Верхний баннер
13:58 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

10.01.2010 | 22:00
Итоги работы УФАС по Пермскому краю в 2009-м году.

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Мы начинаем первый прямой эфир в новой линейке эфиров на радио «Эхо Перми» в 2010-м году. Зовут меня Роман Попов. Сегодня у нас в гостях Дмитрий Махонин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. Дмитрий Николаевич, день добрый.

Дмитрий Махонин: Добрый день.

Ведущий: Поговорим мы о последних громких делах, которые возбуждали антимонопольщики, поговорим о том, чем эти дела заканчиваются. Ну, и, вообще, о специфике работы УФАС по Прикамью. Начнем со следующего, Дмитрий Николаевич. С Новым годом вас, ваших коллег, и с Рождеством.

Д.М.: Вас также.

Ведущий: И с выходом на работу. Я так понимаю, что для вас тоже первый рабочий день, да, после праздников?

Д.М.: Да.

Ведущий: Ну, и замечательно. Ну, и хорошо. Видите, славно как начинается рабочий год. Как его начнешь, так и проведешь. 2009-й год у нас для антимонопольщиков получился достаточно насыщенным. По крайней мере, вот только по памяти на вскидку «Лукойл» со своим экто, да, аптеки. После «Хромой лошади» это особенно наболевшая тема с поднятием цен на определенные лекарства. Мастер-план Перми, и, соответственно, ваши претензии к Бюро городских проектов, и так далее. То есть, целый ряд достаточно громких дел. Это только мне так кажется, что 2009-й год насыщен? Или на самом деле так получилось, что вот именно в прошлом году у вас так вот непроизвольно получилось вырваться в медиа пространство?

Д.М.: Ну, на самом деле, 9-й год, действительно, достаточно плодотворный для нас. Мы достаточно хорошо поработали. Действительно, ряд, ну, громких, наверно, можно так сказать, дел мы провели. Если сравнивать с прошлым год, количество дел и в цифровом показателе достаточно выше. Мы, конечно, еще итоги подводим только сейчас. Но уже сейчас ясно, что, действительно, и количество дел больше, и оборотных штрафов, которые мы наложили и взыскали в бюджет государств больше. Это, действительно, так.

Ведущий: С чем это связано?

Д.М.: Связано, наверно, прежде всего, с расширением полномочий Федеральной антимонопольной службы, как органа государственной власти. Кто не знает, я скажу, что изменилось законодательство. И существенно изменилось законодательство. Вступил в силу, так называемый, второй антимонопольный пакет. И на протяжении года законодательство серьезно менялось. Можно сказать, усовершенствовалось. Поэтому в рамках изменившихся полномочий мы и осуществляем свою деятельность.

Ведущий: Дмитрий Николаевич, получается такая история. То есть, вам дали полномочия, вам развязали руки, и, соответственно, появилась возможность работать. До этого что было не так?

Д.М.: Ну, нам не то, что не развязали руки, до этого Управление достаточно успешно работало. Если мы говорим о внутренних каких-то рейтингах, если можно такие рейтинги вообще приводить, то Управление по Пермскому краю всегда было в десятке лучших управлений по России. Собственно говоря, еще раз говорю, все достаточно было продуктивно в деятельности Управления. Что касается, 9-й год, ну, вот есть те болевые точки, которые произошли в российской экономике, в российском обществе, на которые все-таки хотелось бы обратить внимание, и на которые раньше не обралось внимание. Вот, в общем-то, все дела, которые вы перечислили, они, так или иначе, связаны с этими злободневными темами. Это и рост цен на бензин, и на лекарственные средства, это и сговор на торгах, это и эффективность расходования бюджетных средств, и так далее. Вот на это, так получилось, что надо было обратить внимание в 9-м году. Мы это и сделали.

Ведущий: Давайте начнем с бензина, уж, коли вы с него начали, в первую очередь. Итак, у нас, насколько я понимаю, суть претензий УФАС к «Лукойлу» заключается в том, что «Лукойл» на заправках продает экто-95. А вы считаете, что это несколько неправомерно что ли? Как?

Д.М.: На самом деле претензии к компании «Лукойл» несколько шире, чем только торговля бензина марки экто. Если мы возьмем вот эту тему именно про экто, то мы считаем, что на заправках должно быть предоставлено право выбора покупателям приобретать тот или иной товар. Либо я приобретаю экто, как утверждает компания «Лукойл», более качественный, естественно, за более высокую цену. Либо я покупаю традиционно бензин марки евро более дешевый. Вы знаете, что ситуация с ценами, она достаточно не простая. И в действительности на территории Пермского края цены на бензин, ну, порой выше, чем в других регионах. И у потребителя совершенно обоснованный вопрос – почему же так? Когда мы на территории Пермского края и добываем нефть, и перерабатываем, и, в общем-то, и продаем. То есть, затраты, связанные с перевозкой бензина, еще какие-то другие затраты, они минимизированы. Собственно говоря, основная претензия к компании «Лукойл» - это злоупотребление доминирующим положением в виде установления монопольно высоких цен. И первые дела, которые мы провели, это именно дела в установлении монопольно высокой цены на авиатопливо в аэропорту «Большое Савино» и в установлении монопольно высокой цены на заправках «Лукойл-Пермнефтепродукта». Сейчас мы их отстаиваем в суде эти решения. Но надо сразу сказать, что слышим мы критику такую, что дела-то вы проводите, а цены-то, действительно, не снижаются. Тут надо слушателям разъяснить, наверно, что все-таки мы ждем эффект от этих дел в этом году. Почему? Потому что любое решение антимонопольного органа оно обжалуется в суде. И после того, как суд установит законность или незаконность решения, мы уже сможем реально пытаться обеспечивать исполнение нашего предписания, которое мы выдали тому или иному монополисту. Вот сейчас первую инстанцию судебную мы прошли. Обжалуются в 17-м апелляционном суде наши решения. И, думаю, где-то в середине года мы уже, действительно, поставим точку, правы ли мы, когда говорим, что «Лукойл» превышает допустимую цену на бензин, или неправы.

