Верхний баннер
18:27 | ПЯТНИЦА | 17 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Цех

05.07.2012 | 13:00
Вступление Росии в ВТО: "плюсы" и "минусы" для Прикамья
Теги: бизнес

Ведущий: Добрый день. Дневной эфир на «Эхе» открывает программа «ЦЕХ».  Это программа о промышленности. Меня зовут Петр Кравченко, за звукорежиссерским пультом Антон Мелехин. Сегодня нам с вами предстоит не совсем обычный эфир. Гость  нашего эфира находится не в студии «Эха», как это бывает  обычно, а находится за рубежом.  И мы связываемся с ним посредством Интернет. Сегодняшняя тема – это вступление России в ВТО. И. естественно, применительно к Пермскому краю, я думаю, что те, кто следят за  новостями, понимает, почему именно эту тему мы выбрали.  Это связано с тем, что вчера профильный комитет Государственной думы выступил в Госдуме с предложением поддержать протокол о присоединении России к ВТО. И эксперты говорят о том, что это действие означает уже фактически конец дискуссий о вступлении России в ВТО, конец подготовительного периода. И в ближайшем времени уже стоит  ожидать именно вхождение России в ВТО.  Наш сегодняшний эксперт Владимир Дмитриевич Остапенко, представитель пермской торгово-промышленной палаты в Евросоюзе. И сейчас он  находится в Праге, в Чехии. Владимир Дмитриевич, добрый день.

Владимир Остапенко:  Добрый день.

Ведущий: Владимир Дмитриевич, разрешите,  пожалуйста, начать с такого вопроса. Действительно ли эксперты правы, говоря о том, что  вчерашнее заявление профильного комитета в Госдуме, действительно, уже означает конец  вот этого долгого подготовительного периода, мы  с 90-х годов вот эту дискуссию ведем о вступлении в ВТО?

В.О.: Я вообще считаю, что и подготовительный этап  уже  закончился, и дискуссия закончилась. Сейчас идет уже подготовка к принятию решения в Государственной думе. Ну вот, как я смотрю по Интернету за российскими делами, 10 июля будет голосование  в Государственной думе. Вероятно, по всем признакам  голосование будет положительным. А дальше до конца месяца, как обычно, Совет Федерации, президент Российской Федерации подписывают этот  документ. Ратификация тем самым  будет закончена. И всё. Мы стопроцентно члены Всемирной торговой организации.

Ведущий: Если я правильно понимаю, с осени ВТО станет  нашей реальностью уже? То е6сть не предметом разговоров, а совершенно конкретной реальностью.

В.О.:  По сути дела, с 1 августа может так получиться.

Ведущий: Люди вернутся из отпусков, с дач, и, в общем…

В.О.:  Да, они приедут, как говорят, в новый экономический порядок.

Ведущий: Вот как раз хочется об этом поговорить. Насколько это  будет новый экономический порядок?  То есть чего стоит ожидать?  Будет ли  такое, что на следующий день мы проснемся,  и что-то принципиально изменится? Я бы, конечно, хотел, чтобы мы отвечали на этот вопрос именно в разрезе пермской промышленности. То есть, понимая, что, конечно же,  ВТО коснется самых разных сфер. Много говорится о том, как тяжело будет сельскому хозяйству при вступлении в ВТО. Но мы говорим сегодня о промышленности и, более того, именно о Пермском крае. Поэтому я попрошу вас отвечать на этот вопрос, если можно, с акцентом на том, как будет в Пермском крае.

В.О.: Несколько слов, может быть, напомнить нашим слушателям, может быть,  кто-то не знает об этом, что Российская Федерация уже  больше 18 лет вела переговоры. И вот этот этап. 18-летняя эпопея заканчивается.  Это, наверно, самый длительный процесс был  присоединения государства во Всемирную торговую организацию.   Это понятно. Российская Федерация  сложное государство, на сложном своем пути развития находилось, поэтому это понятно.  Что сказать насчет того, что мы проснемся  завтра или послезавтра. Практика показывает, что вот эти 18 лет, они  ни для  Российского государства, ни для экономики, ни для нашего законодательства, ни для бизнеса  впустую не прошли.   Все  российское законодательство, по сути дела, связанное с внешнеэкономической деятельностью, внешнеторговой, оно приведено, гармонизировано в соответствие  требованиями международных норм и правил, которые выражены в этих соглашениях Всемирной торговой организации. Всемирная торговая организация – это не какой-то карательный орган, контролирующий.  Это в первую очередь совокупность многосторонних  торговых соглашений, которые Россия обязалась выполнять. А эти многосторонние торговые соглашения сейчас вписаны полностью в наше российское, можно уже говорить, и таможенное законодательство. Это закон о внешнеэкономической деятельности, о внешней торговой деятельности. Это другие  законы, в том числе, закон о техническом регулировании, закон о антидемпинговых мерах. Это  законодательство о валютном контроле, таможенный кодекс. Я могу еще десяток перечислять наших законодательных актов, которые приведены в соответствие с требованиями ВТО, которые уже работают в нашей практике. То есть  мы уже проснулись позавчера, по сути дела, обставленные нормами и правилами, и  обязательствами перед Всемирной торговой организацией.

