Верхний баннер
13:04 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Здоровый подход (эфир)

25.08.2011 | 13:34
Здоровье школьников

Ведущий: В эфире программа «Здоровый подход». У микрофона Юлия Хлобыст. И в преддверии 1 сентября, конечно же, мы будем говорить о здоровье школьников. Как сделать так, чтобы ребенок пошел в школу здоровым и не растерял свое здоровье за все годы учебы в школе. Гость программы Наталья Лядова, ведущий сотрудник центра развития образования Пермского края, кандидат медицинских наук. Здравствуйте, Наталья.

 

Наталья Лядова: Здравствуйте, Юлия.

 

Ведущий: Смотрела разные материалы по этой теме. И вот с чем столкнулась. Сейчас у многих родителей первоклашек будет легкий шок. Статьи про сохранение здоровья детей примерно начинаются так. Школа – это рассадник большинства болезней, которыми в течение года заболевают дети. Ведь простудными и другими инфекционными заболеваниями заразиться легче всего там, где много детей, плотно контактирующих между собой. Ну, с этим не поспоришь. Но наша задача сегодня не запугать родителей, на самом деле, перед школой, а дать ответ на, казалось бы, такой простой вопрос – как сохранить здоровье ребенка? Но хочу сказать, что, наверное, и у дошкольников сегодня нагрузка огромная. Давайте начнем с них. Вот как вы оцениваете здоровье дошкольников? Они вообще могут прийти в школу здоровыми?

 

Н.Л.: Да, к сожалению, и маленькие дети не вполне здоровы. И есть такая статистика, что примерно 10-20 процентов будущих первоклассников уже имеют проблемы со здоровьем. Причем, хронические заболевания. Поэтому, конечно, вот с каждым годом даже учителя отмечают, которые принимают детей, что буквально среди набора в класс один-два ребенка только имеют первую группу здоровья. То есть это, конечно, плачевно.

 

Ведущий: Ничего себе.

 

Н.Л.: Да. Ну, организм ребенка пластичен. И при умелом подходе воспитания, создания должных условий обучения все может восстановиться. И задача школы не только сохранить, но и укрепить здоровье. И наша школа, российская, она вообще-то всегда славилась добрыми традициями в плане сохранения здоровья. Но, увы, школьные факторы риска, которые были известны еще и 100 лет назад, очень живучи. И продолжают быть актуальными и сегодня.

 

Ведущий: Скажите, Наталья, вот если все-таки о дошкольниках говорить, вот какие практические, может быть, конкретные советы родителям вы бы дали, на что обратить внимание, чтобы все-таки ребенка перед школой не задергать, не усугубить его состояние здоровья, не испугать его, а, наоборот, чтобы он расправил плечи и пошел вот в эту новую для себя жизнь, очень сложную, очень тяжелую сегодня?

 

Н.Л.: Да, очень важна позиция родителей, чтобы не запугивали будущим обучением, не говорили – вот в школе-то тебе покажут, как надо жить и учиться. Должно быть позитивное отношение к школе у самих родителей. И, конечно, ребенка надо готовить к школе не за две-три недели, ну, хотя бы за год. И создавать и дома все условия для того, чтобы ребенку было комфортно, чтоб его любили, чтоб его пестовали, чтоб его гладили и обнимали, и всегда поддерживали. И вообще-то существуют три таких основных направления подготовки ребенка к школе. Первое направление – это, конечно, укрепление его физического здоровья.

 

Ведущий: Постоянные занятия спортом.

 

Н.Л.: Спортом для маленького ребенка, может быть, громко сказано, хотя да, в наших спортивных школах дети в пять, в шесть лет уже осваивают такие серьезные программы, чуть ли не мастеров спорта. Ну, нет, конечно. Но, тем не менее, вот прививать с малых лет любовь к подвижному образу жизни, внушать уверенность в своих силах, что ты смелый, что ты ловкий, у тебя получится вот это, конечно, лучше, чем говорить ребенку - не бегай, ты простудишься.

 

Ведущий: Не прыгай, не лезь.

