Верхний баннер
09:16 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Гиндис - без бэ!

24.08.2011 | 13:27
Парусный спорт
Теги: спорт, досуг

Ведущий: Доброго дня всем, кто слушает «Эхо». Это «Гиндис - без бэ!». И я с удовольствием представляю вам нашего сегодняшнего гостя. Итак, человек, который точно отличит шкот от брамселя, человек, который знает про паруса гораздо больше многих других. Глава федерации парусного спорта Пермского края Алексей Санников. Алексей, добрый день.


Алексей Санников: Добрый день, Игорь. Добрый день, уважаемые слушатели.


Ведущий: И начнем сразу вот с какого вопроса. Вообще, вот на дворе 21-й век. Космические корабли бороздят Большой театр, есть мощные катера и корабли с мощными моторами. И надобность в парусе, как средстве передвижения, отпала еще так в середине века 19-го. И, тем не менее, до сих пор зачем-то, как лето, так акватории бороздят лодки с парусами, яхты с парусами, и черт-ти что еще с парусами. Зачем? Вот зачем человеку парус вообще?


А.С.: Ну, я думаю, все-таки парус – это… во-первых, это история. С детства мы бредили мальчишками о всяких романтических путешествиях, о пиратах, о всем таком, о похода за сокровищами. Поэтому это все у нас внутри с самого рождения практически присутствует. Плюс возможность оказаться наедине с природой, именно без запаха бензина, без шума мотора, дальность плавания. Есть такой показатель у кораблей – дальность плавания. И, скажем, вот эти вот катера, которые сейчас мы все видим, они ведь не очень далеко ходят. У них нет запаса плавучести как такового.


Ведущий: Просто потому что кончится топливо.


А.С.: Просто потому что кончится топливо. Поэтому, скажем, это дает возможность людям путешествовать неделями или месяцами, кому как угодно.


Ведущий: То есть пока не кончится тушенка.


А.С.: Пока не кончится тушенка, пока запас, пока не кончится энергия, желание бороздить просторы либо рек, либо морей.


Ведущий: А вообще, скажите, пожалуйста, много ли народа занимается? Вообще, парус это все-таки, вот давайте поймем, это спорт или образ жизни? То есть вот занимаются люди чем? Парусным спортом или вот как-то это отдых под парусом? Что это?


А.С.: Ну, вообще, я делю для себя, что есть два вида паруса. То есть это спорт и яхтинг. То есть еще спорт можно разделить на несколько направлений. Это олимпизм, который… Олимпийские игры, это швертботы, классы. И профессиональный спорт. Это большие там Кубок Америки, Транспак 52, Луи Виттон гонки, то есть где соревнуются уже технологии. То есть «Формула-1», условно говоря. И сам яхтинг. Яхтинг – это уже как образ жизни. То есть это путешествие, это туризм, это отдых под парусами. Плюс – любительские регаты. Это четкое такое деление идет. И оно, в принципе, есть, оно так и развивается. Если это спорт, то физическая выносливость, это тренировки ежедневные. Ну, это настоящий спорт, это всё. Это все мы знаем.


Ведущий: Ну, как любой спорт.


А.С.: Как любой спорт, да. Это медали, это борьба. Это выносливость, это усушка, утруска… Это взвешивание. Это все очень жестко. Это, скажем так, здоровье и его лишение даже.


Ведущий: Любой спорт высоких достижений - это лишение здоровья.


А.С.: А яхтинг – это как раз наоборот. Это удовольствие и здоровье, получение.


Ведущий: В таком случае вопрос поставим так. А в Перми, в Пермском крае чего больше – парусного спорта или яхтинга?


