Верхний баннер
14:24 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 06 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Крупным планом

19.08.2011 | 15:57
Политехнический музей. Малые музеи Прикамья.

Ведущий: Добрый день, дамы и господа. В студии ведущая Нина Соловей. За пультом звукорежиссера Антон Мелехин. Ну, вот из своего отпуска возвращается и программа, посвященная культурным событиям и темам, связанным с культурой в нашем городе, в нашем крае. Единственное изменение ждет нас. В сентябре программа переедет с пятницы на понедельник. Ну, посчитали это более удобным, прежде всего, для тех, кто работает в театрах, и кто работает в музеях, потому как пятница, как правило, «горячий» день. Ну, а в понедельник у работников музеев, у работников театра выходной. Но эти две пятницы пока мы еще здесь, на своем прежнем месте. Ну, и первую программу мы решили посвятить музеям, музеям Пермского края. Мы очень часто и много говорим о том, в каком состоянии находятся выставочные залы, галереи, музеи, которые базируются в Перми. Это и галерея, это и теперь Музей современного искусства, и Дом художника, и выставочный зал, и галерея «Марис-арт». Сегодня мы поговорим о музеях, которые находятся уже в малых городах нашего края. А начнем мы все-таки с информационного повода, который и подвинул нас сегодня эту тему открыть. Это политехнический музей, точнее, возможность его появления, открытие в нашем городе. Подробнее чуть-чуть попозже. Для начала я с удовольствием представлю гостя нашей студии руководитель Музейного агентства Юрий Шуваев. Добрый день, Юрий.


Юрий Шуваев: Добрый день.


Ведущий: Помнится, пару лет назад вы были в этой студии. Тогда мы говорили - нужен или нет Пермскому краю Музей современного искусства, как раз накануне открытия на Речном вокзале музея «PERMM». Ну, а сегодня мы начнем с Политехнического музея. На этой неделе появилась новость, что возможно один из цехов «Мотовилихинских заводов», цехов, который сейчас не работает, может стать новым Политехническим музеем не в стране, а, в частности, уже пермским Политехническим музеем. Вот как вы относитесь к этой идее? И насколько будет востребован такой музей в нашем городе?


Ю.Ш.: Я считаю, чем больше музеев разных и интересных, тем лучше. Тем более, что все равно исторически так в Перми сложилось, что мы говорим обыкновенно о двух музеях. Хотя они из себя представляют такой большой конгломерат. Но это недостаточно для ??????? (неразборчиво). Ну, вот появился третий - Музей современного искусства. Он занял свое место в музейном пространстве, не только в Пермском крае, но и России уже.


Ведущий: Теперь кажется, что он у нас был всегда.


Ю.Ш.: Да. И, более того, он все-таки представляет собой формат такого современного музея, который работает с внешней средой. Он стал действительно штабом преобразований, которые сейчас происходят в городе. И в этом смысле, конечно, актуально, чтобы появлялись новые музеи, которые будут поднимать новые темы и разворачивать их тоже с какой-то пользой. И, более того, новые музеи, они совершенно другую функцию выполняют. Если старые традиционно являются хранителями экспозиционерами тех предметов, которые у них есть, то новые музеи, как правило, несут новые смыслы, и новые задачи ставят. То есть, музеи становятся инструментами культурной политики для достижения поставленных целей развития и стратегий, которые выбирают город и Пермский край.


Ведущий: Этот музей будет находиться по соседству с музеем Славянова, по соседству с ведомственным музеем «Мотовилихинских заводов. Ну, и отчасти, наверняка, отражать нашу такую индустриальную эпоху и все, что связано с промышленностью в Пермском крае. На ваш взгляд, что должно быть в этом музее принципиально нового, чтобы мы не воспринимали это как появление еще одного такого же музея, там, музея завода?


Ю.Ш.: Политехнический музей это вот по аналогии с московским известным музеем. Но вообще речь изначально шла о музее науки и техники. Эта идея уже два года вращается.

Да, забыли упомянуть, что рядом еще вышка находится с Диорамой.


