Верхний баннер
18:30 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

18.12.2014 | 13:05
«Я уже фиксирую серьезное движение в положительном направлении», - Александр Филиппов, руководитель «ПермГорЭлектроТранса»

Тема: ситуация на предприятии «ПермГорЭлектроТранс» и пути выхода из кризиса

Гость: руководитель «ПермГорЭлектроТранс» Александр Филиппов

Программа: «Дневной прямой эфир»

Дата выхода: 18 декабря 2014 года

Ведущий: Владимир Соколов

 

- Давайте для начала обрисуем ваше хозяйство. Вспоминается мне, как на военной кафедре в университете у нас один студент сказал, что БТР состоит из 10 частей - башня, корпус, 8 колес. Вот как-то также, крупно.

«Я уже фиксирую серьезное движение в положительном направлении», - Александр Филиппов, руководитель «ПермГорЭлектроТранса»
«Я уже фиксирую серьезное движение в положительном направлении», - Александр Филиппов, руководитель «ПермГорЭлектроТранса»
- Подвижной состав. У нас ежедневно на линию выходит порядка 200 единиц подвижного состава. Это троллейбусы и трамваи. Трамваев чуть больше, 110-115, троллейбусов 80-85. Надо понимать, что это не полностью весь состав. Общее количество порядка  300 с небольшим транспортных средств. Сейчас, например, у нас достаточно большое количество единиц стоит с перепробегом. Электротранспорт - штука серьезная, есть необходимые периоды техобслуживания, необходимые перечни работ, которые надо производить. И существующие допуски мы нарушать не имеем права. Если трамвай подходит к сроку ТО, а мы его в силу каких-то причин не можем провести сейчас, то он стоит, ждет своего часа.

- Некий буфер есть.

- Да, к сожалению, не активный, это не резерв, который мы можем в любое время вывести на линию, это пассивный буфер. У нас есть вагон, но чтобы его запустить в работу, нужно потратить некоторое количество денег и времени.

- Итак, подвижной состав. Ремонтные машины - это ваше тоже?

- Да, у нас более 100 единиц технологического транспорта, автомобильного транспорта.

Если по объектам недвижимости говорить, то это 3 депо. Депо «Балатово» - основное трамвайное депо. Депо «Красный октябрь» - резервное, ремонтное. Плюс троллейбусное депо на Куйбышева. Плюс центральные ремонтные мастерские на Пермской-1.

Плюс достаточно серьезное энергохозяйство, порядка 20 тяговых подстанций по городу в разных местах, это тоже на нашем балансе. У нас более 110 км трамвайных путей, мы должны понимать, что из одной точки напряжение невозможно обеспечить, необходимые параметры электрического тока на всех этих 110 км, поэтому в разных частях города эти станции расположены, они обеспечивают бесперебойное снабжение электрическом.

Плюс две автобазы, на Ижевской и на Энергетиков, их мы тоже частично используем для собственных нужд, там расположена служба пути, сейчас мы ее активно расширяем, возвращаем из аутсорсинга 2 участка пути из 4. Половина из 110 км мы будем со следующего года самостоятельно обслуживать, 2 участка еще остаются у аутсорсеров.

- Рельсы трамвайные, провода троллейбусные - это все ваше?

- Безусловно.

- Дырки между рельсами, на которых мы убиваем свои подвески постоянно, тоже принадлежат вам?

- Да.

- Смотрите, по нашей информации у вас на 1 октября задолженность составляла 306 млн. рублей. Сегодня как с этим дело обстоит?

- Она принципиально не поменялась. Если больше, то не на много. Мы в текущей задолженности находимся. Здесь нужно понимать, что задолженность бывает текущая, бывает просроченная, когда предприятие перестает иметь возможность выполнять обязательства. Бывает реструктуризированная задолженность. Вот все это, говоря экономическими, бухгалтерскими терминами составляет такой порядок цифр.

Экономически обоснованный и установленный тарифы могут различаться. В нормальной ситуации разница между экономически обоснованным тарифом и той суммой, которую платит пассажир, должна компенсироваться из бюджета. Последние несколько лет вот эта компенсация выплачивалась в меньшем объёме. 

- Это все вместе?

- Да.