Ведущий: Сразу ряд вопросов к вам по поводу «Лукойла». Ну, вот, например, Александр пишет: «Ну, и что им эти копеечные штрафы? Они ведь все равно работают и все равно продают все, что хотят».

Д.М.: Дело не в штрафах. Хотя, действительно, штрафы мы накладываем. Если мы возьмем Федеральную антимонопольную службу в целом, то по России проведено более 100 дел в отношении нефтяных компаний. Последние штрафы в отношении нефтяных компаний типа «Лукойла» составили около 4-х миллиардов рублей. Много это, мало – судите сами. Если мы берем Пермский край, то мы наложили штраф порядка 50 миллионов рублей. Еще раз подчеркну, дело не в оборотном штрафе, дело в предписании. В том предписании, которое мы выдали по факту нарушения, говорится, что «Лукойл» не сможет устанавливать ценовую надбавку выше определенного предела. Еще раз подчеркиваю, если нам удастся это решение в суде отстоять, тогда мы сможем эффективно пользоваться этим предписанием и следить за его исполнением.

Ведущий: А если от общих слов перейти к конкретике, цифры, может быть, назовете? Если вы в суде выигрываете, то бензин стоит?

Д.М.: Не скажу. Потому что цена на бензин, она ведь состоит из нескольких составляющих. Мы говорим о ценовой надбавке. То есть, мы говорим о тех затратах, которые объективно существуют, и которые включаются в стоимость. Цена на нефть, прежде всего, это затраты, связанные с переработкой нефти. Они от различного рода факторов зависят. Мы говорим, о так называемой морже, то есть, ценовой надбавке. И мы говорим, что недопустимо, когда в те или иные периоды времени «Лукойл» устанавливает ценовую надбавку выше 100 процентов. Мы говорим, что это значение должно быть значительно ниже.

Ведущий: Возвращают нас к экто. И говорят – сейчас у «Лукойла» есть 95 экто плюс, 98 экто спорт. Здесь есть какое-то нарушение, по-вашему мнению?

Д.М.: Ну, тут надо оценивать. Насчет 98-го бензина, по моим данным только «Лукойл» торгует 98-м бензином. Альтернативы другой нету. Надо смотреть. И все-таки надо понимать, чьи права нарушены в данном случае. Не нравится что, цена? По цене мы поговорили с вами. Либо нет права выбора? Тогда надо смотреть.

Ведущий: «Назовите любые известные вам пермские дела по статье 178, которые завершились реальными сроками». Впрямую спрашивают.

Д.М.: Таких нет. И по Российской Федерации тоже нет. Тут надо понимать, что статья 78 изменилась. И новая редакция с ноября месяца существует. Раньше статья 178-я была практически неприменима в своей вот редакции старой. Новую редакцию приняли. Сейчас мы активно начинаем работать по ней. Что будет делаться в этом направлении? Прежде всего, если раньше мы просто устанавливали факт нарушения законодательства, то сейчас мы будем в обязательном порядке привлекать должностных лиц, подчеркиваю, не сами юридические лица, а должностные лица к административной ответственности. В Федеральной антимонопольной службе ведется единый реестр лиц, которые привлекаются к ответственности. При проведении дел мы будем пытаться устанавливать размер ущерба, либо полученной прибыли от неправомерных действий. И вот в этом реестре автоматически, если в течение трех лето будет дважды нарушение антимонопольного законодательства, мы будем работать уже с правоохранительными органами по этому направлению. И уже пытаться приметить статью 178 Уголовного Кодекса.

Ведущий: То есть, проще говоря, у вас еще времени на то, чтобы была практика по этой статье, толком не было?

Д.М.: Конечно.

Ведущий: Вопрос от Алексея. «Правомерно ли брать штраф за расторжение услуг связи? Так, в частности, за расторжение договора с одним вот из операторов взимают 500 рублей», - говорит Алексей.

