Верхний баннер
21:31 | СУББОТА | 18 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной прямой эфир

11.04.2011 | 12:56
Как бороться с незаконными тестами в школах?

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Мы продолжаем прямой эфир на 91,2 FM. Антон Мелехин за звукорежиссерским пультом. Меня зовут Роман Попов. Напротив меня Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. Павел, день добрый.

Павел Миков: Добрый день, Роман.

Ведущий: Вот буквально на днях у нас состоялась прямая телефонная линия, в которой ты принимал участие вместе с Людмилой Гаджиевой - начальник департамента образования города Перми. Незадолго до этого у нас состоялся день открытых дверей в самых различных школах. Соответственно, на прямую линию, я так понимаю, звонили родители. И, либо выражали одобрение каким-то школам, либо, в основном, ругали какие-то школы за нарушение закона при приеме детей в первый класс. Так?

П.М.: Ну, большая часть звонков на прямую линию была связана именно с этим – процедуры принятия детей в первый класс в школу, да.

Ведущий: Павел, давай сразу начистоту. У нас ситуация с поступлением ребенка в первый класс на данный момент выглядит, как медаль, у которой две стороны. Лицевая сторона – это закон, исходя из которого, в школы обязаны принять всех желающих в порядке очереди. Приоритет отдается тем, кто ближе живет. Так? Вторая сторона – это традиции, устав, обычаи, регламент самого учебного заведения, некоторые из которых выработали свои собственные условия поступления детей в первый класс, вариант – в пятый класс, вариант – в десятый класс, и так далее. Причем, вторая сторона медали преподавательскому сообществу кажется более честной. Ну, вот так вот, начистоту, да? Потому как каждое учебное заведение, особенно, которое обличено статусом некоего специализированного, считает вправе отбирать детей, и брать к себе лучших детей. Понятно, что сторона медали, которая вот, вроде как, вот законная, она для родителей более такая, приятная, что ли, более понятная. И самое главное, на нее же можно опираться. Закон - это, действительно, серьезная штука. Но что мы можем сделать вот с этой стороной медали? Вот что мы можем сделать с этим законом?

П.М.: На самом деле, закон «Об образовании», действительно, гарантирует общедоступность получения начального общего образования. Поэтому говорить о каких-либо ограничениях, принимать специальные либо подзаконные акты, например, постановления, или вносить изменения в уставы, которые были бы направлены на ограничение общедоступности, сегодня невозможно. Но абсолютно соглашусь с тобой, что сложилась другая за эти годы правоприменительная уже, по сути дела, практика, когда, действительно, вот, так называемые, школы-бренды или статусные, как еще иногда называют школы, вводят различные системы отбора детей, фактически нарушая общедоступность образования. И, фактически, нарушая право родителей, поскольку, опять же, в соответствии с законом «Об образовании», любой родитель несовершеннолетнего ребенка может выбрать любое образовательное учреждение на территории того муниципалитета, где он живет, для того, чтобы ребенок имел возможность в нем обучаться. И сегодня законодательство фактически содержит одно-единственное ограничение, по которому возможно отказать в приеме ребенка в школу. Это уже сформированные, зачисленные приказом дети в классы, и если в этом классе уже 25 детей. Более, если вы, условно говоря, приведете ребенка уже 26-м, то вам на законных основаниях администрация школы откажет в приеме.

Ведущий: Паша, вот на этом хочу остановиться. А если, допустим, родители приводят ребенка, который живет в зоне доступности этой школы, вот вокруг нее, а им говорят – а, извините, у нас 25 человек в классе, они говорят – так мы живем в доме напротив, они имеют право потребовать проверить список поступивших на предмет того, а все ли вот из близлежащих домов в этом списке есть?

П.М.: Несомненно. То есть, кроме того, что есть право выбора любого учреждения на территории муниципалитета, где ребенок проживает, естественно, есть еще, скажем так, вещи, вот связанные с приоритетностью некоторой. И понятно, что, если у ребенка школа находится в шаговой доступности, то в этом смысле приоритет в любом случае должен быть отдан при зачислении и наборе в школу именно тем детям, которые фактически живут вот в этой шаговой доступности на территории, которую обслуживает данная школа. Но жесткой привязки именно места жительства к конкретной школе, на самом деле, также законодательство не содержит. То, что в настоящее время есть условное прикрепление детей к той или иной школе по месту жительства, это всего-навсего административно-управленческий механизм учета и выявления детей, нуждающихся в получении образования на конкретной территории.

