Верхний баннер
06:49 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

03.03.2015 | 15:03
"Если верить в светлую сущность ребенка, он не может выбрать что-то плохое", - Денис Смирнов

Тема: Гуманная педагогика, ее отличия от традиционной

Гости: Владимир Дерксен, руководитель Центра развивающих технологий и активного отдыха «Простор»; Денис Смирнов, зам. декана по внеучебной и профессионализирующей деятельности факультета психологии ПГГПУ, заведующий лаборатории психологии образования, кандидат психологических наук

Программа: «Дневник отличницы»

Дата выхода: 03 марта 2015 года

Ведущий:  Юлия Балабанова

Эти люди инициируют разработку альтернативной модели образования, подключают к этому родителей, общественность. Формируют общественный заказ на принципиально новое образование. Что это за образование давайте и поговорим. Что такое гуманная педагогика?

 - Гуманизм сам за себя говорит. Само движение  гуманной педагогики зародилось еще в восьмидесятых годах. На сегодняшний день им

Денис Смирнов
Денис Смирнов
руководит Шалва Амонашвили. Это добрейший профессионал своего дела, который всей душой любит ребенка, верит в  него, который видит в нем личность, несмотря на возраст. Основные постулаты гуманной педагогики я могу озвучить со слов Амонашвили. Первое, что он считает самым главным - это безграничная вера в безграничность ребенка. Сложно это представить тому, кто привык к обычным отношениям «ребенок-родитель», потому что ребенок-это твой подопечный, за которого ты отвечаешь, а он безграничен как космос, как нечто божественное и в это необходимо в первую очередь верить по-настоящему. Это первое. Сначала понять, осмыслить. Второе – это вера в то, что вы – педагог или родитель от Бога, т.е. вера в себя, в свои педагогические силы, в свое божественное предназначение, потому что этот ребенок перед вами сейчас, либо он у вас родился, либо он вам дан в ученики. Верьте в то, что вы тот, кто ему нужен, кто должен стоять перед ним и вы носитель того ценного знания, который нужен ребенку. Это второе. Потому что многие боятся из-за отсутствия педагогического образования. Родители доверяют своего ребенка другим педагогам, не веря в свои собственные волшебные родительские силы, хотя они есть раз Бог так распорядился. И третье – это вера в союз ребенка и родителя и в саму идею гуманизма.

- А почему вы говорите только о родителях? Получается, что фигура педагога как некого приглашенного специалиста в вашей модели отсутствует вообще.

- Нет, ни в коем случае. Эта педагогика направлена на учителей, преподавателей, и в том числе на родителей. Мне нравится эта идея потому, что она не отодвигает родителей на задний план, она не садит его на лавочку рядом с учебным классом ожидать, когда с ребенком сделают чудеса, она привлекает его.

- С точки зрения гуманной педагоги кто должен воспитывать ребенка: родитель или педагог?

Владимир Дерксен
Владимир Дерксен
- Речь идет о процессе и педагог – это некая функция, потому что входит во взаимодействие человека, который входит в культуру и тот, который уже находится в культуре. Мы сталкиваемся с таким феноменом, что в какой-то момент времени ребенок начинает становиться учителем по отношению к родителю, а родитель по отношению к ребенку становится учителем. Педагог, если мы говорим о функции человека, который передает опыт, в какой-то момент сам начинает учиться у ребенка, потому что если ребенок – это Вселенная, если ребенок обладает внутренним скрытым знанием. Как говорил Ричард Бах: «Суть образования заключается в том, чтобы вспомнить, что ты все знаешь». И это принцип гуманистической педагогики, психологии в работе с ребенком.

- Интересно от Вас как от человека из академической среды, заместителя декана слышать подобные вещи про божественную природу ребенка, про педагогику, которая раскрывает эту божественную природу. Как это вообще вяжется с теми принципами педагогики, которые преподаются в вашем университете?

- Речь не идет о мировоззренческой позиции человека. Ведь очень важно не относиться к человеку как к существу неполноценному, ущербному, что происходит в авторитарном образовании, когда учитель знает, ребенок не знает. И мы формируем таким образом некоторую ущербность, неполноценность человека. Другое дело, когда мы начинаем верить в бескрайние возможности человека, и в этом смысле человек божественен.

- Та картинка, которую нарисовал Владимир на примере Шалвы Амонашвили, добрейший человек, который верит в безграничные возможности ребенка. Огромное количество слушателей могло бы сказать: «Моя первая учительница такая и была. Она нас любила. Она была добрая и она в нас изо всех сил верила. И это была обычная советская школа». Что нового?

