Верхний баннер
14:58 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Р.ПОПОВ: 18 часов 6 минут в Перми. Здравствуйте, друзья. У микрофона по-прежнему Роман Попов, Мария Зуева за звукорежиссерским пультом. И это первый выпуск программы «Операция «Участник дорожного движения». В рамках этой программы у нас нет гостей, у нас соведущий – Денис Смагин.

Д.СМАГИН: Добрый вечер.

Р.ПОПОВ: Участник дорожного движения, бывший модератор автоветки форума teron.ru. Я так понимаю, постоянный активист Интернет-движения автомобилистов.

Д.СМАГИН: Наверное, проще будет представиться немножко не так. Денис Jeniver Смагин, пожелаю доброго дня всем коллегам по рулю, товарищам по несчастью и друзьям по увлечению путешествиями, дорогами и автотехникой.

Р.ПОПОВ: Прекрасно, что мы именно с тобой начинаем самую первую часть «Операции «УДоД» именно в этом формате, потому что самый первый выпуск у нас посвящен такому участнику дорожного движения, как пешеход. Мы говорим о пешеходах. Что такое пешеход, как нам предложила Анастасия Сечина следующий текст – «субъект биологического типа, внезапный и вездесущий, обладает повышенной аварийностью и тихоходностью, возникает из ниоткуда и исчезает в никуда. В выходные дни активность резко увеличивается. Рекомендуемые меры – плавно сбавлять скорость, завидев пешехода на расстоянии менее чем в километр, переходящего дорогу. Нападает, бывает, стаями, имеет свои тропы (пешеходные переходы), охотится в основном на «зебр» и неудачливых водителей. Обычно двуногое, в состоянии подпития четвероногое создание. Используемый им транспорт обычно называется «пешкарусом», автобусом или 11-м маршрутом. Истинный пешеход, как правило, свято верит в то, что все ему должны, как земля колхозу, в том числе пропускать пешехода, если он, не глядя по сторонам, пересекает проезжую часть в шесть полос, или решительно выскакивает из-за стоящего автобуса, или мертвецки пьяным ползет через дорогу, облачившись предварительно во все черное. Уверенность пешехода в собственной правоте зиждется на поверхностном знании некоторых законов физики. Он точно знает, что в случае непосредственной встречи себя с автомобилем машине в худшем случае придется несколько подрихтовать капот, а вот пешеходу – повстречаться со своими прародителями. Плоть слаба, поэтому нежное тельце пешехода всегда должно быть тщательно опекаемо и оберегаемо всеми участниками дорожного движения. Когда вера встречается с суровой реальностью, пешеходу редко бывает весело. «Давите пешеходов, - цинично говаривал Джереми Кларксон, популярный ведущий шоу «Топ Гир», - они должны усвоить, что раз они не платят дорожный налог, то не имеют права шляться по тому, что им не принадлежит». Отдельные автомобилисты, обладающие специфическим чувством юмора, ласково называют пешеходов «кегли». Отдельные, я добавлю, распространено в отдельных сообществах по типу ru_avto на платформе livejournal, это там популярно очень, цинично. Пешеходы – «кегли», а мотоциклисты – «хрустики».

Д.СМАГИН: Вообще «хрустики» - это либо велосипеды, либо скутеры.

Р.ПОПОВ: Неважно. «По всей видимости, автомобилисты забыли о том, что их автомобиль был когда-то создан пешеходами, и именно пешеходы составляют большую и лучшую часть человечества. Пешеходы создали мир дали Аристотеля, Горация, Бойля, Лобачевского и Гуттенберга, пешеходы построили города, провели канализацию и водопровод, замостили улицы, изобрели книгопечатание, выдумали порох, расшифровали китайские иероглифы и ввели в употребление безопасную бритву. Почему-то автомобилисты об этом очень быстро забыли. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь, полную невзгод и опасностей. Для них ввели самое настоящие транспортные гетто – ходить можно только по тротуарам, переходить в строго отведенных для этого местах, обычно на перекрестках, то есть там, где движение сильнее всего и где волосок, на котором висит жизнь пешехода, легче всего оборвать». Вот такое у нас существо пешеход, участник дорожного движения.

Д.СМАГИН: Да, после такой бурной речи я даже затрудняюсь оппонировать, хотя, вы знаете, можно более детально разобрать это существо, которое нам встречается на дорогах. На самом деле мне придется волей-неволей после этой тирады занимать оппонирующую позицию как автомобилисту. И я хочу сказать, что для себя я считаю «кеглями» далеко не всех пешеходов, а только определенную их категорию. Тут уместно поговорить о типовых поведениях этого животного на дороге, особенно на дороге, где мы чаще всего встречаемся. Почему? Потому что, например, очень часто пешеходы, которые относятся к подвиду «курица», перейдя дорогу на две трети, но, внезапно испугавшись твоего движения, особенно позади него, могут развернуться на 180 и ломануться в обратном направлении. А вот «кегли» склонны выйти на середину дороги и внезапно, заметив движущийся автомобиль, остановиться по центру проезжей части, изображая вершину пирамиды.

