Верхний баннер
03:49 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

08.06.2016 | 13:46
«Если ты хочешь, чтобы бизнес развивался, значит, начни с себя и не создавай как министр дополнительных проблем предпринимателю. Надо быть открытым и доступным – мне кажется, это главная задача в свете экономической нестабильности», – Леонид Морозов, министр экономического развития Пермского края

«Если ты хочешь, чтобы бизнес развивался, значит, начни с себя и не создавай как министр дополнительных проблем предпринимателю. Надо быть открытым и доступным – мне кажется, это главная задача в свете экономической нестабильности», – Леонид Морозов, министр экономического развития Пермского края
«Если ты хочешь, чтобы бизнес развивался, значит, начни с себя и не создавай как министр дополнительных проблем предпринимателю. Надо быть открытым и доступным – мне кажется, это главная задача в свете экономической нестабильности», – Леонид Морозов, министр экономического развития Пермского края
- Добрый день, уважаемые радиослушатели «Эха Перми»!  Артем Жаворонков у микрофона, линейка дневных прямых эфиров продолжается. И сегодня у нас достаточно необычный гость, без лишней скромности скажу, что с ним меня связывает уже много лет знакомство, но наши слушатели, вы, уважаемые друзья, знаете его, наверное, не так хорошо, потому что человек он хоть и открытый, но достаточно непубличный – министр экономического развития Пермского края Леонид Юрьевич Морозов. Леонид Юрьевич, добрый день!

- Добрый день, уважаемые слушатели!

- Тут надо еще отметить, что, на самом деле, прежде, чем возглавить министерство, вы прошли достаточно большой путь – за вами выпуск Пермского классического университета – политология, Высшая школа экономики, MBA и куча, наверное, всего еще.

- Да, совершенно верно вы отметили, я закончил Пермский государственный университет, Высшую школу экономики.

- Параллельно?

- Параллельно, да, совершенно верно, по специальности «Финансы и кредит», закончил Сколково – Международную бизнес-школу, получил степень MBA Сколково.

- Но ведь ваша профессиональная карьера началась с банковской сферы, прежде, чем все-таки вас закрутило-завертело и привело в конечном итоге в министерское кресло.

- Совершенно верно, 11 лет банковского стажа, я пришел на втором курсе работать в банк, и вот за 11 лет вырос до заместителя председателя правления банка, члена правления, входил в совет директоров группы компаний ПФПГ, возглавлял управление крупным капиталом, ну очень хороший опыт, который позволяет мне и сейчас применять ряд знаний, навыков в текущей моей деятельности.

- История создания министерства экономического развития, я так понимаю, его вообще не было никогда в истории Прикамья, вот до момента, 2 года назад, когда было принято решение о его возникновении. Оно появилось параллельно с вашей работой, или все-таки это было уже приглашение в конечном итоге после того, как решение о создании министерства было принято?

- Министерство было основано 2 года назад, в феврале 2014 года, когда губернатор Пермского края подписал соответствующий указ и пригласил меня на работу в правительство Пермского края. Операционная деятельность министерства ведется с момента образования штатной структуры – это с июля 2014 года, ну а само министерство было зарегистрировано в апреле 2014 года, поэтому мы и говорим о том, что министерству исполнилось в этом году 2 года, и в министерстве работают практически все люди – сотрудники из бизнеса, т.е. такое министерство у нас, как говорится...

- Предпринимателей?

- Не то, чтобы предпринимателей, сколько понимающих, сотрудников, которые понимают проблемы бизнеса, работали в бизнесе, знакомы с бизнесом, кто-то работал и в малом бизнесе, кто-то работал в крупном бизнесе, кто-то работал в банковской среде, поэтому у нас коллектив, как говорится, заточен на результат, на эффективную работу. Ну и коллектив-то, на самом деле, молодой – 35 лет средний возраст по итогам 2015 года.

