Верхний баннер
18:47 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Районы-кварталы

29.10.2015 | 14:06
"В этом году мы сделали не столько рейтинг добросовестности, а сколько сделали упор на том запасе прочности, который они обрели в жирные годы высоких цен на нефть", — Александр Нода о новом рейтинге застройщиков Перми

"В этом году мы сделали не столько рейтинг добросовестности, а сколько сделали упор на том запасе прочности, который они обрели в жирные годы высоких цен на нефть",  — Александр Нода о новом рейтинге застройщиков Перми
"В этом году мы сделали не столько рейтинг добросовестности, а сколько сделали упор на том запасе прочности, который они обрели в жирные годы высоких цен на нефть", — Александр Нода о новом рейтинге застройщиков Перми
Тема: новый рейтинг надежности застройщиков Перми

Гости: Александр Нода, руководитель социологического агентства "СВОИ"

Дата выхода: 29 октября 2015 года

Программа: «Районы-кварталы»

Ведущий: Артем Жаворонков

- Здравствуйте, дорогие друзья! Программа «Районы-кварталы» на «Эхе Перми». У микрофона Артем Жаворонков, Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. С большим удовольствием представляю вам сегодняшнего своего гостя – Александр Нода, руководитель социологического ведомства оперативных исследований, в народе известное как социологическое агентство «СВОИ». Почему, собственно говоря, Александр стал гостем сегодняшней программы? Потому что недавно они провели достаточно масштабное и уникальное, я думаю, на территории Перми исследование – «Рейтинг надежности застройщиков». Уже появились отголоски экспертов по поводу компетентности этого мнения или его некомпетентности. Вот об этом мы, собственно, сегодня и поговорим, начав с методологии. Александр, здравствуйте!

Александр Нода: Добрый день, Артем!

- Рассказывайте, как вам вообще вдруг пришла затея померить наших застройщиков? Ведь поле для социологических исследований огромное, а тут вдруг раз, и застройщики.

Александр Нода: Мы начали это не в этом году, а в 2011 году. Сразу после кризиса, когда цены на нефть начали подыматься. Мы сделали первый замер рейтинга, отработали методологию. Для чего мы это отработали? Мы интересуемся экспертным мнением, мнением общественности, но за это не платим. Поэтому мы должны за это заплатить в виде информирования как общественности, так и экспертных кругов о том, о чем мы у них спрашиваем. Мы даем ориентиры на рынке строительном – кто есть кто, какие у него позиции и какая репутация. Методология тогда была выбрана тяжелая для нас. Но то были еще годы подъема, в этом году немножко труднее нам было сделать рейтинг, потому что он четырехэтапный. Первое – это экспертное мнение, мы опрашивали ведущих экспертов в сфере строительства, которые хорошо знают о репутации строительных организаций и как она складывается. На втором этапе мы проводили уличный опрос населения. То есть какое воздействие строители, их пиар-служба, оказали на их репутацию. То есть мы сняли мнение населения.

- Стрит-ток своеобразный.

Александр Нода: Да, в разных районах города с репрезентативной выборкой мы получили информацию. В параллели мы провели анкетирование застройщиков, мы сняли с них объективную информацию, и из открытых, и закрытых источников сняли информацию, какая ситуация на самом деле.

- То есть у кого проекты буксуют, у кого они развиваются, кто увеличивает количество задельных площадей, кто, наоборот, пытается избавиться от простаивающих площадок, я правильно понимаю?

Александр Нода: Да, все верно. В этом году мы сделали не столько рейтинг добросовестности, а сколько сделали упор на том запасе прочности, который они обрели в жирные годы высоких цен на нефть. Когда у людей была хорошая покупательская способность в сфере недвижимости. И последний этап, на мой взгляд, самый главный – опрос жителей новостроек. То есть как жители, живущие в домах, которые построили наши застройщики, оценивают качество застройки, отделку, комфорт и многие другие характеристики. Соответствуют ли они заявленным рекламным акциям, проводимым застройщиками. Это в чистом виде получение информации о том, что стоят наши застройщики.

