Верхний баннер
17:24 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

01.04.2015 | 14:26
«Этому и посвящен наш тест - возможности старшекласснику взглянуть на себя со стороны, начать в себе разбираться и двигаться дальше в направлении собственного развития» - Виктор Имакаев

Тема: Готовность к профессиональному самоопределению
Гость: Виктор Имакаев, директор по науке сетевого института ПрЭсто
Александр Вихман, заместитель директора Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
Дата выхода: 24 марта 2015 года
Ведущий: Юлия Балабанова

- Что такое мониторинг готовности к профессиональному самоопределению? Откуда взялась эта идея? Как сейчас вы этим занимаетесь?

В.И: - Проблема неготовности выпускников школ и студентов к профессиональному самоопределению хорошо известна. Этим занимаются и на уровне России. Большое внимание этому уделяет и министерство образования Пермского края. Город Пермь как один из крупных научных, культурных, промышленных центров тоже не остается в стороне от этой проблемы.

- Что такое неготовность?

- Если говорить о фактах, которые тревожат, они общеизвестны. Те решения, которые принимают, например, по окончанию школы наши выпускники, зачастую оказываются не вполне адекватными, как показывает их дальнейшая жизнь. Люди не работают по той специальности, которую закончили. Получают второе высшее образование. Они занимаются чем угодно, только не тем направлением подготовки, по которому они получают образование. Эта готовность к принятию образовательных решений является главным фокусом мониторинга. Но это не готовность раз и навсегда выбрать профессию. Это старое понимание, характерное для прошлого века. Это понимание сейчас меняется на понимание способности человека к способности всю жизнь принимать важные образовательные решения. Быть готовым к тому, что от следующего твоего шага будет зависеть качество твоей жизни, интересное дело, которым ты будешь заниматься. Современный человек попадает в ситуацию «образование в течение всей жизни». Именно это сейчас является важной проблемой, на решение которой в частности направлен этот проект.

- Что плохого в том, что студенты не сразу понимают, что на самом деле им нужно в этой жизни?

А.В: - В советской психологии и педагогике была такая система профориентации, когда школьники выбирали конкретную профессию, и на этом профориентация в некотором смысле заканчивалась. Сейчас другие школьники, другие учащиеся. И вопрос стоит не в том, какую профессию ему дальше выбрать, а насколько готов он вообще ее выбирать, насколько автономно он ее выбирает, насколько он осмысленно это делает. Раньше профориентация была ориентирована на конечный вариант, сейчас больше внимания уделяется процессу профориентации, как он идет сам по себе. И этот процесс, квинтэссенция этой идеи, реализуется в проблеме готовности к профессиональному самоопределению.

- Как это можно померить?

А.В: - Померить можно разными способами, но мы в нашем проекте, видение которого не заканчивается одной диагностикой. Одна диагностика не решит проблему. В диагностике мы используем современные методы психодиагностики, онлайн-тестирование на современных онлайн-платформах, в которых проверяем именно эмпирические конструкты. Есть теоретический конструкт, который был в нашей голове изначально, мы его проверили эмпирически, и у нас сформировалась новая современная структура готовности к профессиональному самоопределению, ориентация на которую будет полезна и ученику, и родителю, и всему научному сообществу города Перми.

- Я правильно понимаю, что мониторинг готовности к профессиональному самоопределению будет касаться каждого школьника?

В.И: - Во всяком случае, это будет касаться каждого десятиклассника в этом году. Это вторая, более основательная часть этого проекта, начатого Департаментом образования. А в дальнейшем это будет касаться 7-9-х и 10-11-х классов всех школ Перми.

- А в дальнейшем – это в какое время?

В.И: - Это зависит от развития проекта. Скорее всего, это будет в ближайшие 2-3 года.

- Каким образом и как часто школьники будут проходить это тестирование?

А.В: - Само онлайн-тестирование можно пройти дома, это не интеллектуальный тест, где есть правильный или неправильный ответ. Это личностные опросники. Можно организовывать на специальных мероприятиях, например, профориентационные мероприятия школы. Это уже дальнейшие шаги. Пока что у нас этап заключается в срезе общей ситуации в городе Перми по тем компонентам, на которые мы направляем этот мониторинг. Я думаю, что первично - это компьютерные классы школ, очень простая оптимизированная система должна быть. Школьники заходят в компьютерный класс, заводят свой индивидуальный код и из своего индивидуального кабинета проходят тестирование.