Д.М.: Действительно, надо смотреть опять же по каждому конкретному вопросу конкретно. Я, наверно, в ходе своего выступления скажу, куда надо будет обратиться с соответствующей жалобой. Если вы считаете, что ваши права нарушены данными действиями, то, действительно, можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Но я обращаю ваше внимание, что, когда вы заключаете договор с монополистом, может быть, с оператором в данном случае связи, обратите внимание на те условия, под которыми подписываетесь. Если вы без всякого сомнения подписались под этими условиями, очень тяжело будет защитить ваши права, поскольку навязывания как таковы условий договора не было. Вы в любом случае, если вам условия договора не нравятся, вы можете поспорить с этими условиями. И уж тогда , если монополист не будет согласен, незаконно не будет согласен с вами, можете обратиться, в том числе. и к нам в защиту своих прав. Навязывание невыгодных условий договора является нарушением закона о защите конкуренции.

Ведущий: Факт не появления в Перми некоторых крупных розничных сетей является предметом внимания вашей службы? Здесь приводится пример. Но он несколько некорректен в данном случае. Поэтому я его не цитирую.

Д.М.: На самом деле косвенно, наверно, является. В каком ключе. В ключе не допуска на рынок со стороны, ну, допустим, органов каких-то государственной власти, органов местного самоуправления.

Ведущий: То есть, предположим, что у нас есть муниципалитет, и есть желание бизнесмена со стороны зайти сюда с каким-нибудь торговым комплексом, да, ритейлерской сетью, и так далее. И если муниципалитет вдруг чинит какие-то препятствия, то это вот уже предмет интереса?

Д.М.: Действительно, так. Нарушение со стороны чиновников закона о защите конкуренции является очень большой проблемой, наверно, самой большой проблемой. Почему? Потому что нарушений очень много. И мы обращаем самое пристальное внимание, каким образом ведут себя чиновники. Действительно, если вам каким-то образом препятствуют в получении земельных участков, либо не выдают разрешение на строительство, либо нарушают какие-то другие органы, и препятствуют… Иными словами – это барьер выхода на рынок, это нарушение закона о защите конкуренции. Это, действительно, наша задача.

Ведущий: А вопрос с приходом, не приходом ИКЕА в Пермь вы случайно не затрагивали в своей работе?

Д.М.: Нет, не затрагивали. Мы отслеживаем, как происходит заход на территорию Пермского края данной торговой сети. Все-таки все зависит от того, как будет вести себя ИКЕА. Если она уже полностью от безнадеги, уже некуда ей будет деваться, и все-таки не получит она никакой земельный участок, то, на самом деле, может и обратиться к нам. Мы посмотрим внимательно, и вынесем соответствующее решение. Но тут надо о обратной стороне еще сказать. Ведь помимо ИКЕА много еще других сетей. И очень много звучит – ИКЕА, ИКЕА. До этого звучало «Макдональдс». Так вот мы в прошлом году тоже указали органам местного самоуправления, а именно администрации города Перми, о недопустимости в приоритетном порядке проведения каких-то переговоров, в том числе, сетью «Макдональдс» о предоставлении им свободных земельных участков, площадей и так далее. Эта информация должна быть публична. То есть, и в данном случае про ИКЕА тоже можно об этом говорить.

Ведущий: Вот пошли вопросы про ИКЕА, вот пошли общефилософские вопросы. Давайте их чуть позже зададим. У нас есть телефонный звонок. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Николай. Скажите, пожалуйста, а вот закон о минимальной цене водки 89 рублей, он вступил в силу с 1 января. 31 декабря в магазине «Семья» Героев Хасана угол Чкалова водка продавалась по 89 рублей, та, которая 30-го еще была по 75. Все виды водки по 75 рублей 31-го числа днем, за сутки почти до вступления в силу закона, продавалась с нарушением. Это вот нарушение или нет?

Ведущий: Спасибо, Николай, за вопрос. Я чувствую, что актуально.

Д.М.: Все дело в том, что вопрос с ценовым регулированием водки или спиртных напитков, он имеет две стороны медали. Мы в этом году рассматривали несколько заявлений производителей спиртных напитков, водки наших заводов пермских, которые, действительно, говорили о невозможности конкурировать с недобросовестными конкурентами, у которых цена составляет 30-40 рублей. Что касается вот данного конкретного случая, дело все в том, что, чтобы вмешаться и установить злоупотребление доминирующим положением, надо установить само доминирующее положение на рынке. Вот по городу Перми доминирующее положение занимает не одна торговая сеть. Как бы странно это не выглядело, по нашим данным самая большая сеть занимает 7-8 процентов на рынке. А зля злоупотребления доминирующим положением надо 50 и выше.

Ведущий: Вот, кстати, и вопрос сюда же философский в тему от Александра. «А по каким вообще критериям определяется монополист, не монополист?»

Д.М.: Ну, вообще, несколько критериев. Есть понятие, естественная монополия, когда в силу положений на рынке тот или иной субъект является монополистом заведомо. Железная дорога, например, энергокомпания, газотранспортирующая компания и так далее. Если мы берем другие товары на рынке, то есть четко определенные правила установления или методика установления доминирующего положения на рынке. Для этого проводится анализ рынка, для этого выявляются лица, которые существуют и работают на этом рынке, объемы их продаж, весь объем рынка. И вычисляется доля субъекта на рынке. И после этого мы определяем. Является ли субъект доминирующим или не является.

Ведущий: А приведите примеры, кроме «Лукойла», Дмитрий Николаевич.

Д.М.: Доминирование на рынке?

