Верхний баннер
21:08 | СУББОТА | 18 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

05.04.2011 | 16:06
Как не ошибиться в выборе школы?

Ведущий: Добрый день. Продолжаем дневной эфир на пермском «Эхе». В студии Юлия Хлобыст. Продолжаем тему наших федеральных коллег, которые вот буквально только что закончили тему образования. Я думаю, что эта тема возникла неслучайно. Вопросы реформы, многочисленные вопросы реформы образования волнуют очень многих жителей, на самом деле, и России, и Пермского края. Ну, и, кроме того, весна – это традиционное время для того, чтобы родители будущих первоклассников задумались о том, какую же все-таки школу выбрать ребенку своему. И, соответственно, вот весной у нас возникают эти вопросы, а не только, например, в сентябре, когда дети идут в школу, какие-то планы строит сама школа, и в конце учебного года, когда уже подводятся итоги, собственно говоря, года. Ну, и именно поэтому гость нашей программы сегодня начальник департамента образования города Перми Людмила Гаджиева. Добрый день, Людмила Анатольевна.

Людмила Гаджиева: День добрый, Юля.

Ведущий: Вы частый гость нашей студии. Но, как я уже сказала, вопросов много. Давайте начнем с такого, что ли, ближнего к нам вопроса. Буквально в субботу прошел День открытых дверей во многих школах. Я, честно говоря, думала, что этот формат, он устарел. Но на самом деле такие дни существуют. И вот поясните, вообще, что это за формат, и зачем он нам нужен?

Л.Г.: Вообще, Юля, если честно, у меня тоже были такие опасения, когда я подходила к дверям 44 школы. Она недалеко от места моего проживания на Парковом. Но когда зашла в зал и увидела полный зал родителей, то, ну, поняла, что на самом деле это значимо. Мы как раз призываем всех родителей не ориентироваться только на учреждения повышенного статуса - лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов. Мы каждый раз подчеркиваем, что самое лучшее - своему маленькому ребенку предоставить хорошее начальное образование недалеко от своего дома. Ну, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить безопасность передвижения ребенка, вот чтоб он из школы и в школу пришел живым и здоровым. Ну, и, конечно, всегда говорим, что и в обычных школах микрорайона есть очень хорошие учителя, которые дают высокое качество начального образования. И вот я как раз была вот, действительно, интересным свидетелем того, как родители, еще в зале будучи, слушая директора, сомневались, идти им в эту школу, не идти. Но когда мы пошли по коридорам, и родители зашли в учительскую, и увидели то, как обставлено место для учителей, почему-то это сразило одну маму наповал, и она стала просить, чтобы у нее взяли заявление прямо сейчас.

Ведущий: И в этот день брали заявления «прямо сейчас» во всех школах?

Л.Г.: Нет, конечно, на самом деле, нет, не так. И директор тоже там попыталась сопротивляться. Но мы уж попросили взять заявление у этой мамы в качестве исключения. Ну, потому что мы же для того, чтоб организовать каким-то образом этот процесс, у каждой школы есть закрепленный нами, нашим приказом микрорайон. Ну, хоть как-то мы должны регулировать прием детей в первые классы по городу Перми.

Ведущий: Понятно. Но вот, кстати, многие форумы, московские, других городов России, после вот этого дня писали о том, родители писали на этих форумах, что, действительно, невозможно было попасть в школы, потому что, вот, как вы говорите, есть определенная система приема. Как с этим в пермских школах? Вот насколько тяжело попасть? Вот вы сами затронули только что тему именно статусных школ. Вот как разделить, как оставить статусные школы статусными школами, а остальные школы, так сказать, приблизить к дому?

Л.Г.: Вы знаете, это очень сложная проблема, которую мы пытаемся каждый раз какой-то найти способ ее решения. Но вот пока я этого способа найти не могу. Если, кстати, кто-то из слушателей может предложить, каким образом на уровне города организовать прием в первые классы, так, чтобы не нарушить законодательство, ну, это будет ноу-хау. Корень--то зла находится в чем? В том, что по закону Об образовании каждый из нас может выбрать любую школу в городе Перми. И, по сути, у директора есть только одно основание отказа – то отсутствие свободных мест. А, с другой стороны, мы же понимаем, если каждый житель пойдет туда, куда хочет, ну, то есть, собственно, вообще, это будет беспорядок по городу, и будут выстраиваться такие же очереди, которые я видела по телевидению в Москве. Я считаю, что это тоже ненормально, когда с вечера занимаются очереди, прямо как в 90-е годы, на руках записывают какие-то номерки, это тоже неправильно. И поэтому та система, которая сегодня у нас по факту сложилась в городе Перми, это все-таки, ну, набор, который осуществляют школы в апреле месяце, как правило, по посещению воскресных школ. С этим можно спорить. Прокуратура нас тоже постоянно по этому поводу проверяет. Ну, есть такие проблемы. Ну, по крайней мере, это не вот такие ночные стояния в очередях.

