Верхний баннер
07:51 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Итак, итоги ЕГЭ – что есть, по каким предметам мы стали более успешными, по каким чуть хуже? Давайте свежие цифры.

-Да, недавно появилась информация по итогам ЕГЭ этого года. Мне очень приятно было анализировать данные, какие-то основные тренды готова озвучить. Меня очень порадовало, что абсолютно по всем предметам результаты этого года выше, чем результаты предыдущего. Это говорит о стабильной положительной динамике, о том, что мы работаем действительно стабильно. Порадовало также и то, что по всем предметам в этом учебном году город Пермь обошел показатели Пермского края. Вроде бы казалось, чему тут радоваться, разве может быть по-другому? На самом деле в прошлом году по двум предметам мы проигрывали средним показателям Пермского края, по географии и французскому языку. А еще в 2010 году мы проигрывали краю по биологии, химии и истории. Но с учетом того, что мы свою работу скорректировали и назвали так называемые любимые предметы естественнонаучного цикла и стали акцентировать на них внимание, уже с радостью можно сказать, что в этом году по абсолютно всем учебным дисциплинам среднее значение пермских учеников выше, чем средний показатель по Пермскому краю. Очень много 100-балльников, по сравнению с прошлым годом их количество выросло более чем в два раза. Если в прошлом году было 52 100-балльника, то в этом их было 111.

С чем связываете?

- Смотрите, мы ведь действительно ведем системную работу по повышению качества образования, очень активно работают в этом плане и сами образовательные учреждения. Здесь очень много мероприятий. И то, что мы даем муниципальные задания нашим образовательным учреждениям, и тестирование идет предварительное, и учителя тоже пишут тесты, проходят специальную подготовку. То есть идет такая планомерная работа.

Вы знаете, были скандалы. Недавно вышла информация, что 17 сотрудников системы образования в Пермском крае были подвержены наказаниям за нарушения в ходе проведения ЕГЭ. Где-то штрафы, где-то увольнения. Есть среди них учителя городские? Можно ли назвать фамилии, школы? Вы уволили кого-то?

- Про учителей ничего сказать не могу. По Перми есть 6 случаев, когда наши дети были пойманы. 4 человека имели сотовые телефоны и 2 человека пользовались справочными материалами. Они были удалены с экзамена, потом 5 из них были допущены государственной комиссией до повторного проведения, написания теста в резервный день, один допущен не был.

А по учителям не можете сказать, потому что это секретная информация?

- Про учителей, честно говорю, пока не знаю. Надеюсь, мы же не в последний раз собираемся. Когда-то, может быть, озвучим.

Хорошо, потому что краевое министерство тоже пока не озвучивает. Итак, давайте к теме приемки школ. Сколько школ и детсадов уже принято?

- На самом деле статистика меняется буквально каждый час. На сегодняшний день больше 80 школ принято, также где-то порядка 90 детских садов прошли процедуру приемки.

Это даже не половина пока еще принята?

- Нет, чуть больше половины. У нас 132 школы в этом году проходят процедуру приемки, вот больше половины уже принято. Каждый день у нас дается новая статистика.

Это не страшно, потому что сегодня 1 августа.

- Да, у нас получается официально по приказу министерства образования окончание приемки школ 16 августа. Мы планируем ее в Перми пройти раньше, идем согласно графику. Хотя, конечно, случаются всякие нюансы. То пролетов, заграждений не хватает, то еще какое-нибудь замечание. По ходу приходится быстро устранять.

Кто принимает? Какие структуры?

- Очень представительная комиссия. В нее входят специалисты Роспотребнадзора по Пермскому краю, управления МЧС, МВД, ФСБ и, конечно, специалисты департамента образования.

До какого числа приемка школ продлится?

- У нас в Перми мы планируем до 9 августа эту процедуру завершить.

Осталось буквально 8 дней.

- Да, следующая неделя будет решающей.

О каких крупных капитальных ремонтах хочется сказать, как идут дела? Я знаю, 60-я и 10-я школа в 2013 году.

- Да, мы планируем завершить и запустить 1 сентября 60-ю школу, 10-ю школу, Свердловский район, 87-я, Кировский. Находится в процедуре проведения капитального ремонта школа №101 и №114. Дети этих школ начнут следующий учебный год на других площадях.

