Верхний баннер
20:11 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 25 августа 2013

Новые вернисажи и сезон пермской оперы. Программа фестиваля "КАМВА"

- Музей современного искусства PERMM под занавес этой недели представит сразу два вернисажа. В пермской опере полным ходом идут репетиции первой премьеры оперного сезона. Впрочем, о том, насколько новый сезон можно назвать оперным, нам расскажет генеральный менеджер театра Марк де Мони. Это будет сразу после того, как мы, надеюсь, получим исчерпывающую информацию о грядущей программе международного фестиваля современных этнических культур «Камва-2013». Фестиваль пройдет в Перми с 5 по 8 сентября, и по старой доброй традиции с его программой нас познакомит  руководитель пермской региональной общественной организации по продвижению культурных и молодежных проектов «Камва» и руководитель одноименного фестиваля Наталия Шостина.

- Добрый день.

- Начнем с самого главного – с темы фестиваля. В разное рвемя разные темы были – и пермские мифы, и этнические культуры... В этом году, насколько я поняла, вы обращаетесь к сторонам света, юг-Запад-Восток. Чем это продиктовано?

- По доброй традиции так получилось, что мы действительно выбираем каждый год новую тему, интересную для исследования, чтобы пригласить интересные современные проекты и познакомить пермяков с интересной музыкой, искусством, модой. В этом году мы решили взять тему «Юг-Север-Восток-Запад», и Пермь – пересечение путей, традиций, культур. Хотели собрать участников таким образом, чтобы одновременно послушать, посмотреть, почувствовать энергию севера, юга, востока и запада. В течение года мы вели очень серьезную идеологическую концептуальную работу, чтобы максимально ярко представить эту традицию четырех сторон света, чтобы нашим зрителям было интересно путешествие вне Перми. Именно поэтому такая программа, и четыре стороны света являются основной темой фестиваля в этом году.

- Если идти по логике, то участники будут приглашены тоже со всех сторон света?

- Да, в этом году у нас есть два аутентичных коллектива. Один с севера, с территории России, один с юга, непосредственно с африканского континента, группа из Марокко GNAWA, полудикие исполнители своего традиционного фольклора. Такое сочетание традиций, северной ненецкой и африканской GNAWA, мне кажется, будет интересной иллюстрацией, как разные народы свою традицию поддерживают. Линия колорита возвращается обратно в фестиваль. Мы в этом году решили отказаться от хедлайнеров, крупных и дорогих имен шоу-бизнеса, вновь повернуться к экзотическим проектам, которых очень много живет по всему миру.

- И которых мы не можем слышать и видеть.

- Да, как раз на концерте будет возможность живого общения, сопричастности к тем культурам с разных сторон света, континентов, стран.

- В связи с этим уже приходят вопросы. Светлана спрашивает: «Где вы берете всех участников? У вас каждый год какие-то странные имена и необычные группы. Откуда вы их берете?» То есть когда приглашают на фестиваль «Машину времени» или «Ласковый май», то тут понятно...

- Да, у нас сейчас есть яркий пример перед глазами, когда программа, допустим, фестиваля «Белые ночи» собирается за месяц. То, что лежит на поверхности, в интернете или телевизоре, на радио, получается, что программа создается из поверхностных, даже и известных хедлайнеров. Мы же формируем программу в течение года и не просто выискиваем…

- Это ваша принципиальная позиция?

- Да, она не связана с финансированием, с официальным объявлением котировок на проведение фестиваля. Это работа, которую осуществляет дирекция, и это нормально, потому что любой фестиваль формируется в программе за полгода точно. Крупные, интересные имена, которые ездят на фестивали и занимаются концертной деятельностью, планируют свой гастрольный тур далеко за полгода. Поэтому, если мы не вступаем в переговоры и не выбираем для себя интересные проекты, то мы будем вынуждены одни и те же имена приглашать. В этом отношении, конечно, «Камва» 2013 года – это представление новых ярких имен и современной музыки, современного визуального искусства.

