Верхний баннер
01:10 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Точка зрения

08.12.2016 | 19:38
Анна Букатова: «Всем Cantos»


Анна Букатова: «Всем Cantos»
Анна Букатова: «Всем Cantos»
В Пермском театре оперы и балета в эти дни идет премьера – новая опера про американского поэта-модерниста Эзры Паунда и его поэтический эпос «Cantos». Как говорит режиссер-постановщик Семен Александровский, тот сборник – продукт всего XX века, периода, когда художники остро ощущали разрозненность мира. Как пример этого – жизнь самого Паунда. В 1949 году ему присудили престижную Боллингенскую премию за стихи, написанные в психушке. Паунд был заперт там на 12 лет как осужденный фашист и враг народа. Хоть та награда и вызвала большой скандал, в этом факте весь XX век и та идея модернистов о возрождении поэтов и воссоединении мира.

Эта идея была и смыслом литературного «Cantos». Аналогичную задачу поставила себе и пермская опера. Команда постановщиков в лице Теодора Курентзиса, Алексея Сюмака, Семена Александровского, Виталия Полонского и Ксении Перетрухиной устроили зрителю символическое плавание в потусторонний мир, подобный древним легендам, когда герои искали в мире теней своих любимых или ответы на главные вопросы. Искусство здесь выступает как проводник. Оно не принуждает зрителя к конкретным эмоциям, но дает возможность приобретения нового опыта. История поэта, что рассказывает на сцене MusicAeterna, она не поучает, она провоцирует на новые эмоции и мысли.

Главный герой пермской оперы – поэт-модернист. И как сам Паунд, добровольно принявший обет молчания в конце своей жизни, он не поет. В опере «Cantos» солирует скрипка. И это не главная особенность постановки. Зрители находятся на планшете сцены. Временами их с артистами хора и музыкантами разделяет расстояние вытянутой руки. Ты можешь слышать взмах смычка и видишь легкое движение взглядов. Такая камерность пугает и удивляет. В «Cantos» зритель – часть постановки. Здесь нельзя отсидеться в своем кресле зрительного зала или даже отвлечься на посторонние мысли. Находясь там, на сцене, ты боишься сглотнуть слюну, потому что кажется, это будет как грохот стула в пустой комнате, и это услышат все вокруг и это нарушит ход оперы. Я скажу откровенно, в таком напряжении и концентрации в театре я еще не была.  Инфернально и волшебно. Если и можно соединить два этих слова вообще, это случится в опере «Cantos».

Хормейстер Виталий Полонский говорит о постановке, что как никакая другая она показывает, на что способен пермский хор. Потому что если певцы в «Cantos» и шипят, то не в угоду современным формам звукоизвлечения, а потому что только так можно выразить нужную мысль. Кстати, когда ты видишь и слышишь это, твой мозг может не сразу себе это объяснит, зато тело тут же реагирует волной мурашек.

Об этой опере можно говорить много. Эмоции, что вчера подарил мне Пермский театр, живут во мне и сегодня. Там десятки деталей, что по-настоящему удивляют. Друзья, я не буду говорить о них, потому что это надо увидеть. Интересно, что в момент создания «Cantos» каждый из задействованных в постановке должен был найти у Эзры Паунда стихотворение для себя. Солисты хора читали их на сцене, превращая в медитацию. Они погружались в нее сами (а ты видишь это по их глазам, как я уже говорила, с расстояния вытянутой руки), и они погружают в нее тебя. Вчера я решила, что обязана найти строки у Паунда и для себя. Сегодня нашла:

«Вещь сия, у которой набор моральных норм, но нет сути,
Завела знакомство там, где могла быть любовь.
И ничего теперь не нарушает ее размышлений»

Друзья, я желаю вам новых странных любимых стихов, размышлений о жизни, поиска новых смыслов и мыслей…я желаю вам увидеть Cantos в Пермской опере.

Меня зовут Анна Букатова. И это была моя точка зрения.


Обсуждение
4668
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.