Верхний баннер
21:50 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

06.11.2014 | 18:20
О работе экстренных служб и необходимых действиях рядовых граждан во время погодных аномалий Александр Стяжкин, заместитель начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю

Ведущий: Юрий Бобров

Гость:  Александр Стяжкин, заместитель начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю.

- Тема сегодняшнего эфира, как не попасть в снежную ловушку в отдаленной от города местности. Чем могут помочь спасатели. Во-первых, я благодарю и пресс-службу МЧС, и вас, что откликнулись на нашу просьбу. Мы хотели еще на прошлой неделе экстренно, у нас это возникло в голове. Мы видим заносы, мы видим сводку новостей, мы видим те или иные проблемы на трассах, пытались в оперативном режиме вызвать вас в эфир, но не получилось тогда. Сдерживаем обещание нашей редакции и вашей пресс-службы. Смотрите, на прошлой неделе в Перми и Пермском крае выпало рекордное количество снега для октября. Разные службы называют разные сроки. Например, гидрометеоцентр говорит, что по нашим наблюдениям с 1997 года ничего похожего не было, а гисцентр Госуниверситета, говорят, а по нашим данным за 30 лет ничего подобного не было. В общем, мы все испытали на себе короткую, емкую, точно чрезвычайную ситуацию. Как в этот момент выполнять необходимые коммуникации? Междугородние автобусы, личный автотранспорт, таксисты, возящие из города в город, с детьми в аквапарк, в «IKEA» поехать. Масса вариантов, которые ты точно не можешь отменить, и вот на тебя шквал новостей, фуры встали на пригорке, фуры встали на повороте, где-то кто-то опрокинулся, где-то начали чистку дорог. Можете дать такую общую вводную. Затруднения на междугородних трассах, за чем вы следите, и как быть? Парочку последних новостей

О работе экстренных служб и необходимых действиях рядовых граждан во время погодных аномалий Александр Стяжкин, заместитель начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю
О работе экстренных служб и необходимых действиях рядовых граждан во время погодных аномалий Александр Стяжкин, заместитель начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю
- Основная сложность в организации движения на трассах и наш контроль основной – это за федеральными дорогами

- Сразу надо сделать разграничение

- Да, есть федеральные, есть краевые, муниципальные дороги. Мы и те, и другие дороги, в меру наших возможностей и в зависимости от тех рисков, которые могут возникать, отлеживаем.  Особое внимание уделяем, и особые риски всегда возникают на федеральных дорогах. Это показывает опыт последних лет. И это показали эти последние снегопады и низкие температуры. Только пошел снегопад, мы получили затруднения в районе города Очер. Оно было незначительное, несколько часов, очень оперативно сработали дорожники, оперативно сработало ГИБДД, оперативно сработали наши оперативные группы. Ситуацию выправили довольно быстро. Но это было в качестве иллюстрации. Но мы все знаем, когда были построены дороги, насколько они могут пропускать транспорт. Особое внимание – дорога Пермь – Екатеринбург. Она объективно уже выработала свой ресурс по пропускной способности. В качестве иллюстрации, сегодня среднее количество техники, которое проходит по ней за сутки 23-25 тысяч единиц, это в разы превышает ее проектную мощность

- 23-25 – это туда, сюда?

- Это интервал, мы понимаем, что есть суббота, воскресенье, есть будни

-Да, и это вы обе стороны?

- Да. Это трафик по этой дороге, который сегодня фиксируется. Именно исходя из этого трафика, сегодня проводится реконструкция. Но, тем не менее, до окончания реконструкции далеко и мы живем с той ситуацией, которая есть

- Когда вы говорите, реконструкция, вы вообще спасатель, если сейчас всякие аббревиатуры не использовать, для вас пропускная способность, это что? Это повышенная аварийность, или что?

- Для нас пропускная способность – это гарантия того, что машины, которые находятся на трассе не встанут в пробке по той или иной причине. Либо по крупному ДТП, когда перекрыты обе полосы, и мы не можем больше никак пропустить транспорт, либо когда такие снежные заносы или ледяные дожди, когда транспорт встает, буксует, двигаться не может. Опять же, в ту  сторону встало движение, в эту сторону встало движение. Объездных полос рядом нет, ничего нет, либо очень сильно падает скорость, начинают образовываться пробки

- Когда есть рядом обочина для объезда, в этом случае?