Р.ПОПОВ: Я в таком случае ярко выраженная «кегля», потому что это мой тип поведения – когда я перехожу дорогу по «зебре» и вдруг вижу несущийся автомобиль, на меня иногда нападает ступор, а иногда это абсолютно рациональное поведение, я лучше остановлюсь, пусть он объедет, если не может затормозить.

Д.СМАГИН: Согласен, что на «зебре»… Давайте сразу разделим тогда, я приглашаю всех к нашему диалогу, наши уважаемые слушатели и мои коллеги по рулю.

Р.ПОПОВ: Я полагаю, кстати, что немало наших слушателей находятся дома. За рулем они будут находиться завтра, а сейчас они на кухне включили, но это неважно.

Д.СМАГИН: Достаточно упомянуть, что значительная часть наших слушателей смотрят на дорогу поверх этого загадочного круглого предмета, который так ненавидят некоторые пешеходы, не имеющие оного манипулятора у себя перед тельцем.

Р.ПОПОВ: И называющегося баранкой.

Д.СМАГИН: Если мы сейчас вернемся к тому, кто чего сделал для этого мира, и не будем выяснять, что ты сделал для хип-хопа в свои годы, стоит заметить, что первые правила дорожного движения, так или иначе разграничивающие отношения, возникли еще в Древнем Египте и касались двигающихся повозок, колесниц и пешеходов. Кстати говоря, именно в этих правилах первый раз появился приоритет спецтранспорта.

Р.ПОПОВ: И, именно от них отталкиваясь, наш репер Noize MC написал песенку, которую можно именовать исторической, с припевом «Дорогу колеснице!»

Д.СМАГИН: Наверное, это и имелось в виду, что у нас зачастую как триумфаторы ведут себя потребители этих спецпривилегий. Моя точка зрения будет оппонирующей в какой части – знаете, мы сегодня все равно все являемся частями одного общества. И это общество очень неоднородно. Я специально перед программой посмотрел данные Росстата, у нас в среднем на 2011 год на тысячу человек 291 владелец частного автомобиля. При этом имелись в виду именно владельцы, но подразумевается, что можно добавить 20% тех, кто жена ездит на машине мужа, дети ездят на машине, зарегистрированной на родителей, и так далее. Вроде казалось бы, треть общества, притом, что даже в Литве этот показатель в этом же году зашкалил 500. А в Европе он приближается к 700, в США, кстати, к 800, и в некоторых штатах за 800 переваливает. Даже, судя по этому показателю, 291 – казалось бы, треть, даже чуть меньше. Но вы забываете о том, что от общего числа населения, а значит, надо взять трудоспособную часть. В том же 2011 году трудоспособная часть населения у нас составляла ни много ни мало 59%. То есть мы фактически должны взять не на 1000 человек, а на 590.

Р.ПОПОВ: На 600, давай округлим.

Д.СМАГИН: То есть 291 на 600, грубо говоря, каждый второй – автомобилист, каждый второй – пешеход. Господа, смиритесь, нас поровну. Давайте не будем вводить диктат большинства, то, чем занимались наши руководители в предыдущие 70 лет.

Р.ПОПОВ: Можно уже отвечать?

Д.СМАГИН: Нет, ну как – ты читал очень длинную реплику, вот я и пытаюсь объяснить. Когда пешеходы встают в позицию обиженного, это выглядит довольно смешно, потому что ничуть не меньше полезных вещей было изобретено автомобилистами.

Р.ПОПОВ: Я тебе также вдогонку. Кто такие автомобилисты по большому-то счету на текущий момент? Во-первых, это люди, которые на автомобиль заработали, у них есть возможность передвигаться на автомобиле, соответственно, оплачивать транспортный налог.

Д.СМАГИН: Я бы не хотел тут с налогами, у нас все-таки единая корзина налогов.

Р.ПОПОВ: Безусловно. Это я к тому, что в принципе в твою же копилку пытаюсь плюсиков набросать. Автомобилист – это активная часть общества, безусловно, те же самые пешеходы, потому что когда-то же они автомобиль поставили и пошли от стоянки до дома пешком. Мы понимаем, что здесь нет 100%-ного разграничения, нельзя все бросить и сказать: «Нет, это автомобилисты, а это пешеходы». Но все-таки в любом случае человек рожден для того, чтобы передвигаться на двух ногах.

Д.СМАГИН: Человек не рожден, чтобы летать, некоторые считают, что за компьютером сидеть не очень полезно для здоровья. Мы так далеко можем зайти, если дружно начнем по принципу «в чем нас мать родила» идти по свету.

