Верхний баннер
23:04 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

14.04.2017 | 19:36
«У идеально состоявшегося проекта срок окупаемости - 5-7 лет. При таком шикарном налогообложении бизнесу будет очень комфортно. Если бы они зашли в территорию, где такого нет, им было бы намного тяжелей» - Роман Кокшаров, первый зампредседателя правительства края, министр территориального развития

«У идеально состоявшегося проекта срок окупаемости - 5-7 лет. При таком шикарном налогообложении бизнесу будет очень комфортно. Если бы они зашли в территорию, где такого нет, им было бы намного тяжелей» - Роман Кокшаров, первый зампредседателя правительства края, министр территориального развития
«У идеально состоявшегося проекта срок окупаемости - 5-7 лет. При таком шикарном налогообложении бизнесу будет очень комфортно. Если бы они зашли в территорию, где такого нет, им было бы намного тяжелей» - Роман Кокшаров, первый зампредседателя правительства края, министр территориального развития
- Дневной прямой эфир на «Эхе Перми» у микрофона Юлия Хлобыст, за режиссерским пультом Сергей Слободин. Первая территория опережающего социально-экономического развития в Пермском крае появится в городе Чусовой. Соответствующее постановление правительства Российской Федерации о создании такой территории в Прикамье подписано 23 марта этого года, хотя желание чусовлян возродить свой маленький город насчитывает более 15 лет. В конце 2013 года президент в своем послании Федеральному Собранию предложил создать на Дальнем Востоке и Сибири сеть территорий опережающего социально-экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного, в том числе, и на экспорт. Чуть позже появились соответствующие федеральные законы о первой территории опережающего социально-экономического развития страны. Наконец, такая первая территория появилась в Прикамье. Создание таких территорий внутри страны еще называют китайским путем. Так вот, почему именно в Чусовом была выбрана площадка такой зоны роста, несмотря на то, что есть в нашем крае и другие территории, заслуживающие развития? Как изменится металлургическая столица в Прикамье в ближайшие 10 лет? Кто стоял за историей создания территории опережающего развитие? И сколько рабочих мест появится в городе? Об этом мы поговорим сегодня с первым заместителем председателя правительства, министром территориального развития Пермского края, Романом Кокшаровым. Роман Александрович, добрый день.

- Добрый день.

- В России территорий с подобным статусом пока менее двух десятков, но на территории края своей очереди получить статус территории опережающего социально-экономического развития, можно сказать, что ожидают порядка 10 моногородов. Почему именно статус ТОСЭР получил Чусовой?

- Вообще, хотелось бы начать историю с того, что в Российской Федерации таких городов 319. В Пермском крае у нас 10 монозависимых территорий, в том числе город Чусовой. Почему Чусовой? Мы все знаем историю города Чусового, когда не получился проект по металлургии и более трех тысяч человек вышли на улицу. То есть, они были сокращены. Действительно, нужно было что-то предпринимать, потому что Чусовой, одна из столиц промышленного Пермского края, не должна была умереть, она должна была развиваться. И появился механизм на федеральном уровне – это территории опережающего развития. На самом деле, у нас была радостная весть, что 23 марта Дмитрий Анатольевич Медведев подписал статус о присвоении статуса. Почему именно Чусовой? У Чусового очень много причин и хороших посылов. Первое – это транспортная доступность. Это Транссибирская магистраль, выход еще на две железные дороги, это автомобильная Транссибирская магистраль, географическое положение. Второе – очень важное, что я сказал ранее, это трудовой ресурс. Те люди, которые работали на металлургическом заводе, высокопрофессиональные работники. И в преддверии будут появляться резиденты, инвесторы в этой сфере. Это будет хорошая помощь, хорошая профессиональная сила. Третье – это самый большой моногород в Пермском крае, где проживает более 50 тысяч населения. И последнее, мы за эти годы максимально постарались, готовились к этому и привели инфраструктуру в порядок. Подвели к площадке «Лямино» инфраструктуру: газ, транспорт, электроэнергию. В том году «МРСК Урала» закончила большой проект по энергетике Чусового. Поэтому все это, мы считаем, будет посылом для тех инвесторов, которые к нам придут, а мы в этом не сомневаемся.

- Вы уже сказали о проекте создания индустриального парка «Лямино» – это самый громкий проект, в рамках которого будет организовано 400 рабочих мест. Индустриальный парк звучит современно даже для Перми, я не говорю про Чусовой. Что он будет из себя представлять?