Ведущий: Я все понял. То есть, вы не обязаны отдавать ребенка в школу по месту жительства, но школа обязана вас принять, если вы по месту жительства.

П.М.: Совершенно верно.

Ведущий: Все. Понятно. Теперь, если не против, небольшую голосовалку я бы хотел запустить. Итак, ребята, мы начинали с того, что обрисовывали ситуацию, сложившуюся с поступлением в школу на данный момент. Ситуация с одной стороны – есть закон, согласно которому каждый имеет право пойти вот в школу по месту жительства, ему не имеют право отказать, и не надо уже пенять на элитарность или статусность этой школы. Первый момент. Второй момент – есть сложившаяся практика, согласно которой статусные или элитарные школы набирают детей по результатам «воскрески», по результатам тестов, по результатам денежных взносов, как угодно. Друзья, скажите, пожалуйста, какая из этих ситуаций вам кажется вот в текущем времени, в нашей реальности более логичной? То есть, фактически, на чьей вы стороне? Если вы на стороне закона и считаете, что он, именно он должен неукоснительно соблюдаться каждый раз, всегда, в любом случае, невзирая на статусность, элитарность, на все остальное, если вы на стороне закона, ваш номер 261-88-67. Если вы на стороне сложившейся практики и считаете, что школа, вообще-то, имеет право отбирать детей, если эта школа статусная, если она элитарная, и это право у нее отбирать нельзя, если так, то ваш номер 261-64-00. Мы запустили голосование. Пока продолжаем разговор с Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае Павлом Миковым. То есть, если я правильно понимаю, у нас есть претензии, в основном, тех родителей, чьи дети не поступили.

П.М.: Ну, на самом деле, да. Итоги горячей линии показали, что в основном звонили родители первоклассников будущих, которые под разными предлогами, там, административными, их заявления не принимали в лицеи, гимназии, в школы с углубленным изучением тех или иных предметов. То есть, проблем просто, скажем так, с массовой общеобразовательной школой, которая не имеет какого-либо такого вот громкого статуса, по этому вопросу абсолютно нет.

Ведущий: Паша, а у нас есть такие школы, которые не имеют особого статуса? У нас, по-моему, в какое учебное заведение ни кинь, обязательно хоть какая-нибудь да специализация найдется.

П.М.: Нет, естественно, что внутри любой школы на сегодняшний день идет и профилизация, и есть, так или иначе, классы с углубленным изучением различных предметов. Но все равно люди, родители, прежде всего, ориентируются на некий, скажем так, имидж, сложившийся у образовательного учреждения, например, у нас в городе, в Перми. И, если есть возможность, условно говоря, попасть в гимназию или пойти в общеобразовательную школу по месту жительства, то любой родитель в первую очередь будет думать о том, как же все-таки его ребенку попасть в гимназию. Хотя, на мой взгляд, в начальной школе не столько важно сам статус школы, в которой будет обучаться ребенок. В начальной школе большую роль играет тот учитель, который будет ребенка учить первые четыре года. И в этом отношении я все-таки родителям всегда советую, особенно в начальной школе, ориентироваться не на учреждения, а на конкретного учителя. Потому что после окончания и получения начального образования родитель имеет право поменять образовательное учреждение, выбрать другую школу, и увезти своего ребенка получать образование в другом учреждении.

Ведущий: Паша, ну это лукавство уже слышал очень много раз. Ведь мы же все прекрасно понимаем, что, поступая ребенка в первый класс, мы фактически рисуем его линию жизни вплоть до будущего места работы. Ведь мы же прекрасно понимаем, Паша, что когда ребенок идет в первый класс гимназии, это значит, что его не имеют право отчислить из этой гимназии, и он пойдет в пятый класс гимназии. Это значит, что он закончит девятый класс гимназии. Это значит, что мы приложим все усилия к тому, чтобы он закончил и 11-й класс гимназии. А это значит, что у него есть прекрасная возможность поступить в тот самый вуз, который мы ему уже нарисовали. А в конечном итоге получать именно столько денег на той работе, которую мы ему придумали в тот момент, когда он поступал в первый класс гимназии. О чем ты говоришь? Я не знаю массовости случаев перевода детей в пятый класс гимназии после первого класса той самой школы по месту жительства.