- Но у фестиваля есть еще и своя репутация. Я предполагаю, наверняка те группы, музыканты, художники, которые участвовали, рекомендуют вас кому-то или вам кого-то...

- Как раз сейчас мы вступаем в такую пору, что в музыкальном сообществе, по крайней мере, российского и ближнего зарубежья говорить о фестивале «Камва» и презентовать его не имеет смысла, потому что все этнические музыкальные проекты России знают о фестивале «Камва» и, честно говоря, мечтают оказаться в Перми. Репутация у фестиваля за пределами Перми гораздо ярче, профессиональнее и значимее. Недавно у меня было интервью на общественном телевидении в Москве, я с удивлением для себя обнаружила, что «Камва» является чуть ли не третьим фестивалем в России, который вызывает огромный интерес со стороны общественности, журналистики, музыкантов и продюсеров именно своей аутентичностью и идеологией. Не просто тем, что мы собираем концерт, приглашаем какие-то группы и делаем фестиваль в стиле концертной программы.

- Которых очень много.

- Которые, в общем-то, традиционно идут чуть ли не каждую неделю. А «Камва» - это трендовый фестиваль. Он заявляет какие-то новые направления, жанры, открывает новые имена, в общем, популяризирует те направления, которые сейчас зарождаются и вступают в современный культурный мир.

- Вопрос задают по ICQ: «В соцсетях прошла информация о велопараде на фестивале. Что это такое, и как это относится к «Камве»?» Этника и велосипеды!

- Знаете, вообще история, связанная с пермским днем, который будет в финальный день фестиваля «Камва» проходить в парке Горького…

- По примеру прошлого года.

- Да, в прошлом году мы впервые проводили большой праздник и финальный день фестиваля в парке Горького. В этом году мы вышли с парка Горького на стадион «Юность». Понимая, что юбилейная программа – это не только 12 июня и «Белые ночи», а юбилей города – это не только комплекс мероприятий, зарегистрированных в администрации края или города, а это отношение пермяков и людей, которые любят Пермь и понимают, что праздники не так уж часты в наше время, мы решили пермский день посвятить юбилею города. Занимаясь, изучая эту тему, мы поняли, что парк Горького – это первый велодром, который был в Перми, первый кинотеатр, первое футбольное поле, первый яхт-клуб. Очень многое происходило на территории парка Горького в разное время, потому что это площадка, современный арт-кластер, хотя об этом, конечно, сложно говорить, потому что площадка парка Горького, там механические аттракционы. Но за время существования этой территории в Перми в ней скопилось множество традиций, историй, и она является свидетелем современной истории Перми. В связи с идеей выйти на стадион «Юность», где будет проходить большой гала-концерт, у нас родилась идея провести праздник, посвященный велодрому. Возникла именно идея провести именно велопраздник с тест-драйвами…

- В Москве сейчас это просто модно.

- А это абсолютный тренд. Понимая, что Пермь немножко отстает в каких-то современных акциях, культурных движениях, мы понимаем, что есть ниша, которую мы могли бы заполнить. Это позитивное явление, велосипедная культура развивается не только в столицах, это вообще городская и экологическая культура в мире. Поэтому нам стало интересно создать свой праздник, организовать мини-велопробег. Большой, к сожалению, нам не согласовали наши полиция и ДПС. Поэтому у нас будет краткий маршрут от улицы Пермская, где будут собираться велофрики, мы так примерно представляем аудиторию велопарада. Потом они двинутся на стадион «Юность», где будут проходить конкурсы. Мы очень надеемся, что велосипедисты Перми любого возраста примут в этом участие. Будет выставка ретро-велосипедов, ведь в Перми когда-то производился практически одноименный велосипед «Кама», к сожалению, забытый во времени…

- Я помню с детства.

- Это культовый велосипед «Кама» на велозаводе, в общем, мы решили еще посвятить отдельно этой странице истории формат фестиваля.

- Марина спрашивает: «Чем вам не нравится хорошая зеленая площадка, где раньше располагались «Белые ночи»? Почему вас там нет?» Все ведь уже обновилось, зелень. Не рассматриваете?

