Верхний баннер
10:12 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Большая тройка

12.03.2009 | 22:00
Поддержка пермских производителей. Проект «24-20».

Ведущий: Добрый день всем. Это большая тройка, как обычно, по пятницам. В студии, как обычно, Олег Русских. Рядом со мной, как обычно. Александр Лобов. Добрый день, Александр.

Александр Лобов: Добрый день.

Ведущий: И у нас сегодняшний гость, под которого, надо сказать, мы с большим удовольствием сегодня практически сделали эфир. Юрий Викторович Белоусов, научный руководитель «Центра прикладной экономики». Добрый день, Юрий Викторович.

Юрий Белоусов: Добрый день.

Ведущий: Уважаемые радиослушатели. Две большие темы мы сегодня хотим обсудить. Две, не три. Но зато они большие и экономически важные. Ну, во-первых, как, я надеюсь, вы знаете, вчера в Законодательном Собрании были депутатские слушания о так называемом проекте «24-20», то есть, о льготах по налогу на прибыль, который работает в Прикамье с 2006-го года. Точнее, о целесообразности его. И об этом мы поговорим в первой части нашего эфира. Во второй части нашего эфира тезисы, как это сказать-то, их уже окрестили четырьмя «П». Поддержка производителей пермской продукции. Вот о том, что нужно производить и что поддерживать - это тема нашего второго эфира. А начнем мы со слушаний по проекту «24-20». И у нас есть на эту тему небольшой материал.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ. В Законодательном Собрании Пермского края парламентарии на специальных слушаниях рассмотрели целесообразность проекта «24-20», который предусматривает снижение налогового бремени на предприятия края. С начала 2009-го года, после снижения федеральной части, ставка по налогу на прибыль для предприятий Прикамья составляет уже 15 с половиной процента. По словам вице-премьера Юрия Уткина проект является успешным по темпу роста прибыли крупных и средних предприятий по темпу роста налога на прибыль. Однако показатель изношенности основных фондов и процессы переноса центров прибыли в Прикамье ухудшились. А это то, ради чего, собственно, и затевался проект. Такую точку зрения высказал Юрий Новоселов, председатель контрольно-счетной палаты. В результате дискуссий проект было решено продолжать. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

Ведущий: Итак, вот с 2006-го у нас существовал внутренний региональный проект, который льготировал предприятия по налогам на прибыль на 4 процента. И сейчас, то есть, вот в начале 2009-го года, возможно, в связи с кризисом. Возможно, и нет, возникла мысль об отмене этой самой льготы. Юрий Викторович, вы говорили, что изначально, я читал вашу точку зрения, о том, что изначально вы считали, что этот проект не принесет значительной пользы. Но при этом сейчас вы говорили о том, что отменять его бессмысленно. Давайте по порядку. Почему он не должен был на ваш взгляд оказать, ну, что ли, существенный эффект?

Ю.Б.: Ну, надо сказать, что декларируемые цели при принятии этого закона были это привлечение дополнительных инвестиций в пермский край, плюс перенос центров прибыли. То есть, перерегистрация предприятий с других регионов в Пермский край. Ну, в общем-то, понятно, что это не должно было произойти.

Ведущий: Почему?

Ю.Б.: Потому что все это определяется совершенно другими механизмам. И делается здесь все по-другому. И, в общем-то, все это понимают.

А.Л.: Политическими механизмами, да?

Ю.Б.: В первую очередь политическими, конечно. Ну, и плюс индивидуальная работа с инвесторами, которые, может быть, не шумят, там, и так далее. Это происходит, как бы, достаточно кулуарно. И не все знают результаты этих переговоров. И это, в общем-то, и произошло. Три года, может быть, не такой большой срок. Но и не маленький срок.

Ведущий: То есть, на самом деле вы видите эту историю… она логична, да. То есть, то, о чем говорил председатель контрольно-счетной палаты, что переноса центров прибыли реальности в Пермь не произошло. Это и должно было случиться.

Ю.Б.: Ну, я об этом сразу же говорил, когда этот законопроект принимали.

Ведущий: Хорошо. Но вот тот же господин Уткин, он говорит о том, что… приводит примеры, вице-премьер Уткин. Я цитирую по газете «Коммерсант» о том, что, значит, «в Пермский край переведены производства московского ювелирного завода, созданы центры управления дивизионов генерации Урала КЭС-холдинга. А также переведен в регион центр компетентности компаний АВС. И вице-премьер считает вот эту ситуацию, что это положительные итоги, Юрий Викторович.

Ю.Б.: Нет, ну, движение, оно всегда идет. Кто-то переводит в Пермь, кто-то переводит из Перми. К сожалению, из Перми переводят значительно больше, чем в Пермь. Это всегда будет. По отдельным примерам тут судить очень сложно.

Ведущий: А почему из Перми всегда будет уходить больше, чем приходить в Пермь?

Ю.Б.: Ну, совершенно не обязательно, что будут уходить больше. Это, я думаю, что границы этому есть и будут границы.