П.М.: Ну, опять же, это связано, на мой взгляд, с ригидностью поведения наших сограждан, наших земляков. Мобильность важна ведь не только в географическом плане, но еще и психологическая мобильность. И в этом отношении, если человек, действительно, вот так предначертано, для своего ребенка определяет сразу же раз и навсегда единственно верный путь, то, на мой взгляд, это не есть всегда хорошо, как минимум, да. Все-таки нужно учитывать еще и мнение ребенка, учитывать его желания, учитывать его возможности учиться или не учиться по углубленной программе, с более повышенными нагрузками психо-эмоциональными, интеллектуальными и так далее. И можно привести сколь угодно много примеров как раз неуспешных детей, которые даже с 1-го по 11-й класс получили образование в той или иной гимназии. Это родителям все равно нужно, прежде всего, при выборе учреждения ориентироваться, еще раз повторю, не столько на само учреждение, его бренд, его статус, а думать о том… тех интересах своего ребенка, которые необходимо обеспечивать.

Ведущий: Вот смотри, Паша, давай вот к еще одной истории мы вернемся. Вот общепринятая точка зрения чиновников от образования, оказывается, ты к ней присоединился. Поступайте в первый класс к тому учителю, который будет вашего ребенка учить первые четыре года, не задумывайтесь о школе. Потом переведете, дескать. Ну, мы же прекрасно понимаем, что перевести ребенка невозможно. Не потому, что мы такие немобильные, не потому, что дети такие неактивные, а потому что невозможно. Потому что, ну, если мы в первый класс-то в гимназию поступить не смогли, то попробуйте-ка сейчас перевести в пятый к уже заполненным классам. В каждом из которых не 25 человек, а 27, 28, а в некоторых 32. И, вроде, по этому поводу постоянно выносятся какие-то предписания, но в целом ситуация особенно не меняется. Невозможно перевести ребенка в середине учебного цикла в пятом ли… может быть, к десятому классу в некоторые школы. И то вряд ли. И, соответственно, поступление в первый класс, еще раз говорю, автоматически обозначает наличие ребенка в этой школе, потому как точно по тому же самому закону выгнать ребенка из школы, из гимназии или из лицея, невозможно. Ну, он должен быть настолько нарушителем порядка, спокойствия, дисциплины, он должен быть настолько тупым, чтобы его из школы исключили официально. По делу невозможно.

П.М.: Ну, то, что касается порядка исключения, то здесь, действительно, это отдельная тема. Но законом также предписаны определенные правила и процедуры исключения ребенка из школы. Во-первых, он должен достигнуть 15-летнего возраста, как минимум, и, во-вторых, должно быть веское основание. Это либо грубое, неоднократное нарушение устава школы, либо совершение правонарушения, совершение противоправного проступка. При этом при исключении детей из школы обязательно требуется согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. То есть, в данном случае, действительно, закон стоит сегодня на стороне интересов ребенка, и созданы сложные механизмы, чтобы школа как можно меньше избавлялась от неугодных детей.

Ведущий: Абсолютно верно. Вот ты лишний раз пояснил.

П.М.: А для того, чтобы перейти в другую школу на любом этапе обучения, более, скажем так, как родители считают, повышенного статуса, да, возможности, они на самом деле есть.

Ведущий: Какие?

П.М.: Ну, точно так же, как сегодня грамотные, умные директора школ борются за новые кадры, за продвинутых, творческих, интересных учителей. И фактически, школы – ведь это, прежде всего, не здание, а это некий дух и команда тех педагогов, которые работают. И фактически поиск поштучно, условно говоря, и подбор этой команды происходит, ну, в школах там, где, действительно, реально задумываются о своем статусе, рейтинге, и о том, чтобы создать уникальную образовательную среду и атмосферу, точно также сегодня многие директора школ борются и ищут продвинутых учеников. И в этом отношении шансы, скажем так, перейти в любую школу на любом этапе обучения у ребенка, который себя проявил в каком-либо деле, ярко проявил свой талант, свои способности, склонности, например, к математике, или к истории, или к любому другому предмету, и у него, действительно, очень хорошее и резюме, условно говоря, и портфолио, вот сейчас дети все с первого класса буквально ведут, то шансы его перейти, условно говоря, из 82-й в 146-ю школу гораздо выше будут, если он действительно и реально в этом преуспел. И грамотный директор, умный, он так же, еще раз повторю, как и по педагогам, также и по детям сегодня вот этих звездочек, таланты разыскивает и привлекает в свою школу.

