Верхний баннер
11:13 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Здоровый подход (эфир)

06.03.2012 | 17:00
Детская неврология

Ведущий: День добрый, дорогие радиослушатели. Вторник, 13 часов. Это значит, что «Здоровый подход» на «Эхе Перми». У микрофона – Евгения Романова.  За звукорежиссерским пультом – Сергей  Слободин. Представлю гостя. У нас сегодня в гостях  кандидат медицинских наук, врач-невролог, сомнолог,  директор медико-педагогического центра «Лингва-Бона» Григорий Владимирович Анисимов. Здравствуйте.
Григорий Анисимов:  Добрый день.

Ведущий:  Григорий Владимирович известный невропатолог города. Все время путаю  - невропатолог и невролог, чем отличается?

Г.А.: Отличается тем, что лучше говорить невролог, потому как, если невропатолог это созвучно как патологоанатом. Только так шутим.

Ведущий:  То есть невролог?

Г.А.: Да, невролог.

Ведущий:  Как понимать  диагноз невролога «дефицит внимания», как исправить плохой почерк ребенка,  о различных нарушениях поведения ребенка,  будь он дошкольник или школьник, сегодня поведем речь. Родители, слушайте внимательнее, включайте громче радио, и также присоединяйтесь к разговору.  Телефон прямого эфира 261-88-67. Эфирное ICQ 404582017. А также бабушки, дедушки, все, что касается   речи, поведения, говорим  в сегодняшнем эфире.  Я думаю, будет интересно. Ребенку 2 года, просили меня задать вопрос, и не говорит.  Тревожный звоночек?  Что делать

Г.А.:  Действительно, речь вообще тот показатель, маркер общего благополучия  ребенка, любого человека, и по речи можно сказать, что происходит. Поэтому, конечно, для нас речевое развитие  и доречевое, до года развитие,  очень важные моменты, и мы всегда их оцениваем, и говорим педиатрам  на лекциях, неврологам, что  смотрите за эти очень убедительно. Чем раньше начать  корректировать речь, то  тем раньше можно помочь вообще  в комплексном развитии высших психический функций  ребенка, потому что  речь, как локомотив, тащит за собой все остальные психические функции – внимание, память, обучение и коммуникации себе подобным.  Поэтому в 2 года обязательно и в год оцениваем речь, спрашиваем, когда ребенок ползал, лепетная речь была или нет в8-9 месяцев.

Ведущий: Все записывать себе, родителям нужно все записывать…

Г.А.: Конечно, это очень важно.

Ведущий: …когда сел, когда  пополз.  Это кажется, что ты все запомнишь, на самом деле это…

Г.А.:  На самом деле  это очень легко забыть.

Ведущий: Да, забывается. А врачам это все важно.

Г.А.: Это очень важно. И тогда мы оцениваем, мы смотрим. Да, темпы развития речи нормальные, давайте только  немножко поможем, там, там откорректируем с логопедом, никакой лекарственной терапии  не надо, и все, и замечательно.

Ведущий:  Я правильно  понимаю, что, например, в 8 месяцев он должен гулить так-то, так-то… 

Г.А.: Па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма.

Ведущий: В восемь месяцев, да?

Г.А.:  Да.

Ведущий:  В год – уже больше, а в два чуть ли  уже не повторить каждое слово.

Г.А.:  Повторять. И где-то к двум с половиной годам  для нас только вот первая опорная точка – фразовая речь – ма да пи. Пусть это будет пить или еще что-то,  но это уже фраза. 

Ведущий: Мама, дай попить.

Г.А.:  Да, совершенно верно.

Ведущий: На своем языке.

Г.А.: Пусть будет на своем, но это уже фраза.

Ведущий: А как же насчет индивидуально? Все развиваются индивидуально, нельзя всех под одну гребенку.  Вот как?

Г.А.:  Поэтому я и сказал, что нужно оценивать, действительно, не только речь, а все  функции, поэтому мы и говорим  на сегодняшний день современная неврология или когнитивная неврология, когда еще плюсом нам не только   молоточком помахал, но  протестировал функции коры головного мозга и посмотрел. Да, для этого  ребенка с учетом его темперамента,  особенностей личности, с учетом родов, беременности, этому ребенку достаточно. Потому что, если ребенок болеет, например, бронхиальной астмой или анемией, мозгу не до этого, он пока справляется с основной  патологией.  Давайте вот мы ее подправим, потом уж займемся речью, и, наверно, она запустится.  Естественно, мы не говорим о  средних рамках, потому что получится как с зарплатой в России средние показатели.  Вот здесь то же самое.  Конечно, всегда есть у каждого своя индивидуальная норма. Ее нужно учитывать.

Ведущий:  Что касается, если мы взяли дошкольный период, самые частые проблемы, по которым приходят к вам на консультацию дети Перми, края, и других детей. Я так понимаю, что вы по России вообще ездите и консультируете. 