А.С.: Парусный спорт в Перми, скажем так, начал угасать где-то в 80-х годах. У нас были хорошие результаты. Это один был их российских парусных центров. Занималось там порядка около 500 человек. Было 70 крейсерских яхт, 200 швертботов. То есть он был достаточно развит. Это был такой центр развития паруса именно спортивного. Ну, скажем так, что с течением возраста яхтсмены старели, и они плавно переходили от спорта к яхтингу, как уже к образу жизни. То есть все эти крейсерские яхты перешли в частную собственность, и стали практически средством отдыха для ограниченного количества людей. Но, тем не менее, за это время 90-е годы и 2000-е годы все-таки несколько высоких результатов мы в спорте добились. То есть воспитанники тренера Тараканова, у нас есть, это Елена Сизева, это Юлия Аксенова, это Алексей Бушуев, ну, и сам Виталий Тараканов, вот они у нас, скажем так, это наши люди, наши спортсмены, которые добились достаточно высокого результата в 2000-х годах. Но в основном все-таки тенденция идет к тому, что парус становится не спортом, а именно образом жизни. И чтобы поднять этот спорт, а спорт… нужно воспитывать с детства, то есть нам нужны новые люди. Нужны деньги, нужны новые люди. Моя задача – через яхтинг привлечь этих новых людей.


Ведущий: Как раз именно к парусному спорту?


А.С.: Именно к парусному спорту.


Ведущий: 404582017 – наше эфирное ICQ. Друзья, давайте попытаемся вместе ответить на вопрос, что сделать для того, чтобы народ вообще пришел в парусный спорт? Ведь раньше было все просто и понятно в те же 80-е. То есть мальчишка или девчонка – хочу заниматься вот этим. И он радостно шел и занимался. Вопросов не… То есть вопрос упирался в одно – в желание. Скажем так, практически любой спорт, то есть на начальном этапе он был достаточно доступным. Сегодня очень многое поменялось в стране, очень многое встало на коммерческие рельсы. И есть очень много, скажем так, вроде как спорта, который вот даже на первоначальном этапе, ну, достаточно дорог. То есть для того, чтобы начать этим заниматься, надо сразу ввалить очень порядочную сумму денег. Иначе ты даже вот на любительском первоначальном уровне ничегошеньки не сделаешь. Даже вот первых шагов. В этой связи вопрос. Вот с парусным спортом… то есть понятно, что для того, чтобы ходить под парусом, нужен, как минимум, парус. А он стоит денег. Нужно, как минимум, некое судно, то есть лодка… Так, швертбот – это у нас кто?


А.С.: Швертбот – это у кого киль поднимается и опускается. Небольшое судно.


Ведущий: Небольшое, да. Ну, то есть швертбот, яхта. То есть нужно некое судно. Оно стоит дорого. И понятно, что рядовой любитель в собственность его не купит. То есть нужен некий клуб. Возникает вопрос. То есть вот захотелось. Что делать?


А.С.: Во-первых, захотелось – надо прийти в федерацию парусного спорта. Мы поможем разобраться, что вы хотите. Либо заниматься яхтингом, либо вас интересует любительская регата, либо вы хотите отдать своих детей, чтобы они занимались спортом, я бы так сказал, профессиональным спортом. У нас существуют секции, где в принципе, если есть желание, дети могут прийти. Это Гайва, это яхт-клуб «Фаворит» на Молодежной. Они могут туда прийти, записаться к тренерам, и, в принципе, не оплачивая, ходить, потому что у нас это идет из содержания… финансируется бюджетом. Бюджет присутствует в финансировании детского парусного спорта.


Ведущий: Это хорошо. И, тем не менее, Алексей, у нас ведь не общество равных возможностей. Мы все это понимаем совершенно отчетливо. То есть возможности для тех, кто не может, скажем так, купить вот этот дорогой входной билет, они понятны. То есть человек, ребенок, школьник, он приходит в секцию и занимается там. Если же, например, вот взрослому состоявшемуся человеку вот стукнуло в голову – опа! Так ведь вот чего я хотел-то всю жизнь, - ему че делать? Как ему жить дальше?


А.С.: Ну, опять же, говорю, что ему надо обратиться в федерацию парусного спорта, и мы ему поможем разобраться, что он хочет. То есть он хочет стать шкипером – направим в одно учебное заведение. Он хочет стать спортсменом – направим в другое спортивное заведение. Это понятно, да?