- Вам досталось это предприятие, досталось, как я понимаю, не без проблем. Вы пришли, сделали анализ  финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Назовите основные проблемы. Куда деньги уходят или откуда они не доходят до вас?

- Основные проблемы следующие. Первое - недостаточное финансирование со стороны бюджета. Сегодня мы должны понимать, что есть понятие «тариф». Экономически обоснованный тариф и установленный тариф могут различаться. В нормальной ситуации разница между экономически обоснованным тарифом и той суммой, которую платит пассажир, должна компенсироваться из бюджета, поскольку бюджет является основным заказчиком услуги. Последние несколько лет вот эта компенсация выплачивалась в меньшем объёме. Даже по тем методикам, которые существую. У этих методик есть изъяны, мы не можем этим цифрам доверять на 100%. Но даже исходя из этой методики, финансирование последние несколько лет было недостаточным.

- У вас кондуктор отчитывается за билеты, которые он продает? Разве этого недостаточно, чтобы учесть пассажиропоток, без всяких новых приспособлений?

- Безусловно, инкассацию ежедневную мы можем разделить на 13 рублей и понять, сколько у нас было платных пассажиров. Параллельно работает система ревизоров, мы проверяем и вылавливаем безбилетников, собственных кондукторов проверяем, насколько они добросовестно выполняют свои обязанности. И мы можем сказать, достаточно реально, какой пассажиропоток. Нюанс в том, что у нас есть достаточно большое количество льготных пассажиров. Федеральные, региональные, местные. Как минимум, три категории льготников существует. Вот их учет, по большому счету, ведется на глаз. Вообще не ведется.

- Опять же проездные билеты…

- Я как раз об этом и говорю, что и льготники, и владельцы проездных документов, они в составе пассажиропотока учитываются 2 раза в год, когда проводятся обследования пассажиропотока, на основании огромного количества рулонов с разноцветными билетиками, которые выдают кондукторы. Погрешность, если говорить языком социологии, достаточно велика, не репрезентативная выборка.

- Велика ли разница между установленным тарифом и экономическим обоснованным?

- У нас экономически обоснованный тариф для электротранспорта 28 рублей. Разница по сравнению с установленным тарифом огромная.

- Это одна дыра. Ещё?

- Второй вопрос - увеличение собственной эффективности в части сокращения издержек. Я могу уже сказать, что мы работу эту ведем и достаточно больших результатов достигли

- По каким статьям? Я представляю себе хорошо, что такое анализ финансово-хозяйственной деятельности, там отлично видно, по каким статьям идут издержки, перерасход. Вот у вас это какие статьи?

- Это, в первую очередь, поставка запасных частей, оборудования, это материалы и это услуги.

- Это статьи, по которым вы видите возможности сокращения затрат.

- Сокращение затрат и увеличение эффективности. Услуги и оборудование в первую очередь.

- А как вы можете экономить на запчастях, не меняя подвижной состав?

- Запчасть одну и ту же можно купить за 100 рублей, а можно за 300. Чтобы оптимизировать эти расходы, нужно с поставщиками работать в ежедневном режиме.

- А в чем проблема? Почему их раньше покупали дороже, если можно дешевле?

- Значит, смотрите, насчет «сэкономить на запчастях», сейчас пойдут заголовки пестреть, что…

- Да, да, да!

- …«Горэлектротранс» решил экономить на запчастях. Это не так. Я еще раз хотел бы обратить внимание, что никто не собирается экономить на запчастях. Но мы можем соптимизировать цены.

- Продаю я вам шестеренку за 200 рублей, всю дорогу продавал. Как вы у меня собираетесь теперь ее купить за 150?

- Я могу купить у вас, а могу у вашего соседа. Дальше, есть вопрос, связанный с отсрочкой платежей: мы договариваемся, что вы мне ее поставите, а я вам заплачу через год.

- Это называется «коммерческое кредитование».

- Точно. Соответственно, стоимость этой шестеренки будет, мягко говоря, иной, нежели, я вам сначала заплачу деньги, а потом вы мне ее поставите. Или она должна быть иной.

Чтобы у нас не сводилось все к закупу у единственного источника, мы должны обеспечить реальную конкуренцию, и тогда, когда приходят 2 поставщика и начинают торговаться, я вас уверяю, результаты достаточно серьезные, идут на снижение стоимости одной единицы.