Г.А.: Да, по России  мы сейчас ездим много, наши технологии внедряем. Мы учебник выпустили  в России по этим вопросам, обучаем, обмениваемся опытом. Самые главные проблемы в этом возрастном периоде – это задержки формирования  темпов моторной речи или  говорения, когда ребенок  не говорит вообще.

Ведущий:  Примеры. Вот пример,  когда ребенок не говорит вообще. Еще.

Г.А.: Пример, когда ребенок... есть нарушение поведения, например, он замкнут в себе, не общается с себе подобными.

Ведущий:  Это вот какой возраст? Четыре, пять?

Г.А.:  Это три, да и два года, тоже это очень важный период. Дальше. Нарушение звукопроизношения.  Не просто нарушение звукопроизношения, а когда  ребенок переставляет слоги в слове.  Не просто. Это очень важно, потому что   говорит о дисфункции чаще всего коры головного мозга, а логопед, невролог, подумав, что это только звук страдает, неправильная тактика коррекции  приводит к тому, что к школе ребенок приходит  неподготовленный, уже начинают  в пять лет учить читать и писать, и он  неправильно запоминает, как  звучит та или иная буква. И начинаются проблемы при диктанте,  и пошло, пошло, поехало.

Ведущий:  Вот что касается школы, действительно, подготовка, бедные дети, как на них наваливается с пяти-шести лет, как начинают, как к университету готовка.

Г.А.: А здесь другая, извините, ремарка. А у нас чаще всего доктрина такова, что  к пяти лет приходите к логопеду. А система образования изменилась. Уже с пяти лет  он готовится  в школу. И получается вот такая вилка колоссальная.  У ребенка  не дозрели физиологические центры чтения  письма,  у него неправильно еще сформировалась устная речь, а его уже учат читать, писать, натаскивать. Это потом в школе приводит к проблемам. Родители приходят в первом, во втором, в третьем классе, говорят – а откуда взялось, у нас все было  нормально, мы готовились так в элитную школу. А вот откуда.  Все пропустили.  И забыли еще, как родился ребенок, какие там были нюансы. 

Ведущий:  То есть заниматься надо ребенком, начиная с самого рождения, а они вспоминают в пять лет, когда   надо собираться в школу.  

Г.А.:  Чаще всего даже не родители виноваты, а здесь немножко еще и  наш брат, что называется. Говорят – да, подождите, в пять лет заговорит, и всё будет нормально.  Нет, это неправильно.  Мозг максимально развивается в два, в три, в четыре года. Там идет бум образования связей.  А связи – это есть речь, внимание, память. И вот там-то лучше всего  и корректировать.

Ведущий:  Что касается медико-педагогического центра «Лингва-Бона», ребенок, вот пример, в два,  три года приходит, не говорит или плохо говорит, как диагностируете, что советуете,  к каким врачам далее направляете? 

Г.А.:  В этом случае ребенка смотрит  невролог, если нужно, психоневролог, логопед обязательно консультирует. Если этого достаточно, мы останавливаемся, начинаются диагностические занятия, немножечко  корректируем,  физпроцедуры назначили, все пошло нормальной.  Нет, тогда уж дообследуемся. Мы можем изучить сон, написать ???????? (неразборчиво), то есть это на функции головного мозга во сне, что очень  принципиально важно исключить эпилепсию, которая может приводить  к задержке  речи, генетические проблемы исключаем, иммунные проблемы. На сегодняшний день есть специальная диагностика по иммунограмме, когда можно сказать какая функция мозга страдает. И обязательно смотрим картирование мозга. Это непростая  электроэнцефалограмма, которую  делаем только мы, внедряем сейчас, когда мы смотрим связи  головного мозга. Нам принципиально важно, как мозг развивается.

Ведущий: Левое и правое полушария, да, как развиваются?

Г.А.:  Конечно,  очень важно.

Ведущий:  Вот про это, если можно, подробнее, как они развиваются? У мальчиков и девочек по-разному?

Г.А.:  Гендерные, так называемые,  особенности,  конечно же, есть.  Но принципиально  следующим образом. То есть развивается, прежде всего,  до двух лет правое полушарие.  Пример простой.

Ведущий:  Эмоциональное,  за эмоции отвечает, да?