-  Индустриальный парк – это, первое, земля, которая оформлена, размежевана и так далее, это подведение всей смежной инфраструктуру. То есть, у нас на сегодняшний день есть и газ, и электроэнергия, и очистные сооружения, шикарно построенная более чем за 300 миллионов рублей, где очистные сооружения, как для бытовых, так и для промышленных стоков. Также проведена дорога, капитальный ремонт, реконструкция до индустриальной площадки «Лямино». Это те условия, которые очень важны для инвесторов, чтобы не заходить в чистое поле. Это и есть индустриальный парк.

- То есть, сейчас все готово к приему инвесторов?

- Да.

- Как их привлекать? Как они там появятся?

- Мы на сегодняшний день на уровне правительства выпускаем постановление, оно выйдет буквально на днях, и там четко будет определен порядок вхождения резидентов в территорию опережающего развития. Несколько моментов, которые должны соблюдать инвесторы. Во-первых, они должны иметь земельный участок или в аренде, или в собственности. Перерегистрация предприятия запрещена. Если инвестор заходит, он должен построить какое-то производство, сделать капитальное вложение и создать рабочие места. Вхождение для малого и среднего бизнеса тоже может быть. Отсчет начинается с 5 миллионов рублей вложения и 20 рабочих мест, и потом на увеличение. Поскольку земельный ресурс ограничен, инвесторы должны недолго думать и в Чусовом появиться.

- Кроме тех требований, которые вы озвучили, там же есть еще требование к видам экономической деятельности, которые будут разрешены?

- Мы постарались сделать расширенный список видов экономической деятельности. Их там 22, мы задели практически все отрасли, которые могут быть. Единственное, есть ограничение, что теми видами деятельности, которыми занималось градообразующее предприятие, заниматься можно, но они не могут иметь льгот.

- На сайте вашего министерства есть презентация. Там не допускаются виды экономической деятельности подакцизные товары, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, продажи нефти и газа, добычи нефти, оказания услуг в добычи нефти и газа. Не допускаются лесозаготовки, трубопроводный транспорт, торговля оптовая и розничная, операции с недвижимым имуществом и основные экономические деятельности градообразующего предприятия. То есть, на это запрет, а все остальное открыто?

- Да.

- Что касается отбора инвестпроектов. Кто этим будет заниматься, и есть ли сейчас желающие?

- Операция у нас создана на уровне правительства Пермского края, проектный комитет по развитию моногородов, поэтому в постановлении весь порядок вступления прописан четко, все понятно. Мы максимально постарались, чтобы не было беспредела чиновников. Чтобы инвесторам было комфортно и понятно, в меньшие сроки предоставление определенных бумаг и так далее. То есть, на проектном комитете весь пакет документов инвестор сдал, и мы будем принимать решение. Поэтому, мы максимально постарались, чтобы инвесторам было комфортно. Единственное, есть ряд требований. Например, инвестор не должен быть должником по налогам, не должно быть серых схем и так далее. На сегодняшний день у нас два резидента начали реализовывать свои проекты. Они еще не резиденты, но, не дожидаясь выхода постановления, веря, что он будет, у нас уже развивается два проекта.

- Так можно?

- Они рискнули и поверили, что так у нас будет. Мы провели большую работу. На сегодняшний день у нас два производства развиваются на Ляминской площадке. Глубокая переработка древесины, это иностранный инвестор – китаец. И второе предприятие – фирма из Удмуртии, которая уже строит производство и будет выпускать продукцию по кругу большого диаметра.

- Насколько я помню, говорилось о создании производства, связанного с молочной промышленностью.

- Была ферма на 1200 голов, она уже реализована. Мы из бюджета Пермского края давали определенную финансовую помощь для реализации этого проекта.

- То есть, потихоньку площадка «Лямино» начинает заполняться резидентами, соответственно появляются рабочие места. Но там для резидентов существуют небольшие налоговые послабления?

- Да.

- Какие?

- Довольно шикарные налоговые послабления. Первые 5 лет резидент платит 5% - налог на прибыль. Вторые 5 лет – 10%. Мы знаем, что у нас налог на прибыль 20% обнулен и не надо платить налог на имущество в течение всех 10 лет, если он становится резидентом, обнулен налог на землю. Есть определенный критерий добычи полезных ископаемых, там целая градация. Самая главная льгота – социальный налог. Он всегда ощутимый у бизнеса. На сегодняшний день это 30 с лишним процента. Резидент будет платить в 4 раза меньше, где-то 7,6%. А со следующего года социальный налог будет 32%. Это те налоговые льготы, которые бизнес просчитывает. Это хорошее послабление в налогообложении. Я не сомневаюсь, что желающих резидентов, так называемых, инвесторов в Чусовой у нас будет достаточно. На сегодняшний день мы ведем работу со многими потенциальными резидентами. Ведем переговоры, люди часто обращаются с вопросами, как это все происходит, какие требования и так далее. Процесс уже пошел.