- Очень много, как говорят на нашем журналистском языке, не много прессы было по поводу этого министерства – появилось, создали, основной какой-то функционал, но в большинстве своем, мне кажется, сегодня не совсем корректно представление о том, какие задачи стоят перед министерством все-таки.

- В соответствии с положением, у нас большой перечень задач, который стоят перед нами. Это вопросы, связанные с социально-экономическим развитием региона, вопросы, связанные с улучшением делового климата и с привлечением инвестиций, вопросы, связанные с регуляторикой в экономике, с регулированием в экономике – так называемый институт оценки регулирующего воздействия, когда мы выявляем дополнительный административные барьеры, которые мешают нашему бизнесу, это развитие конкуренции и конкурентной среды, развитие финансового сектора. Также очень важная функция, которая есть у министерства, это повышение эффективности нашей региональной налоговой системы. Это очень важный момент, и мы тоже за эти 2 года, мне кажется, сформировали ряд хороших шагов для того, чтобы наш бизнес мог определить бизнес-ориентиры в сфере изменения налогового законодательства.

- Создавая министерство с «ноля», в любом случае, штатное расписание утверждалось уже вами непосредственно, вы уже смотрели и подбирали коллектив?

- Да, да.

- И сколько сегодня в министерстве человек?

- Изначально министерство небольшое, у нас 16 человек, несмотря на то, что функционал очень большой, но, конечно, под такой функционал требуются дополнительные штатные единицы для того, чтобы эффективно работать, но, несмотря на это, мы работаем в том составе, в котором есть, хотя в ближайшее, вот не так давно нам добавили еще ряд штатных единиц, т.е. это не вновь созданные, не вновь принятые чиновники, это так называемое перераспределение внутри правительства, т.е. не увеличивается штат чиновников, мы перераспределяем, скажем так, из одного министерства в другое. С чем это связано? Это связано с новыми функциями. В прошлом году наше министерство получило новую функцию – это осуществление контрольно-надзорной деятельности, т.е. это подготовка доклада по проверкам бизнеса, т.е. мы оцениваем эффективность этих бизнесов. Забегая вперед, хочу сказать, что по итогам 2016 года мы рассчитываем, сейчас вот мы подготовили доклад по итогам 2015 года, у нас порядка 20-ти с лишним тысяч проверок бизнеса, и немалая часть внеплановых проверок. Наша задача – сократить эти внеплановые проверки на 20% по итогам 2016 года.

- Т.е. вы в этом отношении, несмотря на то, что вы государственная структура, вы как раз выступаете на стороне бизнеса, ну и, следуя там задачам, которые ставит правительство России, президент, по части сокращения нагрузки проверочной на представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

- Экономика – это и есть, на самом деле, малые, средние и крупные предприятия, и развитие экономики неразрывно связано с развитием самого бизнеса, поэтому, безусловно, министерство экономического развития Пермского края заинтересовано в получении обратной связи от бизнеса, мы проводим достаточно большое количество встреч с бизнесом, бизнес участвует в подготовке нормативно-правовых актов, которые регулируют ту или иную отрасль экономики, т.е. мы открыты и хотим, чтобы честно и открыто вести такой диалог с бизнесом. Для того, чтобы наша деятельность была эффективной, мы должны постоянно находиться в прямом диалоге с нашим бизнес-сообществом.

- Инструментарий достаточен ли сегодня у министерства для того, чтобы решать задачи, перед ним поставленные?

- Конечно, абсолютно.

- Помимо всего прочего, вы ведь имеете право законодательной инициативы как орган государственной власти, и в принципе можете уже на региональном уровне каким-то образом курировать, контролировать, видоизменять и налоговую политику, и политику взаимодействия с бизнесом.