Ведущий: Да, кстати.


Ю.Ш.: И понятно, что давно стоит вопрос, что нужно найти новый разворот, новый формат для традиционного музея революционного. Тема ушла. Или нужно ее по-новому осмыслить, или эту музейную площадку приспособить для чего-либо. В том числе, и обсуждали вопрос создания музея науки и техники. Но появляется новая площадка. Мне кажется, это еще наиболее интересная. Тем более, что «Мотовилихинские заводы» в свое время были во многом новаторами технических достижений. И это можно еще почерпнуть и воплотить в зримые какие-то формы музейные, представления. Но чем отличаются музей науки и техники? Прежде всего, они интересны тем, что тем, что там что-то постоянно движется, вращается, что можно нажимать и получать результат. То есть, они интерактивны. Удачные музеи науки и техники удерживают у себя посетителя в течение полдня или всего дня. Потому что созданы специальные площадки для детей, и для людей, которых интересует наука в прошлом и наука в будущем. И вообще просто обычные вещи, которые мы просто… ну, привыкли не замечать, знаем, где-то на периферии нашего сознания существуют. Они могут актуализироваться через интересные яркие формы представления.


Ведущий: То есть это не просто музей, где я пришла посмотреть на стоящий станок, и мне говорят, там на этом станке производилось то-то, то-то, там-то, там-то и так далее. Я зевнула и пошла дальше.


Ю.Ш.: Есть риски, что станки притащат старые, да, покажут.


Ведущий: Мальчишкам это будет интересно, а мне, например, не особенно.


Ю.Ш.: Если они будут действующими, если можно будет посмотреть, как менялась технология, как менялись процессы, как менялась сложность изготавливаемых деталей, может быть, и это было бы интересно. Но эти станки не должны стоять мертвым грузом. Это точно.


Ведущий: Ну, а на ваш взгляд, у нас найдется такое количество интересных, правда интересных, особенных экспонатов? Потому что сейчас еще речь идет о том, что даже если у нас не будет достаточно экспонатов, мы попросим у Московского Политехнического, который находится на реконструкции.


Ю.Ш.: Я так понимаю, что тема Политехнического Пермского музея, она как раз и всплыла в связи с тем, что вот уже многие годы политехнический музей Московский находится на ремонте. Но он может быть заинтересован в использовании каких-то площадок. И межрегиональное сотрудничество позволяет первое время открывать какие-то передвижные выставки. Хотя в этом смысле, почему только Политехнический музей? Мы можем также успешно сотрудничать с любыми музеями мира этого профиля.


Ведущий: Вот удаленность музея от центра, ну, то есть, «Мотовилихинские заводы» - это вот где-то там, рядом с проходными.


Ю.Ш.: Ну, там же, вы сами сказали, уже сложился некий музейный комплекс.


Ведущий: Ну, это да. Но они не самые посещаемые, честно говоря.


Ю.Ш.: И, более того. Если появится новый актуальный музей, он логично замкнет в единую систему существующие там музеи и придаст актуальности.


Ведущий: И будет там, может быть, какой-то маршрут организован более активный.


Ю.Ш.: Ну, я думаю, что да. Так или иначе, все равно ведь на выставку ездят, хоть она и отдаленная. Но мы рассуждаем с точки зрения жителей города. Я вам скажу. Я вот в июле месяце ездил в отпуск в Питер. Первое, что меня там, конечно, восхитило, то, что плотность музеев. Ты идешь и спонтанно их встречаешь. Можешь зайти туда, и сюда.


Ведущий: Нужно просто выйти на улицу.


Ю.Ш.: Да. Нужно просто пойти по городу, и ты начнешь встречать музеи. И в этом смысле хорошо. С удовольствием посетил Петергоф, Александрию, ну, окрестные музеи. А потом встретился с друзьями. Они говорят – о-о-о, я много лет не был там в Петергофе или еще в каком-то. Понимаете, местные жители меньше посещают музеи, чем приезжие.