Уже понятно, где?

- Да, конечно. Они уже завершали прошлый учебный год в других помещениях. Напомним, у нас была проблемная ситуация по 81-й школе в Свердловском районе, там тоже было аварийное состояние в связи с трещиной на стене. Сейчас аварийная ситуация устранена…

То есть отремонтировали, убрали трещину. Выяснили причину?

- Там, знаете, одной причины не бывает. Трещина пошла по фундаменту, похоже, есть серьезные проблемы с почвой. Но все равно прошло укрепление фундаментов, укрепление стены…

1 сентября дети пойдут в школу. Спрашивают по ICQ: «Вернули ли землю гимназии 17?» Как обстоят дела с гимназией?

- Гимназия 17 весь прошлый учебный год уже училась на своих площадях. В прошлом учебном году гимназия получила лицензию на образовательную деятельность, с этим событием мы ее поздравляем. Земля, о которой идет речь, слева от гимназии, она никогда не принадлежала самой гимназии. Поэтому вопрос не должен ставиться, вернули ли, никто у гимназии не отбирал эту землю. На уровне города создана специальная группа, которая рассматривает вопрос о том, чтобы эту землю действительно присоединить к гимназии 17, но там очень непростые процедуры.

Людмила Анатольевна, а кто решает, в какой школе должны быть окна отремонтированы, в какой капитальный ремонт, сколько денег туда, сколько сюда, как задолго это решается?

- Каждое образовательное учреждение подает в рабочем режиме заявку на участие в комиссии по ранжированию. Все директоры пишут свои проблемы, которые есть. например, кровля, окна, инженерные сети, еще какие-то ситуации, прикладывают необходимый пакет документов, смету, которая обосновывает тот или иной размер необходимых денежных средств. Дальше собираем эти заявки и выносим на рассмотрение комиссии. В нее входят и депутаты Пермской городской думы, и представители исполнительной власти. На комиссии принимается уже окончательное решение с учетом той суммы, которая выделена на ремонт в определенный год, какие учреждения туда попадают. Естественно, когда мы выносим, это департамент образования, на комиссию свое видение, то мы даем обоснование. Допустим, течет кровля. Это грозит замыканием проводки и выбытием учреждения из списка действующих. Поэтому есть какие-то первоочередные вещи, и у этих учреждений больше шансов туда попасть. Есть более спокойные ситуации, и там мы можем отложить на 2015 или 2016 годы.

А какие-то школы и детсады будут закрыты из-за аварийности?

- Да, на самом деле сложно спрогнозировать ситуацию. Мы четко понимаем на сегодняшний день, что в капитальном ремонте нуждается школа №96, это Свердловский район, у нас есть проектно-сметная документация. Когда буквально на этой неделе у нас проходила бюджетная комиссия, мы заявляли потребность в денежных средствах на ремонт этой школы. Анатолий Юрьевич, понимая эту значимость, сказал, что будет рассматривать вопрос. 57-я школа, Мотовилиха, тоже требуется некоторая сумма денег на то, чтобы укрепить стену в том корпусе, где дети не учатся, там есть такой корпус. Школа-интернат, 4-й и 6-й в Орджоникидзевском районе, требуется реконструкция, поскольку для получения лицензии необходимо провести определенный набор работ, при этом школы могут функционировать. Их закрывать нет необходимости. Если аварийная ситуация случается, как в 81 школе, мы не можем предвидеть, сразу учреждение закрываем.

А вы говорите, что обычно директора пишут, там и там не хватает, сметную документацию… А бывают такие заявления от родителей: «В ужасном состоянии туалет, сделайте что-нибудь в течение года!»

- Да, на самом деле бывают. К счастью, их все меньше и меньше за последнее время, потому что родители сейчас начинают понимать, что суммы средств есть в самих образовательных учреждениях. Бюджет школы и детского сада формируется по подушевому принципу. За каждым ребенком идут деньги как на зарплату педагогам, так и на содержание имущества, и у руководителя учреждения есть некоторая сумма средств, запас, которым он может самостоятельно, без учета мнения департамента образования, распоряжаться. Если мы возьмем среднюю школу человек на 700-800, то у этой школы может быть порядка миллиона, который она может потратить на текущий ремонт за вычетом всех затрат на налоги, коммунальные платежи. У большого 11-группового детского сада, когда уплатил директор все необходимые взносы, остается порядка 600-800 тысяч. Есть некоторый резерв, которым они могут распоряжаться сами, на туалеты, на красоту…

То есть, прежде чем написать родителю в департамент образования, надо директору писать, подходить, общаться. А вы помните примеры, когда директор был против, написали в департамент, вы как-то надавили, что-то изменилось?

