Верхний баннер
14:38 | ПЯТНИЦА | 10 МАЯ 2024

$ 91.82 € 98.95

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Бизнес-ланч

23.03.2014 | 22:00
"Я инвестирую в команду, в их желание стать лучше. И конечно, если я вложусь в постройку самолета, а в итоге постоят вертолет, это не важно", - Пекка Вильякайнен

- 18 марта в рамках стартап-тура в Перми высадился десант экспертов из Сколково. Вообще роуд-шоу российских институтов развития Russian Startup Tour - 2014 начался 20 января и завертится 24 апреля, охватив 27 российских регионов. Его организатором выступил фонд Сколково и партнеры. Во встречах с авторитетными экспертами в  технологическом предпринимательстве и венчурном инвестировании примут участие более 8 тысяч ученых и авторов инновационных проектов. Лучшие из проектов, отмеченные экспертами Russian Startup Tour, будут приглашены для участия в акселерационных и конкурсных программах. Минуя отборочные этапы. Награждены специальными призами от организаторов и партнеров роуд-шоу, будут рекомендованы для встречи с бизнес-ангелами и венчурными фондами. В рамках этого тура Пермь посетил советник президента фонда Сколково Пекка Вильякайнен. Поскольку широкому кругу слушателей господин Вильякайнен не слишком хорошо знаком, представляем вам визитную карточку нашего гостя, а затем и разговор, который состоялся в единственный день, в который эксперты Сколково работали в Перми.

 

Пекка Вильякайнен окончил технологический университет в Финляндии. Начал карьеру в качестве предпринимателя и в 1986 основал свою IT-компанию. В 1998 году продал бизнес мало кому известной тогда компании Tieto с условием стать топ-менеджером покупателя. В последствии компанию Tieto харизматичный финн превратил в европейского лидера телекоммуникационных и IT-разработок с филиалами в 26 странах мира. Господин Вильякайнен настолько преуспел в достижениях результатов, что получил от руководителя Microsoft Стива Балмера прозвище «Бульдозер». Благодаря техническому образованию и страсти к предпринимательству в Tieto Пека был одним из ведущих архитекторов построения более эффективного информационного общества. Активно участвовать в продвижении и подготовке digital революции услуг. Так же сыграл стратегическую роль в развитие сферы digital услуг на рынках Европы, России и Китая. Господин Вильякайнен руководил коллективом из более чем 8 тысяч человек, в 24 странах мира. Зимой 2011 году господин Вильякайнен посвятил себя проекту объединяющего в глобальную сеть руководителей крупнейших компаний. Советник фонда Сколково с декабря 2011 года. Имеет более чем 20 летний опыт работы в качестве посла между крупными руководителями бизнеса и технологическими командами.

 

Интервью с записи

 

Добрый день, господин Вильякайнен, я узнала, что ваша компания создала первой в мире веб-браузер для интернет-банкинга. Что позволило банкам Финляндии сократить практически более 40% персонала, менеджеров фронт-офисов, что позволило среднему финну заходить в банк не чаще, чем 1 раз в 7 лет. Это правда? Это был ваш стартап? И насколько тяжело было пройти от пути создания вашего стартапа, до его воплощения в жизнь.

 

- Прежде всего, хочу сказать, что, как и во всех бизнесах, в стартапах, это была не моя собственная идея. Если вы посмотрите на крупнейшие компании в мире, Apple, Microsoft, это не то, что принесло им наибольший успех. Но на самом деле, после тех 8 сложных лет работы предпринимателем, меня спросили, как сократить расходы в банковском секторе. Возможно, просили основываться на моих знаниях, а возможно это была удача. В 1994 – 1995 годах моя компания создала первый электронный интернет-банкинг. И так же стоит сказать, что это было большим началом для цифрового сообщества. Мы накопили знания для других. И это было такое захватывающее время. Я так же хочу обратить внимание на еще одну вещь, часто русские спрашивают, как создать действительно успешную компанию. На самом деле нет каких-то правил, что вы идете от пункта А в пункт Б, учитесь в какой-то школе. Это результат действительно сложной работы. Поэтому сегодня и вообще во время проведения стартап-тура, я хочу обратить внимание на важность быть любопытным и постоянно учиться.

 

- В одном из своих интервью вы говорили о том, что для инноваций необходимо давление обстоятельств, например, 1999 год, в Финляндии, когда практически все банки находились под угрозой закрытия. И про этот же год вы говорите, что это были необходимые условия для создания, внедрения успешных инноваций в жизнь. На ваш взгляд, в России сейчас такое же успешное время с учетом некоего давления.

