Верхний баннер
14:34 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

25.03.2015 | 13:00
«Когда общаемся с предпринимателями, мы видим их запрос в уважении, им хочется диалога с властью, чтобы власть видела, что они делают, понимала, была с ними в контакте», - Вера Цыпуштанова, директор Пермского фонда развития предпринимательства

«Когда общаемся с предпринимателями, мы видим их запрос в уважении, им хочется диалога с властью, чтобы власть видела, что они делают, понимала, была с ними в контакте», - Вера Цыпуштанова, директор Пермского фонда развития предпринимательства
«Когда общаемся с предпринимателями, мы видим их запрос в уважении, им хочется диалога с властью, чтобы власть видела, что они делают, понимала, была с ними в контакте», - Вера Цыпуштанова, директор Пермского фонда развития предпринимательства
Тема: развитие предпринимательства в Пермском крае
Гость: Вера Цыпуштанова, директор Пермского фонда развития предпринимательства
Программа: «Дневной прямой эфир»
Дата выхода: 25 марта 2015 года
Ведущий: Юлия Балабанова

- Начнем с мероприятий. В ближайшее время в Кудымкаре, Березниках, Чайковском, Кунгуре пройдут слеты предпринимателей, форум «Территория бизнеса» пройдет в Верещагино и в Губахе. И еще такая интересная вещь, как фабрика готового бизнеса, выставка франшиз, пройдет в Чайковском. Что это за форматы и какая их главная цель?

- Спасибо за вопрос. Мы в этом году пробуем, для нас это тоже новые форматы. Если осенью мы проводили форумы предпринимателей «Территория бизнеса», и их основная задача была выстроить разговор между властью и предпринимателями о том, что ожидают территории, как они будут развиваться, и где место предпринимателей в этой перспективе развития. Мы проводили в рамках этих форумов открытые или закрытее в зависимости от муниципалитета стратегические сессии и как раз строили эти новые векторы развития. Каждый мог увидеть себя или предложить, запланировать, где он будет в этой перспективе развития территорий. Сейчас мы идем дальше, мы продолжаем эту тему, мы проводим слеты социальной направленности. Они по-разному называются в территориях, они называются фестивали, воркшопы, просто слеты предпринимателей, «Единение», «Прорыв», масса креатива была у предпринимателей в этом направлении, это были их идеи, предложения. Мы хотим на выходе получить готовые мероприятия социальной направленности. Результатом этого слета у каждой команды (районные муниципалитеты участвуют в этих слетах командами) будет готовое разработанное мероприятие для его реализации ко Дню предпринимателя, посвященное, скорее всего, я думаю, все будут посвящать это Дню победы, мероприятие для развития своей территории. Пока, по идее, то, что мы видим на оргкомитетах, пока еще готовим эти мероприятия, у предпринимателей огромный спектр идей: от поддержания акции «Зеленая волна», в честь каждого погибшего посадка дерева, до скамеек, качелей в детских домах, благоустройство территорий, скамейки на пляжах, высадка целых парков, создание памятных мест для молодоженов.

- Все это за счет внебюджетных средств, а именно компаний.

- Да. Это собственная инициатива предпринимателей. Например, «Зеленый десант» в каком-нибудь овраге или вычистить набережную после зимы, это, наверное, не требует больших финансовых затрат. Но здесь главное инициатива, организация, достаточно большое  количество людей и результаты налицо.

- То есть, грубо говоря, вы собираете в территориях предпринимательские сообщества, чтобы мобилизовать их на некую социальную ответственность.

- Подвигнуть их, или даже дать им возможность организованно реализовать их социальную активность, их запрос, их ожидание, их потребность.

- Почему они не могут это сделать без вашего участия? Зачем приезжать людям из краевого центра, чтобы чайковские предприниматели на чайковском пляже поставили зонтики?