Ведущий: То есть, вот сейчас Павел Миков нам подтвердил. 146-я школа, кстати, не совсем корректно в данном случае. Давай возьмем любую другую. Давай возьмем 9-ю. Или, допустим, 4-ю гимназию. Или гимназию № 2. Любую элитную школу. Только не 146-ю, потому что там немножко другой принцип. Там с другого класса, там другой набор и так далее. У них есть такая возможность, слава богу. Так вот, значит, если вы не поступили ребенка в первый класс элитной школы, статусной школы, это значит, что ваша задача теперь усложняется. То есть, теперь вы должны готовить ребенка как спортсмена… Ничего смешного. Вы должны готовить ребенка, как спортсмена к выступлениям на районном, городском, краевом уровнях. Вы должны сделать так, чтобы этот ребенок попал на глаза, слово в кавычках, «селекционера» из этой статусной, элитной школы. Вы должны этого «селекционера» заинтересовать, и фактически сделать так, чтобы он сам захотел вашего ребенка взять. То есть, если хорошо играете в футбол на уровне района, города, коллектива физкультуры, есть шанс, что вас когда-нибудь пригласят в команду второй лиги, а потом первой и премьер-лиги. То есть, не поступив ребенка в первый класс элитной школы изначально, вы вынуждены потом будете доказывать всеми своими силами необходимость наличия вот именно в этой школе вот именно вашего ребенка. То есть, получается именно такая история. А к чему тогда разговоры, Паша, про то, что идите в первый класс на хорошего учителя, классного руководителя и так далее?

П.М.: Ну, я бы не стал столь утрированно все-таки к ситуации подходить, поскольку в любом случае родители, где бы их ребенок ни учился, в гимназии, лицее или в общеобразовательной школе без дополнительного статуса, если родитель заинтересован в успехах своего ребенка, в его продвижении, в его развитии, прежде всего, он, неважно, какую цель там поставит - перейти из общеобразовательной школы в гимназию, или добиться, чтоб ребенок стал к концу обучения, условно говоря, победителем олимпиады по тому или иному предмету краевого или всероссийского уровня, или участником международных каких-то соревнований, такой родитель в любом случае будет своего ребенка развивать и продвигать на разного рода конкурсах, олимпиадах предметных соревнованиях и так далее.

Ведущий: Я останавливаю голосование. Знаешь, у нас по ходу вот первой получасовки, столбики голосования, они прыгали. Первый вырывался, второй вперед, первый, второй. И, в конечном итоге я получаю результат - 44 процента позвонивших и принявших участие в голосовании, 44 процента сказали, что – нет, ребята, давайте все по закону для статусных и элитных, 56 процентов позвонивших сказали – нет, ребята, давайте все-таки оставлять для них, для статусных и элитных право выбора и право отбора. 44 на 56. Фактически, 50 на 50. Что называется, как в Интернете пишут - тема не раскрыта. Ну, вот так вот – тема не раскрыта. Что хочет аудитория – непонятно. Тот же самый вопрос сейчас остается для всех для вас на телефон 261-88-67. Во-первых, у вас есть возможность позвонить по телефону прямого эфира 261-88-67 и задать какой-либо вопрос Павлу Микову. Он постарается ответить, прокомментировать. Понятно, что говорим мы сейчас все-таки о школах и о поступлении в первый класс преимущественно. Во-вторых, я все-таки хотел бы услышать ваше мнение насчет статусных и элитных. Оставить им право… вернее, так. Закрыть ли глаза на то, что ни взяли себе право отбирать учеников по своему усмотрению? Или все-таки настаивать на непременном соблюдении закона? Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Андрей. Я вот все-таки за то, чтобы оставить за ними право выбора.

Ведущий: Андрей, секунду. Давайте рассказывайте немножко о себе. Вы родитель?

Слушатель: Да.

Ведущий: У вас дети учатся в одной из статусных школ?