Ведущий: Но ведь постоянный отток происходит. У нас условия предлагают не те? Или, как вы говорите, если вот эти вещи определяются некими политическими договоренностями, то есть, не так предлагают, не так ведут переговоры? Что нужно делать для того, чтобы приходили?

Ю.Б.: Нет, ну, для этого, конечно, очень много, что нужно сделать. И это надо готовить инфраструктуру, и кадры, и так далее. Тут много очень вопросов. То есть, это отдельная тема. Сегодня мы обсуждаем влияние только одного фактора. Это пониженная ставка налога на прибыль.

Ведущий: Хорошо. Давайте перейдем ко второй части опять же. Мы допрашиваем нашего эксперта Юрия Викторовича Белоусова. Юрий Викторович, хорошо, но при этом вы говорите, что сейчас отменять эту историю нецелесообразно. Почему тогда, если она не приносит ожидаемого эффекта, почему ее нужно продолжать?

Ю.Б.: Ну, здесь все значительно сложнее, все не так просто. Если говорить, почему сейчас отменять не надо, ну, это очень просто. В период кризиса все всегда снижают налоги. Это общемировая практика. То есть, налоги можно повышать, когда все хорошо. Но повышать налоги, когда экономика находится в кризисе, это противоречит, ну, всей экономической теории, всей экономической практике. Поэтому сегодня главная задача, это в период кризиса стимулирование спроса. В том числе, это одни из механизмов стимулирования спроса - понижение налогов.

Ведущий: Но ведь уже на федеральном уровне принято такое же, собственно, фактически такая же льгота, те же самые 4 процента. Она принята. У нас получается, что у нас на самом-то деле ведь у нас сейчас налог на прибыль даже не 15,5. 13,5.

Ю.Б.: Реально да.

Ведущий: Так. может быть, нам не сдваивать вот эту ситуацию? Может быть, нам оставить эти 4 процента?

Ю.Б.: Нет. Ну, вот смотрите. Федерация тоже пошла на снижение своей доли…

Ведущий: Да.

Ю.Б.: …налога на прибыль. И оставила за нами право снижать на 4 процента тоже долю субъекта федерации. То есть, совершено логично, что федерация снижает налоги. К сожалению, они пошли на снижение налога на прибыль, а не других налогов, которые бы больше стимулирование оказали на развитие экономики. Но вот по налогу на прибыль, и то хорошо.

Ведущий: Уважаемые радиослушатели, те, кто занимается бизнесом, экономисты, специалисты в этой деятельности, как вы считаете, действительно помогает ли вашему бизнесу, или бизнесу, в котором вы работаете, или, как вы считаете, как с точки зрения экономистов, помогает ли вот эта история с льготированием налога на прибыль? Сказывается ли она в положительную сторону на ведении ваших дел? Я к Александру Лобову, который тут молчал 10 минут и внимательно слушал.

А.Л.: Я внимательно слушал.

Ведущий: Правильно, надо слушать большого экономического гуру, это правильно. Александр, как бизнесмену тебе. У тебя вообще прибыль, она у тебя показывается в бизнесе?

А.Л.: Да, конечно.

Ведущий: Для тебя важны эти 4 процента льготы на прибыль?

А.Л.: Это, Олег, эти 4 процента, примерно как форточка в огромном спортивном зале. То есть, сейчас на активность рынка влияют внешние факторы, различные факторы настолько сильно, что вот эти 4 процента, вот эти снижения, они практически незаметны.

Ведущий: Хорошо. Давай по-другому. По бизнесу. Что тебя бы стимулировало?

А.Л.: Олег, меня бы стимулировало уменьшение НДСа. Не смотря на то, что я не производитель, ну, в смысле, не производитель как первое звено в движении продукта в экономической цепочке. Но поскольку специфика бизнеса такова, у меня НДС достаточно критичен. Тем более, Олег, производителям, добывающей сфере для них НДС это вообще основной налог. Поскольку они его платят полностью. Все остальные платят его…

Ю.Б.: Нет, нет. Я хотел бы сказать, что здесь прямопротивоположная ситуация. Вот я полностью согласен с тем, что сказали. И когда я говорил, что, к сожалению, не другие налоги понизили, это я имел в виду, конечно, НДС. Ситуация такая, что экспортеры, то есть, добывающие предприятия, НДС не платят.

Ведущий: Не платят?

Ю.Б.: Нет. С экспорта идет возврат НДС.

А.Л.: Платят, но им возвращают.

Ю.Б.: Да, им возвращают. То есть, они не плательщики практически налога НДС – налога на добавленную стоимость. А налог на прибыль они платят и очень серьезно. Поэтому, когда шел спор, какой налог снижать, экспортеры, то есть, сырьевики выступали за снижение налога на прибыль, который они реально платят. Все не экспортеры требовали снижения налога на ДНС. Но экспортеры продавили.

Ведущий: То есть, лобби экспортеров оказалось сильнее.