Ведущий:  Владимир Дмитриевич, но все-таки вот  эксперты говорят о том, что, даже приводят конкретные расчеты по тому, насколько снизятся, например, таможенные пошлины для зарубежных компаний по  вхождению  на российский рынок.

В.О.:  Да, это так. Торговые ввозные пошлины будут снижены. Есть  один из основополагающих принципов ВТО – это связывание тарифов и их постепенное снижение. 

Ведущий: Владимир Дмитриевич, неужели это не коснется Пермского края?  Вот эти изменения. Ведь у нас есть  целый комплекс предприятий, которые держатся  за счет того, что рынок  наш несколько закрыт.

В.О.:  Давайте посмотрим немножко так вот  ??????? (неразборчиво). На настоящий момент средневзвешенная величина ввозной таможенной  пошлины порядка 10 процентов  от стоимости товара. Вот товар ввозится за миллион евро...

Ведущий:  Это сто тысяч.

В.О.: ... импортер выплачивает 10 процентов от  этой стоимости ??????? (неразборчиво) в среднем.  По результатам переговорного процесса вся номенклатура снизится примерно на три – три с половиной процента, уменьшатся таможенные пошлины.  Ну, например, было 10, станет 7. Или было 11 с половиной,   будет 8 с половиной.  То есть пошлина, она остается, уровень ее снижается  примерно во т на то количество  процентных пунктов,  которые я сказал.  На промышленные товары,  на сельхозтовары. На промышленные несколько меньше,  на сельхозтовары несколько больше. Но вот таков уровень снижения.

Ведущий: Но вы считаете его небольшим?

В.О.:  Это порядка, можно назвать, примерно 25 процентов от той величины, которая   была. А теперь представим вот наши скачки, допустим, в валютном курсе нашем.  Какие они были, скачки. Цены на нефть, которые вызывают, соответственно, эти валютные скачки.  Защита российского товаропроизводителя  может быть достаточно  эффективна, перекрыть полностью вот эти все изменения ввозной таможенной пошлины путем изменения курса рубля.  То есть это, говорят, как  вот есть прежнее выражение  в революции «булыжник – оружие пролетариата»,  так и валютный курс рубля в тех странах,  где  нет еще  высокоразвитой экспортной продукции, он очень существенно выполняет существенную ??????? (неразборчиво).  Поэтому, когда говорят о снижении  ввозных пошлин, надо не забывать  о том, что есть другие способы защиты товаропроизводителя. 

Ведущий:  Владимир Дмитриевич, все-таки возвращаясь на пермскую землю, какие  отрасли, на ваш взгляд... вы представляете себе,  скажем так, расклад экономический, который  существует в Пермском крае,   то есть  какие отрасли у нас доминируют, почему это происходит, вы, я уверен,  это прекрасно понимаете, каким отраслям стоит ждать ухудшения  ситуации, каким стоит ждать  улучшения ситуации? 

В.О.:   Вы правильно говорите о том, что  единообразного воздействия не будет: ни на экономику России, ни на, естественно, экономику Пермского края. Что-то может получить, хотя бы  так, предполагаем мы сейчас  определенные преференции, а кому-то будет,  естественно, осложнения.  Например, считается по  всем расчетам, связанным и с российской экономикой, и  эти расчеты полностью подходят   для Пермского края, что,  допустим металлургическая отрасль, та, которая работает на экспорт, а у нас много металла идет из России на экспорт, она получит определенные преимущества.  Химическая отрасль,  промышленность, она никак... как говорят специалисты, не является чувствительной к тому воздействию, которое  окажет  Всемирная торговая организация.