Ведущий: Слушайте, а, может быть, это проблема хождения ребенка через «воскрески», которая существует? Вот если, вы говорите – предложите варианты, вот в качестве, может быть, бредовый вариант, но, тем не менее, если оставить статусным школам «воскрески», через которые ребенок может и должен будет готовиться к поступлению именно в эту школу, а все остальные школы оставить, так сказать, в покое, и дать поступать детям туда, ну, вот как это было раньше.

Л.Г.: Ну, то есть, вы говорите о том, что если статусным школам оставить возможность осуществлять городской набор…

Ведущий: Да.

Л.Г.: …не закреплять за ними набор детей по месту жительства. Ну, вот как раз буквально пару месяцев назад прокуратура опротестовала по одному или нескольким учреждениям такой свободный городской набор. И мы сейчас даже к статусным школам нашим приказом зачислили, приписали к ним определенный микрорайон по месту жительства. То есть, прокуратура не позволяет жить по-другому.

Ведущий: То есть, сейчас мы ограничены рамками закона.

Л.Г.: Да, есть такая проблема.

Ведущий: По-другому не можем. Людмила Анатольевна, вот, когда я говорила, что реформа образования идет, то есть, мы все прекрасно понимаем, что есть федеральные государственные стандарты, которые уже приняты для начальной школы, и о них предлагаю поговорить сейчас. Я посмотрела, что означают эти федеральные государственные стандарты. И, на мой взгляд, вот те часы, которые сегодня дети получают в начальной школе, они нисколько не сократились, а, в общем-то, даже где-то в каких-то предметах и увеличились. В чем тогда реформа, в чем суть реформы начального образования?

Л.Г.: Ну, во-первых, я, наверно, выскажу для начала свою субъективную позицию. Я считаю, что, действительно, в содержании образования на федеральном уровне нужно что-то менять. Это первое.

Ведущий: Почему? Вы же сами учились вот в этой школе, в советской, да. Вы, наверно, тоже также считали, что российское образование это лучшее образование в мире.

Л.Г.: Я и сейчас считаю, что, в принципе, то образование, которое я получила, для меня оно достаточно качественное образование. Но, тем не менее, все мы привыкли, и, наверно, справедливо, критиковать его достаточно в большой составляющей чисто в виде академической. То есть, ребенок выходит из наших щкол российских, он много знает, но не факт, что он может применить существующие знания к практической деятельности. И в этом его основная проблема, нашего российского образования. И ровно поэтому я считаю, что, я не говорю, что оно плохое, я говорю, что нужно искать те составляющие, которые нужно поменять. Ну, вот особенность, наверно, наиболее понятная для всех жителей, не только для педагогов начального образования, она заключается в том, что большую составляющую в учебном плане школы… большая составляющая будет отдана дополнительному образованию детей. Ну, то есть, вот сейчас уже конкретно называют 10 часов, которые ребенок будет посещать кружки, секции и так далее.

Ведущий: Это будет все в рамках тех же государственных стандартов?

Л.Г.: Да. Это то, за что родитель не будет дополнительно платить. Я по такому уже тогда, по такой мерке. И это здорово, потому что у малыша появляется возможность прямо в школе, опять же, недалеко от места проживания, прямо в школе получить возможность, ну, не знаю, заниматься там, вязать макраме, ходить в спортивную секцию, петь, и так далее. Ну, разве это вот плохо для малыша.

Ведущий: Слушайте, это замечательно. Тогда, в продолжение этой же темы, вопрос как раз вот об этих дополнительных услугах. Вот у нас были раньше спортивные секции, да, какие-то кружки. Вот вспомните. Вот я, вроде как, не ретроград, но, тем не менее, так вспоминаю хорошо то время, когда у меня около дома был театральный кружок, представляете, в подъезде, был какой-то дворовой клуб и так далее. Время поменялось, все поменялось. Относительно недавно пришли на смену спортивные сертификаты. Но они как-то потом опять исчезли. И, таким образом, проблема дополнительного образования, вот то, о чем вы говорите, будет в размере 10-ти часов, мне кажется, мне кажется, она никуда не уйдет. Вот кроме этих 10-ти часов, как вернуть нам это старое доброе дополнительное образование?