Ю.Б.: Безусловно. В одни ворота здесь просто. Но, знаете, я бы к началу разговора вернулся. Речь на депутатских слушаниях не шла том, что этот налог отменять. Депутатская группа, несколько депутатов поставили вопрос – а давайте, вот три года прошло, давайте проанализируем, как работает эта льгота. То есть, речь не шла о том, что давайте отменим.

Ведущий: Речь не шла, чтобы ее отменят.

Ю.Б.: Нет, они и говорили, вот давайте посмотрим. Вот три года прошло, можно подводить какие-то промежуточные итоги. Давайте посмотрим. Все-таки бюджет недополучил по расчетам счетной палаты 21 миллиард рублей.

Ведущий: Да.

Ю.Б.: Это огромная сумма. Если вы говорите, что для вас лично 4 процента это не так уж много, то для Пермского края 21 миллиард за 3 года это огромная сумма.

А.Л.: А сколько было привлечено вот теми компаниями? Есть какая-то информация?

Ю.Б.: Нет. Вот это и хочется проанализировать.

Ведущий: На самом-то деле чистых цифр, вот конкретных, которые бы показали, сколько в реальности инвестиций по вот этому проекту привлечено, их нет. То ли механизма расчета не было разработано, то ли, как бы, эту методику не применяли на протяжении трех лет, пока проект работал. Я, честно говоря, не знаю, может быть, Юрий Викторович скажет. Но цифры, их не существует.

Ю.Б.: Нет, их не было. И критериев оценки, насколько работает, насколько эффективно этот закон, как его не было, так его и нет.

Ведущий: У нас есть только цифры влияния на бюджет. Обратной ситуации мы не имеем.

Ю.Б.: Да, минус из бюджета мы имеем. Плюс бюджет, да. Никто нам об этом не сказал. И вице-премьер Уткин тоже это не озвучил. Поэтому совершенно логично, что группа депутатов поставила этот вопрос.

Ведущий: Понятно. Давайте примем телефонный звонок. Добрый день. Мы вас слушаем.

Слушатель: Добрый день. Бессонов Алексей Борисович.

Ведущий: Алексей Борисович, у вас ведь нет бизнеса.

Слушатель: Минуточку. Я не хочу все рассказывать. Вот послушайте внимательно. Значит, блок правительства – это кафедральные либералы. Люди. Которые не понимают, что само автоматическое снижение налога ничего не даст. И смысл снижать их, эти деньги направлены на развитие промышленности, так сказать, на обновление фондов и так далее, и тому подобное. Поэтому само это решение, оно это полумера. ?????????????(неразборчиво). У нас нет сегодня промышленности. То, что сегодня мы делаем, максимум ?????????????(неразборчиво) сборка и так далее, и тому подобное. Вот либералы 90-х годов, которые до сих пор во всех органах власти, они разрушили всю экономику. Поэтому слушать их совершенно нет никакой необходимости. Они не понимают, что такое экономика.

Ведущий: Понятно. Спасибо, Алексей Борисович. Ну, насчет, как бы, того, что эта льгота была не направлена на вложения в основные фонды, я с вами поспорю. Насколько я помню, именно для этого, в том числе, и для этого она и делалась. Не так?

Ю.Б.: Опять же я не соглашусь. Вообще, надо вернуться немножко к истории вопроса. И здесь ответ вот радиослушателю будет некоторый. История вопроса такова. Что льготе 4 процента по налогу на прибыль, ну, не знаю, скоро сто лет, наверно, исполнится.

Ведущий: Сто лет

. Ю.Б.: Да. Раньше просто эта льгота называлась инвестиционной. И получали эту льготу, как раз 4 процента, а плюс еще льгота была, кроме того, и по налогу на имущество, только те предприятия, которые инвестировали деньги из прибыли. То есть, там была шкала. Если больше скольки-то процентов инвестиции по сравнению с амортизационным фондом, то там 2 процента была льгота. Если больше, там еще скольки-то процентов, то 4 процента. То есть, если не только амортизационный фонд тратился на инвестиции, но еще и прибыль, то предприятия такую льготу получали. Потому все предприятия, которые, действительно, были инвестиционные, они пользовались этой льготой в 4 процента. Просто произошло некоторое изменение. Льгота эта стала распространяться не на тех, кто инвестирует, а стала распространяться на всех.

Ведущий: То есть, некая подмена понятий произошла.

Ю.Б.: Да. То есть, это не новая льгота. Этой льготе очень, очень много лет. 10 лет, это как минимум.

Ведущий: Я помню, что да. Почему-то я сейчас начинаю вспоминать, что, да, где-то в 2003-м году еще депутаты решали продлять, не продлять эту льготу, были достаточно бурные споры. Потом ее продлили. То есть, да.