Слушатель: Ну, в одной из гимназий.

Ведущий: Вы вот так вот считаете, что это право нужно им оставить, на протяжении всей своей жизни, условно говоря? Или вы так начали считать после того, как умудрились туда детей пропихнуть?

Слушатель: Ну, я и до этого, собственно говоря, считал… Я согласен, что… вот, ну, как… процесс пропихивания, или другими словами, устройства ребенка, то есть, он непростой и достаточно нервный.

П.М.: Еще, плюс, коррупциогенный, согласитесь.

Слушатель: Ну, наверно.

П.М.: Сколько денег вы заплатили, если не секрет?

Слушатель: Нисколько.

П.М.: Ага. И все в вашем классе дети учатся, которые нисколько никому никто не заплатил? Вы все поступили честно.

Слушатель: На самом деле, вот я удивляюсь, но ситуация такая, что вот… как сказать. Ребенок учится в первом классе. До этого я слышал, что существуют какие-то поборы, и так далее, и так далее. Но что в детском саду, что в школе я с этим, ну, к счастью, не сталкивался. Мы собираем на питание, мы собираем на детские подарки к праздникам.

Ведущий: Ну, это понятно. Это, как бы, сборы родительского комитета, я так понимаю.

Слушатель: Да, да. Ничего какого-то такого, сверх я не чувствую. Причем, как бы, все вот эти вот вещи, они в рамках разумного.

Ведущий: А теперь самое время назвать ваше чудо учебное заведение.

Слушатель: Гимназия № 1.

Ведущий: Гимназия № 1. Поборов нет, родители довольны, дети поступали сами. Спасибо большое.

Слушатель: А мнение свое, можно, я выскажу? Может быть, оно будет несколько кощунственно, но, так или иначе, каждый родитель хочет, чтобы ребенок учился благополучно, то есть, в плане знаний, в плане безопасности. Если окружающие дети, они попали в эту школу именно какой-то инициативы своих родителей, то есть, родители, они… им интересно развивать своего ребенка, то есть, получается, что и рядом находящиеся дети, они тоже априори благополучны.

Ведущий: То есть, дети из приличных семей. Это обычно так называлось.

Слушатель Приличные, не приличные, это как немножко так вот звучит не очень хорошо.

Ведущий: Ну, а почему?

Слушатель: Ну, дети благополучные, да.

Ведущий: Благополучные дети, хорошие родители, да? Да.

Слушатель: Элемент безопасности, он в какой-то степени даже превалирует над уровнем образования в нашей жизни.

Ведущий: Понятно. Спасибо вам большое. Вот давай, Паша, к тебе сразу по поводу этого звонка первый вопрос. На первую гимназию жаловались? Помнишь?

П.М.: Были жалобы.

Ведущий: На первую гимназию?

П.М.: Да. Вообще, история этого учреждения удивительна. Вообще-то, если мы вспомним, то в начале 90-х годов гимназия № 1 создавалась, как пермская областная гимназия для обучения одаренных детей. И первоначально там было даже ведь общежитие. И со всего края талантливых детей, которые не имели возможности получить более высокий уровень образования у себя в малых городах, поселках, деревнях, была возможность, и некоторое время вот в таком режиме гимназия функционировала. Но затем перешли все-таки на муниципальный уровень они, и стал только быть только городской набор. А жалобы на первую гимназию были в позапрошлом, и в прошлом году, связанные, во-первых, как с поборами, хотя нам Андрей сказал, что там их нет, так и с унижением человеческого достоинства учащихся.

Ведущий: Понятно. Спасибо. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алло. Меня зовут Игорь.

Ведущий: Игорь, ну, что, для начала общий вопрос. Вы по какому телефону звонили – по первому или по второму? Для вас принципиальнее закон или сложившиеся правила?

Слушатель: Ну, я считаю все-таки, что в школах с углубленным знанием, исследованием, обучением того или иному предмету, наверно, должен быть какой-то отбор.

Ведущий: С первого класса?

Слушатель: Да.

Ведущий: Но ведь с первого класса невозможно углубленное изучение предмета? Вам ли не знать. Вы же родитель.

Слушатель: Ну, на этой стадии в воскресных школах, когда дети подготавливаются, уже понятно учителям, какой уровень первоклассников к ним приходит. Ну, по крайней мере, в моей практике было так.

