Верхний баннер
13:29 | | 16 ИЮНЯ 2019

$ 64.43 € 72.7

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70


Программы / День города

23.11.2009 | 22:00
День города. Новые возможности местного самоуправления.
Ведущий: Здравствуйте, друзья. Это программа «День города». Сегодня у нас в гостях Александр Зотин, руководитель комиссии по жилищно-коммунальной политике «Союза защиты пермяков».

Александр Зотин: Здравствуйте.

Ведущий: Александр, здравствуйте. И сразу в двух словах, вот, буквально, в двух, о чем сейчас будем говорить?

А.З.: Ну, я так понимаю, что мы будем говорить и об итогах специального семинара, который прошел при «Союзе защиты пермяков» по местному самоуправлению, и о новых наших предложениях в области местного самоуправления в городе Перми.

Ведущий: Сразу представляйте соведущего, сразу представляйте гостя.

А.З.: Людмила Прошина, председатель товарищества собственников жилья.

Ведущий: То есть, Людмила у нас будет, как раз, как эксперт-практик выступать.

А.З.: С Вильямса, 12.

Ведущий: Очень хорошо. Ну, что, Александр, сразу вопрос первый. Что за семинар?

А.З.: Семинар прошел уже больше недели тому назад. Нашей задачей было простроить два уровня местного самоуправления, связать их между собой. Не секрет, что у нас в Перми существует пока, собственно, один только уровень местного самоуправления, это Пермская городская Дума. Напомню, однако, что в Перми миллион жителей, а депутатов 36. Таким образом, доступность реальная депутатов под большим вопросом. Если в сельских поселениях существуют вот эти поселковые советы, по 131-му закону прописанные, то большие города, по сути дела, лишены второго уровня местного самоуправления. Фактически, ими являются советы территориального общественного управления, так называемые, СТОСМы. Но, как отмечают эксперты, и как было подчеркнуто на семинаре, они влачат жалкое существование. Я думаю, мы поговорим в дальнейшем об этих причинах. Главные проблемы-то, в основном, отсутствие финансирования и отсутствие наполнения кадров. В то же время в Перми зародилось достаточно мощное жилищное движение. В первую очередь связанное с организацией товариществ собственников жилья и с тем, что жители берут под контроль существенные бюджеты и управление в своих домах. Вот мы и попытались связать это жилищное движение со следующим уровнем - территориальным общественным самоуправлением, которые могли бы позволить жителям поставить ситуацию на местах под контроль.

Ведущий: Я правильно понимаю, что у нас условно документально все уровни присутствуют?

А.З.: Нет, это не так.

Ведущий: Нет?

А.З.: Дело в том, что у нас же не избираются депутаты местных советов, там, советов микрорайона, районные депутаты. Они не избираются. У нас на свой страх и риск по своему почину жители могут организовать территориально-общественное самоуправление. Но могут и не организовывать. В то же время городскую Думу нельзя не избрать. Таким образом, у нас местные самоуправления одноуровневые до сих пор это существенное упущение.

Ведущий: Вот к нам давеча приходил зам.главы администрации Свердловского района Петр Налбандян.

А.З.: Знаем такого.

Ведущий: Знаете, да. Он рассказывал, как раз про местное самоуправление в Свердловском районе, про ТОСы и так далее. Так вот, с его слов очень активно работают жители. И в принципе, нет, пожалуй, такого кусочка Свердловского района, который бы не был охвачен ТОСом.

А.З.: По этому поводу вспоминаются стихи, если не ошибаюсь, Толстого. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». По отчетам все хорошо. Но, давайте посмотрим на эти СТОСМы, которые действительно занимают весь Свердловский район, более пристально. Что это такое. К сожалению, это в основном клубы. Я опять-таки говорю, это касается не всех ТОСМов, но подавляющее большинство клубы пенсионеров, где они тихонько проводят свои мероприятия, их подкармливают местные депутаты. И, в общем-то, это машинки для обеспечения голосования на муниципальных и региональных выборах. Никаких значимых инициатив эти СТОСМы не выдвигают. В то же время советам территориально-общественного самоуправления даны огромные полномочия. Во-первых, они могут брать на себя часть функций районных администраций, и даже городской администрации. Например, в части благоустройства. Разумеется, по согласованию с городскими властями. Но кто же откажет в этом согласовании сильному СТОСМу? Во-вторых, советы территориальные обладают правом законодательной инициативы в Пермской городской Думе. Причем, в этом смысле они даже круче депутата Пермской городской Думы. Потому что они могут предлагать изменения в устав, а один депутат не может. Только одна треть депутатов. Но, как ни странно, правом законодательной инициативы воспользовались советы всего один раз. В этом году совет СТОСМ «Городские Горки» изменил… помог в изменении постановления по предоставлению капитального ремонта многоквартирных домов. Это была их инициатива, направленная в совет «Союзом защиты пермяков». То есть, имея гигантские, в общем-то, полномочия, ими не пользуются СТОСМы, в том числе. Свердловского района. Прежде всего, потому что подбор кадров в этих СТОСМах и само направление деятельности заточены-то под другое. Вот как изменить эту ситуации, мы обсуждали на семинаре.