Ведущий: Да.

Д.М.: Ну, знаете, тут надо сразу оговориться. Смотря, какие географические границы рынка мы берем.

Ведущий: Пермь, Прикамье.

Д.М.: Пермь, Прикамье, ну, например, крупные производители калийных удобрений, и других удобрений. Они вообще на России занимают доминирующее положение. Это «Уралкалий», «Азот», и так далее. То есть, они включены и в реестр. Если мы берем город Пермь, то есть предприятия, которые по производству хлеба занимают доминирующее положение. В любом случае, реестр, он открытый, он на нашем сайте существует. То есть, можно посмотреть и увидеть, кто занимает доминирующее положение на рынке.

Ведущий: Закрывая ИКЕАвскую тему, Виталий спрашивает: «А как можно определить момент не получения участка?» То есть, ровно до тех пор, пока есть предложения со стороны муниципалитета, вы не вмешиваетесь? Как только предложения закончились, значит, все?

Д.М.: Нет, вы знаете, есть, если мы берем, как бы, ??????? (неразборчиво) эффективного землепользования, есть земельный кодеке, который прописывает достаточно четко порядок предоставления земельных участков либо в собственность, либо в аренду. И, если вот эта процедура предоставления земельного участка, которая прописана в земельном кодексе, нарушается, либо не выставляется на торги намеренно земельный участок, который вы выбрали, либо вас там по незаконным основаниям в торгах отклонили, или не допустили, все это нарушение антимонопольного законодательства.

Ведущий: Давайте телефонный звонок. Алло. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Денис. Добрянка. Такая история. Хотел обратиться в ФАС в этом году. Я перечитывал договорчик, который высылают страховые компании по КАСКО и ОСАГО. Там есть такой пунктик. Что обязательно ремонт машин осуществлять или в дилерских центрах или в тех автомастерских, с которыми заключены договора у страховых компаний. Просто у меня тоже есть автосервис. И в виду того, что мы находимся в Добрянке, я не со всеми могу заключить договор, это не является ли нарушением моих прав по оказанию услуг?

Ведущий: Как собственника автосервиса. Понятно, Денис, спасибо.

Д.М.: Ну, я думаю, что нарушается. Действительно, проблема страховых организаций и, вообще, регулирование в сфере финансовых услуг, она достаточно актуальной тоже является. В действительности же потребителям нельзя навязывать каких-либо поставщиков, какие-либо другие организации при заключении договора страхования, договора банковского кредита, либо договора какого-то открытия счета и так далее. То есть, нельзя это делать. Мы достаточно с этим тоже боремся активно. Но нам не хватает заявлений, таких вот обращений даже не хватает. Обязательно напишите заявление. Мы постараемся здесь разобраться в этом вопросе.

Ведущий: То есть, чем больше заявлений, тем проще вам работать?

Д.М.: Не скажу, что тем проще нам работать. Чем больше заявлений, тем больше работы, конечно же. Но любая работа, она с чего-то начинается. Мы не можем просто так ходить и чем-то заниматься. Мы должны защищать чьи-то права. А без заявлений, и без лица, чьи права нарушаются, как можем мы работать?

Ведущий: Еще один звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Я Владислав из Гайнского района. У меня вопрос по «Ютел». Я бы хотел узнать. Вот заключал когда с ними договор первоначально, у меня была одна цена. Потом они подняли на тысячу процентов одну из услуг своих. Насколько я помню, это Интернет. Я написал заявление в антимонопольный комитет. Но, к сожалению, мне ответили, что, вообще, такого абонента, как я, нету. Это в Кудымкаре было. Дальше потом они написали, ну, прислали заявку, что я должен заплатить деньги, чтоб они оставили мне мой тариф. Я заплатил деньги. В конце концов через год они его два раза еще раз изменили. Вы не подскажете, это нужно в антимонопольный обращаться или сразу в прокуратуру писать?

Ведущий: Спасибо, Владислав.

Д.М.: На самом деле, на счет, куда обращаться, можно, действительно, и в прокуратуру. Только вот практика работы с органами прокуратуры заключается в том, что они не всегда, но очень часто перенаправляют заявления граждан и юридических лиц по тематике антимонопольного регулирования именно нам. Что касается нас, то в наш адрес тоже можно написать. Только вот сразу же хотелось бы обратиться с просьбой. Если вы пишите заявление, мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, пишут - мои права нарушены, в лучшем случае, кем нарушены, и все. Если вы пишите, что ваши права нарушены, вы приложите, если есть возможность, копию договора, либо другой информации, подтверждающей ваши слова. Если вы это по объективным причинам сделать не можете, укажите, где это можно запросить. То есть, у вас в договоре есть реквизиты вашего контрагента, в данном случае, компании «Ютел». Следовательно, вы можете указать все реквизиты этого договора, адрес компании, где вы заключали, абонентского отдела, чтоб мы могли истребовать эту информацию именно от компании «Ютел». После этого мы уже будет работать по вашему заявлению.

Ведущий: «Обращает ли внимание УФАС на возможный факт аффелированности некоторых торговых сетей некоторым представителя краевой власти?» Это от Виталия вопрос.