Г.А.: Конечно.  Ребенок  эмоциональный. Я всегда на примере говорю. Много двигается, мало  говорит. Согласитесь,  и от любви может  укусить или ударить. Мама  даже знает, за что и где может ребенок укусить. Вот это правое полушарие.  С двух с половиной, с трех лет начинает  выходить на первый план  в функциях левое полушарие.  Это речь, это усидчивость,  это в внимательность. И оно должно быть ведущим.  Правое отвечает за плавность речи.  При дисбалансе становления этих функций  одно  из самых частых форм  заикание может быть здесь, с двух до шести лет пик заиканий.  И это тоже очень важно в коррекции.  Я забыл, что  одна из проблем это еще заикание, с которым обращаются.  И плюсом здесь может быть  задержка формирования темпов речи. И когда ребенок задерживается в речи, родители  многие говорят – он у нас очень активный, бегает, неуправляем.  Но, самое-то главное, это  не гиперактивность, неправильно оценивается, а это гиперподвижность ребенка, и мозг в этом случае себя  сам защищает от задержки психического  развития. А мы порой наоборот  этим детям назначаем успокаивающее.  Это  неправильно.  На современном  этапе мы говорим о том, что мозг сам себя компенсирует, ребенок много-много бегает, и связи восстанавливает сам.  И он им  говорит – ребята, вы мне помогите, но только не мешайте.  Активируйте меня  еще больше, но не надо  подавлять.

Ведущий:  Если не успокаивающее, то что? То есть как лечение? Про диагностику сказали.  Лечение всегда ли медикаментозное?

Г.А.:  Нет. Мы на сегодняшний день даже у тяжелых детей с аутизмом, с ??????? (неразборчиво)  задержками  психоречевого развития перешли на монотерапию. Лечение не равно лекарство. Монотерапия.   Один   препарат может быть  более естественный, это второй постулат,  менее который навредит, лекарственные каникулы, когда мозг будет сам  развиваться, только нужен толчок.  На первом месте коррекция -  логопед, психолог, если нужно дефектолог, сурдопедагог, дети слабослышащие.  На сегодняшний день у нас есть сурдопедагог.  И мы занимаемся со слабослышащими. Ипотерапия, на лошадках покатали, физпроцедуры, массаж,  электрофорез.  Еще раз говорю, педагоги на первом месте, и один, может быть, препарат.  Вот такая тактика дает максимальный результат.

Ведущий: Всё это есть в «Лингва-боне»?

Г.А.: Да.

Ведущий:  Напомню телефон – 215-59-53,  Горького, 60. Открыли еще  один центр.

Г.А.:  Да,  на сегодняшний день  на Парковом, Василия Каменского  у нас уже два года  отделение центра патологии там существует. Василия Каменского, 4, торговый центр «Караван».  Там большие у нас тоже территории. Подготовка к школе.  Логопеды занимаются с детьми.  Здесь же идет по нарушениям речи все программы и метод  биологически обратной связи, который мы одни из первых внедрили. И плюсом  на сегодняшний  день   открыли большое педиатрическое отделение  во главе с кандидатом медицинских наук  Коноплевой Ольгой Валентиновной. Аллергология, иммунология, вакцинация, иммунопробы, и, самое главное,  еще отделение нефрологии.  Заболевания почек, что очень важно.

Ведущий:  Вот пока шла реклама, уточнила, насущная проблема. Что делать,  ребенок не хочет  садиться за уроки?  Ему сложно учиться. Хотя интеллектуально развит,  любит читать, математику он  просто на мах. Сложно сесть за уроки. О чем это говорит?

Г.А.:  Здесь еще раз можно сказать о том, что   большое количество причин. Иногда мотивация к учебной деятельности. Когда ребенок максимально   был истощен еще  до школьного периода, когда  в несколько заведений бегал и занимался.  Это раз. Второе – это, может быть, действительно, говорит  о дисфункциях головного мозга, о быстрой истощаемости, так называемой церебрастении на фоне, например, опять же, периода беременности, родом или текущего сейчас  заболевания, например, инфекции. И, самое главное, еще одна проблема, которая, якобы, считается на сегодняшний день колоссальная,   это синдром дефицита внимания с гиперактивностью.  Проведя исследования, а центр у нас все-таки научный, прежде всего, идут диссертационные исследования, совместно с нашей кафедрой  детской неврологии и медакадемии под руководством профессора  Кравцова Юрия Ивановича,  то мы увидели, что  порядка  75 процентов, 70 процентов детей  не имеют этого синдрома. А это нарушение контакта с педагогом  в школе. Давайте будем  честны.  На сегодняшний день, если сравнить школу с театром, если в театре что-то не состоялось,  зритель никогда не виноват.  Виновата или пьеса, или виноват актер, который  плохо ее сыграл. В школе у нас виноваты всегда  родители, виноваты дети. 

Ведущий:  Дети – плохо слушал.

Г.А.: А актер, учитель, который должен быть великим актером,  педагог он называется, должен  к каждому индивидуально подобрать ключик.  Не отыграл  свою роль,   драматург в виде образовательного процесса неправильно   подобрал под индивидуальные качества  ребенка, например, скрытому  левше  не подходим  программа «2100», мы это давно заметили и доказали.  Только переводим  на традиционку,   куда-то  дефицит внимания с гиперактивностью уходит. И еще одна проблема, что гиперактивность  порой является защитной реакцией, восстанавливающей функции мозга.  Не надо усаживать ребенка, заставлять – сиди, занимайся. Когда еще больше  объединяются функции головного мозга, ребенок вообще  ничего  не видит.