Ведущий: У нас также в гостях, я еще раз напомню, Людмила Прошина, это председатель ТСЖ «Вильямса, 12». Людмила, вот сейчас вопрос к вам. А люди есть? Вот Александр говорит, что подбор кадров там оставляет желать лучшего. А есть лучшие кадры?

Людмила Прошина: Есть, на самом деле. В этих же домах, в которых мы живем с вами, рядом с нами живут грамотные, интересные, и с горячим сердцем и разумом люди. Которые готовы, наверно, участвовать в системе самоуправления. Вопрос, наверно, в другом. Вопрос в создании некой… внутренних условий для того, чтобы эта ситуация разрешилась. То есть, ТСЖ сегодня является той школой управленческих кадров, которые в ближайшее время будут, наверно, расти, организовывать эти самые советы самоуправления, из которых, соответственно, будут выдвигаться те люди, которые реально будут решать вопросы на местах, защищая интересы жителей города, выдвигая те самые нормотворческие инициативы для решения вот этих насущных и проблемных задач сегодня.

Ведущий: Что за люди должны тогда находиться в ТОСах, если вы, Александр, называете сейчас ныне существующие ТОСМы, например, в Свердловском районе, клубами ветеранов?

А.З.: Я еще раз подчеркиваю, что к таким клубам относятся не все СТОСМы Свердловского района. Но я думаю, процентов 90. Какие люди туда могут прийти. Смотрите, сейчас люди берутся, жители, за управление своими домами. Этот процесс начинает приобретать массовый характер. Только в Перми уже свыше тысячи товариществ собственников жилья. А многоквартирных домов в Перми шесть с половиной тысяч примерно. То есть, это довольно много. Соответственно, в этих ТСЖ формируется первичная управленческая элита, в том числе, не только финансово-хозяйственная, но и общественная. Естественно, человеку, наведя порядок в своем доме, интересно посмотреть, а что, собственно, у нас происходит за пределами нашего дома. А за пределами происходит разбитые дороги, грязь, отсутствие нормальной уборки улиц, ну, и ряд других прелестей. Соответственно, эти проблемы тоже можно решать. Но при условии, если жители возьмут под контроль хотя бы часть бюджета, которая выделяются на эти средства, и СТОСМ был наполнен именно активистами жилищного самоуправления.

Ведущий: Вот я сейчас цитирую Петра Налбандяна, который говорит, что «у нас в советах инициативные люди, которые неравнодушны и активы, неравнодушны к судьбе своего района, к судьбе своей улицы, к судьбе своего микрорайона». Я просто не вижу сейчас никакого противоречия.

А.З.: Практика лучший критерий истины, Роман. Смотрите. Сколько эти инициативные люди выдвинули нормативных инициатив? У нас в городе все нормально, у нас все хорошо с проездом. Вернулся недавно из Ижевска. Там проезд в трамвае 10 рублей. У нас, извините, 12. И хотят повысить уже со следующего года до 14. Может быть, у нас все хорошо с программой капитального ремонта многоквартирных домов? Нет. Значительная часть денег была выведена нецелевым образом в прошлом году. Может быть, у нас все хорошо с системой оптимизации школ? Нет, не все хорошо. Но от СТОСМов-то ничего, кроме праздников урожая-то, мы не увидели, от этих инициативных людей.

Ведущий: То есть, в данном случае у нас советы общественного самоуправления, вот эти вот самые территориальные, должны заниматься депутатской работой по большому счету?

А.З.: Нет, не соглашусь с вами.

Ведущий: Ну, а как?

А.З.: Смотрите, депутат в данном случае – это лицо, принимающее финальное решение, который занимается законотворческой работой. Но он на данный момент находится в вакууме. То есть, некая группа поддержки. Это хорошо, если есть. То есть, человек не купил свой мандат, а все-таки его кто-то выдвинул.

Ведущий: Много таких?

А.З.: Я думаю, что до недавнего времени были. Я могу вспомнить того же Михаила Касимова, например. К сожалению, он больше не депутат городской Думы. Так вот депутаты такие, в принципе, есть. Но между ними есть определенный вакуум. 20 тысяч избирателей и я, депутат. Дальше вопрос. Каким образом осуществляют с ними работу? Ну, давайте откроем одну депутатскую приемную. Много людей туда придет? Сколько-то придет. Но этого недостаточно. У Людмилы есть на эту тему.

Л.П.: Да, у меня есть дополнение, что я со своими депутатами, это господа Смильгевич и Логунов, не могу встретиться уже в течение полутора лет. Не смотря на, будем говорить, обращение, в том числе, и в городскую Думу с просьбой о помощи, чтобы они помогли нам решить проблемы, которые связаны сегодня территориальными проблемами вот нашего ТСЖ, это с ресурсоснабжающими организациями, с земельными участками, организацией детского досуга на территории нашего микрорайона. А воз, называется, и ныне там. Депутаты игнорируют председателя ТСЖ по самым главным проблемам. И не собираются их защищать ни, будет говорить, ни в одной инстанции.