- На самом деле таких случаев нет, потому что родители уже такую активную жизненную позицию занимают, слава богу, объяснять, что нужно сделать туалет – это уже не для Перми. У нас вполне толковые руководители, они знают, где и что нужно ремонтировать.

Хочется узнать суммы, которые потрачены на капитальные ремонты, школы и детские сады.

- Общие цифры, наверное, мало что будут говорить. Я вам могу сказать, что на ремонт такой школы, как 10 или 60, из бюджета города идет порядка 100 миллионов рублей. Очень серьезные суммы средств. В этом году мы восстанавливаем 6 детских садов, на ремонт детского сада идет от 50 до 70 миллионов рублей. В этом году у нас восстанавливается детский сад №238 на Советской, №137, гимназия №31, детский сад №162 ремонтируется, долго перечислять, не буду на это тратить время. На восстановление детских садов из городского и краевого бюджета будет потрачено 315 миллионов рублей. еще 45 миллионов просто на текущий ремонт.

С утра ведущие озвучивали, что вы придете на эфир, собирали вопросы. Николай в «Утреннем развороте» попросил узнать, в Камской долине уже несколько лет ждут детского сада, 200 детей, в 2006-м закрыли действующий. Есть ли у вас информация, там когда-нибудь будет детский сад?

- Я так понимаю, речь идет о районе Средней Курьи. Там действительно был 101-й детский сад, мы его давно закрыли, аварийное состояние, и вода из скважины никак не соответствовала нормам. Мы планируем строить, уже разработана проектно-сметная документация, уже получено на нее положительное заключение в районе Курьи, где сейчас находится 52-я школа. Я думаю, там будет вполне реально подвозить детей в район Верхней Курьи. В Средней Курье построить детский сад будет не совсем правильно.

Дальше по школам. Все получили лицензии?

- На самом деле это идет перманентный процесс. Одновременно лицензии не могут заканчиваться, они заканчиваются постепенно. Как только лицензия заканчивается, школа ее переоформляет.

Лицензию в течение года получают, это не летний период. Что касается строительства детских садов, что появится к сентября, в каких районах?

- Мы, как уже известно, строим 407-й детский сад, еще одно здание на Пролетарке…

Ой, долго оно уже строится.

- Да вы что? Мы только начали в этом году, в этом году и закончим.

Простите, спутала на Пролетарке с больницей.

- Да-да, я наоборот хочу сказать, что мы 407-й очень стремительно, строит завод силикатных панелей.

Быстро – это сколько надо месяцев?

- Мы начали зимой, и к концу этого года завод планирует его уже завершить и ввести в эксплуатацию на 100 человек, прямо на территории 407-го детского сада, территория позволяет это сделать. ЛУКОЙЛ в этом году до конца календарного года в конце декабря планирует завершить строительство детского сада в Индустриальном районе, там на 250 человек, и тоже бесплатно передать его в муниципалитет. И это будет хороший подарок жителям города в Индустриальном районе, потому что там очень критичная ситуация с местами в детские сады. И как уже известно, буквально в эти часы происходит передача нового детского сада. «Ренова строй групп» передает администрации города…

Квартал на Мехоношина, одноэтажный пристроенный детский сад, есть информация о нем, расположен на Краснофлотской, 11. Площадь объекта – 806 кв. м. Это много для сада?

- На самом деле не очень много, там садик на 45 мест. Но каждое место ценно.

Это точно. Общая стоимость объекта – 35 миллионов рублей. на самом деле застройщики редко идут навстречу городу, возводят за счет своих денег объекты, а потом передают муниципалитету. Это вообще редкий случай.

- Я сколько работаю, первый раз такое.

Такое меценатство, широкий жест?

- 7 лет уже скоро будет, как я работаю начальником департамента, и первый раз такой случай.