 

- На самом деле, это не только финский такой случай, это здоровая природа людей лениться. Я об этом уже говорил 5 лет назад в Санкт-Петербурге не экономическом форуме. Чтобы действительно подтолкнуть инновации, развитие экономики, развитие компаний, цена на нефть должна упасть до 25 долларов. И затем все будут в этом заинтересованы. В Финляндии было то же самое в банковском секторе, много людей потеряли работу, было совершенно необходимо повысить производительность. Поэтому в 2008 году, когда пришел следующий банковский кризис, финские банки остались в очень хорошей форме, несмотря на все кризисы, это очень хороший пример для России, и вообще для любых стран, когда работа над производительностью, в сторону производительности, действительно помогает развитию бизнеса. И когда мы говорим об инновации и модернизации в пределах этого тура, даже здесь, в Перми, мы говорим о том, чтобы начать все это до того, когда начнётся кризис.

 

- С 2009 года, когда Дмитрий Медведев впервые публично объявил о создании центра Сколково. Если хотите, по примеру Силиконовой долины, прошло 4, 5 года. Вы являетесь советников президента с 2011 года. Что сейчас представляет из себя центр Сколково, не только внешне, но и внутренне. Не только, как там все выстроено, но и какие проекты там сейчас обсуждаются или внедряются.

 

- Прежде всего, я хочу сказать, что когда я пришел в Сколково в 2011 году, это было как стартап. И это естественно, потому что никто в мире не знает, даже люди в Силиконовой долине, нигде в мире нет такой книги, в которой сказано, как начать делать дела. И конечно, было много сложностей, иногда выбирали не тех людей, иногда было много бюрократии, иногда процессы останавливались. Да, было много сложного. За последние 2 года моего там присутствия мы очень много работали над тем, чтобы создать ному версию Сколково. И то же самое, сложно привлечь людей из каких-то удобных, симпатичных офисов в Москве на передовую, в стартапы, чтобы их уговорить работать. То же самое будет происходить в других учреждениях. Конечно, да, здесь работать в Сколково. Задача стоит в том, чтобы посмотреть, наладить работу в других институтах, не только в Сколково. В России очень строгие границы организационные, подразделы, отделения очень строгие структуры. И возможно из-за моего происхождения, из-за того что я финн, я вообще не хочу думать об этих границах. И, возможно, поэтому меня и выбрали сюда. Задача состоит в том, чтобы оценивать стартапы с точки зрения предпринимателя, а не с точки зрения организации.

 

- Чтобы нарисовать картинку для наших радиослушателей. Сколково, внешне, что это? И внутренне, что это сейчас?

 

- Во-первых, 90% людей думают, что Сколково, это всего лишь место, город, как технопарк  рядом с Москвой. Моя тетя, ей 74 года, она живет на Невском проспекте, если я ее сейчас спрошу, она мне скажет вот так. Некоторые люди, котоыре хотят казаться скептическими или умнее, могут сказать, что это учреждение для элиты, для особенных, для избранных. Или способ реализовать какие-то государственные деньги, или для людей, у которых там друзья. К счастью, как я считаю, с точки зрения моего анализа, с точки зрения человека, который работает в этой организации, ситуация полностью отличается. Было необходимо создать российскую версию инновационной экосистемы. И конечно, речь не шла о том, чтобы поддерживать людей в Москве. Речь шла о том, чтобы поддерживать практики из всех российских регионов. Из Казани, из Татарстана, из Новосибирска, самые лучшие практики из всех регионов. Это правда, что Сколково не идеальное учреждение. Но это учреждение, которое будет поддерживать российских предпринимателей. Есть много способов поддержки. Можно поддерживать с точки зрения рекламы, с точки зрения финансов, с точки зрения образования, и, конечно поддерживать регионы. Делиться нашими знаниями с регионами. За этим мы сюда в Пермь и приехали. И еще такая известная российская тема, это открытость денег, открытость распределения денег. Я хочу сказать, что с самого начала весь процесс был очень открытым, и все было очень строго. И в этом отношении, каждая идея, каждый проект очень равный с точки зрения поддержки. Все сделано профессионально. Например, когда наши эксперты анализируют новый проект, они даже не знают, кто основатель, кто владелец, они не знают, откуда исходят эти идеи.

 

- Вы сами курируете какие-то проекты? У вас есть любимые проекты? Котоыре сейчас живут в Сколково, разрабатываются в Сколково?