 

Н.Л.: Не прыгай – ты сломаешь ногу, не лезь, да. Вот этих установок быть не должно, конечно. Это первое. Естественно, перед школой показать его всем необходимым специалистам. Второе направление - это социальная подготовка, чтобы ребенок был готов к общению со сверстниками. И, конечно, те дети, которые посещают дошкольные образовательные учреждения, они в этом плане в более выгодном положении. Они уже умеют общаться, они уже умеют выстраивать отношения. А дети, которые дома, в этом плане им, конечно, сложнее. И вот надо обращать внимание на то, умеет ли ребенок, и учить его хотя бы в последний год перед школой, обращаться со своей одеждой, быстро одеваться, справляться со шнурками, застегивать все замки и так далее. То есть справляться вот в этом плане. Ну, и, конечно, помогать ему общаться со сверстниками, со взрослыми людьми, с незнакомыми людьми, тоже очень важно, предостеречь.

 

Ведущий: С незнакомыми вообще лучше не общаться, кажется.

 

Н.Л.: Да, лучше не общаться. Правильно вы сказали. Третье направление подготовки – это психологическая или моральная. Это вот как раз то, с чего мы начали. То есть не запугивать школой. Наоборот говорить о предстоящих возможностях. Как здорово учиться в школе, как здорово многое узнавать и многому учиться. И такая психологическая подготовка также включает в себя и то, что… Вот многие говорят – давайте перед школой проводим ребенка, пусть он посмотрит, где он будет учиться. А другие говорят, что, пожалуй, не надо, потому что это открытие для ребенка, вот прийти в школу первый раз, где он будет много лет учиться. Вот не лишать его радости открытия. И не запугивать его просторными пустыми коридорами, когда вот приходят в школу накануне, допустим.

 

Ведущий: Ну а что все-таки правильнее?

 

Н.Л.: Вот уж тут тоже нужно исходить из того, какой ребенок, как он воспримет ту или иную ситуацию. Ну, сейчас ведь многие дети ходят в воскресные школы, подготовительные, поэтому они знакомы, как правило, со своей будущей школой заранее. И еще, четвертое направление – это интеллектуальная подготовка. То есть современные дети, действительно, они умеют уже и читать, и писать, и считать. И очень важно поощрять, но не переусердствовать в дошкольном возрасте, чтобы не перенапрячь зрение, чтобы не перенапрягаться перед компьютером. Сейчас маленькие дети буквально с трех лет сидят.

 

Ведущий: Итак, вот четыре основных направления вы назвали, на которые необходимо обратить внимание родителям будущих школьников и поработать, да, предметно. Ну, сейчас, наверно, уже поздно. Но, тем не менее, я думаю, что если родители это сделать не успели по каким-то причинам, не надо сейчас все сразу наверстывать упущенное и создавать нервозность в семье.

 

Н.Л.: Безусловно.

 

Ведущий: Тогда переходим к школе. То есть к тому самому процессу, который… неважно, кстати, в первый класс идет ребенок, второй, третий, или средняя уже школа, старшая школа, все равно нагрузки сейчас достаточно серьезные. Вот давайте предметно начнем, скажем, с таких важных вещей, которые… физических вещей, которые уже потом становятся причинами многих внутренних заболеваний. Например, как то – осанка. Вот как сохранить в школе, начиная с младшей школы, включая среднюю и старшую, нормальную осанку ребенка? Насколько это вообще важно?

 

Н.Л.: Вот есть такое мнение, что 75 процентов болезней взрослых уходят своими корнями в детские дошкольные и школьные годы. Поэтому вот как важно организовать у детей условия в процессе обучения, должных условий. Примерно в пять раз за период школьного марафона ухудшается состояние зрения и осанки. То есть растет… хронические заболевания…

 

Ведущий: То есть, если вы отдали ребенка в школу прямым и с хорошим зрением, то вы рискуете получить на выходе там зрение минус пять и сутулого молодого человека.

 

Н.Л.: Сутулого, близорукого… вполне возможно, да. Увеличивается и распространенность заболеваний органов пищеварения. Примерно в три раза. В четыре раза увеличивается нарушение нервно-психической сферы. Вот примерно такова статистика. Если в начальной школе здоровы 11-12 процентов всех детей, в основной школе примерно 8 процентов, то к окончанию старшей школы примерно только 4 с половиной - пять процентов детей, которых можно зачислять в отряд космонавтов.