- Обочина, как правило, не позволяет организовать проезд, ширина обочины. Хорошо, если она почищена.  Если легковая машина пройдет, то большегруз пропускать туда, еще ухудшит ситуацию.

 

- Все понятно. Александр Алексеевич, извините, тут географию нужно иногда уточнять. Вы мне скажите, пожалуйста, федеральные трассы в Пермском крае

- Это подъезд к дороге М-7, через Нытву на Краснокамск, дальше Пермь, и на Екатеринбург. И федеральная трасса на Кудымкар. 2 трассы считаются. Подъезд к М-7, Р-242, это на Екатеринбург. И дорога на Кудымкар

- Отлично. Давайте теперь рисовать гипотетическую ситуацию, когда вы говорите, в Очере стояли в течение этих…

- Нескольких часов

- Ну, по моим данным, стояли в районе Большой Сосновы

- Большая Соснова – еще одна дорога

- С вечера, и только утром уже и спасатели и ГИБДД были, начали как-то растягивать, регулировать

-  Там ситуация такая, что, если идет большегруз, и он понимает, что он не поднимется, он просто встает на обочину и стоит, не потому, что он в пробке, а потому что он подняться не может. А легковые машины проходят. После этого приходит тягач и вытаскивает большегруз, либо он ждет, пока подтает и поднимается сам

- Либо ждет, когда приедет коммунальная техника с песком

- Да, да.

- В этих историях, когда сыпались новости о тех или иных затруднениях, чаще всего фигурировали большегрузы, и многие журналисты из года в год эту штуку одну и ту же поднимают. Начался снегопад, гололед, бац, бац, бац, день жестянщика в городе. Почему, потому что дураки, на летней резине. Тут же начинают эту ситуацию на большегрузы, начинаешь выискивать в «Википедии», а вдруг тоже на летней резине, потом комментарии специалистов МЧС или ГИБДД, а нет зимней резины у большегрузов.

- А вот есть она. Просто никто ее не покупает и не переобувает, очень дорого. Владельцам не выгодно

- Поэтому ездят на всесезонке. Легковую, например, надо переобуть, это правилами предписано. Здесь не предписано. Можно ездить на всесезонке, вопрос, лысая она или с протектором, есть цепи у большегруза на случай гололеда или нет цепей

- Есть такая проблема. И она поднимается периодически, что нужно эту норму как-то утвердить. И эта проблема все чаще и чаще по стране поднимается. Мы помним ситуацию, когда в прошлом году стояла трасса Москве – Санкт-Петербург, несколько дней стояла. И мы практически онлайн ее наблюдали по своей системе МЧС. Там ситуация была не очень хорошая.

- У нас есть время и возможность рассказать об этом. Потому что это самый яркий пример в памяти многих. Но мы-то его видели по репортажам тех редких корреспондентов, которые могли туда добраться. Потому что это была многокилометровая пробка. А вы-то ее видели в другом режиме. Что это такое было? Что там происходило внутри?

- Внутри происходило то, что происходит, когда трасса просто стоит. Большегрузы либо разворачивало поперек дороги, либо они съезжали на обочину, перекрывая полностью трассу. Я знаю, что это за дорога, я по ней ездил. Такая же узкая по современным меркам и не обеспечивает полной пропускной способности. И вынуждены были днями стоять в пробках, особенно большегрузные автомобили. Понимаем, что у них есть определенный запас топлива, у водителей есть с собой запас продуктов питания, запас воды.

- И то, мы это понимаем, потому что он не дурак, и это понимает

- Мы понимаем, в каком состоянии находится человек, который 2 дня простоял в пробке, в кабине, у него заканчивается топливо, у него кончаются продукты

- И он не может бросить машину. 

- Да, у него есть груз, за который он отвечает, машина, за которую он отвечает, уйти он никуда не может. Там очень активно все работали. И наша система, и система МВД, и органы местного самоуправления, и дорожники и Минтранс. Тогда было отработано много технологий, тогда применили массовую эвакуацию тяжелого транспорта, была проведена целая научная работа на эту тему, издали рекомендации.