Л.Г.: Ну, может быть, потому что я в этой области специалист, и я вам сейчас однозначно скажу, что проблемы получить дополнительное образование в муниципальных учреждениях, на мой взгляд, нет. Сейчас все муниципальные учреждения дополнительного образования детей, что в отрасли образования, что в отраслях культуры и физкультуры, они, в принципе, ведут полный набор детей. Все, кто хочет заниматься в каком-то кружке или секции, они имеют возможность туда записаться. Единственное, что в отрасли образования есть правило, что только одна услуга предоставляется за бюджетные деньги. Если ребенок хочет получить вторую услугу в учреждениях сферы образования, то он за нее уже дополнительно платит.

Ведущий: А как это сейчас контролируется? То есть, если у нас нет никакого сертификата, то, в принципе, я могу записать ребенка в один бесплатный кружок, во второй. То есть, вот как?

Л.Г.: На смену сертификатам пришли обычные наши информационные технологии. Есть программные продукты, которые позволяют идентифицировать ребенка… у нас же все свидетельства… Просто сертификат – это был бумажный документ, который из рук в руки переходил. А на самом деле то, что не видно, это в базе данных номера свидетельств о рождении, и все.

Ведущий: Понятно. Все перешло на электронные рельсы. У нас начинают поступать вопросы по ICQ. Не могу на них не отреагировать, потому что много. Вопрос не совсем по теме, но очень волнующий родителей всех первоклассников. «На Дне открытых дверей, вот, кстати, в школе 59-м нам сказали, что по новым санитарным нормам для организации продленки от школы требуется наличие спальных мест раздельно для мальчиков и девочек, то есть, дополнительно три помещения. При наплыве первоклассников мест не хватает катастрофически. Это значит, что во всех школах реальная организация продленки будет невозможна? Как быть?» И три знака вопроса.

Л.Г.: Действительно, ну, скорее всего, вопрос к специалисту в этой сфере поступил. Требования Роспотребнадзора с каждым разом увеличиваются. И то, о чем сейчас написали, имеет место быть. Но, тем не менее, здравый смысл подсказывает, что, не смотря на то, что новые требования Роспотребнадзора вышли, одномоментно удовлетворить всем этим требованиям и всем школам города Перми – это просто невозможно. И мы понимаем, что школы все равно и закрываться не будут, и мы будем, на мой взгляд, искать какие-то компромиссные варианты с надзорными органами для того, чтобы сохранить и группы продленного дня… Ну, все, что было в школах, по возможности сохранить. Но здесь мы, конечно, мы – это образование, стоим вот очень неприятных условиях, когда, с одной стороны, есть жесткие и непонятно, откуда, сформировавшиеся требования, а, с другой стороны, у нас есть реальные услуги, которые мы жителям должны предоставлять. Жители реально в них нуждаются.

Ведущий: То есть, тут необходимо соблюдать баланс интересов и, зачастую, соблюдение этого баланса сопряжено с такими вот реальными просто трудностями.

Л.Г.: Конечно. Ну, вот у нас несколько лет назад… четыре года назад у нас все школы были горючие… в масле, покрашены масляной краской. И никто к этому особо не придирался, не обращал на это внимание.

Ведущий: Кстати, да.

Л.Г.: Сейчас у нас нет ни одной школы, которая была бы покрашена масляной краской. То есть, понимаете, вот эти требования с каждым разом ужесточаются. Но если я масляную краску еще могу понять, да, потому что это очень опасно для пребывания ребенка, то такие вот спальные места для групп продленного дня, ну, не знаю… Конечно, это здорово. Но для этого, наверно, нужно строить новые школы сразу по всему городу.

Ведущий: Еще один вопрос к вам от человека, которого вы, наверняка, знаете. Это Максим Исаев. Он, по-моему, относится к попечительскому совету…

Л.Г.: 12-й школы.

Ведущий: «Уважаемая Людмила Анатольевна, почему вы говорите, что не знаете, как решить вопрос о приближении к статусности к населению? А структурные подразделения школ с углубленным изучением иностранных языков? Ведь работают. По крайней мере, 12-я школа.

Л.Г.: Кстати, вот молодец здесь Максим Борисович, потому что, действительно, создавая структурные подразделения в рамках программы международного образования в рамках нашего муниципального проекта, мы как раз и пытались дать возможность жителям детям отдаленных районов получить образование повышенного уровня. Просто многие хотят получить не только дополнительное образование. Здесь, как правило, это допуслуги, дополнительное образование к стандарту. Но львиная доля жителей хотят получать базовое стандартное образование именно вот в статусной школе.

Ведущий: Вот в этих школах.

Л.Г.: Да, вот именно в 12-й.