- У каждого школьника, который подключается к этой системе, будет свой личный кабинет?

В.И: - Это хорошая программа, которая реализуется в данный момент Департаментом образования. Это действительно личный кабинет школьника, т.е. по сути уже, наверное, в этом году будут рабочие места, где школьник будет не только проходить мониторинг профессионального самоопределения, тем более это касается в этом году только 10-х классов. Все результаты мониторинга будут детям доступны. Это будет рабочее место школьника, которое организуется не в рамках школы, а в рамках всей сети общего образования Перми. Идеология рабочих мест – это идеология современных образовательных организаций. Недаром в хороших ВУЗах и России и мира рабочее место студента – это подлинная лаборатория, в которой студент проводит много времени, где для него вся необходимая информация, все возможные диагностические средства, иные обучающие средства уже есть.

- Это персональный учебный класс в облаке?

А.В: - Да, это на будущее конечно. Это достаточно серьезные информационные технологии. Пока мы можем представлять себе только идеальный образ, к которому двигаемся. Но нет ничего невозможного в этой области.

- Такие личные кабинеты уже существуют или они только в разработке?

В.И: - Я могу привести пример американских ВУЗов, в которых я бывал. Там это работает на протяжении 7-10 лет. В государственном национальном университете, в котором я также работаю, есть личные кабинеты, и они потихонечку начинают наполняться. Вчера на методсовете мы рассматривали вопрос, чтобы у студента там было индивидуальное расписание со всеми контрольными мероприятиями. Это процесс, который сейчас в российских образовательных организациях разного уровня запускается. Хорошо, что в Перми этому уделяется большое внимание.

- Сейчас в школах личных кабинетов нет?

В.И: - Они настраиваются в данный момент.

- А первые появятся?..

В.И: - В этому году, насколько мне известно.

«Тестирование должно проводиться не просто для тестирования, а для того, чтобы смотреть динамику»

 - Насколько регулярны будут тестирования?

В.И: - Это не должна быть периодичность раз в месяц. Нормальный лаг для повторного мониторинга – это год, полтора, даже два. По понятным причинам, отношение к принятию образовательных решений в седьмом классе и уровень тех манифестаций, которые предлагаются в тесте в 9-м классе и в 11-м, это совершенно разные вещи. Тест должен соответствовать уровню когнитивной, социальной зрелости того, с кем мы работаем. По результатам подобного мониторинга будут рекомендованы решения и самому учащемуся, и его семье с одной стороны, и директорам школ с другой стороны. Скорее всего, мониторинг будет с интервалом в год-полтора.

А.В: - Самая адекватная модель – это модель, которая часто реализуется в зарубежной системе образования, в том числе в голландской. Это динамическое тестирование. Есть предварительное тестирование, есть курсы, тренинги психологические, индивидуальная тьюторская работа с конкретными учениками. Тестирование должно проводиться не просто для тестирования, а для того, чтобы смотреть динамику, какие компоненты быстрее развиваются, какие практики помогают в школах вывести детей по готовности на оптимальный уровень для принятия решений куда дальше учиться и работать.

- А как бы вы описали оптимальный уровень?

В.И: - Та картина, которая сейчас у нас складывается, состоит из 5 факторов готовности. Первый – социальная виртуальная деятельная активность, т.е. размышляя о чем-то, старшеклассник не только размышляет, но и начинает активно действовать, искать информацию, делать запросы, договариваться, начинает самостоятельно заниматься. Уметь переводить свой замысел о будущем решении в действие. Второй компонент – это оптимальный баланс внутренней мотивации – ориентация на собственные желания, интересы, цели между тем, что говорят, навязывают окружающие.

- Оптимальный баланс – это ровно посередине?

А.В: - Первый компонент показывает, что процесс пошел. Потому что по похожим исследованиям видно, что в 7, 8, 9 классах процесс у многих не идет. У кого-то только начинается. Они начинают размышлять, сопоставлять альтернативы, эмоционально включаются в этот процесс. С психологической точки зрения у них появляется специфическая активность, направленная на основную задачу юношеского возраста – это определение смысла дальнейшей жизни. Второй компонент - про внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если говорить о готовности от 0 до 100, нет мотивации – это 0, 50 процентов - внешняя мотивация: ребенок не может разграничить то, что я хочу и то, что от меня хотят. «Могу-хочу-надо» - дифференциации не произошло. Высокий уровень готовности – это внутренняя мотивация. Когда я хочу одно и могу это аргументировать, буду настаивать на своей позиции, это уже говорит о том, что Я-концепция, образ будущего себя уже сформирован более-менее. И этот ребенок готов совершать выбор, и этот выбор для него, скорее всего, окажется эмоционально-полезным.