Д.М.: Хороший вопрос. В любом случае, аффелированность нужно доказывать. Если даже мы и докажем эту аффелированность, само по себе аффелированность, или нахождение в доминирующем положении, оно не является нарушением.

Ведущий: Дмитрий Николаевич, несколько вопросов, пришедшие по ICQ. «Возбуждали дело о завышении цен на парковку и стоянку авто на Перми-2. Чем закончилось? Расскажите поподробнее».

Д.М.: Дело пока еще не закончилось. Оно продолжается, расследование дела. на какой стадии сейчас оно находится? Мы сначала претензии выдвигали железной дороге, которая сдавала участок привокзальной площади в аренду некой коммерческой организации, которая устанавливала цену на парковку и которая говорила, что мы не можем установить меньшую цену, поскольку аренда очень высока. Сейчас же немножко дело другой оборот принимает. На самом деле, мы проверяем. Есть определенные подозрения, что нас обманывают, говоря о невозможности снижения цены из-за высокой арендной ставки. Сейчас мы это проверяем. В том числе, и с помощью правоохранительных органов. И задача, действительно, до весны с этим делом закончить. И постараться сделать так, чтобы цена на парковку на площади Перми-2 была так же, как и цена, значит, территории Перми и других привокзальных площадях России.

Ведущий: Продолжаем околотранспортную тему. Такси, которые дерут тарифы в новогоднюю ночь больше, нежели в обычные дни, они нарушают закон?

Д.М.: Дело все, опять же, в том, что никакое из такси не занимает доминирующее положение не ранке. Мы пытались установить, вот провести анализ рынка услуг такси.

Ведущий: А как же сговор?

Д.М.: Насчет сговора, вот тут уже сложнее. Если мы переходим к вопросу сговора, надо это доказывать. Для того, действительно, надо проводить кропотливую работу. Если мы сегодня затронем тему, она достаточно интересная, по сговорам. Каким образом доказывается. Но на самом деле, вот 9-й год – это, опять же, тот год, когда мы хоть как-то стали проводить дела по сговору. Нормы достаточно красивые прописаны в законе. Но правоприменительная практика очень сложна. И доказать в суде сговор будет очень тяжело. Поэтому, возбуждая и рассматривая любое дело, нужно, действительно, иметь очень хорошую доказательную базу. По поводу сговора таксистов, ну, вот их конкретное поведение, ну, недостаточно будет, вот просто опыт подсказывает, чтобы их привлечь в данном случае. А себе трудно представить, что они там подписывают какие-то соглашения или хотя бы перезванивались и говорили – ну, сколько установишь цену? Я – столько. А я вот столько установлю. И поэтому цена выросла.

Ведущий: Прокомментируйте значительное повышение цен на бытовой газ для населения.

Д.М.: Здесь мне сложно комментировать. Поскольку это цена на газ, как и цена на любую услугу естественной монополии это прерогатива федеральной службы по тарифам ФСТ и региональной энергетической комиссии. Закон о конкуренции нам не позволяет вмешиваться в расчет этой цены. Те органы, которые существуют на федеральном, региональном уровне, они отвечают за эту цену, так же, как и за цену за свет, цену за тепло, за воду и так далее. И я, единственное, могу порекомендовать, если цена не нравится, надо обращаться в суд отменить тариф, который установлен на данную услугу.

Ведущий: Управляющая компания в конце года выставила жильцам, не имеющим индивидуальных счетчиков, перерасчет за перерасход воды. Законно ли это?

Д.М.: Тоже анализировать конкретную ситуацию по перерасходу, и, вообще, по управляющим компаниям. Очень много обращений поступает. Но вот, поймите правильно, каждый дом, каждый жилец, он, действительно, отвечает за ту управляющую компанию, которая есть. Он сам ее выбирает. Если он не выбирает, пассивно себя ведет, за него это делает муниципалитет. Поэтому вот всегда рецепт один. Пристальнее смотрите за те м, кто управляет ваши м домом. Либо это ТСЖ, либо это управляющая компания. Если по вашему мнению управляющая компания действует незаконно, у вас есть все реальные полномочия переизбрать эту управляющую компанию. А по поводу перерасчетов, надо смотреть, опять же, договорные отношения, которые у вас есть, договор по управлению. И, наверняка, управляющая компания произвела перерасчет в результате перерасчета ресурсоснабжающей организации. Если это вода, то это «НОВОГОР-Прикамье» на территории города Перми. И тогда надо разбираться именно с этим оператором, а законно ли он провел перерасчет. И в данном случае уже действие этого оператора подпадает под взор нашей деятельности. То есть, опе6ратор – это монополист заведомо, субъект естественной монополии. Поэтому с этим можно поразбираться. Опять же, напишите заявление.

Ведущий: На какой стадии у нас аптечный процесс?