Ведущий: Ну, как москвичи в Третьяковку. Знаете, такое расхожее мнение.


Ю.Ш.: Даже не то, что музей. Мы с одного конца города на другой и не всегда ездим, потому что у нас маршрут традиционно… у нас же всегда между работой и домом, магазином. Ну, иногда друзьями еще или какими-то мероприятиями. А вот сейчас, слава богу, появилось большое количество мероприятий, которые нас вытаскивают из дома. Поэтому если говорить о пермских жителях, я думаю, что им интересен будет вообще новый музей и новый формат. А уж для гостей города отдаленность этого музея не имеет никакого значения. Был бы он интересен.


Ведущий: У нас есть звонок.


Слушатель: Добрый день. Меня зовут Михаил. Я недавно посетил Политехнический музей в Москве с детишками в каникулы, и хотел бы поделиться своим мнением. Огромное здание, просто невероятно огромное, даже взрослому человеку тяжело было его пройти. Оно находится в самом центре около Лубянской площади. Абсолютно пустое помещение. Куча экспонатов. Мне интересно. Но боюсь, что это вот просто невероятно убыточное предприятие. Кстати, недавно его посещал Медведев. И как раз после его посещения он встал на реконструкцию на три года. А до этого он открыт, он не ремонтируется. То есть любой его мог посетить. Но нет интереса ни у кого – ни у приезжих, ни у москвичей.


Ведущий: А почему? Вам было интересно. Я так поняла, что дети ваши не очень зажглись.


Слушатель: Ну, мне интересно было. Там вот был огромный стенд домна. Вот Сталину подарили ее на день рождения. Макет домны, где там загружается, то есть все это интересно посмотреть. Потому что я только об этом слышал, а здесь вот можно в миниатюре увидеть. Или какая-нибудь там лампа. Первая лампа накаливания, допустим, наших ученых. Но это скучно, понимаете. Сейчас жизнь на таких скоростях идет, что в такие музеи людей просто не привести. Вот приводили там людей, так сказать, своих детей в каникулы. И то я об этом музее узнал в поисковике, где можно детям в каникулы в августе куда пойти. И вот там были вот эти вот экскурсии.


Ведущий: Тогда что бы вы пожелали, если бы наш музей появился такой, ему? Что должно быть?


Слушатель: Должна быть какая-то вот современная, не знаю, какие-то разделы. Не просто вот одни там станки или там какие-то кулибинские образцы, а еще должна быть какая-то привязка к актуальным современным вещам, понимаете , музей современных технологий. То есть это должно быть и что-то из старого, и что-то абсолютно новое. То есть вот только так люди будут посещать.


Ведущий: Спасибо большое вам за мнение. Вот так вот. Человек как раз вместе с тем посетил и Москву.


Ю.Ш.: Ну, давайте вспомним историю. Во-первых, надо к музею относиться не как к застывшему институту, а как соответствующему эпохе и времени. Политехнический музей в Москве создавался как концептуальный музей для того, чтоб поддержать престиж, показать основные передовые образцы для вот своего времени. Потом пришла советская эпоха, где, во-первых, все-таки функция была основная - хранение, вторая – идеологическая. Вернее, первая – идеологическая, потом уже…


Ведущий: Да, да, скорее всего.


Ю.Ш.: Давайте хотя бы сохраним. Потом разберемся, что с этим делать. Потому музеи превратились вот в такие????????? (неразборчиво) – пыльные, скучные, неинтересные. Когда мы говорим о музее науки и техники, формате, мы говорим все-таки о тех мировых успешных образцах, которые на сегодняшний момент существуют. И они действительно интересны. Потому что они, опять же, концептуальные, но по-современному. Они поднимают престиж науки. Они делают интересным вопросы техники. Они нацелены, прежде всего, на молодое поколение, чтобы их вовлечь вот в эту тему, заинтересовать.


Ведущий: Но тут важно, как их представят, наверное. В этом тоже 60 процентов успеха музея.