Ведущий: А почему?

В.О.:  Там нет каких-то серьезных изменений ставок ввозных пошлин. Там та продукция, которая  производится Россией,  она всегда востребована на рынке. Здесь нет ожидается каких-то  больших перемен. Считается, что для химической промышленности здесь какой-то проблемы большой не будет. Может быть, даже, допустим, для таких предприятий, как  наши «Минеральные удобрения», может быть, даже  меньше будет к ним претензий  по поводу антидемпинговых  цен и установление  на их продукцию антидемпинговых пошлин. То есть, может быть, это предприятие сможет  даже на этом факторе выиграть.

Ведущий:  Даже так.

В.О.: Да, даже так.  Но с другой стороны посмотреть, мы же видим, и предприятия, наверное, давно уже видят, как растут цены на  энергоносители.  На природный газ для таких предприятий, как Минеральные удобрения», это же одно из важнейших  сырьевых...

Ведущий: Ресурсов, да.

В.О.: ... ресурсов для производства своей продукции. И цена на него, естественно, может перекрыть  вот ту положительную ?????? (неразборчиво),  о которой ??????? (неразборчиво). Поэтому, каков будет баланс тут, я думаю, что  такие предприятия,  классные предприятия, ????? (неразборчиво) следят  за этой процедурой. Они рассчитывают  свои действия. Они  как-то уже спрогнозировали свою ситуацию.

Ведущий:  Владимир Дмитриевич, энергомашиностроение, и, в принципе, машиностроение,  которое сильно, скажем,  хорошо представлено в Пермском крае, как  для них, вот для этих отраслей  этот переход?

В.О.:  В части энергомашиностроения, тут перспективы считаются  более благоприятными. Для общего машиностроения посложнее. ???????? (неразборчиво)  рынок, конечно,  очень конкурентно   напряженный для  такой общемашиностроительной продукции.  Особенно  из машинотехнической, машиностроительной продукции можно  говорить о нашем авиационном двигателестроении. Всем понятно, какая это проблема  и  без ВТО. ВТО только в определенной мере, конечно, усилит эту проблему. А вот с точки зрения  энергомашиностроения, я бы вот  хотел привести пример, который мы с вами уже говорили, что, чтобы поддержать своего  отечественного экспортера, в Чехии приняты специальные программы, целевые программы, которые не поддерживают напрямую, не финансируют  экспортера...

Ведущий:  Это запрещено.

В.О.: ...не поддерживают, не субсидируют, а начинают предоставлять льготные кредиты импортерам. Ну, например, импортерам из Российской Федерации. И этот подход значительно усилил позиции чешского энергомашиностроительного комплекса. Я хорошо это знаю, потому что участвую в какой-то мере в этих программах уже. Строительство электростанций, поставка различного энергооборудования начинает расширяться. Активно чешская продукция начинает выходить на российский рынок только благодаря вот такой тонкой деликатной процедуре поддержки, которая не противоречит  нормам и правилам ВТО.   Нашим российским специалистам, руководителям, чиновникам надо брать  вот эти примеры, изучать их, и, соответственно,  реализовать их в нашей практике.

Ведущий:  Владимир Дмитриевич, скажите, пожалуйста, а вот оборонка, которая в Пермском крае,  то есть Пермский край – это  целый  комплекс предприятий оборонных направлений, для них  это чем грозит или какие возможности? 

В.О.:  Что касается  оборонки.  Продукция военно-технического  назначения  не входит в прерогативу и под юрисдикцию Всемирной торговой организации.  Россия никаких обязательств в этом плане не брала, и никто ей этого не предлагал.  Оборона страны, производство вооружений военной техники, экспорт этих вооружений военной техники, а  Россия является мощным экспортером...

Ведущий: Да, безусловно.

В.О.:  . в настоящем  времени, это личное дело государства,  которое ведет межгосударственную торговлю с учетом,  естественно, обязательств  о нераспространении.  Это нераспространение ракетного оружия, нераспространение ядерного оружия, биологических, химических ?????? (неразборчиво). 

Ведущий:  Владимир Дмитриевич,   давайте примем звонок.  Добрый день. Вы в эфире.