 

Ведущий: Слушайте, ну как тогда повысить эти показатели? Это же страшные цифры на самом деле.

 

Н.Л.: Задача школы – не ухудшить. Даже несмотря на то, что многие директора предупреждают, что в этой школе учиться сложно, подумайте, стоит ли учиться, неважно. В какой бы школе ребенок ни учился, должны быть условия, которые гарантируют сохранение и укрепление здоровья.

 

Ведущий: Ну, например, какие?

 

Н.Л.: Вот как сохранить осанку? Многие считают, что это прерогатива учителей начальных классов. Вообще-то, конечно, это еще с пеленок идет формирование осанки дома родителями. Как ребенок… когда его берут на руки, на какой руке его носят, за какую ручку его водят, как он спит, как он сидит. То есть это, конечно, идет, вот формирование осанки, буквально с первых дней жизни, что называется. Да, учитель начальных классов, это его обязанность – сформировать прочный навык правильной осанки. Но это не значит, что нужно 40 там 35 минут урока сидеть, сложив руки, вытянув спину. Сейчас довольно свободно можно себя вести. Тем более мебель удобная. Можно и ногу под себя подвернуть иной раз.

 

Ведущий: Кстати, это плохо влияет на осанку? Вот многие родители, они просто заставляют – убери ноги, не сиди на корточках и так далее.

 

Н.Л.: Ограничивают свободу движений. Вот организму надо так сесть в данный момент. Да, нужно так сесть. А вот когда он пишет, и учитель видит или родитель, что ребенок очень низко склоняется головой к тетради, вот здесь надо вмешаться. Подойти, сказать, просто прикоснуться, поправить. То есть в школах в начальных классах висят таблицы, какая правильная осанка. Дети это довольно хорошо знают, но не всегда выполняют.

 

Ведущий: Потому что лень.

 

Н.Л.: Потому что, во-первых, сколько ни говори ученику – сядь прямо, сядь, выпрями спину – это может продолжаться одну-две минуты, а затем снова все приходит…

 

Ведущий: В расслабленное состояние.

 

Н.Л.: …в расслабленное состояние, да, и снова. Поэтому, прежде всего, нужно обеспечить хорошую мебель, эргономичную мебель, чтоб она соответствовала росту ребенка, его параметрам тела. Есть стандарты школьной мебели. И учителя знают. И парты обычно маркируются. Очень важно рассадить правильно детей за эти парты, по росту, чтобы каждому соответствовала своя парта. Сейчас используют даже метод Базанова, который предлагает конторки, то есть менять позу сидя на позу стоя какое-то время в процессе урока. Тоже замечательная форма сохранения осанки. И вот, помимо правильного рассаживания, конечно, важно организовать рабочее место и формировать мышечный корсет. То есть должно быть движение в жизни ребенка, много движения. Нужно укреплять мышцы, ставить к хореографическому станку, или заниматься какими-то видами такой гимнастики, ритмики, которые формируют осанку.

 

Ведущий: Вы сказали, что мебель – это очень важный фактор. Правда, вот я вспоминаю свои школьные годы. У нас там были обычные деревянные парты. Они никакие были не…

 

Н.Л.: Это лучшие парты, как раз таки…

 

Ведущий: Это лучшие?

 

Н.Л.: …лучшие. Эрисмановские старые добрые парты, лучше их никто еще ничего не придумал. Они были с откидывающейся крышкой, с наклонной поверхностью, скамья была задвинута под передний край стола. Это замечательно. Эрисман все просчитал.

 

Ведущий: Ну, а почему тогда сейчас мы не пользуемся ими для наших детей?

 

Н.Л.: Ну, они действительно громоздкие, тяжелые. Сейчас новый дизайн. И, кстати, есть замечательные одноместные столы ученические, стул. И тоже эргономичные. Они называются антисколиотической школьной мебелью. Но они стоят дороже. Поэтому вот не во всех школах находятся средства, чтобы закупить такую антисколиотическую мебель, за которой должны сидеть дети.