Д.М.: Ну, аптечный процесс, действительно, вопрос немножко буксует. Это надо признать. Несмотря на это мы пять дел уже закончили. Признали факты, установили, вернее, факты злоупотребления доминирующим положением, установление монопольно высокой цены. Конечно же, это не крупные торговые сети. Это аптеки, которые находятся в районах Пермского края. Но, тем не менее, хоть какой-то результат в данном случае есть. Проблемы связаны с установлением монопольно высокой цены, они, проблемы, ну, наверно, всегосударственного масштаба. И в рамках работы одного управления решить их достаточно сложно, а порой просто невозможно. Мы возлагаем очень большие надежды на, опять же, изменения в законодательстве, которые произошли. Кто не знает, у нас новая методика установления ценовых надбавок ФСТ - федеральной службой по тарифам уже утверждена. Перед Новым годом мы провели совещание с региональной энергетической комиссией и с Росздравнадзором, и с региональным министерством здравоохранения, каким образом будут рассчитываться эти ценовые надбавки, каким образом нам контролировать. Региональная энергетическая комиссия должна в скором времени расчеты произвести. И дальше уже мы с другими контролирующими органами - Расздравнадзор, прокуратура и мы будем пытаться контролировать исполнение этих норм.

Ведущий: А вот вы говорите, если вдруг чувствуете, что ваши права нарушены, обращайтесь, пишите заявление, и так далее. Как понять, что мои права нарушены? Я прихожу в аптеку, там лекарство, которое три дня назад стоило одну цену, стоит в полтора раза дороже. Это нарушение прав или не нарушение прав? Есть ли где-то норматив по стоимости этого лекарства? Если да, где его посмотреть?

Д.М.: Есть лекарственные средства, которые относятся к жизненно важным, жизненно необходимым лекарственным средствам. Перечень их утвержден. Он сейчас будет меняться расширяться. Все есть на сайте Росздравнадзора. И все ценовые надбавки есть. Другой вопрос, что достаточно сложно вам, как рядовому потребителю, определить в пределах ли это ценовой надбавки работает аптека или аптечная сеть, или нет. Вся проблема заключается в том, что… да, и, вообще, не только аптечный бизнес, бизнес другой, России, и цена на услугу, конечно, она зависит от неразвитости этого бизнеса и от наличия множества посредников. И вот, что касается аптек, то там достаточно большое количество посредников, которые просто перепродают со своей накруткой товары. И когда он поступает на лавку аптеки, то, действительно, цена значительно выше, чем нам бы хотелось. И, как бы, каждый посредник в рамках допустимого размера накрутку устанавливает. И сделать с этим практически невозможно. Еще раз повторяю, вот в данном случае нужно решать проблему, действительно, на государственном уровне, чем вот в каких-либо запретах либо ограничениях по посредникам.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Добрый день, здравствуйте.

Ведущий: Да, Алексей Борисович. Слушаем вас.

Слушатель: Вы знаете, русский математик, экономист Канторович занимался теорией оптимального распределения ресурсов. Его уравнения лежали в балансе народного хозяйства. Сегодня даже фамилии такой не слушают. Но и вам, чтобы вывести хотя бы из хаоса этого рынка, нужно что делать. Хотя бы максимальную цену устанавливать и строго следить. Но они даже на это не идут. Спасибо.

Ведущий: Да, спасибо вам, Алексей Борисович. Алексей Борисович Бессонов выступал у нас в эфире. Наша постоянная рубрика с 2010-го года снова функционирует.

Д.М.: Тут единственный комментарий какой. Надо понять и определиться, на самом деле, стоит ли устанавливать предельно допустимую цену и, вообще, заниматься государственным регулированием цен. На самом деле, вот достаточно большой соблазн в этом. И достаточно проще это все сделать, установить какие-то ценовые надбавки на хлеб, на муку и так далее. К чему это приведет? Ну, по моему мнению, приведет это к тому, что мы придем опять к плановой экономике. Мне кажется, что проблему-то надо решать более сложными методами. А именно – развивать конкуренцию. Действительно, чтобы на рынке существовало множество конкурирующих фирм. И тогда, по крайней мере, можно будет надеяться, что цена будет, действительно, снижаться на те или иные продукты питания или на те или иные товары.

Ведущий: Вот смотрю у себя в ленте новостей - подорожание проезда в пригородных поездах. Свердловская железная дорога часто попадает в поле вашего внимания?

Д.М.: Свердловская железная дорогая, как таковая, не очень часто попадает. Почему? Потому что у нас есть только отделение, у нас даже не филиал Свердловской железной дороги. У коллег в других регионах есть претензии к железной дороге. Что касается тарифов, это тоже деятельность ФСТ и регулирующих органов. Что касается договорных условий осуществления перевозок, то это, конечно же, наши вопросы. По нашему управлению дел по железной дороге немного, по крайней мере.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алло. Павел. Город Пермь. Вот ответьте, пожалуйста, мне все-таки на такой вопрос. Является ли нарушением прав потребителя увеличение все-тапки тарифа на такси вот на 1-е, 2-е число практически в два раза?

Ведущий: Павел, только что, буквально, несколько минут назад мы комментировали вопрос с таксопарками. Еще раз будем проговаривать или не стоит, Дмитрий Николаевич?

Д.М.: Ну, еще раз говорю, давайте, как сделаем. Мы посмотрим все-таки ситуацию на данном рынке еще раз. Просто вот надо определить, какая цена была. Как это сделать? Ну, вот тяжело. Потому что вам не товарного чека, естественно, таксист не выписывает. Он просто берет с вас наличными деньгами. Думаю, что это будет сделать очень тяжело. Хотя признаки сговора на данном рынке, действительно, есть. И вы правы, что здесь есть признаки нарушения антимонопольного законодательства по сговору. Но это тяжело доказать. К сожалению, мы не все можем.

