Верхний баннер
14:31 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

08.12.2014 | 13:05
«Думаю, в следующем году число граждан, зарегистрированных на портале госуслуг, существенно возрастет», - Кирилл Селезнев

О работе портала государственных услуг говорили с Кириллом Селезневым, заместителем министра информационного развития и связи Пермского края. Ведущий - Роман Попов

- Речь пойдет сегодня о портале государственных услуг, по крайней мере, с него мы начнем. Портал у меня открыт, www.gosuslugi.ru. Он предназначен как помощник всем и каждому в общении с государством по самым разным вопросам. Суть портала, насколько я понимаю, то самое единое информационное окно, причем, еще и онлайн окно, куда вы можете обратиться. Я вкратце постарался обозначить свое видение этого портала. Если чуть более подробно, что это такое?

- Абсолютно верно. Единый портал государственных услуг – это возможность получения услуг гражданами в электронном виде. Это единое окно, представленное в сети интернет, куда каждый человек может зайти и получить ту или иную государственную, муниципальную услугу в электронном виде

- Информационных порталов существует огромное количество в каждом городе, районе, крае. Чем www.gosuslugi.ru отличаются от портала информационного, информирующего и так далее?

- Помимо информации об услуге, каким образом можно получить, какие необходимо документы представить, перечень услуг, доступных гражданину, с помощью портала можно получить услугу в электронном виде, не выходя из дома, из офиса.

-Обрисуем категорию тех, кто этим порталом пользуются. Я так понимаю, что госуслуги  в первую очередь предназначены для физических лиц

- Не обязательно. Как для физических, так и для юридических

- В данном случае, портал для всех?

- Да

- Насколько это возможно, по-вашему? Насколько реально привлечь к пользованию порталом www.gosuslugi.ru как пенсионеров, так и руководителей компаний?

- Здесь есть задача по популяризации и продвижению данного портала. Если мы говорим о юридических лицах, то это рабочий механизм, потому что коммерсанты, бизнесмены считают время и получение услуги в электронном виде – это сокращение времени, сил для получения результата. Использование электронной подписи – это нормально получать услуги в электронном виде, тем более, что достаточно большое количество услуг оказывается для юридических лицу. Что касается людей третьего возраста, то здесь мы предпринимаем все усилия со своей стороны для привлечения и помощи гражданам старшего поколения. В том числе, буквально на этой неделе у нас запускается проект по обучению граждан третьего возраста пользованию порталом госуслуг, компьютерной грамотности на базе центрального филиала МФЦ.

- Отступление, я первый раз слышу этот эвфемизм, граждане третьего. С какого возраста начинается это третий возраст?

- Я не могу сказать

- То есть, это общее определение

- Да.

- Интересно. Мне просто стало интересно. Если я правильно понял картинку, вот запущен портал. Соответственно, бизнесмены стали им пользоваться самыми первыми. Потому что они и так в информационном поле в принципе разбираются чуть лучше, во-вторых, у них и инструментов чуть больше на руках и необходимости чуть больше, чтобы пользоваться госуслугами. Мы уже перед эфиром к этому сравнению приходили, я предлагал сравнить www.gosuslugi.ru с российским фондовым рынком. Он есть и он функционирует. И там есть определенные правила, законы, задачи. Но для того, чтобы он представлял из себя реальную силу, его надо насытить людьми, потребителями. Вот я перед эфиром спрашивал, уместно ли сравнение с порталом госуслуг. Необходимо ли насытить портал людьми. Кирилл сказал, что дело сейчас даже немножко не в этом, не это первостепенная важность. А в чем?

