Верхний баннер
00:22 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

13.12.2009 | 22:00
Прямой эфир. Ситуация на российских фондовых рынках, тенденции и прогнозы.
Прямой эфир. Ситуация на российских фондовых рынках, тенденции и прогнозы.

Ведущий: Дневной эфир на «Эхе». В студии Олег Русских. И у нас после некоторого перерыва финансовые новости и финансовая аналитика. В студии наш постоянный эксперт - директор пермского представительства компании «Финам» Даниил Фадеев. Добрый день, Даниил.

Даниил Фадеев: Здравствуйте.

Ведущий: Рад вас слышать. Три недели мы с вами не виделись, да, просрочили пару эфиров, к сожалению. Но за это время, конечно, ничего экстраординарного на финансовых рынках не произошло. Однако, как мне кажется, новости и тенденции есть. Есть, что проанализировать. Основной вопрос, наверно, последних недель, который чаще всего обсуждается, Даниил, это вопрос, который связан с рублем. Естественно, да. Если я правильно помню, вы и говорили, что рубль откатится.

Д.Ф.: Рубль немного откатился. Доллар достиг порядка 30 рублей 50 копеек. На этом уровне начал консолидироваться. В общем-то, как все остальные активы. То есть, каких-то резких тенденций последние две недели, вот, разве что за исключением падения котировки нефти, больше уже нигде не происходит.

Ведущий: Не происходит. Скажите, Даниил, вот эта самая корректировка курса доллара, назвать ее, на самом деле, падением, у меня язык не поворачивается. Корректировка курса доллара. Во-первых, причины. А, во-вторых, влияние на фондовый рынок вот этого события или этого процесса.

Д.Ф.: Я думаю, что, действительно, это можно назвать небольшой корректировкой. Причина заключается, я думаю, в банальном факторе конца года и предстоящих десяти дней праздника. Народ, по сути, не знает, в какие средства вкладывать свои деньги, понимая, что достаточно долго будет изолирован от внешних рынков. Поэтому доллар, как такая резервная, скажем так, единица, резервная валюта получает большую популярность в этот период. Я думаю, что фактор корректировки и некоторого небольшого роста курса доллара, который имеет место в последнее время, в начале будущего года закончится. Тенденция развернется в обратную сторону.

Ведущий: Естественный вопрос. Вот как говорили эксперты, что «Центробанк», он, как бы, ну, внешне безразлично отреагировал на вот это вот, на это падение рубля и укрепление доллара. При этом многие эксперты отметили даже некое удовольствие, что ли, «Центробанка» в этом процессе. Во всяком случае, трактовали его именно так, что «Центробанк», мол, даже доволен, тем, что рубль несколько опустился. Это правда? То есть, это логично, точнее говоря?

Д.Ф.: Ну, я не думаю, что «Центробанк» активно выражает радость по поводу изменения курса рубля в неблагоприятную сторону. Но оно, действительно, носило технический совершенно…

Ведущий: А неблагоприятная сторона?

Д.Ф.: …небольшой характер порядка полутора рублей. То есть, это не…

Ведущий: Около пяти процентов…

Д.Ф.: То есть, это не критично на самом деле, не критично. С другой стороны, ослабление национальной валюты оно в то же самое время имеет некоторые позитивные факторы. То есть, при ослаблении национальной валюты теоретически получается новый стимул для развития экономики. Но, так как, именно вот это последнее явление двух-трех недель носило крайне небольшой характер, я думаю, что в конце года это…

Ведущий: Никак не скажется.

Д.Ф.: Никак не скажется. Просто перетекание денег из одних активов в другие.

Ведущий: Сразу же вам вопрос по ICQ. «Даниил, обвал золота, это лопнул пузырь?» - спрашивают у вас.

Д.Ф.: Скорее, да. То есть, обвалом это не назвать. Потому что сначала был выстрел вверх процентов на 10. Затем обратное движение, причем, на меньшее количество. Упали меньше, чем выросли. Пузырь, если сдулся, то сдулся частично пока что.

Ведущий: И тут же вопрос ваших прогнозов на цену на золото, на вот, ближайшие, может быть, две недели до Нового года и сразу же после.