Слушатель: Здравствуйте. Анатолий. Хотелось бы сказать ??????? (неразборчиво) теряет в частности, ??????? (неразборчиво), на мой взгляд,  легкая промышленность. В 90-е-2000-е мои родственники  были связаны с легкой промышленностью.  Ее всю загубили, развалили. ?????????(неразборчиво) в Пермской области, наверно, ими займутся этими  людьми, высшими.  Вопрос  по легкой, вопрос  по пищевой.

Ведущий: Вы хотите адресовать вопрос к Владимиру Дмитриевичу.

Слушатель: Да, я хотел бы сказать, что... но ведь он же, наверно, понимает то, что  предприятия закроются, и будет безработица.  Это легкая промышленность, это пищевая промышленность, это сельское хозяйство. То есть невыгодно будет просто. Китайцы будут ввозить за сто  рублей или за 500, за тысячу рублей  какой-нибудь плащ или пальто, и килограмм яблок рублей за 10.  Я думаю, что это пострадает.

Ведущий: Спасибо большое. Владимир Дмитриевич, вот мы с вами не проговорили легкую и пищевую промышленность.

В.О.:  Да, это вопрос из серии таких, которыми наши люди, рядовые граждане,  потребители, покупатели  серьезно  озабочены, производители озабочены.  Но здесь есть два момента. Первый, с точки зрения потребителей. Если на российском рынке. В Пермском крае появляется продукция легкой и пищевой промышленности   качественная и дешевая, потребителю это хорошо.

Ведущий:  Безусловно.

В.О.:  Производителю сложнее. Но вот те цифры, которые называл уважаемый наш радиослушатель, если, действительно, таковые цены будут у китайской продукции или  у европейской продукции, то причем здесь уже ВТО?  Никакой пошлиной вы от них ведь  не закроетесь. Или пошлина 7 процентов или 10 процентов. Для  товара, который  стоит  10 или 100 рублей,  это ведь ничего не означает. Наши главные проблемы  экономики нашей в легкой промышленности и сельском хозяйстве  лежат вне проблем ВТО.  Это наши внутренние проблемы.  Десять лет назад, когда мы в пермской торгово-промышленной палате начали заниматься вот  этой проблемой ВТО, тогда уже было видно, что Россию захлестнул вал контрафактной, контрабандной,  серого всякого разного импорта в легкой  промышленности.   Под видом товаров совсем с другими кодами ?????? (неразборчиво), ввозными пошлинами  ввозилась продукция легкой промышленности. И ее было столько. Что, действительно, наша легкая промышленность была бы совсем не нужна.

Ведущий:  Владимир Дмитриевич, интересно все-таки, все равно вы знаете предприятия Пермского края, я это чувствую.  Вот как можно оценить их готовность? Я просто поясню, почему у меня такой вопрос. Я готовился к этой программе и пытался найти, что пермские предприятия  говорят о вступлении в ВТО. Честно скажу,  нашел совсем-совсем немного, и, вы знаете, такое ощущение, что дискуссия  остановилась  в 2007-2008-м году.  Более поздних каких-то выступлений, каких-то дискуссий на эту тему я  больше не встречал.  Вот у меня сложилось полное ощущение, что поговорили, поговорили вот тогда, потом кризис, все об этом забыли. Насколько сегодня готовы наши предприятия пермские выйти в ВТО?

В.О.: Мне кажется, что кризис-то как раз и показал, что вот эти  разговоры, вот эти расчеты, когда один экономист видный говорит, что мы  там на один-два процента потеряем ??????? (неразборчиво), а другие  говорят – мы на один-два процента добавим, вот эта дискуссия с наступление кризиса, она ушла в небытие. Потому что кризис, не связанный с нашей проблемой присоединения  к ВТО, они так больно ударил по экономике, что вот эти проценты,  эта вся  арифметика оказалась просто-напросто не востребованной дальше,  никому не нужной. Я думаю, что экономика  и бизнес  поняли, что  есть проблемы  значительно выше по рангу, по чувствительности, пор болезненности, чем вот эти проценты по ввозным пошлинам, о которых мы начали  говорить.

Ведущий:  Владимир Дмитриевич, встречал вчера такое мнение в прессе о том, что, извиняюсь за такое слово,  расхлебывать ситуацию придется  в первую очередь региональным властям, которые непосредственно находятся рядом с промышленными предприятиями, которые в случае, если  какие-то проблемы промышленным предприятий все-таки произойдут, социальные эффекты будут   головной болью именно региональных властей. Можете это как-то прокомментировать?

