Верхний баннер
10:42 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

13.01.2010 | 22:00
В крае возросли случаи детских суицидов. Причина - жестокость взрослых.
В крае возросли случаи детских суицидов. Причина - жестокость взрослых.

Ведущий: Добрый день, дорогие радиослушатели. Начинаем наш прямой эфир. У микрофона Евгения Романова. Мой гость напротив Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. Поговорим мы сегодня о жестокости родителей, о том, как дети воспринимают эту жестокость. И крайние последствия ее – детские суициды. Именно такова тема нашего эфира. Ну, я думаю, что посвятим этой теме первую половину часа. А потом поговорим о том, какие обращения, в основном, поступают Павлу Микову, именно с детской темой связанные, докладе по результатам деятельности прошлого года и о многом другом. Для нала сухая безжалостная статистика. По данным Всемирной организации здравоохранения около миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью. Это имеется в виду и взрослые, и дети. Каждый сорок секунд в мире кто-то убивает себя по разным причинам. В среде подростков суициды популярны. Это третья по частоте причина смерти. В России частота самоубийств одна из высоких в мире. Не буду называть цифры, потому что цифры достаточно старые. Я думаю, что они не меняются последние десять лет. Согласитесь ли вы со мной, Павел Владимирович.

Павел Миков: На самом деле, проблема, о которой мы сегодня говорим с вами, действительно, является очень острой. Особенно то, что касается детского и подросткового возраста. По сравнению с 2008-м годом, в 2009-м году у нас, к сожалению, не произошло в крае снижения как завершенных суицидов среди детей, так и попыток совершения самоубийства детьми. Уровень остался примерно на одном и том же уровне.

Ведущий: Какова статистика?

П.М.: На 1 декабря 2009-го года у нас было совершено в крае, с собой, вернее, покончил 41 ребенок. Причины сведения счетом с жизнью или с такого вот добровольного ухода ребенка, они очень разнообразны. Но, прежде всего, они касаются личностных проблем самого ребенка. Не надо думать о том, что счеты с жизнью сводят только дети из неблагополучных семей. Как раз дети из неблагополучных семей, они более приспособлены к различным ударам судьбы.

Ведущий: Психологически более приспособлены.

П.М.: Да, конечно. Психологически, прежде всего.

Ведущий: С детства уже более самостоятельные, вот во дворе они бегают, уже сами могут там, не знаю, мне кажется, с трех лет одеться и выйти на улицу.

П.М.: Совершенно верно. Кроме того, в какой-то даже степени, испытывая ежедневное насилие в отношении себя или жестокое обращение, дети из таких семей уже нашли психологические выходы, другие реальные выходы из ситуации.

Ведущий: То есть, вы хотите сказать, что они к этому привыкают, так или иначе, да?

П.М.: К сожалению, да. Но вот счеты с жизнью, как правило, сводят те ребята, которые внешне социально успешны, социально благополучны. На втором месте – есть даже некая генетическая, может быть, предрасположенность к самоубийствам. Например, одно из самоубийств ребенка, совершенное в Коми-округе, мы внимательно изучали его причины. И выяснилось, что до этого самоубийства ребенка три поколения его родных, начиная, там, с дедушек, бабушек, также сводили счеты с жизнь. Путем повешения. То, что и совершил этот ребенок. Есть причины, связанные, конечно, с межличностными отношениями детей между собой. Бывают часто такие вещи, как неразделенная любовь или первые вот такие эмоциональные привязанности по отношению к противоположному полу. Есть причины, связанные с неуспешностью, например, как кажется самому ребенку, в глазах окружающих в связи с его неуспехом, например, в школе.

Ведущий: То есть, не выполнил какие-то ожидания родителей.

П.М.: Да. Очень часто дети, которые вот очень успешны, и люди окружающие, прежде всего, родители, близкие родственники ожидают от них, что они и дальше будут приносить победы, будут приносить из школы, условно говоря, только оценки «пять», на Олимпиадах будут занимать только первые места. И если ребенок такой попадает в ситуацию, когда по разным причинам он, ну, условно говоря, вместо пятерки получил тройку, он боится об этом рассказать родителям. Для него это крах всей системы его мира, по сути дела, он боится, что он будет неуспешен. И он находит такой выход.