- У меня две дочки: одна в десятом, другая – в третьем классе. Я наблюдаю процесс, который стал импульсом для меня в поисках альтернативы. В первый класс начальной школы ребенок бежит с широко открытыми глазами, с букетом, с пожеланиями стать взрослее. И он действительно это встречает: парта, доска, мел. Это все ассоциации детства. Это все соответствует предложению запроса. В памяти наши первые учительницы остаются как самые замечательные, у меня тоже такие воспоминания. До сих пор дружим с нашей учительницей. Но в дальнейшем наблюдается следующее: к сожалению, стойкий спад интереса, потухающие глаза и к концу школы уже устойчивая ненависть, отвращение к предметам, к познанию.

- Вы считаете, что можно это преодолеть?

- Я уверен, что это можно преодолеть, поскольку имеются примеры в мировой практике и даже в нашей российской.

- Я хочу понять самое главное: это различие между гуманной и авторитарной педагогикой лежит на уровне конкретных людей? Этот человек гуманно относится к детям, и дети расцветают, дети его любят, дети за ним тянутся. А этот человек формально относится к своим обязанностям: журнал заполнил, урок отвел, контрольную организовал. Либо это различие носит системный характер и не ограничивается конкретным профессионализмом и человеческими качествами учителей?

- На первое место я бы поставил личность учителя, потому что прежде всего отношение. Учитель может быть строгим, может быть авторитарным, но верить в ребенка. С другой стороны, важна система, потому что когда встречается большое количество людей, которое верит в ребенка, то рождается система. Ее не придумывают, она рождается так, как родилась система Амонашвили, Сухомлинского и других наших педагогов-новаторов. Система Льва Толстого родилась благодаря тому, что были единомышленники. Проблема, с которой мы сталкиваемся в  нашем обществе в том, что современное образование чрезвычайно зарегламентировано. Очень много контроля и это приводит к формалистике в отношениях между учителем и учеником. Мы порождаем спекуляцию, мы начинаем играть в игру, в баллы, в рейтинги и т.д. Но процесс познания выходит за рамки рейтинга, процесс познания – это основа процесса обучения, познавательная мотивация – это не игра в крести-нолики. Это мобилизация, преодоление самого себя. Вопрос: почему дети с интересом приходят в школу, а к 4-5-6 классу этот интерес резко падает? Мы должны признать тот момент, что на разных возрастных этапах ребенок разный. И в младшей школе ребенок проявляет интерес к авторитету знающего учителя. Проходит время и ценности ребенка меняются. Для него важен другой ребенок.

- А отношение к нему не меняется?

- Отношение не меняется. Учат по-прежнему. Первый авторитетный учитель меняется на массу учителей-предметников. О нас никто не заботится. Нас никто не любит. Нет той беззаботливой фигуры учителя, которая меня вводит в жизнь. Того самого тьютора, того самого дядьки, как в дореволюционной школе. Тьютор, который движется за интересом ребенка, который ориентирует его. Здесь мы сталкиваемся с проблемой: мы не знаем к чему приведет такой путь познания. И в этом смысле нам очень важно верить в ребенка, потому что мы не верим, что если мы дадим ребенку свободу, он выберет что-то плохое. Гуманистическая концепция предполагает, что если я верю в светлую сущность ребенка, он не может выбрать что-то плохого.

- А он выбирает? И как с этим быть? Я слышала историю на очень серьезном учительском собрании, где обсуждали школьное самоуправление. Учителя говорят, что разрешили детям строить учебный процесс так как они этого хотят в этот день непослушания. И первое, что предложили дети: пускай у нас уроки будут по 5 минут, а перемены – по 40. И они так и сделали. А контрольную самостоятельно не написали. Как им после этого доверять?

- Я протестую, чистота эксперимента здесь страдает. Есть школа Саммерхилл в Великобритании. Существует с 30-х годов. Натерпелась много нападков, но ее суть в том, что она воспитывает свободой. В этой школе дети могут делать то, что хотят. Когда я начал узнавать про эту школу, я был насторожен. Но светлая сущность ребенка заложена от Бога и если он изначально в этой среде, он абсолютно искренне интересуется и науками, и ремеслами, и друг другом. Но если он приходит из традиционной школы, то это несвобода. Ребята правы, что сделали такую огромную перемену.  Обычные дети могут выбешиваться месяцами. Им это надо, потому что они зажаты, они пристегнуты по дороге в школу к креслу, они сидят на переменах.

- Мы не выступаем против того, чтобы пристегивать детей, мы просто фиксируем, что ребенок достаточно долгое время находится в зажатом состоянии.