 

Ведущий: Понятно. Если с осанкой разобрались, то у нас следующий очень важный такой орган – это наши глаза. Как сохранить зрение? Ведь все же очкариками становятся дети к старшим классам. Да уже какое, к старшим? Уже в начальной школе бегают по два, по три человека таких.

 

Н.Л.: Примерно к окончанию начальной школы уже 4 процента детей имеют нарушение остроты зрения по типу близорукорефракции. Даже я как-то на одной конференции краевой видела такой логотип конференции по информатике, где сидит ученый мишка, в академической шапочке и с непременным атрибутом его учености - очками. То есть это уже стало просто непременным атрибутом действительно образованности. Но это не должно быть атрибутом, это недолжно быть модным.

 

Ведущий: А вы знаете, вот в школах-то тенденция другая, я вам хочу сказать, даже на уровне младшей школы. Сейчас дети, они хотят носить очки.

 

Н.Л.: Да вы что?

 

Ведущий: Да. Я просто на примере своего ребенка.

 

Н.Л.: Детей-то ведь обзывают очкариками.

 

Ведущий: Ничего там не обзывают и никого не обзывают. То есть это они понимают, как имидж, как некий, вот как вы говорите, ореол учености. Представляете, вот как все поменялось в наше время.

 

Н.Л.: Да, такой факт я не знала. Интересно. Но, тем не менее, это не должно стать модным. Модно иметь хорошее зрение.

 

Ведущий: Согласна.

 

Н.Л.: Вообще, модно быть здоровым. Престижно быть здоровым. Как сохранить зрение? Вообще зрение и осанка очень тесно связаны друг с другом, потому что это, как бы, звенья одной цепи. Вот, как правило, вы, наверно, наблюдали, что, если ребенок сутуловат, и у него ассиметрия плеч, то у него, как правило, и зрение еще бывает ослаблено, и очки он носит. Потому что это, действительно, слабость опорной соединительной ткани. Она проявляется и там, и там. Поэтому все, что полезно для осанки, все полезно для зрения.

 

Ведущий: Ну, понятно, что это хороший свет в первую очередь.

 

Н.Л.: Совершенно верно. Организация освещенности хорошая. И поэтому должно быть и естественное, и искусственное освещение, соответствующее гигиеническим нормам. Если это домашнее рабочее место ученика, то должно быть местное освещение, достаточно хорошее, яркое - 500 люкс, если лампа накаливания. Но и обязательно нужно включать общее освещение. Когда включена настольная лампа, обязательно должна быть, хотя бы не на полную мощность, и включена быть общая люстра. Таково правило. Конечно, замечательно, если ребенок приучен. Вот его надо к этому приучать. Должно быть потребностью внутренней. Через некоторое время после напряженной зрительной работы с мелкими объектами на близком расстоянии встать, потянуться, размяться, присесть, что-то сделать такое… поиграть на гитаре, поиграть в игрушки, что-то как-то отвлечься.

 

Ведущий: Переключиться.

 

Н.Л.: Переключиться, да. Ну, или просто выполнить физкультминутку для зрения. И многие учителя это знают и выполняют эти физкультминутки. Физкультминутка для зрения, она снимает не только зрительное, но и общее утомление, голова меньше… устают меньше дети. То есть вот двигательный компонент. Правильная рабочая поза вовремя письменной особенно работы. И работы с экраном монитора. С техническими средствами обучения.

 

Ведущий: Это вообще, мне кажется, отдельная тема, потому что телевизоры, компьютеры, игровые приставки, сотовые телефоны. Это вот абсолютное зло для зрения. Сколько можно вообще ребенку… понятно, что телевизор можно исключить из практики по максимуму. Но, например, компьютер уже сегодня из образовательного процесса вряд ли исключишь.

