Верхний баннер
05:14 | ПЯТНИЦА | 17 МАЯ 2024

$ 90.92 € 98.9

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Цех

28.06.2012 | 14:00
Развитие технопарков в Пермском крае

Ведущий: Добрый день. 91,2 FM. Открывает дневной эфир «Эха»  программа «ЦЕХ», это компетентный разговор о промышленности. Меня зовут Петр Кравченко.  За звукорежиссерским пультом Сергей Слободин. И сегодня прямо, вы знаете, чувствую  такое определенное издевательское, наверно,  настроение в том плане, что в дневной эфир  в этот прекрасный погожий день мы будем разговаривать совсем не о простой теме,  о теме технопарков в Пермском крае,  будем разбираться,  что это такое, есть ли какая-то специфика, может быть, региональная в этом. И для того, чтоб разговор был действительно компетентным, мы пригласили к  нам в студию директора технопарка «Промсвязь» Александра Барабаша. Добрый день.

Александр Барабаш:  Здравствуйте.

Ведущий: Александр,  есть у меня  ощущения, что,  несмотря на то, что технопарк, индустриальный парк, бизнес-парк, бизнес-инкубатор – вот эти все слова  как-то часто используются, вот такого глубокого понимания  все-таки, что это такое, у многих нет. Поэтому  первый вопрос задам очень  такой общий. Все-таки, что это такое? И что такое  технопарк «Промсвязь? Чтоб нам понимать, насколько технопарк «Промсвязь»  воплощает вот все эти слова, которые я говорил до этого.  

А.Б.:  Вы правы. Это сейчас, наверно, очень часто употребляемые слова...

Ведущий: Модная тема, скажем так.

А.Б.: …и есть какая-то путаница в них, что же они  означают.  Наверно, можно считать, что это  синонимы,  которые описывают общую площадку, площадку, на которой новые предприятия могут  реализовывать свои идеи. Единственная разница все-таки в специфике направленности. Вот в нашем конкретном случае технопарк – это  место, где новые предприятия, которые занимаются машиностроением, приборостроением, электроникой, они могут  попробовать на этих площадях реализовать свои идеи, и  одна из наших задач  как раз помочь им в этом.

Ведущий: У вас вот визитка, на ней указан конкретный адрес, если я приду по этому конкретному адресу, я увижу что? То есть это здание, это в чистом поле. Что это такое физически?

А.Б.:  В нашем случае это, конечно, здание, промышленное здание, в котором есть станки, есть свободные площади, подготовленные для производственных процессов либо для  офисных помещений, где можно  банально расставить столы, компьютеры. Возвращаясь к вопросу о том, что  же такое индустриальные парки, часто их делят на два типа: это гринфилд и браунфилд.

Ведущий: Я поясню сразу. Переводится как «зеленое поле» и  «коричневое поле».

А.Б.:  Да, да. При том, что,  пожалуй, в первом случае так  следует  дословно воспринимать.

Ведущий: Чистое поле то, что у нас называют.

А.Б.: Абсолютно верно. Чистое поле, в котором еще  планируется построить корпуса специально под задачи тех резидентов, которые придут.  То есть, еще нет, и каждое предприятие, которое собирается, реализовывает тоже также свои идеи, но в другом масштабе и в другом подходе, они ставят задачу вот этому индустриальному парку, что мы готовы стать вашим резидентом,  разместиться в ваших корпусах и нам  требуется такая-то специфика. В случае же с  браунфилдом это готовые корпуса,  уже  сделанные, уже существующие, как правило, предприятия. И здесь уже предприятие смотрит,  подходит ли ему данная форма, данное устройство  площадей, цехов, специфика их задач под  решение их бизнес-задач.

Ведущий: Я правильно понимаю, что в случае, если мы говорим о браунфилд, то это, условно говоря, стены, инфраструктура,  то есть электричество,  водоснабжение и так далее, и  много свободного места, где  можно, допустим, поставить станки и так далее?

А.Б.: Вообще, я бы  все-таки не завязывался настолько  помещением, потому что  помещений, как правило, хватает, а вот сама  идея индустриального парка,  в нашем случае технопарка,   в том, что мы участвуем в развитии и создании  новых  предприятий, когда есть только еще идея, которая находится  на самой начальной стадии, которая еще не дошла до  коммерческой составляющей, и требуется пройти много этапов становления, начиная с того, что создать первый образец  этой продукции, выйти  на какую-то, наверно,  начальную серию. И вот эти  этапы как раз проходят в таких комфортных условиях,  которые созданы в индустриальных парках, и мы как раз участвуем в этом. Мы предлагаем часть услуг.