- Если говорить вот так о налоговой политике, то с момента образования министерства вообще приступили к оценке эффективности налоговой политики региона, т.е. мы сделали большой анализ, мы сравнили нашу налоговую политику с региональными политиками других субъектов Российской Федерации, прежде всего, это республика Татарстан, республика Башкирия, Нижегородская область, Удмуртия, Ульяновская область, Свердловская область, Самарская область, Челябинская. Т.е. мы посмотрели, каким образом в этих субъектах развита региональная налоговая политика и что необходимо сделать, самое главное, как она влияет на привлечение инвестиций и есть ли какие-то слабые стороны этих региональных налоговых политик. Вот на основании этого документа мы провели оценку эффективности налоговых льгот. В прошлом году мы вышли с инициативой о том, что необходимо все-таки налоговую льготу по прибыли предоставлять компаниям, которые инвестируют, модернизируют свои предприятия, при этом не забывать о малом, среднем бизнесе, пытаемся повысить нашу налоговую систему. Безусловно, конечно, мы за то, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку в ближайшее время, министерство экономического развития выступает за неувеличение налоговой нагрузки, понимая, что это напрямую сказывается на хозяйственной деятельности наших предприятий и предпринимателей. Мы разработали основные направления налоговой политики на 2016-й и 2017-2018-й налоговый период. Такого документа не было. Мы, кстати говоря, получили хорошее заключение со стороны уполномоченного по защите прав предпринимателей, т.е. мы хотим сказать бизнесу, какие будут налоги меняться и что будет происходить с налоговой системой Пермского края в ближайшие 3 года. Это очень важно с точки зрения прогнозирования своей деятельности, это очень важно с точки зрения формирования бюджета доходов и расходов предприятий, это очень важно с точки зрения вообще открытой такой политики для того, еще раз говорю, чтобы бизнес мог спрогнозировать, мог понять, что будет меняться в этот период.

- Вот если несколько положений вот этого документа, он сейчас в открытом доступе, да?

- Он в открытом доступе, да, и, в частности, например, еще раз говорю, в целом мы не планируем увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, кроме того, мы планируем даже в отдельных случаях улучшить отдельные виды налогов. Например, мы сейчас работаем над тем, чтобы пересмотреть так называемый единый налог на вмененный доход, коэффициент К2. Значит, мы бы хотели, чтобы как можно больше наших предпринимателей переходили на этот вид налога, потому что этот вид налога продлен, т.е. он существует до 2021 года, но он реально позволяет, во-первых, нашему бизнесу выйти из тени, работать открыто и легально, во-вторых, это невысокая налоговая нагрузка на наши малые предприятия, и мы сейчас пересматриваем, т.е. мы хотим сейчас подготовить методику расчета коэффициента К2 для даже наших отдельных муниципальных образований, потому что не секрет, что, например, какой-то предприниматель ведет свою деятельность в одном муниципальном образовании, у него доход такой-то, да, а вот ближе к городу Перми уже доход увеличивается, поэтому специфику бизнеса, специфику экономической ситуации, специфику развития того или иного муниципалитета мы должны учитывать, и у нас такой методики нет по ЕНВД, и мы хотим совместно опять же с бизнесом, вот у нас в ближайшее время будет такое заседание, мы хотим с бизнесом, не просто министерство, а с бизнесом, с нашей налоговой службой, с нашими депутатами разработать единый подход для того, чтобы, еще раз: бизнесу было удобно работать по этой системе налогообложения, во-вторых, постараться, чтобы бизнес вышел из тени, ну и в-третьих, все-таки сделать налоговую нагрузку на наш малый, прежде всего, бизнес еще чуть поменьше, чем сейчас. При этом мы, конечно же, понимаем и о том, что это только один из пунктов. Мы в прошлом году приняли 2 принципиальных важных закона, связанных опять же с поддержкой уже среднего бизнеса. Это упрощенная система налогообложения, когда мы для определенного вида деятельности сократили ставку по упрощенной системе налогообложения и ввели так называемую патентную систему налогообложения. Кроме того, у нас существует региональный закон, который позволяет в течение двух лет не платить налоги для вновь созданных малых предпринимателей, малых предприятий, так называемые налоговые каникулы, которые тоже сделаны в соответствии с посланием президента Совету Федерации.