 

Н.Л.: Да, вы знаете, нормы гигиенические очень жесткие. И следует их соблюдать, хотя это очень трудно. И принять даже трудно взрослому человеку. Вот, например, для младшего школьника непрерывная работа с монитором должна занимать не более 10-15 минут. Потом нужно отвлечься и вообще переключиться. Даже на уроках информатики это вот не должно быть больше 10-15 минут в процессе всего урока. В более старшем возрасте в средней школе это не так уж тоже большой прирост времени. Это 20 минут. Даже в старшей школе, вот в 10-11-м классе на первом уроке информатики – это 30 минут непосредственной работы с монитором. И на втором уроке 20 минут. Представляете? А ведь дети часами сидят.

 

Ведущий: Вот я сижу и думаю, что да, что вот такие стандарты, они, как бы, несколько нереальны.

 

Н.Л.: Нереальны. Многие игнорируют в силу того, что им кажется, что это нереально. Но таковы стандарты. Иначе смиряйтесь с тем, что дети ваши будут слепнуть год от года. Да, нужно хороший монитор иметь, нужно обязательно приучить, чтоб он вставал, разминался, делал гимнастику или переводил взгляд на какой-то объект зеленого цвета, например, или такого, радующего глаз. Какой-то, может быть, яркий объект. Есть даже такие программы, которые позволяют… через некоторое время они включаются и говорят – ты устал, переключись, уйди, займись чем-то другим.

 

Ведущий: Закрой компьютер.

 

Н.Л.: Закрой компьютер, да. Есть такие программы. Зрение – это то, что надо беречь очень сильно.

 

Ведущий: Хорошо. Это вот то, что касается отношения ребенка, но и родителей. То есть то, что мы можем как бы направить. Но вот школа, вот она направлена больше на получение знаний, это какие-то основные предметы, это математика, русский, история, география и так далее. Физкультуре отводилась, ну, вот в наше время, как мне кажется, достаточно такая, нормальная роль. Последние годы, сужу, опять же, по своему собственному ребенку, в школе, ну очень мало времени отводилось. То есть, как вообще вот этот круг замкнутый разорвать? Потому что дети приходят в школу, и это постоянно уроки, это сидят. Ну, младшие, они еще, конечно, гоняют на переменках. Но со старшими уже как бы все сложнее. Вот что нужно сделать, я не знаю, может быть, руководству школы, может быть, самим учителям, что-то как-то, чтобы дети начали двигаться?

 

Н.Л.: Да, школьная гиподинамия, гипокинезия – это очень мощный фактор риска для нарушения здоровья. И очень важно обеспечить в режиме учебного дня двигательную потребность ребенка, подростка, природную потребность в движении. А это достаточно большая потребность. Два часа ребенок должен быть в движении. А как? Шесть уроков, а он два часа должен быть в движении. И, конечно, здесь нужно подходить комплексно. Замечательно, если в каждом уроке у любого учителя, на любом предмете есть такие задания, которые при их выполнении связаны с двигательным компонентом. Да, встань, перейди, найди нужный ответ на стенах, это может быть для младшего школьника, соберись группой пообсуждать, встань. Физкультминутки – их никто не отменял. Это замечательное средство профилактики общего утомления. И старшеклассникам тоже они показаны. У нас настолько старшеклассники обездвижены. Вместо того, чтобы выйти на перемене походить, они ложатся на парты, отдыхают, дремлют.

 

Ведущий: Или открывают свои ноутбуки, айподы, айпады и так далее.

 

Н.Л.: С возрастом вот эта природная потребность в движении, она есть, но она подавлена настолько, что они даже это не осознают. Двигательная организация перемен особенно для младших школьников, чтобы они двигались. Ребенок не подвигается, он не будет работоспособным на уроке. А дежурные говорят – нельзя бегать, шею себе сломаешь. Поэтому, да, здесь тоже есть возможность какие-то привнести элементы организации пространства, которые бы позволяли, ну, допустим, увеличить двигательную активность, Ну, и в то же время, чтобы была обеспечена безопасность. Какие-то игровые комплексы в рекреациях ставят, теннисные столы для старших школьников, чтоб поиграть там, кольцо баскетбольное на территории спортивной площадки школы, чтоб залы спортивные были открыты вовремя перемен. То есть, есть много форм организации двигательной активности во время перемен. Ну, и, конечно, основная форма двигательной активности – это урок физкультуры в школе.