Ведущий: Подождите. Давайте  тогда советы  родителям, гиперактивным детям, как им быть? После уроков, после школы  не надо сразу делать уроки.

Г.А.:  Нет, ни в коем случае.  Ребенку нужно походить, заниматься физически, он должен  побегать. И мы порой даже учителям  говорим в  рекомендациях – дайте ему  походить  на уроке две минуты, он переключится, он потом    лучше все выполнит.  Заставляйте,   как дерево гнется,  но не сломайте.  Потом так выстрелит, мало не покажется. Если еще экстраверт  ребенок,  то все,  экспрессивное поведение, вызывающее поведение, ярлык повесили на ребенка, и пошло, поехало, круг замыкается.  Давайте будем подходить к каждому  ребенку индивидуально, смотреть функции мозга, замерять. А мы их замеряем. Ребенок побегал, ??????? (неразборчиво)  десять минут функции восстановились.  И поэтому он дома может спокойно позаниматься. Научно мы это доказали.  Защитный рефлекс.  Тогда надо, опять же, не подавлять мозг, а опят же правильная педагогическая коррекция и   восстанавливать функции. 

Ведущий:  Ну, вот идеальные педагоги  бы на это  всё  обращали,   знали бы  все медицинские  такие моменты. Они существуют вообще в городе?  Они с вами консультируются?

Г.А.: Педагоги, действительно,  отправляют, и школы приглашают. Мы читаем лекции, совместно садимся за стол переговоров. Я никого не хочу на сегодняшний день   ни в коем случае, чтоб  так подумали, что,   сравнивая с театром школу, я кого-то хотел обидеть. Нет.   Но давайте будем взаимовежливы, давайте будем  понимать ребенка с его проблемами, понимать педагога, когда 30 человек сидит. Но все равно   нужен индивидуальный подход. И понимать специалиста врача. А порой получается  обратная ситуация.  Ребенок не успевает, функция  мозга немножечко  не восстановлена к школе. Нарушение письменной речи это такая же  болезнь. Дисграфия или дислексия, или дискалькулия  нарушения счета. А  за это его ругают. Ну как  можно ругать человека,  например, с аппендицитом, говорить – чего это тут притворяешься?  Не надо тебе ничего, давай ставай, и иди, или с ОРВИ. Мы же так не говорим. Почему-то при этих проблемах мы ребенка обвиняем.  Тоже неправильно.  Нужно, всесторонне обследовав, понять, помочь ребенку. И тогда он будет благодарен нам за это.

Ведущий: Если нарушения письма. Я так понимаю, что любые  занятия по моторике помогают. Или нет? Или  дело вообще не в моторике?

Г.А.: Чаще всего не в моторике, а вот  как раз  здесь-то вот может быть  некоторая дефицитарность  лобных долей головного мозга.  А это функции контроля, самоконтроля  эмоций, контроля, самоконтроля ошибок в тексте. Да, это может быть.  Дальше. Это может быть  нарушение формирования понимания  звуков на слух, разбор слова, звуковой анализ  и синтез, так называемый.  То есть ребенок не понимает, где в слове  «аист», какая третья буква, он не может понять, поэтому в диктанте  возникают проблемы. Графомоторный навык  редко, когда страдает.

Ведущий:  Все это можно исправить? Есть ли какой-то срок?

Г.А.: Можно.  Срок – 10-11 лет.

Ведущий:  То есть после 11-ти все сложнее?

Г.А.:  Проблематично. Когда приходит взрослый и говорит – я вот на компьютере исправляю себе только, но я работаю в банке или еще где-то, мне нужно на слух писать, я не могу, как слышу, так пишу.  Вот здесь уже проблема.    Патологическая система укоренилась в головном мозге, она   раньше  поливалась лекарствами, и она уже закрепилась. И уже тяжело.

Ведущий:  Но все-таки центр звучит как медико-педагогический. Я   знаю, взрослые тоже к вам обращаются.

Г.А.:  Да.

Ведущий:  Вот с какими  проблемами обращаются? Мы посвятили о детском здоровье, но все-таки хочется и   на взрослых ??????? (неразборчиво).