Ю.Ш.: Но не только. Вот все-таки должна быть грамотная концепция. Это первое. Второе. Фонды, они … Вот, вроде, откуда их брать? Ну, конечно, можно из краевого музея, можно по заводам, предприятиям искать. Я думаю, много, чего в хламе найдется полезного, интересного. Я думаю, что можно уже собирать предметы, которые у нас лежат. Вот мобильник, которому там 5 лет, предположим, монитор, который уже не действующий, но еще в рабочем состоянии, но ты заменил его уже на новый, большой, и так далее. Вот нужно уже музеефицировать вчерашний день, и смотреть с прицелом в будущее. Вот эта техника может быть интересна. То есть там внутри могут быть микромузеи, допустим, связанные с вычислительной, электронной техникой, с теми же темами сотовых телефонов. Мне кажется это интересно, потому что это не далекое прошлое, это вот то, что мы сами с какого мобильника начинали когда-то, и какой он мой, сейчас имеем и о каком уже мечтаем или думаем. И показывать вот те технические разработки, которые придут в будущем.


Ведущий: Но вот тут важно, наверное, прослушиваться не только к мнению специалистов, но и вот таких простых посетителей, людей, которые ходят. И которые нам сейчас звонят. Добрый день.


Слушатель: Добрый день. Меня зовут Дмитрий. Вот так случилось, что я из семьи людей, которые потомственно тяготились некой техникой. То есть мы ее создавали, мы ее эксплуатировали. Дедушки, папы и так далее. Я сейчас гуманитарий. Волею судеб мне приходится заниматься вещами, совершенно с техникой несвязанными. Но я помню свой восторг, когда первый раз попал в Политехнический музей, когда мне было 14 лет. Я и думать не думал, что ??????? (неразборчиво) гуманитарием ?????? (неразборчиво), либо механиком. И вот я уверен в том, что в Пермском крае, в городе, где исторически концентрировалась, так называемая техническая интеллигенция, в потомстве этих людей огромное количество мальчишек, которым посещение этого музея даст колоссальный импульс исследовательской некой опции, которая заложена в таких детях. И если хотя бы из одного из этих мальчишек появится новый Келдыш, Королев, ну, не будем кидаться больше другими именами, это будет то достижение, ради которого стоит десять таких музеев. И люди, которые ???????? (неразборчиво) рублем, они немножко живут на другой планете. А люди, которые улетают в высоких материях, пытаясь сделать там новый соцарт, это тоже, как бы, люди с другой планеты. А мы живем с вами посредине. И вот и нам как раз такие музеи очень нужны. Я в этом глубоко уверен.


Ведущий: Спасибо. Когда музей выполняет еще и функцию профориентации определенной.


Ю.Ш.: Нет, это ровно то, о чем я сказал. То есть музей является инструментом культурной политики. Если сегодня президент говорит о том, что нам нужны люди в технических специальностях, что в этом дефицит, то как раз музей этот становится крайне актуальным.


Ведущий: Взращивает.


Ю.Ш.: Да.


Ведущий: Сначала на просто интересе.


Ю.Ш.: Не потому, что так говорит президент.


Ведущий: Да, конечно.


Ю.Ш.: Потому что он высвечивает объективную ситуацию, которая у нас сложилась. У нас огромное количество экономистов и юристов, и у нас не хватает инженеров. На чем мы будем делать рывок вперед технологический, инновационный, нанотехнологический, как хотите.


Ведущий: Добрый день.


Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Александр. В Москве есть замечательный музей. Называется «Экспериментариум», где можно покрутить руками, где живые действующие макеты, которые можно даже сломать. Там очередь в музей. Это американский стандарт или европейский стандарт музеев, где не только застывшие экспонаты, но и возможность это попробовать. В Нью-Йорке до сих пор в музее стоит первый ???????? (неразборчиво), на который можно подать команды.


Ведущий: Ну, в общем, вы рекомендуете нам с этого же начинать.