Ведущий: Максим Исаев, видимо, очень сильно следит, и, вообще, видимо, очень плотно с вами общается, еще один вопрос. Ну, так уж и быть. «Уважаемая Людмила Анатольевна, мой сын занимается фигурным катанием в «Орленке», и больше нигде. Это продолжение темы спортивных сертификатов. Ежемесячно оплачиваю за его обучение в полном объеме. Задавал вопрос о сертификате, но представитель администрации мне ответил, что сертификат они принимают только в спортивных группах, а в спортивно-оздоровительных нет. По-моему, это незаконная дискриминация. Ваше мнение».

Л.Г.: Я не могу однозначно ответить на этот вопрос, потому что это учреждение не находится у нас в подчинении. Но с большим удовольствием разберусь. И где-то при встрече Максиму Борисовичу расскажу.

Ведущий: Кстати, этот же вопрос, мне кажется, можно поднимать и по поводу спортивно-оздоровительных групп, например, в бассейнах. Это уже от меня, так сказать.

Л.Г.: Ну, это вот, знаете, речь идет о том ровно, что мы должны создать одинаковые условия для работы учреждений муниципальных и немуниципальных, частных учреждений на рынке услуг дополнительного образования. То есть, сейчас у нас рынок услуг допобразования представлен, в основном, муниципальными учреждениями. А если я иду заниматься в бассейн, то я плачу туда свои деньги. Правильно?

Ведущий: Правильно.

Л.Г.: Но ведь мы все налоги платим исправно в одинаковой мере. Тогда почему кто-то имеет право воспользоваться бюджетными средствами на получение услуги допобразования, а кто-то вынужден за эти услуги платить самостоятельно из своего кошелька. Несправедливо? Несправедливо.

Ведущий: А если, предположим, вот какие-то средства выделять в бюджете образования, которые распределять между вот этими спортивными, оздоровительными структурами?

Л.Г.: Так вот ровно та идея, очень давно уже в администрации города придумана эта модель, пока она готовится к ее практической реализации. Ну, на самом деле, основная идея как раз заключается в том, чтобы предоставить всем поставщикам услуг, как муниципальным, так и частным, одинаковое право пребывания на рынке услуг. А мы, как жители, имели бы возможность выбирать ту услугу, того поставщика, которого мы хотим. Но мы должны иметь равный доступ к бюджетным деньгам.

Ведущий: И почему это не получается сейчас?

Л.Г.: Ну, есть там ряд нюансов, которые мы не смогли пройти в прошлом году. Но, тем не менее, идея не умерла, жива. И мы разрабатываем дальше нормативно-правовую базу. Мы - это администрация города и руководитель проекта Надежда Григорьевна Кочурова, она является руководителем блока социального. Поэтому вот такая идея в голове есть.

Ведущий: Пока у нас есть вопросы, я предлагаю немножко отложить наш с вами разговор о реформе, о ней чуть позже. «В связи с переходом на новый образовательный стандарт, - пишут нам по ICQ, - требуется массовая закупка новых учебников. За чей счет она должна производиться по закону? Предусмотрено ли в этом участие бюджета?»

Л.Г.: Все учебники по закону должны приобретаться за счет средств бюджета.

Ведущий: И у меня такая пауза. Но ведь это не совсем так на практике.

Л.Г.: На практике, действительно, бывают исключения. Поэтому я всегда призываю в первую очередь управляющие советы школ смотреть, на что школа предлагает осуществлять сбор денег. Ну, например, если родители просят приобрести учебные тетради, рабочие тетради, тогда это все понятно, потому что она носит одноразовый характер. Если предлагают купить учебники, которые, по сути, должны обеспечивать стандарт, это неправильно. Я считаю, что это неправильно. Это можно было бы сделать за счет бюджетных средств. Нужно просто посмотреть, как планирует расходы на год это образовательное учреждение.

Ведущий: Я правильно вас поняла, Людмила Анатольевна, что есть образовательные программы, которые должны финансироваться из бюджет. Если школа выбирает какую-то другую образовательную программу, тогда она закупает учебники эти не за счет средств бюджета.

Л.Г.: В целом все правильно. Но надо отнестись всегда очень критично к целесообразности введения той или иной программы. То есть, нужно понимать, эта программа, вообще, нужна или не нужна? Имеет ли она дальше продолжение, например, там, в пятом классе, на имеет логическое продолжение на второй ступени, эта программа? А то получается, родителей вынуждают приобретать какие-то учебники, учебно-методические комплексы, рабочие тетради, а, в принципе, потом она в четвертом классе, эта программа обрывается, и логическое вот это продолжение, ее нет. То есть, это все, как раз… вот, почему говорю. Очень важно влияние родителей на управление именно образовательным процессом. Родители говорят – ой, нет, нет, мы в этом ничего не понимаем. Можно в этом разобраться. Если захотеть, в этом можно разобраться, и избавить самих себя от ненужных сборов средств.