- Давайте о дифференциации, там ведь не просто какой-то список из полутора десятков застройщиков, распределенных по местам, исходя из списка. Там достаточно много интересных факторов. На чем бы вы остановились вначале?

Александр Нода: В этом списке произошли некоторые изменения. Вообще у нас был список из 12 застройщиков, которых мы меряли и в 2011, и в 2012 году. В этом году появились новые компании, почему они появились? Потому что они построили дома, и мы можем зайти в квартиры жителей этих домов и спросить их мнение о качестве постройки.

- Кто новенькие?

Александр Нода: «Талан», «ПМ-Девелопмент», «Мегаполис», «Остентур». Те, кто у нас влились в рейтинг. Но у нас есть и те, кто выбыли из рейтинга по причине того, что они пока еще недостаточно побеспокоились о своей репутации и еще неизвестны экспертному сообществу, и мы просто не можем их объективно оценить. Это «ОРСО групп», «Сфера», «Петрострой», «Проспект», «Инвесткомплекс», «Развитие». К сожалению, они выбыли, поскольку у нас система олимпийская, но и, конечно, мы были вынуждены их исключить еще и потому, что мы должны опрашивать жителей новостроек. Проблема в том, что нынешние застройщики, особенно молодые, они в большей степени рекламируют свой дом, они беспокоятся о бренде своего дома, но забывают о том, что нужно рекламировать не только товар, но и производителя товара. Поэтому, если вы посмотрите на любую рекламу, то они рекламируют конкретный дом в том время, когда лучше рекламировать себя. Потому как люди сейчас должны довериться, чтобы дом был построен качественно и прочее.

- Давайте посмотрим на лидеров рейтинга. Я сейчас прикинусь шлангом, потому что я видел итоги рейтинга и принимал участие в опросе как эксперт. Я полагаю, что результаты достаточно любопытные?

Александр Нода: Пять звезд получили, то есть набрали больше четырех баллов в среднем по компиляции всех четырех этапов, пять застройщиков. Это «ПЗСП», «Трест № 14», «Камская долина», «Стройпанелькомплект», «Сатурн-Р». Но, в то же время, я должен сказать, что другие 11 застройщиков также являются надежными, они все получили больше трех с половиной баллов, что тоже свидетельствует о том, что они надежны. Надежность тех, кого мы не смогли замерить, они остались у нас за боротом. Должен отметить, что произошли некоторые изменения с точки зрения прироста. Приросли «Кортрос» на 0,13 баллов, «Пик» на 0,13 баллов, «Сатрун-Р» и «Трест №14» немножко тоже подросли.

- Опять же, из четырех названных вами компаний, которые приросли, две как минимум мне известны как иногородние – «Пик» и «Кортрос».  Давайте немножко сконцентрируемся как раз на учете, чьи это компании – наши или зашедшие на наш рынок давно или недавно? Потому что «ПЗСП» – компания с непререкаемым авторитетом, но и достаточно активно представлены и в органах законодательной власти, и в паблике. Тут даже персона определяет лицо. А вот именно эта – наш и не наш?

Александр Нода: Именно из-за того, что «Кортрос» и «Пик» воспринимаются и экспертным сообществом, и по обороту они показывают хороший показатель. На втором месте по значимости была именно финансовая устойчивость компании. Из-за этого столичные компании переросли, поскольку они выглядят весомыми. Из наших компаний здесь выделился «Пан сити групп», потому что за ними стоит ФПГ, и «ПЗСП». У «Сатурн-Р» за счет дифференциации, много бизнесов, эксперты также его считают устойчивым, поскольку есть откуда перебросить, если что, средства.

- Какие сегодня из этих компаний можно назвать лидерами роста по сравнению с 2011 годом? Я так полагаю, все перечисленные вами были в рейтинге 2011 года.

Александр Нода: Не все, потому что были выбывшие, были компаниями в 2011 году с тремя звёздами, а в 2013 году они сказали – не включайте нас в рейтинг, а в 2014 году их уже и не было.

- Методики рейтинга. Наверное, вы уже слышали, что кому-то кажется не совсем репрезентативной ваша выборка. Что можно им сказать? Насколько велико количество опрощенных жителей домов, и есть ли здесь какие-то лидеры, если смотреть по каждому из направлений?

