Верхний баннер
10:54 | | 05 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

20.01.2014 | 22:00
"Возникла потребность критически относиться ко всему тому, что приходит сейчас из медиа. Основным источником сейчас является информация в интернете", - Зигфрид Леверенц

- Как вы видите границы современного образования сегодня, насколько оно обширно и необъятно? Что такое актуальные формы образования?

- Я считаю, что абсолютных границ сегодняшнего образования нет. А самым главным является то, что в образовательном процессе должна использоваться современнейшая техника.

- То есть вы считаете, самое главное – это технологическая сторона? Компьютеризация, использование смартфонов, планшетов?

- Я считаю, как раз техническая составляющая – это самое простое. На уровне интуиции дети современного мира, уже начиная с 3 лет, легко обращаются со всеми названными чудесами техники. Я говорю о том, что современная медийная, да и любая педагогика требует расширения в себе именно этических содержательных и смысловых границ – то чего не хватает часто, это именно смыслов.

- Насколько я поняла, в Германии медийная педагогика, то есть подключение в образовательный процесс фильмов, передач, может быть, газетных публикаций достаточно широко распространена.

- У нас используется такая работа с очень многими газетными изданиями. Они бесплатно ежедневно поставляют свежие газеты в школы, учительские, и чаще всего тот человек, который занимается с ребятами таким непростым материалом, как газеты и известные политологические журналы – это просто педагог.

- Вы сказали, что ставка медиапедагога есть в каждой школе. Где их готовят?

- Я хотел бы сначала показать функционал, с чем же работает медийный педагог. Он имеет две институции, в которые имеет право официально обратиться. Это образовательный центр федеральной земли, в которых находится школа, либо политический образовательный центр федеральной земли. Эти две функции обязаны предоставлять медиапедагогу безвозмездно все материалы, давать консультации, как с этим работают. При этом данные центры очень хорошо оснащены технически. А что касается смыслов, тут все зависит, во-первых, индивидуально, от тех высших школ, которые заканчивал тот или иной медийный педагог.

- То есть специализированного образования «медиапедагог» в Германии как такового нет?

- У нас нет факультетов медийной педагогики. Но на разных факультетах всегда в учебный план есть, если это педагогическое обучение, большое количество часов, если ты их выбираешь, связанных с медийной педагогикой. У нас, например, геронтология – последний тренд последнего времени, очень много часов посвящается внутри обучения в высших учебных заведениях для подготовки специалистов высокого уровня именно медийной педагогики. Почему возникла подобная проблема? Чтобы вовлечь пожилых людей, которых возраст все больше исключает из активной жизни, не только в общение со своими собственными детьми, внуками, правнуками, но и в общение со всем миром. Например, это обучение использования скайпа во время работы с так называемыми синьорами.

- Тогда, на ваш взгляд, какими необходимыми качествами и компетенциями должен обладать медийный педагог?

- У нас сейчас, как раз затронули самую интересную тему, яростная дискуссия в образовательных кругах – что же такое медийный педагог, содержание его деятельности. Есть приверженцы двух крайних позиций. Одни считают, что мы должны работать с медийным материалом, фильмами, должны им объяснять, как и что происходит в жизни в зависимости от темы или внутри предмета на медийном материале, будь то фильмы, отрывки из радио или телепередач. Другая крайняя позиция – они считают, что медиапедагогика заключается в том, чтобы медийный педагог обучал любую возрастную категорию, как самим создавать фильмы, радиопередачи, работать с разными медийными уже как автор.

- Какая позиция лично вам ближе?

- Для меня всегда более активная, эмансипированная, демократичная форма является более близкой. Я тоже вхожу в объединение различных радиолюбителей и создателей радиопередач. Например, наше объединение поддерживает такую форму работы – наша станция транслирует передачи, которые делают сами слушатели. Конечно, мы не пускаем низкого уровня, а сначала обучаем, как это делается верно. У нас есть специальное время, это очень модный тренд сейчас, интернет-радио и интернет-телевидение, когда эти же передачи обученных посредством интернета наших слушателей идут в эфир и пользуются большой популярностью.

- Вот эти две позиции сводятся к тому, что либо мы с помощью медиапродуктов понимаем что-то об окружающей действительности, либо с помощью этих же медиатехнологий высказываем свое видение, гражданскую позицию, выражаем интересы.

- Да, вы просто попали в точку.

- По крайней мере, я не вижу большого противоречия. Но мне интереснее все-таки поговорить о первом виде медиаобразования, поскольку оно сейчас активно развивается, в том числе и в России. В частности, какого качества должны быть фильмы, чтобы брать их для разбора и анализа в школьной или студенческой аудитории?