Платным будет для жителей посещение детского сада?

- Я думаю, что это будет обычный муниципальный детский сад, плата будет, как в обычном муниципальном детском саду. Сейчас будет стоять задача оборудовать его и в ближайшее время запустить.

Я так понимаю, там просто стены, отремонтировано, чисто, но пусто. Чтобы провести торги, время, успеете за август все это сделать?

- Скорее всего, нет. Но за август-сентябрь, пару месяцев, думаю, будем стараться это сделать.

Будет ажиотаж на детский сад, кто решает, кто попадет, кто не попадет туда?

- На самом деле все очень просто. У нас есть единый реестр, и дети получают путевки в муниципальные сады по дате рождения. Тот, кто не получил путевку в муниципальный детский сад в период июньского комплектования, это первые очередники для получения путевки. В новое-то учреждение, конечно, все хотят попасть. Я сама там еще не была, но мой коллега съездил, говорит, там шикарно.

Катерина спрашивает: «Существует приписка к школе. Не кажется ли вам разумным создать приписку к детскому саду? Мы живем в центре города, на Революции, напротив нашего дома есть детский сад, но путевку туда не дают, говорят, нет мест. Предлагают Крохалевку, Загарье, тогда как в этот детский сад получили путевки дети из других районов города. Думается, давать путевки справедливо тем, кто проживает рядом с детским садом и нуждается в детском саду.

- Разумная мысль есть. Вместе с тем, когда мы к этому вопросу подходим более близко, то не совсем однозначное решение закрепить. Почему так говорю? Есть родители, причем их немало, которые хотят возить ребенка…

Поближе к работе?

- Да, по пути. Это во-первых. Во-вторых, мы понимаем, что все-таки есть проблема с обеспеченностью местами в территориях. Есть поселок Железнодорожный, на сегодняшний день там самая проблемная зона, мы все равно вынуждены предлагать детям Железнодорожного путевки на Парковом. Как только мы сделаем жесткое закрепление, тогда мы не сможем обеспечить этот баланс по городу.

Здравствуйте, ваш вопрос.

Слушатель: Я живу в Индустриальном районе, насчет детских садов. Там не дают место и другой район не предлагают. А сыну в ноябре уже будет три года.

- Действительно, места в других районах предлагают тем детям, которые по очереди находятся на более верхних позициях. Я предлагаю вам подойти ко мне в районе сентября-октября, когда ситуация может измениться, потому что после того, как дети попадают в детский сад, зачастую родители сдают путевки, и в сентябре-октябре происходит некоторая динамика. Можете еще раз сделать попытку подойти за путевкой в начале осени.

Знаю цифру, 700 миллионов рублей из федерального бюджета выделено на Пермский край, на детские сады, ремонт и строительство. Куда они пойдут?

- Действительно, выделены федеральные деньги на увеличение муниципальной сети. Перми, насколько я знаю, может поступить порядка 250 миллионов рублей. Эти деньги пойдут исключительно на восстановление либо выкуп детских садов. Мы планируем начать те капитальные ремонты, которые по нашим замыслам мы должны были начать в 2014-2015 годах. Мы как бы ускоряем график восстановления детских садов. Это хорошая новость, потому что мы быстрее решим проблему.

Когда вы сказали про садик на Мехоношина, застройщик построил и практически дарит муниципалитету, я вспомнила сад на Технической. Заброшенный сад, уже три года, чего только там не находилось. Да много таких садов, много заброшенных зданий по городу. Есть у них какое-то будущее или их вообще снести, проще новые построить?

- Как раз сейчас, когда я говорю о восстановлении детских садов, мы как раз эти здания и восстанавливаем.

Вы про них все помните.

- Помним, да. Деньги были в казне, казна их хранила, когда нам деньги выделяются, мы сразу забираем их, начинаем ремонтировать, восстанавливать.

Будущее есть у таких заброшенных зданий. Евгений пишет по ICQ: «У меня ребенку исполняется три года 2 октября. В отделе образования мне сказали, что даже не думайте попасть в садик раньше 2014 года. У меня ипотека, мне невыгодно, что жена сидит дома с ребенком. Возить ребенка в другой район нет возможности. Думаю, что я такой не один. Микрорайон Пролетарский».