Д.Ф.: Я думаю, что закроется в диапазоне 1180-1200 за троицкую унцию в этом году. А в следующем году снова начнет ослабевать.

Ведущий: 1180-1200. Это притом, что сегодня, вот только что идут свежие новости о том, что цена золота упала ниже уровня 1120 долларов за унцию. Подрастет, думаете?

Д.Ф.: Я думаю, что под конец года вновь могут иметь место те предпосылки, что… Ну, в общем, испугов будет больше. А традиционно в такой период в больше степени вкладывают в золото.

Ведущий: Понятно. Спрашивают вас о перспективах Рождественского ралли. Есть ли оно, началось ли оно? И каким оно будет?

Д.Ф.: На самом деле, на фондовом рынке последние две недели мы наблюдаем очень такую, скажем так, депрессивную картину, депрессивную для многих участников не потому, что рынок падает, а потому что он стоит. Для опытных спекулянтов это самый такой неблагоприятный период, потому что ничего не происходит – не падает, не растет.

Ведущий: Мне нравится словосочетание – опытный спекулянт. Причем, сказано это, уважаемые радиослушатели, замечу, абсолютно без отрицательных эмоций. А это в данном случае, скорее, ну, что ли профессиональная характеристика, нежели какая-то эмоциональная история, правильно?

Д.Ф.: Нет, на самом деле в слове «спекулянт» я лично ничего не вижу плохого, и сам таковым являюсь. Так вот, последние две недели очень депрессивный период, потому что ничего не происходит – не падает, не растет. Вообще, очень небольшие, маленькие изменения, никак на этом не заработать. «Газпром» с утра 166, в максимум дня, что он может показать, 167 и обратно свалиться на 166.

Ведущий: Спекулянт нервничает, потому что ему заняться нечем.

Д.Ф.: Хотя все ждут ралли, или даун-ралли ???????? (неразборчиво) какое-то движение. Так вот реально с точки зрения возможного движения все, что из внешних факторов складывается, дает основание для движения именно на этой неделе.

Ведущий: Именно на этой неделе?

Д.Ф.: Именно на этой неделе. Потому что на этой неделе заканчиваются одни нефтяные фьючерсы, начинают торговаться другие, завтра. Это повод для роста нефти порядка на доллар. В среду заседание федеральной резервной системы США, итоговое по концу года, которое, скажем так, подведет итоги по этому году политики США в плане финансов и некие вехи на следующий год. На этой неделе как раз активность может вырасти, и больше факторов технических на то, что какое-то ростовое движение на этой неделе возможно.

Ведущий: Даниил, вас спрашивают здесь. Ну, я не знаю, может быть, с точки зрения подколоть, а, может быть, с точки зрения, действительно, понять ситуацию. Есть в этом определенный смысл. То есть, если спекулянты застоялись, пишут нам, то не в состоянии ли они сами спровоцировать рынок на какое-нибудь резкое падение или подъем?

Д.Ф.: Провоцирует всегда кто-то большой крупный, кто смотрит на спекулянтов со стороны. Вот он начинает движение, потом спекулянты все уже подключаются. Вот этот вот большой и крупный игрок в течение недель трех просто отсутствует. Не знаю, где он. Может, где-то отдыхает, курит сигары в Лондоне. Но его на рынке не видно, он не работает. Поэтому рынок стоит.

Ведущий: На самом деле сейчас придет большой игрок. Все застоялись, он сделал маленькое движение мизинцем, и рынок покатился.

Д.Ф.: На этой неделе это возможно.

Ведущий: Спрашивают вас, вот, может быть, как раз в связи с тем, что вы только что говорили, Даниил. Скажите, что вы думаете по поводу акций «Лукойла» в свете выигранного этой компанией тендера? Я, честно говоря, не знаю, какой тендер выиграла компания «Лукойл». Поэтому, если можно, пояснение.