Ведущий: Павел, как быть в этой ситуации родителям? Ребенок боится сказать о двойке, о тройке, об оценках. Как быть родителям? Они же тоже не могут махнуть рукой, сказать – ну, ладно, тройка, не переживай. То есть, воспитательный момент в этом смысле

.М.: Во-первых, родители должны помнить о том, что каждый ребенок, так и как любой другой взрослый человек, имеет право не только на успех, но имеет право на ошибки, имеет право на где-то неуспешные какие-то в своей жизни шаги и действия. И не надо это воспринимать, как большую трагедию всей жизни семьи и конкретно этого ребенка. Как раз ситуация завышенных ожиданий от ребенка зачастую и приводит к тому, что психологически ребенок, у которого нет жизненного опыта, не может справиться и понять вот как он должен вот этим завышенным ожиданиям родителей или близких родственников соответствовать. И в итоге у него формируется установка, если он в чем-то оказался неуспешен - я плохой, я позорю своих родителей, я позорю свою семью, я не достоин своих родителей. И мне легче уйти, например, из жизни, дабы это не было стыдно моим родителям. Вот такие причины.

Ведущий: По ICQ пишет Анастасия, как раз вот в тему о том, что мы говорим: «Насколько я знаю, очень много связано с тем, что родители пытаются сделать из своих детей маленьких гениев. А темп у разного ребенка разный. Кто-то не может соответствовать высоким запросам родителей. И боясь их разочаровать, может покончить с жизнью». Есть такие примеры? Конкретные примеры, именно в 2009-м году.

П.М.: Ну, не хотелось бы рассказывать о конкретных примерах в данном случае, поскольку для каждой семьи уход такой вот добровольный ребенка из жизни является трагедией. И родители, как правило, уже поздно начинают осознавать тот факт, что они предъявляли к ребенку, может быть, слишком завышенные требования, ожидали от него, может быть, слишком многого. Желая, вроде бы, добра для ребенка, чтобы он был более успешен в обществе. Но, тем не менее, вот очень важно, еще раз повторю, отслеживать настроения, прежде всего, своего ребенка – раз. И если он замкнулся, родители увидели какое-то вот, ну, непривычное в поведении, в общении с родителями, да, ребенка, необходимо не выпытывать, что с тобой произошло. Ну-ка, рассказывай мне, там, да, и так далее. А выбрать, как правило, лучше это в вечернее время, после семейного ужина, в комнате ребенка сесть, пообщаться, лучше при приглушенном свете. И спокойно выяснить, что тревожит ребенка, что с ним происходит. В противном случае вот такое невнимание к состоянию ребенка может привести к трагическим последствиям. Кроме того, у нас в городе Перми и в целом в крае работает уже второй год детский телефон доверия, по которому могут звонить как сами ребята в случае, если им с кем-то хочется поделиться своими проблема, рассказать, выслушать совет, как поступить в той или иной трудной ситуации, в которой он оказался. Так на этот телефон доверия могут звонить и родители. И у специалистов попросить совета, как общаться с ребенком. Особенно это касается подросткового возраста. Этот телефон доверия его номер 8-800-3000-122. За прошлый год на телефон доверия поступило почти 4 тысячи звонков. В основном это были звонки детей. Примерно 80 процентов это были звонки именно детей. Из них, специалисты называют кризисными звонками, то есть, то, что требует незамедлительного вмешательства в судьбу ребенка, скажем, предотвращения вот этого шага к окончанию жизни, около 5 процентов. И нужно отметить, что, если ребенок позвонил на телефон доверия, рокового шага он точно уже не сделает.

Ведущий: Я знаю, существует даже такая статистика детских суицидов. А есть статистика незавершенных суицидов. Ее можно тоже огласить за прошлый год, сколько это было человек?

П.М.: Ну, по сравнению с 2008-м годом в 2009-м году у нас примерно на одном и том же уровне осталось количество попыток совершения самоубийств детьми. Это в пределах полутора сотен. Но, тем не менее, вот, не смотря на то, что, скажем так, роста нет, но нет и значительного снижения и как попыток, так и…

Ведущий: Увы, цифры стабильны.