Ведущий: Ну, не совсем понятно… Давайте разберемся в терминологии. Шкипер - это кто?


А.С.: Шкипер - это тот, кто управляет яхтой. А спортсмен – это любой участвующий, ну, скажем так, матрос, это спортсмен-матрос. То есть любой, участвующий в управлении яхтой в команде.


Ведущий: Ну, допустим, я решил – а я хочу быть шкипером. А хорошо под парусом по Каме.


А.С.: У нас есть пермская парусная школа, которая облучает шкиперскому мастерству, и есть пермский яхтенный центр, который обучает шкиперскому мастерству. Помимо этого, в принципе, можно получить права в ГИМСе на управление парусной лодкой до 30-ти, по-моему, квадратных метров. То есть мы посоветуем, где и куда, как пойти и за какие деньги. Дальше что делать с этим? Вот получил права. А дальше-то что?


Ведущий: Дальше что делать? Лодки нет, права есть.


А.С.: Да, права есть, а лодки нет. Поэтому мы говорим дальше, что вот у нас есть такие-то команды. Там, в принципе, есть ребята, которые готовы взять в команду. Ты обращаешься туда уже непосредственно к владельцу лодки или яхты, и выстраиваешь отношения с ним. Либо говорим о том, что есть такие мероприятия, проводимые федерацией. Вы можете принять в них участие. Либо это регаты здесь у нас, которые проводятся на акватории Камы, либо за рубежом. Сейчас масса этих любительских регат. Даем координаты, и человек сам определяет.


Ведущий: Ну, то есть вот, допустим, тот же кубок Камы – это далеко не все те, кто в нем участвует, хозяева тех яхт, на которых они участвуют.


А.С.: Конечно, конечно. То есть это, скажем так… ну, во-первых, хозяин лодки обычно один, максимум там два иногда бывает. А команда-то все равно четыре-пять человек. То есть мы уже понимаем, что все равно есть матросы и есть шкипер.


Ведущий: Но, как правило, матросы – это друзья шкипера.


А.С.: Матросы, как правило, это друзья шкипера, да. Кубок Камы идет 10 дней, и 10 дней нужна комфортная дружеская обстановка.


Ведущий: Ну, как минимум, да, потому что…


А.С.: Замкнутое пространство, общение.


Ведущий: Я не представляю себе, как вот прожить, действительно, полторы-две недели с абсолютно незнакомыми непонятными мне людьми. Насколько вообще вот долго сплачиваются эти команды?


А.С.: Ну, реально скажу так вот по себе. Я тоже являюсь владельцем яхты. Самому у меня нет времени постоянно быть шкипером, поэтому есть шкипер у нашей лодки, который участвует в соревнованиях. Либо я привожу с собой экипаж, и он у меня уже годами сложен, либо у шкипера есть второй состав, условно говоря, с которым он уже тоже ходит, когда мы не можем принять участие. Действительно, ну, года, два, то есть идет постоянный такой отбор вот совместимости. Отбор на совместимость.


Ведущий: А вообще, насколько вот эта совместимость важна? То есть, понятно, что когда в товарищах согласья нет, и все такое. И все же. То есть вот это вот критично понимание в коллективе, в экипаже, или это как-то лечится?


А.С.: Ну, любой экипаж лечится. Это сто процентов. У нас нет ведь такого, что ты 10 дней ушел и через Атлантический океан. У нас есть остановки, где некомфортно. Вышел и уехал, и бросил команду в трудный момент.


Ведущий: Нет, ну, это дезертирство. За это морду бьют вообще-то прилично.


А.С.: То есть команда меняется, все это лечится. И думаю, что каждая команда сама себя регулирует.


Ведущий: У меня следующий вопрос. То есть, вот права получены. Дальше. То есть вот с чего еще начинать? К чему надо быть готовым?