Ведущий: Можно подробнее? То есть, все-таки, предположим, человек приходит к вам с идеей производить что-нибудь наверняка инновационное, то есть сейчас все стараются инновационное производить.   Он приходит с этой идеей. Хотелось бы, во-первых, понять, на какой стадии  должна быть эта идея?  Вообще идея, то есть, я думаю, что  хорошо было бы производить вот это.   Либо он приходит с бизнес-планом, либо уже приходит с бизнес-планом и  даже пониманием, где взять инвестиции, но у него нет каких-то гарантий.  На какой стадии к вам нужно  туда приходить?

А.Б.: Можно приходить на любой стадии. Конечно, если со стороны этого человека-инноватора, как вы говорите,   уже достаточно полно проработанная идея, то это проще и ему, и нам. Опять же, это один из этапов  развития этой идеи, когда надо ее описать, описать на бумаге, взвесить, оценить рынок, понять, насколько она актуальна, учесть риски. С одной стороны, да, мы готовы помочь даже  в этих этапах, если  это такая  захватывающая идея,  уникальная идея, и она просто увлечет, и все  свое время я буду готов потратить на нее. Если же со стороны этого человека уже все готово, то он может просто прийти и начать уже реализовывать свою идею. Здесь уже помощь будет, наверно, в другом.

Ведущий:  А в чем тогда может быть помощь?  То есть, если человек уже созрел, выносил идею,  описал,  обсчитал ее всю.

А.Б.:  В начальных инвестициях. Начиная с того, что для того, чтобы начать что-то делать,  надо потратить минимальные деньги.

Ведущий:  Тогда на понимание. Чем вы отличаетесь, например, от банка, какого-нибудь инвест-банка?  Или какого-нибудь венчурного фонда.

А.Б.:  Вообще, я боюсь перегрузить терминологией. Здесь тоже есть готовые механизмы и готовые названия. Есть  такое понятие, как бизнес-ангел.  Красивое название. Это  инвестор, который на самой начальной стадии,  когда вот как раз только  начинается, зарождается  любая идея, в ней участвует. Часто звучат слова «венчурные фонды» либо какие-то другие  инвестиционные фонды, это уже следующий этап, когда требуется вывести  компанию на рынок. Но   начальная стадия – это тоже инвестор. Инвестор, бизнес-ангел, который вкладывает свои деньги  во все необходимое:  в зарплату, в найм новых сотрудников, в столы, в стулья,  в компьютеры, в рекламу, в станки. Это начальная стадия. Когда же требуется уже выйти на рынок и дальше развивать свою компанию, тогда уже участвуют венчурные фонды, более крупные инвесторы.

Ведущий: Александр, я понял. А вот вы конкретно, получается,  роль бизнес-ангела играете  в этой истории?

А.Б.:  Да, да.

Ведущий: Вы, как бы, сторону своей деятельности, которая связана именно с бизнес-ангельством, позвольте мне такое слово использовать,  то есть вы ее считаете более принципиальной, чем  некий имущественный комплекс, некую площадку,                                                               сегодня  физически существует?                       
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
А.Б.: Да, я считаю, что это важнее, потому что площадок достаточно много, и здесь, наверно, нет какого-то  очень конкурентного преимущества. А вот в создании, в развитии этих идей, в этом заключается.

Ведущий:  Мне бы очень хотелось узнать примеры, как  это работает.  Может быть,  какие-то компании   уже можно назвать, или какие-то  проекты хотя бы, без названия компаний. Интересен еще какой момент. Вот идея сама пришла совершенно точно с запада, с Америки, из Европы.   Или нет?      
               
А.Б.:  Да, вы правы.

Ведущий: Насколько  то, как она реализуется у нас, соответствует? Мы идем по тому же пути, просто с опозданием? Или у нас какая-то своя модель? Есть ли своя модель у Пермского края относительно, может быть, России вообще?

А.Б.: У нас  все-таки нет  здесь своей модели, и основная такая самая известная всем модель  -  это Сколково, которая уже на слуху  у всех, и показывается по федеральным  каналам.  В Перми же есть краевая программа развития индустриальных парков, в которой мы тоже участвуем. А возвращаясь к вопросу про иностранные...