- Они уже действуют?

- Уже действуют, да, и мы видим результат, и мы видим, что количество зарегистрированных юридических лиц в Пермском крае даже по итогам 5-ти месяцев, оно у нас увеличивается с 2016 года.

- По сравнению с 2015-м и предыдущим периодом?

- По сравнению с 2015-м, да, но есть, конечно, над чем работать, поэтому мы бы хотели, чтобы наша налоговая система была более эффективной и давала хороший результат с точки зрения прироста инвестиций и увеличения темпов роста нашего предпринимательского сообщества. Ну и, безусловно, увеличение самого предпринимательского сообщества в структуре валового регионального продукта тоже будет иметь хорошие результаты с точки зрения диверсификации экономики, потому что чем больше малого и среднего бизнеса, тем вот эти экономические кризисы мы можем проходить менее как-то...

- Более безболезненно.

- Более безболезненно, да, более безболезненно.

- Напомню слушателям, в гостях у «Эха Перми» сегодня министр экономического развития Пермского края Леонид Юрьевич Морозов. Мне хотелось бы, знаете, Леонид Юрьевич, о чем спросить? По части вот инструментария, вы говорите, что постоянно и достаточно открыто работает министерство по взаимодействию с представителями предпринимательского сообщества. А как это происходит? Это круглые столы, площадки постоянно работающие, это просто постоянные совещания и возможность записаться к министру на прием?

- Как я уже сказал ранее, министерство старается взаимодействовать с бизнесом достаточно в таком открытом формате, не создавая при этом административных барьеров. Почему? Потому что если ты хочешь, чтобы бизнес развивался, да, значит, ну сам начни с себя и не создавай как министр дополнительных проблем для того, чтобы предприниматель мог спокойно к тебе зайти, обсудить свои вопросы, т.е. надо быть достаточно открытым и достаточно доступным – мне кажется, это главная вообще задача на сегодняшний день вот в свете такой экономической нестабильности. Хотя, кстати говоря, экономика Пермского края – уже видим определенную стабилизацию, по индексу промышленного производства мы практически не упали за 2015 год и в этом году мы тоже показываем неплохие результаты за 5 месяцев. За 4 месяца 2016 года у нас индекс промышленного производства где-то составляет 98,9%, поэтому неплохие, мне кажется, показатели, т.е. есть хорошая основа. Но с точки зрения взаимодействия с бизнесом, при министерстве созданы рабочие группы и консультативные советы: консультативный совет по оценке регулирующего воздействия – это когда бизнес абсолютно легальным способом может влиять на принятие тех или иных нормативно-правовых актов, которые касается темы предпринимательства и инвестиционного климата. Вот такого не было закона регионального в Пермском крае с момента появления министерства. Мы совместно с депутатами, совместно с членами правительства подготовили такой закон, потому что это указ президента, это поручение губернатора.

- Закон об оценке регулирующего воздействия?

- Регулирующего воздействия, да.

- Остановитесь на нем поподробнее, пожалуйста, ведь действительно закон был принят, вообще инициатива эта появилась из федерального центра чуть ли не в 2011-м, 2012-м ли году.

- Да.

- А мы, по большому счету, вошли в него, приняв необходимый пакет законодательных актов на региональном уровне вот с созданием министерства.

- Совершенно верно, потому что это тоже влияет на деловой климат, это тоже влияет на предпринимательскую среду и, в конечном счете, влияет на финансовый результат того или иного отдельно установленного предпринимателя. Почему? Ну потому что, ну представим себе, вы разрабатываете как чиновник тот или иной нормативный правовой акт, который не согласован с бизнесом, его принимают, и в итоге получается, что бизнес начинает испытывать дополнительное какое-либо давление, либо испытывает административные какие-то, появляются дополнительные административные ресурсы, или еще хуже, когда бизнес несет дополнительные финансовые расходы.