Ведущий: Маленький вопрос в продолжение темы компенсации дополнительного образования. «Дочь ходит в частную теннисную секцию, - пишет нам слушательница. – Могу ли я получить компенсацию на оплату тренировок?»

Л.Г.: Пока нет.

Ведущий: Сейчас пока это не работает.

Л.Г.: Пока это не работает.

Ведущий: И вот в продолжение вопроса по учебникам. Вы ответили на вопрос по закупке учебников, кто это должен делать, за чей счет. Но слушательница пишет, что не поняла. «Сейчас все школы обязаны учить по одной из утвержденных четырех. И нет возможности выбрать что-то вне списка». Вот какое-то странное сообщение.

Л.Г.: Есть перечень учебников, которые рекомендованы на федеральном уровне. Возможно, об этом идет речь. Поэтому я всегда и говорю, нужно разобраться. Вот то, что вам предлагает купить учитель. Часто ведь еще и учитель начинает креативить на своем рабочем месте. Так вот нужно посмотреть. То, что вам предлагают включить, это входит вообще в перечень, рекомендуемый на федеральном уровне? Ну, это входит или не входит, это уже развилку прошли, допустим. А если не входит, надо еще задуматься, надо ли на то деньги тратить. Если входит, тогда нужно посмотреть, есть ли эти учебники в библиотеке школьной. Я просто уверена, что вот такой серьезной проблемы по обеспечению учебниками, нет. Но то, чтобы обеспечить учебными комплексами стандарты, это другой разворот.

Ведущий: Людмила Анатольевна, мы с вами вот затронули ту часть реформы, которая называется «реформы начального образования», младшего звена. Она уже принята. И с 1 сентября она, так сказать, будет обкатываться по нашим школам, по школам России. В принципе, она, наверно, меньше всего вызывала и вызывает вопросы, в отличие от федеральных государственных стандартов, которые планируется вводить для старших классов. Вот что лежит на поверхности? Это я вам хочу сказать, как, скажем, человек, который не находится внутри отрасли образования. На поверхности лежит следующее, что для старших классов планируется принять четыре обязательных предмета, то есть, будет четыре обязательных предмета. Это русский, математика, Россия в мире и индивидуальный проект. Все остальные предметы будут разделены по блокам. И из этих блоков можно будет что-то выбирать. Причем, ну, вот как-то я не четко отфиксировала, но как-то вот не все можно будет выбрать. По крайней мере, так говорят. Мне напоминает это какие-то глухие телефоны. То есть, либо информацию довели не так, либо ее не так подали, либо мы ее не так интерпретируем. Как будет происходить на самом деле?

Л.Г.: Мне представляется, что вся проблема заключается в неправильной интерпретации информации для нас, для жителей. Я понимаю, что главная идея, которая лежит в основе стандартов для третьей ступени, это организация обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам. И это самое главное. И мы должны в первую очередь понять эту идею и принять эту идею. Я с ней абсолютно внутренне согласна. Почему? Когда мы с вами учились, у нас обучение для всех было одинаково. Неважно, интересна мне математика или иностранный язык, литература или история, мы все с вами изучали их в одинаковом объеме по одинаковым программам. Но мы же все разные. И мотивы у нас, и интересы у всех разные. Так вот сейчас прорывная идея этих стандартов как раз заключается в том, чтобы предоставить ребенку, если его можно назвать ребенком уже в 10-м, в 11-м классе, предоставить вот ребенку право самостоятельно собрать ту корзиночку, положить в нее те модули, которые будут ему интересны. Но для того, чтобы все-таки обеспечить общую грамотность выпускников общеобразовательных школ, как раз те предметы, о которых вы говорили, там, русский, математика, этот тот некий минимум, который каждый из нас должен будет пройти. То есть, некая инвариантная часть, база. На эту базу уже каждый набирает себе то, что ему необходимо, интересно.

Ведущий: Сколько модулей я могу положить в свою корзиночку?