- О, Пролетарский – действительно соглашусь, что проблема серьезная. Мы даже не всех 4-летних детей можем устроить. Поэтому мы 4-летним детям из Пролетарки как раз предлагаем либо Кировский район, либо Парковый, либо в центре города. Вот 4-летним детям, уверена, специалисты должны были предложить.

Проблема с Пролетарским – люди, может быть, зная эту проблему, не будут дома там покупать?

- Я не знаю, потому что действительно там и жилье.

Недорогое, доступное, ипотеку берут, молодежи много.

- Да, будем планировать увеличивать. 407-й строим садик.

Не только восстановление школ идет, но я так понимаю, и спортивных площадок рядом со школами. Тоже мне казалось, многие находятся в разрушенном, заброшенном состоянии. Где, какие-то факты?

- Очень приятно, что эта работа по восстановлению спортивных площадок носит плановый характер. Два года назад краевой бюджет помог нам, и мы восстановили три площадки. Это в 9 лицее, Мотовилиха, 16 школе, Орджоникидзевский район, 120 школе, Дзержинский. Причем мы не просто их восстановили, а сделали все в соответствии с современными требованиями. Искусственный газон, красивые покрытия, трибуны, все как положено. В прошлом году была восстановлена 109-я школа, 4-й лицей был восстановлен с помощью ЛУКОЙЛовских средств. А в этом году, сейчас как раз ведутся ремонтные работы на пяти образовательных учреждениях, во 2-й гимназии восстанавливается спортивная площадка, в 1-м лицее будет, еще не началась. Ведутся работы в 44-й, 60-й, 94-й школах. Мы стараемся сделать так, чтобы сбалансировать восстановление этих площадок равномерно по территории всего города.

А кому не повезет сейчас, они могут надеяться на следующее лето? Или это в течение года?

- Когда мы выходили на бюджетную комиссию, заявляли дополнительную потребность. Но будут или не будут нам выделены средства, это уже будет решать бюджетная комиссия.

Здравствуйте, Анатолий, вы в эфире. Ваш вопрос?

Анатолий: У меня сын ходит в 31-ю гимназию, и ежегодно там собирают 1200 рублей на охрану. Законно ли это?

- На самом деле вы для себя внутри образовательного учреждения должны принять решение, каким образом будет обеспечиваться безопасность. Я однозначно могу сказать, что из бюджета города на охрану детей деньги в нормативе не заложены. Грубо говоря, может быть предусмотрено наличие сторожей, и это деньги, которые пойдут из бюджета. Но, как правило, школы принимают решение обеспечивать безопасность детей еще и днем, с 8 утра до 8 вечера. И это уже дополнительные затраты. Но при этом внутри образовательного учреждения может быть две возможности, так практика сложилась. Либо деньги собираются с родителей, и родители с этим согласны, потому что в принудительном порядке мы не имеем права собирать деньги с родителей. Второй вариант – можно решить оплачивать охрану учреждения из средств бюджета школы. Это решение должно быть принято внутри образовательного учреждения.

Вы сказали, не можете заставить. Половина класса заплатит, половина нет. Охраннику будут платить зарплату, он будет сидеть…

- На самом деле мы понимаем, что ситуация неоднозначная, но заставлять всех сдавать деньги на охрану…

Юля на сайте оставила вопрос: «Предназначаются ли учебники для начальной школы по программе 2100? С родителей первоклассников собрали 2500 на эти учебные пособия, потому что школа не может обеспечить. Правомерно ли это?»

- Весьма традиционный вопрос перед началом учебного года, и такой стандартный ответ. Мы обеспечиваем, в первую очередь даже не департамент образования, а министерство образования Пермского края, образовательные учреждения за счет своего бюджета и внебюджета обеспечивает своими учебниками детей. При этом мы не обеспечиваем индивидуальными тетрадями. Когда вас просят купить тетради, это правомочно. При этом я хочу сказать, сейчас решается вопрос, все параллели третьих и четвертых классов во всем городе будут обеспечены целевыми поставками от министерства образования Пермского края по всем учебникам по всем программам. Причем будут поставки и еще.