- Самая главная задача сделать портал госуслуг еще более эффективным инструментом с точки зрения получения услуги в электронном виде. Здесь что имеется в ввиду. Сейчас достаточно большое количество услуг предоставляется на портале, но, к сожалению, исходя из тех процессов, которые происходят в самих органах власти, оказывающих эти услуги, не всегда есть правовая и организационная составляющая оказания услуги 100% в электронном виде. Что я имею в виду, что не везде допустимо применение электронной подписи. Зачастую необходимо приходить в орган власти лично, чтобы оставить свою подпись или получить оригинал документа. Когда и нормативно и с точки зрения процессов, происходящих внутри органов власти, оказывающих услуги, произойдут вот эти ключевые изменения, тогда количество услуг, полностью предоставляемых в электронном виде, от начала и до конца, по каждой услуге не надо будет приходить в орган, тогда портал будет еще более востребованным, во-вторых, количество услуг, получаемых в электронном виде, будет увеличиваться

- От кого это зависит?

- Это зависит и от структур, которые в настоящий момент курируют это направление. На федеральном уровне это министерство связи и массовых коммуникаций и министерство экономического развития. А в нашем регионе это министерство информационного развития и связи, которое с одной стороны дорабатывает техническую возможность, с другой организует и регламентирует порядок предоставления услуг и стремится сделать так, чтобы услуга была доступна, чтобы получение услуги было проще для гражданина

- Как докрутить портал и его взаимодействие с оффлайновыми структурами власти до того момента, когда можно будет не приходить в кабинет, чтобы ставить подпись, пошагово как это сделать?

- Прежде всего, нужно, чтобы нормативная база, то есть федеральные законы или региональные законы, в рамках которых оказываются услуги, были адаптированы под существующий инструмент, потому что, в основном преграды состоят в том, что законы не предусматривают получение услуги дистанционно. Человеку необходимо поставить подпись либо прийти лично за результатом. Следующий момент – это средства  электронной подписи, которые так же должны быть доступны гражданам. Сейчас существует универсальная электронная карта, которая обладает возможностью записи электронной подписи. Тем самым гражданин имеет возможность совершать юридически значимые действия. В третьих это возможность доставки результатов услуг, которая так же развивается. И вполне вероятно, что в ближайшем будущем человек готов будет каким-то образом заплатить за доставку, чтобы не тратить деньги на поход в ведомство

- Проще говоря, газета «Пермская трибуна» доставляется сейчас к своим читателям отдельным письмом, приходит человек, доставляет вам письмо, а там газета «Пермская трибуна». Получается, что теоретически может быть так и с госуслугами. Я сейчас, конечно, не о таких вещах, как получение водительского удостоверения или переоформление. Но если я заказываю пару, тройку бумаг из реестра, то их вполне можно так же запечатать, положить в конверт, принести с курьером или доставить до ближайшего отделения почты, чтобы я мог дойти и получить, расписаться.

- Я вполне допускаю, что это возможно. И сейчас на федеральном уровне рассматриваются некие инициативы государственно-частного партнерства. Организация таких вот взаимоотношений с населением, с целью упрощения процедуры взаимодействия, доставки результатов гражданам

- Я бы обрисовал еще одну перспективу. У нас в этом году в Великобритании одна из компаний по доставке товаров объявила о том, что официально начинает проект по доставке грузов с помощью беспилотных летающих аппаратов. Понятно, что это пока чуть больше маркетинговый ход, но кто знает. Вполне возможно и при нашей жизни.  Мы принимаем технологию с определенной скоростью. Вполне возможно, что и нам будут прилетать бумаги по воздуху

- Да или по каналам связи

- На текущий момент на что похож портал www.gosuslugi.ru? На запись к врачу, когда можно записаться, а идти все-таки ножками? С чем сравните? Это скорее электронная очередь? Как дать определение?