Ведущий: А вот этот вот самый ТОС у вас есть, о котором так бодро говорит Александр Зотин?

Л.П.: Вот буквально, может быть, месяца не прошло, была попытка создания так называемого СТОСМа. Мне сложно сказать, на какой стадии сейчас находится регистрация данного объекта самоуправления. Но, тем не менее, однажды вижу, что собираются наши любимые, так называемые, бабушки в кинотеатре «Родина», есть такой на Гайве. Человек 60 собрались. Решили закрыть старый СТОСМ, который не действовал уже в течение многих лет. И, соответственно, пользы жителям от него не было никакой. Но, оказывается, создаем новый СТОСМ. Три СТОСМа на территории Гайвы. Слушаю задачи. Оказывается, праздниками только, и развлекать друг друга будем. Пришлось, будем говорить, руку поднять и выступить. То есть, ребята, а кто будет ваши позиции защищать здесь, на территории Гайвы? Кто будет заниматься жилищно-коммунальным хозяйством? А сколько вообще у нас на территории Гайвы жителей-то живет? Как мы будем, правомочны мы организовывать данный СТОСМ? Мне в ответ – администрация не дает нам информацию по поводу, сколько жителей на территории Гайвы. Секретная, говорят, информация. Я говорю – хорошо, давайте сами перепишем. Есть вопросы. Много вопросов. Ну, СТОСМ, якобы, был создан. То есть, я предложила собственную кандидатуру в совет общественного самоуправления. Но пока вот сдвижек нет. Посмотрим, попытаемся использовать опыт прошедшего семинара, который вот был недавно. Я очень благодарна организаторам, значит, «Союза защиты пермяков», Виктору Скутину, Мише Касимову за то, что они организовали этот семинар. Хочу поделиться интересными наблюдениями. Из ста человек, которые там присутствовали, то есть, в первый день семинара 95 процентов председателей ТСЖ вообще не понимали о том, зачем нужен СТОСМ. И на второй день после проведения организационно-деятельностной игры все поняли, что такое СТОСМ. Разработали план действий по конкретным задачам. И. я думаю, что в ближайшее время у нас появятся работоспособные СТОСМы, которые, действительно, явятся той площадкой для власти, с которой будут считаться, и которая реально сегодня будет защищать интересы жителей микрорайонов.

А.З.: Возвращаясь к теме депутатов, да, городской Думы, поучается, что, когда к депутату человек идет с протекающим краном, это как раз не депутатская работа. Это, скорее, работа управляющей компании или ТСЖ. В то же время, СТОСМ вполне может этот уровень проблем взять на себя. Но взамен депутат должен, что называется, поделиться властью со СТОСМом. Вернее, не столько властью, сколько контролем. Совет территориального общественного самоуправления аккумулирует инициативы и выносит на представление депутатам. Только так можно простроить механизм обратной связи.

Ведущий: То есть, полтора года Людмила не могла добиться встречи с депутатами. А сейчас будет организован СТОСМ. Хопа – и депутаты сами пойдут.

А.З.: Не так все просто.

Л.П.: Я думаю, что на сегодня депутат нам не нужен как таковой. Я думаю, грядут следующие выборы. И сегодня жители, как раз, видя то, как организовывают свою работу депутаты, то, как они защищают наши интересы, выдвинут своих кандидатов. Я думаю, мы таких воспитаем.

А.З.: Маленький штрих. Был такой дом в середине Свердловского района, Комсомольский проспект, 71. Они защищались от незаконной реконструкции успешно. Там ТСЖ тоже создали. И вот когда они защитились, навели порядок в своем дворе, то есть, решили проблемы совсем уж локального значения, они же сразу задали вопрос. Скажите, пожалуйста, а что делает наш депутат? Ну, почему он, например, не появился на нашем там конфликте, не защищал там наши интересы?

Л.П.: Да, когда отключают у нас воду…

А.З.: Мы его хотим переизбрать в этой ситуации. То есть, у людей начинает просыпаться нормальное гражданское правосознание. Это очень хорошо.

Ведущий: Хорошо. Итак, у нас есть советы территориального общественного самоуправления. У нас есть возможность организовать советы. Более того, у этих советов есть целый набор полномочий, правильно, которыми они не всегда пользуются, но могут пользоваться.

А.З.: Верно.

Ведущий: Особенно, если будут знать, как. Есть территории, где ТОСов, СТОСМов нет.

А.З.: Существуют, да, конечно.

Ведущий: Существуют. Или есть территории, где эти СТОСМы существуют, но не работают. Соответственно, их можно переизбрать. И так далее. Вот я сейчас снова возвращаюсь к Петру Налбандяну, который был у нас в эфире на программе «Нейтральная полоса». И говорил он следующее про ТОСы. Он говорил, что первое, что нужно сделать для организации ТОСа, это прийти вот куда-то, я так понимаю. В администрацию, нужно представить документы, из которых следует, что вот вас выбрали. Что вы являетесь членом инициативной группы по созданию территориального общественного самоуправления. Вы получите пакет документов, вам помогут создать, зарегистрировать этот самый СТОСМ, как юридическое лицо. Ну, и так далее, и так далее. И дальше вот вам уже помогут в администрации. Это говорит Петр Налбандян. А Людмила Прошина уверяет, что подобного рода действия, да, вот, пошаговые действия…

Л.П.: Порождает карманные СТОСМы, которые на сегодня реально не защищают интересы жителей, а защищают интересы, будем говорить, тех, кому это выгодно. Или администрации, или тех же самых депутатов.