 

Ведущий: Уроки физкультуры на свежем воздухе, вот…

 

Н.Л.: Это здорово.

 

Ведущий: … по желанию?

 

Н.Л.: Конечно. Пока есть такая возможность погодная, быть на свежем воздухе, то надо использовать всегда эту возможность. Ну, программа так составлена, собственно, что в первой четверти – это легкая атлетика, которой можно заниматься на воздухе. Потом идут игровые виды спорта и все-таки в зале. Потом начинается снежный сезон. Конечно, нужно выходить с лыжами на открытый воздух. То есть организация занятий на открытом воздухе, она, конечно, предпочтительнее. Но тоже важно смотреть, где э та открытая площадка, чтоб не было рядом транспортных развязок, особенно регулируемых перекрестков со светофорами, где загазованность очень большая. В таких местах лучше спортом не заниматься.

 

Ведущий: Или они пойдут вообще не на пользу, далеко не на пользу.

 

Н.Л.: Не на пользу, да.

 

Ведущий: Мы буквально коснулись темы новых образовательных стандартов для младшей школы. Вот скажите, а их введение, оно отразится лучшим образом на здоровье детей?

 

Н.Л.: Вообще, если все получится так, как задумано, то это, конечно, благо. Потому что новые образовательные стандарты для начального общего образования предусматривают такой подход в обучении, который связан с формированием метопредметных, универсальных учебных действий, умение учиться. То есть во главу угла сейчас ставится не зубрежка, не запоминание каких-то больших объемов информации, а умение этой информацией пользоваться, добывать, анализировать, относиться к ней, умение ставить задачи перед собой образовательные, и уметь видеть, как решать ту или иную учебную задачу с помощью учителя, конечно же. То есть умение учиться ставится во главу угла. Умение общаться со сверстниками в процессе, допустим, совместного решения какой-то учебной задачи. Коммуникативное умение тоже входит в эту…

 

Ведущий: А количество часов, скажем, по физической культуре будет больше?

 

Н.Л.: Сейчас настоятельно рекомендуется вводить третий час урока физической культуры. Это тоже здорово. Но там, где есть условия для этого. Потому что, если в один зал просто два класса приведут, то…

 

Ведущий: Это будет дурдом.

 

Н.Л.: Конечно. Это не то, что нам нужно. Если есть условия – замечательно, Три урока физкультуры. И, конечно, дополнять это вовлечением ребят в спортивные кружки и секции, будь тот при школе или в учреждениях дополнительного образования. Вот новые стандарты еще чем хороши, что они предполагают вот этот компетентностный подход, деятельный подход в обучении, когда человек становится субъектом своей образовательной деятельности. Он понимает смысл, для чего это ему нужно учиться. У него повышается учебная мотивация. И это не может благотворно не отразиться на здоровье. То есть вот компетентностый подход - это здоровьесберегающий подход. И новые стандарты это как раз предусматривают. И то, что там вводится сейчас дополнительно еще внеурочная деятельность после окончания учебного дня в школе, дети остаются и занимаются в системе дополнительного образования при школе с приглашенными или со своими же преподавателями. В принципе, это тоже замечательно, потому что через все эти направления деятельности можно формировать установки на здоровый образ жизни, формировать новое поведение, которое приближено к здоровому поведению. И вот в новых ???????? (неразборчиво) начального общего образования предусмотрена разработка и реализация программы по формированию здорового и безопасного образа жизни, чего раньше не было. И это, конечно, не может не радовать. С другой стороны это нагрузка на учителя. Нужно снова думать, как это все сделать. Ну,

это интересно. Это новые условия, это интересно. Это должно быть хорошо.

 

Ведущий: Нашла такой интересный факт вот перед разговором с вами, что, якобы, невропатологи утверждают, что двойка, поставленная ручкой красного цвета, эквивалент сердечному приступу. Вот вы это можете как-то прокомментировать? Вот эти внутренние моменты образования, их, может быть, надо такие убирать? Или что это? Или просто дети стали менее стрессоустойчивые?