Р.ПОПОВ: С нами на связи сейчас будет мой товарищ Антон Петров, скажем так, футбольный корреспондент. Он, помимо прочего, убежденнейший пешеход. Человек, у которого есть возможность купить автомобиль, на нем передвигаться, пользоваться всеми благами – он, тем не менее, пешеход, причем для него это принципиальная позиция. Причем вопрос, кто же в городе должен быть главным, пешеход или автомобилист, мы можем ему задать. Я тебя лишь к одному призову – не надо жонглировать цифрами. Доказать, что нас количественно поровну…

Д.СМАГИН: Я предлагаю это принять.

Р.ПОПОВ: …можно как в одну, так и в другую сторону. Нас достаточно для того, чтобы мы могли уравновесить чаши весов своим количеством.

Д.СМАГИН: Нет, я предлагаю принять, что все-таки у нас равноправие. Не равноправие, а нас равное количество.

Р.ПОПОВ: Давай мы от этого просто оттолкнемся, не будем доказывать «нас больше, поэтому мы более правы».

Д.СМАГИН: Так я и пытался показать, что нас не большинство, нас пополам.

Р.ПОПОВ: Хорошо, мы сейчас будем разбираться действительно в том, кто из нас на дороге должен быть хозяин в городе. Антон, привет.

А.ПЕТРОВ: Привет.

Р.ПОПОВ: Собственно, ты – убежденный пешеход.

А.ПЕТРОВ: Да, так скажем. Собственно, если Дениса Смагина представили как организатора многих акций на дорогах, я считаю себя организатором одной маленькой акции «Тротуары пешеходам», которую провел в каком-то году, я уже не вспомню, на подъеме на Северной дамбе. Была та самая проблема, когда нетерпеливые водители не хотели стоять в пробке и проезжали всю дамбу вверх по тротуару, о чем многие люди (???неразборчиво) вопросы и претензии к водителям. Прежде всего тротуары – это та часть, которая принадлежит пешеходам. Есть такие водители, которые, не найдя официального места на парковке, ставят свои машины на тротуары, не говорю про езду. Нас постоянно выгоняют с тротуаров, нам приходится обходить эти машины, пачкать одежду, мамаши с колясками не могут проехать. Это одна из больших проблем, которые, к сожалению, сейчас накапливаются слишком слабо, потому что штраф – проще заплатить штраф, и не всегда его выписывают, и эти штрафы не выплачиваются. По сути водитель остается безнаказанным.

Д.СМАГИН: В общем, тротуар как паркинг. То, с чем воюют «STOP хамы» сейчас.

Р.ПОПОВ: Тротуар, записали, ага.

А.ПЕТРОВ: Вторая проблема, что водитель сам себя загоняет в такую глупую ситуацию, как пробка. Все мы знаем, лето было, я летом спокойно ездил на работу (???неразборчиво) Осень – как только прошел сезон отпусков, все забито пробками. Водитель едет в машине один, иногда вдвоем, редко когда полная машина людей. Здесь неуважение как к пешеходам, которые едут в автобусе, опаздывают на свою работу, так и к другим участникам дорожного движения. Вы же можете сесть, работаете же в одном определенном месте, можно сесть в автобус и приехать на работу в автобусе. Нет, лучше завести машину и ехать по дорогам, в результате пробки, все опаздывают, не высыпаются, злые, недовольные, это неуважение.

Д.СМАГИН: Слушай, они живут-то тоже вместе? Я как-то упустил в этой ситуации, когда они все вместе едут на работу.

А.ПЕТРОВ: Так скажем, район на район, если я еду по Стахановской-Чкалова со Старцева на Садовый, то можно сказать, летом пусто, зимой постоянно забито. Конечно, они выезжают из спальных районов (???неразборчиво) У нас есть основные транспортные артерии (???неразборчиво) всегда забиты в час пик.

Р.ПОПОВ: Основные транспортные артерии забиты автомобилистами в час пик, плюс автомобилисты ставят машины на тротуарах, плюс иногда они еще по тротуарам ездят. Еще претензии к автомобилистам есть у убежденного пешехода?

А.ПЕТРОВ: Есть. Хотят отказаться от трамвая автомобилисты, не спрашивая об этом пешеходов.

Р.ПОПОВ: То есть вмешиваются в транспортную политику города именно автомобилисты?

А.ПЕТРОВ: Да, они говорят «давайте уберем трамваи, потому что они все равно нам мешают в движении, расширим дороги». А что делать пешеходам?

Р.ПОПОВ: Давай мы отвлечемся от трамваев и скажем так – автомобилисты ратуют за расширение дорог, соответственно, постоянно при этом ущемляя права пешеходов, так?

Д.СМАГИН: Права общественного транспорта, я понял так.

