, наверное, центральным пунктом ее посещения Пермской губернии становится Белогорский монастырь. Она посещает и сам храм на Белой горе, посещает братию Белогорского монастыря, и естественно, встречается с настоятелем Серафимовского скита игуменом Серафимом. И потом, кстати, игумен Серафим подробно опишет поездку Елизаветы Федоровны по Пермской губернии. Игумен Серафим тогда издавал журнал «Голос долга». В этом журнале он опишет поездку и издаст еще отдельную брошюру об этом визите. Вообще, надо сказать, что визит Елизаветы Федоровны в Пермскую губернию изучен, наверное, лучше, чем какой-либо другой визит Романовых на нашу территорию. Об этом были написаны статьи и книги. Из наших пермских историков, которые об этом писали, можно назвать протоирея Алексея Марченко, Валерия Викторовича Вяткина, переиздавалась брошюра игумена Серафима. Достаточно хорошо детально можно проследить, где она была, что она делала, это очень интересно. Можно сказать, что Елизавета Федоровна своим посещением Белогорского монастыря внесла значительный вклад в славу этого монастыря, как Уральского Афона. Говоря современным, немножко упрощенным языком, можно сказать, что она пропиарила в рамках всей Российской Империи Белогорский монастырь. Он, конечно, был известен и до этого, но после визиты Елизаветы Федоровны приобретает такую славу Уральского Афона.

- В том числе, и из-за устава монастыря, потому что устав был списан с Афонского устава, Афонский монастырь в Греции. И есть несколько Афонов, которые существуют на территории России, это Новый Афон в Абхазии, это Валаамский монастырь, их несколько Афонов существует, и в том числе Белогорский монастырь, Уральский Афон. Итак, начинается Первая мировая война, и она вынуждена сократить свой визит по Пермской губернии и вернуться в столицу. Может быть, какой-то момент упустили в этой ситуации?

- Я сейчас предлагаю немного отвлечься от визита, мы к нему еще вернемся. И вспомнить о еще одной важной связи Елизаветы Федоровны и нашего пермского региона. Дело в том, что ее покойный супруг, Сергей Александрович, был основателем и первым председателем Императорского православного палестинского общества. Один из членов-учредителей этого общества, один из наиболее активных членов, это наш с вами земляк, Дмитрий Дмитриевич Смышляев. Он же стал первым уполномоченным общества в Иерусалиме. И как раз по предложению Смышляева Палестинское общество начинает открывать региональные отделения. И в Перми тоже было открыто пермское отделение Палестинского общества. Мы с вами упомянули о том, что Елизавета Федоровна побывала в Успенском женском монастыре. Позже в 1918 году, когда Елизавету Федоровну большевики отправят уже в Алапаевск, в ссылку, по пути она будет задержана в Перми на некоторое время. И где-то около недели она провела у нас в городе и жила как раз на территории Успенского женского монастыря, в игуменском корпусе. Строителями Успенского женского монастыря выступали братья Каменские в конце 19 века. Один из них, Григорий Козьмич Каменский был одним из первых членов Императорского православного палестинского общества. Вот такая интересная связь. Возвращаясь к визиту, нужно отметить такой интересный момент, который трактуется как промыслительный, что ли. Дело в том, что, как мы уже говорили, Елизавета Федоровна не успела полностью выполнить программу визита. В программе посещения было посещение в 1914 году и города Алапаевска. Но из-за начавшейся Первой мировой войны Елизавета Федоровна не успевает заехать в этот город. И именно этот город станет последним в итоге пунктом ее жизни, в 1918 году там и закончится ее жизнь. Но тогда в 1914 году она не успевает туда попасть. Когда начинается Первая мировая война, Елизавета Федоровна получает об этом известие, она сразу же сворачивает визит, и стремительно возвращается в Москву, чтобы подготовить Марфо-Мариинскую обитель милосердия для приема раненых воинов. И с 1914 по 1917, даже начало 1918 года ее жизнь посвящена уходу за ранеными. В этом заключалась ее жизнь

- Давайте переходить к году 1918-му, трагическому для Елизаветы Федоровны. И тут тоже есть эта взаимосвязь между Елизаветой Федоровной и игуменом Серафимом. Об этом надо подробнее рассказать, и о той трагедии, которая произошла в Алапаевске, потому что это жесточайшее убийство просто. И о том, что происходило дальше.