- Это тонкий пермский юмор (смеется). Особенно мы ценим в пермяках такую выживаемость и вечный юмор в душе и умах всех возрастов. Разные весовые категории, бюджетные, и силовые, и амбициозные. Потому что «Белые ночи в Перми», эспланада, 250 миллионов…

- Вам не потянуть? (смеется)

- Не потянуть даже по менеджементу. Честно говоря, получая предложения принять участие в формировании программы следующего года, я как бы в стороне оказываюсь от этой идеи. Мне фестиваль «Камва» интересен гораздо больше, чем проекты, которые являются концертными площадками. Фестиваль «Камва» имеет свою линию, идеологию, он очень интересен, это подтверждает время. В этом году мы в восьмой раз проводим фестиваль, у него огромное будущее.

- Попросту говоря, фестиваль-то уже начался. Насколько я знаю, вы «мосты» наводили в Соликамске, там какие-то акции проходят. По сути от «Камвы» до «Камвы» у вас проходят точечные акции. Это что, пиар-ход, чтобы не забывали о фестивале?

- На самом-то деле «Камва» - это не только фестиваль, но и некое культурное движение, которое объединяет современные пермские проекты, в основном молодежные. В течение года мы проводим исследовательскую деятельность, акции, очень заинтересованы в сотрудничестве с Пермским краем, потому что понимаем, что есть некие сообщества, которые живут не только социальными проблемами. Они развиваются, ищут коммуникации. На это был направлен проект «Мосты», фестиваль современного неформатного искусства, который прошел в Соликамске. Надо сказать, что это уникальный проект…

- Как соликамцы к неформату отнеслись?

- …потому что там есть люди, которые хорошо ориентируются во времени, и им удалось получить грант от министерства культуры Российской Федерации на этот фестиваль. У нас очень многие спрашивали: «Почему не в Перми»? К сожалению, не в Перми, хотя и фестиваль «Промзона», и фестиваль «Мосты» достойны того, чтобы быть в городском пространстве Перми.

- Обязательная часть программы фестиваля «Камва» не концертная, но модная. В прошлом году был грандиозный показ, в этом году он станет камерным. С чем это связано? Насколько сохраняется эта линия?

- Камерный – это обусловлено разными причинами. Я считаю, что, и это показывает время, каждый год мы надеемся, что в городе появятся современные концертные площадки с достойным светом, звуком, залом, сценой, к сожалению, не имеем возможности входить в наши академические театры, потому что аренда их площадок неподъемна для фестиваля. Поэтому мы выбрали в этом году путь клубного движения. Если вы посмотрите на программу, то увидите три клубных направления. Одно – это электронная сцена фестиваля, это для нас новая интересная площадка, клуб «Мичурин», неизвестная, потому что находится он в промзоне, 10 минут от центра. Но, тем не менее, интересный клуб, отличное место, чтобы звучать электронной музыке. Электронные проекты в этом году – это особая ветвь фестиваля, в нем принимают участие четыре проекта, один из них из Перми, «Музыка народов нагорья». Надеюсь, что многие слушатели «Эха» знают этот проект, в нем играет художник Андрей Побережник, такой культовый проект 90-х годов. Интересные три проекта, которые мы привозим. Один из них, Финляндия-Россия, Noise Fabrique , TripleSS, электронный взрослый проект музыки chillout. И звезда нашего фестиваля, Назим Надиров, с ди-джей-сетом  «Юг-Север-Восток-Запад».

- Все-таки хедлайнер есть.