Р.ПОПОВ: Общественного транспорта, видимо, и тротуаров местами, и так далее.

А.ПЕТРОВ: Да, мы не развиваем трамвайную и троллейбусную сеть никак, и, насколько я понимаю, что автобусы развиваются…

Д.СМАГИН: И такой заговор автолюбителей, которые не дают развивать троллейбусную сеть и трамвайную сеть, да?

А.ПЕТРОВ: Я бы не сказал, что заговор автолюбителей (???неразборчиво), если сюда пустить автобус, то сюда пустят автобус, а не построят трамвайные пути, которые, кстати, будут идти вне дороги и не мешать тем же автомобилистам.

Д.СМАГИН: Так, может, тут есть какие-то экономические причины, а не заговор автомобилистов?

Р.ПОПОВ: Как бы то ни было, именно автомобилисты хотят, чтобы трамвайных рельсов не было. Именно так считает убежденный пешеход Антон. Еще какие-нибудь претензии к автомобилистам существуют?

А.ПЕТРОВ: Да. Про тротуары-парковки я бы даже сказал, как это все подается: «Я не виноват, я сюда свою машину поставил, виновата власть, что здесь не построили парковку». А страдает пешеход. Данность такова, что пешеход вообще никак не участвует в формировании инфраструктуры в плане транспортных развязок, каких-то там дорог. Все делается для автомобилистов. Для пешеходов, к сожалению, мало.

Р.ПОПОВ: И последний к тебе вопрос. Смотри, ты говоришь «автомобилисты ратуют, автомобилисты то, автомобилисты сё», и я склонен с тобой согласиться в том, что это довольно активная часть общества. А вы, убежденные пешеходы? Вас не так много, убежденных, но кроме тебя, наверняка еще есть. Вы ратуете за что-нибудь, пытаетесь давить на власть, проводить акции, выдвигать своих представителей в гордуму, неважно?

А.ПЕТРОВ: Повторюсь, что я проводил одну из акций, после чего там стали работать сотрудники ГИБДД на Северной дамбе, перестали ездить по тротуарам. Потом появился как раз наряд, и потом там поставили эти самые бордюры, которые не дают проехать автомобилистам.

Р.ПОПОВ: Я просто напоминаю – раньше их не было, действительно на джипе можно было заехать.

Д.СМАГИН: Это та ситуация, о которой мы говорим – повальный правовой нигилизм. На территории Российской Федерации у нас только один запрещающий знак – это бетонный блок, все остальные знаки, извините, рекомендующие и предписывающие.

Р.ПОПОВ: Антош, спасибо тебе большое. В любом случае и активные пешеходы тоже есть, закончим так.

А.ПЕТРОВ: Да, именно так.

Р.ПОПОВ: Антон Петров, мой очень хороший товарищ, убежденный пешеход и наш футбольный обозреватель. Четыре минуты – вполне достаточно, чтобы разбить его доводы в пух и прах. Денис?

Д.СМАГИН: Я, честно говоря, стараюсь удержаться в рамках парламентского обсуждения о теории заговора со стороны автомобилистов, хотя есть такая определенная логика в том, что люди, чего-то добившиеся, как правило, первым делом покупают себе автомобиль, квартиру, машину, картонку и собачонку себе заводят. Но, тем не менее, статистика такая есть, что люди стремятся к приобретению этого транспортного средства и автоматически пополняют ряды автомобилистов. Соответственно, эти же люди благодаря своей повышенной активности попадают туда, где они могут реально влиять на окружающих, это первое. Второе, что касается дорог и приоритета автобусов, которым почему-то отдается приоритет перед трамваем – наверное, все-таки надо искать в экономике, а не в заговоре, потому что все-таки размер первоначальных вложений на автобусном уровне в инфраструктуру намного меньше, потому что дорога совместного использования, во-вторых, она дешевле, чем трамвайные пути. В-третьих, перевозки по асфальтовым путям спокойно могут быть возложены на много подрядчиков, выведены на аутсорс со стороны муниципальной власти, а вот вывести на аутсорс да по частям трамваи и троллейбусы как-то не очень реально. Я с трудом представляю себе координацию, если там будут принадлежащие ЧП-шникам троллейбусы, например. Вот вкратце по поводу этого последнего довода, который я даже всерьез как реальный воспринимать не очень хотел, но пришлось, раз ему было уделено столько времени. Во-вторых, что касается тротуара как паркинга и прочих случаев, пропуск пешеходов и прочие вещи. Да, значительная часть общества передвигается на автомобиле. Да, у нас в обществе значительный правовой нигилизм наблюдается, люди манкируют законами, не выполняют их по принципу «мой сосед бросает окурки с балкона, значит, я могу себе позволить не пропустить пешеходов, а чё, все же нарушают». Есть такая проблема, но она касается, наверное, все-таки не автомобилистов, просто это более заметно из-за того, что он резко из человека с массой 80 килограммов превращается в железную коробку с массой полторы тонны. По правовым у нас это, наверное, не последняя передача. Мы про автомобилистов-хамов поговорим. И третье, пробки как результат у нас осталось…

Р.ПОПОВ: Я хотел буквально напомнить, что мы в следующей части как раз будем разговаривать о правовых взаимоотношениях на дороге «пешеход-автомобилист» и посмотрим, что у нас ПДД в этом плане говорит. Давай, что у нас по пробкам?