- Я напоминаю, что в конце марта город Чусовой, который является металлургической столицей Прикамья, получил статус территории опережающего экономического социального развития. Говорим мы сегодня и о Чусовом, и о других города Пермского края, которые, возможно, тоже получат подобный статус с первым председателем министра правительства, председателем территориального развития Пермского края Романом Кокшаровым. Вы сказали, что уже ведется работа по резидентам. А как это происходит? Вы выходите с какими-то предложениями в другие регионы России? Или шерстите Пермский край? Рассылаете предложения представителям крупного бизнеса? Как?

- Действительно, на сегодняшний день у нас пошла большая работа. До того, как не было постановления, об этом много говорилось, но теперь есть документ, подтверждающий статус. Мы сейчас заняли активную позицию по поиску резидентов и будем проводить очень много мероприятий через торгово-промышленную палату, выезд в Чусовой, это лично на контроле у главы региона, будем проводить семинары с бизнесом Пермского края. У нас две задачи. Первая задача – я так шучу, что, начиная с детского садика и кончая взрослым населением, все должны знать в Пермском крае, что у нас есть такая территория опережающего развития. И вторая задача – мы ставку делаем не только на местный бизнес Пермского края, но и на другие субъекты, с которыми, как минимум, мы граничим. Поэтому работа началась. И в ближайшее время мы постараемся донести до каждого бизнеса, что есть такая территория, правила вхождения в эту территорию, налогообложение – это сейчас наша задача №1.

- Это называется тем самым словом, о котором мы очень много говорили – инвестиционная привлекательность региона.

- В том числе.

- Все-таки сегодня очень часто, когда какие-нибудь проекты начинаются, реализуются, ставятся экономические показатели. Я понимаю, что, возможно, вопрос не к вам, а к министерству экономического развития. Но, может быть, в общих словах вы скажете, что должно быть на выходе с точки зрения экономического развития Прикамья?

- У нас две основные цели. Это создание новых рабочих мест, потому что для моногородов это очень важно. Мы понимаем, что есть население, которое живет или раньше жило на этих территориях, у нас были большие градообразующие предприятия. Во многих местах этих градообразующих предприятий не стало. Наша задача, пользуясь этими льготами, восстановить, создать для людей, которые живут на малой родине, рабочие места. Это первая социальная вещь. И вторая - конечно, экономическое развитие. Потому что глава региона одним из главных критериев своей программы назвал экономику Пермского края. Это даст создание рабочих мест и создание новой экономической площадки в том или иной городе, потому что города Пермского края все разные, у каждого своя стартовая позиция. Хорошо, что у нас существует такой проект, то есть моногорода, и мы будем в этом плане эти города развивать.

- Возвращаясь к вашей презентации по моногородам, где 10 моногородов Пермского края. Я смотрю тут НЭТ Уральский, Очер, Юго-Камский, Красновишерск, Александровск, Пашия, Теплая гора, Горнозаводск и Чусовой, который уже получил этот статус. Понятно, что по всем сразу получить статус нереально. Но где-то год назад рабочая группа по модернизации моногородов при правительстве России приняла решение о целесообразности оказания господдержки с участием средств фонда моногородов по развитию Красновишерска и Теплой горы. Что с этими проектами?

- На сегодняшний день по Теплой горе мы реализуем проект «Пермский щебеночный завод». У нас подана заявка на поддержку фонда моногородов. Мы заявили строительство новой дороги от карьера до краевой трассы. В конце апреля наша заявка будет рассматриваться, и, если комиссия примет положительное решение, Пермский край получит 230 миллионов рублей на строительство этой дороги. Это то, что касается Теплой горы и реализации проекта «Пермский щебеночный завод». Что касается Красновишерска, мы готовим заявку на территорию опережающего развития по Красновишерску. Это будет второй город, который претендует на этот статус. В конце апреля мы такую заявку сформируем и представим в минэкономразвития Российской Федерации, где будут рассматривать на конкурсной комиссии, можем ли мы стать территорией, опережающей социальное экономическое развитие. Далее мы хотим заявиться на ТОСЭР, это Юго-Камский поселок и Нытва.