- У нас много хедлайнеров в этом году. Это один клуб, второй – «Территория» в центре города, бывший кинотеатр «Триумф». Кстати, в этом году здание празднует 100 лет, это тоже особая для нас дата, 290 лет Перми и 100 лет «Триумфу». Это площадка, где мы презентуем коммерческие проекты. Среди хедлайнеров смело скажу, группа Asketics из Петрозаводска, сегодня одна из самых интересных модных групп России, которая очень востребована сейчас за рубежом. Часть группы «ВА-ТА-ГА», известной на всей территории России, они приезжали к нам недавно, но вот Asketics впервые в Перми. И культовая среди хипстеров группа The Retuses, которую мы ожидаем уже давно. По условиям наших переговоров, впервые приедут в Пермь они именно на «Камву». Они объехали весь Урал, произвели фурор во всех городах ближнего и дальнего уральского региона, но выдержали паузу для того, чтобы заехать в Пермь на фестиваль «Камва». Концерт с Мишей Родионовым, конечно, будет для молодых людей, которые интересуются современной музыкой.

- Но что же будет для тех, кто интересуется модой?

- И тут  подхожу к самой вкусной части программы, самой сложной для нас. В этом году мы сделали ставку на техническое медийное шоу, понимая, что это должна быть камерная площадка, на которой мы могли бы сделать эффект дополнительной реальности. Именно поэтому будет очень много видеоарта, 3D-мапинга, сложных медийных штучек-примочек, которые мы не сможем сделать на опен-эйре. Именно поэтому направления «Арт» и «Мода» мы заявили в отеле «Урал», понимая, что это площадка не очень большая. Но я думаю, для желающих и тех, кто следит за нашими проектами, прийти на фестиваль «Камва. Мода» будет подарком. Всего 50 билетов и 50 приглашений, 100 человек в зале, но тот, кто увидит это шоу, он будет не просто не разочарован отсутствием большой площадки зрительного зала. Он будет просто одарен тем богатством…

- Что все только для него. Запишите, пожалуйста, мою фамилию, пользуясь случаем (смеются). Василий спрашивает: «Наталья, где вы берете все эти идеи, как много посещаете подобных фестивалей?» Видите – то интересуются тем, где вы берете этих музыкантов, то идеи..

- Я с другой стороны подойду к ответу. Было бы интересно узнать, кроме команды «Камвы», дирекции, 100 пермяков придут на наши уникальные проекты или это будут тысячи… На самом деле это та коммуникация, тот менеджмент, которым мы занимаемся профессионально. Это работа по изучению трендов, новых имен, умение наладить отношения и контакты, чтобы действительно яркие имена могли заинтересоваться нашим предложением, приехать в Пермь. Конечно, это же не столичная площадка, и она лишена во многом каких-то столичных сервисов. Не сказать, что Пермь…

- …славится дорогими гостиницами, авиаперелетами…

- И какими-то необоснованными понтами, прошу прощения за такой сленг. Но, тем не менее, нам удается сформировать программу практически hand-made. Каждое имя фестиваля – отдельный мост с культурой, определенной традицией. Все, кто к нам приезжает, очень харизматичны, устойчивы в своем творчестве.

- А вообще подобные движения, фестивали в мире насколько популярны?

- Они очень популярны. Когда мы в прошлом году задавали себе задачу, пойдем мы по пути многотысячных фестивалей а-ля «Дикая мята» или «Сотворение мира», пример Хохловки был нам наиболее яркий. Что такое 15-20 тысяч человек? Это не самый формат, который бы хотелся. Есть другие, интеллектуальные, умные, элитарные фестивали, которые в принципе задают направления и пути. «Камва» относится в календарной сетке России как раз к такому фестивалю.

- Принимаем звонок. Александр, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Скажите, будут ли задействованы известные группы, которые на слуху буквально у всех? Типа «Аквариума». Допустим, малоизвестные, но интересные группы, типа «Сказок леса», фолк-панк-рок они играют.

- Спасибо. На самом деле, если бы вы слышали с самого начала наш разговор, Наталья и говорила, что они не берут по верхушкам. Что касается «Аквариума», вы могли их слышать на «Белых ночах».

- Да, мы не сторонники каждый месяц привозить в Пермь проекты, которые являются на слуху. Например, проект (неразборчиво), мы вели с ними переговоры в течение года, но потом они на «Белых ночах» были, на «Зове Пармы». Поднять фестиваль уровня Бориса Гребенщикова, Катамадзе или даже, кто на «Зов Пармы»-то ездил…

- Zdob si Zdub.