Д.Ф.: Да, проясню. На самом деле, «Лукойл» в течение предыдущей недели технически был очень недооценен. Его продолжали валить. А в субботу вышла информация о том, что «Лукойл» выиграл тендер, в котором участвовало достаточно большое количество нефтяных компаний по всему миру на разработку самого крупного месторождения нефти в Ираке. Второе по величине месторождение выиграла компания «Газпромнефть» также российская.

Ведущий: А американцы где?

Д.Ф.: Американцы в этот раз где-то… где-то гуляют.

Ведущий: Где-то гуляют. Понятно.

Д.Ф.: То ли им неинтересно, то ли…

Ведущий: Большой крупный игрок отдыхает.

Д.Ф.: Да, не смогли состязаться с нашим «Лукойлом». Ну, так или иначе, две крупнейшие российские компании взяли два крупнейших иракских месторождения. Это, безусловно, для «Лукойла» положительно. И сегодня мы давали рекомендацию наших клиентам на покупку «Лукойла».

Ведущий: И каковы прогнозы на ближайшие дни в этом?

Д.Ф.: Ну, какого-то сверхроста под конец года, опять же, не жду. Думаю, что где-то 1650-1660 он показать может. В принципе, это будет хороший уже… хорошая точка для продажи, для фиксации.

Ведущий: Вот смотрите, Даниил, спрашивают. На самом деле это вопрос был и у меня. Только что мы с вами в новостях слушали информацию о всякого рода возможных экологических документах, которые то ли будут подписаны, то ли не будут подписаны. То ли будет продлен Киотский протокол, то ли он будет каким-то образом перезаключен. Вокруг этого идет на сегодняшний день достаточно большая и экономическая, как мне кажется, и геополитическая такая борьба. Как вам кажется, вот эти экологические новости, что называется, с этого фронта, они оказывают влияние на фондовый рынок? И будут ли новости, которые связаны вот с ужесточением Киотского протокола, каким-то образом сказываться на акциях? Скажем, той же нефтянки.

Д.Ф.: Если ужесточение в экологической сфере повлияет на снижение выручки нефтяных компаний, то, безусловно, это повлияет.

Ведущий: А на какие компании оно может сказываться? Я не знаю, на машиностроение, на любые компании, которые, так или иначе, завязаны на выброс вредных веществ?

Д.Ф.: Я думаю, да. Мне сложно так сходу сказать, какая именно из отраслей в большей степени повлияет. Потому что это будет определяться и, скажем так, степенью, коэффициентами, которые будут на каждое из предприятий наложены. Но вот этот фактор он способен повлиять негативно.

Ведущий: Опять же, только что новость была на федеральном «Эхе». И нас тоже спрашивают. Можно ли прогнозировать рост акций компаний сотовых операторов в связи вот с запуском сетей 3G в Москве? Как-то может это сказаться?

Д.Ф.: На самом деле сеть 3G именно в Москве на вряд ли сильно повлияет на сотовых операторов. Хотя бы потому, что 3G везде, кроме как в Москве, уже есть. То есть, это такая, достаточно локальная новость. Но надо сказать, что многие операторы сотовые в течение прошедшей недели достаточно резко росли.

Ведущий: Спрашивают вас, опять же, Даниил, одно за другим. Любимый вопрос. Как там у нас Дубаи? У меня такое ощущение, что Дубаи у нас в России воспринимается фактически, как родной. Ну, не знаю, почему всех интересуют Дубаи. У нас уже несколько вопросов на ICQ они были. То есть, как там ситуация, если вам что-либо на эту тему известно? И как это сказывается, опять же, что происходит в связи с этим на фондовых рынках? Кто-то обрушился, кто-то обанкротился? Вот у меня последние новости, я читаю, что эмират Абу-Даби выделил правительству эмирата Дубаи экстренный кредит в объеме 10 миллиардов долларов.

Д.Ф.: Ну, да, на самом деле там все, насколько я понимаю, успокоилось. И дубайский кризис не оказывает уже такие серьезные негативные влияния на фондовый рынок.

Ведущий: А в будущем вообще что, как-то может, просто я не знаю, ожидаете ли вы серьезных глобальных дополнительных банкротств там? Скажется ли это как-то на нашем рынке?