Ю.Б.: То есть, это не новая льгота. Просто она получила другую категорию. Она стала распространяться вообще на всех. Не только на инвестирующие предприятия, а стала распространяться на всех. Соответственно, возникает вопрос – кто от этого выиграл? И вот тогда станет понятно, что это за льгота. Потому что, если послушать радиослушателя, он многое правильно говорил. Но получается так, что у власти стоят какие-то чудаки. Они ничего не подумали, там, и так далее. Но это неправильно. Многое было продумано. Просто надо понимать. Ну, во-первых, давайте смотреть. Кто выиграли. Первое. Выиграли те предприятия, которые не инвестируют ничего. Это очевидно. Потому что раньше они не имели право на льготу. Сейчас они получили. Второе, кто выиграл, как не парадоксально, это областная администрация.

Ведущий: Почему?

Ю.Б.: Потому что параллельно с этой льготой было заключено соглашение с компанией «Лукойл-Пермь». И как-то было озвучено, документов я не видел, я ориентируюсь только на интервью, на то, что говорили чиновники, что часть с этой сэкономленной прибыли будет инвестироваться в социальные проекты компанией «Лукойл-Пермь» совместно с областной администрацией. То есть, совместное решение нефтяной компании плюс администрация Пермской области. И получился некоторый внебюджетный фонд. Которые запрещены были бюджетным законодательством давным-давно в силу того, что деньги, которые во внебюджетных фондах, они тратились бесконтрольно. И сейчас получилось так, что часть этих сэкономленных денег, она совместными решениями нефтяной компании «Лукойл» и администрации области тратится, но уже бесконтрольно со стороны, допустим, депутатов, со стороны общественности. То есть, она не проходит через бюджет. Это очень удобная штука. И, возможно, что речь-то, возможно, даже, это вообще самое главное.

Ведущий: Во всей этой истории?

Ю.Б.: Во всей этой истории.

А.Л.: Недавно это соглашение было продлено.

Ю.Б.: Продлено. И заключено уже с Чусовским металлургическим заводом и так далее. Вот, возможно, где зарыта собака.

А.Л.: Скоро внебюджетный бюджет Пермского края будет превышать официальный.

Ведущий: Нет, теперь я понимаю, почему некоторые депутаты на этих слушаниях говорили о том, что надо подобные же соглашения заключить и с другими…

Ю.Б.: Ну, вот это, как раз, удивительно. Потому что эти деньги проходят мимо депутатов.

Ведущий: Ну, депутаты ведь бывают разные, Юрий Викторович.

Ю.Б.: Ну… как раз депутатов-то от распределения… если бы о ни шли через бюджет, их бы контролировали депутаты. Здесь депутатов отсекли от распределения этих денег.

Ведущий: Да, и поэтому сказать о том, полезно это, неполезно это не может никто на самом деле.

Ю.Б.: Да.

Ведущий: Потому что эта история где-то вот она идет слева от бюджета, слева от депутатов.

Ю.Б.: Я думаю, главный смысл ликвидации инвестиционной льготы и переход на всеобщую льготу был именно в этом.

Ведущий: Замечательно. А тогда на федеральном уровне?

Ю.Б.: Федеральный уровень это антикризисная мера. Это была мера, призванная бороться с кризисом. Почему я говорю, даже я совершенно не доволен вот этой льготой, всеобщая которая была. Я говорю – сейчас отменять нельзя. Пока кризис, это все нужно соблюдать, сохранять и больше того, смотреть, какую еще возможность снижать налоги в период кризиса.

Ведущий: Ну, вот, собственно, радиослушатели в один голос говорят о том, что надо снижать налоги на добавленную стоимость. Ну, вот еще. Давайте снизим НДС. А, вот упоминают Германа Грефа, который, по мнению радиослушателя, предлагал это сделать еще несколько лет назад.

Ю.Б.: Ой, ой.

Ведущий: У меня ощущение, что кто-то что-то перепутал.

Ю.Б.: Нет, это постоянно предлагает Дворкович. Но его мнение так и остается его личным мнением.

А.Л.: Юрий Викторович, а вы знаете, какой уровень налога на прибыль в Москве?

Ю.Б.: Там льготы нет.

А.Л.: Там нет льготы, да.

Ю.Б.: Да, очень мало, у кого есть льгота. Очень мало регионов. И, вообще, и второе. Вот влияние на имидж, на что я бы хотел обратить внимание. Особенно мне как-то неудобно перед иностранцами, когда мы говорим, что у нас такие низкие налоги. Потому что иностранцы понимают, что, если снижаются налоги, значит, там, ну, что-то совсем плохо. Если брать, допустим, Соединенные Штаты Америки, где там низкие налоги? Это штат Мэн, где ничего нет, ни кадров, ничего. Штат Мэн живет за счет того, что налог с продаж, в США нет НДС, там есть налог с продаж. В Бостоне 75 процентов, а в штате Мэн 0,5 процента. И на выходные весь богатейший Бостон едет в штат Мэн покупать продукты, там, в супермаркетах и так далее. Это Аляска, где считается, что там жить невозможно. То есть, если снижаются налоги по сравнению с другими регионами, значит там плохо. Самые высокие налоги в США это Нью-Йорк, это Бостон, это Калифорния. То есть, те территории, где, действительно, хорошо, им ничего не нужно снижать. Там самые высокие налоги. А вот где плохо, там снижаются. Поэтому они, когда слышат, что в Пермском крае снижены налоги, ну, они думают, а что, почему, что там, совсем так плохо, что там самые низкие налоги.