- Разумеется. Вы говорите сейчас очевидные вещи.

- К сожалению, эти очевидные вещи приходится говорить и своим подчиненным

- Этого не делалось?

- Достаточно серьезное движение в этом направлении я уже фиксирую, хотя я еще полугода не управляю предприятием, но сегодня уже можно сказать, что есть результаты, по крайней мере, по экономии на тендерных процедурах. В разы экономия увеличилась по сравнению с прошлыми периодами.

У нас рельсы были полностью переданы двум организациям на обслуживание. Причем был достаточно хитрый договор, в соответствии с которым в некую абонентскую плату включалась очистка путей, а все остальное (например, ремонт) происходило по заявкам  как допработа.

- Интересно. По каким статьям еще можно добиться сокращения расходов?

- Можно привести пример, связанный с этим же самым аутсорсингом, когда у нас рельсы были полностью переданы двум организациям на обслуживание. Причем был достаточно хитрый договор, в соответствии с которым в некую абонентскую плату включалась очистка путей, а все остальное (например, ремонт) происходило по заявкам  как допработа.

- И оплачивалась она отдельно

- Да, причем, там некие были а-ля лимиты, что в месяц мы должны были выбрать столько-то, и по этим договоренностям, на мой взгляд, не очень формализованным, эта работа велась.

- Прямо скажем, договор – кривой.

- В связи с этим мы сейчас меняем договорную базу по оставшимся двум участкам, выходим на прямой договор. И 2 участка наша внутренняя служба путей начинает самостоятельно обслуживать, экономистам я дал поручения, что мы свои собственные затраты по этому направлению считаем, смотрим, и они у нас должны коррелироваться  с теми ценами, которые нам предъявляет поставщик услуги нашей. Мы начинаем сами обслуживать, понимаем, эффективны мы в этом или не очень эффективны, у нас есть некий камертон, мы можем сравнить. Раньше мы договорились, и 2 эти организации нам эту услугу по таким ценам предоставляли, которые мы проверить могли только через какой-то период, через год-два. Сейчас, я считаю, необходимо сокращать эти периоды, постоянно вести мониторинг, смотреть, где мы можем ужаться, где мы можем вести более эффективно работы, и появляется еще как минимум то, что мы самостоятельно эту работу выполняем, сами видим, что, сколько стоит, и за сколько мы это покупаем.

- Мне вообще кажется странным, что это передали аутсорсерам, аутсорсерам обычно передают что-то непрофильное, маленьких объемов, аутсорсеры выплывают за счет количества заказчиков. А у нас получается один «Горэлектротранс», зачем-то еще и аутсорсер со своими накладными расходами… Это, мне кажется, априори будет дороже стоить.

- Вопрос нужно адресовать тем людям, которые эти решения принимали. Я пришел, я не согласен с этой позицией. Я считаю, что, более того, обычно на аутсорсинг передается непрофильная деятельность, услуги какие-то. Здесь же содержание рельсов - это прямой профиль. Более того, это безопасность. Поэтому мы переходим постепенно, не все 100% забираем себе, потому что можно не скушать, извиняюсь за выражение, весь этот объем.

- Конечно.

- Мы оставляем этих двух аутсорсеров, которые были.

- Потихонечку подтягиваете свою базу.

- Точно. Оставляем для того, чтобы у нас была возможность для маневра, если они где-то начинают не справляться, мы можем перегруппироваться и совместными усилиями решить ту или иную задачу.

- И потихонечку вы будете это все забирать себе.

- Совершенно верно. Я считаю, что это профиль и это наша обязанность, мы должны аутсорсеров использовать, если нам нужно чем-то помочь, провести, предположим, технику, которой нам не хватает.

- Что-то одноразовое?

- Да, либо в авральном порядке.

- Разумно. Итак, запчасти, обслуживание… Что-то еще? Именно в части затрат.

- Да, безусловно.

- Что-то крупное?

- Есть различного рода договоры, которые вызывают сомнения, сейчас очень серьезная проверка идет со стороны контролирующих органов, со стороны департамента финансов администрации, контрольно-счетной палаты. Я думаю, что результаты этой проверки сами контролирующие органы представят. Мы со своей стороны работу по помощи им ведем, полностью у нас все открыто, и договорная база, документальная, пожалуйста, я заинтересован в том, чтобы максимально полно и подробно эта финансово-хозяйственная деятельность, которая сегодня существует у предприятия, была оценена.