Д.Ф.: Вот в этом году уже не ожидаем. В следующем - возможно. Потому что тот, скажем так, более менее равномерный период, который мы сейчас видим в какой-то степени можно назвать и депрессией, когда пузыри финансовые надулись, а реальная экономика практически не работает.

Ведущий: Там, в Эмиратах? Или здесь, у нас?

Д.Ф.: Много, где в мире, скажем так. Поэтому, я думаю, что банкротство, возможно, какие-то ???????? (неразборчиво) дефолты в течение первого, второго квартала 2010-го года еще будут.

Ведущий: Нам предлагают, весело предлагают не переживать за Дубаи. Купит его соседний эмират. И все там будет хорошо. Ну, возможно, это и так.

Д.Ф.: В итоге, любой кризис, дефолт ведет к перераспределению собственности, я согласен.

Ведущий: Еще один вопрос от Дмитрия. Безусловным фаворитом (специалист, видимо пишет), безусловным фаворитом последних недель на нашем рынке были акции «Сбербанка», особенно привилегированные. С чем вы связываете этот рост? На каких уровнях он, по вашему мнению, может прекратиться?

Д.Ф.: Я бы даже сказал не последних недель, практически всего 2009-го года «Сбербанк» является фаворитом. Кода я думаю, вот, когда будет следующий кризис, вот я-то точно знаю, как заработать. Надо просто купить «Сбербанк», когда он упадет раз в 10, как это произошло в этом году.

Ведущий: А потом его купить?

Д.Ф.: Нет. Потом его купить сначала, потом, года два подержав, я думаю, продать. Просто финансовый сектор в кризис теряет в наибольшей степени, так как «Сбербанк» все-таки является госкорпорацией. Понятно, что он никуда не исчезнет. Вот, действительно, «Сбер» привилегированный последнее время растет даже больше, чем «Сбербанк» обыкновенный. Ходят слухи, что, возможно, будет происходить конвертация привилегированных акций в обычные из расчета один к одному. И на этом фоне привилегированные акции просто подтягиваются к обычным. Пока это только слухи. Фундаментальных предпосылок, подтверждающих это, нигде не было. Ну, На самом деле, похоже. Потому что соотношение привки «Сбера» к обычке до кризиса было порядка 70 процентов. Сейчас уже это где-то процентов 85.

Ведущий: Традиционный вопрос, Даниил. Как себя чувствуют акции компаний, расположенных в Пермском крае? В первую очередь, видимо, имеется в виду химический сектор и калийные удобрения. Вот то, что у нас есть «Уралкалий», «Сильвинит».

Д.Ф.: Снова подрос «Сильвинит». Он побил очередные рекорды. А «Уралкалий» консолидировался в районе 135- 140 рублей.

Ведущий: Что значит, консолидировался?

Д.Ф.: По-русски сказать, успокоился. Умер.

Ведущий: Умер. И там стоит.

Д.Ф.: И там стоит в этих ценах. В районе 140 рублей стоит и не шевелится.

Ведущий: Что-то еще. Химический сектор, то есть, «Уралхим»? Я не знаю, торгуется он на рынке, нет? Про «Еврохим» тут нас спрашивают.

Д.Ф.: Ну, более ликвидные, это «Сильвинит», «Уралкалий», «Азот», «Сода». Они все, в принципе, чувствуют себя неплохо. И после того, как голубые фишки самые первые выросли, вот на втором эшелоне, как раз, в том числе, и на наших вот этих компаниях произошла хорошая фаза роста. И сейчас они вместе со всем рынком дрейфуют, стоят на месте.

Ведущий: Точно такой же вопрос, опять же, традиционно абсолютно к нашим встречам. Спрашивают об акциях региональных операторов связи. То есть, Телекомов. Возможно, в первую очередь, «Уралсвязьинформа», может быть, не только.

Д.Ф.: На той неделе в четверг, пятницу они выросли все порядка 5-10 процентов против того, что интересно, Ростелеком, это та компания, на базе которой будут объединяться все операторы связи, падал. Часто мы замечаем, что как раз в противофазе идут Ростелеком и региональные операторы. Региональные операторы растут, Ростелеком падает.