- Научную работу и рекомендации издали после?

- Да, провели учения на основе этого опыта, когда применили эвакуатор для вывоза большегрузной техники, потому что другого варианта их оттуда достать, просто не было. Машина лежала или была повреждена, после ДТП просто восстановиться не могла. Либо просто топливо все у нее закончилось, она вся замерзла и даже завести ее не могли

- Массовая эвакуация?

- Я имею в виду привлечение тяжелых эвакуаторов в таком количестве. Я сейчас не скажу точное количество

- Массовая не от количества людей, а от массы эвакуированного…

- Наверное, десятки выходили эвакуаторов, и вывозили оттуда тяжелую технику

- Вы говорите, что был применен опыт эвакуации большегруза. Я понимаю, что у нас не как в Америке, когда по Discovery показывают, у них есть такие траки, которые таскают грузовики. У нас я таких в жизни никогда не видел. Чем таскали? Что это была за техника, К-700, «Кировец»?

- Есть некая федеральная структура, которая объединяет организации, занимающиеся эвакуацией тяжелого транспорта, она практически по всей стране работает. Они есть в Пермском крае

- Она на уровне базы данных все про всех знает

- Да, есть частные предприниматели, есть транспортные компании, у которых есть такая техника. И с ними организовано взаимодействие, мы в состоянии их в определенный момент привлечь. Понятно, что оплату будет проводить собственник транспорта, который эвакуирует. Если не будет ситуации, которая будет называться чрезвычайной. Здесь будем решать отдельно, там другие механизмы финансирования, там другие механизмы принятия решений, они определены законодательно, и наступает такая ситуация, мы начинам работать в другом режиме, этот режим называется либо чрезвычайной ситуацией, либо режим повышенной готовности.

- Это когда соберутся ваши коллеги, местные чиновники, какие-то еще чиновники и быстренько издадут постановление о введении локальной ситуации, например?

- Нужно понимать, что вопросы защиты населения в чрезвычайных ситуациях не только задача МЧС России.

- Поэтому там еще чиновники

- Есть целая система по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которая в масштабах страны действует, мы одно из звеньев этой системы.

- Зато самая профессиональная

- Ну, для этого мы и существуем. Происходит чрезвычайная ситуация, мы собираем комиссию по чрезвычайным ситуациям краевую, если ситуация краевая, если мы считаем, что она краевая. Смотрим по критериям, если считаем, что она краевая, вводим либо режим повышенной готовности, если считаем, что она краевая.  Это дает нам право задействовать резервы финансовые, резервы материальные, задействовать силы и средства, которые определены были заранее. И мы начинаем работать в этом режиме

- Сейчас чуть-чуть пофантазировать. Бац, чрезвычайная ситуация, я так, на Перми, так понятнее будет. Вы быстро собираете Самойлова, главу администрации Перми, и там очень много снега, его тупо надо расчищать, очень много снега. А подрядчики, у муниципалитета нет своих тракторов, у вас их тоже не так много, если они вообще есть. И в рамках ЧС, вот этого принятого положения, ООО, которое является подрядчиком по контракту, они должны чистить улицу Ленина, но вы ему говорите, так, чувак, чрезвычайная ситуация, ты сейчас едешь на улицу Локомотивная, потому что там тысячи тонн снега выпали, а там срочно надо больницу вот эту от снега отскрести. И он что, он подчиняется в этот момент?

- В данном случае, если маневр техники в масштабах города, глава города способен провести самостоятельно. Он платит деньги подрядчикам.

- А как? Контракта нет, Дума его не приняла, в бюджет не заложено

- Есть резервный фонд города, который используется  на чрезвычайные ситуации. И когда он собирает эту свою комиссию, вводит режим чрезвычайной ситуации, или ситуацию повышенной готовности, условно говоря, раскупоривает кубышку резервного фонда и начинает оплату услуг, которых нет в контрактах за счет этих резервов. В том числе привлекает дополнительную технику, оплачивая услуги этих организацией из резервного фонда.