- Естественно, многие предприниматели делают это самостоятельно, но они делают это индивидуально, кто-то помогает малоимущим семьям, кто-то дает деньги на храм, сейчас это понятная и всеми востребованная тема. Кто-то объединяется несколькими предпринимателями, и делают наборы для того, чтобы отправить малоимущих детей в школу. Эти вещи есть. Это такая социальная направленность в сторону социально незащищенных слоев населения. Мы хотели поднять их такую активность для территории. Помочь им сказать, ребята, мы есть, мы работаем на этой территории, мы зарабатываем, мы делаем бизнес на этой территории, мы очень любим эту территорию, мы хотим делать для нее что-то более значимое. Это такое более качественное или целенаправленное вложение усилий и необязательно больших средств.

- Сказать кому?

- И предпринимателям, и мы очень хотим, чтобы власть тоже увидела еще раз, что предпринимательские сообщества есть, с ними нужно считаться, с ними нужно выстраивать диалог.

- А с этим есть какие-то проблемы?

- Да, проблемы есть. В этом направлении всегда есть. И мы когда еще проводили осенние форумы, оргкомитеты, мы говорили, что для нас главная задача, чтобы вы увидели предпринимателей, видели в них инвесторов, видели в них людей, которые могут и делают достаточно много. И кроме того, что на вашей территории есть большие предприятия, конечно, это более значимо, это видно, работают 500-1000 человек, есть предприниматели, которые также создают рабочие места, платят налоги, благоустраивают территорию около своих офисов, магазинов, детских садов, они замещают какой-то государственный сектор, если это касается детских досуговых центров, центров времяпрепровождения, частных детских садов, частные медицинские центры. Это все есть, на это просто надо смотреть по-другому. И мы, когда общаемся с предпринимателями или делаем социологический срез, мы в большей мере видим их запрос именно в уважении, что им хочется диалога с властью, чтобы власть видела, что они делают, понимала, была с ними в контакте.

- Вы как фонд являетесь таким модератором, медиатором?

- Мы пытаемся настроить этот диалог, так как наша прямая задача – это реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательства, то мы хотели бы, чтобы это не было разовыми акциями. Мы проводим обучающие акции, мероприятия, направленные на молодежь, чтобы это не было просто реализацией мероприятий. А чтобы после окончания программы остался более значимый эффект. Это выстроенный диалог, он есть в некоторых муниципалитетах, он сохранился с прошлых времен или изначально там был. А есть муниципалитеты, в которых он затруднен.

- А в чем сложности? Вы говорите, не хватает уважения, в чем это уважение должно проявляться?

- Я думаю, что не в разовых обращениях. Часто предприниматели говорят, знаете, мы готовы нести ответственность за ту территорию, в которой мы живем. Не надо нас периодически обзванивать и говорить, там будет выставка или еще что-то, давайте все скинемся по 1000. Им, видать, не хочется, чтобы были разовые сборы денег. Хочется выстроенных программ, направлений, просто в них участвовать. Если идет какой-то социальной направленности акция или проект, мы говорим, вот, ребят, все занимаемся детскими дворами. Давайте уходить в какие-то договорные соглашения. Часть предпринимателей в этом принимают участие. Но они тоже получают информационную поддержку, PR-поддержку, и все знают, что этим проектом город обязан предпринимателю. Когда по 1000-2000 все складываются, это все тает. Предприниматели очень конкретные люди. Если я что-то отдаю, я что-то получу взамен, и это необязательно материальное. Тогда скажите мне спасибо, скажите это громко, и мне этого хватит, скажите на каком-то празднике, или пусть глава приедет и скажет, для него это будет подспудной рекламой на маленькой территории.

- Вы говорите, что источником креатива в этих акциях, как то слет, воркшопы, все эти мероприятия, посвященные развитию территорий, является само предпринимательское сообщество.

- Да.

- То есть у вас есть агенты на местах.

- Мы их ищем.