Г.А.: Взрослые чаще всего, так как  у нас пермская лаборатория сна единственная в крае, и я веду  отдельно прием, как врач-сомнолог, то идут обращения с нарушениями сна. Это храп,  бессонница, и чаще всего это   третья возрастная  группа. И компетентно здесь тоже нужно помочь. Самое главное,  опять же, проговорить все проблемы.  Проговорил, и порой уже намного помог человеку.  Здесь также и дети. И  взрослые – это заикание чаще всего. Заикание и нарушение звукопроизношения. А вот  что касается  еще гиперактивности, дефицита внимания, тут же я вспомнил про сон. Мы сейчас провели большие научные исследования и  доложили уже на нескольких научных конференциях, и увидели, что  аденоиды приводят к снижению психических функций, к нарушению чтения и письма. 

Ведущий: Удалять?

Г.А.:  Чаще всего мы говорим, что да. Исследовав сон, увидев, что  ребенку не хватает ночью кислорода. А ночь – это все процессы внимания, памяти,  речи.  Ночью образуется максимальное количество связей,  о которых мы  говорим, в головном мозге.

Ведущий: А родителям как на это обратить внимание?

Г.А.:  Ночью замеченный храп и остановки дыхания во сне.  Это первое. А второе  - излишняя двигательная активность во сне, аденоиды, аденоидный тип лица. И мы  еще выделили одну форму – это  говорение в нос, ринолалия. Вот так вот они все говорят в нос, задний вид ринолалии. И храпят. Это дети с аденоидами. И работаем с клиникой ухогорлонос мы в этом аспекте совместно. Если нужно, прооперировали. Мы даем  разрешение. И сразу видим, как мозг насыщается кислородом, и ребенок  нормально начинает  восстанавливаться. И все становится на свои места.

Ведущий:  Вот отдельно про дефицит внимания.  Откуда возник этот диагноз?  Что он  означает?  Что, ребенку не хватает внимания взрослого? Что он конкретно означает? 

Г.А.:  Да, порой родители задают  - что,  от нас внимания не хватает?  Конечно же, это не так.  Внимание от  родителей достаточно. Порой даже и чересчур внимание.  Здесь есть у меня небольшая шутка. Я всегда на приеме или родителям на лекции говорю  - у нас три врага в детской неврологии, ну, не врага,  а три проблемы: бабушка, соседка и Интернет.  Родители много, чего  начитаются, не дифференцируют, им тяжело. Бабушка с гиперопекой, родители  плохие, бабушка хорошая. И, конечно сравнение с чужими детьми, чего не нужно  делать. И дефицит внимания в этом случае   рассматривается как   дисфункция головного мозга  -  быстрое объединение его функций. То есть ребенок, позанимавшись пять минут,   потом не может заниматься.  ему нужно подвигаться, он  начинает отвлекаться,   мешать сверстникам,  озвучивать вслух, если это экстраверт, не интроверт. И, конечно, начинает быть неугоден   на занятиях в общеобразовательной школе.  Но это такая же болезнь, которую нужно лечить совместно.  Потом психологические проблемы  навернулись,  ?????? (неразборчиво) клубок ,конгломерат проблем, оппозиция с педагогом. Кто-то при ребенке про  родителей  плохо еще сказал. И все,  полный кошмар начинается у ребенка, у педагога  и у родителей.

Ведущий:  Ну, а как быть  родителям, у которых вот   ребенок с таким диагнозом? Постоянный контакт с педагогом? Они должны быть в курсе?

Г.А.:  Конечно, конечно, конечно. Контакт с педагогом, вовремя обращение к неврологу, психологу, если нужно, к психотерапевту. Вот на сегодняшний день у нас  новое направление – психотерапия, вот  я забыл сказать . У нас психотерапевт работает, научился у австрийцев. Настоящая психотерапия, а не назначение таблеток. Порой приезжают даже  из других регионов. Я говорю – психотерапевт смотрел ребенка? Да,  смотрел, вот лекарство.  Ну, как может быть  психотерапия и  одно медикаментозное лечение?  Это может и невролог сделать, и психиатр.

Ведущий:  Да,  знакомые говорили. Выписали лекарства, а лекарства взрослые, лечат алкоголиков и трак далее.  Пугаются родители. Вроде как  ребенку-то шесть лет.

Г.А.:  У  нас много лекарств, которые официально с 18 лет, нам приходится родителям это  объяснять, и говорить.

Ведущий: Сейчас актуальная пора, весна, подготовка к школам. Многие сразу в несколько школ, я знаю, поступают.  Детей пытаются и туда, и туда запихнуть, бедные дети, стресс.   Как быть? Как выбрать педагога? Как выбрать школу? На что  обратить?  Кому ни в коем случае нельзя вот в эти специальные школы?  Хоть семь пядей во лбу, что называется, и хорошо знает какой-то  отдельный предмет.  Как быть родителям? Советы.  