Ведущий: Дмитрий Николаевич, ну, вот мне лично совершенно непонятно. Какие претензии у вас к городскому Бюро архитектурных проектов? Ведь, казалось бы, так естественно, найти профессионалов, чтобы они разработали мастер-план. В конце концов, жить будем в красивом, светлом и счастливом городе. Ан, нет. И тут нарушение закона. Что вам не нравится?

Д.М.: Да нам, собственно, все нравится, когда все делается по закону. Поэтому за этим, собственно, следим. А какие претензии к Бюро городских проектов, ну, и администрации города Перми? Претензии следующего характера. Есть понятие – бюджетные средства. И эти средства налогоплательщиков должны тратиться в установленном законом порядке. Есть закон 94 ФЗ – закон о государственных закупках попросту говоря. И, когда мы ведем речь о расходовании бюджетных средств, мы говорим о том, что средства должны расходоваться именно по этому принципу, по принципу этого закона. Что же мы видим в ситуации с Бюро городских проектов? Мы видим расходование бюджетных средств без конкурсных процедур. И это основная претензия, которая была предъявлена. Денежные средства в размере несколько сот миллионов рублей в данном случае были потрачены без проведения конкурсных процедур. Следовательно, мы считаем, что здесь есть нарушения антимонопольного законодательства. Ну, и соответствующее решение, предписание мы выдали.

Ведущий: Слушайте, но ведь у нас вот это вот самое Бюро – это же автономное учреждение, если мне не изменяет память. То есть, история-то ведь была именно в том, что они автономные. Соответственно, они могут не руководствоваться 94-м ФЗ.

Д.М.: Вы вот очень в точку попали, задав этот вопрос. Действительно, претензии значительно шире, чем вот конкурс, не к4онкурс. Претензии – а для каких целей созданы автономные учреждения? Если мы говорим про автономные учреждения, то это та форма субъекта или форма бюджетных учреждений, которая создается для оказания услуг юридическим и физическим лицам. Это, собственно, переходная форма. То есть, государство говорит, что часть функций оно передает в рынок, сначала создавая автономные учреждения, а потом просто переходя в частную хозяйственную собственность или частную форму хозяйствования. Что касается таких автономных учреждений, как Бюро городских проектов, мы не понимаем, кому оказывается эта услуга. Когда нам говорят, что эта услуга оказывается всем жителям города Перми, по разработке плана, то нам кажется это не совсем так. Нам кажется, что есть обязанность у муниципалитета, разработать Генеральный план. И, соответственно, эту обязанность нужно исполнить. А жители уже будут пользоваться Генеральным планом по факту его создания. Но само создание не является услугой населению какой-либо. Вот, собственно, и все отличия.

Ведущий: Ваше недопонимание УФАС и муниципалитета в этой области – это не привет дорожникам, у которых тоже есть свое автономное учреждение?

Д.М.: Наверно, привет.

Ведущий: То есть, рано или поздно дождемся?

Д.М.: Рано или поздно да.

Ведущий: 2010-й вот у нас наступил. Когда ждать?

Д.М.: На самом деле, дела мы уже возбудили. И рассмотрение дел назначено на январь месяц. Я не исключаю, что мы отложимся, не с первого раза рассмотрим. Потому что дела сложные. Но, тем не менее, в ближайшие месяцы мы тоже определенное решение примем и по дорожникам. И, думаю, что определенную точку мы поставим в данном вопросе.

Ведущий: Но там же цена вопроса в десятки, а то и в сотни раз превышает этот скромный Генплан или мастер-план. Не суть.

Д.М.: Дело в том, что не должны смотреть на цену вопроса. Мы должны вот смотреть суть дела. То есть, цифры – это, конечно, важная вещь. Но в данном случае нас интересует сама концепция расходования бюджетных средств на строительство дорог. Если мы пойдем так дальше, то мы везде создадим автономные учреждения пока, конечно же, не изменится законодательство, и не будем проводить конкурсы, а в лучшем случае будем проводить конкурсы по своим правилам. Ну, я думаю, что многие со мной согласятся, что это не совсем правильно.

Ведущий: Ну, а я думаю, что многие согласятся со мной, что создание автономных учреждений – это как раз прекрасная возможность выводить деньги из-под конкурсных процедур. Разве не для этого они придуманы?

Д.М.: Я не следователь. Я сотрудник антимонопольной службы. Мы смотрим на конкуренцию. По поводу вывода намеренного мне кажется, здесь есть определенная, как бы, связь с уголовным кодексом. Я не хотел бы это комментировать. Мы говорим все-таки о конкуренции. Мы говорим о равной возможности хозяйствующих субъектов, в данном случае, вот фирм, которые занимаются строительством и ремонтом дорог, бороться за бюджетные средства. И выполнять свою работу.