- Прежде всего, это первый шаг к получению услуги. Не по всем услугам, как мы сегодня уже говорили, есть возможность вообще не выходя из дома получить результат, например, проверить штрафы ГИБДД, получить задолженность по налогам. Записать ребенка в детский сад. Такие услуги возможно полностью от начала до конца получить в электронном виде. Но если мы говорим, например, о получении загранпаспорта нового образца, все равно есть необходимость прийти

- Как минимум сфотографироваться

- Да, и оставить там все свои биометрические данные

- Я просто тут же представил будущее этого проекта. То есть, ты делаешь селфи, оставляешь фотку. К тебе прилетает квадрокоптер, ты забираешь свой паспорт. Как вариант

- Это вполне нормально, если мы говорим про загранпаспорт старого образца, фотография в электронном виде прикладывается к заявлению, и нет необходимости фотографирования на месте в федеральной миграционной службе. Поэтому, технология развивается, техника развивается, поэтому, я думаю, что в ближайшее время все эти технологии будут доступны и в части госуслуг

- Записаться в детский сад можно через отдельный портал министерства образования, ровно тоже самое можно сделать с судебными приставами через отдельный портал, и с ГИБДД через отдельный портал. А госуслуги, это не более, чем возможность соединить все эти порталы вместе, просто один адрес

- Нет. Безусловно, это одно окно, с этого мы начинали. Кроме того, это интеграция порталов со всеми ведомственными информационными системами, которые позволяют это сделать. Потом, не во всех регионах есть соответствующие ведомственные порталы, позволяющие это сделать. У нас в Пермском крае действительно есть порталы, пользующиеся огромным спросом у граждан, это портал по записи к врачу, электроне дневники и так далее. Но госуслуги – это одно окно, и это максимально удобная, продуманная процедура в электронном виде. Если мы говорим про запись в детский сад, сейчас это, по поручению президента единая услуга, которая предоставляется в одинаковом виде для всех регионов. Просто в зависимости от региона заявление попадает либо в Приморский край, либо в Пермский край

 -  Давайте немножко о регистрации на портале госуслуг. Насколько сложная процедура? Дело в том, что если зайти в любой МФЦ, который у нас есть в городе и крае, на Куйбышева или, на Лодыгина, там зарегистрироваться просто, возьмите с собой паспорт и пенсионную карточку и вас зарегистрируют. Но ведь это можно сделать и самостоятельно

- Безусловно, процедура регистрации стала значительно проще. Кроме того, что вы можете получить процедуру регистрации во всех филиалах МФЦ на территории края, вы можете зарегистрироваться из дома. Для этого вам достаточно зайти на портал госуслуг, ввести либо номер сотового телефона, либо электронную почту, и фамилию, имя, отчество. После этого вам придет код активации либо на сотовый телефон, либо на адрес электронной почты. И введя этот код активации, вы станете участником этого проекта, зарегистрируетесь на портале госуслуг. Но это только первый этап регистрации. Пройдя его по телефону или по электронной почте, вы получите доступ к ограниченному перечню услуг. Большей частью это больше информационные услуги, например, проверка штрафов ГИБДД, какие-то услуги, которые несут юридически значимые действия, вы их получить с данной учетной записи не сможете. Но вы совершенно спокойно можете пройти второй этап регистрации. Для этого вам необходимо ввести паспортные денные, номер СНИЛС, пенсионная карточка, адрес регистрации, где вы проживаете. После проведения в автоматизированном режиме проверки паспорта на корректность и номера СНИЛС вы пройдете второй этап регистрации. После этого уже сможете получать все услуги в электронном виде. Останется вам только активировать вашу учетную запись. Точно так же вы можете обратиться либо в отделения МФЦ, либо в офис «Ростелекома», либо в отделения на базе «Почты России». Всего по краю сейчас развернуто 28 таких точек активации. И 50 точек на базе «Почты России». Количество таких точек активации будет увеличиваться. В этом случае вам не надо тратить время на регистрацию в МФЦ, вы все процедуры проходите дома, приходите с паспортом, показываете его специалисту, и он условно ставит галочку, что вы активированы. После этого ваша учетная запись будет активирована, и вы сможете пользоваться всеми средствами и возможностями портала