Александр Нода: В силу того, что застройщики, которые во главе списка, то по ним можно сказать, что бренды у них достаточно сильные. Они рекламируют себя как производители. Поэтому в «уличнике», в опросе жителей, безусловно, у них были высокие показатели по известности и по доверию. Но мы нивелировали их. Мы брали только тех, кто знает застройщика, и от него писали доверие. Что касается репрезентативности выборки… Мы опрашивали 500 человек, ошибка в выборке чуть больше 4%. Это та самая ошибка выборки, про которую мы, согласно закону, когда проводим опросы, обязаны указывать. Хотя я не думаю, что читатели понимают, что такое ошибка выборки. Это отклонение от той цифры, которую мы посчитали в одну или в другую сторону, с вероятностью 95%, что наши цифры верны в этом интервале. Это для города Перми вполне хорошая выборка. Что касается опроса по квартирам, мы делали 812 человек, еще больше, чем по «уличнику», и там тоже данные валидны.

- Когда я смотрел рейтинг, меня заинтересовала таблица критериев составления рейтинга. Тут количество активных строек, общее количество возводимых домов, деловая репутация. Достаточно высок процент влияния деловой репутации на общее место в рейтинге, а что подразумевается под ней в конечном итоге, насколько застройщики верны своему слову, сроку сдачи?

Александр Нода: Деловую репутацию мы измеряли в экспертном опросе с точки зрения рекомендаций. То есть мы у вас, как у экспертов, спрашивали, какую из этих компаний вы порекомендуете своим друзьям, знакомым, близким? Тут уже эксперт решает лично, он дает рекомендацию. На этом основана репутация, что если вас рекомендуют, то у вас все хорошо с репутацией.

- Есть там лидеры? Кого рекомендуют чаще всего?

Александр Нода: Стабильно у нас на первом месте по деловой репутации «ПЗСП» за счет того, что они рекламируют себя, и там еще есть, в отличие от других застройщиков, личность руководителя. То есть Николая Ивановича Демкина довольно хорошо знают.

- А, кстати, личность руководителя как фактор, по вашему экспертному мнению, как социолога, это такой камень в огород маркетологов и пиарщиков строительных компаний, это важно? Нужно позиционировать и персонализировать строительные компании, чтобы рейтинг их надежности неуклонно шел вверх?

Александр Нода: В нашей стране личностный рейтинг гораздо важнее какого-либо корпоративного бренда. Все политические рейтинги связаны безусловно с личностью. Все рейтинги доверия в корпоративном отношении тоже связаны с личностью. Поэтому, чем больше вашего руководителя видя, доверяют ему… Но есть риски. Чем он более открытый, тем больше вероятность, что люди придут к нему жаловаться, с письмами и т.д. То есть камень. Если вы пиарите своего руководителя, то есть вероятность, что к нему придут жаловаться. И к этому нужно быть готовым. На первом месте «ПЗСП», на втором месте – «Камская долина», на третьем месте – «Талан». «Талан» у нас, кстати, как вы говорите из тех, кто пришел на наш рынок. Они отличились своей клиентоориентированностью. То есть люди довольны, как с ними общаются. Есть некоторые проблемы практически у всех пермских застройщиков в общении менеджеров по продажам с клиентом. И вот «Талан» зашел именно своей клиентоориентированностью и некоей демократией. То есть они дают своим покупателям выбирать.

- Я вижу этот рейтинг, там не слишком большая дифференциация, нет абсолютного лидера, хотя «ПЗСП» на первом месте. Но, тем не менее, те, кто чуть уступают, уступают не так много. Кто там еще в пятёрке?

Александр Нода: «Трест №14», «Стройпанелькомплект». Это у нас пятерка вырисовалась. Потом у нас на одной позиции «Сатурн-Р», «Пермглавснаб», «Кортрос».

- По воду «Кортроса». Вы говорили, из рейтинга следует, что этот застройщик, который сейчас осваивает самый крупный участок в центре.

Александр Нода: Это эксперты говорили, и это и есть показатель его финансовой устойчивости – крупная площадка в центре.