В.О.:  Да, совершенно правильный вопрос и совершенно  правильный подход.  Вот еще когда и близко не было присоединения России к ВТО, уже  говорилось и писалось о том, что  кашу-то всю заварит правительство, правительство  ведет переговоры, а расхлебывать-то придется бизнесу.  Но  это не оттого, что правительство  плохое, а бизнес хороший,  это оттого, что у каждого свои функции. Переговоры ведет государство о присоединении,  присоединяется государство. Ни какая-то компания отдельная, ни какое-то отдельное предприятие. А работать, естественно, надо будет предприятиям и бизнесу.  И вот в регионах четко должны понимать, что никогда никакое государство, в том числе, российское, никакое правительство  не будет защищать отдельные предприятия.  Такого просто не может быть по нормам и правилам ВТО. Защите подлежит только   то воздействие на экономику, которое ощутимо и которое влияет на какую-то  отрасль, допустим,  ну на какой-то специфический вид  деятельности.  Но это значит, что предприятия, которые чувствуют слабость, которые хотят иметь какую-то поддержку,  они должны консолидироваться, они должны  на общественных началах, что ли, свои позиции как-то вырабатывать, и выносить общие свои предложения, общую свою беду  в наше правительство.  В одиночку, как Павка Корчагин нас учил в молодости, жизни им не перевернуть.

Ведущий: Владимир Дмитриевич, скажите, пожалуйста,  все-таки на уровне регионов... я думаю, что  это, действительно, справедливо, регионы первыми почувствуют какие-то вот изменения  ситуации, потому что предприятия физически находятся здесь, где должна вот эта площадка  для консолидации быть?  Она должна быть в органах власти, она должна      быть в каких-то саморегулируемых  организациях? Вот торгово-промышленная  палата,  которую вы представляете,  может стать такой площадкой?  

В.О.:  Да. Вот я говорил о десятилетней истории. Ровно 10 лет назад, в конце 2002-го года мы в пермской палате создали комитет по проблематике  ВТО. Я был председателем этого комитета  назначен.  Но в этот комитет входила и часть сотрудников Пермской области, тогда, по-моему, еще была, в лице даже вице-губернатора. Это был комитет совместно бизнес, который представляет  палата и  наше правительство  Пермского края.  Потом успешно за десятилетнюю историю всем это всё поднадоело, успешно всё это закрылось, распустилось. Надо восстановить систему  вот такой плотной тесной связи между правительством  нашим и  торгово-промышленной палатой, нашим Российским Союзом предпринимателей, я имею в виду ??????? (неразборчивая). То есть вот эти структуры  должны очень внимательно  консолидировать наш бизнес и правительство на решение тех проблем,  которые будут возникать.  

Ведущий:  То есть  начать, наверно, с мониторинга вообще  придется.  То есть вообще отслеживать ситуацию как-то придется сначала.

В.О.:  Видите, чтоб кто-то со стороны отслеживал ситуацию, вряд ли это что-то даст.  Я думаю, что каждый руководитель  предприятия уже отслеживает  и отследил свою ситуацию.  Важно ведь, чтоб вот эти  результаты их анализов как-то можно было консолидировать.  Увидеть за ними  отрицательное воздействие  предстоящих обязательств ВТО на отрасль,  на группу предприятий. Если предприятие окажется в одиночке, никто ему не поможет.  Я имею в виду, по правилам ВТО, никто  ему не будет помогать.       Не обязан.

Ведущий:  Владимир Дмитриевич, подскажите, все-таки, предположим, эта  площадка  каким-то образом сформируется. Какого рода, все-таки может, должна превалировать?  То есть это интеллектуальная помощь, это  вот такие, скажем так, законные,  но  хитрые финансовые поступки, как  то, что вы рассказывали в Чехии, когда  не поддерживают экспортера, но зато поддерживают импортера?  Либо это какая-то законодательная поддержка должна  быть?  То есть какие инструменты, вы считаете, должны превалировать здесь?

В.О.:  Здесь я не смогу вам  так вот четко расписать, что должно превалировать. Я думаю, что здесь все механизмы необходимы.  И законодательные процедуры, естественно,  и они уже идут. Уже обсуждаются многие изменения в нашем законодательстве. И такие вот финансовые,  банковские,  страховые  процедуры. Это все  должно быть  таким широким, что ли, фронтом идти.  Невозможно, мне кажется, выделить  какую-то одну отдельную позицию. Вот чистым языком   примем сейчас ?????? (неразборчиво), и он все  расставит на место.  Здесь нужно вот такой широкий спектр действий,  который сведет к минимуму отрицательные последствия, которые, естественно,  будут идти, и  дальше какие-то приоритеты  положительные утвердиться.