Если бы «Горэлектротранс» все платил в срок и по тем расценкам, которые сегодня существуют, то за последние несколько лет несколько десятков миллионов рублей были бы сэкономлены. Их не нужно было бы переплачивать, они могли пойти на техническое перевооружение, на ремонты.

- То есть, дырки обнаружены, процесс затыкания идет.

- Совершенно верно.

Еще могу вам пример привести, мы за 2013-2014 год только на пенях и штрафах заплатили десятки миллионов рублей, только пени и штрафы по налоговым и не налоговым различным платежам в бюджет или поставщикам. Например, когда мы подписываем договор с нашими поставщиками электроэнергии по некой коммерческой ставке, они нам товарный кредит этот предоставляют, отсрочку платежа по коммерческим ставкам. На мой взгляд, тоже есть вопросы в связи с этим. По-простому говоря, есть место для маневра. Если бы «Горэлектротранс» все платил в срок и по тем расценкам, которые сегодня существуют, то за последние несколько лет несколько десятков миллионов рублей были бы сэкономлены. Не то, что даже сэкономлены, их не нужно было бы переплачивать, они могли пойти как раз на то же самое техническое перевооружение, на те же самые рельсы, на те же самые капитальные и текущие ремонты вагонов, которые сегодня нам необходим.

- Увеличение выручки как-то планируется?

- Безусловно. Я уже сказал, что вчера принято решение, на 3 рубля увеличен тариф на проезд в общественном транспорте. Мы в любом случае с 1 января увеличим выручку. Второе, мы достаточно серьезную работу провели совместно с департаментом дорог и транспорта при принятии решений о новой маршрутной сети, которая с 1 апреля 2015 года у нас начинает действовать. И там достаточно серьезные моменты, связанные как с сокращением издержек, например, в части 3-го маршрута троллейбусного - его закрыли. И уже сегодня мы фиксируем сокращение убытков.

- Он был убыточный?

- Он был убыточный. Он возил платных пассажиров до 10 человек за один рейс, представляете себе? А ехал он через весь город, с Перми-I наверх, на Крохолевку. Закрыв его, мы высвободили подвижной состав для работы на других, более перспективных направлениях.

Плюс сегодня у нас пассажиропоток порядка 50 млн. пассажиров в год…

- Мы говорим сейчас только об электротранспорте, 50 млн.?

- Да, только трамваи и троллейбусы, это пассажиропоток ГЭТ. Так вот, когда ул. Горького у нас будет реконструирована, когда 6 и 8 трамваи пойдут по своим маршрутам, а не в объезд, как они сейчас через рынок ездят, мы планируем увеличить пассажиропоток на 6 млн. человек. Более 10% от собственного пассажиропотока, для ГЭТа достаточно серьезное увеличение.

В целом, ГЭТ сегодня порядка 17% пассажиропотока городского занимает.

- Увеличение пассажиропотока. Компенсация, которую вы не получаете…

- Безусловно, у нас есть понимание, что мы должны эту работу с администрацией вести. Чудес не бывает. Мы должны четко, ясно и прозрачно представлять себе тариф, реальную стоимость услуги и то, какая компенсация из бюджета должна быть возмещена в качестве выпадающих доходов и иных платежей. Здесь я уже привел примеры, что несвоевременная выплата таких денег или выплата в меньших объемах… Мы только на пенях и штрафах теряем десятки миллионов рублей

- У вас еще реклама на транспорте. Это тоже ваше?

- Это наше. Впервые за достаточно длинный период, мы сейчас проведем открытый конкурс поэтому, пользуясь случаем, всех рекламодателей я приглашаю для участия в этом открытом конкурсе. Во-первых, у нас достаточно серьезное количество транспортных средств, бортов вновь в оборот будет введено. Это все новые трамваи, все новые троллейбусы, пожалуйста, можно будет заявляться. И в принципе, на конкурсной основе, кто предложит более выгодные условия для ГЭТа, тот будет иметь возможность заключить договор на размещение рекламы на этих бортах.