Ведущий: А с чем это связано, не знаете?

Д.Ф.: Сложно сказать. Какие-то спекулятивные перетоки из одной формы в другую. Но вот чисто спекулятивно замечаем, что вот если сейчас Ростелеком упал, по сравнению с региональными операторами, он более интересен для покупки. То есть, сейчас логично по идее региональных операторов продавать, и Ростелеком, как центральную фишку, покупать.

Ведущий: Вот, опять же, тогда вам вслед, что называется. Правильно ли понимает наш радиослушатель, что региональные операторы связи за год достаточно серьезно подросли, за последние полгода, год?

Д.Ф.: Да.

Ведущий: Серьезный рост составил, Даниил?

Д.Ф.: Ну, больше, чем в два раза. Где-то в два с половиной, в три раза выросли.

Ведущий: Очень серьезно.

Д.Ф.: Да.

Ведущий: Правильно ли я понимаю, что эта группа компаний является едва ли не самой, на сегодняшний день, одной из самых растущих на фондовом рынке?

Д.Ф.: Нет. Самый растущий-то, мы недавно поговорили, «Сбербанк». Который вырос, для сравнения, с 13 до 75 рублей в этом году. То есть, если там посчитать количество раз, то это где-то порядка шести раз против Телекомов, которые там в два с половиной, в три раза. Поэтому вырасти за этот год в два раза – это на самом деле хорошо, но скромно по сравнению с другими компаниями.

Ведущий: Уважаемые радиослушатели, на это количество вырос даже любимый нашим народом ВТБ. То есть там он со скольки-то, если я все правильно помню…

Д.Ф.: ВТБ вырос в три с половиной раза, да.

Ведущий: Но, как вы понимаете, до кризисных отметок тот же ВТБ, например не достиг. И достигать еще какое-то время…

Д.Ф.: Да даже и «Сбербанк» тоже не достиг.

Ведущий: Тоже не достиг. Спрашивают вас, опять же. Теперь давайте перейдем, наверно, к сугубо пермским новостям. Просят вас сказать то что мы говорили перед эфиром. Можно ли подвести какие-то итоги конкурса «Финама» «молодой инвестор». Уважаемые радиослушатели, я просто напомню тем, кто не помнит, не слышал об этом. Месяц назад, дальше больше месяца мы об этом разговаривали . «Финам» тогда начинала конкурс, даже не конкурс, акцию. Человек, который готов был стать начинающим инвестором, заполнял все документы, заключал договор. Дополнительно получас тысячу рублей на свой собственный счет. И с этой тысячи рублей мог играть. Причем, эта тысяча рублей была не виртуальная. Точнее говоря, она была частично виртуальная. Тысяча-то рублей была виртуальная. А вот вся прибыль, которую вы с нее могли получить, она была абсолютно реальная. Вы могли ее снять и положить себе в карман. Или со всеми этими деньгами продолжать играть дальше.

Д.Ф.: Да. Я только отмечу, что этот процесс, он еще, скажем так, он еще длится. То есть, он еще не закончился. Конкурс заканчивается, получается, на этой неделе.

Ведущий: 15 декабря.

Д.Ф.: 15 декабря. И где-то в конце этой недели мы сможем подвести итоги, определить победителей.

Ведущий: Сколько народу по России участвует, можете сказать?

Д.Ф.: Участвует… Зарегистрировалось порядка 6 тысяч человек. Вот реально участвуют, что печально, где-то половина. То есть, в пределах половины…

Ведущий: А почему печально-то?

Д.Ф.: Ну потому что мы думали, что реально все-таки каждый из тех, кто нашел в себе силы прийти в офис, зарегистрироваться с желанием работать, каждый будет работать. В итоге мы увидели, что половина остались пассивны. То есть, они зарегистрировались…

Ведущий: Скажите, Даниил, а процедура, она сложная? Я вот, честно говоря, плохо себе представляю. Что нужно сделать для того, чтобы выйти на фондовый рынок? Вот все процедуры пошаговые можно проговорить?