Ведущий: Мне интересно просто: мы идем по их же пути или у нас какой-то свой путь?
 
А.Б.: Мы еще находимся только в самом начале пути. Потому что они уже прошли этот этап. И прошли уже намного дальше, потому что с их стороны были государственные программы,  и за счет государства создавались  бизнес-инкубаторы. Дальше какие-то страны пошли по пути, что  эти бизнес-инкубаторы были переданы в частную собственность, была проведена приватизация. Но, по-прежнему, существует поддержка. То есть это одна из форм поддержки  малых предприятий.

Ведущий:  То есть такого частно-государственного партнерства? Или нет?

А.Б.:  Вот вы тоже затронули, уже так перепрыгнув немного. Сейчас очень актуально частно-государственное партнерство. И мы вот, как индустриальный парк, видим  во многом  для себя путь  развития в этом.

Ведущий: Интересен такой факт. У нас есть  технопарки  или индустриальные парки, я сейчас думаю, что мне хватит  пальцев одной руки. Соответственно, «Промсвязь», вы сидите напротив меня, есть «Звездный», мы немножко  говорили о нем, когда у нас в гостях был господин Арбузов с «Протона», есть «Осенцы», и есть «Красный»,  это, по-моему, в Краснокамске.
 
А.Б.:  Да, да.

Ведущий:  Всё. Четыре.

А.Б.:  «Звездный», есть созвучное название,  как называется,  просто «Звездный» и «Новый Звездный».

Ведущий:  Я говорил о «Новом Звездном», который реализует «Протон». Или у «Протона» еще два их?

А.Б.:  Нет. Есть отдельно площадка  в «Звездном», это тоже гринфилд, достаточно крупный проект, который планируется реализовать. Но это все примеры гринфилдов, когда есть подготовленная  земля и определена...

Ведущий: Александр, вот вы  говорили о том, что есть гринфилд, браунфилд,  опять же, есть некое чистое поле либо   уже подготовленное какое-то существующее, скорее всего, здание, какая-то промплощадка. Вы, насколько я понял, единственный браунфилд вариант, все остальные  - это вариант гринфилд.  Вот это свидетельствует о чем? То есть это, вы считаете, люди провели какое-то исследование, и поняли, что лучше им существовать в формате гринфилд.  Либо  это свидетельствует о какой-то ранней стадии развития этого рынка?  Потому что понятно, что чистое поле иметь   намного проще, чем уже какое-то готовое здание.  То есть, как это понимать? 

А.Б.:  Я думаю, что каждый из участников вот этой программы «Индустриальные парки в Пермском крае»,  наверно, по-своему пришел к понимаю того, что он этим хочет заниматься.  С нашей стороны  тоже стоял вопрос  в какой-то момент, как развивать свою площадку, что  делать дальше, начиная от  самых разных вариантов. Самый простой путь, наверно, это снести корпуса и построить  жилой 25-этажный дом.

Ведущий:  Ну да, это  тот путь, который выбирают очень многие.  Точечная застройка, воткнуть какую-нибудь высотку где-нибудь.

А.Б.: Да, да, все очень просто, достаточно понятно. Может быть,   каждый из участников этого процесса, индустриальных парков в этом городе, наверно, по-своему  романтик и считает, что  перспективы в коммерциализации идей есть, существуют, и  это может принести   не меньше денег, чем строительство многоэтажного дома. Поэтому мы со своей стороны в какой-то момент решили, что такой путь развития  нам близок идейно, и, может быть, мы пойдем по мировому пути, где сейчас очень сильно развиваются новые идеи, и   имеют государственную поддержку.

Ведущий: Мы с вами насчитали пять площадок, которые, так или иначе,  себя относят вот к   этой категории технопарков, индустриальных парков. Это  достаточно для Пермского края?

А.Б.:  Я думаю, на начальной стадии вполне.

Ведущий: А вы друг другу конкуренты?

А.Б.: Нет.

Ведущий:  Почему?

А.Б.:  Опять же, потому что нас очень мало, и это находится в самой ранней стадии.
Скорее , мы союзники, которые пытаются...

Ведущий: Сформировать этот рынок? Или как?

А.Б.:  Достучаться. Достучаться до  государства и показать, что мы готовы развивать  новые идеи.