Ведущий: Юрий Викторович, может быть, черт с ними, что там думают американцы. Может быть, если мы здесь у себя понизим еще какие-то налоги, может это поможет нам пережить кризис?

Ю.Б.: Нам, безусловно. В период кризиса, безусловно.

Ведущий: Успеем принять еще один телефонный звонок. Добрый день.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Денис Добрянка. Если снизить НДС, может быть, все тогда платить будут, и денег больше будет?

Ведущий: Может быть. Но не все в этом убеждены, знаете, Денис.

Ю.Б.: Нет, к сожалению… все правильно Денис говорит. Но это федеральная прерогатива. Не может Пермский край вообще влиять на НДС. И не получает бюджет ни копейки с НДС Пермский край. То есть, это только федеральное законодательство, к сожалению.

Ведущий: Сейчас получается, что мы плавно переходим в аспект… Называть ли это протекционизмом? Да, а почему нет? почему бы не назвать это протекционизмом? В аспект, который касается поддержки пермских производителей вот сейчас в период кризиса. На самом деле, уважаемые радиослушатели, по правде говоря, даже сюжет не стали готовить, потому что на сегодняшний день вот то, что является, декларируется как поддержка пермского производителя, заключена по сути дела в двух тезисах. Один тезис вам хорошо известен. Он проходит через все средства массовой информации. Это брендовая его часть под названием «Покупай пермское». А вторая история, тезисы, которые озвучил губернатор Олег Чиркунов примерно 10 дней назад, две недели, заключаются в том, что определенным пермским предприятиям надо оказать определенную помощь в их продвижении на определенные рынки. Вот так вот обще этот, собственно говоря, тезис звучит. При этом, как бы, эксперты федеральные говорят о том, что протекционизм на региональном уровне штука вредная. В эпоху кризиса. Ну, вредная это штука. Нельзя так. Нехорошо. Понимаешь, это приведет к сепаратизму, и приведет там к 90-м, и к прочим вещам. Поэтому вот мы сейчас у нашего эксперта, у Юрия Белоусова и спросим, что здесь хорошо, а что здесь плохо. Юрий Викторович, протекционизм сейчас это хорошо?

Ю.Б.: Ну, с государственной точки зрения, конечно, плохо. Но все им занимаются.

Ведущий: Понятно. Потому что кроме, например, «Покупай пермское» я точно знаю, что есть «Покупай нижегородское». Есть негласный лозунг «Покупай казанское». Точнее, татарское. А с точки зрения региона?

Ю.Б.: Ну, с точки зрения региона, конечно, это выгодно. Этим надо заниматься. Только об этом, может быть, говорить не надо, шуметь не надо, там, и так далее. Потому что с точки зрения государства это очень плохо. И можно, скажем так, схлопотать какие-то неприятности.

Ведущий: А почему это плохо с точки зрения государства?

Ю.Б.: Потому что рынок должен быть открыт в рамках государства. Понимаете, рыночная экономика работает только тогда, когда в конкуренции побеждает сильнейший. У кого продукция дешевле, более качественная и так далее. У нас так все это искажено до безобразия коррупцией. У нас так, благодаря коррупции, побеждает не тот, кто лучше работает, а тот, кто может взятку дать, там, или еще что. А если мы еще конкуренцию будем региональными барьерами какими-то ограничивать, это будет еще хуже. Но, я повторяю, все регионы занимаются этим, хотя на местном продукте штрихкод не поставишь, конечно.

А.Л.: Юрий Викторович, а ведь сейчас, насколько я понимаю, нигде, по крайней мере, в Пермском крае, нет каких-то законодательных барьеров, каких-то таможенных пошлин, да, ведь. Этого пока нет. И, может быть, пока этого нет, это просто некая пиар акция, которая поможет, но не является каким-то барьером для развития…

Ведущий: То есть, это декларативная история, тебе кажется.

А.Л.: Да.

Ю.Б.: Ну, вот давайте, законодательно этого нет и не может быть.

Ведущий: И не будет.

А.Л.: Ну, на границах Пермского края фуры с молоком не встречают.

Ю.Б.: Но о чем уже неоднократно говорилось на протяжении последних многих лет, если, допустим, удмуртская или кировская продукция пищевой промышленности на полках пермских магазинов присутствует свободно, то найти нашу продукцию пермских предприятий на полках магазинов в Удмуртии или в Кировской области очень сложно.

А.Л.: Так, может быть, тогда и нужно проводить акцию «Покупай пермское в Кировской области и в Удмуртии»?

Ведущий: Может быть, Саша.

Ю.Б.: Здесь какие-то другие барьеры действуют. Пиар акцией не обойдешься.

Ведущий: Юрий Викторович, а это достигается ведь, скорее всего, не административными методами?