П.М.: Да, так и завершенных суицидов. Вот это, конечно, огорчает.

Ведущий: По поводу телефона доверия. Есть такой рейтинг, как бы, причин, проблем основных на что, я так понимаю, жалуются дети - на родителей, учителей или сверстников?

П.М.: Как раз нет. Как правило, большинство звонков с вязано с межличностными отношениями между…

Ведущий: То есть, он меня бросил.

П.М.: Да, совершенно верно. Между подростками, друг с другом, там, между противоположными полами или даже ребятами, которые дружили, раздружились, условно говоря. И так далее. Это как раз характеризует очень сложный переходный возраст, поскольку подросток в период своего взросления, он ищет референтных для себя людей. И любой разрыв с человеком, который, казалось, был для него близким человеком, близким другом, там, или они общались очень тесно. И любые там недомолвки, разрывы – это целая большая, на самом деле, трагедия для ребенка. На что очень редко обращают внимание родители. Вот вовремя не подставив ребенку вот плечо помощи своей, не выслушав его, не подсказав, что в жизни не обязательно может быть дружба вот с рождения и до смерти, и что по-разному складываются взаимоотношения, то есть, каких-то таких простых, условно говоря, человеческих истин вовремя не сообщив своему ребенку, родители могут его, в конечном итоге, потерять.

Ведущий: Ну, и как советуют психологи, научить ребенка выплескивать свои отрицательные эмоции, не замыкаться в них. И пусть он знает, что можно обратиться к своим родителям по любому поводу в любой час, что вы для него опора и помощь, проявляйте нежность. Должен видеть ребенок, что вы тоже частенько там чувствуете боль, страх, какие-то у вас проблемы бывают. Ну, просто пожалеть друг друга чисто по-человечески. И также замечают психологи надо обращать внимание на его поведение. Если он начинает рассуждать о смерти, настроение чересчур быстро меняется, методично приводит дела в порядок или, напротив, становится агрессивным, в общем, такой резкий перепад настроений, бессонница, и так далее, и так далее, любая странность – сигнал тревоги. То есть, получается, здесь надо вовремя обратиться к психологам. Когда затягивается депрессия…

П.М.: Ну, вот в условиях, когда у нас все-таки пока не преодолен в обществе стереотип, что, как бы, вот по отношению к психологическим службам и к психологам, и существует такой внутренний страх непосредственного обращения к специалисту, прийти на беседу, рассказать о своих проблемах, все-таки вот большим подспорьем в этом отношении является телефон доверия. Поскольку именно телефон доверия работает на принципе анонимности. И ребенок, или взрослый, который туда звонит, он не обязан сообщать свое имя, фамилию, где он учится или где он живет. Ему достаточно позвонить и начать общаться со специалистом, и рассказать о своей проблеме. Вот это очень важно.

Ведущий: Спрашивает по ICQ Александр: «Почему все номера доверия такие длинные? Разве ребенок в критической ситуации запомнит его?»

П.М.: К сожалению, действительно, номера доверия для детей, так же, как и для взрослых, слишком длинные. 11-значный номер трудно запоминается. Но в этом отношении, конечно, мы сталкиваемся в первую очередь с проблемами финансирования детского телефона доверия. И во вторую очередь с техническими вот, опять же, исходя из проблем финансирования, с техническими вот этими вот сложностями. Хотя федеральный Уполномоченный по правам ребенка неоднократно заявлял о том, что в 2010-м году будет функционировать единый для всей России трехзначный номер телефона доверия для детей в кризисных ситуациях. Я думаю, что постепенно эту проблему мы в крае также будем решать. И поскольку на уровне федерации планировалось в прошлом году, что это номер телефона будет 122, наш телефон, к счастью, тоже заканчивается на 122. Я думаю, в этом году мы сможем найти решение для…

Ведущий: Чтобы сделать его короче.

П.М.: Сделать номер трехзначный.

Ведущий: Я думаю, что уже победа, что он появился. Давайте еще раз его назовем.

П.М.: Да. Уважаемые родители, уважаемые ребята, если у вас есть проблемы, вы желаете с кем-нибудь пообщаться, узнать, как поступить в той или иной трудной ситуации, вы можете позвонить по детскому телефону доверия – 8-800-3000-122.