Ведущий: В таком случае, как создать альтернативный СТОСМ?

А.З.: Ну, я об альтернативе, кстати, не говорил. Маленькая ремарка.

Ведущий: Хорошо. Реально работающий.

А.З.: На территории, где уже существует совет территориального общественного самоуправления, в принципе, нельзя создать другой. Ну, так устроено законодательство. Поэтому часто администрация и действующие депутаты действуют по принципу. Лучший способ похоронить идею - ее возглавить. То есть, формально создается совет на территории. После чего, как бы, на территории невозможен альтернативный совет, естественно. И ну, ничего страшно. Можно переизбрать существующий совет. Это делается достаточно просто. Как устроено территориально-общественное самоуправление? От каждого дома по определенной пропорциональной квоте избирается делегат. Это не такая простая задача в домах, у которых нет организации. Там же, где есть товарищество собственников жилья, это не трудная задача. Единственное, надо понимать, что здесь принцип другой. Делегат избирается не от квадратных метров, как голосуют, да, в товариществах собственников жилья, а от количества избирателей. То есть, там его избирают 51 процент избирателей. Важным моментом является то, что делегат избирается от 16 лет. Не как на обычных выборах от 18, а от 16. Эти делегаты образуют конференцию совета территориального общественного самоуправления. И на этой конференции они, собственно, избирают совет. Механизм очень простой. Если есть воля у домов переизбрать существующий недееспособный СТОСМ, или создать на территории, где его нет, они это делают достаточно легко. Процедура занимает чуть больше месяца.

Ведущий: Смотрите, вот у нас во дворе вопрос с парковкой решали в течение где-то месяца, а, может быть, даже больше. Хотя такой насущный вопрос, столько автомобилистов.

А.З.: Решили вопрос?

Ведущий: Решили в конечном итоге, решили. Я просто хочу сказать, что вот самый насущный, вот куда ставить машины вопрос, решали около месяца.

А.З.: Роман, согласитесь, что его не каждый месяц около месяца. Его один раз решить, и жизнь наладилась.

Ведущий: Да, да. А вы предлагаете в каждом дворе, в каждом доме собрать такую конференцию, избрать какого-то делегата, собрать конференцию из этих делегатов и говорите, что на все про все уйдет ???????? (неразборчиво)?

А.З.: Ну, напомню, что голосование в данном случае… а это по закону в течение месяца должно все собраться. Кроме того, СТОСМы же не двести, не триста домов составляют. СТОСМ может содержать и пять, и восемь, двадцать домов.

Л.П.: В зависимости от той задачи, которую собираются решить - или автопарковка, или…

А.З.: А голосование возможно и заочно. Методом петиционного листа, как это делается в товариществе собственников жилья. Это вполне реальная задача. Весь вопрос – для чего это делается? То есть, пока вот товарищества не видят смысла избирать каких-то там делегатов помогать. Потому что, ну, чем они там, чаепитиями будут заниматься? Как только под СТОСМами появится реальный бюджет и возможность влиять на благоустройство и политик городской Думы, поверьте мне, интерес сразу у домов появится.

Ведущий: А бюджет появится?

А.З.: А это опять-таки от таких СТОСМов зависит.

Ведущий: То есть, если затребуют, будет?

А.З.: Да.

Ведущий: В первой части программы мы выяснили вот что. Мы выяснили то, что, не смотря на то, что у нас в Перми этих советов много, реально действующих, хорошо работающих, ну, от силы там, один, два, три, пять, десять, по пальцам руки можно ???????? (неразборчиво)

А.З.: 70 советов примерно есть на территории Перми.

Ведущий: А реально работающих?

А.З.: Именно по пальцам руки считать.

Ведущий: По пальцам руки. Их не очень много. Также мы выяснили, что создать такой СТОСМ, если его нет, реально. Если он уже есть, но он в кармане у местной администрации, можно переизбрать, там, правление. То есть, взять дело в свои руки тоже реально. Соответственно, вполне реально инициативным, активным людям в эти СТОСМы попасть и сделать их функционирующими. Теперь давайте разбираться с другими вопросами. Зачем это надо? Потому что мы же про организацию коллективных чаепитий и детских праздников уже говорили. И говорили о том, что людям неинтересно по большей части.

А.З.: Ну, почему? Интересно. Детские праздники тоже должны быть в качестве какого-то направления работы, но не первого и не второго по значимости.

Ведущий: Не первого и не второго. Давайте говорить про функционал. Что тогда может делать СТОСМ? И какие ресурсы у него существуют для этого?