Слушатель: Я рекомендую сделать учебный, грубо говоря, класс и возможность что-то потрогать руками. Тактильное ощущение дает такой заряд любви к технике, как ничто другое. Хоть зарассказывайтесь, хоть запоказывайтесь. Чем меньше будет проектора, тем больше будет руками, тем больше народ запомнит это навсегда. Кроме ??????? (неразборчиво) есть еще телевизор и Интернет. А руками уже ничего не осталось почти.


Ведущий: Спасибо большое. В общем, наши радиослушатели только подтверждают ваши слова по большому счету.


Ю.Ш.: Я еще раз повторяю, что музей музею рознь. Есть современные форматы стандарты музеев, к которым и нужно стремиться. И в этом смысле любой новый музей проще создать в новом формате, чем реконструировать, модернизировать старый музей.


Ведущий: Ну, мы заявили все-таки две темы сегодня. И попробуем несколько отвлечься. С другой стороны, эта тема продолжает и тему Политехнического музея. Хотелось бы мне поговорить с вами о том, в каком состоянии сегодня находятся музеи, находящиеся в малых городах нашего края. Я посмотрела списки музеев, которые находятся на официальном сайте, например, нашей администрации краевой. Где-то прядка 50 музеев. В основном это все краеведческие музеи. Ну, только вот разве что музей каски, например, новый в Лысьве возник, и так далее. В основном это все музеи из того далекого прошлого. Так то или нет?


Ю.Ш.: Ну, действительно, музеи из советского прошлого. И создавались они по определенному формату. Этот формат виден сегодня в этих музеях.


Ведущий: Какой процент этих музеев, которые вы уже посмотрели, хотя бы стараются немножечко шагнуть хотя бы в 20-й век?


Ю.Ш.: Те, кто старается измениться, они на виду. И они видны в том музейном конкурсе, который проводит министерство культуры.


Ведущий: А что это за конкурс?


Ю.Ш.: Сейчас я об этом расскажу отдельно. Просто иногда приезжаешь в территорию, разговариваешь с директором музея. А вы знаете, что у нас проходит конкурс? Нет, не знаю. Я удивляюсь, потому что центр поддержки проектов при министерстве культуры обзванивает, посылает письма, предупреждает, об этом извещает. Но если мимо них это проходит, значит, они в этом не заинтересованы. Точно также я спрашиваю - а вы подавали когда-нибудь заявку на Потанинский музейный конкурс? А что это такое? Либо говорят – да мы думали. Ну, слава богу, конкурсу уже много лет. И он является престижным…


Ведущий: Это «Меняющийся мир».


Ю.Ш.: Да.


Ведущий: «Музей в меняющемся мире».


Ю.Ш.: Поэтому музей музею рознь. И в этом смысле я могу сказать, что мы не будем тянуть все музеи. Будут поддерживаться те музеи, которые хотят меняться, где есть внятные люди, которые хотят эти перемен. Во многом, конечно, зависит от личности человека, который возглавляет. И я могу сказать, что последнее время, ну, вы все знаете музей ложки, который вырос из традиционного краеведческого музея. Либо последние годы зазвучал Краснокамский музей, благодаря тому, что он тоже нашел новый формат, новый разворот, новую тему. Стал делать нетрадиционные, в привычном нам смысле, экспозиции. И так далее. То есть вот примеров-то много. Но что все-таки объединяет музеи? Действительно, они создавались в советское время, и они имеют вот тот формат, который задавался идеологией эпохи. Как по известному афоризму Елены Меркушевой - От Адама до Потсдама. Но если краевой музей охватывает тему всего Пермского края, то муниципальный музей говорит о своем местечковом. И вот здесь вот очень важно сейчас найти новый формат, новый взгляд на себя. Потому что каждый музей должен стать отражением уникальности территории.


Ведущий: В советское время, наверно, там становление советской России, да? В основном.


Ю.Ш.: Ну, я могу рассказать. Вот типичный пример, допустим, в Кизеле музей. То ли его модернизировать, то ли его сохранить, как образец.


Ведущий: Артефакт, такой, да?