- Длительность пребывания в неподвижном состоянии подвижного ребенка по природе своей: он часами сидит в пробке по пути в школу, из школы. Ему охота взорваться, охота побегать. Они дети, им надо побегать. И когда он выбешивается, скука и любопытство обязательно берут верх, если нет психических отклонений. И он начинает в своем русле развиваться, молниеносно, как ракета. Не по программе.

- Я так понимаю, что в школе Саммерхилл нет программы как таковой.

 

- Там предлагается выбрать себе расписание и масса мастерских. В ней есть свои плюсы, минусы. Мы не хотели бы ее в точности копировать. Там дети живут отдельно. Я все же вижу родителя в процессе воспитания чуть поближе, чем в Саммерхилле. Но тема свободы выбора очень близка, она делает свои чудеса.

- Что бы хотелось видеть вам как людям неравнодушным, как родителям и педагогам у нас здесь?

- Хотелось бы видеть образовательное пространство, в котором есть место и родителю тоже. Самый главный принцип, который бы хотелось соблюдать в этом пространстве – это принятие. Принятие того, что люди независимо от возраста – это личности. В этом пространстве должна быть обязательно свобода выбора. Эта школа должна быть основа на природе ребенка, на его способностях и доброй воле. Педагог должен быть внимателен к природе конкретного ребенка. Не надо ставить планку преподавателю. Надо ставить ему задачу раскрыть ребенка. А что уж там будет, это не запланируешь, потому что дети все разные. Один из очень важных принципов гуманной педагоги, о чем говорит Ш.Амонашвили, это то, что научное знание вторично. Об этом и говорит Л.Толстой в своей книге «Воспитание в свободе». Это такие редкостные знания, которые меня удивили. Оказывается, Толстой – величайший педагог, не просто писатель. И он писал о том, что знания вторичны, первичны нравственность и духовность, поскольку знания нейтральны. Это как нож. Ножом можно зарезать человека, можно нарезать хлеб, или сделать операцию, спасти человека. Тоже самое - знание, в чьи руки оно уложено. И в нашей авторитарной образовательной системе личность формируется редко где. Много замечательных педагогов и школ хороших, но системно этому не уделяется внимание. А гонка за знаниями есть. И если они вложены в руки человека безнравственного, бездуховного, это очень опасно. Поэтому в первую очередь нужно формировать личность ребенка, нравственно и духовно.

- Сейчас мы говорим о неком типе религиозных школ, если мы говорим о нравственности и духовности?

- Нет, мы говорим об общечеловеческих ценностях. Ни в коем случае не о религиозных. Я очень далек от желания привить какую-то религию ребенку. Для меня Бог и религия – две далекостоящие друг от друга вещи.

- На чем должна строиться организационная модель этой школы? Что там должно быть?

- Я бы еще обозначил, что понимать под словом «духовность». Это самоидентичность. Т.е. это стержень не просто личности, это стержень бытия человека, который соткан из таких ценностей как свобода, ответственность, сила воли, любовь к родине, любовь к самому себе, любовь к миру, любовь к жизни. Это инициатива, это толерантность, это ценность другого человека, это красота, прекрасное, эстетический вкус. Из всего этого и соткан стержень духовности человека. И мы не очень обращаем внимание на формирование этого стержня, потому что, приобретая знания, умения, навыки, человек теряет себя и не может интегрировать эти знания ни применительно к себе, ни к своей жизни.

- Школа, которую вы сейчас проектируете, что она собой представляет? Какова инфраструктура? Образовательная программа?

Владимир Дерксен - Мы далеки от мысли создать идеальное. Вряд ли это возможно. Мы открыты к партнерству и диалогу. Находите нас и высказывайте свои идеи. У нас есть группа ВКонтакте, называется «Простор Альтернативная школа». Это площадка для обсуждения, туда приглашаются как преподаватели, так родители и даже дети.

Денис Смирнов – У нас есть дети, и мы хотим, чтобы наши дети с любовью познавали мир. Выросли достойными людьми, которые бы любили жизнь. Основная идея – встретиться тем взрослым, которые мыслят примерно также. И встретившись, объединяться. Нет задачи построить альтернативную школу. Могут быть проекты, где мы пытались бы вместе с детьми познавать мир, делиться с детьми тем, что у нас есть. Я бы стал строить эту школу не из высокой идеи, а из конкретных маленьких проектиков. Выехать на природу, что-то попробовать сделать. Встретиться придумать какие-то формы работы. Двигаться в направлении дополнительного образования, когда существует школа и в качестве эксперимента на базе школы мы можем попробовать организовать внеучебные занятия детей, где поддерживался бы этот интерес. Пойти не от системы, а от конкретных дел к системе.