А.З.: 131-й федеральный закон предусматривает возможность передачи части полномочий органам территориального общественного самоуправления с уровня города. Соответственно, это передача полномочий вместе с бюджетом. Я думаю, что первая задача СТОСМА – это полный контроль над территорией. Я имею в виду, первое - общественная инспекция. То есть, передача части функций административной комиссии. Потому что вы же понимаете, что те же расписанные заборы или нарушение общественного порядка, захламление территории, разъезженные газоны общие, они ведь мало, кого волнуют. Пока районная администрация доскачет до нарушителя, пройдут годы. Привлечь его совершенно невозможно будет к ответственности. В этом смысле опять показателен опыт СТОСМа «Городские горки», который на своей территории ввел 10 общественных контролеров. Правда, СТОСМ большой, почти 200 домов. И вот там в разы упали показатели по административным правонарушениям на этой территории именно вследствие того, что там были общественные контролеры, которые… Там немножко другая была ситуация. Они непосредственно не имели возможность составлять административный протокол. Но они постоянно работали с административной комиссией. Действительно, это изменило ситуацию в лучшую сторону. Так удалось, например, починить межквартальный проезд, который там пять лет подряд нормально не реконструировался. Теперь, опять-таки к вопросу о благоустройстве. На благоустройство тратятся огромные деньги, которые оседают в карманах подрядчиков. И воз и ныне там. Снег выпадал. Автомобилисты все видели, что происходит, да. В то же время СТОСМ вполне может осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, хотя это и не коммерческая организация. И иметь, таким образом, возможность влиять на ситуацию с благоустройством в своем микрорайоне. Например, забирая часть подрядов у городской администрации по благоустройству территории. Это вполне реальная работа. А поскольку руководить будут люди, проживающие на территории, естественно, в их интересах делать эту работу качественно. Принцип тот же, что и в ТСЖ. Если ты живешь в доме, и потребляешь в этом доме жилищно-коммунальные услуги, ты заинтересован в их высоком качестве. Если ты представитель управляющей компании, ты, к сожалению, заинтересован только в том, чтобы дороже продать.

Ведущий: Давайте на конкретном примере. Мне не совсем понятно. Все дело в том, что контакты с подрядчиками сначала заключала городская администрация. А сейчас срок этих контрактов подошел… я думаю, что истекает. Теперь полномочия отданы на уровень районный.

А.З.: Правильно.

Ведущий: Теперь это будет заключать глава района и его помощники. Все это понятно, там, на год, на два, на три. Не суть, не принципиально. Вот скажите, вот как поделить вот деньги таким образом, да, районный бюджет, как его поделить, чтобы на мой двор и пять домов в округе мне была выделена сумма, достаточная для того, чтоб я мог лично нанять трактор и его очистить?

А.З.: Объясняю. Ситуация будет выглядеть не совсем так. Лично ваш двор будет все-таки чистить ваша управляющая компания или ТСЖ, потому что это придомовая территория, а она к территориям общего пользования относится. А вот улицы, скверы, межквартальные проезды, это то, что к вашим территориям не относится. Это вроде бы как должна этим заниматься районная администрация. Но она это делает, как может. Не потому, что там плохие или никчемные люди сидят там. А потому что, ну, извините, тот же Свердловский район он самый большой в Российской Федерации, за всем не углядишь. Эти функции необходимо передать на места. Это возможно сделать. Каким образом передать на места? Да очень просто. СТОСМ - это тоже организация. Есть ООО «Пупкин и компания», например, которая занимается чисткой территории. А есть СТОСМ. Он может нанять, в принципе, то же самое ООО «Пупкин и компания». Только он будет контролем заниматься. Ситуация та же самая, что и с ТСЖ. ТСЖ тоже, в принципе, может нанять управляющую. Компанию для осуществления технических работ в доме. Только деньги в руках у ТСЖ. Та же самая ситуация будет и в СТОСМе. Если деньги в руках у СТОСМа, просто так за непочищенные улицы они подрядчику отданы не будут.

Ведущий: Тогда скажите мне, как передать деньги СТОСМу бюджетные? Ну, как?

А.З.: Обычное соглашение между администрацией города Перми и советом территориального общественного самоуправления.

Ведущий: Есть Мотовилихинский район, есть СТОСМ «Городские Горки». Как вычленить из бюджета на благоустройство Мотовилихинского района отдельные деньги для СТОСМа «Городские Горки»?

А.З.: Очень просто. Существуют нормативные показатели. СТОСМ привлекает определенное количество домов, определенное количество жителей. Показатели, как правило, рассчитываются из расчета на одного жителя, проживающего на территории. Они все пересчитаны. Потому что в СТОСМе, когда проводятся эти собрания, тоже встает вопрос кворума. Поэтому считается, исходя на человека, проживающего на территории.

Ведущий: Хорошо. СТОСМу передали деньги. Какую ни какую сумму, но передали. И что дальше он будет делать с этими деньгами? Ведь он должен уже перед кем-то отчитываться?