- Какие там перспективы развития?

- Перспективы развития там тоже есть: градообразующие предприятия, хороший потенциальный трудовой ресурс, поэтому мы тоже даем максимум экономической деятельности. По Красновишерску у нас уже есть понимание. Ряд производств мы запустили – это, где выпускают мрамор, лесная переработка, добыча золота в Красновишерском районе. Есть еще часть проектов, которые будем в Красновишерске реализовывать. Поэтому, это тоже отдаленная северная территория, на которую у нас большие перспективы. Я еще хотел добавить, что те резиденты, которые зайдут в ТОСЭР, например, город Чусовой, еще могут иметь дополнительную поддержку. То есть, при строительстве производственных мощностей мы еще будем помогать. Еще подводка инженерной структуры к этому производства. Это тоже мы будем делать через Фонд поддержки моногородов Российской Федерации. То есть 95 % за счет средств фонда, и 5% будет край. Плюсом к тому, будет льготное налогообложение. Мы еще помогаем создать инженерную структуру локально к каждому производству дополнительно, за счет бюджетных средств.

 - Вы держите руку на пульсе и пытаетесь продвигать разные территории, разные моногорода к получению статуса территории опережающего социально-экономического развития. Как это на практике происходит? Потому что, если взять Чусовой, то история была достаточно долгая по времени. Если в этих моногородах, мы их называли, это и Горнозаводск, и Красновишерск, и Нытва, и Очер, Юго-Камский и еще некоторые территории, есть ли там заинтересованность у глав муниципалитета, глав районов, чтобы прямо не выходили из вашего кабинета и настаивали, ну давайте, давайте быстрее?

- На самом деле, первое я хотел сказать, что это на контроле у главы региона, потому что он тоже понимает, насколько это важно. Вы правильно сказали, у нас организован проектный комитет по развитию моногородов Пермского края, это на уровне правительства Пермского края, и также проектные комитеты сделаны в каждом из моногородов, которые у нас в Пермском крае есть. Самое главное, изначально, это поиск инвесторов. Есть инвестор, есть территория опережающего развития, есть поддержка фонда моногородов. Нет инвестора – все остальное просто слова. Поэтому у глав сейчас тоже большая ответственность, они тоже потенциально держат руку на пульсе. И в каждодневном режиме общаются и тоже ищут себе инвесторов. Потому что инвесторы сами не приходят, для инвесторов нужно создавать определенные условия, чтобы им было интересно, чтобы они понимали, что можно заходить надолго, что отношение власти лояльное. Мало того, что местная власть будет помогать, она может многое, начиная с земельного ресурса и кончая трудовыми ресурсами. Поэтому мы сегодня говорили о тех проектах, которые уже пошли в Чусовой. Следующий Красновишерск, Юго-Камск, Теплая Гора. На следующих территориях мы очень надеемся, что наша работа увенчается успехом, и мы найдем потенциальных инвесторов, которые на этих территориях будут создавать производство и рабочие места. Это каждодневная работа. Она, к сожалению, не быстрая, но процесс идет.

- У нас сейчас многие муниципальные образования жалуются на то, что у них денег в бюджете не хватает, они сидят на голодном пайке, а помогут ли вот эти статусы территории опережающего социально-экономического развития каким-то образом наполнять местные бюджеты?

- На сегодняшний день, когда будут начинать заходить резиденты, там есть часть налогообложения, несомненно, пополнение местных налогов будет существенно. Потому что это те налоги, которых раньше не было. И когда заходят новые производства, новые рабочие места, они в ближайшее время будут, пока не в таком объеме налогообложение получать как край и муниципалитеты, но на будущее это будет хороший потенциальный капитал, в том числе, и для местных бюджетов. Я бы не сказал, что у нас бюджеты помирают. Да, мы живем не в очень простые времена, но мы это осознаем. Поэтому денег во все времена не хватало, то есть, всегда говорилось, что хотелось бы большего. Сейчас выбираем приоритетные направления в Пермском крае, которые будем развивать, и надо повышать муниципалитетам доходную часть бюджета. И я вас уверяю, еще много что можно сделать, чтобы доходная часть местных бюджетов повысилась. Это работа с землей и по другим налогам, это каждодневная работа. Но, несомненно, на тех территориях, где появятся эти производства, новые рабочие места, пополнение и увеличение местных налогов, местного бюджета будет, несомненно.

- Значит, будет развиваться и социальная сфера в этих территориях?