П.М.: Сам посыл, конечно, на мой взгляд, не очень правильный. Вот получается, что мы в сегодняшнем даже нашем разговоре допускаем, что есть школы, в которых будет детям давать некачественное образование. Хотя тот же самый, например, иностранный язык, вы знаете, по новым стандартам сегодня вводится во всех школах обязательным предметом уже со второго класса. Информатика то же самое. И в этом отношении, наверное, может быть, акценты надо смещать и требовать другого качества образования в любой вообще школе. Вне зависимости от того, есть у нее статус гимназии, лицея, или нет.

Ведущий: Паша, ну, здесь история очень простая. Надо – требуйте. Ты требуй, пусть Людмила Гаджиева требует. Все. Вот вы требуйте, занимайтесь.

П.М.: На самом деле нет. Это, прежде всего, родители...

Ведущий: Нет.

П.М.: Родители должны этого добиваться.

Ведущий: Родители ничего не должны. Родители должны пристроить ребенка туда, где ребенку будет лучше, а родителям будет легче, где у ребенка будет хорошее образование, и, соответственно, прогнозируемое будущее. Добиваться улучшения качества работы школы это не есть задача родителя.

П.М.: Не соглашусь.

Ведущий: Задача родителя – добиваться того, чтобы у ребенка все было хо-ро-шо.

П.М.: Не соглашусь.

Ведущий: Ну, как нет.

П.М.: На самом деле участие родителей в управлении школы на сегодня не должно и не может заключаться исключительно в том, что родитель, как дополнительный кошелек, или банк, условно говоря, который школе чем-то вот финансово исключительно помогает. Участие родителей в школе еще и заключается и в определении параметров развития, об определении контроля за качеством образования. И в этом отношении как раз родители чаще всего ногами своими собственными и голосуют, приводя ребенка в ту или иную школу. Или, наоборот, уводя его из той или иной школы.

Ведущий: Проголосовали ногами, пропихнули и все. Все, успокоились. Я с точки зрения банального родителя рассуждаю. В конце концов, почему я должен уходить в школу по месту жительства, а потом добиваться улучшения качества работы преподавательского состава там? Мне гораздо проще попробовать заплатить кому-нибудь взятку и попасть в элитный лицей или гимназию. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алло. Здравствуйте.

П.М.: Добрый день.

Слушатель: Меня зовут Дмитрий. Дети только пойдут в школу. Я вот на стороне закона. Очень интересно, а кто будет определять у первоклассника, да, соответствует он требованиям, не соответствует? Какая-то комиссия. И больше для очередной коррупции, мне кажется. П.,М: Совершенно верно.

Слушатель: Этот соответствует, этот не соответствует. Были раньше требования для первого класса. Ребенок должен считать, сложить два плюс два, и так далее. А остальное все должна уже дать школа ребенку, и уже, так сказать, преподаватель должен открыть те или иные таланты в данном ребенке. А что у нас сейчас получается? Почва для коррупции ????????(неразборчиво)

Ведущий: Дмитрий, скажите, пожалуйста, вот у вас ребенку сколько лет?

Слушатель: Пять.

Ведущий: Пять. Соответственно, следующий год для вас будет весьма и весьма нервным. Отдаете себе, да, в этом отчет?

Слушатель: Да, да.

Ведущий: Вы уже придумали, в какое учебное заведение попробуете попасть?

Слушатель: Пока нет. Но дело-то в том, что сейчас на примере своих друзей, чтобы попасть в хорошую школу, нужно обязательно отдать ребенка в воскресную, да, чтобы дали какую-то базу ему. Иначе, опять же, этот отбор его не пропускает.

Ведущий: У вас по месту жительства есть хорошая школа, как вы сказали?

Слушатель: Я даже не знаю, насколько она хорошая. Я вот их не делю, конечно. Хотел в какую-то гимназию отдать. Но пока еще, честно говоря, этим вопросом не занимался.

Ведущий: Скажите, а как коррелирует ваше желание отдать ребенка в какую-нибудь гимназию, как вы выразились, с вашей репликой о том, что вы все-таки на стороне закона? Ведь на стороне закона вы в гимназию не попадете. Вы живете не рядом с ней.