Ведущий: А почему вы хотите достучаться до государства, а не  до потенциальных ваших клиентов?

А.Б.: С одной стороны, создание новых предприятий  – это  задача государства. В том, что сейчас объявлено, что мы отходим от сырьевой экономики и  пытаемся  развивать инновации.  Для нас, конечно, есть  и сугубо  бизнес составляющая. Мы  заинтересованы в этих предприятиях,  как любой  бизнесмен заинтересован в создании интересной бизнес- идеи.

Ведущий: Можете тогда привести примеры проектов, которые... Мы с вами говорили о том,  что  можно прийти к вам с идеей, вы как-то ее поднимете,  поможете  ее сформулировать, доведете до какого-то уровня. Можете какие-то конкретные примеры? Может быть, не называя  компании, потому что я понимаю, что здесь есть,  может быть,  момент  коммерческой тайны. Что это должна быть за идея?  Это какой-то  новый способ пилить дрова? Или это должно быть что-то из какой-то уже IT-сферы? То есть, с каким проектом к вам можно прийти?

А.Б.:  Можно прийти с самыми разными проектами. Опять же, возвращаясь, наверно, к вопросу, что такое инновация.  Инновация, я определяю, как все новое. Любая  новая идея, которая может  быть  реализована, она имеет свою ценность и, по крайней мере, можно ей заниматься. Мы со своей стороны     активно участвуем во всех конкурсах, которые походят в Перми. Это конкурс «Умник», это «Большая охота», это «Пермский Кулибин», где мы были генеральными спонсорами. Идеи есть.

Ведущий:  Но ведь конкурс,  который вы упоминаете, в данном случае «Умник»,  это, по-моему, студенческий конкурс.

А.Б.:  Да, это студенческий конкурс.

Ведущий: А остальные?

А.Б.: Остальные – это были инициативы...

Ведущий:  По-моему, все при министерстве промышленности реализуются эти конкурсы.  Нет?

А.Б.:  Так или иначе, они    реализуются со стороны  государства, скажем так. Неважно там точно специфика, кто   выступает инициатором их. Так вот   идей много. Идеи разные. С одной стороны, студенческие идеи, они достаточно сырые, они выглядят, как  дипломные работы. И для того, чтобы дойти до понимания их реализации и  какого-то их будущего, надо проделать еще  большой путь. Мы ищем идеи. Мы участвовали в нескольких проектах на сегодняшний день. Это проект создания навигационной системы. Частный случай вот уже создан готовый  продукт, они стоит  в гипермаркете «Семья».

Ведущий:  То есть это может любой посмотреть сейчас.

А.Б.:  Да, конечно. Вы можете прийти в гипермаркет и просто  даже в нем потыкаться, посмотреть. Это навигационная система.

Ведущий: Потыкаться – это что значит? Материально это как выглядит?

А.Б.:  Материально это выглядит, как небольшой компьютер,  то есть это аппаратно-программный комплекс. Стоит ящик металлический  большой, закрытый, и стоит внутри него тач-панель, на которой... 

Ведущий:  То есть это похоже на терминал, например, по приему платежей  за телефон и так далее.

А.Б.: Да, вы правы.  В котором вы можете найти навигацию по этому торговому центру и найти ответы  на свои вопросы, что вы хотите купить.  Тоже инновация.

Ведущий:  Как он  работает? Чем вы подсказываете?

А.Б.:  Это база данных  предприятий.

Ведущий:  Которые  находятся в этом торговом центре.

А.Б.:  Да, которые находятся в этом торговом центре, и внутри разработана поисковая система для удобного комфортного поиска и решения вашей задачи там найти себе обувь, либо  найти себе  какие-то украшения, все, что вы захотите. 

Ведущий: Александр, вот вы все равно привели пример из сферы информационных технологий, так или иначе, если это программно-аппаратный комплекс. А есть примеры, скажем,  каких-то инноваций и лежащих вне IT?

А.Б.:  Да, есть и такие примеры. Опять же, это  очень модное слово «инновации», когда его кто-то произносит, сразу выстраивается ассоциация с каким-то далеким будущим, электроникой, космическими кораблями, не знаю, у каждого своя, с разговаривающими машинами.  Инновации – это все новое. Все новое, что  может быть,  завтра появится   в каждом доме и отчасти может изменить  нашу обыденность. Один из таких примеров – это пример печи.  Обычные, кажется, печи, но...