Ведущий: Существует мнение, что одна из причин суицида – это жестокое обращение родителей с детьми. Что вы можете сказать по этому поводу?

П.М.: Проблема жестокого обращения, насилия, действительно, остается у нас, как в целом в России, так и в крае, достаточно острой. По сравнению с прошлым 2008-м годом, в 2009-м году у нас выросло количество преступлений, связных с жестоким обращением в отношении детей в Пермском крае. Жертвами жестокого обращения и насилия в 2009-м году стали почти полторы тысячи детей, что на 100 человек больше, чем в прошлом, 2008-м, году. У нас выросло количество преступлений, связанных с нанесением побоев детям. Это по статье 116-й Уголовного Кодекса. По статье 117-й – истязания - выросло количество преступлений. И выросло количество преступлений, предусмотренных статьей 156-й Уголовного Кодекса - неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженных с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Ведущий: Павел, вы, когда говорите истязание, и так далее, жестокость – это родителей по отношению к своим детям? Или не только родителей, а вообще взрослых?

П.М.: Не только, нет.

Ведущий: И в этом смысле мне тоже хочется примеры. Ну, то, что родители, это понятно. Это ужасно. Но, по крайней мере, это уже, увы, на слуху.

П.М.: Наиболее, вы помните, взорвало общественное мнение, буквально, в начале лета 2009-го года смерть 8-летнего мальчика Коли Рогожникова, который фактически в течение года своими родителями содержался в ситуации голода, постоянных побоев, истязаний. И в результате чего от истощения, от постоянных истязаний ребенок в начале лета 2009-го года скончался. Мы эту ситуацию с вами неоднократно разбирали. В том числе, вы знаете, на сегодняшний день завершен судебный процесс. Родители ребенка приговорены к очень высокой мере наказания. В общей сложности они получили на двоих 37 лет лишения свободы. Кроме того, те должностные лица, которые были ответственны за наблюдение, за контролем за той семьей, также были привлечены к дисциплинарной ответственности. И, самое главное, то, что вот в целях предотвращения подобных ситуаций в отношении детей краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав разработала специальные регламенты по профилактике этих преступлений. И второе – разработан механизм взаимодействия по своевременному выявлению фактов жестокого обращения с детьми в семьях.

Ведущий: Павел, каким образом это может быть?

П.М.: Понятное дело, что проблема жестокого обращения с детьми носит достаточно скрытый характер. И люди, которые могут увидеть то, что ребенок подвергается жестокому обращению в семье, это, прежде всего, те, кто с ребенком сталкивается вне семьи. Это воспитатель детского сада, это учитель в школе, это медицинский работник, врач или медсестра в случае обращения ребенка.

Ведущий: Они знают, куда обращаться, эти люди?

П.М.: Конечно. То есть, вот в соответствии с тем регламентом механизм, который мы разработали, любое должностное лицо, которому стало известно, или он подозревает, что с ребенком есть жестокое обращение, обязан это уже сообщить. И дальше срабатывает уже механизм весть, вплоть до правоохранительных органов.

Ведущий: Продолжаем тему жестокости, жестокого обращения с детьми. Когда мы говорим – избиение, насилие, истязание, согласитесь, что вот, когда она начинается эта жестокость, когда можно говорить, что родитель или взрослый причиняет жестокость над детьми? Вот мне пишут в ICQ: «А психологическое унижение является ли жестокостью?»

П.М.: Конечно.

Ведущий: А крик на ребенка?

П.М.: Конечно. Формы жестокого обращения и насилия над детьми, они очень разнообразны. И вот самая такая, скажем так, понятная всем абсолютно и открытая форма – это физическое насилие, да. Взрослый ударил ребенка, причинил вред ему здоровью, оставил синяк, оставил покраснение там на его кожных покровах и так далее. Вот это, кажется, многие путают, вернее, идентифицируют жестокое обращение именно только вот с этим.

Ведущий: А некоторые считают это воспитанием.