Ю.Б.: Административными в первую очередь, да.

Ведущий: А экономические преференции?

Ю.Б.: Ну, они тоже возможны. То есть, вообще вопрос по поддержке местных товаропроизводителей это вопрос глобальный, просто-напросто. Он огромный вопрос. И протекционизм – это, ну, одна из мер, но которая, повторяю, в Удмуртии, в Кировской области действует.

Ведущий: Хорошо. Она действует негласно, естественно.

Ю.Б.: Негласно, конечно. Но кому-то говорят, если губернатор об этом говорит, допустим, оптовикам в торговле, что попробуйте покупать какую-то продукцию, то узнаете, чем это для вас кончится. То есть, кому-то говорят.

Ведущий: Ну, вот взаимопроникновение с Кировской областью у ас, видимо, начнется, я так понимаю, после подписания соглашения, а, может быть, и нет. Но давайте посмотрим на результаты.

Ю.Б.: Да.

Ведущий: А вот к вопросу, глобальному вопросу поддержи местного товаропроизводителя. Я говорю, мы видим сейчас только фактически, ну, не знаю, маленькую часть айсберга. То есть, мы видим только брендовую часть. Вот глобальная акция под названием «Покупай пермское». Подводная часть существует? И какой она должна быть?

Ю.Б.: Ну, я вот считаю, что вот брендовая часть – это, ну, некоторая игрушка такая, которой можно поиграть, может, даже какой-то эффект от этого получишь. Но, по крайней мере, она безвредная. Вреда от нее не будет. Может, даже и польза какая-то будет. Но дело-то, конечно, совершенно не в этом. То есть, это огромный вопрос.

Ведущий: Давайте сформулируем вопрос для радиослушателей. Уважаемые радиослушатели, на ваш взгляд, какие не брендовые, какие реальные экономические преференции, на ваш взгляд, надо бы сделать для того, чтобы поддержать местного товаропроизводителя? Неважно, в зависимости от того, какая отрасль вам ближе. Сельское хозяйство, малый бизнес, торговля, машиностроение. Идеи, которые у вас на сегодняшний день есть, именно экономических преференций, именно поддержки местного товаропроизводителя вот выдавайте сейчас сюда в студию. Юрий Викторович, вы как считаете, что нужно делать в первую очередь?

Ю.Б.: Ну, в первую очередь нужно выполнять 184-й федеральный закон, который обозначил полномочия субъектов федерации. Чем субъект федерации должен заниматься. Это инфраструктура внутри области. Дороги, там, коммунальная инфраструктура и так далее. В том числе, снижение тарифов, может быть, на коммунальные услуги, которые сегодня просто-напросто бич.

Ведущий: Кошмар. Юрий Викторович, вы же говорите это же совершенно еретические вещи. Представляете. Снижение коммунальных тарифов. Это же ужас, Юрий Викторович.

Ю.Б.: А почему бы и нет? Кто серьезно с этим вопросом когда-то разбирался?

Ведущий: Никто.

Ю.Б.: Ну, и давайте дальше. Даже вот эти, смотрите, вот первая часть нашей встречи, это, допустим, 21 миллиард недополученных. А если эти 21 миллиард недополученных доходов в бюджет было вложить в реконструкцию коммунальных сетей? Водопровода, там, канализации и так далее. Вполне возможно, что тарифы были бы сегодня снижены.

Ведущий: Подождите, Юрий Викторович. Мы, конечно, не обсуждаем тему тарифов, да. Но, на ваш взгляд, тарифы… вы только что сказали, что они завышены.

Ю.Б.: Они завышены для населения, и для бизнеса.

Ведущий: Они объективно завышены?

Ю.Б.: С этим никто не разбирался. Это тоже тема. Ну, давайте, я продолжу. Кроме коммунальных услуг, это здравоохранение нормальное, это образование нормальное и так далее. Все, что 84-м законом перечислено. Это раз. Это самое главное. Дальше. Что не хватает у нас бизнесу? Всему бизнесу, любому не хватает денег, нее хватает кадров. Так давайте кадрами заниматься. Давайте заниматься начальным и средним профессиональным образованием. Высшее образование - это федеральные полномочия. А начальное и среднее профессиональное образование – ПТУ, техникумы и так далее, это полномочия субъектов федерации. Почему мы не занимаемся? Кадровый голод страшенный просто-напросто. Это вам любой скажет директор предприятия. Ну, а дальше надо смотреть от вида бизнеса. Есть предприятия федерального уровня, где помощь Пермского края может состоять только в политическом лоббировании. А есть те, скажем так, отрасли, где влияние Пермского края может быть существенным. Например, почему мы не разрабатываем кластер строительство, производство строительных материалов? Это же наш кластер, где мы могли бы очень много сделать для поддержки местных товаропроизводителей и так далее.