Д.СМАГИН: А по пробкам все очень просто. Все дело в том, что у нас пока не существует идеальной транспортной системы. Для того, чтобы людей убедить пересесть из их личных автомобилей, которые их потребности выполняют гарантированно, на общественный транспорт, который неизвестно еще как выполнит их потребности, надо как минимум иметь безупречно работающий общественный транспорт. Разговоры о том, что нынешний общественный транспорт не наполнен пассажирами и не выполняет потому, что не наполнен пассажирами, я считаю не очень здоровыми.

Р.ПОПОВ: 18-33, это «Операция УДоД» для всех участников дорожного движения, и мы разбираем такого «УДоДа», как пешеход. Я бы хотел вот какой момент проголосовать буквально на несколько минут. Друзья мои, скажите, к слушателям нашей программы «Операция УДоД» обращаемся прямо сейчас – а вы себя скорее даже при наличии автомобиля в своей повседневной жизни ощущаете пешеходом или автомобилистом? Представим себе, что у вас есть автомобиль, мопед, скутер, велосипед, и в то же время вы еще и пешком ходите. Вы скорее в повседневности, в ментальном сознании пешеход или автомобилист?

Д.СМАГИН: Это ты к нашей аудитории скорее как вопрос-опрос?

Р.ПОПОВ: Конечно. 207-05-15 – звонят те, кто скорее ассоциирует себя с словом «пешеход». 207-05-25 – звонят те, кто считает, что он скорее автомобилист.

Д.СМАГИН: У нас есть звонок.

Слушатель: Алло, добрый день. Я слышал разговор про автомобилистов и общественный транспорт.

Р.ПОПОВ: И про пешеходов. У нас сейчас программа «Операция УДоД», мы разбираем таких участников дорожного движения, как пешеходы. Вы пешеход или вы себя все-таки как-то иначе оцениваете на дороге? Пешеход или скорее автомобилист?

Слушатель: Я пешеход, был автомобилистом, но пока пешеход. Но я пару слов услышал в вашем прежнем разговоре, звонил молодой человек, экономика и еще одна фраза. Я просто что хочу сказать? Я пару дней назад ехал на 32-м автобусе, последнем или предпоследнем, поздно. Там драки постоянно, какие-то пьяные люди дерутся. Если бы был автобус, пусть за 20 или 25 рублей, я б с удовольствием ездил на нем, зашел, сел на свое место, не стоял бы на одной ноге.

Д.СМАГИН: То есть то, что я говорил, извините, что прерываю вас. Мы поняли вашу точку зрения, это ровно то, что я говорил в конце предыдущего включения. Если бы у нас общественный транспорт отвечал, наверное, было больше бы автомобилистов, сменивших добровольно себя с железной консервной банки на какой-то социум по дороге на работу, с работы. Может быть, там чай надо наливать или в игры играть какие-то.

Р.ПОПОВ: Я бы вдогонку к этому же – даже не обязательно чай, игры, и даже не обязательно, может быть, чтобы всегда можно было сидеть. Скорее обязательно уверенность. Почему я беру автомобиль? Потому что у меня есть график, и я должен по графику из точки А в точку В прибыть с люфтом в две-три минуты. Если бы такую же уверенность мне давал общественный транспорт… Автомобиль – тоже не всегда удобно, но он дает уверенность в эту своевременность, а автобус пока нет.

Д.СМАГИН: Да, я предлагаю нам всем дружно вернуться к теме нашей передачи – участник дорожного движения «пешеход». А именно освежить знания правил дорожного движения. На самом деле, несмотря на существующее в обществе мнение о примате пешеходов перед автомобилистами, это декларируется даже властями, на уровне регламентации у нас гораздо больше ограничивающих правил для автомобилистов. Для пешеходов их гораздо меньше. Второе – это наказание. При всей емкости 12-й главы Кодекса об административных правонарушениях пешехода касаются напрямую две статьи, и те практически невозможно применить по причине того, что в наиболее частом случае пешеходы более-менее, будем говорить, хитрые, какими бывают и автомобилисты, просто не дают установить свою личность и наказания таким образом могут избежать. Поэтому их и сотрудники полиции не особенно ловят, потому что документов нет, ничего нет, что с них взять? Ради двухсот рублей задерживать человека на три часа до выяснения, наверное, не очень правильно. Все-таки в правовом отношении перекос есть в сторону регламентации автомобилистов. Я же предлагаю вам, наши дорогие слушатели, вспомнить желательно без помощи Интернета, я понимаю, что сейчас у всех есть возможность слазить в Интернет, банально вспомнить обязанности пешеходов при пересечении проезжей части.