- Вроде хотели как лучше этим законом...

- Да, так вот для того, чтобы этого не было, мы и говорим о том, что этот институт позволяет оценки регулирующего воздействия выявить, вот эти дополнительные избыточные барьеры, которые могут быть приняты при условии, что, значит, без бизнеса там обсудили что-то, так вот поэтому мы считаем, что этот институт позволяет на этапе только подготовки нормативного правового акта бизнесу уже участвовать в обсуждении. И если бизнес говорит о том, что этот закон или это постановление по тем или иным причинам мешает ему развиваться, значит такой закон, такая нормативно-правовая база не должна существовать. И у бизнеса есть на сегодняшний день право, и через министерство экономического развития как уполномоченный орган за оценку регулирующего воздействия выйти с такой инициативой, и мы обязательно учтем мнение бизнеса, если есть, сейчас обращаюсь к слушателям, если есть какой-то нормативно-правовой акт, который вам мешает сейчас...

- Жить и работать.

- Работать, выходите с такой инициативой, у нас существует план экспертизы, у нас существует план оценки фактического воздействия, когда мы оцениваем эффективность того или иного закона, и мы обязательно рассмотрим, внесем соответствующие коррективы.

- Есть мнение, неоднократно я его слышал в последнее время от представителей экспертного сообщества, что сам бизнес сегодня, инструментов для его поддержки достаточно, в том числе и у государственных структур, но сам бизнес сегодня у нас с точки зрения своей активности социальной, и в защите в том числе своих собственных прав пока не готов к такому объему предложений. Вы в своей работе, сталкиваясь с предпринимателями, испытываете такие сложности? Вроде все вот для вас, предпринимателей, но отдачи немного, потому что сам бизнес не готов, не активен?

- Здесь, наверное, я бы не обвинял все-таки наше предпринимательское сообщество в том, что оно не активно, потому что задач у предпринимателя стоит очень много по развитию своего бизнеса, и говорить о том, что кто-то недостаточно активный или вводить какую-то степень активности, ну, наверное, это не совсем корректно было бы по отношению к своим партнерам, к нашим коллегам, поэтому мы понимаем, что бизнесу порой очень сложно даже разобраться в тех или иных нормативно-правовых актах. Мы создали центр компетенции, впервые, кстати говоря, у нас в Российской Федерации нет центра компетенции по оценке регулирующего воздействия, мы создали его на базе Российской академии народного хозяйства при президенте в пермском филиале. Этот центр компетенции позволяет и предпринимательскому сообществу обучаться там, и нашим чиновникам, и муниципальным служащим, а для того, что, еще раз говорю, делать вот это взаимодействие с бизнесом более понятным, более эффективным, и чтобы, самое главное, предприниматели-то могли понять, как все-таки им участвовать в этом процессе. Это первое. И второе, мы создаем в рамках рассмотрения того или иного нормативного акта отдельные круглые столы, вот эта практика себя зарекомендовала, когда по отдельному закону, по постановлению мы создаем рабочий стол, мы проводим открыто заседание, мы обсуждаем даже порой в спорах те или иные моменты, но в итоге либо у нас может получиться хороший нормативно-правовой акт, да, либо не совсем, но почему это происходит? Да потому что порой даже орган-разработчик, какое-то из министерств, оно не до конца учитывает мнение бизнеса.

- Не до конца в тебе, грубо говоря, надо ведь быть на земле, что называется.

- Конечно, надо же понимать, потому что невозможно быть семи пядей во лбу и знать все процессы во всех отраслях, поэтому очень важно привлекать экспертов. Мы, кстати говоря, это делаем, и я отдельно благодарен и нашим бизнес-ассоциациям, которые работают на территории Пермского края, и нашим экспертам, которые помогают нам в этом вопросе. Но, честно говоря, и члены правительства тоже это ощущают и все-таки стараются идти на вот на такой диалог и прислушиваться к мнению бизнеса.  