А.С.: Ну, надо быть готовым все-таки к финансовым затратам. Финансовые затраты какие? Либо ты шкипер, и ходишь на арендованной лодке на международных регатах. Это ты не покупаешь. Здесь у нас есть такие ребята, которые получили права, они понимают, что им содержать лодку здесь в Перми при нашем ограниченном количестве ясных дней, солнечных… Это один вид яхтинга у нас. Есть зарубежные. Средиземное море. Ты гарантированно уезжаешь туда на неделю. Берешь в чартер лодку. И неделя у тебя солнца, моря, воздуха, красоты. Они должны готовиться к тому, что аренда лодки, предположим, в среднем 4 тысячи евро, плюс, так я скажу, где-то тысяч 6 евро на команду. Это недельный тур. Если ты сам шкипер. Если ты заказываешь шкипера, то ты, в принципе, должен быть готов потратить. А если ты принимаешь участие в массе любительских регат, которые сегодня существуют, и во всех журналах, наверно, сейчас пестрят, то ты, в принципе, должен быть готов, что эта цена там от полутора до двух с половиной тысяч евро на одного человека за неделю.


Ведущий: Это такой входной билет.


А.С.: Это да, такой входной билет. То есть обычно вот это примерно такая плата -полторы-две с половиной тысячи евро в неделю на человека.


Ведущий: Ну, строго говоря, цена, сопоставимая с ценой туризма.


А.С.: Абсолютно точно. Это сопоставимые цены. Но это несколько другой вид отдыха. То есть ты непосредственно на море, ты непосредственно соприкасаешься и со стихией… Ну, ты живешь в море.


Ведущий: Ну, понятно. Я-то хотел спросить немножко о другом. То есть с финансами более менее ясно. А вот к чему быть готовым? То есть, что надо воспитать в себе, чтобы стать яхтсменом, скажем так? Ну, как минимум, уметь плавать. Это понятно.

Желательно. Что еще? То есть, к чему вот быть готовым физически, морально?


А.С.: Это физическая подготовка непосредственно все равно должна быть. Потому что дергать шкоты, пересаживаться с борта на борт в течение суток – это физическая нагрузка все равно. А вообще – парусный спорт – это спорт железной задницы. То есть это выносливость, усидчивость и достаточно статическая нагрузка, но постоянная. Постоянная нагрузка. Терпимость, я вот так назвал. То есть терпимость – это как психологическая, так и терпимость на длительные продолжительные нагрузки. Это с точки зрения физической кондиции.


Ведущий: Вот уже есть первый телефонный звоночек. Алле.


Слушатель: Добрый день. Здравствуйте.


Ведущий: Здравствуйте.


Слушатель: Бессонов. Люблю парусный спорт. Как привлечь, объясняю. Плакат – «С Бессоновым под парусом». Икра. Женщины пойдут. Пойдет масса желающих против мафии. И мы пойдем в теплые моря, шашлычок, сухое винцо. Все. Делайте плакат и приглашайте. И толпы будут выстраиваться желающих. Против мафии. Под парусом. С Бессоновым. Спасибо.


Ведущий: Ура. Ну, а если серьезно. Алексей Борисович, как всегда, поднял настроение нам и радиослушателям. А теперь давайте серьезно. Итак, как привлечь людей под парус?


А.С.: В 2008-м году я стал президентом федерации парусного спорта. Меня просто вот, как человека, который много лет занимался, скажем так, ну, не скажу, что очень активно, но все-таки занимался парусным спортом, и участвовал в парусной жизни Пермского края. Меня тяготила ситуация, которая создавалась у нас в Перми. То есть лодки старели, яхтсмены старели, а практически нового притока не было. И в 2008-м году, съездив на международную регату, такую любительскую, у нас созрела идея сделать что-то здесь такое, то есть какую-то бизнес-регату, чтоб привлечь новых участников. И мы создали «Акула-яхтинг» в 2008-м году, куда позвали, ну, наиболее, скажем так, динамично развивающуюся часть нашей пермской бизнес-элиты, включая политиков и команду правительства Пермского края. Что дала нам эта регата? В этом году была четвертая регата. То есть это порядка 20-24 лодок каждый год собирается у нас. Это, ну, на пять человек умножили, примерно 100-120 человек людей, которые целый день гоняются под парусами. Ну, там есть разная программа. Что дала эта регата за эти четыре года? Это примерно 50 человек, которые постоянно участвуют в различных любительских регатах. 50 человек – это уже серьезно. Я смотрю просто по другим федерациям в других регионах нашей страны. То есть они постоянно ездят на всякие соревнования любительские. Благодаря этим людям мы с их участием, скажем так, купили порядка 12 детских «Оптимистов», лодок «Оптимист». «Оптимист» - это самая маленькая лодочка для самого начинающего шестилетнего…


