Верхний баннер
10:44 | ПЯТНИЦА | 10 МАЯ 2024

$ 91.82 € 98.95

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Бизнес-ланч

11.05.2014 | 22:00
"Для малого и среднего бизнеса важнее не столько величина налоговой ставки, сколько стабильность", - Алексей Заболотных, член правления пермского IT-кластера

-  Решили  мы вот о чем поговорить с Алексеем. Буквально в межпраздничные дни появилась информация о том, что бизнес, количество малого и среднего бизнеса в Прикамье сократилось на 7,2%. Такие данные озвучил в своем докладе временно исполняющий обязанности главы администрации Перми Дмитрий Самойлов. Как отмечается в докладе, причинами этого стали ужесточение налоговой нагрузи и  увеличение обязательного взноса на пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей в 2 раза. Я вот уже Алексею говорила до эфира, пытаясь объяснить, что у меня существует некоторое непонимание. В моей голове сложилась такая синусоида. С одной стороны, когда я слышу информации о том, что у нас количество предприятий малого и среднего бизнеса сокращается, что плохо всем живется, я рисую для себя нижнюю точку этой синусоиды. Потом появляются какие-то официальные комментарии, официальные информации о том, что появляются некие гарантийные фонды в пользу предпринимательства, выделяются деньги в поддержку предпринимательства. И я думаю, что вот эта синусоида выросла в несколько раз. Алексей, как у вас? Вы и сам предприниматель, и занимаетесь поддержкой предпринимательства в общественном плане. Нет у вас такого ощущения?

 

- Ну, во-первых, стоит заметить, доклад,  о котором вы упомянули, он статистику за какой период оглашает?

 

- За 2013 год. Уменьшение на 7,2%.

 

- Я думаю, что на сегодняшний день эта статистика стала другой. Уже есть информация, что в начале года количество предпринимателей увеличилось. Я не готов сейчас назвать точные цифры, но статистика изменилась.

 

-Но ведь вы не будете спорить… Те меры, когда там социальное страхование…

 

- Я сейчас скажу. На самом деле. Когда у нас применялись эти меры, повышающие налоговые ставки, по социальным налогам, они действительно были неким шоком для предпринимательского сообщества, потому что действительно это не просто платить такие ставки 30,2% плюс еще НДФЛ 13%. В совокупности при расчетах получается, что на каждую 1000 рублей зарплаты приходится заплатить 500 рублей налогов. И действительно, это, наверное, не просто. Но с другой стороны, предпринимателям, наверное, важнее не столько величина налоговой ставки, сколько стабильность. То есть, вот мы же умеем планировать в бизнесе, мы умеем приспосабливаться. Соответственно, если у нас перемены не очень часто происходят, то мы можем приспособиться к ситуации. Что касается мер поддержки со стороны государства, то опять же, перечисленные меры поддержки со стороны государства и гарантийные фонды, и поддержка предпринимательства, у нас в Пермском крае есть фонд развития предпринимательства, который активно помогает предпринимателям и реализует различные программы поддержки. Эти программы тоже существуют достаточно давно. И на сегодняшний день они достаточно серьезно помогают предпринимательскому сообществу. Другой момент, что, может быть, не все предприниматели знали, что можно получить поддержку, но на сегодняшний день эта информация активно распространяется. И поэтому все больше и больше предпринимателей получает поддержку. И я думаю, что это положительно влияет на развитие предпринимательского сообщества. Так что, что касается тех трендов, синусоид, как вы упомянули, думаю, что мы сейчас двигаемся вверх. И лично я оптимистично смотрю на то, что происходит. Стоит добавить, краевые власти какие шаги предпринимают в сторону развития предпринимательства. Указом губернатора до 29 мая у нас должны создаться общественные советы при почти всех органах власти. Это ведь очень серьезный шаг для развития предпринимательства. Потому что предприниматель может войти в совет общественный при конкретном органе власти, активно принимать участие в заседаниях, совещаниях, высказывать свои мысли. Тем самым появляется конструкция, когда органы власти начинают плотно взаимодействовать с предпринимательским сообществом, и это взаимодействие, конечно, принесет свои плоды.

 

- Скажите, есть на вашей памяти примеры такого плотного взаимодействия между органами власти и предпринимателями. Потому что когда вы говорите об общественных советах,   поскольку у меня еще одна моя любимая тема – это жилищно-коммунальное хозяйство, я начинаю вспоминать советы домов, котоыре насаживаются. Совершенно бесполезный, в 99,9% бесполезный орган. Хоть как ты там создавай эти советы, бегай, хоть голову расшиби, но ты не добьешься того, чтобы управляющая компания вела четкую политику не только на отжимание средств, но и на поддержку этих многоквартирных домов. Вот такое сравнение привели бы я.