П.М.: На самом деле, форм насилия в отношении детей, очень много. И самой распространенной формой насилия является эмоциональное или психическое насилие. Так вот, наш радиослушатель очень верно отметил, что крик, оскорбительное отношение, оскорбительные выражения в отношении ребенка, различная специальная целенаправленная социальная изоляция ребенка от других сверстников, или от других родственников, различное лишении е ребенка, преднамеренное лишение различных вещей, которые составляют саму ткань детства, это все может относиться к формам эмоционального или психического, как иногда его называют, насилия.

Ведущий: Но к тому, что вы перечислили, увы, нет уголовной ответственности.

П.М.: Уголовной ответственности нет, действительно, для родителей, для должностных лиц. Но есть дисциплинарная ответственность в отношении педагогических работников, которые допускают случаи при воспитании или при обучении воспитанников обучающихся, значит, превышать свои должностные полномочия и применять методы психического насилия в отношении детей. Так вот, к сожалению, у нас ситуация складывается таким образом, что замкнутый круг воспитание ребенка и каждого следующего поколения в культуре не насилия, в культуре уважения к ребенку, очень сложно прервать.

Ведущий: То есть, это такой менталитет российский, есть в этом что-то.

П.М.: К сожалению, да. В 2008-м году по нашему заказу было проведено социологическое исследование в городе Перми. И мы выяснили, что 75 процентов опрошенных взрослых испытывали в своем детстве те или иные формы насилия – либо физического, либо психического. Но при этом из этих 75 процентов 85 на вопрос, а если у вас есть дети или будут дети, готовы ли вы применять эти методы в качестве методов воспитания, ответили положительно.

Ведущий: Вот это удивительно.

П.М.: Это означает, что культура воспитания в насилии, в жестоком обращении…

Ведущий: Сохраняется.

П.М.: …по отношению к своему ребенку, воспроизводится от поколения к поколению. Наша задача эту культуру начинать изменять. Надо прервать этот замкнутый круг.

Ведущий: У нас есть звоночек. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Федор. Вот, у меня, знаете, какой вопрос. Я не знаю, как поступить. Вот у меня соседи вверху живут. Мама постоянно на ребенка кричит, так выражается, страшно даже. Ребенок, по-видимому, бьет его, кричит. Не знаю, как поступить. Что вы посоветуете сделать? Вроде бы неудобно, соседи.

Ведущий: Это давно продолжается, Федор?

Слушатель: Это постоянно продолжается.

П.М.: Здесь на самом деле, Федор, нет ничего неудобного. Поскольку у нас в законодательстве прямо указывается о том, что любым лицам, ставшим известно о том, что в отношении ребенка имеются факты жестокого обращения, в данном случае, это могут быть соседи, учителя, врачи или другие посторонние лица, они обязаны сообщить в трехдневный срок в органы опеки и попечительства с момента того, как им стало известно об этих фактах. Поэтому я бы посоветовал вам ничего не бояться и не стесняться. Это нормальный ваш гражданский поступок, по сути дела, это гражданский долг – защитить, пусть даже, не родного вам ребенка, но, тем не менее, ребенка.

Ведущий: К которому он не равнодушный. Я очень понимаю в этом смысле Федора.

П.М.: Совершенно верно. И, действительно, необходимо позвонить в районный отдел опеки и попечительства по месту жительства, где вы вот в настоящее время проживаете, и сообщить номер квартиры, дом. И специалисты выйдут, проверят ситуацию, посмотрят ребенка.

Ведущий: Да. Ну, а для начала можно поговорить с его мамой. И, может быть, даже сказать, что я это все слушаю, наблюдаю, мне это не нравится. Я обращусь в опеку. Может быть, даже так для начала.

П.М.: По-человечески можно сделать и так. Но система, которая, например, есть на западе, она однозначна. Как только любому соседу становится известно, что в семье соседей, где есть дети, происходит жестокое обращение, или с ребенком обращаются не так, они тут же сообщают в социальные службы, или в правоохранительные органы, поскольку установлена уголовная и административная ответственность за недонесение. В этом отношении вот у нас этой культуры нет. Почему-то считается, что это семейное дело. Но это никакое не семейное дело.

Ведущий: Согласна с вами.

П.М.: Это преступление против ребенка. А любой человек, которому стало известно о факте преступления, он обязан сообщать в компетентные органы.