- Это можно без вас сделать?

- Есть уровни, есть уровень муниципальный, когда работает город и справляется своими силами, когда город не справляется, он говорит, нам нужна помощь края. Выходит с ходатайством на комиссию по чрезвычайным ситуациям края, комиссия собирается, начинает включать краевой резерв финансовый, материальный, в том числе привлекать технику за финансовые средства краевого резерва, маневр техники, это возможно

- Когда, например, ребят, учеников Дягилевской гимназии вывозили из Анапы.

                                                                                                                            

- 2012 год, совершенно верно

- Там была КЧС

-  Совершенно верно

-Там ее собирал Попов и Чиркунов

- Решения принимались губернатором. Там собиралась комиссия, очень оперативно все это делалось, да. Там работали в режиме чрезвычайной ситуации

- Там автобусы были арендованы на юге.

- Да, чартерный рейс, там всех забрали, увезли, здесь встретили, сработали очень оперативно.

- Мы еще в эфире обсуждали эту ситуацию, в выходной вышли на работу ради этой темы. Ладно, теперь давайте снова к снегу. Через полчаса начало мести, вечером насыпало, все гладенько, скользко, ничего никуда не едет. Как МЧС получает информацию о том, что там все плохо

- Надо вернуться назад. Мы начинаем с того, что получаем прогноз из разных источников, в том числе из Росгидромета. Потом готовится нашими сотрудниками прогноз оперативный чрезвычайных ситуаций. Если это неблагоприятные или опасные явления, мы очень оперативно информируем органы местного  самоуправления, администрацию

- И нас журналистов, кстати

- Журналистов, губернатора. На основании прогноза готовится комплекс мероприятий, который необходимо провести в муниципальных образованиях. Мы доводим эту информацию до организаций, с которыми у нас есть соглашения о взаимодействии, это порядка 60 организаций, в том числе, имеющие протяженные линейные объекты. Это и газовики, и нефтяники, и энергетики, как правило, все входят. Мы прогноз составили, довели до главного, дальше есть ответственность главы юридическая за принимаемые меры.

- Хочу расшифровать, протяженные линейные объекты, газовики… Мы это все в ситуации с дорогами говорим или вообще?

- Это вообще, но и дорогами тоже.

- Газовики, потому что у них есть спецтехника, газопроводы

- У них есть техника, которую по взаимному согласию можно привлекать. В данном случае, мы прогноз подготовили. Вторая задача, которую необходимо быстро выполнить, провести оперативное информирование население и водителей, которые в это время находятся на трассах. Для этих целей у нас сегодня заключено 19 соглашений с разными средствами массовой информации, рекламными агентствами, которые имеют светодиодные панели в городе, телевидение, радиостанции. В том числе, мы выходим во КВ радиостанции на волне, на которой работают водители-дальнобойщики, оперативно их информируем о том, что происходит на сегодняшний день или может произойти на том или ином направлении. Понятно, мы предлагаем где-то остановиться, переждать, кто слушает, кто не слышит, у всех ситуации разные. Но вот это мы делаем обязательно  всегда. Дальше каждый решает для себя сам, ехать, не ехать, рисковать, не рисковать.

- Как вести себя обычному гражданину, не профессионалу, не водителю-дальнобойщику, условно, человеку, везущему свою семью. Он понимает, что ему ехать еще 200 км, но он уже понимает, что езда вся закончилась. Он уже стоит, уже жидкость в стеклоомывателе закончилась, уже бензин начинает краснеть. И в этот момент надо понимать, что делать, до заправки мы уже не доезжаем, звонить, никуда не дозвониться, ни одной палочки не показывает на телефоне. Даже если дозвониться родственникам, а позвонишь – толку? Туда 1 км пробка и обратно 2 км. Вот об этом всем. Какие чудеса, самолеты, вертолеты, танки, которые «Енисей» прикрывают, как они будут помогать, за чей счет, и в какой момент можно на это рассчитывать. Вот что делать, если ты водитель или пассажир. Или вдруг ты беременный пассажир или у тебя гипертония. И всякое случается, ты сразу стал и беременным, и гипертония, потому что и страшно там, и еще начинаешь думать выключил ли я утюг там, откуда уехал.