В.И: - Студенты, которые 2 года проучились в политехе, например, понимают, что это не их дело. Поскольку речь идет о сознательном выборе, если я выбираю исходя из собственных желаний, даже если я пойму, что это обучение не будет связано с моей дальнейшей профессией, я буду настроен на то, чтобы взять от него как можно больше, потому что мне это нравится. Если говорить о третьем факторе – это ориентация на получение опыта в разных видах деятельности, на рефлексии этого опыта, на понимании ценности этого опыта. Не размышлять, не просто искать информацию, а пробовать себя в различных сферах деятельности, пытаться развить себя в определенных видах деятельности, вовремя отказываться от чего-то.

А.В: - В данном мониторинге один большой фактор, первый, и 4 примерно равных фактора, которые отражают тот или иной подкомпонент. Четвертый компонент мы называем сейчас толерантность к неопределенности. Это психологическое понятие, когда школьник боится альтернатив, когда у него есть эмоциональный барьер в выборе профессии. Сейчас огромный выбор профессий. Ребенок может зайти в Интернет и увидеть любые мнения о профессии. Слишком сложная информационная среда для выбора ребенка.

- Поэтому лучше как страус зарыться головой в песок и выбрать то, что на поверхности?

А.В: - Это значит не пережить процесс, а согласиться с родителями, с учителем.

- Что может быть источником такой неопределенности?

А.В: - Сейчас сам выбор профессии неопределен. Барьером в выборе профессии является то, что ребенок не может соотнестись с той неопределенностью, с теми выборами, которые есть.

- А может, ему нужны гарантии, что это будет хорошая, высокооплачиваемая престижная работа?

В.И: - Беда заключается в том, что гарантий никаких нет, и более того, образ социальных лифтов, который доминировал в 20-м веке, он постепенно сходит со сцены. Современный мир – это мир лестниц Хогвартса, и они постоянно меняются. Готовность к неопределенности означает, что я не боюсь ситуаций неопределенности, я готов в них действовать, не пугаться, не прятать голову в песок, не подбрасывать монетку, а все же продолжать действовать. И в ситуации неопределенности мне неоднократно придется принимать такие решения.

А.В: - Речь здесь идет о способности принимать риски конфликтной ситуации, то, что в принципе человека ожидает в будущем, если он на первоначальном этапе от этого сразу же отказывается, то это один из основных барьеров при выборе профессии. Я выбираю только то, что не вызывает у меня внутренний конфликт. Принятия решений в такой ситуации не происходит. Этот фактор начали рассматривать только в последнее время в рамках самоопределения, и при первом же тестировании он сразу же вылез. Это современный актуальный фактор для наших школьников, который нужно анализировать, понимать.

В.И: - Последние работы многих философов, культурологов связаны с новым понятием общества – общество риска. Это новое состояние. Современный человек в социальной, профессиональной жизни постоянно находится в ситуации отчасти вынужденного, отчасти необходимого, отчасти инспирированного самим собой принятия решений и риска. Рискуют сейчас все. Это стало частью жизни современного человека. И, наконец, пятый фактор, тоже немаловажный, связанный с предыдущими, но отдельный. Это волевой контроль в преодолении барьеров, это умение напрячь волю, и даже если у тебя не получилось один раз, попробовать еще раз и таки добиться своего. Развить в себе нужные качества. Воля для собственного взросления, собственного развития является бесценным фактором, и во многом определяющим успешность жизни человека.

А.В: - Структура готовности к самоопределению – это интегральная структура. Это значит, что эти элементы взаимосвязаны. Нельзя просто взять и один из элементов вычленить. Это взаимосвязанные понятия. Опыт и толерантность к неопределенности – если я не принимаю риски, вряд ли я буду применять опыт. Эту структуру можно простым языком, через конкретные практики донести.

- Вы померили эту готовность на 2.5 тысячах школьников в прошлом году. О каких результатах можно говорить по итогам тестирования?

А.В: - Изначально этот проект создается с большой долей научной информации. Мы его подтверждаем научно. Если мы создаем методику, мы должны проверить ее надежность.