Д.Ф.: Процедура для участия в конкурсе, да, и в принципе, для работы на фондовом рынке не сложная. Она требует, во-первых, заключение договора, оформление документов. Установление торговых систем, необходимых программ на домашний компьютер или, там, компьютер на работе, кому как удобнее. Получение необходимых логинов и паролей. И в дальнейшем уже вход в эту систему. Ну, может быть, почитать инструкцию для того, чтобы разобраться, как работает система, позвонить своему брокеру, который покажет, расскажет. И все. И в дальнейшем уже совершение сделок.

Ведущий: Нет, понимаете, Даниил, я почему спрашиваю-то. Может быть, у вас процедура входа, как получение справки в каком-нибудь учреждении?

Д.Ф.: Нет, совсем нет. У нас заключить договор – это буквально 20-25 минут. В дальнейшем нужно просто установить торговую систему на компьютер. И, установив логины, пароли, входить туда, видеть все это, принимать решение.

Ведущий: Я пытался неким образом подумать, что, если люди… вот сложная процедура доступа, то, может быть, люди поэтому отказывались. Оказывается, нет. Существуют какие-то другие желания. Я понимаю, что у нас эфир специфический, уважаемые радиослушатели. Я понимаю, что большинство, кто нас слушает, это люди, которые, так или иначе, имеют отношение к ситуации на фондовом рынке, либо этим интересуются, в курсе событий. Но вот все-таки, если есть те, кто еще этого не делал, скажите, что вас может остановить? Или подвигнуть на это? Было бы интересно… Вот не пойти. Вот, знаете, пришел человек, зарегистрировался. А дальше что? Почему не идти?

Д.Ф.: Ну, может быть, знание компьютера не позволили разобраться с торговой системой. Возможно, так. То есть, там какую-то мало-мальски конфигурацию необходимо было настроить, посмотреть, где, какие строчки, как мигают, понять значение этого, разобраться. Какое-то время дл этого нужно. Обычно тем, у кого с этим возникают сложности, мы просто приглашаем на наши семинары, на наши курсы, на которых мы рассказываем подробно о том, как в компьютере работать с торговой системой. Возможно, на этом этапе возникли какие-то сложности.

Ведущий: У вас вот эти семинары, они, в том числе, и это объясняют. Не только ситуацию на рынке, но и, в том, как технологически все это делается.

Д.Ф.: Да, у нас есть теоретическая часть. Есть отдельно практическая часть.

Ведущий: Можно попробовать… нажать…

Д.Ф.: Понажимать, как раз…

Ведущий: …что-нибудь продать.

Д.Ф.: ..на виртуальных счетах…

Ведущий: На виртуальных счетах что-нибудь попродавать. Понятно. Уважаемые радиослушатели, я хочу вам сказать, что, поскольку это наш последний эфир в этом году, те, кто играют на фондовом рынке, они как-то очень своеобразно… У них не до 31-го рабочий год. До какого, Даниил, вообще, торгуете?

Д.Ф.: На самом деле, на бирже практически нет каких-то отдельных выходных и сокращенных рабочих дней. Мы работаем, как все, и 30 декабря. 30 декабря в целом последний рабочий день?

Ведущий: Нет, почему? 31-го.

Д.Ф.: Значит, 31-го мы тоже будет торговать.

Ведущий: Вы еще торгуете 31-го?

Д.Ф.: 31-го, да.

Ведущий: На самом деле интересно. А последние предновогодние дни, с Рождества до нашего Нового года, примерно пять последних дней, как обычно себя фондовый рынок, и, особенно, народ на нем себя чувствует расслабленно, шампанское открывает, водку пьют?

Д.Ф.: Да, конечно, конечно. К сожалению, в эти дни реальных каких-то, более активных торгов последние биржевые дни уже практически не происходит. В этом году, что немножко печально, это началось немножко раньше, чем обычно. Если обычно на бирже последняя неделя является самой такой безыдейной…

Ведущий: Тихо.

Д.Ф.: Тихо, да. То тут весь, практически весь последний месяц тихий и скучный. А последние дни, вообще, как бы, объемы очень низкие.