- К вопросу о первом шаге, у нас даже регистрация на портале пока требует личного присутствия, подтверждения того, что вы есть

- Я объясню, почему так сделано. Потому что, когда мы говорим про регистрацию на портале, мы говорим про регистрацию гражданина в единой системе идентификации аутентификации. Звучит страшно. Сокращенно ЕСИА. При этом, человек пройдя полностью процедуру регистрации и активации, получает простую электронную подпись. Тем самым, когда гражданин идентифицируется, показав паспорт, государство понимает, что этот человек есть, что он показал паспорт, что он легитимно может получать услуги, он может подавать обращения, голосовать на сайте «Российской общественной инициативы». И в дальнейшем все региональные порталы и информационные сайты органов власти будут обязаны поддерживать процедуры аутентификации, но ЕСИА. То есть, человеку не надо будет запоминать для врача свой пароль, для электронного дневника свой пароль. Везде будет один пароль, как на сайте госуслуг, и он сможет пользоваться всеми услугами. При этом государство гарантирует, что Иванов – это Иванов, и он  подтвердил эту личность, обратившись за активацией учетной записи. Это достаточно сложно в первый раз, но в дальнейшем облегчает жизнь

- Это такое условное получение паспорта гражданина виртуального российского государства?

- Абсолютно верно. И еще немаловажный фактор, внесены изменения в налоговый кодекс и со следующего года в том случае, если гражданин подает заявление через портал госуслуг в электронном виде, он выплачивает 70% пошлины. По сути, государство предоставляет скидку в 30% для граждан, которые зарегистрировались, имеют учетную запись и подают документы в электронном виде

- На все виды налогов?

- Те, которые касаются госпошлин за оказание государственных и муниципальных услуг.

- Понял, жаль. Я просто думал, что ФНС тоже к этому проекту подпрячь, так тогда я вам скажу, у вас 150 млн. человек окажутся на портале сразу же. А кстати, сколько сейчас на портале по стране?

- По стране сейчас 12 млн. 100 тыс. зарегистрированных. Рост существенный. Порядка 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В регионе у нас зарегистрировано чуть более 115 тыс. человек

- 115 тыс. человек…

- В крае

- Большинство все-таки пермские?

- В основном, да

- И какие еще представлены населенные пункты более или менее? Пропорционально количеству жителей? На втором месте Березники, очевидно, на третьем…

- В основном, представлены, конечно, крупные города, где население активно пользуется информационными технологиями, интернет услугами

- А какой-то срез проводили? Кто пользуется порталом? Сколько им лет, какое социальное положение

- Сейчас эта работа ведется, но пока о результатах говорить преждевременно. Я думаю, что где-то в первом квартале 2015 горда мы выйдем с информационной кампанией. И учитывая результаты этой кампании, попробуем донести информацию, чтобы каждый гражданин узнал, понял, разобрался и смог пользоваться этими инструментами

- www.gosuslugi.ru – это необходимый шаг, который рано или поздно сделают все? Как ни крути, вы все равно зарегистрируетесь там?

- Да.

- Немножко поговорим о будущем портала www.gosuslugi.ru. Вот в Пермском крае 115 тыс. человек, а сколько должно быть по вашей оценке. Вы представитель ведомства, которое курирует продвижение портала в регионе. Какие плановые показатели, сколько должно быть за ближайший год, какой должен быть прирост, наверняка у вас эти цифры тоже есть

- Да, по состоянию на 1 января 2015 года плановый показатель определен указом президента, это 35% от количества граждан, проживающих на территории. Единственное есть здесь допущение, так как услуги юридически значимые, то отсекается часть аудитории, которая младше 14 лет. В соответствии с этим плановое значение по Пермскому краю в районе 500 тыс. человек должно быть зарегистрировано до конца года