Г.А.:  Родителям здесь мы всегда тоже  говорим о том, что  давайте вот мы сейчас протестируем  нейропсихологически, ребенка  логопед посмотрит,  если нужно, психолог, невролог,  оценим здоровье, адаптационно-компенсаторные возможности мозга ребенка.  Почему, когда до первого класса все  нормально,  еще раз оговорюсь, а в первый класс ребенок приходит, начинается куча проблем. Просто  они не были замечены.   Дисфункция мозга дремала.  При подаче такого колоссального  стресса, смена режима, ребенку нужно сидеть. Почему-то – раз,  у ребенка начинается энурез или позыв на мочеиспускание. Это невроз, это тревога.   Ребенок не подготовлен. Никто его не сглазил. До этого было, все дремало. Это мы все оцениваем. 

Ведущий:  То есть, подготовили, засунули в школу, сдал, а там...

Г.А.: Конечно,  конечно. Всё, выдохнули, и  началось, как клумбу,  удобрили, знаете, сорняки полезли.  Вот  всегда   вот так мы тоже и говорим. Поэтому   по весне всегда у нас есть консилиум, который  вообще бесплатный, когда собираются  наш психиатр, одна из лучших, наш главный врач  доктор  наук Калашникова Татьяна Павловна,  я, наши логопеды, психологи, аллергологи, иммунологи,  педиатры, потому что педиатрические проблемы  здесь очень важны. И мы смотрим, говорим – вашему ребенку вот это, вот это лучше. По профилю функции головного мозга, например,  ребенок левша, или скрытый левша. Их очень  много  стало.

Ведущий: Скрытого левшу как понять?

Г.А.:  Здесь есть нейропсихологические пробы. То есть ведущая правая рука, а по всему профилю он правополушарный, то есть   это называется скрытый левша.  Тогда мы здесь говорим, что ребенок  будет несколько активен.  Обязательно в художественный какой-то  нужно кружок, нужно срочно увидеть его  одаренность.  Правое полушарие – это одаренное полушарие.

Ведущий:  То есть, когда дети и правой, и левой пишут.

Г.А.:  Это амбидекстрия, это  двуручие.  Но это уже вектор правого полушария идет, усилен. Обязательно  мы говорим, что, наверно,  не подойдет программа «2100».  Обязательно говорим – познакомьтесь с педагогом, ищите не школу, а хорошего педагога  в школе.  Тогда будет успех. Вот  это основные правила. Мы говорим вот это, вот это, вот это.

Ведущий:  А бывает, дети обращаются из  этих всех специальных школ,  родители с детьми  второй, третий класс, там, нарушение поведения?

Г.А.:  Много.  Наибольшее обращение – это  дети как раз вот из специализированных... неправильно сказал. Специализированные  еще подразумевается  школы с задержками  развития.  Здесь мы говорим о  школах с углубленным изучением каких-то  предметов . И порой профиль просто функции мозга не подошел к этой  школе, что называется. Ребенок здесь не может быть. И  начинается академическая неуспеваемость.  Здесь нужно вовремя помочь  преодолеть, а порой приходится менять школу. И все намного лучше становится. 

Ведущий:  Но ведь каждую школу, понятно, менять не будешь, и   педагога каждого  не подберешь.

Г.А.:  Совершенно верно.  Тогда и нужно, мы говорим, повышать  адаптационные возможности  головного мозга восстанавливать функции совместно всем миром, и говорим – давайте-ка пока вот занятия идут во  второй половине дня  он спортивно где-то позанимался, потом где-то с логопедом, если нужно с психологом, поддерживаем кору мозга. Позанимались методом биологически обратной связи, современный метод безмедикаментозный, который у нас есть, и потихоньку, потихоньку, потихоньку мы  восстанавливаем  ребенка, он в этой школе остается.  Все замечательно и хорошо.

Ведущий: Напомню, что «Лингва-Бона» центр  находится  на Горького, 60. Телефон -  215-59-53. Открыт также филиал, можно сказать, да...

Г.А.:  Да.

Ведущий:  ...этого центра на улице Василия Каменского, 4б. Это Парковый.  224-28-86.  Чем-то  отличаются два этих центра?  Есть специализация одного, другого?