Ведущий: Печи,  имеется в виду какие: домашние, то есть бытовые, газовые? 

А.Б.:  Печи для отопления.  Он подключается к системе отопления, и, соответственно, возникает вопрос   эффективности сжигания дров  либо каких-то других   горючих материалов.  Вот тоже пример – это создание этой печи.  Казалось бы, уже давно  все изведано, все понятно, но  люди тоже разрабатывают  новые конструкции  таких устройств и пытаются их   реализовывать, коммерциализировать.

Ведущий: С более высоким КПД.

А.Б.:  Да. Поставить на поток,  и  считают, что это интересный бизнес.

Ведущий:  Есть такие проекты, реализованные в Пермском крае?

А.Б.:  Да, есть. Это у всех тоже на слуху, наверно, чудо-печь.  Это не наш проект, но   вот проект печи. 

Ведущий: Александр, а вот на фоне России в целом  Пермский край со своими пятью  технопарками с их сегодняшним уровнем развития, как мы выглядим: мы лучше, хуже, крепкие середняки?

А.Б.:  Наверно, мы где-то в серединке, потому что  есть примеры регионов, где это стоит  на более высоком уровне.

Ведущий: Например.

А.Б.:  Например, в соседней Свердловской области. Мне кажется, что они ушли дальше нас, и у них  это более приоритетная задача, чем она есть у нас.

Ведущий:  Более приоритетная задача для кого?

А.Б.:  Правительства  Свердловской области.

Ведущий:  То есть здесь без политической воли это направление  не реализуется никак.

А.Б.: Все примеры индустриальных парков, которые мы с вами обсуждали, это частные примеры.

Ведущий:  Вы имеете ввиду в Пермском крае, о которых мы говорили?

А.Б.: Да, да. Это все частные инициативы. Прежняя позиция губернатора была в том, что бизнес –  это суровое занятие, и каждый друг другу волк.  Соответственно, он должен развиваться достаточно самостоятельно.  Но мировой опыт и примеры, которые есть в других странах, показывает, что это государственная  задача развития новых предприятий. Это и рабочие места, это увеличение ВВП страны, это  даже, наверно, плюрализация  страны и продукции этой страны.  Всем же известны примеры «Apple»,   «Hewlett-Packard»  и других  крупных корпораций. Они же  также начинали с гаража и с какой-то  пробной модели. Сейчас пришло понимание того, что    государство создает в этих странах  специальные площадки  для развития новых идей, поддерживает их  всесторонне:  поддерживает деньгами,  поддерживает готовыми решения.  Я думаю, что в какой-то момент и мы должны прийти к такому.

Ведущий:   То есть, еще раз, все-таки вы от государства  ждете в первую очередь чего?  Видимо, заниматься оно не запрещает, да? То есть какого-то  разрешения уже  не нужно. Деньги какие-то должны быть в какой форме?  Кредитов, соучастия...
 
А.Б.:  Вообще, я считаю, что  у государства  есть три формы поддержки. Первая форма  - это не мешать. Вторая форма  - помогать советом и  какая-то информационная поддержка. А третья – это, конечно, деньги. Если же здесь  дойдет до непосредственно прямой поддержки этих  предприятий, это  даст  рост.

Ведущий: Ну, а  прямая поддержка государства, как может осуществляться?  Это в любом случае достаточно рискованное дело.   Теп проекты, о которых вы говорите,  это еще не состоявшиеся, то есть это не какой-нибудь «КамАЗ», который мы все понимаем, как работает. Пусть неэффективно, но от него много  зависит  в экономике  отдельных регионов, и   в него вливают деньги, ??????? (неразборчиво) в ВАЗ.

А.Б.:  Ну так, безусловно.  Новое предприятие, когда оно создается, это  непрерывный процесс риска. То есть в самом начале рисков еще больше.  Даже когда предприятие разовьется, это все равно риски, риски его развития.  И кто  его знает,  что будет завтра.

Ведущий:  Вам удалось  как-то понять для себя позицию  нового  губернатора  относительно этого вопроса?  Он как-то уже обозначил свое   внимание, не внимание  к этой теме?

А.Б.:  Я думаю, как и многие  другие в Пермском крае, мы надеемся на то, что   изменится ситуация к лучшему, и наш частный вопрос с развитием индустриальных парков  будет актуален для нового губернатора.  Поэтому ждем.