Л.Г.: Ну, по количеству модулей это надо уже смотреть подробно. Ведь, понимаете, суть не в том, сколько. Суть, вообще, в самой идее, что раньше не было этой возможности выбора у ребенка. В лучшем случае его отбирали. Не он выбирал, а его отбирали в физико-математический класс, или химико-биологический. Это неправильно, это искажение, когда администрация отбирает ребенка в тот или иной класс. Сейчас говорят ребенку – выбери сам. И он уже сам, осознавая… ведь для того, чтобы выбрать, нужно понять, а почему мне нужна математика? И в каком объеме? Я должна понять, а как я вижу свою дальнейшую профессиональную деятельность? Кем я буду? А где я буду получать профессиональное образование? А какие сейчас я должен изучать предметы, какой проект я должен сейчас проработать для того, чтобы быть успешным в будущем? Вот, как бы, основной посыл. И вот это как раз и хотелось бы довести до родителей. Самое важное, что хотела бы подчеркнуть, что мы уже, по-моему, пятый год, если я не ошибаюсь, в городе Перми реализуем эту модель в реальной практике. У нас уже более трех тысяч наших старшеклассников города Перми как раз, обучаются именно по индивидуальным траекториям. И такого понятия, как классно-урочная система, когда дети в классах сидят, ну, строго там 10 «а», 10 «б», и так далее, она, как таковая, разрушается. И мы в Перми уже имеем возможность оценить результаты. И вот, как показывают ЕГЭ, те дети, которые обучались по индивидуальным траекториям, а это дети обычных школ, массовых, то есть, не статусных, ни результаты показывают гораздо выше. И это, главное, понятно здравым смыслом. Если мне интересно заниматься химией, я и результат по химии покажу выше.

Ведущий: То есть, вот давайте на конкретном примере. Если я собираюсь в медакадемию, среди главных предметов у меня математика, русский, История в мире. И я могу выбрать те, по-моему, три предмета, физика, биология и химия…

Л.Г.: Да, которые вы будете изучать на очень высоком уровне сложности. Но вы не будете, например, очень глубоко изучать обществознание, историю и так далее.

Ведущий: Хорошо. А обществознание, историю я буду изучать на каком-то базовом уровне?

Л.Г.: Да, на уровне стандарта. На уровне некоего минимума, который будет определен стандартом.

Ведущий: Тогда следующий вопрос. А с точки зрения технической, вот то, что вы говорите, обкатывалось уже в наших школах, то есть, насколько это возможно? Это же, мне кажется, составить такое расписание, когда, одно дело, когда три десятых, одиннадцатых класса занимаются все, как один, по одним предметам…

Л.Г.: Вот, вот, в этом вся и проблема, что составить расписание - это вообще особое искусство завуча. И как раз увязать, в том, чтобы, с одной стороны, учесть возможности каждого ребенка, а, с другой стороны, вписаться в имеющиеся площади учебных кабинетов. Ну, завучи справляются с этим.

Ведущий: Замечательно. У нас на связи слушатель. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Александр меня зовут. У меня уже большой опыт, как говорится, обучения моих детей. У меня четвертый сейчас в первый класс пошел.

Ведущий: Замечательно. Поделитесь, или спросите, что вы хотели спросить.

Слушатель: И хочу я как раз вот спросить. Потому что Людмила Анатольевна не ответила конкретно ни на один вопрос по дополнительному образованию. Сколько ни пытались. Вот, например. Я понял так, что в муниципальных заведениях ребенок одно какое-то дополнительное образование может получить бесплатно. Это правильно понял?

Л.Г.: Правильно.

Слушатель: Вот есть муниципальная школа плавания на Садовом. Она относится к муниципальным ведь учреждениям. Почему там любой ребенок платит 150 рублей за один час, за одно занятие? Далее, второй вопрос. Есть такая хоровая школа мальчиков. Значит, там, когда-то, когда мы поступали туда, там было порядка 310 рублей, это 2009-й год. Потом департаменту образования, видимо показалось, что слишком много мы получаем за эти 310 рублей, и они ввели еще одно, типа, как дополнительное образование. Почему тогда первое не бесплатно, а второе бы платно было? То есть, одни идеи по дополнительному образованию в департаменте образования, а конкретных-то дел вообще нет. И все это че-то переводится на коммерческие рельсы.

Ведущий: Давайте дадим возможность ответить Людмиле Анатольевне. Спасибо.