А.З.: Отчитываться он будет, естественно, перед двумя структурами. Во-первых, перед структурой, которая передала эти средства, то есть, это получается в данной ситуации районная администрация, как представитель городской администрации. А с другой стороны перед собственными избирателями, жителями, да. Таким образом, СТОСМ находится под двойным контролем. И деньги-то точно никуда не денутся. Но это еще не все. Мы выходим на следующий уровень. У нас есть возможность заниматься благоустройством. Но у нас также есть возможность влиять и на политику, в том числе, жилищно-коммунальную внутри города Перми. Позитивный пример уже был. Это изменение, о чем я говорил в начале передачи, 74-го решения, предоставляющего право муниципальным домам на капитальный ремонт, бывшим муниципальным домам. К сожалению, товарищества собственников жилья фактически не могли войти в эту программу до мая 2009-го года. Сейчас проблему именно благодаря законодательной инициативе СТОСМ удалось решить. И десятки домов сумели войти в эту программу. Без этой законодательной инициативы, наверно, воз был бы и ныне там. И чиновники по-прежнему бы переводили деньги управляющим компаниям. А, напомню, это сотни миллионов рублей. То есть, это уже вопрос на сотни миллионов рублей. У нас возникают вопросы опять-таки по тарифам на тепло. Он очень остр. Начиная с 1 января 2010-гогода и, напомню, что Дума городская как раз принимает тепловой тариф. Таким образом, влияние на процессы в городской Думе, в том числе, с тепловыми, с водными тарифами, с тарифами на транспорт - это очень интересная тема, как для рядовых жителей, так и для общественных организаций.

Ведущий: Хорошо. Тогда у меня возникает снова вопрос кадров. А где найти компетентных людей, которые могут грамотно эти деньги тратить? Я так понимаю, что речь идет о хороших, приличных суммах. В райадминистрации чиновник, поступающий на работу, проходит определенный конкурс, и так далее, и так далее, и так далее. Несет определенную ответственность. Должен обладать определенными… отвечать определенным критериям.

А.З.: Роман, а сколько чиновников, кстати, понесло ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей за последний год, например, в районных администрациях? У меня нет эти данных.

Ведущий: Во-первых, у меня нет такой статистики. Во-вторых, ну, что у нас, глава Дзержинского района ушел добровольно в отставку? Ушел. Можно связывать это со снегом, можно не связывать.

А.З.: А это разве ответственность? Это какие-то кулуарные игры под ковром.

Ведущий: Ах, вот оно что.

А.З.: Не имеют никакого отношения.

Ведущий: Кровушки хочется?

А.З.: Да причем здесь «кровушка»? Вы же говорили про ответственность, да. По сути дела, хотя нас и убеждают, что работают профессионалы в администрациях, что они проходят жесточайший контроль и конкурс, чиновник же он абсолютно без контроля. Нет обратной связи.

Ведущий: Хорошо, в любом случае ответьте мне на вопрос. Где гарантии компетенции людей, которые в этих СТОСМах будут распределять деньги?

А.З.: Гарантия компетентности та же самая, что и у депутатов. Вот когда голосуют за депутатов городской Думы люди, да, где гарантия компетентности этих депутатов.

Л.П.: И ответственности тех же самых депутатов.

А.З.: Никакой гарантии на самом деле нет. Но это выбор людей. Вот они выбрали вот это, и они вот так живут. Принцип ответственности здесь обоюдный, извините. Это раз. И два. Бюджет среднего дома свыше трех с половиной миллионов рублей. То есть, если человек умеет управлять внутри ТСЖ таким бюджетом, я думаю, что лучшие представители ТСЖ на данной территории смогут управлять и большим бюджетом, который направлен на благоустройство.


Ведущий: Несколько сообщений по ICQ. «Допустим, я член правления ТОСа. Хочу организовать междворой спортивный досуг подростков. Расскажите цепочку моих действий по порядку – куда иду, чего пишу», - спрашивает Антон.

А.З.: Вопрос немножко не по адресу. Если Антон действительно этим занимается, и он хочет продвигать именно эту тему, то необходимо начать все-таки с формирования финансовой базы. Ну, я не знаю, член какого СТОСМа, какая там финансовая база у него есть. То есть, необходимо вначале решить вопросы управления, прежде, чем выяснять, как мы будем пить чай с пенсионерами или как мы будем помогать подросткам в развитии физкультуры и спорта. Потому что, если нет денег, ну, стандартная ситуация, что Антон пойдет к местному депутату или к олигарху, скажет – вот тут вот дети, вот у нас СТОСМ…

Л.П.: И напишет проект социальный.

А.З.: …надо бы как бы дать денег. Ему дадут денег, или не дадут денег. Ну, пока система вот именно система клиентелы есть, да, то есть, патронат. В другой ситуации он сделает там предложение, например, своим товариществам собственников жилья. Если вам интересно, то мы можем скинуться, там, 12, 10, там, 8 домов на детскую спортивную площадку. Стоимость будет такая-то, привязка к земле – такая-то. Пожалуйста, давайте ее будем организовывать.