- Мы все понимаем прекрасно, что сегодня находимся в сложных экономических условиях. Это реальность, которая заставила, наверное, и бизнес-сообщество, и профильные министерства, и ваше в том числе, действовать иначе, нежели это было тогда, когда министерство создавалось. Основные может быть ключевые повороты в вашей деятельности? Ну и хотелось бы спросить за наш инвестиционный климат. Все-таки есть ощущение, что мы сегодня серьезно уступаем нашим даже ближайшим соседям – Свердловской области и Татарстану.

- Опять же, начнем с того, что когда образовалось министерство, мы изначально сразу попытались определить роль экономики Пермского края в сравнении с другими экономиками наших других субъектов Российской Федерации. Это, еще раз говорю, Нижегородская область, это республика Татарстан, Башкирия, Самара, Удмуртская республика, Ульяновская и т.д., т.е. мы взяли Свердловскую область, Челябинскую, т.е. мы взяли все-таки крупные такие наши экономики и попытались посмотреть, где мы оказались. Временной период мы взяли с 2005 года по 2014 год, мы 2015 год специально не взяли с точки зрения основных показателей, потому что сейчас они формируются еще по субъектам, мы взяли вот 2005 год и 2014 год. Что мы увидели? Да, причем мы разбили на два временных периода – с 2005 по 2008 год и с 2009 по 2014 год, ну т.е. в 2008 у нас был кризис, да, поэтому мы решили посмотреть, как у нас развивались экономики и что сделали субъекты после 2008 года. Что у нас получилось? Вот все экономики субъектов, которые я сказал, развивались с темпами более 20%, т.е. 2005-2008 год – это были самые такие хорошие, такое хорошее время экономики. Пермский край, например, в частности, развивался с темпами, средние темпы роста экономики 23%, например, республика Башкортостан – 25%, республика Татарстан – 24%, т.е. это такой был хороший период, ну мы понимаем, что там были и цены на коммодитиз достаточно высокие, поэтому мы получали сферхдоходы, достаточно отметить, что в 2008 году средняя цена на калий у нас была 570 долларов, а в декабре 2008 года цена на калий доходила до 1000 долларов, поэтому бюджет Пермского края получал сверхдоходы от наших налогоплательщиков, крупных налогоплательщиков, поэтому и бюджет был бездефицитным. Что произошло после 2008 года? Все экономики сократились практически в 2 раза, т.е. темп роста экономики, например, Пермского края за период с 2009 по 2014 год – средний темп – он составляет на сегодняшний день 9%, у Башкортостана 9,8%, у республики Татарстан 10,8%, у Челябинска, например, 7,6%. Т.е. это говорит об определенной зависимости экономики, о структуре экономики, да, это, во-первых, ну и во-вторых, говорит в том числе о тех инвестиционных шагах, которые необходимо принять для того, чтобы увеличить темп роста нашей экономики. Так вот 9% мы получили средний темп роста с 2009 года, и нам конечно необходимо его увеличивать для того, чтобы придать более качественный стимул, более качественный характер экономическому росту, т.е. мы должны перейти от количественных показателей к качественным показателям, наша экономика, причем продолжается, накапливается разрыв между вот так называемыми лидерами и, скажем так, отстающими.

- Имеются в виду регионы?

- Да, совершенно верно.

- Сейчас-то мы находимся в совершенно иных экономических условиях. Если посмотреть на сегодняшнюю структуру экономики Пермского края, нельзя сказать, что к нам бегут сломя голову инвесторы, нельзя сказать, что у нас каким-то образом структура экономики переменилась с того момента, который вы исследовали, у нас все равно сырьевая составляющая весьма высока. Что сейчас происходит с нашей экономикой?

- Экономика Пермского края зависит в большей степени от двух отраслей – это добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность, вот на две эти отрасли приходится более 70% всей нашей экономики. 

- Это ведь не плохо? Это плохо?