Остались не отвеченными вопросы на сайте, давайте по ним пройдемся. Владимир Морозенко: «Еще в мае этого года общественный совет за права детей на образование сделал официальный запрос в департамент о количестве выпускников, не допущенных к ЕГЭ. Вы обещали предоставить запрошенную информацию. Почему нет ответа до сих пор?»

- Мы ответ отправили, насколько я помню, 13 июня. Что касается предоставления всей информации, которую господин Морозенко запросил, мы не смогли ее представить. Почему? Потому что мы не обладаем полномочиями по предоставлению этой информации. Мы обратились в инспекцию в сфере надзора и контроля по образованию, и нам однозначно ответили, что это только их полномочия – предоставлять информацию такого рода. Поэтому, если наши коллеги хотят получить эту информацию, им необходимо обратиться либо в инспекцию, либо в министерство образования Пермского края.

Перед ЕГЭ часто возникала тема недопуска к ЕГЭ. Утром Дмитрий тоже задал вопрос, что после 9 класса его дочка не очень хорошо училась, тройки и четверки – выживают из школы, не дают поступить. Какие права имеют родители? Или, может, вы как руководитель департамента скажете – да не ходите, не упирайтесь вы так в 10 класс, идите в техникум?

- Это решение должна принять семья. Если семья принимает решение пойти в 10 класс, надо пойти в 10 класс. Если не можешь решить проблему с директором, всегда можно обратиться в департамент образования с жалобой. Мы здесь вмешаемся, и права будут соблюдены. С другой стороны, нужно всегда подумать, надо ли в 10 класс, поскольку программа очень сложная, и ребенку тяжело осваивать в 9 классе, то надо еще взвесить, надо ли упираться и идти в 10-11 класс. По идее, школа обязана принять.

Евгений продолжает про район Пролетарский: «Если не можете предоставить место в муниципальных садах, субсидируйте помещение ребенка в частное заведение».

- Да, на самом деле город Пермь очень активно поддерживает негосударственный сектор. У нас в субсидии идут во все лицензированные детские сады, а их в городе Перми ни много, ни мало 17. И субсидии идут на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Но частный детский сад должен быть с лицензией, не все имеют лицензию, постепенно их получают. Но я напомню, что у нас абсолютно каждый ребенок в Перми от 1,5 до 7 лет обеспечен бюджетной квотой. Если он не получает за него, не идет субсидия в частный детский сад на ребенка, то семья получает на руки денежное пособие в размере норматива стоимости услуги. А это 4,5 тысячи рублей на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет и более 5 тысяч на ребенка ясельного возраста.

Пишет Евгений: «Озвучьте список, какие лицензии, где можно посмотреть».

- На память, конечно, всех не назову. У меня в департаменте есть специалист, Ершова Ольга Станиславовна, 212-70-50, это телефон приемной. Можно спросить этого специалиста, можно спросить, куда обратиться. Наверняка у нас на сайте permedu.ru можно посмотреть.

Пожалуй, последний вопрос на сайте от Екатерины: «Дети учатся в 22-й школе, искренне болеем за школу, пугает несоответствие нормам пожарной безопасности. Со стороны Сибирской проезд постоянно забит машинами, протиснуться трудно, тем более, проехать на пожарной машине. Это не вина директора, это ваша вина, что вы не обратились к главе администрации об организации проезда, второй пожарный проезд загорожен двухэтажным гаражным боксом со стороны 25 октября». Наверное, знаете эту ситуацию.

- Наша-то ведь задача не делить, кто прав, кто виноват в этой ситуации. Я считаю, что ничего не мешает и нам обратиться, и администрации образовательного учреждения в администрацию района и порешать эту проблему. Я готова взять ее на контроль.

Когда-нибудь поднимался вопрос, что давайте построим новое здание для 22-й, там действительно тесно в классах, а старое, например, в начальную школу отдать?

- Вопрос по строительству школ вообще поднимается очень часто. Ситуация по 22-й школе не единственная, строить нужно много школ в разных территориях города, в том числе на территории 22-й школы. Думаю, сейчас вопрос решаем.

Это проблема центральных районов.

- Да не только, так же на Пролетарском. 40-я школа, я не знаю, там уже скоро в три смены будет учиться.

Бум рождаемости там когда-то был?

- Да, сейчас пик находится на дошкольном возрасте, через 3-4 года он смещается на школу.

 


Обсуждение
2619
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.