Верхний баннер
04:36 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

06.11.2014 | 13:05
«Что делать ребенку, который не видит авторитета в своей жизни? Сейчас это волнует не только театр», - Мария Смирнова-Несвицкая, театральный критик о фестивале «Арт-Каникулы»

С 1 по 9 ноября в Перми проходил фестиваль «АртКаникулы». Организатор — пермское отделение Союза театральных деятелей России. На сценах пермских театров свои лучшие постановки представили артисты из Новосибирска, Ростова-на-Дону, Кемерово, Вологды, Березников, Перми, Мариинска, Санкт-Петербурга и Москвы. Значимой частью «АртКаникул» стала образовательная и дискуссионная программы с педагогами и людьми, которые занимаются театрально-педагогической деятельностью.

Свою оценку прошедшему фестивалю в эфире «Эха» дала художник, театральный критик, автор «Петербургского театрального журнала» Мария Смирнова-Несвицкая. Ведущая – Нина Соловей.

- Мария Юрьевна, на Ваш взгляд по афише фестиваля «АртКаникулы» можно судить о том, как сегодня развивается и чем живет театр, который ставит спектакли для детей и молодежи?

театральный критик Мария Смирнова-Несвицкая
театральный критик Мария Смирнова-Несвицкая
- На мой взгляд, именно эти спектакли вдруг и обнаружили срез тех самых интересов и проблем, которые стоят перед детским театром. Удивительным образом подобрался репертуар, и выявились две тенденции. Серьезные спектакли о поисках бога, «Господин Ибрагим», «Теперь ты снова бог», и спектакль «Толстая тетрадь», повествующий о том, как ребенок остается без поддержки, без авторитета, без родителей, как в этом мире он вынужден выживать

- Но при этом на каком-то интуитивном уровне ищет этот авторитет…

- Безусловно, конечно. Человек не может существовать без этого высшего закона. И счастливы те культуры, те народы, которые не утратили вот этих основных законов. Ведь для сегодняшнего юного человека во многом есть такая проблема. Есть замечательный философ Татьяна Горичева, у нее есть статья «Сиротство в русской культуре». Вся русская культура этим пропитана, есть такая сверхидея, поиск отца, в высшем смысле бога. Что делать ребенку, который не видит авторитета в своей жизни? Сейчас это волнует не только театр. «Географ глобус пропил» тоже об этом. Вырастает целое поколение детей, у которых нет нравственной опоры, нет даже перспективы какой-то. Разумеется, человек, особенно подросток, все равно ищет какие-то способы подняться. Потому что человек создан по образу и подобию божию. И стремится вверх. Можно не называть это поиском бога

"Толстая тетрадь" - о двух подростках, преданных фактически своими родителями, оставшихся без какой-либо помощи, вынужденных выживать в страшных условиях военного времени. Там взрослые есть, но в качестве любящего существа они отсутствуют. В спектакле ТЮЗа пермского «Теперь ты снова бог» мы видим ту же картину, пьесы прямым текстом говорит о том, что дети ищут нравственной опоры. 

- Опоры, скажем, стержня?

- Да, да, нравственной опоры, закона, по которому человек живет, для чего он пришел на эту землю, поиски смысла. И очень серьезные и разные спектакли в результате именно об этом. Три спектакля очень серьезных. «Господин Ибрагим» - это ростовский театр, Ростов-на-Дону. «Толстая тетрадь» о двух подростках, преданных фактически своими родителями, оставшихся без какой-либо помощи, вынужденных выживать в страшных условиях военного времени.

- И там, и там взрослые, почему-то оказались слабее детей.

- Да, да. Практически их нет, взрослых. Они есть, но в качестве руководящего, любящего  существа они отсутствуют. И собственно говоря, в спектакле ТЮЗа пермского «Теперь ты снова бог», мы видим ту же картину, хотя эта пьеса несколько схематична, но она прямым текстом говорит о том, что эти дети нуждаются, ищут какой-то нравственной опоры. Вот другая тенденция. Тоже я думаю, не случайно подобравшиеся спектакли. Это «Козочка Злата» театр «Рыба Кива», Москва, это «Колобок», неБольшойТеАТР Руслана Вольфсона, тоже из Москвы.

- «Солдат и шут»?