Р.ПОПОВ: Ребята, быстренько, автомобилист вы или пешеход, неважно – постарайтесь наиболее близко к тексту правил воспроизвести обязанности пешехода при пересечении проезжей части. Добрый день.

Слушатель: Алло, добрый день. Понимаете, если так сказать, полностью все объяснить, это долго будет. Понимаете, что мы пешеходы, также и водители, так же конкретно нарушаем все правила. Что пешеход перебегает в любом месте, что водитель переезжает в любом месте пешеходную дорожку, не пропускает пешехода. Тут половина на половину, и те виноваты, и те виноваты.

Р.ПОПОВ: Смотрите, вы сейчас как минимум представляете, что мы сидим в эфире «Утреннего разворота» и пытаемся выяснить, кто виноват. А мы не выясняем, кто виноват у нас. Скажите, вы помните правила дорожного движения, которые предписывают пешеходу переходить дорогу?

Слушатель: Правила дорожного движения, как я помню, пешеход должен пройти, если нерегулируемый перекресток, он должен посмотреть налево-направо и после этого переходить дорогу.

Р.ПОПОВ: Мне кажется, в довольно общих чертах правильно, дорогу он все-таки должен переходить. Спасибо вам большое. Я напомню, мы тащим «голосовалку» в связи с тем, чтобы выяснить, кого у радиоприемников больше, пешеходов или автомобилистов.

Д.СМАГИН: Пока поровну. А мы возвращаемся к правилам дорожного движения. Пешеходы согласно пункту 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Р.ПОПОВ: А вот теперь давай вспомним, когда последний раз даже не мы с тобой, человек, вообще не имеющий автомобиля, Правила дорожного движения читал?

Д.СМАГИН: Я, как и все, наверное, скорблю о том, как раньше у нас были Правила дорожного движения для 1-2, 3-4-5 класса. Теперь по моим ощущениям все эти обязанности возложили в один курс ОБЖ, который читали один раз, и до этого курса ОБЖ не у всех школьников есть шанс дожить.

Р.ПОПОВ: По-моему, ты так и не подошел к пункту, как пешеход должен переходить дороги.

Д.СМАГИН: А я надеюсь, что все-таки кто-то что-то поподробнее скажет, чем посмотреть налево, посмотреть направо.

Р.ПОПОВ: Друзья, мы вас просим вспомнить максимально близко к тексту Правил дорожного движения, позвоните и расскажите, как пешеход должен эту самую дорогу переходить. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, Александр.

Р.ПОПОВ: Александр, вы автомобилист или пешеход?

Слушатель: Да, я автомобилист.

Р.ПОПОВ: Соответственно, с правилами дорожного движения вы знакомы чуть лучше, чем люди, не имеющие автомобиля. Давайте вспомним, что там у нас про пешеходов, переходящих дорогу, написано?

Слушатель: Я дословно не скажу. Суть в чем? Если есть регулируемый перекресток, дорогу нужно переходить на зеленый сигнал светофора на регулируемом перекрестке либо когда регулировщик соответствующий сигнал подает. Если нет светофора, пешеходного перехода нет, нужно перейти у перекрестка, дойти до ближайшего перекрестка и перейти на нем дорогу. Вот таким образом.

Р.ПОПОВ: Смотрите, а если ситуация, что нет светофора, перекрестки далеко, но есть знак «пешеходный переход», есть зебра, то здесь?

Слушатель: Здесь переходим смело по «зебре».

Д.СМАГИН: И как действовать?

Р.ПОПОВ: Представьте себе, что вы переходите дорогу, подходите к «зебре», и, согласно ПДД, что вы делаете?

Слушатель: Естественно, нужно убедиться, что нет никакого сумасшедшего водителя, летящего с огромной скоростью, и спокойно переходить дорогу. Как делают обычно люди – подошел, посмотрел, машины сбавляют скорость, значит, спокойно остановятся и тебя пропустят. Здравый смысл должен быть всегда, и нельзя, если машины едут, и видишь, что они не останавливаются, не нужно переть под колеса.

Р.ПОПОВ: А помните еще момент с намерением?

Д.СМАГИН: То, что было внесено в правила недавно.

Слушатель: Да-да-да, но тут вопрос больше для водителей, чем для пешеходов. Как продемонстрировать свои намерения? Сложный вопрос.

Р.ПОПОВ: Спасибо вам большое. В любом случае мне кажется, что вот тут процентов на 90 все сказали, да?