Ведущий: Я, действительно, наблюдала такую картину, и не знала, как быть. Вот подходить к маме или нет? Когда в стоматологической поликлинике мама просто, ну, пыталась уговорить ребенка сначала зайти зубы лечить, а потом просто она начала бить его по лицу. Это была ужасная, конечно, картина.

П.М.: Надо останавливать. Вот в этом году стартовала общеевропейская компания – «Руки прочь от детей», направленная на искоренение физического наказания и физического насилия в отношении каждого ребенка. Это является частью общеевропейского года защиты детей от жестокого обращения и насилия, который объявлен Советом Европы в 2010-м году.

Ведущий: У нас есть звонок. Здравствуйте. Как вас зовут? И ваш вопрос.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Сергей. Скажите, пожалуйста, вот у меня дочь ходит в садик, последний год перед школой. Но что-то ей там не нравится, она больше дома сидит, редко ходит. Я ее не гоню. Раз не нравится, значит, что-то там не так. И я решил забрать ее. Скажите, я имею право на пособие, или мне няньку придется из своих денег оплачивать? И мне сказали, что до пяти лет в департаменте образования.

П.М.: Совершенно верно.

Ведущий: Можно вопрос? Я просто Сергея хотела спросить. Вы не спрашивали у дочери, что такого, в чем проблема, и тоже как-то разобраться, свое спецрасследование родительское?

Слушатель: Я, конечно, спрашивал. Но она маленькая. Ну, говорит просто «не знаю». Ну, почему? Ну, не знаю. Просто не нравится? Ну, да, не нравится.

Ведущий: Понятно. Может, друзей нету, может…

Слушатель: Я один раз забирал, и на площадке встретил группу. Она там плакала почему-то. Может, воспитательница не досмотрела. Ну, че-то ее туда не тянет.

Ведущий: Спасибо, Сергей, за звонок. Вопрос понятен.

П.М.: По пособию, единственное, что скажу вам, совершенно верно ответили в департаменте образования. Право получать пособие имеют дети в возрасте от полутора до пяти лет, не посещающие дошкольные образовательные учреждения. В данном случае, вашему ребенку, по всей видимости, уже шесть с половиной лет. Поэтому получать это пособие вы не можете. То, что касается вот все-таки выяснения причин, что произошло с ребенком, раз ребенок не может прямо рассказать. А, как правило, действительно, в этом возрасте очень сложно детям сформулировать те переживания, эмоции или те действия в отношении них, которые они пережили. Поэтому я бы вам посоветовал все-таки обратиться к квалифицированным детским психологам. У них есть специальные методики, по которым они выясняют истинную причину замкнутости ребенка, почему у него возникло такое неприятие дошкольного учреждения и так далее.

Ведущий: Я поддерживаю в этом смысле Павла. Я знаю эти примеры, как психологи помогают детям, действительно.

П.М.: Надо выяснить причину. Потому что может плохо повлиять затем в дальнейшем на школьную учебу.

Ведущий: Да. Если она потом скажет – а я не пойду в школу?

П.М.: Совершенно верно. Если повторится та психо-травмирующая ситуация, которая произошла в детском саду, и, не дай бог, она повторится в первом классе там в первые дни, вы столкнетесь с этой же проблемой.

Ведущий: Когда ребенок не знает, как выйти, да, из ситуации? Об этом речь.

П.М.: Да. Обратитесь к детскому психологу. Они вам помогут выяснить истинную причину.

Ведущий: И, согласитесь, что в этом возрасте, вот 3-х, 4-х, 5-ти лет ребенок даже не может понять и сказать, в чем проблемы. Если подросток может как-то их донести до родителей, то тут, действительно, мне кажется, профессиональные психологи помогли бы. У нас еще звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Леонид. У меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к физическому воздействию к ребенку, если ребенок ведет себя гадко, подло по отношению к окружающим детям, и психологическое воздействие воспитателей не действует?

Ведущий: Есть какие-то конкретные примеры?

Слушатель: Я наблюдал так, что попадаются дети с генетическими отклонениями, ну, с тяжелой наследственностью. Ну, в моральном отношении они уже кандидаты на будущих преступников.