Ю.Ш.: То есть, что есть? Вот тема - основание завода при, значит, господах. Вот тема старого города. Вот кусочек быта, кусочек этнографии. Естественно, о шахтах. Но очень мало. Одна комнатка. Обязательно про войну. И гражданскую войну. Ну, и кусочек некой местной художественной жизни. Вот он обычный формат, который встречается везде. Но это формат, действительно, краеведческого музея, где нужно рассказать о природе, о животных, которые населяют эту территорию. Рассказать немного об истории, рассказать о советской эпохе, и так далее.


Ведущий: Но полны ли залы зрительные сегодня таких музеев? Исключая школьников, которых возят.


Ю.Ш.: Вот смотрите. Допустим, возьмем Кунгурский музей. Это традиционный краеведческий музей. Но, понимая это, он сохраняет формат вот образовательный для школьников, и в то же время создает новые надстройки. Вот музей купечества. Сейчас они вынашивают идею музея воздухоплавания. Между прочим, очень интересный концептуально. То есть там могут быть и ковры-самолеты, и сапоги-скороходы, и в то же время Каменский со своим первым полетом. А уж не говоря то, что это попадает в формат «Небесной ярмарки» и работает на продолжение, развитие этой темы. Тут бессмысленно сомневаться в его успехе.


Ведущий: Вы, Юрий, упомянули о неком конкурсе, который организован для музеев. Я так понимаю, с целью как раз их как-то реанимировать и придать им современный вид?


Ю.Ш.: Нужно признать, что далеко не все или большинство наших музеев не отвечают современным требованиям и ожиданиям посетителей, туристов и даже жителей местных.


Ведущий: Но это ведь не всегда связано с тем, что там низкое финансирование и так далее?


Ю.Ш.: Нет. Но это одна из главных проблем.


Ведущий: Но это есть?


Ю.Ш.: Да. Вот поэтому сейчас. Я бы сказал, существует целый комплекс мероприятий, направленных на модернизацию пермских музеев, музеев Пермского края. Причем, я вот в этом году достаточно много общался с коллегами из разных городов. Это вот и на семинаре Потанинского конкурса, и люди, которые приезжали здесь в Белые ночи», и на музееологической школе. Когда я рассказываю о тех мероприятиях, которые у нас осуществляются, они только вздыхают тяжело и завистливо и говорят – к вам что ли перебираться? Потому что у нас вообще ничего не происходит. Да, вот музейный конкурс, который запустили в прошлом году. В прошлом году он получился, может быть, несколько спонтанный, не очень такой успешный. Но подано11 заявок, 8 из них были удовлетворены. Но это были именно заявки.


Ведущий: Это конкурс грантов?


Ю.Ш.: Ну, скажем, краевых субсидий. В прошлом году выдавалось 350 тысяч на модернизацию экспозиций. В этом году уже 500 тысяч дается муниципальному музею, что очень не плохие деньги.


Ведущий: Да, это хорошие деньги.


Ю.Ш.: Тем более, что, если учитывать, что, допустим, тот же Потанинский конкурс выдает в разменрах 700 тысяч грант. Но в конкурсе участвует порядка 400 музеев, и из них отбирают только порядка, ну, 20-ти с небольшим проектов, которые получают поддержку. У нас – 500 тысяч. И конкурс среди, вот как вы сказали, 50 музеев. Ну, правда, он ориентирован на негосударственные музеи. То есть это муниципальные, в том числе, ведомственные и негосударственные. Ну, я надеюсь, что будет приносить результат.


Ведущий: Это, по сути, конкурс идей, новых концепций?


Ю.Ш.: Да. Прежде всего, чтобы осмыслили и модернизировали экспозиции, по-новому подали. Вели современные какие-то интерактивные формы, сценарные ходы, мультимедийные форматы. Хотя бы вот в этом смысле. И по-новому построить экспозицию.


Ведущий: Вы читали эти работы? Есть интересные какие-то задумки?