Ведущий: Она такая, на корытце похожа.


А.С.: Да, на корытце похожа. То, откуда начинаются первые шаги в парусном спорте у человека, у ребенка. Мы в этом году открыли три секции. У нас была на Гайве секция и была на Молодежной в «Фаворите», яхт-клуб «Кабельщик» и «Фаворит». В этом году открылось еще три секции. Это яхт-клуб «Волна», это «Лукоморье» - детская парусная секция, и в Елово парусная секция. То есть, я считаю, что все это заслуга вот этой «Акула-яхтинг», на которую мы смогли привлечь новых людей. Помимо этого мы сейчас выстраиваем… нам нужен новый класс, класс крейсерских лодок, который бы заменил вот или как-то развил то, что у нас сейчас существует, там 30-летние наши лодочки. И считаем, что шесть лодок нам надо купить. И вот эта вот «Акула-яхтинг» нам, в принципе, дала новые экипажи и новых людей, которые хотят этим заниматься. У меня практически каждую неделю проходят переговоры о том, какую. лодку купить или, что мы будем покупать. И, в принципе, мы определились. Я думаю, что в следующем году у нас произойдет обновление крейсерского флота.


Ведущий: А, вообще, вот такой вопрос. Те яхты, которые были 30 лет назад, и те яхты, которые вот новые, которые собираетесь приобретать сейчас, они вообще как-то меняются или это очень консервативно? Вот есть некий застывший такой вот стандарт, и по этому застывшему стандарту, как 30 лет назад их строили, так и сейчас делают.


А.С.: Я думаю, что если посмотреть со стороны, спортивная лодка 30-летней давности и современная примерно этого же размера, неопытный человек разницы большой не поймет. Он увидит, что что-то может быть изменилось, но вообще непринципиально. То есть, допустим, как седьмая модель «Жигулей» и пятая.


Ведущий: А они, что, чем-то отличаются?


А.С.: Чем-то отличаются, но очень незаметно. Но профессионалу будет видно, что, скажем, киль другой, обводы другие, паруса, вооружение другое, что эта лодка становится уже глиссирующей. То есть это уже чисто такие технические вещи, которые видны уже человеку, который увлечен и который, более менее, продвинут в этом.


Ведущий: Наверняка материалы меняются.


А.С.: Материалы меняются. Такелаж меняется. Технология чуть меняется. То есть, жизнь идет, все равно все меняется,


Ведущий: То есть вы планируете приобретать вот именно уже новые современные?


А.С.: Более современные. Я не скажу, что это новые. Это тоже десятилетней давности разработка, но это более современные лодки, которые, скажем, позволят и гоняться на хорошем уровне, и все-таки заниматься яхтингом, как образом жизни. То есть это путешествовать с семьей, с друзьями по акватории Прикамья.


Ведущий: А вообще сезон в Прикамье, он, действительно, короткий. Сколько времени вообще вот в среднее стандартное лето, скажем так, сколько времени вообще можно походить под парусом?


А.С.: Первые соревнования у нас начинаются конец мая – открытие сезона, число 20-25-е. И закрытие сезона происходит 20-го примерно сентября. То есть мы говорим устойчиво три месяца, три с половиной.


Ведущий: У нас телефонный звоночек. Алло. Добрый день.