- Так вы же не успеете

- Понятно, что такой показатель достичь сложно будет. И никакой регион в нашей стране до установленного показателя, наверняка не дотянется. Но, тем не менее, общий тренд, общий вектор положительный. И уверен, что в ближайший год, особенно с учетом той информации, о которой я сказал, повторюсь, что государство дает скидку в виде 30% в случае подачи заявления в электронном виде. Плюс огромное количество услуг выводится на порталы и организуется их предоставление в электронном виде. Помимо этого запускается механизм оплаты средствами портала той же задолженности по налогам или штрафов ГИБДД. Есть разные пилотные проекты в Москве, так же направленные на то, чтобы оплачивать штрафы вовремя. И в том случае, если он осуществляет это с помощью портала, там так же предусмотрены различные схемы сокращения штрафа, чтобы стимулировать гражданина к сознательности. Я подозреваю, что в следующем году число граждан, зарегистрированных на портале, существенно возрастет. Вообще, если говорить про верхнюю планку, то она должна быть 70% к 2018 году

- Вот этот плановый показатель сможете взять?

- Мы будем вынуждены это сделать, потому что, во-первых, это президентский указ, во-вторых, я думаю, что развитие информационных технологий, развитие связи, которое тоже сейчас происходит, к 2018 году существует программа по развитию связи к 2018 году, это все не сможет не дать результат. Я уверен, что данный показатель будет достигнут

- Сейчас, если возьмем общение в социальных сетях, можно сделать вывод, что рядовой блогер, рядовой пользователь социальных сетей использует госуслуги только для того, чтобы голосовать на РОИ, там или там. Зарегистрировался и голоснул за инициативу того политика или за инициативу против того политика. Вы, наверняка знаете, какие запросы чаще всего есть

- Да, есть услуги более востребованные, есть услуги менее востребованные. В основном, граждане обращаются за федеральными услугами, это оплата штрафов ГИБДД, это информация по задолженности по налогам, оформление загранпаспорта, регистрация автомобиля и так далее. Если мы говорим про региональные услуги, это регистрация брака и услуги, связанные с органами ЗАГС, это большая востребованность по агентству занятости и по поиску информации по подходящей работе. Если мы говорим про муниципальные услуги, это все, что связано с недвижимостью, с землей, так же с образованием и с медициной. Количество услуг, которые граждане получают в электронном виде безусловно растет, и чем больше услуг, чем лучше будет предоставлена возможность получения услуги полностью в электронном виде, без необходимости обращения в ведомство, тем востребованность выше. Что касается блогеров, это такая группа людей, которые высказывают активную жизненную позицию, это замечательно. Наше министерство, в том числе, курирует вопросы открытого правительства, в том числе реализация вот этого указа президента, и организация работы региональной российской общественной инициативы в регионе. Поэтому, нам это, безусловно, близко и важно. Но, тем не менее, когда у человека есть потребность в получении услуги, у него реально 2 вариант, либо обратиться в МФЦ, либо получить услугу в регионе

- Есть еще третий вариант. Им до сих пор многие пользуются по старинке, они идут в то ведомство, услугу которого они хотят получить

 - Да, этот вариант никто не отменял, но, тем не менее, постепенно этот вариант будет вытесняться более удобными средствами получения услуг. Например, тот же Росреестр закрывает свои окна, и все потоки людей направляются в МФЦ.

- Что, в общем, абсолютно справедливо, абсолютно правильно. Наряду с бумагами Росреестра по оформлении тех или иных процедур, документов, кучу бумаг надо получать из сопутствующих ведомств

- Да

- Поэтому просто сократить хождение по городу

- Да, и все межведомственное электронное взаимодействие направлено на то, чтобы упростить гражданину получение услуги и сделать это за него. Поэтому МФЦ, услуги в электронном виде, все эти 2 механизма ведут к сокращению времени и повышают качество предоставления услуги

- Есть ли какие-то организации, компании, примеры подобных сервисов, за которыми вы тянетесь, следите, на которые равняетесь, как в России, так и в мире