Ведущий: Хорошо. Еще один вопрос. Есть ли какая-то обязательная структура СТОСМа? Ну, например, министр дорог микрорайона. Или человек, человек ответственный за безопасность.

Л.П.: Все внутри решается самого СТОСМа, структура управления, функциональные обязанности. То есть, это решение жителей.

Ведущий: Сколько человек, кстати, в СТОСМе минимум, и. максимальный предел?

А.З.: Не определено. Ну, понятно, что совет начинает от трех человек. Что за совет, где меньше трех человек.

Ведущий: Ну, есть варианты.

А.З.: А конкретный размер совета, он ничем не лимитирован.

Ведущий: «Передача полномочий с финансовой составляющей, - пишет нам Ольга, - возможно только с согласия бюджета муниципалитета.

А.З.: Конечно.

Ведущий: Это встречается редко.

А.З.: Конечно.

Ведущий: В лучшем случае средства для СТОСМ выделяются под конкретные проекты и адресные программы, которые поступают из бюджета на счета СТОСМов». Ну, конкретные проекты, адресные программы, это как раз организация досуга подростков или там чаепитие пенсионеров, я так понимаю. Получается, что мы сейчас говорим, говорим, говорим. А на самом деле сначала муниципалитет должен согласиться отдать деньги.

Л.П.: Вначале жители должны, будем говорить, захотеть управлять своим районом, то есть, и сначала они должны захотеть управлять своим домом.

А.З.: Потом предъявить требования к муниципалитету.

Л.П.: Потом, да, предъявить… Нет, потом мы создаем СТОСМ. И предъявить соответственные регрессные требования муниципалитету, как раз под наши задачи, под наши проблемы.

А.З.: Ведь принцип-то очень простой. Можешь сделать сам хорошо. Но только, если ты не можешь, передай это другому.

Ведущий: 261-88-67 - телефон прямого эфира. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Виктор. Я рад за вас, ребята. Вы правильно делаете. Страна невыученных уроков. Кто вперед учит уроки – мы, простые, или начальство номенклатуры нашей, чиновники? Идет. Понимаете, что СТОСМ был бы от большевиков. Мы бежим по кругу. Сейчас идет поднятие вот этого шествия, рабочие поднимаются. Сами поднимаемся. Хотим сами взять в свои руки. Я рад за вас, что вы это делаете. Да, удачи вам. До свидания. Всего хорошего.

Ведущий: Приятно?

Л.П.: Очень приятно.

А.З.: Немножко сумбурно, ну, спасибо за поддержку.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель. Здравствуйте. Зовут Александр. Упоминалась ситуация по ТСЖ Компрос, 71. Там говорилось, что местные жители стали противодействовать незаконной реконструкции. И я непосредственно общался по этому вопросу с Гражданином Васевым и смотрел его проектную документацию. Из ????????? (неразборчиво) бумаг мне показалось, что председатель этого ТСЖ просто вымогает деньги или пытается захватить…

А.З.: Александр, вы общались с господином Васевым, это хорошо. Но факт незаконной реконструкции уже признан судом. Это судебное решение, вступившее в законную силу.

Слушатель: Ну, судебное решение, вступившее в законную силу, было. Но было два судебных разбирательства. Большинство из них не в пользу ТСЖ..

А.З.: Нет, о чем эти судебные разбирательства?

Ведущий: Я уже отключил звонок. Потому что он совершеннейшим образом не по теме нашего сегодняшнего разговора. «По-моему, мнению СТОСМ – это название для группы людей без каких-либо полномочий. По такому случаю я могу сам, как житель своего дома, пойти в администрацию, попросить денег на организацию спортивного мероприятия, например. В данном случае я буду по правам наравне со СТОСМом. Где же все-таки полномочия?»

А.З.: Ну, коллега прав в определенном смысле. Мы говорили, что если эти полномочия не брать, их нету. Но, скажем, заявить изменения в устав города Перми любой СТОСМ может хоть сейчас. Только не хочет.

Л.П.: Частное лицо это сделать не может. Мы еще раз об этом напоминаем. Только организация. То есть, организованные жители имеют на это право.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Вас беспокоят с микрорайона Бумажников. У нас здесь работает совет, давно уже, более десяти лет. Работает довольно успешно. Мы занимаемся и благоустройством территории, и транспортом. Занимаемся организацией экологических отрядов детских, работа в летнее время. Сейчас занимаемся организацией общественных работ на территории микрорайона. То есть, через центр занятости принимаем работников, которые наши же жители микрорайона работают на территории поселка. Очень много делают. Они сами заинтересованы в том, чтобы в микрорайоне было чище, лучше. Вот, мы решаем вопросы транспорта. Нам беспокоит, например, как ходит к нам автобус. У нас микрорайон довольно отдаленный. И пытаемся изменить ситуацию к лучшему. А начинали мы все с такой большой и сложной проблемой, как телефонизация микрорайона. Когда 10 лет назад у нас еще и связи-то в поселке не было. Именно совет, созданный жителями нашего поселка, организовал и подвинул решение этой проблемы. Мы от каждого жителя собирали заявление. Потому что «Уралсвязьинформ» в свое время заявил нам, что, если вы покажете нам, что потребность связи есть, и наберете определенное количество, так сказать, будущих абонентов, то мы готовы решать эту проблему у вас в микрорайоне гораздо раньше. И вот это мы все сделали. Мы собрали заявления с жителей, организовали прием документов, повторных заявлений, работали очень много с «Уралсвязьинформом», занимались подбором для них на территории микрорайона помещения под будущую АТС. То есть, я хочу что сказать, что от жителей конкретных территорий очень многое зависит, если они объединены на решение проблем этой территории. И на Западе, судя по имеющейся информации, именно в территориях решаются многие проблемы.