Ведущий: Еще встречался с таким мнением, что  сторонники ВТО говорили  о том...  мне кажется, что вы относитесь  к их числу, к сторонникам ВТО...

В.О.:  Да, я сторонник.

Ведущий:  Вот встречал такую позицию,  как к разговору о Пермском крае, что   не участие страны в ВТО  было  одной из причин, по которым Пермский край недополучал  возможные инвестиции.  Какие-то инвесторы, скажем, разворачивались   и уходили, когда сталкивались с какими-то проблемами  именно в отсутствии ВТО, а сейчас  вроде бы как, если вступаем, то вот эти какие-то проекты станут более возможными. Можете как-то прокомментировать? Вообще, знаете ли какие-то примеры, когда, действительно, инвесторы отвернулись  от проекта по причине  неучастия  России в ВТО?

В.О.:  Я не думаю, что, вот если и были такие  реальные ситуации, тони вот  так вот прямо связаны были. Посмотрели – Россия не член ВТО, значит... Я думаю, что   в основном-то было  от непрозрачности нашей  экономики, от непрозрачности нашего  законодательства, от каких-то других схем. Ну вот много   же говорится  о  коррупционных проблемах в Российской Федерации.

Ведущий:  Но ведь они никуда не денутся.

В.О.:  Подождите, не торопитесь, говорить, что никуда не денутся.  Вот эти вещи, мне кажется, играли принципиальную роль. Если кто-то при этом  сказал  -  не зачем ходить в Пермский край, потому что Россия не член ВТО,  ну это была красивая фраза. А больше говорили вот об  этих  непрозрачностях, об  этих проблемах, которые существуют  в российском законодательстве.

Ведущий: Можете коротко пояснить, почему вы считаете, что  вступление в ВТО повлияет   на моменты с коррупцией и так далее? Почему повысит прозрачность?

В.О.:  Вот эти 10 лет я и наблюдал, и принимал участие в  обсуждении законопроектов, в их реализации. Приведу пример простой с законом  о техническом регулировании.  Когда 10 лет назад     его принимали, то  все специалисты, чуть ли не 95 процентов, говорили что всё, Россия погибнет,  это пустой закон, что так  делать нельзя.  Но закон работает. У нас таможенный союз уже создан, единое экономическое пространство создается.  Законы технического регулирования  Российской Федерации, они, по сути дела, полностью повторяют, гармонизированы с передовыми  западными       странами, с законами передовых запанных стран. И многое другое.  Наше законодательство позволяет сейчас  прижать, скажем так, вот эту коррупцию.

Ведущий:  Владимир Дмитриевич, скажите, пожалуйста, по вашим оценкам  все-таки некий переходный период  от состояния сегодня к состоянию завтра в ВТО сколько  займет? Вы мне просто перед эфиром  рассказывали, что в Чехии уже  никто не думает  о том, что они в ВТО. Это стало абсолютно повседневной реальностью, то есть   люди уже не выделяют  это как отдельный  какой-то фактор своей  реальности.  Вот это состояние для нас сколько займет?

В.О.:  Я думаю, для нас это где-то  вот,  как и прописан этот переходный период нашими обязательствами,  это где-то 2018-2019 год.  То есть это примерно  столько времени, я  думаю,  как минимум у нас и будут разговоры,  действия,  комментарии, привязанные проблематикой ВТО.  Дальше все встанет на свои рельсы. Рельсы обычной рыночной экономики.

Ведущий: Владимир Дмитриевич, к сожалению, время программы истекло.  Большое спасибо, что нашли возможность  техническую, и нашли время с нами связаться. Я напомню, что Владимир Дмитриевич Остапенко, представитель  торгово-промышленной палаты Пермского края  в Евросоюзе с нами связывался из Праги.  Большое спасибо вам за то, что вы нашли  эту возможность. Большое спасибо Антону Мелехину, он организовал это всё технически.  Видимо нужно быть оптимистами перед  лицом  новой ВТО реальности.  Всего доброго. 


Обсуждение
1834
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.