- Каково число этих агентов? Думаю, что если мы просто возьмем реестр частных предприятий в территориях и тех людей, которые подключаются в ваших инициативах, это будут вещи, различающиеся кратно.

- Давайте возьмем по Соликамску, у них по реестру порядка 3000 зарегистрированных предпринимателей. Конечно, 3000 на этот слет и воркшоп собирать не будем, у нас нет такой задачи. От Соликамска, предположим, приедет одна команда. Понятно, что мы только инициируем эти вещи.

- Как вы их информируете? Вот соликамское сообщество, 3000 предприятий, каким образом они могут узнать, что проводится подобный воркшоп?

- Здесь нам будет помогать администрация, потому что в тех муниципалитетах, где у нас есть центры поддержки, как наша филиальная сеть от фонда, там мы работаем через центр поддержки предпринимателей, потому что у них такой более неформальный контакт общения с предпринимателями. Где, к сожалению, у нас таких центров нет, как в Соликамске, мы работаем через администрации. Но в Соликамске есть замечательный бизнес-инкубатор, бизнес-инкубатор выставляет свою команду молодых, начинающих предпринимателей. И плюс будет команда, как мы их называем, агентов влияния. В данном случае здесь из Перми. Мы не всегда так хорошо знаем территорию, нам будет помогать администрация. Наша задача, чтобы не эти 8-10 человек, которые приедут на слет, потом сделали эту акцию. Наша задача, чтобы они пустили волну. Чем более масштабное будет мероприятие, тем это будет интереснее и для самих предпринимателей, и для нас как для инициаторов. Мы даже не называем себя организаторами, мы стараемся запустить это мероприятие…

- И в стороночку отойти.

- Да. Чтобы максимально шла инициатива. Мы даже говорим с администрацией, ребята, вы работаете в командах, вы участвуете, но не надо брать пальму первенства, дайте возможность предпринимателям высказать свои желания, хотелки, намерения, дайте им реализоваться.

- В Чайковском заявлен такой формат как фабрика готового бизнеса – выставка франшиз, в двух словах расскажите, что это, на кого это рассчитано?

- Это мероприятие рассчитано на широкий спектр предпринимательского сообщества от совсем начинающих, кто еще только планирует заняться бизнесом, и для тех, кто уже работает и думает о диверсификации своего бизнеса или о новых направлениях. Фабрика готового бизнеса будет включать работу нескольких площадок, для самых начинающих будет представлен интересный опыт из разряда самозанятости, те проекты, которые проходят под центром занятости и обычно не предполагают привлечения наемных сотрудников. Главное, чтобы доход помогал обеспечивать свое достойное существование. А потом мы проводим секцию для тех, кто называется студентами, будущие предприниматели, молодые предприниматели, различные студенческие идеи бизнеса с неполной занятостью.

- А студенты, которые учатся именно в Чайковском?

- Да, мы для Чайковского проводим, но у нас традиционно в Чайковский подъезжают Елово и Чернушка, мы на этой секции рассказываем, что в студенческом бизнесе интересного, как можно реализоваться на неполный рабочий день с учетом того, что ты  учишься. И все самые интересные студенческие проекты, реализованные или которые только реализуются, в качестве таких примеров и живых историй. Мы проводим площадку из разряда идей для бизнеса, бизнес в сфере детского, дошкольного образования, досуговые центры, центры времяпрепровождения, центры раннего развития, детские частные сады - это отдельная площадка, потому что тема сейчас очень востребованная, сейчас и в маленьких городах, и в больших населенных пунктах ребята создают.

- Чайковский - город молодеющий.