 

- В силу своего нескончаемого оптимизма скажу следующее. Что большая дорога начинается с первого шага. Зачастую бывает очень сложно предугадать, какие меры приведут к успеху. Но в любой случае, любой активный человек понимает, что только чрез деятельность можно прийти к успеху. Потому что ничего не делая, и рассуждая, точно не добьешься ничего. Поэтому в отношении общественных советов могу сказать, в моей практике, вот у нас уже второй год существует совет по предпринимательству при губернаторе Пермского края. В этом совете я занимал роль руководителя комитета по управлению качеством и рисками. И должен сказать, что в прошлом году мы много работали, в этом году у нас более интенсивная работа началась. Сейчас мы продолжаем вынашивать наши идеи. И взаимодействие с властью в любом случае происходит. Насколько эффективны эти советы,  насколько они в других органах власти, где-то они существуют, а где-то они создаются. Поэтому, есть все равно какое-то позитив.

 

- Была ли какая-то конкретика? Вот вы говорите взаимодействие с органами власти. На мой взгляд, если бизнес начинает взаимодействовать с органами власти, особенно малый и средний. Крупный, понятно, либо они сами сидят в Государственной думе, либо их представители. И предпринимают там какие-то законы, или лоббируют. Либо они могут заходить в самые высокие кабинеты. А что касается малого и среднего бизнеса, все равно власть как-то должна реагировать. Вот вы говорите, что было со стороны власти эффективное взаимодействие, а в чем была его эффективность. Что для вас, как для бизнесмена, или как представителя, человека, работающего и на общественных началах, в том числе в защиту бизнеса малого и среднего, какие-то звоночки прозвучали, которые бы сказали, да, нас власть действительно слышит?

 

- Наверное, мне сложно будет вспоминать сейчас весь доклад по работе того же совета. Но я могу сказать точно, что не только звоночки, есть конкретный свод мер, которые при взаимодействии вот этого общественного совета и власти предпринимаются. И могу уверенно сказать, что органы власти это и слышат, и принимают во внимание. И даже это отражается  в документах, указах и так далее по работе совета. Например, там огромная работа проводится по оценке регулирующего воздействия, это когда предпринимательское сообщество оценивает те нормативные акты, документы, котоыре неразборчиво во властных структурах. Есть своды предложений, которые от предпринимательского сообщества поступают, и органы власти реагируют на них положительно. Появляются и указы, и другие нормативные акты, которые удовлетворяют эти моменты.

 

- Когда я готовилась к программе, я просмотрела, в частности на РБК было очень так сжато сформулировано проблемы малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на 2014 год. Поскольку у вас, как вы сказали, оптимистичное мироощущение, но проблемы, котоыре я перечислю, как вы сможете объяснить. Например, деньги на старт бизнеса, собственные, заемные, венчурные, краудфандинговые, высокая стоимость и трудный доступ к этим средствам. Уровень кредитования российскими банками частного сектора  в 2 раза ниже, чем за рубежом. Ну, и в Российских банках кредитование малого бизнеса очень востребованный продукт и занимает третье место по популярности после зарплатных проектов и дистанционного обслуживания. Но получить кредит достаточно сложно. Это первая проблема. Деньги на старт бизнеса,  вторая проблема – это отсутствие предпринимательской культуры и коррупция. Под причины. Государственный патернализм задавил инициативность граждан. У государства и граждан устойчивый образ негодяя-предпринимателя. И конфронтация с государством по теме налогов, сборов и госзакупок. Я не знаю, за 8 минут, наверное, сложно будет, но попытайтесь, Алексей.

 

- Хорошо. Все, что касается заемных средств и доступных финансов, могу следующее пояснить, что для поддержки предпринимательства сегодня существуют фонды, которые выделяют деньги, государственные фонды. Такие как фонд Бортника, фонд Сколково, есть фонд развития интернет инициатив, что касается IT-отрасли.   Есть фонд поддержки предпринимательства, есть корпорация развития Пермского края. Есть гарантийный фонд, есть ПЦРП в Пермском крае. И на самом деле все эти фонды очень активно выдают государевы деньги на нужды начинающих предпринимателей, на нужды, стартап-проекты, могут написать бизнес проект и участвовать в получение грантов. И там на самом деле, деньги очень бодро выдаются есть большое множество форм поддержки, в том числе финансовой. Я бы не сказал, что сегодня финансы настолько недоступны. К тому же сегодня есть достаточно много частных инвесторов. Причем, у них деньги есть, но они их очень осторожно выдают. И здесь надо развивать формы государственно частного партнерства. Рубль частного инвестора, допустим на рубль государственных инвестиций, и допустим на рубль самого предпринимателя, который пришел с идеей. Эта форма активно развивается. К тому же сегодня есть такая форма поддержки предпринимательства как проценты по кредиту, субсидии дает государство и это дает возможность снижать проценты по кредиту.