Д.СМАГИН: Могу казенным голосом зачитать официальную формулировку. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь, убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Р.ПОПОВ: То есть быстренько нарисовали себе поведение стандартного пешехода, который соблюдает ПДД. Он должен всегда, заметь, согласно Правилам, прочитать, что в башке у тех четырехколесных, которые летят к нему по дороге, потому что он всегда должен убедиться в безопасности. И ладно, если убедиться в безопасности – это убедиться в отсутствии дорожных транспортных средств рядом. Но ведь убедиться в безопасности в городе – это что-то другое. Это значит убедиться в том, что они тебя пропустят, а откуда ты это знаешь?

Д.СМАГИН: На самом деле последняя поправка, которая находится в разделе не для пешеходов, а для водителей, определяет, когда считать человека переходящего. Потому что есть у нас еще один вид этого странного животного, который называется «болтушки». Это когда пара человек встают на проезжей части и оживленно болтают на краю пешеходного перехода. И ты, как водитель, приближаясь к ним, не понимаешь, собираются эти люди переходить или нет. Так вот, означенное изменение в правилах четко декларирует переход путем вступания на проезжую часть.

Р.ПОПОВ: То есть обозначение намерения.

Д.СМАГИН: Да. Следовательно, у нас в правилах закреплено, что, даже имея преимущество в движении, автомобиль, пешеход должен убедиться, что ему предоставляют это преимущество, прежде чем им воспользоваться. Следовательно, достаточно вступить на «зебру» там, где она нанесена, и уже в этой ситуации смотреть, останавливается или нет транспортное средство.

Р.ПОПОВ: Тут вот еще одна интересная штука. Транспортное средство должно остановиться, потому что вы обозначили намерение, а вы, вот двойственность правил, должны убедиться, что транспортное средство вас пропускает. Тут, естественно, при раскладах, вдруг не дай бог вас на капот посадили на «зебре», виноват-то будет в окончаловке тот, кто вас посадил. Но мы должны точно так же понимать, что правила дорожного движения предписывают убедиться в безопасности вашего, в том числе, маневра.

Д.СМАГИН: Совершенно верно! И тут стоит отметить такую замечательную штуку, как Кодекс об административных правонарушениях. Мало того, не все пешеходы подозревают, что своим поведением на дороге они могут попасть даже в область действия Уголовного кодекса Российской Федерации.

Р.ПОПОВ: Итак, друзья мои, скажите, а в каких случаях может оказаться, что вы как пешеход можете попасть под очень серьезное уголовное преследование? Когда виноваты автомобилисты, мы уже все знаем, выучили давным-давно.

Д.СМАГИН: По определению.

Р.ПОПОВ: Но есть ситуации, при которых вы как пешеход можете очень и очень серьезно наказываться, в том числе уголовно.

Д.СМАГИН: Во-первых, достаточно значительным штрафом ситуация определенная наказывается для пешеходов. А во-вторых, вы можете попасть в область Уголовного кодекса в результате своих действий или не действий.

Р.ПОПОВ: Постарайтесь нам нарисовать этот сценарий, по которому пешеход вдруг совершает такое правонарушение.

Д.СМАГИН: А пока у нас нет такого звонка, я предлагаю продолжить обсуждение темы, которую мы отодвинули, пешеходов и автомобилистов в рамках городской жизни. У нас существуют в обществе две полярные точки зрения. Они проявляются практически во всем, даже в спорах вокруг строительства новых домов, как ни странно. У нас есть входящий звонок, слушаем вас, алло.

Слушатель: Здравствуйте, я сейчас ехал, остановился. Меня зовут Олег. Я думаю, что таких случаев может быть очень мало, если только пешеход перебегает, например, перед машиной президента, и уверяет (???неразборчиво) его очень строго накажут.

Д.СМАГИН: Это по понятиям, да, получается?

Р.ПОПОВ: Перебегает перед машиной президента, прокурора…

Слушатель: Любого такого высокопоставленного.

Р.ПОПОВ: То есть вы считаете, что других таких вариантов быть не может?

Д.СМАГИН: Что нет правовых механизмов?

Слушатель: Да вы сами посмотрите на улицу, где кого наказали, кто-то переходил (???неразборчиво)…

Р.ПОПОВ: Понятно, спасибо. А меж тем такие правовые механизмы есть.

Д.СМАГИН: Мы все-таки надеемся, что кто-то нам расскажет, как в правовом поле это может произойти.

Р.ПОПОВ: Нарисуйте нам ситуацию в правовом поле, когда пешеход не просто наказан крупным штрафом, но и, возможно, наказан уголовно.

Д.СМАГИН: У нас опять входящий звонок. Добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер, Владимир беспокоит. Я по вопросу, когда пешеход может быть наказан. Я считаю, что пешеход, переходя дорогу в неположенном месте, создал аварию, при которой последовала гибель человека или ДТП с какими-то последствиями.