- Да. И проводим отдельно секцию по франчайзингу, мы ее делим на 2 части. Это в большей мере уклон в сторону франчайзинговой площадки. Это площадка с презентацией, как мы их называем, маленьких франшиз, когда ты покупаешь франшизу в пределах 1-1,5 млн., маленький бизнес, небольшие отделы, например, фильтров для воды, тем, кто ищет возможность войти, еще ищет направление своего бизнеса. Вот такая площадка. Юлия Викторовна Богушевская ее ведет, руководитель нашего проекта «Франшиза». И вторая площадка – это уже более серьезные франшизы, и пермские, есть в Перми компании, которые являются самостоятельными держателями франшиз, и те проекты, которые реализовались по российским франшизам, и также имеют удачный опыт работы, уже более крупные, от 3 млн. и выше. В рамках этой же фабрики готового бизнеса мы проводим такую выставку, она называется «Ищу партнеров и сотрудников». Это не ярмарка вакансий, а наоборот, такой свободный, более неформальный поиск, когда у всех участников этого мероприятия есть возможность на свободных досках писать, ищу партнера для такого бизнеса или сотрудника. И как-то очень творчески его для себя пригласить. Вот такие вещи по опыту Самары, я знаю, что они такие вещи проводили, это помогает людям более качественно подбирать себе партнеров или кадры для реализации каких-то краткосрочных идей, на 2-3 месяца. Честно люди пишут, ищу сотрудников на 2 месяца, сделать то-то. Люди пишут. Вообще мы это делаем с центром занятости.

- Вы первый раз это делаете?

- Да, потому что мы, когда общаешься с начинающим бизнесом, все говорят, какие сейчас идеи, что сейчас люди-то делают, и вроде в интернете много информации, почитать можно о многом, но всегда вызывают большой интерес живые примеры. Когда вместе с вами на площадку выходят люди, которые это сделали, встает человек и говорит, свой первый миллион я заработал в 19. И так знаете, у всех ушки хоп, все так смотрят на молодого человека. Что он нам туту интересного расскажет, давай, удиви нас, а он, когда такой посыл идет, люди начинают думать, вроде ничем не лучше, как он так заработал. Ребята говорят, вот я начал, и через полгода у меня на цветах, на оптовой торговле был такой-то доход и это в Кунгуре. И почему не я? Такие вещи цепляют, вот такой формат.

- Когда выставка в Чайковском пройдет?

- Она пройдет 15 мая.

- Вдруг к вам не только из Елово и Чернушки приедут.

- Мы планируем, если этот формат окажется востребованным, будет такой интерес или обратную связь мы получим о том, что это дает пищу для размышлений, подталкивает к реальным действиям, то мы планируем это провести в Березниках, потому что Березники у нас тоже интересовались этой темой. Пока по крупным городам, потом, может быть, в Кунгуре. Ближе к осени, потому что летом у всех каникулы.

- Я так понимаю, что вся информация, о проводимых вами мероприятиях есть на сайте фонда www.frp59.ru. Наверное, есть также на сайте министерства промышленности, предпринимательства и торговли. Поэтому если вас что-то заинтересовало, пожалуйста, заходите, узнавайте подробности. Как вы привлекаете держателей франшиз на эту выставку, кто у вас там будет?

- Из крупных франшиз мы уже привозили их в Чайковский, это участники нашего проекта «Пермская франшиза», например, магазин «Стало мало», магазин «Макси-спорт», с нами ездит «Боди-бум» фитнес-клуб, с нами иногда выезжает «Кофе-шоп» «Сковородка», не всегда, с нами выезжает «Алендвик».

- «Кофе-шоп» - это ведь не российская франшиза, она венская.

-  Она не российская, но в качестве примера на некоторых мероприятиях они у нас присутствуют. Да, мы работаем в такой направленности. Сейчас мы активно ведем подборку. Юли Викторовна Богушевская, о которой я уже упоминала, это будет российская подборка, также мы привлекаем своих коллег из Кирова, с которыми мы дружим, из Тюмени. Тюмень очень активно занимается франчайзингом в таком небольшом формате, не страдают они глобализмом в этом направлении, стараются, чтобы это был реальный бизнес, который нужно внедрять сегодня и здесь. Потому что многие франшизы все-таки требуют больших вложений. Готовимся, немножко перенесли сроки, к маю готовится связываться Юлия Викторовна с российской ассоциацией франчайзинга, чтобы репутация у франшиз, которые мы будем представлять, была безупречной, чтобы не подтолкнуть людей к неправильным шагам.