- В ночь с 16 на 17 июля в 1918 году в Екатеринбурге гибнет царская семья, то есть, семья императора Николая II. Его жена Александра Федоровна, и их дети. На следующую ночь, в ночь с 17 на 18 июля в Алапаевске убивают тех членов дома Романовых, которые находятся в ссылке там. Это великий князь Сергей Михайлович, это князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и великая княгиня Елизавета Федоровна. Членов дома Романовых большевики в Алапаевске живьем сбрасывают в шахту, потом забрасывают эту шаху гранатами и закидывают эту шахту землей. Вскоре в том же месяце, восточная часть Пермской губернии, ее занимают белые войска. И они эксгумируют тела в алапаевской шахте, проводится расследование, ведется следствие, что и как. И к следствию, к этим делам, подключается игумен Серафим. Игумен Серафим в силу своей особенной связи с Елизаветой Федоровной ощущает какую-то ответственность за судьбу ее останков. И когда на следующий год, летом 1919 года военное счастье оборачивается уже против белых, и белые вынуждены отступать с территории Урала, то игумен Серафим лично вывозит тело Елизаветы Федоровны. Сначала тело Елизаветы Федоровны вывозится в Читу, где белые держались до осени 1920 года. Затем из Читы игумен Серафим перевозит тело в Пекин, в русскую духовную миссию. А уже оттуда, из Пекина, вот такой длинный, длинный был путь, тело Елизаветы Федоровны перевозится в Иерусалим. Интересно, что великая княгиня Елизавета Федоровна посещала Иерусалим вместе со своим супругом Сергеем Александровичем в 1888 году. И она высказала тогда такую мысль, как хорошо здесь, и как бы я хотела упокоиться в этой земле. И так получилось, что действительно Елизавете Федоровне было суждено упокоиться во святой земле. И главным человеком, который выполнил эту волю, оказался игумен Серафим. И вся дальнейшая жизнь нашего земляка, игумена Серафима была связана с Палестиной, со святой землей. Прожил он еще длинную жизнь. Скончался в 50-е годы 20 века.

- Мы немножечко здесь оторвемся от Елизаветы Федоровны, потому что на самом деле, взаимосвязь между Елизаветой Федоровной и Серафимом, она, насколько я понимаю, даже после того, как Серафим оставляет пермскую землю, уезжает в Иерусалим, связь продолжается. Я знаю, что вы беседовали с чрезвычайным уполномоченным послом России в Израиле. И он, в частности, рассказывал, что Серафим всячески поддерживал отношения со своей малой родиной.

- Да, Петр Владимирович Стегний, бывший посол России…

- Бывших послов не бывает.

- Да, бывший посол по должности, а вот звание чрезвычайный, уполномоченный посол, оно за ним остается всегда. До недавнего времени Петр Владимирович Стегний исполнял обязанности посла России в Израиле. Очень много занимался и интересовался игуменом Серафимом, занимается и сейчас. Игумен Серафим поддерживает тесные контакты с членами дома Романовых и прежде всего с родными Елизаветы Федоровны. С ее родной сестрой, иностранной принцессой Викторией. В 40-е годы игумен Серафим переходит под юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата. И здесь у него начинаются определенные трудности, проблемы. Дело в том, что большинство русских православных приходов во святой земле относились к русской православной церкви за рубежом. Тогда еще было далеко воссоединение русской православной церкви и Московского патриархата, оно произошло совсем недавно, несколько лет назад. Наверное еще было бы важно здесь отметить, что личность игумена Серафима как одного из наших земляков и подвижника русского дела во святой земле, она требует пристального внимания и дальнейшего изучения

- Насколько я знаю, и посол об этом говорил, что Серафим, в частности, поддерживал достаточно тайные связи с теми, кто остался здесь, на территории Пермского края, пытался понять, что происходит в России. Поэтому, может быть, он и переходит  в лоно русской православной церкви Московского патриархата?

- Здесь еще нужно исследовать и изучать. Но что интересно, великая княгиня Елизавета Федоровна известна как одна из выдающихся подвижниц земли русской и глубоко почитается в России. Ежегодно проходят с 1990-х годов в Москве Елизаветинские чтения. Издано уже немало книг, посвященных ей, изданы ее письма, другие документы. Но личность Елизаветы Федоровны почитается и на ее малой родине, в Дармштадте, в Гессенской земле в Германии.  Вот как раз сейчас, в начале ноября 2014 года в Дармштадте будет проходить юбилейная конференция, посвященная Елизавете Федоровне, там будут как немецкие ученые, так и российские исследователи, которые занимаются ее жизнью и деятельностью. То есть, Елизавета Федоровна – это фигура не только российского, но и международного,  мирового масштаба. И то, что она оказалась связана с Прикамьем тесно, мне кажется достаточно важным и для нашей земли, и для Белогорского монастыря, и для города Перми, и для Пермского края.


Обсуждение
5939
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.