Г.А.:  Да, центр на Парковом  н Василия Каменского, 4б,  торговый центр «Караван», здесь у нас педиатрическое отдельно  отделение. То есть здесь доктора, вот Ольга Валентиновна Коноплева,  кандидат медицинских наук у  нас отвечает за этот раздел.  Аллергология, иммунология  - это дети длительно часто болеющие, что тоже приводит к неуспеваемости и дисфункции головного мозга,  почему мы это, прежде всего, сейчас ввели  и работаем совместно. Вот смотрите, приходит ребенок с тиками, генерализованные тики, и глазами, и шмыгает носом, похрюкивает  и покашливает.  Лечили неврологически, смотрим, все вроде нормально. Обследовали, написали ЭГЭ,  все  обследовали.  Психологи, психотерапевт с ним  занимается. Немножечко есть подвижка,   только заболел – все обратно. Аллергологи, иммунологи обследовали, увидели, что есть  дисфункция иммунной системы.   Сейчас   стали лечить, и все стало проходить. И мы  свое неврологическое лечение убрали, естественно.  То есть аллергология, иммунология, пульмонология, то есть это естественно, рядом с аллергологией, иммунологией и  бронхиальная астма.  Врач пульмонолог ведет прием. И   один раздел  очень важный,
 Колоссальный. Замечательная школа пермской нефрологии -  заболевание почек у детей.  Это  энурезы чаще всего.  Мы в лаборатории сна пишем детей с энурезами. И, как на сегодняшнем этапе науки понятно, что  энурез, чаще всего, тоже  защитная реакция.  Он защищает ребенка от   заглубинного сна, и, наоборот, лучше  ребенка повернуть,  нежели будить, на бочок в первую половину ночи, мозг переключится в другую стадию сна, и все нормально.

Ведущий:  Вот такие хитрости.

Г.А.:  Да,  это защитный рефлекс.   А мы, наоборот, начинаем лечить от энуреза.  Надо мозг восстанавливать. Н, прежде всего,  должен нефролог  обследовать, нет ли  патологии почек, мочевыводящей системы. Потому  нефролог на сегодняшний день  та специальность, которая нам очень   нужна, и остальные там инфекции мочевыводящих путей, аномалии, это все занимается  нефролог  на Василия Каменского, 4б, ведется прием, диагностика. И вот в этом направлении тоже работаем сейчас.

Ведущий:  Вот те же энурезы  - это проявление невроза?  Или там до какого-то периода, до какого-то возраста  у ребенка это  норма?

Г.А.:  Если мы говорим о ночном простом энурезе, то   до пяти, шести лет мы считаем это   нормой.  Потом это уже считается...  диагноз выставляется. Но это, еще раз говорю,  незрелость центров сна. Мозг не умеет себя переключать во сне  в другой цикл. Поэтому  он помогает себе  отпусканием мочи во сне.  А вот если днем частые позывы, ребенок бегает, не находит  часто место, то есть зацикливается, это может   быть проявлением невроза, невроза навязчивых состояний, или, опять же, инфекция мочевыводящих путей.  Здесь с нефрологом мы решаем вопрос.

Ведущий:  Лечатся эти неврозы?

Г.А.:  Неврозы вообще лечатся.  Три классических типа неврозов.  Невроз – это  неврастения,  когда ребенок быстро истощается,  быстро функции мозга обедняются,  ребенок не может учиться.  Это  невроз навязчивых состояний или  навязчивые движения   грызет ручки,  грызет ногти и так далее. И демонстративный невроз  или истерический невроз.  Только истерия, сейчас никто не выгибается дугой, а дети, например,  температура повышается. А что родители  делают с утра? Так, че-то плохо чувствует, давай сразу градусник. Ребенок фиксируется на градуснике,  на эмоциях себя – раз, 37,1.  Все,  уже в школу не идет. У нас был случай, ребенок полгода по справке не ходил в школу. Манипулировал родителями.   Это невроз. Это истерический. Сейчас никто дугой не выгибается.  И с этим приходится работать психотерапевту,  неврологу, если нужно, психологу, время помогать.  Но он, опять же,  защитный. Ребенок, например, грызет ногти.  Он так успокаивается. Он снимает  тревогу, чтоб  ночью не ходить, чтобы не сорваться на учителе.  Это защита.  И  нужно не на этом акцентироваться, а решать проблему,  откуда у него идет тревога  внутренняя.

Ведущий:  То есть, правильно понимаю, что ни родителям, ни всем окружающим  за какие-то такие вещи  ребенка ругать нельзя?  ??????? (неразборчиво)  где-то  днем, что-то грызет.

Г.А.:  Ни в коем случае не акцентировать внимание.  Нет. И вообще за это не ругать.

Ведущий:  Почему? Ну, нет эффекта, да?

Г.А.:  А виноват ребенок в этом? Он не виноват.  Это такая же болезнь. Мы же, я еще раз говорю, не ругаем  ребенка за то, что у него   насморк, или гайморит, или аппендицит, нет. Это такая же проблема.

Ведущий:  У нас есть  телефонный звоночек.  Здравствуйте. Как вас зовут?  И ваш вопрос.

Слушатель: Здравствуйте. Валентина. Первоклассник, умный, активный, лидер. Но стала замечать, я друг семьи, что вот он   очень сильно моргает глазами, и мама жалуется, что  самая главная проблема, он старается настоять на своем. Если что-то маленечко идет  не по тому, как он  ощущает ситуацию,  это сразу слезы, это сразу истерика, ногами топает.   Вроде все вот понимаем, что  что-то не то. Ему назначили ??????? (неразборчиво).  Пропили месяц, результата никакого.  У вас услышала, и хочу задать вопрос. Что логичнее сделать более правильно в данной ситуации?