 

- Ну вот, дороговизну как раз  банковских кредитов и отмечают.

 

- Видите, банкиры по-другому смотрят на деньги, как-то мне доводилось общаться с представителями банков, они ведь рассуждают, что мы деньги берм у одних людей и отдаем их другим людям. И мы не вправе рисковать деньгами, чтобы отдать их кому-то с высокими рисками. Поэтому они перестраховываются, делая ставку высокой, и плюс ставка рефинансирования высокая. Вот это все так в совокупности складывается. Но я говорю, что опять же можно получить ту же поддержку по лизингу. Если компания взяла, купила оборудование в лизинг. Она может получить финансовую поддержку и покрыть какую-то там существенную долю этого лизинга и за счет господдержки. Поэтому, я думаю, что если правильно подойти к этому вопросу,  то деньги получить можно

 

- То есть, мы не говорим сейчас о причинах, почему в банках высокая ставка рефинансирования, дорогие кредиты, мы говорим о том, что можно тут выбрать, можно идти в банк, имеется в виду малый и средний бизнес, а можно идти в различные фонды, котоыре поддерживают предпринимателей?

 

- Я думаю, что нужно сочетать и то, и другое. Нужно просто обладать достаточным количеством информации и умело распоряжаться этой информацией. И тогда все задачи решаемы. Действительно, чтобы получить деньги, нужно потрудиться. Но это же нормально, кто просто так деньги будет раздавать?

 

- Хорошо, а что касается второго тезиса. Отсутствие предпринимательской  культуры и коррупция. Не знаю на счет предпринимательской культуры, сложно мне сказать. Но по поводу того, что государственный патернализм задавил инициативность граждан, это есть. Это наблюдается во всех сферах или нет?

 

- Я думаю, что не во всех. А если говорить о коррупции, то я не встречался с какой-то там сверхмасштабной коррупцией, если в повседневной жизни не сталкиваешься… Может быть, я работаю в таких местах, что я не сталкиваюсь. Но я не сталкиваюсь действительно, нету этого, я не вижу.

 

- То есть, вам никто не предлагал, и никто не вымогал?

 

- Нет, никто не просил, не предлагал. Я не сталкивался. Я не знаю, что вот это пресловутое значит у нас повсеместное коррупция, лично я с ней не сталкиваюсь. Второе, малая активность предпринимательского сообщества, здесь культура предпринимательства, эта тема скорее правильная, что у нас сейчас стоят задачи по позиционированию предпринимательской деятельности. Потому что многие люди на самом деле еще относятся к предпринимателям как к каким-то перепродавцам, не понимая сути происходящего. Но я думаю, что со временем это пройдет. Все меняется.

 

- Ваши надежды и как предпринимателя, и как человека, занимающегося общественной предпринимательской работой на 2014 год. Что может помочь поддержать, кроме того, что вы уже назвали, что есть фонды различные, специализирующиеся на поддержке. Может быть, есть какие-то новые законы, я не знаю.

 

- Мои надежды в чем, если касаться начала разговора, касаемо социальных налогов, то по моим ощущениям было бы здорово, если бы их снизили в 2 раза. Какой предприниматель не хочет платить меньше налогов? Это резонное желание. С другой стороны, как это отразиться на бюджете нашей страны, нашего города, края, может быть, это приведет к каким-то непоправимым последствиям. Поэтому тут надо взвешенно относиться. Какие у меня еще надежды. Чтобы стабильность была, прежде всего, это самое главное.

 

- Опять же возвращаясь к началу нашего разговора. Вы сказали, что вы работает с органами власти. А могут предприниматели действительно повлиять на то, как-то убедить власть быть боле стабильной, скажем, с теми же налогами. Пока идут разговоры о том, что до 2018 года налоговое законодательство меняться не будет, но чем черт не шутит?

 

- В отношении предпринимательства, хотелось бы, чтобы предприниматели стали активнее. Они действительно зажатые такие люди, сконцентрированные только на своем бизнесе. И не поднимают головы. Хотелось бы, конечно, чтобы они проявляли больше активности, шли в общественные организации, только в правильные общественные организации, которые решают конструктивно задачи, а не просто какие-то митинги на улицах устраивают. Какие-то такие пожелания. Чтобы предприниматели были более активны в защите своей позиции, конструктивными способами.


Обсуждение
1699
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.