- Отдельно я бы хотела его обсудить. Потому что на данный момент лично у меня это фаворит мой, этот спектакль, потому что там, на мой взгляд, как раз не только вопросы есть, но есть и в некотором смысле ответы.

- Тогда мы его отдельно обсудим.

- Да.

- «Козочка Злата» и, наверное, еще Театр «Карабаска» «Ночь перед рождеством»…

- Да. Видите, есть такая тенденция, другого типа театра. Можно его назвать домашним театром, семейным, может быть, театром. Где сами родители, актеры, режиссеры, имеющие детей, понимают, что они должны в этом мире этим детям дать эту нравственную основу, подстелить соломки. А театр для этого очень  подходящая платформа, потому что театр очень развивает ребенка, безусловно. Потому что это сразу воздействие на все органы чувств. Это не только слух или зрение, это все вместе. И вот в спектаклях этих небольших кукольных театров, «Колобок», там один актер действует. Он нашел, Руслан Вольфсон, нашел очень интересный ход, который еще вроде бы в кукольном театре не использовался, это куколки на основе магнитов. Они как бы передвигаются без видимой помощи человека

- Так смотришь и думаешь, ой, как все это просто. А до этой простоты надо додуматься…

- Очень забавный спектакль. Может быть, он не совсем отбалансирован по живому плану и по кукольному плану. В «Козочке Злате» тоже существует та же проблема. Они по форме, эти спектакли, быть может, не так совершенны, как хотелось бы видеть театральному критику. Но, по сути, они, безусловно, несут тепло и вот эту самую любовь, в которой так нуждается ребенок, которая является началом, взаимодействием отца и ребенка.

- Если позволите, я даже от себя добавлю. На мой взгляд, главный плюс этих спектаклей то, что редко сегодня встречается в театрах для детей. Когда взрослые приводят своего ребенка, а сами скучают и ждут, когда же эта сказочка закончится. Взрослый сидит и вспоминает свое детство, как он когда-то ходил в театр. Мне показалось, что в этих спектаклях на «АртКаникулах» и взрослым было интересно, и с ними шла игра и шел разговор.

- В определенном смысле взрослым было даже интереснее.

- На одном из спектаклей взрослые даже плакали.

- Да, да, да. Совершенно верно. Не только на детском языке разговаривают создатели этих театров. Они, безусловно, что и подтверждает мою мысль, что это спектакли, сделанные адресно, сделанные с определенной целью…

- Адрес в семью?

- Вовлечь ребенка в систему ценностей, понимаете, взаимодействие человека с этим миром. Это интересно и взрослым. Потому что и многие взрослые сегодня лишены нравственных опор, эстетических опор, и очень многие не знают, что хорошо, и что плохо.

«Солдат и шут». Там показано 2 типа личности. Серьезная личность и несерьезная личность. И их взаимодействие с миром и друг с другом. И мы вдруг понимаем, что театру, актеру, а стало быть и человеку, подвластно в этом мире абсолютно все. Он может изменить и отношение с людьми, и отношение с миром, он может выстраивать свою дорогу.

- Очень многие взрослые вновь начинают ходить в театр только тогда, когда у них появляются дети.

- Это правда. И вот, «Солдат и шут», это Петр Зубарев с сыном, мне кажется, это тот театр, который просто всемогущ. Там показано 2 типа личности. Серьезная личность и несерьезная личность. И их взаимодействие с миром и друг с другом. И мы вдруг понимаем, что театру, актеру, а стало быть и человеку, подвластно в этом мире абсолютно все. Он может изменить и отношение с людьми, и отношение с миром, он может выстраивать свою дорогу. И все это сделано в форме игры, на которую дети идут с восторгом, они с восторгом поднимают ручки, изображают море и лес

- И взрослые с восторгом море и лес изображают…

- Да, да. Заразительность этого спектакля невероятная. И, безусловно, этот спектакль чрезвычайно высоко оценивается всеми, кто его видел, и вообще этот театр.