Ю.Ш.: Ну, конечно. Ну, я думаю, что большой прорыв был, допустим, в Чёрмозе. Чёрмоз очень маленький город, не имеющий собственных средств. И если бы не поддержка министерства культуры, они бы не смогли модернизироваться. И неожиданно там оказались такие хорошие творческие силы, которые позволили ему достаточно интересую живую экспозицию создать. В этом году они снова заявились, и снова получили поддержку. В этом году конкурс был уже более отживленным. Было подано 22 заявки от 18 организаций и музеев. Но в этом раз отбор был более жестким. Потому что, действительно, задача не поддержать все музеи, а поддержать только наиболее интересные идеи. Но, я думаю, что достаточно интересные будут проекты и в Чёрмозе снова, и в Чердыни. Был поддержан проект музея гражданской войны. Но ему еще большой марафон предстоит до того, как он выйдет до формата музея. Ну, вот это намерение и желание поддерживается, поскольку это кажется очень интересная идея и тоже может привести к созданию нового музея в городе.


Ведущий: Скажите, пожалуйста, каковы фонды наших музеев краевых? Насколько они богаты?


Ю.Ш.: По-разному.


Ведущий: И зависит ли от богатства фонда работа музея, его посещаемость?


Ю.Ш.: Нет. Прежде всего, умеет ли работать с посетителем музей. Потому что люди приходят все-таки не на предметы посмотреть, а узнать что-то. Но есть, конечно, ряд объективных проблем, которые препятствуют изменению ?????? (неразборчиво). С одной стороны, недостаток финансирования сейчас компенсируется уже.


Ведущий: Помещение?


Ю.Ш.: Пытаемся решать эти вопросы. Надо отдать должное, что в свое время была проделана большая работа, чтобы музеи края получали новые здания. И прошло несколько лет, прежде чем они смогли построить экспозицию. Ну, как в Очере, например. Теперь это достаточно интересный и цельный музей. В прошлом году они получили поддержку и позволили тоже замкнуть. Точно так же, как Кунгур за счет прошлогодней субсидии смог закончить цельную экспозицию своего краеведческого музея. Ну, объективные, в общем, причины, связанные с тем, что люди все-таки не знают пока современных технологий музейных, общих тенденций развития. Слаба часть, связанная с художественным дизайном. Ну, не хватает иногда творческих сил. Поэтому мы стараемся вот помочь музеям, привлекаем дизайнеров, с которыми они могли бы более успешно сотрудничать.


Ведущий: Но сегодня, наверняка, какие-то семинары организуются для работников музеев?


Ю.Ш.: Вот это вот тоже составная часть проекта. Да, есть еще ведь один конкурс, ну, не конкурс, программа, позволяющая модернизировать музей. «Экспедиция. Пермский край». Она формально нацелена на школьный образовательный туризм. Но я думаю, что потом по этому пути как раз пойдут и уже другие туристические группы. Смысл ее в том, что поддерживаются определенные темы. Сначала это была тема горнозаводского Урала. Первоначально в нее включили четыре музея, потом сделали шесть. Каждый из музеев какую-то сторону жизни горнозаводского производства раскрывал. В этом году ведется работа по теме мультинациональной, мультикультурной, поскольку для Пермского края это тоже достаточно актуально, и в результате это тоже несколько музеев получат поддержку и смогут модернизироваться, стать более актуальными, свежими. Следующая тема, связанная с преобразованиями музеев, это обучение музейщиков. Здесь тоже есть подвижки. Вот если «Пермь-36» там 3 года назад затеял свою музееологическую школу в формате, ну, своем, музеев совести, с одной стороны, с другой стороны с замахом на всю Россию, то в прошлом году была еще дополнительная сессия специально для музеев Пермского края, и в этом году она снова повторится. Вот это вот те процессы, которые связаны с обучением музейщиков. Мы обсуждаем вопрос, чтобы они могли получать возможность побывать на стажировках зарубежных.


Ведущий: У нас есть звонок. Добрый день.


Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Игорь. По поводу вот музея хотел бы заметить. Политехнический музей вообще очень интересный в Москве. Я там был. Особенно ламповая техника. Я даже потом приехал домой и собрал ламповый усилитель в домашний кинотеатр. То есть там радиолампа, три детали, выходной трансформатор. И лучше всякого магазинского исполнения. Может быть, вы будете улыбаться, но ламповый усилитель фирмы ???????? (неразборчиво) стоит 4 тысячи долларов. Но не в этом суть. Чем можно завлечь в музей? Я считаю вот нужно так же, как во Львове, создать музей оружия. Экспонатов у нас очень много. Во-первых, если все объединить в центре города, вот орудия, которые стоят в Мотовилихинском музее, самолеты, которые стоят возле Красавинского моста, плюс вот винтовки, которые лежат, допустим, и пулеметы в краевом музее, в обычном нашем музее, вот если все это объединить, создать аналог музея оружия львовского, который расположен в части сохранившейся городской стены в казематах, в бывшем арсенале, вот я считаю вот, если делать упор именно на оружие, вот тогда музей будет иметь коммерческий успех. Но если он будет находиться в центре города. Вплоть до того, что даже на эспланаде где-то, понимаете, что-то построить.


Ведущий: Игорь, мы поняли, чем вас можно завлечь и в какой вас можно завлечь музей сегодня в Перми. Скажите, пожалуйста, а вот что на ваш взгляд должно появиться, случиться в музее, например, в городе Лысьва, Чердынь, либо в Соликамске, что бы вы в выходной день поехали в этот город специально посетить музей? Что там должно быть?


Слушатель: В Соликамске скажу, что. В Соликамске подземный музей можно организовать. Я имею в виду там бывшие выработки, так же, как музей соли есть в Карловых Варах в Чехии, и в Польше там в районе Кракова, да ведь, есть. Вот. Что-то такое необычное, какая-то изюминка, чтоб человек под землю спустился, увидел там скульптуру из соли, чтоб наши пермские скульпторы из соли вот вырезали скульптуры, понимаете, а не занимались рисованием лавочек в парках, а потом удивляются, почему их картины не берут. Что-то такое вот особенное нужно, понимаете. Если собрать, еще раз повторяю, вот действительно весь металл, включая русский ??????? (неразборчиво), вот это орудие 508 миллиметров, в центре города поставить, хотя он на отшибе стоит. Это уникальный совершенно экспонат. В Питере такого нет, понимаете, в музее артиллерии. А у нас он есть. И вот если это поставить в центре, меня многие спрашивают – а как на арторудия посмотреть? Вот раза три спрашивали приезжие из Перми. То есть нужно переться куда-то в Мотовилиху. А все это должно быть в центре…


Ю.Ш.: Не должно быть.


Ведущий: Почему? А что, так далеко у нас Мотовилиха находится?


Слушатель: А для приезжего сесть на трамвай и ехать в район четвертой медсанчасти. Ну, это же неудобно. Все должно быть в центре. Вот самолеты…


Ю.Ш.: Зато город посмотрит.


Слушатель: …арторудия, именно то, что интересно.


Ведущий: Спасибо.


Ю.Ш.: Ну, вы затронули тему еще одного музея, музея оружия, который тоже обсуждается. Я думаю, что и до этого когда-то дойдет.


Ведущий: Конечно, в идеале, видимо, для Игоря хотелось бы, ну, грубо говоря, Законодательное собрание перенести туда в Мотовилиху, а все музеи разместить…


Ю.Ш.: Я не думаю, что на эспланаде будут выставлять пушки, да еще нацеливать на парламент.


Ведущий: На ваш взгляд, что сегодня необходимо краевым все-таки музеям, понимаем, что Политехнический музей вызовет интерес даже своим появлением в нашем городе, что необходимо краевым музеям для того, чтобы быть более привлекательными?


Ю.Ш.: Прежде всего желание меняться. Их активность. А мы уж их поддержим и поможем.


Ведущий: Юрий Шуваев, директор Музейного агентства был сегодня гостем программы. Спасибо вам большое за этот интересный разговор. Программу провела Нина Соловей. В следующую пятницу встретимся.

 


Обсуждение
1541
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.