Слушатель: Ну, согласен. Здесь-то, может быть, и… я почему на стороне закона, потому что и для гимназии, и для школы, мне кажется, должны быть одинаковые правила. Вот и все.

Ведущий: Одинаковые правила, они у нас на данный момент по закону заключаются только в том, что кто ближе живет, тот в школу и попадает.

Слушатель: Ну, такие правила, значит.

Ведущий: То есть, и вы, в принципе, останетесь на стороне закона и через год, и, соответственно, пойдете в первый класс по месту жительства?

Слушатель: Да.

Ведущий: Понятно. Спасибо. Редкостное упорство, такое да. Упертость во мнении. Похвально. Но что-то мне подсказывает, что прослеживается в этом какое-то лукавство.

П.М.: Наш радиослушатель очень интересную тему задел. И здесь тоже хотелось бы землякам сказать о том, что все вступительные испытания, которые устраиваются в этих гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением, они незаконны. Это может быть родителям предложено в качество дополнительной платной образовательной услуги. И то, если на эту деятельность у школы есть лицензия. И, по сути дела, смысл только один - это определить уровень развития ребенка и подсказать родителям, над чем еще необходимо работать. А собеседование с ребенком, его, скажем так, психолого-педагогическое тестирование возможно только лишь после зачисления ребенка в первый класс, когда выйдет приказ. И это собеседование производится или тестирование для того, чтобы определить оптимальную учебную программу, по которой ребенок будет обучаться в школе, и его образовательный маршрут, условно говоря.

Ведущий: А теперь будущие родители будущих первоклассников, выслушав только что Павла Микова, вспомните, что вам говорили, когда вы платили деньги или планировали платить деньги за поступление ребенка в «воскреску». Вам же практически каждому второму говорили одно и то же, правда, ведь? По итогам «воскрески» ваш ребенок будет или не будет зачислен в школу.

П.М.: Ну, на самом деле, с точки зрения закона в данном случае это не более, чем мошенничество и манипулирование…

Ведущий: У нас чуть больше половины аудитории сказали, что именно это, именно это является нормальным приемлемым вариантом. Чуть больше половины аудитории.

П.М.: Ну, это, опять же, показатель, еще раз, того, что мы готовы поступиться законом, готовы поступиться правилами, которые установлены, и это вот уровень нашей правовой культуры и уровень отношения к закону.

Ведущий: Паша, вот смотри, вот тут нам по ICQ. Приводят учебное заведение и говорят: «Требование - два года воскресной школы перед поступлением. Детей без этой школы вообще не рассматривают. Об этом лично сказали в администрации учебного заведения». Пишет Наталья. Вот какой мы совет дадим Наталье? У Натальи ребенок, которого, насколько я понимаю, нужно поступать в школу буквально в следующем году. Ну, или может быть, через год. Вот какой мы совет дадим Наталье? Вот она приходит в школу, в которую хочет, чтобы учился ее ребенок, а там говорят - знаете, без двух лет «воскрески» мы вообще детей не рассматриваем.

П.М.: Ну, на самом деле получать дополнительные услуги, посещать, так называемые, воскресные школы, наверно, это неплохо, поскольку, действительно, ребенок приучается к тому, что у него новый детский коллектив, он приучается к другой, совершенно новой, в отличие от детского сада или дома, среде. И он просто привыкает к иному ритму жизни. Новому для себя ритму жизни. Но при этом родители должны помнить, что все заверения администрации о том, что только по результатам обучения в их воскресной школе, или по результатам тестирования, прошедшего именно в их гимназии, ребенок будет зачислен, эти уверения, как минимум, незаконны, как максимум, они вводят родителей реально в заблуждение, и приводят к тому, что родители вынуждены платить деньги, водить этого ребенка в воскресную школу и так далее. Но право выбора есть всегда.

Ведущий: Совет-то Наталье мы какой дадим? Давай с точки зрения чиновника – Уполномоченный по правам ребенка, и с точки зрения человека - Павел Миков.

П.М.: Еще раз говорю, выбрать и посещать любую воскресную школу родители могут. Вы можете водить ребенка не только обязательно в эту школу, но еще и в другую.