Д.СМАГИН: Вы совершенно правы в первой половине нашего вопроса.

Р.ПОПОВ: В этом случае он действительно будет наказан очень крупным штрафом. Теперь давайте вдогонку насчет уголовного преследования.

Слушатель: Если в случае его поступка пострадали люди, есть летальный исход один и более человек…

Д.СМАГИН: К сожалению, гримаса законодательства такова, что это может быть в порядке общего судопроизводства, какие-то причинно-следственные связи доказаны, но впрямую нет нормы, которая за такие вещи уголовное преследование на пешехода.

Слушатель: К сожалению, нет, но надо бы наказывать.

Р.ПОПОВ: Спасибо большое, что вы нам начали рисовать ситуацию. Но есть одна норма, которая выглядит следующим образом…

Д.СМАГИН: Я думаю, что пора раскрыть карты. Существует статья Уголовного кодекса, называется «Оставление в ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека», это если в результате действий пешехода произошло ДТП. Как типичный пешеход действует? Я пару раз это видел, он как правило изображает из себя таракана во время включения света на кухне, очень-очень быстро убегает и прячется, редко кто из пешеходов, вольно или невольно послужив причиной ДТП, остается на месте. Тем не менее, если вдруг в результате ДТП повреждение гомеостаза, так скажем, одного из водителей, причинен вред здоровью или жизни одного из водителей, а то и единственного водителя – в столб он, скажем, въехал, уворачиваясь – то сбежавший пешеход фактически образует состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, а именно оставление человека в состоянии, угрожающем жизни и здоровью. Это влечет за собой достаточно серьезное наказание, до трех лет по умолчанию, если не будет других квалифицирующих признаков. Так что, уважаемые пешеходы, имейте в виду, если вольно или невольно послужили причиной какого-либо ДТП, надо помнить, что оставаться человеком не просто человечно, но и еще поддерживается со стороны органов правопорядка и карательной системы.

Р.ПОПОВ: Автомобилисты в большинстве моментов себя ведут одинаково. Они остаются, выходят, узнают, что и как, возможно, звонят в соответствующие службы. Если вдруг вы, уважаемый участник дорожного движения, перебегая дорогу, вдруг обнаружили, что, уворачиваясь от вас, какая-нибудь машина ушла в лобовую с другой машиной, не дай-то бог, пожалуйста, остановитесь, узнайте, все ли у них в порядке, у вас есть сотовый телефон, и вы находитесь в меньшем шоке, чем они сейчас.

Д.СМАГИН: Вы можете позвонить в соответствующие службы.

Р.ПОПОВ: Возможно, вы не только себя обезопасите от уголовного преследования, но и спасете чью-нибудь жизнь, потому что иногда так случается, что такой участник дорожного движения, как пешеход, тоже может представлять серьезную угрозу жизни и здоровью людей. Это случается часто, просто знайте об этом.

Д.СМАГИН: Я думаю, мы под конец вернемся этой ситуацией. У нас есть итоги голосования, 62% позвонивших считают себя так или иначе автомобилистами, а исключительными пешеходами считают себя 37,5% опрошенных и позвонивших нам респондентов.

Р.ПОПОВ: Закончи мысль про застройку.

Д.СМАГИН: Про застройку элементарно. Понимаете, в чем дело, наши права… Я хотел уже под итог передачи, просто иллюстрируя ситуацию с выделением мест под парковки во вновь строящихся домах – в последнее время вроде плакались, что не строят парковки, а в последнее время все чаще стали звучать голоса, а зачем, почему мы, пешеходы, должны думать об автомобилистах, которые добровольно купили железную коробку? Господа, мы вместе живем в обществе, половина общества – это автомобилисты, половина общества – это пешеходы. Блага этого общества принадлежат не тем, кого больше, все блага ему, а в пропорции тех из нас, кто составляет часть этого общества. Если половина общества – автомобилисты, то надо понимать, что половина всех благ, создаваемых этим обществом, так или иначе используется автомобилистами. И претендовать на исключительное право, наверное, не стоит. Я не призываю нарушать правила, поймите соответствующим образом. Мы нарушения правил в дальнейших «Операциях «УДоД» будем рассматривать достаточно подробно, и поверьте, мало не будет никому. И что касается пешеходов, им очень маленькая часть среди участников дорожного движения отведена, и поэтому мы затронули только вот эти правовые аспекты и затрагиваем в основном аспект социальный. Господа пешеходы, вы не единственные на дороге, и не надо думать, что сейчас ваша роль главная. Нас на дороге как минимум две стороны, уважаем друг друга.

Р.ПОПОВ: Ровно через неделю Денис Смагин так же в этой студии.


Обсуждение
2508
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.