 - Мы с вами за эфиром говорили о том, что вы ведете большую работу среди молодежи, среди студентов, привлекаете их к предпринимательской деятельности. Буквально вчера, так получилось, я общалась с будущими абитуриентами, с одиннадцатиклассниками, которые собираются  поступать на специальность «Экономика». Так получилось, что у большинства из них родители – предприниматели. И у всех у них один мотив, идти на «Экономику», чтобы потом заниматься своим бизнесом. Насколько это логичный и оправданный подход?

- Вы знаете, он имеет право на существование. Экономическое образование еще никому не помешало, особенно, если речь идет о достаточно крупном бизнесе, о финансовых потоках серьезных, конечно, управлять финансами родителей, иметь образование, это поощряется. Но из опыта, не всегда ребята только с экономических факультетов открывают свой бизнес. Потому что программу «Ты – предприниматель» мы реализуем уже третий год, ребята заходят в бизнес, открывают свои ИП, еще будучи студентами, уже после студенческого периода, в этой программе участвуют ребята до 30 лет. Бывают педагоги, открывающие досуговые центры, бывают ребята из политеха, достаточно, кстати, предприимчивая публика, они везде и в торговле, и в сфере услуг.

- У них технический подход, системный.

- Да, структурированы мозги. Здесь все зависит от творческих способностей. Когда мы с ребятами работаем, с молодежью, со школьниками, у нас нет такой задачи глобальной… Конечно, она есть по федеральным показателям, есть какие-то обязательства. Но мы говорим, что даже те, кто не открыл, это просто раскрытие твоих способностей, попробуй, поучись. Даже если ты поймешь, что это не твое, это тоже результат.

- Встречала точку зрения, что современная молодежь не так, как даже лет 5-7 назад, заинтересована в собственном бизнесе. Сейчас молодежь смотрит на госкорпорации, все хотят теплое место.

- Да, все хотят стабильности, все понимают, что в наше время предпринимательство нестабильно, но они еще не сталкивались с тем, что в любой корпорации все может закончиться в один день.

- Тем не менее, есть такие безумные и храбрые, которые рискуют, какой процент из них потом остается на рынке? Вели ли вы такую статистику, сколько таких молодежных стартапов закрывается и по каким причинам?

- Мы вели по своим, у нас процентов 70 с позапрошлого года ребят еще осталось, но это по статистике те, кто получил гранты. Кто-то сразу, получив грант, начав, сказал, что я считал экономическую ситуацию другой. Сейчас как раз в период кризиса по осени ребята получали гранты, кто-то сразу честно отказывался, говорил, что не буду даже начинать, потому что не рискну в сегодняшних условиях это делать. Но статистика стандартная. Большая часть после первого года закрывается. Мы видим большую причину в том, что люди не всегда видят, в какой бизнес они входят. Бизнес – это идея, какие-то деньги они где-то находят, или это огромное желание. А после года все сталкиваются с определенными трудностями, и они обычно одинаковые, все не понимают, как развиваться дальше, даже если через год у тебя бизнес держится наплаву. Обычно закрываются, потому что посчитают по первому году прибыль, а как его развивать, не знают. И самое простое решение – я закрываю бизнес, еще и налоги заплатят, посидят, посчитают, и вроде бы не надо. И мы сейчас с РМЦПК, с кафедрой маркетинга, ребята, которые целенаправленно занимаются обучением предпринимателей. И в том году мы уже пришли к теме, что вообще мы не учим бизнес-планированию, когда мы общаемся с молодыми, проводим школы, мы не учим бизнес-планированию, мы учим бизнес-моделированию, учим собирать модели бизнеса, конструировать бизнес, и очень четко понимать на входе, из чего он у тебя будет состоять, с чем ты будешь сталкиваться.