- Эта задумка возникла и как поддержка семейного образования?

- Да. Среди наших клиентов есть родители, которые забирают детей на домашнее образование. Привязка к школе имеется. Сдают они все как полагается. Но обучаются сами, и для этого в Интернете есть масса ресурсов. Эти ресурсы достойны, продуманы и одобрены. Официальные ресурсы, которые нам в помощь, лучшие преподаватели страны ведут уроки.

- Это то, что уже существует. Мы говорим о том, что хотелось бы создать.

- Возникает запрос: как же их социализировать, как они вырастут общительными, развитыми.

Как организовать часть вне науки. Нам необходимо пространство, в котором будет организован день у ребенка. Это в идеале. Мы к этому идем. 4 важных направлений: это здоровье ребенка. Подвижные игры, оздоровительные практики и обычная физкультура, наполненная духовной составляющей. Второе – это психология. Под этим мы понимаем очень много. Это и понимание ребенком самого себя, и его умение общаться с другими, с близкими, с друзьями, с незнакомыми. Чтобы он был не опасен обществу, чтобы общество было не опасно для него. Чтобы он был полезен обществу. Формирование его мировоззрения.

Третье – это творчество: пение, пластика, театр. Это все настолько глубоко, что через это можно формировать даже патриотизм, потому что если ты  поешь песню, которую на этой земле пели твои прадеды, ты не из книжки прочитал что хорошо быть патриотичным, ты каждой клеточкой пропитываешься пластикой, ты танцуешь. Так воспитывает Щетинин своих воспитанников. Он формирует глубоко патриотичных детей, которые реально любят свою родину и готовы для нее многое делать. И в творчестве ребенок может себя найти: быть актуальным, успешным, классным. И четвертое направление – это познание. Это наука, здесь нам в помощь масса ресурсов и наша система образования нам пригождается. Наша задача, чтобы к науке был живой интерес. Наша задача его пробуждать.

- Как можно соотнести ФГОСы и образ альтернативной школы, построенный на принципах гуманной педагогики? Можно ли средствами гуманной педагогики достичь федеральных государственных требований федеральных стандартов?

- В нашем случае мы попадаем в область компетенции, связанной с личностными характеристиками человека, будущего человека. Наши устремления направлены на формирование осознанного инициативного человека, у которого есть внутренний стержень. Мы обращаем внимание на возможность применения тех предметных знаний в конкретной жизни. Здесь у нас появляется проект, который притягивает знания из разных отраслей науки, общественной практики. Получается, что для того, чтобы сделать что-то в мире, принести пользу обществу, я должен кое-что знать, кое-что уметь. Получается, что наша идея будет работать на эту область. Что касается предметного пространства, то оно неплохо реализовано в нашей образовательной системе. Проблема как раз со стержневыми духовными ценностями и с реализацией этого знания в общественной практике.

- А еще я бы добавил мотивацию. Мало мотивации познавать. Если ребенок не хочет кушать и его кормят, то может не усвоиться. Если ребенок не задает вопрос, а ему отвечают, то он не просто не запомнит и не поймет ответ, а если раз за разом ему предлагается этот ответ, то он начнет убегать от него.

- На ФГОСы  ваша система работать может, государственным требованиям результатом образования она удовлетворяет. Можно ли нашу классическую образовательную систему изменить, реформировать в соответствии с принципами гуманной педагогики?

- У представителей гуманной педагогики уже довольно успехов, примеров. Десятки школ по России работают в соответствии с гуманной педагогикой. Десятки, если не сотни. Если нас слышат представители школ, пожалуйста, поинтересуйтесь. Имеются методики перехода на гуманную педагогику, существуют методики не только Амонашвили, существует школа Ямбурга.

- А школы частные или обычные государственные?

- Обычные государственные школы, но в них есть определенные методики, сейчас можно познакомиться с методикой Жохова, который в начальной школе чудеса творит, где за полгода ребята проходят двухлетнюю программу. И никто не верит. Они без тетрадок занимаются, и осанка соблюдается. И игра, и поют они каждый урок. Очень интересные методики. Я бы назвал несколько фамилий: это Сергей Казарновский. Это театр, это джаз, это пластика тела и через это обучение. Это не придаток  к школе, а все вокруг этого, и дети там вырастают талантливыми и счастливыми. 

 

 


Обсуждение
10669
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.