- Подвижной состав. Мне кажется, со стороны все такое старенькое, дряхленькое уже. Вы планируете обновлять как-то?

- Сегодня это точно не первостепенная задача, объясню, почему. Первое - у нас некоторое время назад принимались очень серьезные решения. Это и программа «Пермский трамвай», в лизинг мы взяли 40 единиц  трамваев новых 623-й серии, оранжевые «морковки» так называемые. Это и троллейбусы, 45 троллейбусов закупили, с возможностью автономного хода, достаточно современные.

- Я даже видел, как он едет автономно на перекрестке Ленина и Компроса, медленно, но сам.

- Я поездил по другим городам, наблюдая, какие трамваи, какие троллейбусы ездят. Знаете, наверное, если брать Екатеринбург, Челябинск, у нас с точки зрения подвижного состава все очень достойно. При этом если мы берем по трамваям, то это перепробег. У нас сегодня стоит достаточно большое количество единиц с перепробегом, нам нужен и материальный ресурс, и запчасти, и людской ресурс, чтобы провести капитальные ремонты, текущие ремонты, чтобы вывести снова на линию, поэтому.

- Вам разве что улучшить, усилить свою базу ремонтную, и все будет хорошо.

- Да, а вот с рельсами, там ситуация, к сожалению, в разы более плачевная.

- С рельсами беда. Страшное дело, особенно на перекрестках. Кстати, мне вот именно вас вспоминать, когда я на машине проезжаю перекрестки с рельсами?

- Что ж делать, вспоминайте меня.

- 250 млн на 3 года. Мне кажется, это очень много. Чем это вам поможет, что вы с ними сделаете?

- Смотрите, в начале разговора нашего вы назвали цифры, связанные с задолженностью…

- Да, 306 млн.

- 99% этих средств пойдет на погашение задолженности. К сожалению, в том числе и перед бюджетами налоговые платежи. Сегодня они реструктуризированы, мы вошли в графики, но, тем не менее, задолженность существует.

К сожалению, это не кредит развития, это не кредит движения вперед, это необходимая мера, чтобы стабилизировать работу, чтобы обрести некий ноль, некую точку отсчета. И я, безусловно, буду делать все от меня зависящее, чтобы векторы движения были не вниз.

- То есть процент по кредиту у вас будет меньше, чем пени и штрафы, которые вы платите?

- Насчет процента по кредиту. Пермская городская дума приняла решение о согласовании муниципальной гарантии без права регрессного требования. То есть фактически эти деньги отражены в бюджете Перми. Сейчас мы прекрасно видим и слышим, что у нас происходит в стране, в мире… Сегодня эти деньги еще нужно найти. Мы будем в ближайшее время проводить открытый, прозрачный конкурс, по привлечению кредитных организаций, дабы на более выгодных для города условиях это сделать. И после того, как они пройдут, мы на них рассчитываем, в первую очередь, подчеркну, чтобы стабилизировать состояние предприятия. К сожалению, это не кредит развития, это не кредит движения вперед, это необходимая мера, чтобы стабилизировать работу, чтобы обрести некий ноль, некую точку отсчета. Я очень на это надеюсь, и я, безусловно, буду делать все от меня зависящее, чтобы векторы движения были не вниз.

- Почему-то мне кажется, что вы именно так и сделаете. Глядя вам в глаза, я вам верю.

- Спасибо.

- Теперь о страшненьком. Вчерашний день, ставки ЦБ, стоимость рубля. Уже сегодня, в четверг 250 млн. - это уже не те деньги, что были в понедельник. Вы видите какую-то вероятность пересмотра этих сумм к тому времени, как будет приниматься решение, подписываться бумаги?

- Повторюсь, чтобы было понятно. 99% этих ресурсов пойдет на погашение уже существующих задолженностей. В тех же рублях, в тех же самых цифрах. И сегодня мы понимаем, что тот самый ноль и выйдет. Вопрос в том, на каких условиях мы этот ресурс привлечем. Еще раз, мы здесь в тесном контакте с департаментом финансов городской администрации. Я заинтересован в том, чтобы это была открытая процедура, чтобы не было подспудных обвинений в (неразборчиво), они все равно будут, я это понимаю.


Обсуждение
2676
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.