- Но в общем рейтинге доверия из всех иногородних компаний он оказался на первом месте. В общем рейтинге он шестой, а по финансовой устойчивости – на первом. Есть четкое убеждение на рынке о том, что наши застройщики – конгломерат из 3-5 компаний, в принципе, способных серьезно влиять на рынок и отжимать кусок этого пирога у иногородних. Однако мы видим, что и иногородние в рейтинге подтягиваются. Как вы думаете, за счет чего? Если опираться на экспертное мнение. Почему такой высокий уровень доверия к иногородним?

Александр Нода: Есть у нас еще «Пик регион» и «Кортрос». Если сравнивать этих застройщиков и воспринимать их, что они столичные, у них большие деньги. Но «Пик регион» у нас строит на Иве, а «Кортрос» построил квартал на Механошина в центре, получил площадку недешево под табачной фабрикой, квартал №179, и это говорит о том, что очень серьезная финансовая подушка есть у этого предприятия, поэтому его воспринимают как финансово устойчивое.

- Ну это значит, что надежная компания?

Александр Нода: Поскольку сейчас первый критерий – это своевременная сдача домов и финансовая устойчивость – это им и добавило баллов.

- А по поводу своевременной сдачи отдельно таблицы не выводилось? У кого были простои, заморозки? Причем, я так понимаю, это как раз данные, которые вы получали не только из открытых, но и из закрытых источников.

Александр Нода: Это мы получали и непосредственно у жителей. Были проблемки у отдельных застройщиков, причем, многие обижаются, говорят, как же так, мы же все сдаем вовремя. Мы опрашиваем в одном доме людей. К примеру, 70% говорит, что застройщик сдал не вовремя, а 10% говорит, что застройщик сдал вовремя, почему? Потому что в разное время продавались площади дольщикам. У одних дольщиков в договоре стоит одна дата, а у других – другая, скорректированная по ходу стройки. Но лучше с самого начала давать реальные сроки и обещания.

- Лучше потом удивить людей, сдав ранее, нежели…

Александр Нода: На первом месте у нас, по экспертной оценке, «ПЗСП». Когда мы опрашивали жителей домов, то 28% сказали, что дом сдан раньше обещанных сроков. Это фишка «ПЗСП», они дом делают за 9 месяцев, как ребенка, и сдают раньше, чем приятно удивляют потребителей. Сдали раньше обещанного – «Пик регион», 16% также сказали, что дом был сдан раньше срока. И «Австром». И все.

- У всех остальных есть проблемы со сроком?

Александр Нода: У всех остальных сроки не были нарушены, не удивили. Есть те, у кого были нарушены сроки – «Уралсервис», «Классик», «Мегаполис», «ПМ-Девелопмент», «Стройпанелькомплект». Есть, что в этом люди обвиняют застройщика по сдаче дома.

- Не всегда застройщик виноват?

Александр Нода: Не всегда.

- А кто тогда?

Александр Нода: Мы в каждой справке этим застройщикам указали, что если у людей сложилось впечатление, что вы виноваты, то вы докажите, не поленитесь, что вы здесь ни при чем. Даже если вас не хотят слушать, вы все равно объясните, в чем причина задержки, может чиновники долго принимали, или какие там были объективные проблемы. Не нужно рисковать, чтобы платить своей репутацией. Лучше потратить силы и время своих менеджеров, но до каждого довести, что произошло, и как-то сгладить это. Потому что это главный критерий.

- Дело в том, что как раз про ангажированность рейтинга и невосприимчивость к подобного рода утилитарным инструментам для изменения и корректировки своих маркетинговых компаний относят очень многие сотрудники строительных компаний. Очень часто от маркетологов, от пиар-специалистов некоторых крупных строительных компаний слышно, что эти рейтинги ангажированы, что воспринимать их для корректировки собственной промоутерской политики не следовало бы. Что можно по этому поводу сказать?