 

Н.Л.: Вы знаете, система оценки учебных достижений очень важна вот в плане сохранения здоровья. Потому что вот такая оценка, особенно, когда она воспринимается ребенком как несправедливая, она может прямо нарушить даже вот личностное развитие ребенка. Такие серьезные психологические проблемы привнести, и двойка красного цвета, я вот вполне согласна, хоть это и образное такое, может быть, выражение, но я согласна, что это сильная травма. Конечно, есть дети, которые к двойкам относятся спокойно, и родители их за это не ругают. И правильно делают, что не ругают, потому что двойка сама по себе - это уже наказание. Зачем еще наказывать за двойку. Надо всегда дать возможность и родителям, и особенно учителю, показать, какие пути исправления вот его неуспешности в данном случае, что он может предпринять, какие у него есть ресурсы, резервы, чтобы он исправил эту ситуацию. К оцениванию нужно подходить учителю очень осторожно. Главное, чтобы ребенок воспринимал это как справедливое оценивание.

 

Ведущий: В перерыве мы с вами говорили о слухе. Оказывается, в процессе обучения садится слух. Как-то мы упустили эту тему, хотя сегодня она становится актуальна. Все мы ходим в наушниках, все мы там чего-то слушаем. И уровень звука, видимо, дети не всегда могут сами проконтролировать.

 

Н.Л.: Совершенно верно. Это тревожная ситуация. Вот если нарушение осанки, нарушение зрения вызывает тревогу у родителей, прежде всего, и у учителей, у медиков, потому что это видно… Это видно, и как-то сразу тревожит родителей. То то, что происходит с органами слуха, это ведь незаметно происходит. Даже сам ребенок или подросток не осознает, что он постепенно… у него утрачивается острота слуха.

 

Ведущий: Не осознает, но дискомфорт начинает испытывать.

 

Н.Л.: Да. И ведь порой он даже не дослышивает то, что ему говорит учитель, если он тем более на отдаленной парте сидит. То есть вот все, о чем мы говорим сегодня, это все касается вообще-то формирования общей культуры. Культура питания, культура движения, культура слухового и зрительного восприятия работы, она очень важна. Вот, действительно, нам не хватает культуры в этом. И формировать культуру звукового восприятия также необходимо, как культуру зрительной работы. То есть нужно родителям, если у них маленькие дети все время ходят в наушниках, да еще в транспорте ездят… ну, маленькие, конечно, не ездят отдельно сами в транспорте, но, темнее менее. Даже подростки. Нужно подойти послушать, какой уровень звучания. Иной раз взрослому дико кажется – очень громко. Нужно говорить о таких вещах, что можно потерять слух. А слух тебе еще пригодится в жизни. Особенно в условиях тряского транспорта. Вот студенты ездят в наушниках все время. Теряется внимание на дорогах при переходе улиц. Не слышишь ведь многих подъезжающих машин. Это тоже опасная ситуация. И на дискотеках, где звучит очень громкая музыка, там 140 децибел, это как вот самолет садится реактивный в аэропорту. Это все приводит к снижению остроты слуха. Не заметны, но очень плачевны.

 

Ведущий: Наша программа подошла к своему логическому завершению. Наталья, вот что бы вы могли пожелать родителям, неважно, каких детей – маленьких, средних или уже старшеклассников, то есть какие-то вот в преддверии учебного года ваши советы?

 

Н.Л.: Быть другом своему ребенку, любить его. И чтобы ребенок понимал, что, несмотря на какие-то его возможные неудачи, его всегда дома в семье любят и поддерживают. Его любят, даже если он двойку получает. Его поддержат. И это вот ощущение любви и поддержки даже для подростков, которые…ну, там свойственно немножко отстраняться от семьи, все равно они ждут этого внутренне. Любите своих детей. И они будут у вас здоровы.

 

Ведущий: Спасибо вам за участие в программе. Напоминаю, что сегодня мы беседовали с ведущим сотрудником центра развития образования Пермского края, кандидатом медицинских наук Натальей Лядовой. У микрофона работала Юлия Хлобыст. Берегите себя и своих детей. Всего хорошего. До встречи.


Обсуждение
2112
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.