Ведущий: Юрий Викторович, на самом деле вы говорите такое, может быть, я не прав. Возникает ощущение, что вы говорите о вопросах стратегических. А я-то хотел спросить про вопросы тактики. То есть, вот сейчас, то, что можно сделать сейчас. сегодня. А еще конкретнее в условиях кризиса. Давайте предварительно примем телефонный звонок. Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Александр Бакунин. Я хочу сказать, что за счет чего люди покупают различные марки. Потому что, покупая марку, человек считает, что он гарантирует себе качество. Я бы хотел обратить внимание именно на этот аспект. Что, если бренд пермская, значит качественная, тогда, мне кажется, люди начнут покупать пермское по этому признаку.

Ведущий: Хорошо, Александр. Как бы тут вопросы. Я бы сказал это вопрос практически философский. Потому что маркетологи над ним бьются знаете, сколько лет. Для того, чтобы не только качество олицетворяла собой марка. А марка, вы знаете, может олицетворять собой все, что угодно. Там, заканчивая стилем жизни. А вот для того, чтобы… какие-то другие экономические предложения у вас есть? Финансовые может быть.

Слушатель: Ну, вы опять о глобальном.

Ведущий: Да мы как раз о локальном.

Слушатель: Наверное, нет.

Ведущий: Спасибо. Александр.

А.Л.: У меня есть предложение. Может, оно глупое с точки зрения экономики. Но мне кажется, что сама идея «Покупай пермское» в нынешних условиях должна развертываться следующим образом. Нужно искать… посмотреть на рынок трезвым взглядом, не в субботу. Посмотреть, где будут точки роста в ближайшее будущее. Ну. очевидно, например, животноводчество, да. И пытаться саму идею «Покупай пермское» на паях администрации и бизнеса превратить в создание где-нибудь на юге области каких-то агропромышленных предприятий, которые будут рентабельные. Ну, поскольку, сами понимаете, что с продовольствием на планете будет все хуже, а вовремя кризиса при разнице валют, импортное слишком подорожало. Вот мне кажется, что вот здесь вот «покупай пермское», да, сделать какое-то предприятие по производству говядины и двигать…

Ведущий: Вот пусть меня стукнут по голове, Юрий Викторович Белоусов, но я скажу, что тебе с такими прожектами надо работать в администрации. Или в правительстве Пермского края.

Ведущий: Только что Александр Лобов высказал замечательную мысль, достойную пермского правительства о создании гигантских мясоперерабатывающих животноводческих комплексов. Александр, продолжите вашу мысль.

А.Л.: Чтобы тучные стада бороздили просторы Пермского края. Олег, на самом деле, если говорить серьезно, то Пермский край мог бы предоставить на безвозмездной, на время, основе какие-то территории убыточных колхозов, которые сейчас не используются. Известно, что у нас много земли из сельхозназначения не используется по назначению, да. И снизить налог на прибыль для подобных инвестиционных проектов. Вопрос, где взять деньги. Ну, естественно, у Чубайса.

Ведущий: Нет, просто американским методом отдать землю по одному доллару за 10 акров, так что ли?

А.Л.: Ну, да. При этом поставить условие, что это должно быть современное производство не то, как у нас во многих колхозах это устроено. Современное производство, которое будет прибыльным. И через несколько лет мы получим отдачу. Я не профессионал в этой сфере. Но, по крайней мере, мне кажется, что именно так должна продвигаться идея «покупай пермское». Потому что «покупай пермские пушки», ну, понимаете, никакой помощью на нас просто не повлияет.

Ведущий: Юрий Викторович, экспертизу.

Ю.Б.: Я просто продолжу. Покупай пермские квартиры. Самый, наверно, актуальный вопрос. Потому что отрасль, которая находится в самом тяжелом положении, это строительная отрасль. И здесь требуется государственная поддержка. Хотя я должен сказать, что Пермский край, город Пермь этим занимается, покупает квартиры для детей-сирот, там, и так далее. Но, к сожалению, это, конечно, недостаточно для того, чтобы вывести эту отрасль из кризиса. И, кстати, если вы говорите за акр земли один доллар, то во многих городах, ну, в некоторых городах России сегодня участки для коттеджного строительства, для индивидуального строительства в черте городов продают уже 5 тысяч рублей за 12 соток. Практически даром отдается, только люди стройте, поддерживайте строительную отрасль и так далее. То есть, здесь мера может быть, ну, самое огромное количество. Но начинать нужно именно с этой отрасли.

Ведущий: Со строительной вам кажется?

Ю.Б.: Со строительной, в первую очередь, да.

Ведущий: Строительная, да. Хорошо. Как бы вот мелкий товаропроизводитель в Перми. Я не знаю, там, производитель услуг в Перми. Меры по увеличению спроса. А, есть телефонный звонок. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Вы знаете, я хотела высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Вы знаете, самое главное, это нужно дать возможность пермскому производителю достойно торговать своими продуктами. Вы посмотрите, на примере велосипедного завода. Уж если развалили промышленность. Это был самый перспективный завод. Сейчас посмотрите, чем заняты площади. Торговый огромный центр. И кто хозяева? Москвичи.