- Продолжая вашу мысль, для того, чтобы чудо прилетело, приехало или прибежало, надо это чудо как-то проинформировать. Я не говорю МЧС, вообще, надо эту службу проинформировать. Первая задача, дать знать о той проблеме, которая возникла. Как это сделать, надо смотреть по ситуации.

- Ну, если я понимаю, что если я стою в пробке 2 км, которая вперед и уже 1 км назад, то, наверное, всем 25 тысячам человек звонить в один момент не надо

- Да, но, как правило, такие массовые заторы становятся очень быстро известны. В общем, первое, надо дать о себе знать, каким образом, надо смотреть по ситуации. Второе, надо посмотреть то, что осталось в машине, запас топлива, запас продуктов, воды, рассчитать насколько этого может хватить и посмотреть, что из одежды есть в машине, что может быть использовано для обогрева, может, какой-то плед есть, может старая скатерть, все, что угодно может использоваться. Третье, простая математика, если стоит 2 машины, и они обе тратят топливо, надо просто объединиться, 2-3 машины, в зависимости от вместимости. Если автобус, замечательно, все сели в автобус, все греются в одном автобусе, машину закрыли, выключили, хотя бы, чтобы сберечь топливо. Сколько простоим, неизвестно, когда доберутся до вас, неизвестно

- Ну, понятно, что об этом начнешь думать уже после того, как топливо закончится.

- Я об этом и говорю, надо действовать по ситуации. Встал, смотри, полный бак, пустой бак. Дальше, и мы, и ГИБДД быстро в этой ситуации работаем, дорожники. Мы начинаем думать о том, какие принимаем меры. Смотрим место, где это все произошло, смотрим возможности подъездов, по обочинам. Может вездеход, может снегоход или что-то еще. У нас в каждом муниципалитете, так положено по законодательству, есть резервы, и финансовые, и материальные. В каждом муниципалитете созданы некие нештатные службы по законодательству, которые занимаются жизнеобеспечением. В том числе, служба торговли и питания, служба обеспечения ГСМ, служба транспортная. Мы эти службы приводим в боевую готовность решением комиссии по ЧС либо муниципальной, либо краевой. Им ставится задача по началу жизнеобеспечения того населения, которое оказалось в зоне пробки.

- Население деревни Кукуево. Оно вот тут сейчас проживает фактически в пробке уже 8 час.

- Ну, да. Но 8-й час некритично

- 28-й

- Да. Задействуем резервы. Начинаем организовывать подвоз питания, подвоз ГСМ, подвоз товаров первой необходимости. При этом готовятся к разворачиванию пункты временного размещения в территориях, которые ближе всего находятся. Как правило, это какие-то райцентры, санатории, профилактории, дома культуры, школы мы предпочитаем для этого не использовать, чтобы не нарушать учебный процесс. Дальше оцениваем ситуацию. Очень важен медицинский фактор. Есть или нет больные, немощные, инвалиды, беременные, маломобильные группы населения, прорабатываем их эвакуацию опять же, как, снегоходы, вездеходная техника, которая может пройти. Как правило, вертолеты в таких ситуациях задействовать очень проблематично. Факторов несколько. Как правило, очень плотный снег и сильный ветер, второе, это наличие вертолетной площадки для посадки вертолета. Это либо наличие рядом высоких инженерных сооружений, мачты сотовой связи, опоры ЛЭП, либо деревья.

- Чтобы классно было, вертолетные площадки через сколько вдоль трассы должны быть?

- Надо оценивать каждую дорогу, оценивать ситуацию. Если мы понимаем, что есть проблемное место на дороге, оно из года в год

- Подъем, поворот, статистика. Там уже кладбище рядом можно делать

- Да, и надо привязывать эти площадки к тем проблемным местам. Вопрос законодательством не определен, и непонятно, чья это зона ответственности по вертолетным площадкам. Поэтому вертолеты, как правило, очень проблематично использовать. Есть такая возможность, будем принимать решение комиссией по ЧС по их задействованию. В ином случае героическими усилиями будем эвакуировать на руках, на носилках, на снегоходах, иным способом, но что-то делаться будет обязательно.