Ведущий: Я понял. Наталья, вам Павел Миков дает совет - не рыпайтесь, идите в воскресную школу. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Николай. Я бы хотел напомнить, что целый Советский Союз развалился из-за несовершенства системы распределения материальных благ, основанной на неэкономических принципах. Поэтому борьбу за всеобщее качество образования детей я считаю просто безнадежной. Своих детей я устроил в спецшколы, которые хотел, с усилиями. И считаю, что каждый должен поступить также со своими детьми.

Ведущий: Понятно, Николай. Вот это абсолютно честный подход. Спасибо вам большое.

П.М.: Ну, на самом деле, давайте посмотрим. Тема актуальна фактически только для города Перми. У нас в основном все дети, которые живут в территориях края, вообще не имеют возможностей выбора какого-либо другого типа учреждения. Они ходят ровно в ту школу…

Ведущий: Которая есть в их селе.

П.М.: …которая есть в их селе, в их маленьком городе и так далее.

Ведущий: Абсолютно верно. Причем, еще и бьются за сохранение этой школы в этом селе.

П.М.: Совершенно верно. И в этом смысле, даже если мы возьмем, например, доступность гимназического образования для детей в сельской местности в Пермском крае, то мы должны отметить, что у нас просто ужасающая картина. Одна-единственная гимназия в сельской местности. Это гимназия города Барды в Бардымском районе. Больше ни одной гимназии и лицея в сельской местности в крае нет. Так о чем мы говорим? То есть, тема интересна, естественно, только фактически для города Перми. И дефицит таких вот школ – гимназий, лицеев, с углубленным изучением предметов, и приводит фактически к этому вздуванию спроса на эти школы. И если бы у нас была еще дополнительная альтернатива в городе, например, в виде негосударственных школ, которые бы предлагали такое же высокое качество, там, или такие же услуги, на таком же уровне, как вот в муниципальных школах с углубленным изучением языка, в гимназиях или лицеях, было бы, наверно… проблема была бы менее остра.

Ведущий: Тут еще есть одна интересная штука. Если мы посмотрим на результаты единых государственных экзаменов, то мы увидим, что у нас в Пермском крае, в общем-то, стобалльников ЕГЭ как-то чрезвычайно много. Вот если взять количество жалоб на несовершенство образования в регионе, и количество высоких результатов по ЕГЭ, то это несоотносимые какие-то моменты получаются. Хотите сдать ЕГЭ – езжайте в Пермский край, вот туда, подальше. Чем дальше, тем выше балл. Ну, а если хотите стопроцентный… стобалльников, ну есть для этого регионы подальше Пермского края, но, тем не менее. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Я мама троих детей. И у меня вот как раз сейчас ситуация со старшим ребенком. Заканчиваем четвертый класс. И мы шли, как вы говорите, на учителя. И очень этим довольны. Но вот сейчас стоит выбор. У нас склонность к математике. И нам сказали, что места в хорошие школы, 17-ю, 9-ю, очень ограничены.

Ведущий: Ну, еще бы. Если в первый класс они уже набрали там больше 25 человек.

Слушатель: Нет, в пятый класс сейчас мы пойдем.

Ведущий: Так я понимаю. Там вы посмотрите же, сколько у них народу учится в каждом из классов, которые будут переводиться в пятый в следующем году.

Слушатель: Мне сказали, что место всего пять.

Ведущий: Даже так. Там еще есть места? Удивительно. Вам повезло.

Слушатель: А средний ребенок у меня ходит в 7-ю в «воскреску». Ему пять с половиной.

П.М.: Понятно. Если вы хотите действительно перевести ребенка в 5-й класс, то я бы вам порекомендовал сейчас просто подойти в администрацию той школы, куда вы желаете его перевести, узнать наличие свободных мест, и если таковые имеются, прямо сегодня же писать заявление и регистрировать его у секретаря. Следовательно, это единственная гарантия, что вашего ребенка зачислят уже сегодня в эту школу.

Ведущий: Это гарантия лишь того, что когда вывесят списки поступивших, окажется, что ваше заявление было 25-м…

П.М.: Если оно будет зарегистрировано под номером 1, и именно сегодня эта мама подойдет, то, я думаю, что 25-м он точно не окажется.

Ведущий: Славно. Павел Миков, Уполномоченный по правам ребенка был у нас в гостях. Огромное тебе спасибо. Приходи еще.

П.М.: Всего доброго.


Обсуждение
1194
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.