- Если берется известное литературное произведение, это говорит, что очень часто его многократно экранизировали. Есть иногда по 4 экранизации известных фильмов, которые многие годы являются обязательными для обучения. Мы обучаем педагогов, как правильно и качественно выбрать из четырех экранизаций отрывки либо взять ту, которая отвечает твоим эстетическим потребностям, а именно – более близкому отражению литературного материала, чем экранизация более авторская. Поэтому в этом есть задача медиапедагога – как отобрать качественный материал, если это преподавание литературы из целой широкой палитры литературных экранизаций. Преподавание политологии – у нас в Германии сейчас разыгрался страшный скандал. Тайное стало явью – два неонациста, движимые своими идеями, ездили по стране и убивали представителей мусульманской диаспоры, а самой широко представленной является турецкая. Выяснилось, что их так долго не могли арестовать, потому что две институции, которым предписано заниматься этим, полиция и люди, занимающиеся контролем в сфере этнической преступности, фактически смотрели на это сквозь пальцы. Их можно было арестовать раньше. Как только скучился такой ужасающий прецедент, образование среагировало на это моментально. Были созданы или собраны фильмы, связанные с темой национальной вражды, неофашизма, и было предписано использовать их в рамках обучения в средних школах и гимназиях через две институции. Это объединение федеральной земли по образованию и политическому образованию. И сейчас были темы введены в обязательное образование, так как такая горячая тема для столь демократического государства, как Германия, где является обязательным обсуждение. Подобран материал для защиты конституционных прав переселенцев, воспитания интернационализма, толерантного отношения к людям другой национальности и другого вероисповедания. При этом еще соблюдение норм, связанных с конституционным правом, не только на бумаге, но и исполнение своих должностных обязанностей теми, кому предписано их исполнять, не формально, а так воспитывая гражданскую позицию тех, кто, может быть, придет в эти органы работать, но еще является школьником.

- Медиапедагогика в Германии является очень часто ответом на вызовы современности. Для российской школы это несколько странно, потому что у нас педагоги очень осторожно относятся к привнесению политического контекста в школьное образование. У нас дети растут в оранжерее, даже законодательно запрещено привлекать детей к участию в политических и гражданских акциях. Как вы можете это прокомментировать?

- Я могу сказать, конечно, не большой знаток того, что происходит внутри школы. Но я бы хотел начать с того, что у нас нет ограничений по тем темам, если это внутриполитические, общественные темы, которые можно обсуждать со школьниками. Если это происходит в твоем государстве и мире, значит, это важно и нужно обсуждать. К сожалению, есть политически незрелые и ленивые педагоги, которым интересен только их узкий мирок. Такой метод преподавания они приносят и в школу. Но большинство педагогов имеют открытое сердце, открытые уши для того, что происходит в мире, что волнует или не волнует их подопечных. Хочу сказать, что в Германии есть определенные рамки педагогического процесса внутри повседневного педагогического процесса. Эти рамки определяет не государство сверху, а сам педагог – насколько он готов быть открытым со своими школьниками, насколько широкий пласт проблем он готов поднять, насколько широкую палитру тем внутриобщественных он готов обсуждать в своей повседневной жизни со школьником. Дальше уже очень много определяет личность педагога. Если это педагог, готовый определить свои рамки узенькой тропкой, то, к сожалению, он идет по этой тропе со школьниками. Если это личность сама по себе богатая, готовая брать на себя ответственность, то эти рамки бесконечно широки.

- Значит ли это, что в образовательной сфере Германии не существует каких-то общепринятых стандартов?

- Да, вы правильно поняли.

- В русском сознании это не укладывается.

- Вы понимаете, что это и определенные риски. Ты получаешь зарплату как и за активную творческую позицию, когда ты расширяешь тематические рамки и берешь на себя ответственность, и когда ты абсолютно формален – вы и там, и там получаете совершенно одинаковую зарплату.

- Хочу поговорить немного и о других рисках. Буквально в выходные был запрещен в рамках свободного лектория, который действует у нас в Перми в книжном магазине, показ фильма антифашистской направленности под предлогом, что некоторые националистические радикальные группировки собираются на этом кинопоказе устроить погром. В конце концов, никакого погрома и показа не было, организаторы на протяжении всего дня четырежды общались с представителями правоохранительных органов, была у нас такая красивая история. Получается, что кинообразовательный процесс может выплескиваться в остросоциальную, политическую и даже отчасти криминальную плоскость. Как вы справляетесь с такими рисками у себя?

- К счастью, в Германии есть очень плотный антифашистский консенсус собранных вместе людей. Если есть фильмы, которые возвеличивают Третий Рейх, у нас они запрещены, и в этом случае властные структуры вмешиваются однозначно. Вот в этом вопросе есть понятие цензуры, я считаю, это хорошо.  Иногда появляются экстремистские продукты, которые себя часто называют кинопродукцией, снимается подобный материал. Но часто нам везет в том, что у нас очень изысканный зритель, качественно эти фильмы вызывают не более чем улыбку или смех. У нас была подобная же достаточно жесткая ситуация, связанных с фильмами об исламе, которые активно снимались в США, и это вызвало дискуссию, потому что у нас достаточно большая мусульманская диаспора. Когда этот жесткий вопрос возник для общества, его не решали насильственным путем, а вывели на широкую общественную дискуссию, в которой приняли участие все пласты населения, все возрастные категории. Я буду использовать в лекции материал детской передачи, которая была снята как раз на тему о фильмах, связанных с антиисламской пропагандой. Эта передача имела ни больше ни меньше, чем тему, ребятам показали этот фильм, и очень остро был поставлен вопрос – задевает ли это чувства, противоречит ли это параграфу первому Конституции ФРГ о защите всех национальностей? Или это высокого уровня художественное произведение, которое согласно этой же Конституции защищено правом о культурном продукте? И тогда возникла общественная инициатива показывать этот фильм в определенных кинотеатрах. Запрета не последовало, но последовала не рекомендация показывать такое, когда того, кто показывает, заставляют взять ответственность на себя. Когда эта рекомендация последовала, она была очень четко обоснована – покушение на общественное спокойствие, то есть ты, как то, кто показывает, должен взять гражданскую ответственность за то, что ты показываешь, на себя.