- Это не плохо, это позволяет, с одной стороны, стабилизировать экономику в условиях такой турбулентности экономической, потому что это и крупные предприятия, которые работают на территории Пермского края, это и инвестиции, которые приходят в крупные предприятия, это, с одной стороны. С другой стороны, мы наравне с этими отраслями, исторически которые присущи Пермскому краю, которые позволяют формировать и доходную часть бюджета в том числе, которые достаточно сильно влияют и на объем экспорта нашей продукции. Мы не должны забывать о тех отраслях, которые обладают наибольшим мультипликативным эффектом. Прежде всего, я говорю об отраслях, которые связаны с созданием удобной городской среды, с туристическим потоком, с деловым потоком, с гостиницами, с девелопментом, с недвижимостью, с банковским сектором, т.е. это, как правило, сектора, которые достаточно быстро растут, но и в этих отраслях тоже занято большое количество населения. И в качестве подтверждения моих слов мы увидели, что после 2008 года многие наши соседние регионы пошли как раз в плоскость диверсификации экономики, начали развивать отрасли, где капитал достаточно быстро оборачивается. Вот Екатеринбург вам яркий пример о том, что там очень хорошо развита отрасль торговли, оптово-розничной торговли.

- В любом случае, по инвесторам, приходящим в эту отрасль, нельзя судить о здоровье экономики в целом, или можно все-таки? Ведь у нас нет такого количества крупных игроков.

- Можно говорить о платежеспособности населения прежде всего, потому что у нас достаточно хорошие показатели с точки зрения средней заработной платы, с точки зрения ВРП на душу населения. Ну, например, по вот такому показателю, как валовый региональный продукт на душу населения мы занимаем второе место после Татарстана в Приволжском федеральном округе. И денежные доходы в среднем на душу населения у нас растут темпами, вот за последние 10 лет темпами, средними темпами 16,4%, все другие субъекты тоже где-то на этом уровне растут, поэтому у нас сейчас по итогам 2014 года 28 тысяч средняя заработная плата в экономике. Ну здесь что надо, что не надо забывать? Не надо забывать, что, порой, возникает дисбаланс в заработной плате между различными отраслями, потому что, например, по итогам 2104 года у нас самая высокая заработная плата была в финансовом секторе, а в сельском хозяйстве у нас низкая заработная плата.

- В среднем по больнице получается 28.

- Так вот для того, чтобы такого дисбаланса не было, и надо принимать определенные меры для того, чтобы зарплата все-таки росла более такими равномерными темпами во всех отраслях нашей экономики, чтобы не было такого, в 4-5 раз отличается зарплата в отраслях.

- Слишком много в последнее время в прессе, по крайней мере, было информации о том, что крупные инвесторы стараются обходить Прикамье стороной. «Газпром», буквально сегодня «Коммерсант» написал, что вроде как готов отказаться от инвестирования в проекты свои в Пермском крае из-за огромного количества долгов. Как работать с такими инвесторами, ведь «Газпром» достаточно важный налогоплательщик на территории Пермского края?

- Здесь мне сложно говорить однозначно, потому что здесь задействовано не только министерство экономического развития. Потому что министерство экономического развития может говорить с точки зрения каких-то там дополнительных стимулирований для того, чтобы инвесторы пришли, в том числе экономические стимулы дать, и налоговые стимулы. Мне кажется, надо работать, надо выявлять вот эти точки соприкосновения, надо выявлять проблемные моменты, о них говорить и решать эти вопросы с тем, чтобы инвесторы чувствовали, во-первых, заинтересованность властей, чувствовали заинтересованность реализации тех инвестиционных проектов.

- Министерство, если правильно понимаю, не ведет за руку инвесторов сюда, оно создает площадку здесь для того, чтобы инвесторы сами сюда...

- Не совсем так, я вообще считаю, Артем, что любой чиновник должен иметь KPI за привлечение инвесторов и за привлечение инвестиций, и работать, на самом деле, честно, открыто, и помогать нашим инвесторам искать те или иные варианты реализации своих идей на территории Пермского края.