- А учить бизнес-планированию - это плохо?

- Нет, это хорошо, но это уже следующее.

- Я не понимаю разницы.

- Мы считаем, что бизнес-планирование – это уже среднее. Составить бизнес-план хороший не значит, что у тебя бизнес пойдет по бизнес-плану. Обычно же бизнес-план тебе составляет другой человек. Хорошо, если ты понимаешь все свои расходы, понимаешь, как это все будет работать. Но если ты еще не в этом бизнесе, то обычно все бизнес-планы ребята скачивают откуда-то. И затраты не имеют ничего общего с реальными затратами, со спецификой региона, потоков, потребителей. И когда потом начинается реализация, он говорит, а я думал вот так. И мы говорим, ребят, считайте затраты максимум, прибыль минимум, у вас по крайней мере реальная картинка будет. А бизнес-моделирования, все наши вузы или наши подрядные организации, с кем мы работаем, мы читаем по системе Остервальдера, когда строится модель бизнеса, ты понимаешь, что если ты открываешь автомойку, ты понимаешь, что это не просто автомойка, у тебя будет работать столько-то наемных людей, тебе нужны комплектующие, тебе нужно вот это согласование, ты, скорее всего, будешь платить за воду, тебе нужны стоки…

- Неужели люди этих вещей не понимают?

- Нет, они не понимают этого в полной мере, с чем и когда, на каких этапах им придется столкнуться. И проблемы начинаются уже на 2-3 месяц после открытия своего дела. Я не говорю, что приходит проверяющий орган. С проверяющими люди уже встречаются после года работы. А начинается стыковка со многими организациями субподрядными, структурами, и люди оказываются к этому не готовы, ты не один входишь в бизнес, ты будешь жить в сообществе, в инфраструктуре, и вот к этому не готовы. Взаимодействие с банками, у банка есть обслуживание расчетного счета, вот эти все детали они не прочитывают, их как бы не видят. И когда они начинают с ними сталкиваться, у человека возникают на каждом шагу маленькие стрессы.

- Да ну его, лучше я устроюсь на работу.

- Да. И когда рассказывают, а вы не знаете, что такое предпринимательство, а у меня это, а у меня то. И весь этот ряд проблем, которые выскакивают, вот он и есть.

- Вы говорите, что молодежь у вас даже отказывается от грантов из-за того, что сейчас очень нестабильная экономическая ситуация.

- Просто были 2 случая, мы в этом году провели конкурс и вроде бы ребята по конкурсу по оценке самого проекта, по идее, они выиграли, но вот уже по итогу они честно позвонили и сказали «Можно мы не будем».

- А от каких бизнесов отказались?

- Я сейчас затрудняюсь сказать. Не буду врать. Был такой случай, и мы просто сдвинули по рейтингу.

- Как вы сейчас оцениваете положение предпринимателей, если мы говорим о малом и среднем бизнесе, насколько оно ухудшилось?

- Я не могу сказать, что оно ухудшилось, но то, что работать стало сложнее – это да. Потому что уменьшилась платежеспособность населения, это понятно и по торговле и по сфере услуг. И, конечно, сейчас катастрофически всем не хватает денег на развитие. Высокие процентные ставки по кредитам сейчас называют одной из основных сложностей. В этой связи, я думаю, вам можно будет пригласить, думаю, это будет интересно предпринимателям, наш пермский центр поддержки предпринимательства, который предоставляет микрозаймы под 10% годовых в сегодняшних условиях. Займы можно брать до 3 лет. Там, правда, сумма не высокая, но, тем не менее, есть такая инфраструктурная поддержка, можно говорить о ней, но это не покроет всех потребностей всех предпринимателей в Пермском крае. 


Обсуждение
3008
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.