- Мария Юрьевна, мы знаем и даже часто гордимся тем, что именно у нас были созданы театры юного зрителя. Нет ли в этом отчасти и минуса, что многие театры для детей слишком были ориентированы на детскую аудиторию и немножечко отстают от нового времени? Существует такое понятие, обидное для многих - «ТЮЗятина». А также сегодня многие театры юного зрителя стараются убрать это название, берут репертуар для более  взрослой публики. Не ограничило ли театры юного зрителя как раз вот эта их узкая направленность? Что они обязаны и должны ставить сказочки…

-  В каждом театре есть свой художественный руководитель, и я думаю, только от него и вообще от руководства зависит сегодня выбор репертуара, выбор художественной программы. Безусловно, вы правы, что есть и осталось такое понятие ТЮЗятины. К сожалению, вынуждена признать, что петербургский ТЮЗ страдает этим. Сказка, которую я видела в Петербурге, на мой взгляд, она в этот фестиваль совсем не вписывается, именно по причине того, что… Если сказать грубо, она ни о чем. Понять сюжет, понять взаимодействие добра и зла в этой сказке невозможно. Притом, что красивые костюмы, форма, подача, вроде бы, интересная. Но при этом, уловить о чем это, уловить какое-то высказывание, там совершенно невозможно.

- Вы хотите сказать, что сегодня и юному зрителю, в том числе, нужно нечто большее, чем просто сюжет, чем просто сказочка, чем просто яркая картинка?

- Безусловно, вот, спектакли, о которых мы говорили, они все имеют это художественное и нравственное высказывание. Потому что так вот подобрались эти  спектакли. Еще бы я хотела немножко сказать об Александре Никитиной и Михаиле Быкове.

Потому что с ребенком надо заниматься. И заниматься много, чтобы он учился быть зрителем, читателем. Ведь мы все жалуемся сегодня, что наши дети не читают, не интересуются, что огромные пласты культуры проходят мимо них. 

- Предвосхитили мой вопрос.

- Это люди, которые по очень интересным методикам занимаются с детьми и с педагогами детей, преподавателями литературы. И можно сказать, они волшебники. Потому что они провоцируют ребенка на размышление, на необходимость думать и формулировать свои впечатления от театра. И пробуждают на каком-то даже чувственном уровне реакцию. Потому что с ребенком надо заниматься. И заниматься много, чтобы он учился быть зрителем, читателем. Ведь мы все жалуемся сегодня, что наши дети не читают, что наши дети не интересуются, что огромные пласты культуры проходят мимо них. И вот открытие этих людей, Александры Никитиной, которая совершеннейший фанат своего дела, огромную пользу приносит тем, что занимается с детьми, дает мотивацию детям становиться умнее, интереснее, подниматься на какой-то уровень.

- И не судить о спектакле только на уровне нравится, не нравится, хорошо, плохо, скучно или весело.

- Да

-  Я хочу сказать, что, когда мы видим в программе фестивалей, я по себе сужу, обсуждение спектаклей…

- Становится нехорошо.

- Я сразу же думаю, бедные артисты, бедные режиссеры, и бедные те школьники, которых заставляют остаться после спектакля. Но когда я увидела на этом фестивале, как проходят эти обсуждения, когда дети рисуют, когда дети играют, когда дети сравнивают героев с картинами, с изображениями, с репродукциями. Вот это, конечно, дорого стоит.

- Да, игровые методики, которые выстроены по примеру и по духу игр Сулержицкого, Вахтангова, это действительно культурные открытия 20 века, нашего театра, когда через игру в человеке пробуждается интерес к миру, профессии, нравственности.

- Мария Юрьевна, наш разговор с вами подходит к концу. Остается всего 2 минуты. Какие спектакли вы хотели бы видеть в афише будущего фестиваля и что бы вы хотели пожелать этому фестивалю, если он будет проходить и в следующем году. Есть какие-то названия? Или может быть, какие-то течения, разряд каких-то спектаклей, который бы обогатил бы эту афишу?

- Мне кажется, что очень интересно наблюдать за становлением и развитием этого домашнего театра, маленьких театриков, это раз. Во-вторых, «Арт-Каникулы» мне название нравится, в нем такая свобода и радость. Каникулы, это все хорошо. Я хочу пожелать, чтобы этот фестиваль продолжался. Мне кажется, что опыт этого года исключительно интересный и отражает тенденции наших реалий развития театра детского.

- И оптимистично как-то настраивает, что все неплохо, что все развивается.

- Конечно

- Еще лет 5 назад говорили режиссеры, что мол нечего ставить, плохо пишут, неинтересно придумывают….

- Нет, безусловно, сейчас я бы назвала это неким маленьким взрывом, потому что обнаруживаются именно серьезные темы и интересные формы в театре.

 


Обсуждение
3035
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.