- Конечно. Мы же понимаем, что помимо этого мы ведем еще параллельные направления. Потому что мы понимаем, где будем создавать новое производство, создавать новые рабочие места, мы сейчас усиленно занимаемся созданием комфортной городской среды. Вы, наверное, знаете и слышали, что в Пермском крае запущен проект «Комфортная городская среда». У нас отдельная программа по моногородам, называется «5 шагов к благоустройству». И мы будем создавать комфортную среду именно для тех людей, которые живут на этих территориях, и потенциально будут работать на создаваемых производствах. Для людей это очень важно, чтобы был чистый и аккуратный город, чтобы качественно предоставлялась муниципальная услуга, и так далее. Поэтому, мы понимаем, что, не создав комфортную среду для проживания этих людей в том населенном пункте, мы построим производство, и некому будет на этих производствах работать. Поэтому делаем это все в комплексе.

- Статус территории опережающего социально-экономического развития дается сроком на 10 лет. Достаточно ли этого времени промышленникам, чтобы не только создать, но и развить там производство? Можно ли продлить этот статус?

- Забегая вперед, на уровне Российской Федерации принимается решение, что по истечении 10 лет можно еще на 5 лет продлить, и мы за это двумя руками «за». Что касается окупаемости проектов, любой проект идеально состоявшийся – это 5-7 лет срок окупаемости. Но это идеальные условия. Я считаю, что при таком шикарном налогообложении, бизнесу будет очень комфортно. И за эти года они и построят производство, и встанут на ноги, и отобьют те затраты, которые вложили в это производство. Это льготное налогообложение им будет сильно помогать. Потому что, если бы они зашли в другую территорию, в которой нет такого налогообложения, им было бы много тяжелей. Поэтому я считаю, что это довольно хорошие, солидные условия для создания бизнеса, и этим механизмом нужно пользоваться, пока он есть. Потому что времена меняются, есть такой шанс, и этим шансом надо воспользоваться. Поэтому, пользуясь случаем, уважаемые инвесторы, не надо долго думать, потому что я сказал о льготном социальном налоге, который в 4 раза меньше. И получать эти льготы будут только те инвесторы, которые зайдут в первые три года ТОСЭР. Успевайте. А те, кто в первые три года не зайдут, они уже льготу на социальный налог иметь не будут. На остальные льготы будут иметь. То есть, у нас социальный налог 30%, а он будет в 4 раза меньше, то есть, 7% с копейками.

- Все-таки, подводя итоги нашего разговора. Чусовой получил статус территории опережающего социально-экономического развития. У кого из следующих моногородов документы уже в стопочке и уже направлены в правительство, в Фонд моногородов?

- Я уже сказал, что мы по Красновишерску заявку в конце апреля повезем по территории опережающего развития. Дальше мы выбираем либо Нытву, либо Юго-Камск, потому что не каждый город может стать территорией опережающего развития. Потому что там очень много условий, критериев. То есть, не просто написал заявление, что хочу статус территории – дали. Мы проходим очень серьезную работу в федеральных министерствах. То есть, мы должны доказать разными критериями, что эта территория не просто название, профанация, а, действительно, территория, получив статус, будет развиваться. Ну, и второй механизм, мы тоже его не забываем, это поддержка Фондом моногородов. То есть, те проекты, которые будут реализовываться без статуса ТОСЭР, без налоговых льгот, то мы ведем работу, и такие проекты уже есть, и мы уже готовим заявки, где будем помогать тем производствам, которые будут строиться на той или иной площадке. То есть мы также будем помогать за счет федерального и краевого ресурсов с устройством инженерных инфраструктур. Еще раз напоминаю, это наружные сети: вода, канализация, энергетика, газ; дороги, транспортная инфраструктура и так далее. Поэтому, мы ведем работу в двух направлениях: и по территориям опережающего развития, и по тем моногородам, где инвестор зайдет, и мы помогаем по инженерной инфраструктуре.

- Удачи в этой работе и вам, и нам. как жителям Пермского края. Спасибо большое. Напомню, что сегодня об инвестиционной привлекательности Пермского края, о первом городе в Прикамье, который получил статус территории опережающего социально-экономического развития мы говорили с первым заместителем председателя правительства, министром территориального развития Пермского края Романом Кокшаровым. Спасибо большое, Роман Александрович. У микрофона работала Юлия Хлобыст. Мы с вами прощаемся, до свидания.

- Всего доброго.

Программа вышла в эфир 6 апреля 2017 года


Обсуждение
3230
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.