- Не все просто знают, что такое KPI – это система премирования по результатам работы.

- Но, прежде чем премировать, надо сначала выполнить поставленные задачи, и, потому что еще раз говорю, экономика Пермского края, сам Пермский край – достаточно интересный регион и здесь можно зарабатывать деньги. Поверьте, мне, инвесторов достаточно много есть, которые готовы реализовывать свои проекты на территории Пермского края. Необходимо определить четкие правила игры, необходимо определить все-таки одно окно, и за каждым инвестором крупным, вот сейчас мы практику такую делаем, за каждым инвестором крупным закрепляется конкретный чиновник, который помогает инвестору решить все вопросы на территории региона, вот это очень важно.

- Немного времени остается в эфире. Хотелось бы вот так, такой небольшой блиц все-таки. За 2 года работы министерства есть однозначно чем похвастаться, вот прямо по пунктам – один, два, три, и может быть указать на недостатки, недоработки, за которые пока досадно, но работа над преодолением которых ведется?

- Хвастаться точно не будут, потому что все-таки это не моя как бы, не хотелось бы мне это делать, все-таки я думаю, что оценку дадут моей деятельности за 2 года предприниматели, это лучше, наверное, у них спросить, как все-таки работает министерство. Но я думаю, что наши, конечно, победы еще впереди, и мы обязательно сделаем так, чтобы Пермский край процветал и развивался, но могу сказать, что за 2 года нам удалось просто по институту оценки регулирующего воздействия поднять Пермский край в рейтинге нашего министерства экономического развития Российской Федерации с 79 места на 10-е.

- И это еще не предел?

- Это еще не предел, мы рассчитываем за 2016 год еще увеличить наши показатели, т.е. мы хотим вырасти по этому показателю, может быть даже войти в «пятерку» лучших регионов России по регулированию.

- А кто там в лидерах, если не секрет? Москва, Московская область?

- Ульяновск, нет, мы обогнали, Московская область, мы обогнали Москву за 2015 год. Ульяновск, Татарстан, Башкирия, т.е. наши все практически соседи, поэтому мы хотим вот в рамках этого института, чтобы Пермский край был выше, чем сейчас, потому что мы практически за год на 69 позиций в рейтинге выросли. Это, конечно, большая была проделана работа, и это не только наша победа, но и победа в том числе нашего бизнеса и всей команды, которая работает над созданием делового климата.

- Последний вопрос, буквально личный тоже вот будет в этом отношении. Все-таки вы человек, пришедший из бизнеса, из финансового сектора, там совершенно другие правила игры. Тяжело было примерять на себя вот эту вот роль чиновника? Ведь все-таки попав в государственные структуры, приходится сталкиваться с огромным количеством, не знаю… административных правил, с которым нужно мириться.

- Безусловно, конечно, есть проблемы и связанные с определенными подходами в этой отрасли, и, скажем, с определенными направлениями может быть своей деятельности, но я могу сказать, что мне не страшно, да, я, еще раз говорю, достаточно компетентен во многих вопросах, и я считаю, что та школа, которую сейчас я прохожу, позволит мне быть намного компетентным и, безусловно, работать честно, открыто на благо развития Пермского края, на наш бизнес.

- Спасибо большое! Я надеюсь, что это не последняя встреча с вами в нашей студии, по крайней мере, с какими-то отчетными рубежными идеями, историями, мы сможем здесь увидеться. Спасибо большое! Леонид Юрьевич Морозов, министр экономического развития Пермского края был гостем на «Эхе Перми» сегодня. Программу провел Артем Жаворонков. Спасибо, Леонид Юрьевич!

- Я тоже хочу поблагодарить и пожелать всем жителям Пермского края успехов, удачи, крепкого здоровья.

- До свидания!

 

___________________

Программа вышла в эфир 8 июня 2016 г.


Обсуждение
3297
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.