Г.А.:  Более правильно   с этим ребенком на первом этапе  обратиться к психологу  очень важно.  Здесь вот есть четкое понимание того, что  ребенок, действительно, лидер, он сильнейший экстраверт. И, может быть, даже, я бы сказал, что у него очень выражена функция правого полушария, поэтому он привлекает внимание, отвоевывает свою зону под солнцем, что называется, свою часть земли   отвоевывает. Он лидер. И чаще всего такие дети близко к сердцу принимают любые  неудачи, даже мелкие.  Это приводит, может невротизировать его. На сегодняшний день у него  начинается  навязчивое движение в виде морганий. И тогда  еще может подключиться невролог. Пожалуйста, можете обратиться, проконсультируем, посмотрим. И вовремя если мы это упредим, то все будет нормально.  Но главное правило. У нас в России есть парадигма, что ребенок  не должен плакать. Так вот  ребенок, наоборот, должен плакать, выплакивать свои эмоции. Он так  себя защищает  от дальнейшей  невротизации.  Пусть плачет. Сходите на сегодняшний день к психологу.  Действительно, первый класс и третья четверть, очень сильно сейчас страдают функции головного мозга. Дети все истощены.  Нужно вовремя помочь, откорректировать, и все  будет нормально.  Он все это преодолеет. И  необязательно медикаментозно.

Слушатель:  Все, хорошо. Вовремя вас услышали. Обязательно   зайдем.

Г.А.: Будьте здоровы.

Ведущий: Пишет нам по ICQ Марта:  «Здравствуйте. Скажите, пожалуйста,  эффект 25-го кадра в психологии  не работает? Заранее спасибо».  Не очень понимаю,  вопрос про что.

Г.А.:  Ну, эффект 25-го кадра, мы не занимаемся,  во всяком случае, поэтому  ничего здесь комментировать я не могу.

Ведущий: Что касается  Валентины. Да, вот, действительно, весной обостряется очень много проблем. 

Г.А.:  Да.

Ведущий:  Ребенок в сентябре себя нормально ведет, а к весне уже...

Г.А.: В третьей четверти мы всегда ждем обострений любых, неврологических дисфункций, это так называемые пограничные, пограничные нервно-психические   расстройства, о которых мы сегодня проговорили. Нарушение речи, нарушение  письменной речи,  неврозы,  неврозоподобные состояния, заикания, нарушение сна,  энурезы, неврозы – это все пограничные нервно-психические расстройства. 
 
Ведущий:  На это  нужно обращать внимание...

Г.А.:  Обращать внимание.

Ведущий:  Лишняя капризность, из-за мелких поводов  кричит,  ссорится, как-то провоцирует родителей. 

Г.А.: Манипулирует. Манипуляция.

Ведущий:  Да. Вы советуете к психологу обратиться.

Г.А.:  Конечно.

Ведущий:  У  нас такой стереотип  у русских, да, людей,  вот к психологу, это какие-то уже проблемы,  не сильно это  как-то вот всем озвучишь. А  ребенку как объяснить?  Вот мы сейчас пойдем с тобой к психологу.  Ну, ребенку-то, наверно,  еще и нет никаких таких стереотипов.

Г.А.:  У ребенка нет таких стереотипов, если родители это не прививают, конечно же.  Если спокоен родитель, то  ребенок  тоже спокоен. Мы еще один момент  забыли сказать.  я всегда говорю. У Фрейда есть состояние описано, состояние трансфера,  когда родитель тревожится,  ребенок считывает четко  тревожность мамы или папы, он также будет  тревожиться на приеме. Поэтому мы всегда спокойно, рационально. Прием всегда  происходит следующим образом.  Это первое – контакт с ребенком. Поговорили, он ушел мультфильмы смотреть.  Всегда без ребенка обсудили все   проблемы. Он должен  находиться  в детстве, он должен  пройти этап детства.  Потом подходит ребенок,  через игру снова  телесный контакт, чтоб  тебя он пустил.  Разделись, посмотрелись.  Ребенок успокоился, родители  упокоились,  и все пошло совсем в другом русле.  Только так. А психолог  - это все-таки, с другой стороны, как  шутит один из родителей у меня, это  же не психиатр, поэтому мы не боимся идти к психологу.

Ведущий:  Отлично. На этой ноте  будем закругляться. В гостях у нас был Григорий Анисимов. Приходите к нам  еще. Напомню, что центр «Лингва-Бона» теперь работает и на Парковом,  Василия, Каменского, 4б. Телефон – 224-28-86.  А также в центре города   около гипермаркета, Горького, 60.  215-59-53. Слушайте «Здоровый подход»  каждый вторник в 13 часов.

Г.А.: Спасибо.


Обсуждение
3473
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.