- Безусловно, общемировой опыт предоставления информационных сервисов и развитие интернет-технологий все равно начинается оттуда. Но существует и много примеров на территории РФ, которые достаточно удобные, актуальная. Тот же портал госуслуг не стоит на месте. Если вы зайдете по адресу www.beta.gosuslugi.ru, вы увидите совершенно новый дизайн, проработанный с точки зрения юзабилити, удобства пользователя. И уже на следующий год он будет открыт для всех граждан, и все услуги будет предоставлены в новом обличии, все будет намного удобнее, приятнее. Здесь, точно так же, как и коммерческие ресурсы, государственные ресурсы не стоят на месте, развиваются.

- Я так правильно понимаю, что сейчас самые востребованные услуги на портале те, которые не связаны с хождением. Там, где можно все сделать, не выходя из дома, и люди этим пользуются.

- Да

- Есть ли какие-то услуги, котоыре на подходе. Вторая категория услуг. Вам еще пока надо куда-то прийти, поставить подпись, но уже скоро будет не надо

- Это все услуги, которые связаны с получением каких-то документов, справок, которые в принципе, человеку достаточно получить и в электронном виде. Например, он может получить скан свидетельства по электронной почте. Если ему необходимо получить оригинал, он может в более спокойном режиме обратиться в ведомство, получить. Или каким-то образом будет возможность доставки результатов для гражданина. Вот этот стык когда будет пройден, услуга будет доступнее и востребованнее

- А сейчас для того, чтобы портал работал на 100%, на полную мощность, много ли федеральных решений, законодательных, в том числе, должно быть принято?

- Сейчас вносятся изменения в законодательство. Недавно были изменения, связанные с земельным законодательством, очень многие ведомства, федеральные в том числе, модернизируют свои информационные системы, чтобы обеспечить возможность предоставления информации, соединения портала информационных услуг дабы исключить ручную обработку, а если мы исключим ручную обработку, понятно, что в автоматическом режиме и скорость и качество предоставления услуги полностью в электронном виде вырастет

- Я еще раз напомню слова нашего гостя, что пройдет несколько лет и вы зарегистрируетесь на портале госуслуги, даже если вы этого не сделали сейчас, даже если вы не планируете это сделать завтра, вы все равно зарегистрируетесь, потому что это неизбежная реальность, с которой столкнуться все, рано или поздно. Бизнесмен вы, пенсионер вы, студент вы, менеджер среднего звена, руководитель компании. Вы зарегистрируетесь на портале госуслуги, потому что у вас нет выбора. Это такое решение правительства, президента, и тренд, к которому двигается наше общество. Другое дело, что сейчас вы можете это сделать без лишней спешки, нервотрепки, воспользоваться либо порталом, либо прийти в МФЦ и зарегистрироваться. И начинайте изучать, начинайте знакомиться, братцы. Потому что уже при нашей жизни, при нашей ближайшей жизни мы через этот портал будем совершать  в процентах сколько действий? Когда все будет на полную катушку и 70% от аудитории будут на этом портале, сколько процентов госуслуг, 100% - вряд ли. Сколько 90%,  80%, 70, уж точно больше половины, я полагаю

- Сейчас там за год оказывается порядка 2 млн. услуг. По предварительным оценкам это порядка 10-15%. Что касается целевого значения, то здесь, опять же развиваются 2 составляющих, как сеть МФЦ, так и портал госуслуг. Поэтому здесь процент будет каким-то образом разделен. Кому-то удобно обратиться с комплектом документов в МФЦ, чтобы за него операторы сделали всю работу и организовали взаимодействие с органами, кто не хочет тратить время и имеет возможность использовать этот инструмент эффективных предоставления в электронном виде, будет использовать портал. Но в любом случае и тот и другой механизм направлены на повышение качества и уменьшения времени. Как разделится этот процент, покажет время

 


Обсуждение
3797
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.