В прокате провалился фильм «5 дней в августе», посвященный грузино-осетинскому конфликту 2008 года. Как сообщает портал news.bcm.ru, в Нью-Йорке на втором сеансе картины в зале было лишь 10 человек. Автор картины – режиссер «Крепкого орешка-2» и «Скалолаза» Ренни Харлин. Журналист Джонатан Сандерс назвал фильм «воплощением откровенно заказного антироссийского и антиосетинского кино». Автор другой разгромной рецензии Джошуа Кинг отметил, что сценарий абсолютно нелогичен, а американцы «за долгие десятилетия» уже привыкли «видеть на экране «злобных русских».
Фильм Харлина - это трактовка событий военного конфликта, независимо от ценности и ангажированности. Сам факт лишний раз напоминает, что одну историю можно рассказать сотней способов. В своё время тезис «историю пишут победители» на книге Толкиена доказывал учёный Кирилл Еськов, автор романа «Последний кольценосец».
Пружина сюжета – это грандиозная военная ложь. Арагорн, Гэндальф и прочие «светлые силы» на ходу сочиняют мифы в оправдание геноцида целых рас. «Злобные орки» в книге - не дикари на волках, а создатели научной цивилизации, которая противостоит магии. Уничтожив Мордор, победители загоняют остатки орков в концлагеря. Роль Саурона и Кольца власти сведена к нулю, зато главные злодеи – это консервативные эльфы. Они, опираясь на магию, подрывают развитие науки и техники Средиземья, превращая людей в ручных зверушек на застойных землях.
Сам Еськов не придавал особого значения «Последнему кольценосцу». Не зря роман открывается эпиграфом «История солжет, как всегда», а завершается поговоркой «Не любо – не слушай, а врать не мешай». Однако идея послевоенной пропаганды отражена точно. В ней эльфы-фашисты так же реальны, как и Южная Осетия по-голливудски. Трактовки будут плодиться, пока жива мистификация. Например, сообщения, что критики высоко оценили фильм Харлина, нетрудно найти в СМИ уже сейчас.