Ведущий: Понятно. Спасибо вам большое.

Слушатель: Так что, это перспективное направление. И хочется пожелать жителям быть активнее и решать проблемы территории…

Л.П.: Брать власть в свои руки.

А.З.: Во многих западных странах до 70 процентов от налоговых сбережений остается на непосредственной территории сбора этого налога.

Ведущий: То есть, и это тоже заслуга вот подобного рода самоуправления?

А.З.: В общем, да.

Ведущий: Когда вы на своем, допустим, семинаре, да, с которого мы начинали, рассказывали о работе СТОСМов, и так далее, вы опирались на западный опыт в том числе?

А.З.: Ну, конечно, в малой степени. Потому что, знаете, лучше опираться на российский опыт. Потому что те механизмы, которые напрямую работают в европейских странах, они не будут сходу просто пересаженные, как герань в горшке, работать в Перми.

Л.П.: Сегодняшних проблем, которые существуют именно в нашем городе, на наших территориях, в наших микрорайонах, и это как раз явилось самой прекрасной, наверно, почвой для того, чтобы были приняты конкретные решения, были разработаны конкретные программы действий для того, чтобы реализовать эти инициативы жителей по созданию СТОСМов на местах.

Ведущий: Что примечательно российский опыт и пермский опыт примерно равнозначные понятия в области местного самоуправления, насколько я понимаю, за последнее время.

А.З.: Это правда.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. ????????? (неразборчиво). Вот в бытность, еще в прошлом веке, я тоже хотел заняться СТОСами. То есть, мы вышли к администрации. Но оказалось, что у нас в микрорайоне действовал уже СТОС, ныне знаменитый Цирк. Так вот мы решили, что, так как он не действует, собраться и переизбрать этого председателя. Вы знаете, сколько мы там не бились, ну, кое-как его только убрали. Но условие было поставлено, чтобы меня не избирать председателем. Вот на кого угодно, только не меня. Ну, мы поставили другого человека. В общем, я хочу привести к чему. Что СТОСМ, не контролируемый районной администрацией, не будет работать самостоятельно. Все.

Ведущий: Понятно. Спасибо.

А.З.: Категорически не согласен. СТОСМ, контролируемый районной администрацией, будет субподрядчиком, субподразделением этой районной администрации.

Ведущий: А зачем он тогда нужен?

А.З.: Абсолютно не нужен.

Ведущий: Для того, чтобы видимость создать?

А.З.: Разумеется. СТОСМ должен контролироваться избирателями на местах. То есть, теми самыми делегатами, реальными делегатами от домов, которые его создавали.

Л.П.: Есть такое хорошее понятие – имитация бурной деятельности. Так это вот, как законы, которые наверху издаются, работают на местах. Эту же видимость надо создавать.

Ведущий: Ну, что, у нас остается буквально минута до конца этого эфира. Поэтому по 30 секунд на ваше мнение по самому последнему вопросу. У нас предпосылки для массового создания реально работающих СТОСМОв в Перми сейчас вообще существуют? Или у нас народонаселение настолько не хочет заниматься этими проблемами, что говори, не говори, мало, что изменится?

Л.П.: Сегодня, как раз, ситуация, подвигает жителей города Перми к тому, чтобы они вышли, наверно, из своих квартир, из своих дворов, и посмотрели, что творится вокруг. Значит, действия ресурсоснабжающих организаций, органов местной власти, которые поддерживают сегодня ресурсоснабжающие организации, земельные дела, которые сегодня у всех на слуху, когда отнимается придомовая территория, где строится, так называемая, точечная застройка, где дома лишаются придомовых сквериков, детских площадок, спортивных. И не решаются, в том числе, проблемы занятости, проблемы занятости пенсионеров и так далее. То есть, это вот те проблемы, в которых люди могут сегодня объединиться. И объединить свои усилия по управлению жилищным фондом. Они могут объединить усилия по решению конкретных вот вопросов, которые я назвала сейчас.

Ведущий: Александр.

А.З.: Напомню к сказанному моей коллегой, то, что организация ТСЖ и следующей ступени самоуправления, ну, с моей точки зрения следующей, СТОСМОв, это и организация новых рабочих мест. Причем, без увеличения затрат бюджета.

Ведущий: Это была программа «День города». Александр Зотин, Людмила Прошина были у нас в гостях. Спасибо. Приходите еще.

Обсуждение
38978
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.