- В этом меня больше всего поражает включение детей и подростков в общественный диалог. Насколько педагогика, образовательная система в Германии доверяет детям в этом отношении? Существуют ли возрастные градации, со скольки лет о чем можно с детьми рассказывать?

- (смеется) Знаете, в этот момент, когда вы мне задали вопрос, у меня впервые возникла фантазия – я не знаю, откровенно признаться, как ответить. Конечно же, если есть фильмы, которые открыто пропагандируют насилие, антидемократичные, это все равно остается на откуп того человека, который занимается этой темой. Нет никаких ограничений в том, в какую тематическую палитру однажды выйдет наш подросток. Его так и воспринимают в рамках того же демократического общества, в котором он живет. Я во время своей лекции буду использовать почти курьезный материал. Был снят материал – является ли пропаганда того, что нужно вернуть монархию? Двум-трем людям приходит такая идея. Он может высказать свое мнение? На эту тему, например, был снят фильм, является ли Ангела Меркель нашим новым монархом? Сама по себе постановка вопроса достаточно курьезная, но если она возникла в определенной возрастной категории, значит, надо эту тему обсудить…

- О каком возрасте идет речь?

- Тема была инициирована молодежной редакцией. И тогда медиапедагогу пришлось вывернуть тему, которая возникла внутри молодежной аудитории, так, чтобы не высмеять, а делать ее предметом общественного обсуждения. И тем самым не указывать, а заставить ребят самим исследовать материал, чтобы понять абсурдность постановки вопроса.

- Какие перспективы перед медиаобразованием открываются сегодня, на ваш взгляд?

- В 2013 году состоялся инициированный государством большой и по смыслам очень глубокий конгресс, посвященный развитию медиапедагогики в Германии. Квинтэссенцией конгресса стало то, что в последнее время медиапедагогика стала углубляться в технические составляющие медийного процесса, обучение школьников, молодежи, взрослого населения тому, как работать с медиаматериалом, даже таким приемам, как монтаж, запись интервью. Наверное, приспело время, когда все уже технически обучены, заняться и вернуться обратно к смысловой составляющей медиапедагогики. Смысл всего конгресса, всех дискуссий оказался в том, что сейчас технически молодежь и вообще все население Европы хорошо подготовлены. Наступил как раз период, когда с детского сада, где тоже медиапедагогика – это повседневность, обучать как раз тому, что в медийную часть входит и правильное обращение с печатным материалом, что имеет медийно-тактильное восприятие того, что является умением общения с книгами, журналом, газетой. Но при этом возник огромный общественный заказ критически относиться ко всему тому, что проходит сейчас из медиа. И самым основным источником сейчас является информация в интернете, как правильно уметь себя ограничить, когда это сайты, связанные с сексуальным материалом, насилием, как воспитать внутреннюю культуру обращения с интернет-материалом, отсеивать то, что является вредным для твоего мозга. Видеть, где информация истинная и глубокая, а где посредственная и поверхностная. Конгресс посвятил свою дискуссию тому, что очень часто сейчас молодые педагоги углубляются именно в техническую составляющую, как верно найти, с этим материалом работать чисто в техническом плане – где найти дополнительную информацию, если не нашел, то какими путями ты ее находишь. Все очень часто сосредотачиваются на технической составляющей. А конгресс заявил, что наступило время, когда именно смыслы, умение работать с материалом являются ключевыми, квинтэссенцией самого обучающего процесса. Здесь нужно воспитывать именно личность, потому что техника как развитие атомной энергетики. Это процесс, который не остановить. Здесь какие-то инновации вводить? Да все само по себе развивается. А смыслы, содержание, доверие личности, умение воспитывать доверие к себе и отбирать материалы – это оказалось самым главным во время обучения и конгресса.

- Я могу сделать вывод, что по большому счету то медиаобразование, которое развивается в Перми, идет по этому пути, когда с детьми, со старшеклассниками на примере документальных фильмов разговаривают о важных, общечеловеческих, даже остросоциальных вещах, которые нас всех так или иначе задевают, может быть, обходя политику. Так или иначе, спасибо вам огромное за продуктивный разговор. Мне очень хочется, чтобы и в Германии, и в России люди уделяли внимание смыслу.

- Один из участников конгресса очень хорошо высказал общий тренд – научить человека понимать, что не многогранность, не широкая и иногда бессмысленная палитра есть смысл. А смысл есть умение из этой многокрасочной палитры, предлагаемой медиа, выбрать то, что является истинным смыслом.


Обсуждение
1534
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.