Слушатель: Добрый день. Дмитрий. Подскажите, пожалуйста, почему федерация не так активно занимается обучением яхтсменов? И при федерации нет никаких ни школ, ничего. Есть у нас отдельное лицо Тараканов, который учит, а федерация как-то к этому не подключается. И второй вопрос. Когда уже мы будем проводить какие-нибудь российские соревнования у нас на воде? Когда мы перестанем замыкаться на только наших спортсменах? Почему не приглашаем из других регионов на соревнования? Спасибо.


Ведущий: Спасибо, Дмитрий. Вообще, кстати, да, вот смотрите. Трасса гоночная, ее надо строить. Река, она вот она, она есть. Действительно, почему? Ведь раньше на пермской воде проходили всесоюзные соревнования, всероссийские соревнования. Понятно, что времена другие. И все-таки.


А.С.: Ну, отвечу сразу. Как я только что говорил, что нам нужен новый класс. И мы начинаем его формировать. Я сказал об этом только что. Чтобы позвать сюда спортсменов для участия в соревнованиях из других регионов, это значит, что они должны привезти свою лодку, потому что на сегодняшний момент все лодки находятся в частной собственности. И мало собственников готовы отдать свою лодку для участия в соревнованиях другому экипажу и другому шкиперу. Это первая проблема, с которой мы сталкиваемся. Поэтому, в принципе, федерация должна владеть каким-то флотом, чтобы предоставлять участникам других регионов. Это по поводу, почему мы не проводим соревнования. Потому что мы не готовы технически. Мы считаем, что развивая новый класс, мы как раз наша цель провести здесь чемпионат России. Почему нам нужно шесть лодок? Потому что рядом в регионе существует еще порядка 20 лодок, ну, Челябинск, Екатеринбург, которые готовы сюда приехать. И, таким образом, в принципе, мы уже проговорили, что мы можем организовать чемпионат России в классе «Рикошет-747», который мы, в принципе, определили для себя приоритетным классом. Это задача федерации. И мы это однозначно будем делать, и будем развиваться в эту сторону. По поводу обучения. Реально сегодня федерация сама не собирается заниматься обучением. Есть школы, есть парусные центры, которые проводят это за деньги. То есть любой желающий может туда прийти, записаться на курсы, заплатить деньги и получить либо повышение квалификации, либо получить права рулевого первого, второго класса или шкипера международника. На сегодняшний момент у нас, я сказал, что действуют две школы. Это пермская парусная школа Виталия Тараканова и пермский яхтенный центр - Михаил Белобородов.


Ведущий: Но федерация сотрудничает с этими школами?


А.С.: Задача федерации – популяризировать парусный спорт, создавать вот такие парусные центры, которые бы обучали. Создавать детские парусные секции и привлекать спонсоров, привлекать финансы на развитие парусного спорта. Ну, вообще яхтинга в Прикамье.


Ведущий: То есть, существующие школы – это школы для уже взрослых?


А.С.: Существующие школы – это школы для взрослых. Но у нас есть детские секции, где обучаются…


Ведущий: А детские секции – это как раз федерация?


А.С.: Детские секции – это тоже… федерация сама не тренирует. Федерация помогает. То есть, есть детская парусная школа «Темп», есть секция в яхт-клубе «Волна», есть секция в яхт-клубе «Фаворит», есть секция «Лукоморье» в поселке Полазне, есть в Елово муниципальная. То есть муниципалитеты создают парусные детские секции. А задача, скажем так, федерации всячески способствовать получению результата. У нас есть программа грантов для тренеров. То есть, чтобы, скажем так, тренера были заинтересованы, мы разработали систему грантов. Правда, она еще пока не действует. Но я думаю, со следующего… задача в следующем году однозначно, чтоб она начала действовать, чтобы уже нацелить тренеров на результат, они были замотивированы на результат.


Ведущий: А это реально?


А.С.: Реально.


Ведущий: Отлично. Вот, пожалуй, на этой оптимистической ноте мы и будем завершать нашу сегодняшнюю беседу. Напомню, наш гость в студии Алексей Санников, руководитель федерации парусного спорта Пермского края. Встретимся через неделю. Спасибо. Пока.


Обсуждение
3890
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.