Л.Г.: Александр, мне придется все-таки чуть шире начать. Вот смотрите. У нас очень много муниципальных учреждений дополнительного образования. Но учредителями у всех этих учреждений являются разные структуры. То есть, вот у нас отрасль образования. У нас в подчинении находится 21 учреждение. И именно образование, вот я, как начальник департамента, задаю там правила игры. Муниципальная школа плавания – это учреждение тоже муниципальное, но оно подчиняется департаменту физкультуры. И они задают правила игры. Хоровая капелла мальчиков, про которую вы говорите, это тоже муниципальное учреждение, но правила там задает культура. И вот в этом-то как раз и появляется главная проблема. В том, что три отрасли задают три разных правила. А житель, получается, в этих правилах начинает путаться. Поэтому мы и говорим, во-первых, нам нужно задать единые по городу Перми правила получения услуг дополнительного образования детей, это с одной стороны. И, с другой стороны, я просто в этом однозначно убеждена, нужно, чтобы на рынке услуг дополнительного образования детей были представлены не только муниципальные учреждения, но и частные, чтобы у жителей была возможность выбора поставщика услуги. Ровно поэтому я не могу ответить на конкретные вопросы по школе плавания и по хоровой капелле мальчиков, потому что я просто не знаю.

Ведущий: Понятно, что разные сферы ответственности, это все понятно. Вот еще бы хорошо объединить сюда и один-единственный бюджет.

Л.Г.: Вот мы об этом и говорим, что единые правила, единый бюджет, и тогда все сразу станет понятно.

Ведущий: Это в идеале.

Л.Г.: Да.

Ведущий: Еще есть звонок. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Екатерина. Я хотела бы по 114-й школе спросить. Второй год выпускники получают дипломы от 133-й школы. План принимается на три года, так я понимаю, городом Перми.

Л.Г.: Да.

Слушатель: И за три года вы не успеваете подготовить ни конкурсную документацию, поставить на рельсы, на ремонт, и лицензии нет у школы. Скажите, а сколько еще нужно пятилеток или там трехлеток, чтобы это все закончилось?

Л.Г.: Понятен вопрос и боль в голосе. Действительно, бюджет принимается трехлетний. Но бюджет, как вы понимаете, ограничен. И мы школы ремонтируем поэтапно. На сегодняшний день за четыре года нам удалось отремонтировать шесть школ. В настоящий момент в ремонте находится еще пять. Школа 114-я, наряду еще с пятью школами, что называется, в очереди. Поэтому тогда, когда у нас появятся деньги, будут выделены депутатами думы деньги на ремонт, тогда школа будет ремонтироваться. Мы, к сожалению, живем в пределах ограниченных ресурсов. Как появляются деньги, так сразу ремонтируем.

Ведущий: Народ требует конкретики. Конкретики по поводу сроков, конкретики по поводу сумм, по поводу времени, вообще, конкретики всего. Давайте, Людмила Анатольевна, прокомментируем ситуацию с 17-й гимназией. Потому что была, наверно, похожая история с 12-й школой. Но, я так понимаю, она уже как-то устаканилась, эта история. Но с 17-й до сих пор все еще вот в таком состоянии непонятном.

Л.Г.: Ну, по 12-й школе была ситуация несколько иная. Там родители, управляющий совет, вот Максим Борисович, руководитель учреждения быстро взяли инициативу в свои руки, и сами выступают заказчиком и разработки проектно-сметной документации, и работ. Поэтому здесь ситуация другая. Больше они к нам обращаются с вопросами, чем, допустим, мы к ним. Что касается по 17-й гимназии. Гимназия 17-я, впрочем, как и все остальные пять учреждений, которые сегодня закрыты на капитальный ремонт, у нас не только 17-я закрыта, потому что все только про 17-ю говорят. У нас пять школ закрыто. Это гимназия 6, школа 12, 52-я, лицей 1-й и гимназия 17-я. Все школы закрыты два года, и все они ремонтируются. Только заказчиками работ там выступают практически по всем школам руководители образовательных учреждений. В чем заключается особенность ремонта гимназии № 17? Два года назад управляющий совет принял решение о том, чтобы школа размещалась именно в том здании, на том месте, где она сейчас находится. Но мы понимаем, что это центр города, и площадь земельного участка, она, ну, вот такая уже, какая есть. Она больше уже стать не может.

Ведущий: Как сложилось исторически.

Л.Г.: Уже так сложилось. Управляющему совету два года назад было предложено другое помещение, где достаточно большая площадь земельного участка, типовое здание школы. Ну, и тогда однозначно было проговорено, что в средствах на капитальный ремонт школа нуждаться не будет. То есть, мы могли бы столько выделить средств, сколько нужно было. Но выбрано решение родителями и руководителем учреждения, быть в центре. Поэтому сейчас проектно-сметная документация, она исходит из имеющихся ограничений. Ровно поэтому сейчас, конечно, ест некое непонимание родителей, что они хотят, так чтобы проект был сделан, а на самом деле проект сделан проектантом в соответствии с требованиями надзорных органов. В настоящий момент, 18 апреля должны состояться сбор заявок ля участия в конкурсе.