 

- Прежде всего, я хочу сказать, что я не делаю никаких отличий между проектами Сколквоскими или каким-то другими проектами. И тоже самое касается национальности, не важно, проект шведский, эстонский или китайский, как инвестору мне это не интересно. Но, конечно, я поддерживаю те проекты, где я могу использовать не только деньги, но так же и знания, которые я получил за последние годы. Я поддерживаю компании, котоыре в компьютерной индустрии. На прошлой неделе мы инвестировали в компанию, которая занимается самолетостроением в России. Мне нравится авиационный вопрос, потому что я сам вожу вертолет. Я так же интересуюсь компаниями, которые занимаются вопросами энергоэффективности, большими проектами. В общем, не зависимо от проекта и идеи, я пришел к мысли, что прежде всего, я хочу  удостовериться и проверить команду. Потому что как вы спросили, когда я начинал компанию, когда мне предлагали какие-то инвестиции, отношения совершенно были иными. Поэтому больше всего я инвестирую в команду, в их желание, в их страсть, в их знания, их желания стать лучше. И конечно, если я вложусь в постройку самолета, а в итоге постоят вертолет или создадут компьютерную игру, это не важно.

 

- Я понимаю, что вы сознательно не называете компании или команды, котоыре вам нравятся, но нам, россиянам, которые живут в этой стране, где создан этот наукоград, хочется знать, кто у нас будет скоро форпост в различных отраслях науки. И даже с этой точки зрения вы не назовете? В конце концов, вы тоже когда-то были не известны. Вам тоже тогда хотелось, чтобы о вас знали. Чтобы это привело, возможно, к каким-то инвестициям в вашу компанию.

 

- В моем случае ситуация другая. Я никогда не принимал никакие внешние инвестиции. Потому что это было невозможно. Изначальные деньги на проекты я зарабатывал рыболовством. Мне удалось создать успешный бизнес. Да, конечно, это заняло 20 лет. Возможно, если бы были деньги извне, мне бы удалось это быстрее.

 

- Я правильно понимаю, что вы занимались ловлей рыбы, создали удачную компанию, из которой инвестировали в IT?

 

- Я купил первый компьютер, я нанял первых людей. Я был достаточно молодым, мне было всего 13 лет. Я купил очень старую машину. Но так как мне было очень мало лет, я не могу водить машину сам, я нанял своего школьного друга, чтобы он водил машину. Вот так, очень простые вещи.

 

- Не секрет, что у нас есть оппоненты проекта, у которых есть претензии к проекту Сколково. Отчасти вы уже ответили на них. Но я бы хотела по пунктам коротко пробежаться. Чтобы вы как один низ идеологов этого проекта дали свои ответы коротко. Первое, этот проект отнимает внимание власти от главных задач. Хорошо заниматься такими образцово-показательными проектами, при этом, занимаясь такими проектами, качество бизнеса в общем в нашей стране не улучшается. Что скажете.

 

- Прежде всего, я хотел бы разделить две вещи. Первое, это восприятие о том, что такое поддержка стартапов, и второе, что такое поддержка Сколково. Потому что в экономике России есть люди со старыми взглядами, которые считают, что единственный способ сделать что-то успешное, это создать большую фабрику, создать большой бизнес, как это делалось в 60 – 70 и так далее. Поэтому часто, когда люди критикуют Сколково, они путают эти понятия. Я не советую вам путать эти вещи, потому что нужно осознавать, что Сколково, речь идет не о PR, не о рекламе. Это очень практичная вещь. И для нас имеют значение результаты, котоыре все могут видеть. И конечно очень ясная картина, что вы можете прийти и посмотреть, какие компании принимают участие. Если с компаниями все хорошо, значит и со Сколково все хорошо, а если компании отстой, значит мы что-то делаем не так. Если смотреть с точки зрения денег, котоыре вкладывает государство, это один из самых ясных, самых прозрачных способов вкладывать деньги. И вообще, если говорить в общем о критиках, когда кто-то что-то критикует, я хочу спросить, а что вы хотите предложить. И это не насмешка. Я действительно хочу спросить, что вы хотите предложить, если у вас есть идея, давайте ее рассмотрим, может быть, мы действительно сможем это делать. Нет простых ответов на этот вопрос. Давайте сейчас в Перми посмотрим только она этот регион. Ключевые вещи, вопросы в том, что простые люди, как моя мама, они  осознают, что это важно. Вторая важная вещь состоит в том, что все учреждения, университеты, школы, правительство, все, кто находится на этом рынке, начинают работать на этом рынке. И третье, что очень важно быть лучшим не только в Перми надо быть лучшим в мире. И очень важно, осознавать, что происходит вокруг. И все это открыто. Вот это событие, Startup Village, которое мы проводим в июне, все доступно, все открыто, все вы можете посмотреть, прийти проверить.