Ведущий: В связи с этим, я правильно понимаю… уважаемые радиослушатели, я не эксперт, но на всякий случай скажу. Просто нам пишут, спрашивают. Правильно я понимаю, что сейчас, ежели у кого чего есть, то пусть оно такое и остается? Я имею в виду. Если у вас есть портфель, то его принципиально до середины января где-то уже можно и не трогать? Или я неправ?

Д.Ф.: Если этот портфель в деньгах, то я на сто процентов с вами согласен. Если этот портфель в бумагах, все-таки надо понимать, что будет 10 дней праздников у нас, тогда, как весь мир будет активен и будет торговаться. С этой точки зрения, если готовы рискнуть, можно оставлять бумаги. Если не готовы рисковать, и лучше новый год начать с чистого листа, то до конца года лучше выйти в кэш, что называется.

Ведущий: Но, Даниил, у меня тогда возникает вопрос. Ведь если вот это, скажем так, массовое желание уйти в кэш в конце года, оно существует, это можно определять это как тенденцию.

Д.Ф.: Да нет. Я бы не сказал, что оно массовое. Оно не массовое. Но если б оно было массовое, мы бы давно уже звонко упали с тех высот, на которые мы забрались. Оно не массовое. И. сколько я помню, предыдущие разы, когда за год происходили какие-то активные события, активный рост, допустим, и под конец года все также боялись, продавались, на следующий год после того, как праздники заканчивались, все равно открывались, ну, выше, и начиналась положительная активность.

Ведущий: После праздников положительная активность – это некая тенденция.

Д.Ф.: Это то, как было несколько раз до этого. Я думаю, что, скорее всего, в этот раз будет то же самое.

Ведущий: Понятно. Стоит ли сейчас покупать акции «Сбербанка»? - спрашивают у вас.

Д.Ф.: Лучше «Лукойл».

Ведущий: Слышал, что в вашей компании будет проводиться обучение по созданию механических торговых систем. Это что такое?

Д.Ф.: Это такая ??????? (неразборчиво) прогрессивная вещь. Называется «торговый робот». Если говорить по-простому, сам сидишь, играешь на балалайке, а робот зарабатывает деньги.

Ведущий: Я правильно ли понимаю, что вы задаете ему алгоритм, и он от вашего имени совершает сделки?

Д.Ф.: Да, совершенно верно. Мы будем на наших курсах учить тому, как алгоритмы забивать в систему. Но понятно, что какого-то универсального алгоритма, который работает на всех, нет. И тем нашим участникам, тем нашим, уже, получается, опытным курсантам, которые будут у нас учиться, им имеет смысл подумать над тем, какой алгоритм они хотят заложить в эту систему. А мы поможем его заложить.

Ведущий: «Когда это будет?» - спрашивают вас, собственно, тот же радиослушатель.

Д.Ф.: С начала следующего года, с января мы сразу начнем этот курс.

Ведущий: Тогда, Даниил, еще сразу разъясните. Вот есть семинар, а есть курсы. В чем разница? Одни, по-моему, длиннее, другие короче.

Д.Ф.: Семинар – это некий бесплатный вводный экскурс, который занимает полтора часа. Курсы уже для тех, кто хочет учиться, хочет учиться серьезно, понимать, зачем ему это надо. Они платные. Базовый курс у нас стоит 4 тысячи рублей. Курс по разработке торговых роботов будет стоить 5 тысяч рублей.

Ведущий: В этом году что-то еще у вас будет?

Д.Ф.: В этом году у нас базовые курсы для тех, кто желает ознакомиться с фондовым рынком, их можно еще пройти. Вот они каждую неделю. Вот эту неделю начинаются. Следующую неделю. И последнюю неделю для тех, кто будет готов поучиться. А со следующего года мы будем преподавать два курса. Один базовый, а второй по торговым роботам.

Ведущий: Понятно. А семинары будут уже после…

Д.Ф.: Да, семинары мы будем проводить уже в январе.

Ведущий: Еще вопросы. Был «Сбербанк» вы сказали, лучше «Лукойла». Вам отвечают: «А «Газпром?»