Ведущий: А 21-го станут уже известны.

Л.Г.: 21-го, если кто-то заявится, и если все будет благополучно, то 21-го апреля, надеюсь, мы поймем, кто станет победителем. Напоминаю, что учреждение является бюджетным. Оно работает в рамках 94-го закона.

Ведущий: Ну, что ж, это время «Ч». 21-го апреля будем ждать. Ну, а там уже появится какая-то новая информация. Мы говорили с вами о реформе среднего образования старшеклассников, я имею в виду. И вот возникают вопросы качества образования. Не ухудшит ли вот эта вот реформа, что ли, не приведет ли она на более низший качественный уровень образования старшеклассников? И что, вообще, вот сейчас в этот переходный период делается департаментом? И, вообще, как планируется следить и развивать это самое качество?

Л.Г.: Ну, вот я как раз буду опираться на тот опыт, который мы в городе Перми уже имеем. Еще раз напомню, что мы уже пятый год реализуем на старшей ступени обучение по индивидуальным образовательным траекториям. И мы рассуждаем не голословно, а на основании имеющихся результатов. И эти результаты показывают, что образование по индивидуальным траекториям, оно более качественно. Дети получают более высокие результаты, чем те, которые не работают в рамках этой модели. Так что, нет никаких оснований думать о том, что качество станет хуже.

Ведущий: О качестве, конечно, можно говорить и больше, и шире. В том числе, не только о качестве образования учеников, но и о повышении уровня профессионализма сотрудников, самих педагогов. Но я думаю, что более подробно в следующую нашу встречу обсудим. Еще один вопрос хотелось бы поднять. Это благоустройство самих территорий школ. Вот если сегодня школы у нас, как вы сказали до эфира, на 60, по-моему, да, процентов, отремонтированы, сами здания школ, то территории вокруг школ оставляют желать лучшего. Вот как здесь? Вообще, заложены ли в бюджете деньги на обустройство и на благоустройство территорий школ?

Л.Г.: Ну, давайте начнем с того, что у нас по нормативному принципу финансируются все школы и все детские сады. То есть, все деньги, которые приходят в бюджет школы, они приходят из расчета порядка 6 тысяч на одного ученика. И именно этим бюджетом управляет руководитель учреждения. Я беру деньги только на содержание здания, не включая сюда… в 6 тысяч не входит заработная плата. И то, как эффективно руководитель этими деньгами управляет, собственно, мы и имеем сами возможность наблюдать. Сейчас практически все школы, за исключением вот, как звонили сейчас, 114-я, 10-я, 60-я, которые стоят в очереди, так назовем, на капитальный ремонт, все остальные, я считаю, находятся в очень достойном состоянии. И я потому призываю сейчас уже руководителей школ, на августовских совещаниях призывала, посмотреть на благоустройство территорий. В школе уже все хорошо. В самой школе, внутри. Сейчас нужно посмотреть… даже вплоть до того, что разрабатывать ландшафтные дизайны.

Ведущий: Может быть, до этого еще далеко, но хотя бы облагородить территорию.

Л.Г.: Вы знаете, нет. Вот как раз я считаю, что нужно, если идти, так идти очень качественно. У нас уже, я знаю, детские сады и школы, которые заказали проекты и имеют проекты пор благоустройству, именно разработаны дизайнером. Я считаю, что это правильно. Еще, кстати, хочу сказать. В августе только я заявила на конференциях наших августовских, предложила установить в школах вай-фай, зоны беспроводного доступа к Интернет. Вот уже 30 процентов школ, 50 школ у нас в городе Перми, которые имеют свободный доступ в Интернет. Из этих 50-ти пятнадцать школ полностью, полностью по всей школе вай-фай. Вот молодцы директора, ловят тренды. И я считаю, это вот очень хорошо на качество ???????? (неразборчиво).

Ведущий: У нас катастрофически заканчивается время. Но я хочу закончить только советов от Максима Исаева, который пишет, что «мой совет родителям и администрации 17-й гимназии, не кричите, что вы уникальны, а засучите рукава и сотрудничайте с департаментом, чтобы ускорить процесс». Ведь 12-я начала позже, а сейчас ремонт завершает. Я думаю, в плане образования, думаю, что такое сотрудничество оно необходимо по всем направлениям. Тем более, что, я надеюсь, что департамент открыт. Так?

Л.Г.: Да конечно. И, более того, мы со многими управляющими советами очень конструктивно и эффективно работаем. Не только с 12-й. Они молодцы, но и с другими учреждениями.

Ведущий: Спасибо вам за участие. И до встречи.


Обсуждение
1445
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.