Ведущий: Ну, Леонид, вы, что хотите сказать, что кроме ремня тут ничто не поможет? Вы это хотите сказать?

Слушатель: Нет, я ведь не призываю. Я просто спрашиваю, как в такой ситуации быть? Потому что, ну, я наблюдал такую картину в детских домах и прочее. Воспитатели стараются, изо всех сил стараются воздействовать. Но, знаете, когда ребенок приближается годам к 11-12-ти, некоторые детки просто звереют. И вот, пользуясь своей силой, они унижают, избивают маленьких детей. И всякое моральное воздействие на них бесцельно. Как в такой ситуации быть?

П.М.: Ну, мы должны четко понимать о том, что существует жесткий запрет применения физической силы должностными лицами, в том числе, педагогами. Кроме того, еще раз повторю, на мой взгляд, в отношении любого ребенка можно найти подход. И без применения к нему физического воздействия определить, скорректировать, вернее, его поведение. И можно воспитывать детей без насилия. Просто нужно найти другие подходы. У нас очень плохо срабатывает ситуация, когда взрослый, родитель или воспитатель в детском доме с ребенком сотрудничает, договаривается о неких правилах взаимоотношений, как друг с другом, так и со своими сверстниками. Как правило, мы воспитываем своих детей в культуре множества «нельзя» и запретов. Мы говорим о том, что нельзя бить других детей, не объясняя, почему этого делать нельзя, условно говоря. Мы не объясняем, почему нельзя там повышать голос на взрослого. Просто как некую аксиому даем. А ребенок, естественно, поскольку он только познает этот мир, он пытается эти табу, эти аксиомы нарушить для того, чтобы понять, а что, если это я нарушу, что со мной будет, что по отношению ко мне там произойдет и так далее. Так вот, когда взрослый, родитель будь то, или там замещающий родителя человек, начинает применять один, два, три раза физическую силу по отношению к этому ребенку, это не означает, что он его правильно воспитывает и остановит его от совершения подобных действий в дальнейшем. Это означает то, что ребенок привыкнет, он поймет одно, что в случае он совершит это, он может там получить физическое наказание. Но это не остановит его от совершения негативного поступка в дальнейшем.

Ведущий: От повторения.

П.М.: Совершенно верно.

Ведущий: Пишут по ICQ: «Есть такая штука, изданная в Москве. Департамент здравоохранения города Москвы, распоряжение от 14 мая прошлого года Об оперативном реагировании на выявленные случаи физического или психического насилия и иной эксплуатации детей. Есть ли подобное в Пермском крае?»

П.М.: Я уже говорил о том, что в июне 2009-го года краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав приняла соответствующее постановление, в соответствии с которым все субъекты системы профилактики – это здравоохранение, образование, органы опеки и попечительства, правоохранительные органы, должны незамедлительно сообщать, во-первых, друг друга информировать о выявленном факте жестоко обращения и насилия, и реагировать на эти факты. То есть, у нас в этом отношении не просто ведомственно, а, по сути дела, акт, принятый на уровне правительства Пермского края, и межведомственный. Что позволяет более эффективно как выявлять, так и предупреждать факты жесткого обращения и насилия. В данном случае, еще раз повторю, в крае все абсолютно ведомства завязаны сегодня в единую систему выявления, профилактики и предупреждения и реагирования на факты жестокого обращения и насилия в отношении детей.

Ведущий: Говорили о детском телефоне доверия. Пишет нам Катерина: «Подскажите, пожалуйста, если дети не слушают эфир, откуда они узнают этот телефон доверия?»

П.М.: Мною были изданы специальные плакаты, которые распространены во все образовательные учреждения, а также психологические центры города Перми и в крае с указанием вот этих телефонов доверия. Кроме того, отдельно сам детский телефон доверия, который мы называли, проводит рекламную компанию, в том числе, в школах. И вот в тех школах, детских садах, в которых я имел возможность посетить, на видном месте, действительно, вывешено очень крупно номер этого телефона доверия. И у детей есть возможность узнать о нем. Ну, кроме того, у нас дети сегодня легко общаются в сети Интернет. И в Интернете также легко найти этот номер телефона доверия.