- Примеры. Мы говорили о том, что самой знаменитой стала вот эта история прошлогодняя, недельная фактически. Стояние на трассе. После этого были научные изыскания. Примеры, может быть, у нас в регионе.

- У нас в регионе наиболее остро эта проблема встала в декабре 2010 года. Тогда были очень мощные снегопады, и начался эффект домино по трассе Пермь – Екатеринбург. Пробка за пробкой, пробка за пробкой, причем, пробки стояли в обоих направлениях. И тогда, когда принимаемые меры уже не давали результатов, было принято решение о закрытии трассы Пермь – Екатеринбург на ночь, было полностью движение перекрыто и стой, и с другой стороны

- Поставили посты ГИБДД, мигалка, и все, никого не пускаем.

- Поставили посты. Проще оставить человека в населенном пункте в Перми или в Екатеринбурге, чем его спасать по трассе. За это время дорожные службы успели привести трассу в нормальное состояние, обеспечили вывоз с трассы тех, кто там еще оставался, либо обеспечили их первоочередными вещами, продуктами, ГСМ, и под утро трассу запустили. Вплоть до такого приходится принимать решение.

-  ГСМ, прямо едет заправщик

- Если есть такая возможность, едет заправщик высокой проходимости и топливо выдает

- Либо народ с канистрами бежит

- Да. Там целая процедура. Там материальные ресурсы, по которым нужно каким-то образом отчитываться. Но механизм такой, резервы созданы, люди для этой работы готовы. Они специально готовы, мы внештатно организуем в муниципалитетах, это не только наши сотрудники, это, как правило, не наши сотрудники. Это работа муниципалитета, работают дорожники

- А кто главный, кто за всем надзирает? Можно сказать, что Александр Алексеевич Стяжкин, пока не перейдет на другую должность, пока не сменит профиль деятельности, может быть, внутри МЧС. Если случится, мы должны знать. Понятно, что у нас самый главный губернатор, потом Путин, но профильный человек – это вы?

- Наверное, не правильно сказать, что профильный человек я. Я занимаюсь по профилю своей работы организацией этой деятельности.

- А отвечает кто?

- И мы готовим предложения для принятия решений должностными лицами, кто на это уполномочен. В том числе губернатор, замгубернатора, кто возглавляет комиссию по чрезвычайным ситуациям Пермского края. И решение окончательное в любом случае за ними

- А исполнение, а контроль, а надзор?

- А работают все. В части своих полномочий контролируем мы, в части своих полномочий взаимодействие организуем мы. Но здесь еще раз повторюсь, эта работа находится на стыке интересов очень многих ведомств. Это и Минтранс, это и МВД, конкретно ГИБДД, это и наши подразделения работают, это подрядчики, которые отвечают за эти работы.

- Но все-таки непонятно, чьей крови потом требовать. А ведь все  может закончиться и не очень. Любая трагедия может произойти за это время, начиная от банальных обморожений.

- Мы понимаем, что эти явления, как правило, имеют природный характер. Это природная чрезвычайная ситуация. И говорить об ответственности надо в рамках того, кто не принял меры, зная об этом, зная, что будет угроза. И если должностное лицо на свой страх и риск не приняло мер, то, что положено ему было сделать, тогда будет отвечать. В противном случае есть некий ущерб.

- Форс-мажор.

- Да

- У нас минута остается. Я бы хотел по возможности более чуткую услышать позицию, может быть, нормативную вещь, через сколько часов стоящего меня, стоящую мою жену или группу детей, давайте опять же самую печальную ситуацию, должны начать выколупывать, в какой бы части Пермского края, на какой бы трассе, федеральной, региональной, муниципальной, не знаю, на муниципальное, наверное, вообще пробки не будет, спасать должны начать

- Мы не ждем ни одного часа. Как только поступает информация о пробке, сразу начинается активная работа. Сейчас сказать, что мы вас через 6 часов должны, будет не правильно. Есть информация, спасение начинается сразу. Пока принимаются меры, чтобы вам оказать помощь. Когда до вас доберутся спасатели, когда вас вывезут, все очень индивидуально


Обсуждение
3709
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.