Д.Ф.: «Газпром» неплох. На самом деле, в принципе, тоже можно его покупать. Но надо понимать один его минус. Это очень тяжелая бумага. Она, действительно, сейчас фундаментально очень не дооценена. По сравнению с тем, как вырос «Сбербанк», «Газпром», ну, почти вообще не вырос. Можно так сказать. Но, так как у него очень большое количество участников, его держат. И должна появиться какая-то более менее серьезная тяга. То есть, крупный участник хоть как-то должен проснуться, начать работать для того, чтобы создать серьезную тягу на «Газпроме».

Ведущий: Даниил, у меня такой вопрос. Разъясните, пожалуйста, тем, кто еще не очень в этом понимает, что такое тяжелая бумага? Что значит тяжелая?

Д.Ф.: Это как раз очень большое количество участников. Большое количество владельцев акций, с одной стороны, большое количество покупателей, с другой стороны. Что приводит к тому, что движение по бумаге происходит сложно. То есть, сложно бумагу сдвинуть с места. Когда рынок такой, как сейчас, в отсутствие больших объемов, такие бумаги, они больше всего стоят на одном месте. Должна зародиться какая-то тенденция, чтоб «Газпром» резко пошел.

Ведущий: Причем, это должен быть какой-то внутренний или внешний фактор, я не знаю?

Д.Ф.: Да без разницы на самом деле.

Ведущий: Если уж там новости о газопроводах, там, Северный поток. Южный поток не могут сдвинуть «Газпром» с места, то, что тогда должно случиться, чтобы он начал либо расти, либо падать?

Д.Ф.: Крупный участник на нашем фондовом рынке, который отчасти является источником манипулирования цен, должен уже начать работать.

Ведущий: У нас, уважаемые радиослушатели, весь эфир у нас практически речь идет о неком крупном участнике рынка, который у нас третью неделю то ли в отпуске, то ли курит сигары…

Д.Ф.: Непонятно, чем занимается.

Ведущий: Вполне возможно, что это Дед мороз, который готовится к рождественскому путешествию. А на самом деле весь предыдущий год Дед мороз занимается тем, что зарабатывает на закупку огромного количества подарков для всех детей. Он на самом деле является основным мировым спекулянтом на фондовом рынке.

Д.Ф.: ??????? (неразборчиво) здорово.

Ведущий: Вы бы рады были?

Д.Ф.: Ну, это была бы очень веселая картина. Мне было бы интересно.

Ведущий: Даниил, а каким бы вы хотели видеть фондовый рынок в следующем 2010-м году? Постоянно растущим?

Д.Ф.: Да, именно так. Зачем ходить далеко, придумывать что-то сложное. Если рынок будет также расти, как в этом году, то будет прекрасно.

Ведущий: Мне кажется, что для опытного спекулянта это будет недостаточно. Мне кажется, что вам будет скучно.

Д.Ф.: Ну, может быть, и будет скучно. Но если все при этом заработают на росте бумаг, то это все равно будет приятно.

Ведущий: Ну, хорошо. Что пожелаете инвесторам, тем, кто вот соберется в 2010-м году войти на фондовый рынок?

Д.Ф.: Ну, я пожелаю на самом деле, если говорить серьезно, пожелаю терпения. Потому что фондовый рынок очень любит это качество. Не нужно торопиться. Пускай сразу у вас появится такое ощущение неспешности, и при этом свобода на фондовом рынке. Чтоб вы получали от него и удовольствие, и прибыль.

Ведущий: Понятно. Спасибо вам огромное. Уважаемые радиослушатели, это был наш традиционный эксперт по ситуации на фондовом рынке, директор пермского представительства компании «Финам» Даниил Фадеев. Мы прощаемся с ним до конца декабря. И я надеюсь, что после новогодних каникул, когда фондовый каникул выйдет с этих каникул, когда начнется какое-то активное движение, мы снова встретимся в этой студии, будем анализировать ситуацию и на российских, и на зарубежных фондовых рынках. Спасибо, Даниил, огромное.

Д.Ф.: Спасибо, Олег.


Обсуждение
24112
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.