Ведущий: У нас есть несколько вопросов по ICQ. И, видимо, еще пару телефонных звонков мы также успеем принять. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Роман меня зовут. У меня вопрос следующего характера. Федеральные льготники имеют право на проезд к месту лечения и обратно. То есть, дают бумажку вместе с путевкой в соцстрахе, талон на бесплатный проезд, который обменивают в железнодорожных кассах на билет и в кассах автовокзала. Так вот, почему-то в железнодорожных кассах платишь только за дополнительные услуги. Ну, типа, там, постельное белье. И больше ничего. А в кассе автовокзала, причем, всех автовокзалов Пермского края, сдирают денежку. Небольшую, правда. Но так как учитывая, что количество людей, пользующихся этой льготой, в общем-то, несколько сотен, даже несколько тысяч, то, в принципе, сумма достаточно большая. Вот можно ли как-то повлиять на эту ситуацию? То есть, можно ли обратиться с жалобой? Ну, и куда хотелось бы узнать? Спасибо.

Д.М.: Спасибо за вопрос. Ну, во-первых, с автовокзала начнем. Автовокзал неоднократно привлекал наше внимание в прошлом году. Мы приняли несколько решений по автовокзалу. Установили факты нарушения антимонопольного законодательства. Речь как раз шла об установлении каких-то дополнительных тарифов, каких-то дополнительных ставок составляющих как с перевозчиков, так и со стороны потребителей. Эти действия мы попытались пресечь. То, что вы говорите, ну, с первого приближения все-таки есть нарушения антимонопольного законодательства. Поэтому, наверно, все-таки настал момент назвать те реквизиты, по которым можно обратиться. Если мы говорим о письменном обращении, то адрес нахождения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю город Пермь, Ленина, 64. 714-й кабинет. Ну, вообще, весь седьмой этаж этого здания. То есть, там можно легко найти приемную. Ну, и по адресу, я уже сказал. Если мы говорим о сайте, на который тоже можно присылать свои обращения и жалобы, то это www.perm.fas.gov.ru. То есть, по поисковым системам тоже достаточно легко найти сайт. Вы можете обратиться и с помощью сайта с заявлением.

Ведущий: Читаем последние вопросы по ICQ. «В Интернете есть информация о том, что совладельцем семьи является губернатор Чиркунов. И с землей под Гипермаркетом не все чисто. Это правда?» – спрашивает Константин. Я постарался интонацию максимально точно передать. Это правда?

Д.М.: Не знаю.

Ведущий: Хороший вопрос – хороший ответ. Константин, имейте в виду. Виталий пишет: «Часто замечаю некоторые странности пермского потребрынка, которые косвенно могут засвидетельствовать коммерческий сговор. Но, будучи простым потребителем, не могу ничего доказать. Требуется ли вам заявление для начала расследования? Или ФАС Может самостоятельно присмотреться к некоторым внезапно возникшим дефицитам, например?»

Д.М.: Мы отслеживаем, конечно же, постоянно мониторим цены на необходимые, опять же скажу, жизненно важные продукты питания – хлеб, молоко, яйцо и так далее. Постоянно ведется мониторинг цен. Относительно создания дефицита нам достаточно сложно это отследить. Поскольку мы не сможем реально установить, создался ли дефицит в тот или иной промежуток времени или нет в том или ином торговой сети или торговом месте. Поэтому надо смотреть. Если у вас есть желание обратиться с соответствующей жалобой, пожалуйста, обращайтесь. Мы посмотрим. Хотя сразу же прогнозирую, что работа по этой жалобе будет достаточно сложная. Поскольку надо будет очень четко опять же доказать, что этот дефицит создан намеренно с целью повышения цены, чтобы дополнительно получить какую-то прибыль. Но, тем не менее, почему нет? Давайте посмотрим.

Ведущий: Давайте телефонный звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Алло. Меня зовут Надежда. Вопрос Дмитрию. Я по поводу мелкого бизнеса и тарифов на электроэнергию. Вот мелкие магазины, им предъявляется к оплате самый высокий тариф 4 с половиной рубля. Вы не подскажете, как выживать при небольших товарооборотах, чтобы платить людям достойную зарплату, платить налоги государству?

Ведущий: Понятно. Спасибо. Как выжить, Дмитрий Николаевич?

Д.М.: Ну, вопрос, он, действительно, большой такой. Требует развернутого ответа. Все-таки, если коротко. Когда вы заключаете договор на электроснабжение, вы подписываете приложение – число использования мощности, которая рассчитывается, исходя из того графика работы, который вы используете и исходя из той потребляемой мощности, которая расходуется вами. Вы в соответствии с законодательством 530-м постановлением правительства можете самостоятельно рассчитать вот это вот число использования мощности. 4,50 – то, что вы назвали, это самое большое число использования мощности. Поэтому к вам применяется соответствующий тариф. Вот, если вы не согласны с тем расчетом, который предоставляет вам сбытовая компания, вы может спорить, и писать протокол о разногласии на договор энергоснабжения. Если ваше мнение будет обосновано, и с вами не будет соглашаться сбытовая компания, вы можете написать заявление к нам. Мы посмотрим, что можно будет сделать.

Ведущий: Дмитрий Махонин, руководитель УФАС по Пермскому краю был у нас в эфире. Всем спасибо.


Обсуждение
15151
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.