Ведущий: Спрашивает Александр: «Пресловутый сериал «Школа» смотрел ли ваш собеседник? Каково его мнение?»

П.М.: Да, начавшийся в понедельник сериал «Школа», несколько меня шокировал. Все-таки я сам 9 лет отработал в школе как раз с подростками, которых вот показывают в этом сериале. И должен отметить, что, по крайней мере, как по моей практике, так и по тем вещам, и сегодняшняя ситуация в школах, где я бываю, не только в городских, но и в крае, вот то, что показывают, ну, это просто некая гиперболизированная, на мой взгляд, ситуация.

Ведущий: То есть, искажение какое-то?

П.М.: Искажение точно реалий. Но нет такой ситуации, когда вот во вчерашней, например, серии показали, как учителя перед уроками, пришли только с утра в школу, пред уроками открывают шампанское, достают из холодильника в учительской, распивают, и потом идут на уроки. Ну, это просто искажение точной действительности. И формирование негативного образа учителя, по сути дела.

Ведущий: То есть, вы согласитесь с теми высказываниями, которые были в Москве начальника образования, что это порочит, и это беспокоит сериал учителей.

П.М.: Есть, несомненно, вот то, что там показано, вот общий контекст, это жестокости подростков по отношению как друг к другу, так и по отношению к взрослым — это действительно. Ситуация такая имеет место быть, и это есть. Никто этого не отрицает. Но вот гиперболизация, выпуклость многих вещей, которые там отражены, на самом деле, не отражают реалии. Может быть, в московских школах на окраинах, где новостройки, где люди не знают друг друга, не сложился, условно говоря, не сложилось местное сообщество, вот то, что, как показаны в сериале, это есть.

Ведущий: Ну, надо вспомнить, просто режиссер Валерия Гай-Германика, видела интервью с ней, что она росла, действительно, в неблагополучной семье. Все из собственного опыта. Вы говорите, что не было такого, где вы работали. Но вот у Валерии Гай-Германики это было. Вспоминая фильм ее «Все умрут, а я останусь», да, жестокий, да, депрессивный, чувство тяжести ??????? (неразборчиво). Но многие факты, думаешь, ну, как показала она точно. То есть, есть такой документализм все равно, точные факты.

П.М.: Ну, тогда нужно очень прямо и открыто говорить или писать, по крайней мере, в титрах о том, что фильм основан на личном опыте режиссера, снявшего этот фильм. И ничего общего с конкретными событиями или с реалиями, там, в конкретной школе не имеет, по крайней мере. Это тогда бы, условно говоря, не возбуждало на сегодняшний день педагогическую общественность. Вот, насколько я знаю, и педагоги, и Перми, и края, и в целом в России, судя по тем публикациям, которые в эти три дня появились…

Ведущий: Возмущены.

П.М.: …они возмущены просто этим телесериалом. Требуют даже снять его с эфира.

Ведущий: Да, Павел, посмотрим за судьбой сериала, действительно, какова его дальнейшая судьба. Некоторые говорят, что это такой пиар. И есть мнение, что Эрнст проплатил этим начальникам образования. Ну, вот разные мнения. Вопрос: «Что-то слышала про изменения в ювенальной юстиции, в результате которой при жалобе, например, соседей ребенка из семьи могут изъять на время разбирательства без решения суда. Моя подруга волнуется, что соседи могут пожаловаться на нее из-за того, что у них в семье вегетарианское питание, и спят они на полу». Что вы знаете по этой…

П.М.: Ну, это вот один из мифов, который на сегодняшний день связан с ювенальной юстицией. Я бы был вам благодарен, если б вы меня пригласили в следующий эфир. Мы бы подробно поговорили по этой теме, поскольку это не на одну минуту, к сожалению, разговор. И должен успокоить радиослушательницу. Из-за того, что вы вегетарианцы, и ребенка не кормите мясом, никто у вас из семьи его не изымет.

Ведущий: У меня, действительно, была одна такая знакомая. Она переживала, что она не делала прививки своему ребенку. И настаивали, в общем, медицинские работники, что они пожалуются на нее куда-нибудь. Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков был у нас в эфире. Спасибо, что были с нами.


Обсуждение
15281
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.