Александр Нода: Само государство сделало в последние два года подвижки в этом направлении. Государство заинтересовано в том, чтобы такие рейтинги появлялись. У агентства «СВОИ» нет маркетингового и рекламного бюджета. Мы эти опросы проводим на свои средства. Этот опрос мы проводили в течение трех месяцев. Мы тянули, смотрели, где сэкономить и т.д. Мы могли, конечно, в силу кризиса отказать от этого рейтинга, но так как мы заявили, что мы делаем рейтинг раз в два года, то мы решили не пропускать. Мы делали долго, но сделали. Ангажированность? Пожалуйста, проводите свои рейтинги и сравнивайте. Но я убеждён, что если провести по такой же методике, а мы сделали и мнение экспертов, жителей, застройщиков, мы все объединили в один клубок, рассчитали, все сделали по тем же формулам, по которым и раньше, и получили результат. Можно к ним по-разному относиться, обижаться, радоваться, но это реальность.

- Это информация, объективнее на рынке практически нет, кроме собственных исследований, но они, как правило, и ангажированы. Еще по некоторым показателям, по которым вы замеряли. Много ли неудовлетворенных качеством того жилья, которое они получили, я имею ввиду жителей новостроек. Есть ли такая информация?

Александр Нода: По этому критерию лидер «ПЗСП», поскольку они заботятся о качестве, это их фишка. Я не могу сказать, что есть организации, у которых есть недостатки с качеством стройки. По качеству отделки можно выделить «Ост дизайн», хорошие показатели у «Пермглавснаб», у «Талана» растут.

- Это средний показатель? Что среднее статистическое качество, оно…

Александр Нода: Нет, это мы у людей прямо спросили, что вот пятибалльная оценка как в школе, поставьте оценку, насколько качественная у вас была отделка, насколько качественный был дом. И вот мы получили такие показатели. Из любопытного. Когда мы спросили у людей, которые купили уже квартиры, какая цена для вас адекватная, то средняя оценка получилась 34 тысячи рублей за квадратный метр. Но рынок сейчас предлагает… Самая низкая – 42 тысячи, у «Классика», и 44 тысячи у «ПЗСП». Разница 10 тысяч. Но и еще, что интересно. У нас с каждым годом, каждый год идет рост желающих приобрести квартиру. То есть люди хотят приобрести квартиру, но они не могут ее приобрести в силу отсутствия финансов. Им государство дает ипотеку, но есть сейчас проблемы в законодательстве, застройщики в напряжении. Сокращается рынок страховых компаний, и в этом отношении наш рейтинг может быть неким ориентиром, маяком для того, чтобы страховщики могли понимать, кого страховать, кого не страховать. И в этом отношении есть еще практическое применение.

- Если вернуться к стоимости. Была ли какая-то дифференциация по классу жилья? Ведь есть эконом, есть бизнес-класс. Я смотрю на вашу таблицу, в красном у вас «Астра» - это элитный ЖК в центре города, естественно, что стоимость там за квадратный метр никак нельзя сопоставить со стоимостью за квадратный метр на «Иве».

Александр Нода: Конечно. Сейчас, к сожалению, класс «элит» не замерить нашими методами. Это должен быть узкоспециализированный отдельный сегмент. Мерять надо среди наших 5% богатых людей. Но, кстати, замечу по «Астре», она сейчас продается дешевле, чем «Виктория». Все-таки пришел кризис и цены сильно поползли вниз. Мало того, настроения такие, что люди ждут, а вдруг будет хуже. Поэтому они сидят и ждут, когда же будет 34 тысячи, вот тогда мы и купим.

- Я на качество обращу внимание. Я посмотрел на ваш рейтинг. Лидер «ПЗСП» - 54,5%. Оценивают качество как высокое. На втором месте «Трест № 14», а на третьем – «Кортрос» - 30,8%. Это неплохой показатель, причем первые две – наши компании, а «Кортрос» - это крупный российский девелопер.

Александр Нода: Да, это мы проводили опрос в квартале на Механошина, и у людей спрашивали, насколько качественно построены дома.

- Ну это качество именно дома? Не протекает ли крыша, коммуникации? Но не внутренняя отделка?

Александр Нода: Внутренняя отделка была отдельно. Там есть некоторые недочеты, но качество дома, они молодцы, они вырвались. 