Ведущий: Подождите, стоп.

Слушатель: А если будут товары пермского производства, я уверена, на 100 процентов, не нужны даже бренды никакие, потому что ни один импортный продукт, ни один московский продукт по вкусовым качествам вообще не сравнится даже с пермскими товарами. Возьмите хоть кондитерское производство, хоть мясопродукты. Того же Кунгурского комбината. Великолепные продукты. Вы знаете, я проработала на заводе больше 40 лет. И вы знаете, я ездила в Москву в командировку на ??????????(неразборчиво). Так оттуда приезжали москвичи и покупали наш сервелат. Везли в Москву. Представляете.

Ведущий: Представляю.

Слушатель: Он тогда стоил 4.30.

Ведущий: Представляю. Скажите, пожалуйста, Ольга, у меня вопрос вот какой. А вы купите пермскую продукцию, если она будет в два раза дороже, ну, скажем, я не знаю, московской или импортной?

Слушатель: А вот вы знаете, я даже пусть 100 граммов, но куплю. Я никогда в жизни не покупала эти ножки Буша.

Ведущий: Браво, Ольга. Спасибо вам огромное.

Слушатель: Это, во-первых. Во-вторых, продукты всегда свежее, качественнее. И самое главное, нужно помочь пермскому производителю. Вот знаете, был сюжет по телевидению о Соликамске. Там, значит, ну, не знаю, кто он там по национальности, неважно. Он выращивал овец, баранов. Ну, и что? Мэр прикрыл все это…

Ведущий: Как помочь-то? Мы спрашиваем у вас как? Спасибо огромное. Спасибо Ольге. Вот она, да. То есть, нам нужно помогать вот только таким образом, Юрий Викторович?

Ю.Б.: Нет, ну, продукты питания – это только часть продукции.

Ведущий: Конечно.

Ю.Б.: Причем, для Пермского края не самая большая и не самое большое количество людей там работает. Есть множество других отраслей. И ситуация-то везде сейчас непростая. Ну. путей, конечно, ограниченное количество. Денег сейчас в бюджете нет. чтобы бюджет мог помогать деньгами.

Ведущий: А надо помогать деньгами?

Ю.Б.: Конечно, надо.

Ведущий: Хорошо. А налоговые льготы? Преференции по, там я не знаю, по аренде? По аренде земли, там, в первую очередь, да, естественно. Преференции, вы говорили, о тарифах. О той региональной составляющей, которой можем помочь, это мало?

Ю.Б.: Это мало. Потому что самое главное все равно, повторяю, даже не это. самое главное, это то, что вы сказали, что это, как бы, это перспективные вещи и так далее. Но хорошее образование, хорошее здравоохранение. Качественный вообще уровень проживания в регионе - это очень важно. Хорошее образование – это очень важно. Это сегодня, и на завтра.

Ведущий: Примем еще один звонок.

Слушатель: Добрый день. Антон. Хотел сказать про сельское хозяйство в частности. вот на сегодняшний день, насколько я знаю, наши фермеры вынуждены закупать горючку в соседних регионах, потому что она там дешевле, вот, чем производит наш «Пермнефтеоргсинтез». Ну, и я считаю, что если бы была бы конкурентная цена, то есть, ниже, и даже специально для фермеров еще и дешевле рыночной за счет государства, то пермское было бы и дешевле, и больше бы производителей было. А так получается, мы едим пермскую картошку, выкопанную за счет бензина из Удмуртии.

Ведущий: Антон. Вы только что озвучили ночной кошмар «Лукойла». Приход сюда еще двух-трех нефтяных компаний.

Ю.Б.: Ну, это оборотная сторона протекционизма. Это когда мы устанавливаем протекционистские барьеры, да, мы помогаем своим производителям. Но надо понимать за счет других. За счет населения и так далее, которые вынуждены покупать дороже.

Ведущий: И это неизбежно.

Ю.Б.: Это неизбежно, да. Чем сильнее барьеры протекционистские, тем выше цены в регионе. Хотя, опять же, опыт Удмуртии, там, Кировской области показывает, что это… ну, и с этим можно бороться.

Ведущий: Каким образом?

Ю.Б.: Там цены никак не выше. Ну, административные. Только, вот, к сожалению, это может быть совершенно неправильно в перспективе, там, и так далее. Но сегодня это административно решается.

Ведущий: Ну, что же, уважаемые радиослушатели, резюмирую сегодняшний эфир. Во-первых, огромное спасибо Юрию Викторовичу Белоусову. Честно говоря, вот даже для меня у меня на какие-то вещи, как выяснилось, шторы были закрыты намертво до сегодняшнего эфира. И я надеюсь, что вы осознали, что любой протекционизм это, с одной стороны, это полезно, с другой стороны, это плата из нашего собственного кармана. Это была «Большая тройка». Юрий Белоусов, Александр Лобов, Олег Русских. Спасибо. Не переключайтесь. Дальше будет также интересно.


Обсуждение
66550
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.