Ведущий:  То есть вы будете просто ждать, пойдете на прием, может, какой-то совет  технопарков Пермского края  создадите?

А.Б.:  Более того, мы со своей стороны вот как раз пять индустриальных парков написали официальное письмо губернатору о том, что мы есть, мы существуем, мы активно  занимаемся развитием этих парков и хотели бы обсудить варианты  поддержки со стороны государства и понять, насколько наша деятельность актуальна  на сегодняшний день для Перми, для Пермского края.

Ведущий:  Какой-то  ответ уже получили?

А.Б.:  А еще месяц не прошел,  они еще не ответили.

Ведущий:  То есть нужно месяц подождать.

А.Б.:  Думаю, да.

Ведущий: Александр, у меня сложилось впечатление, может быть оно неверное, прокомментируйте, что   к вам может прийти в технопарк  все-таки  какой-то малый, средний бизнес, какие-то «Кулибины»,    и так далее. То есть это сегмент таких  небольших одухотворенных  компаний и небольших таких вот   заряженных людей.  Просто вы говорили о том, что... где-то один раз упомянули, что  и большие компании   тоже могут пользоваться площадкой или вашей помощью.  Можете  здесь пояснить?

А.Б.:  Вы правы. Это либо мелкий, либо средний бизнес.  Начиная с того, что это просто увлеченные  люди, которые хотят довести свою идею до готового продукта, который будет стоять в каждом доме,  до средних  компаний, которые уже что-то производят \, им требуется развитие. Мы готовы предложить для них  решение.

Ведущий:  Что готовы предложить? Какие ресурсы готовы подключить? 

А.Б.: Мы уже с вами проговаривали этот вопрос. Начиная с того, что есть основное – это помещения, которые мы предлагаем    такие. Весь  набор аутсорсинговых услуг, начиная с бухгалтерии, с Интернета.

Ведущий:  Нет, ну вот людям  нужны деньги, например.

А.Б.: Мы готовы. Мы готовы давать  деньги.

Ведущий:  Деньги у вас или  вы готовы вместе с ними  идти в какие-то финансовые институты?

А.Б.:  Это опять же зависит от...  

Ведущий:  Выводить их, может быть, в международные какие-то контакты.

А.Б.:  Это зависит  от  этапа, этапа развития компании. На начальном этапе мы готовы вкладывать свои деньги,  на следующем этапе мы готовы привлекать сторонние деньги для развития этой идеи. 

Ведущий:  Давайте послушаем звонок.  Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Я так вот подумал, что, в общем-то, технопарком-то, как бы, назвать-то их деятельность весьма, весьма натянуто. 

Ведущий: Игорь, поясните, почему?

Слушатель:  Это больше бизнес-инкубатор, потому что  технопарк, в принципе, он создавался на муниципальном государственном уровне, это  была целая программа.  Не  знаю, куда делся технопарк в Перми,  во что он сейчас превратился, но,  в принципе, это изначально планировалось как помощь, опять же, среднему и малому бизнесу именно...   индустриальный имеется ввиду технопарк,  это именно помощь  в  размещении заказов  на изготовление каких-то изделий,  которые невозможно изготовить кустарно, допустим.    Это какие-то металлорежущие станки   стоят,  есть какие-то специалисты, и какие-то мелкие партии.  У меня просто очень много знакомых, которые просто стонут от отсутствия именно такого  направления именно технопарков.

Ведущий: Игорь, я понял вашу мысль. Александр, прокомментируйте.  То есть вы технопарк или бизнес-парк?

А.Б.:  Я услышал этот вопрос.  Вы, Игорь, немножко путаете. Понятно, что обыденно – это государственный технопарк, и, соответственно, у всех ассоциация. В нашем же  случае это частный технопарк, отвечающий тем же самым задачам. Вы точно также можете  прийти к нам и реализовывать свои идеи на том же оборудовании. И здесь нет никаких сложностей. 

Ведущий:  К сожалению,  у нас время программы подошло к концу.  В гостях у нас был  Александр Барабаш, это  технопарк «Промсвязь». Александр, большое спасибо вам.

А.Б.:  Пожалуйста.

Ведущий:  Будьте смелыми со своими идеями, не знаю, в технопарк, не в технопарк, но приходите  и   реализовывайте  их. Всего доброго.


Обсуждение
1917
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.