- По имиджу строительных организаций в экспертной среде... С экспертами работать всегда достаточно непросто. Хотя здесь и нет особого разброса, но, тем не менее. Оценка финансовых возможностей в сравнительном анализе. Тут я вижу, что кто-то прибавил, кто-то убавил. Но, тем не менее, опять же в числе лидеров «Кортрос» - 4,31%, «Пик регион» - 4,21%, на втором, и «ПЗСП» на третьем – 4,17%. Неужели ощущение финансовой состоятельности пермских застройщиков невелико и это имеет под собой реальные основы?

Александр Нода: Имеет ли реальные основы, точно не скажу, но мы смотрим на общероссийских застройщиков. И если застройщик строит в других регионах… Кстати, «Кортрос» люди воспринимают как «Ренову», а «Ренова» – это Вексельберг, а Вексельберг – это один из богатейших людей России. Поэтому меня ничего не удивило в этом рейтинге. Я думаю, что очень многие, кто увидел в рейтинге на первом месте «Кортрос», не удивились.

- Это какое имеет значение для сегодняшнего состояния рынка?

Александр Нода: Это для инвесторов, которые вкладывают средства в недвижимость. Для российских инвесторов – это традиция. То есть у нас на первом месте всегда, когда вы вкладываете деньги в недвижимость. У инвесторов за рубежом свой бизнес, а у нас всегда недвижимость.

- То есть получается, что с точки зрения инвестиции для людей, не покупки жилья, а именно как инвестиция – приобретения жилья на стадии котлована и перепродажа его в последующем, сегодня именно эта графа имеет определяющее значение?

Александр Нода: Да, когда люди вкладываются в «ПЗСП», «Кортрос», «Пик регион», они понимают, что у организации есть деньги и если что-то случится, то они достроят. Но как показала практика, они везде достраивали в период с 2008 по 2009, когда были проблемы в отрасли – все было достроено.

- На что бы еще можно было бы обратить внимание – и потребителям, и самим застройщикам, хотя мы несколько советов застройщикам и их пиар агентствам уже дали. А потребителям чем мог бы быть интересен этот рейтинг?

Александр Нода: Сейчас, конечно, потребитель настроен на ценовые предложения. Все сейчас играют с ценами, делают ночи распродаж, делают уникальные ценовые предложения, говорят, что ниже цены не будет. Нужно среди этих предложений, а они сейчас уже очень близки, сопоставлять ценовое предложение с надежностью производителя. Вы же не будете покупать товар в магазине, производителя которого вы не знаете,

- Особенно в условиях кризиса.

Александр Нода: Да, тем более в условиях кризиса. Вы же не будете покупать товар, который еще не изготовлен. Поэтому нужно в первую очередь ориентироваться на тех, кто есть у нас в списке. На эти 16 компаний, которые надежны.

- Вы взяли и отсекли тех, кто в рейтинг не попал. А что с ними, кстати?

Александр Нода: Как я уже сказал, что этим ребятам нужно побеспокоиться о своем бренде, нужно, чтобы он стал узнаваемым, чтобы его начали рекомендовать. К сожалению, они сейчас действительно рекламируют свои дома. Но дом построили, а дальше что? Вы отрекламировали, повесили большие плакаты, вы рассказываете про то, какой у вас будет дом, но не рассказываете, кто вы. Соответственно, могут быть проблемы со сбытом.

- Это то же самое, если спроецировать подобную ситуацию на продажу автомобиля. Вы называете не марку авто, а ее класс. Мы продаем седан, который называется «Рога и копыта». А кто его производитель и почему эта машина достойна вашего внимания, мы не говорим.

Александр Нода: Кстати, по автомобильному рынку. Это второй по стоимости товар после квартиры, они ведь всегда рекламируют производителя, а потом уже автомобили. Но вы всегда знаете, что есть «Вольво», «Мерседес» и т.д.

- И доверяете в первую очередь. Спасибо большое! Будем ждать новых рейтингов и с большим удовольствием поучаствуем и расскажем о них нашим слушателям.

Александр Нода: Спасибо большое!

 - До свидания!


Обсуждение
3148
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.