- Эта методика, которую вы сами создаете?

- Да. На основе современных аналогов, наших идей, тенденций в образовании. Поэтому первый этап был научный. Мы определили структуру, тенденции, те области, где надо копать. Сейчас мы ее насыщаем и делаем удобным для апробации продуктом для школ, всех субъектов образования.

- Как можно измерить волю, готовность к риску, активность?

А.В: - Большинство психологических и психолого-педагогических явлений мы можем увидеть опосредованно, как это проявляется в деятельности, как ребенок сам признает или не признает эти аспекты. Когда мы говорим про самосознание, оно идет сквозной нитью, это самое основное, что в юношеском возрасте в голове у человека происходит. Самосознание по факту мы померить не можем, его нельзя пощупать. Его можно увидеть только в ценностных ориентациях, во мнениях, во внешних проявлениях. И эти внешние проявления мы научно объединяем в группы, предлагаем и положительные, и отрицательные вопросы, делаем большую базу вопросов. Это современный психодиагностический инструмент. Его делают квалифицированные психодиагносты, тьюторы, педагоги. Ему нет аналогов на Урале.

- Какую ценность это тестирование будет иметь для конкретных школьников и их семей?

В.И: - По каждому из факторов нами разработаны развернутые рекомендации, в которых, во-первых, обозначаются результаты тестирования. Во-вторых, школьнику и его семье говорится о том, чем стоит заняться, какие действия нужно совершить в ближайшем будущем, что стоит попробовать, как к этому относится. Ребенок не прочитает в рекомендациях, что у него слабая воля. Он скорее прочитает о том, что иногда испытывает затруднения, нужно попробовать второй раз. Это означает, что мы не вызываем негативные или обиженные реакции у подростка. Кстати, и взрослые сильно обижаются, если им сказать, скажем, что их креативность невысока. Исходя из такого состояния, будут предложены некоторые рекомендации по совершенствованию себя. Именно этому и посвящен наш тест - возможности старшекласснику взглянуть на себя со стороны, начать в себе разбираться и двигаться дальше в направлении собственного развития.

А.В: - Развивающий компонент в этой диагностике есть. Он на разных уровнях. То, что прочитает после тестирования ребенок, должно сподвигнуть его на рефлексию. Процесс готовности к самоопределению начинается в голове ребенка с рефлексии. Директор, прочитав рекомендацию, может подобрать конкретные виды деятельности, которые позволят западающий элемент развить.

- Для этого ребенка?

А.В: - Для этого ребенка, для этого класса, для этой школы.

- Ребенок и директор будут видеть разные результаты?

В.И: - Конечно. Ребенок будет видеть свой личный, а директор интегральный по всем параллелям.

А.В: - Это разный результат. Для ребенка нам важно, чтобы он включил рефлексию, и это развивающая часть теста. Для директора – конкретные рекомендации в сотрудничестве тьюторов, психологов, педагогов.

В.И: - Способность и готовность к самоопределению относится к так называемым личностным результатам, которые сейчас заложены в стандарте и основной школы, и старшей школы. На уровне закона сформулировано, что личностные результаты персонально не оцениваются. Они подлежат мониторингу. Из этого делаются интегральные выводы о том, как работает школьная система в целом, но персональные оценки в школах делать запрещено. В отличие от предметных результатов, которые оцениваются персонально.

- Можете ли вы дать интегральную оценку по нашим старшеклассникам?

А.В: - Мы не ставили себе задачу мониторинга на первом этапе потому, что у нас была задача проверить надежность методики. На первом этапе мы смотрели сам тест, на втором этапе мы будем смотреть ситуацию.

«Готовность к самоопределению – это тема, которая требует немедленного вмешательства, немедленных качественных проектов».

 - Когда будет второй этап?

А.В: - Я думаю, через месяц будет этот мониторинг. Это самый оптимальный вариант мониторинга. Не надо никаких бумажек, не надо ничего толком объяснять. Дети проходят тестирование по своим внутренним законам. Этот формат мониторинга не должен принести затруднения для учителя. Готовность к самоопределению – это тема, которая требует немедленного вмешательства, немедленных качественных проектов.

- Требует у нас в стране, у нас в городе?

В.И: - В стране. Пермский край и Пермь во многом работают на опережение тем, что много сейчас запускается проектов. Достаточно вспомнить уникальные школы, дуальное образование, модернизацию основной школы.


Обсуждение
2842
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.