 

- Вторая претензия оппонентов, почему бы не строить наукограды на месте академических, классических университетов. Почему он построен на пустом месте. И почему, ведь получается, что не поддерживаются отдельные академические университеты, на базе которых могло бы развиваться. Как, например, в Новосибирске, новосибирский Академгородок.

 

- Мы не создаем что-то новое. Наша задача на данный момент поддержать текущие институты. Однако некоторые из этих учебных заведений очень старые. И у них нет культуры сотрудничества. Мы были в городах, где студентам запрещалось посещать события в других университетах. В том же самом городе. И это самый большой знак идиотизма. И с нашей точки зрения, надо показать, как это работает, что мы делаем, и так же выявить проблемные зоны.

 

- Извините, запрет посещать эти мероприятия, наверняка был продиктован страхом в том, что Сколково может стать неким пылесосом, для высасывания высоких научных идей, в целях, например, межнациональных компаний, которые будут коммерциализировать и продавать их.

 

- Я ничем не смогу вам помочь, если люди боятся.

 

- Как же, у вас есть книга «Без страха».

 

- На самом деле, я считаю, что могу говорить от лица всех учреждений, с которыми мы здесь работаем. И у нас нет задачи вывезти все в Москву или Санкт-Петербург, это совершенно не рационально с точки зрения денег, инвестиций, регионов. Например, я дал очень строгие указания всем компаниям, в которые я инвестировал.

 

- Я правильно понимаю, что те стартапы, котоыре вы отсматриваете здесь, они могут оставаться здесь и работать, в том числе, и на благо Пермского края.

 

- Именно. Например, тем компаниям, которым мы инвестировали, я давал советы по видеоконференции, делясь нашим опытом и давая советы. И на самом деле я могу посетить Томск, Владивосток, Нью-Йорк в течение часа, просто нажав кнопку. Поэтому, почему бы не Пермь.

 

- Вот вы уже второй год путешествуете в рамках стартап-тура. Пытаюсь вытащить из вас хоть какие-то названия компаний. Открытия, котоыре вы сделали в виде таких стартапов. По регионам. Может быть, в Пермском крае тоже.

 

- На самом деле, все прозрачно, если вы зайдете на сайт Startupvillage.ru и посмотрите список финалистов, то вы обратите внимание, что из 50 компаний, 32 компании базируются в регионах.  И вы можете зайти на сайты этих компаний, посмотреть, что это за компании. Все очень прозрачно. И вы можете зайти на мой сайт, посмотреть на все компании, в которые я инвестировал. Поэтому это очень отрытая информация. Я считаю, после посещения 28 городов, которые в стартап-туре участвуют 2 и 3 июня на Startup Village мы увидим сотни компаний, которые приедут туда делиться опытом. И даже сегодня, когда мы выберем трех победителей, вручим им билеты, они будут ясным показателем о качестве этих компаний.

 

- И последний вопрос. Где-то прочитала о том, что вы посол бизнеса для технологических команд. Так вот вы кем себя больше ощущаете, послом бизнеса или послом этих технологических команд для бизнеса.

 

- Бизнес, конечно, бизнес. Я не явлюсь выдающимся инженером, я не являюсь выдающимся ученым, я пришел к этой мысли уже в 18 лет. Но я горжусь, я счастлив работать с идеальной командой, которая окружает меня. И моим секретным оружием было нанимать людей, котоыре значительно умнее меня. И имея такую команду, я уже ничего не боюсь.

 

В этот же день стало известно, что в рамках роад-шоу Russian Startup Tour - 2014 на площадке Пермского национально-исследовательского политехнического университета выбраны три инновационных проекта для международной конференции Startup Village, которая пройдёт в начале июня в Сколково. Это следующие пермские проекты. Промобот, робот с системой распознавания лиц и голоса, который не только может стать помощником в навигации по магазинам или выставочным площадям, но и знакомится с клиентами и запоминает их в лицо. Видеогид по музеям Maugr. Автономная установка переработки попутного нефтяного газа. Устройство в блочно-модульном исполнении, позволяющее перерабатывать газовое сырье в малых и сверхмалых объемах. Их авторы Алексей Южаков, Андрей Дураков, Борис Ярушевич, получили возможность презентовать свои проекты перед инвесторами, минуя конкурсные выступления. Несколько пермских проектов получили сертификаты о прохождении первого этапа отбора в международную группу 100 инноваторов молодежной программы форума «Открытые инновации»


Обсуждение
1648
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.