- Да, это уровень других бюджетов. К сожалению, это шоу-бизнес, мы не располагаем такими возможностями.

- Завершая наш разговор, хочу сказать, что есть сайт kamwa.ru, там полная программа, вы увидите все имена, расписание этого фестиваля. С нами была Наталья Шостина.

- Спасибо, до новых встреч.


Новости выставок

- И от фестивальных событий перейдем к новостям выставок. Вашему вниманию анонсы от Дома художника и музея современного искусства. Во-первых, в PERMM открываются сразу две выставки. Это выставка-дуэт «Сцена географий», она начнет свою работу с 29 августа, Ине Ламерс и Аннеке А. де Бур. «Сцена географий» состоит из фотографий, аудио- и видео-произведений, созданных в резиденциях в США и России. Художники разрабатывали проекты в постиндустриальных городах – Детройте и Красноярске, Тольятти и Самаре, где интенсивно работали с местными жителями. Работы выставки вступают в диалог друг с другом на уровне подхода и методологии и показывают удивительное сходство между Детройтом и, например, Красноярском. Так нам рассказывают авторы выставки. Этот проект уже трижды реализовывался в Нидерландах, Германии и, как я уже говорила, в Красноярске в марте 2013 года. В течение десяти лет приезжая в Россию, работая в городах России, художницы изучают коллективную и индивидуальную идентичность. Как эта идентичность реализовывается, вы можете посмотреть на выставке «Сцена географий».

Также на этой неделе в музее, что на речном вокзале, состоится вернисаж, персональная выставка питерского художника Юрия Никифорова «Заплыв по сухой поверхности». Здесь должно быть представлено порядка 300 работ, созданных художником за последние 30 лет. Это не только картины, а различные панно. Чаще всего художник не работает кисточкой и краской, а использует, как это принято в современном искусстве, буквально все, что попадет под руку – деревяшки, проволоки, окурки, куски железа. Одним словом, эти две экспозиции разместятся в музее современного искусства, приходите посмотреть.

 Для тех, кто предпочитает искусство гобелена, поклонник прикладного искусства, добро пожаловать в Дом художника. Здесь 28 августа начнет свою работу персональная выставка Елены Кудрявцевой, известного пермского художника-декоратора, мастера гобелена.

Новый сезон пермской оперы

С вашего позволения, перейду к новостям музыки и театров. В Пермском театре оперы и балета в эти дни плотно идут репетиции премьеры, которая состоится в конце сентября. О том, каким будет сезон в этом году у пермской оперы, что нас с вами ждет, я надеюсь, сейчас пусть кратко, но в свойственной для менеджера форме нам расскажет в прямом эфире Марк де Мони, генеральный менеджер пермского академического театра оперы и балета.

- Здравствуйте.

- Марк, если это возможно, в двух словах, но хотелось бы, чтобы вы рассказали о новом сезоне. Мой первый вопрос будет связан с его направлением. Говорят, что нынче будет больше оперных премьер, нежели балетных, в прошлом году как-то все балеты выходили на первый план. Так это или нет?

- В принципе так. Действительно, был очень богатый урожай балетных премьер в прошлом и позапрошлом сезоне. Мы сейчас чуть более сосредоточены на оперных премьерах, так вышло, хотя балет не уходит на второй план, он остается таким же равноправным партнером опере. Мы открываем сезон «Ромео и Джульетта», понятно, это премьера прошлого года. А первая оперная премьера в конце сентября традиционно, это опера Перселла «Королева индейцев».

- Сейчас уже идут самые важные репетиции на сценической площадке, да?

- Нет, еще в разных репетиционных помещениях. Репетиции начались в начале августа, премьера 25 сентября. Уже давно приехал режиссер и вся постановочная команда, и хореограф, и солист, и хор, все в разгаре.

- Генри Перселл будет звучать в театре. И все-таки это будет классическая постановка оперы английского композитора либо спекткль с элементами современности? Что примерно рождается?

- Это как раз рождается что-то на стыке английского традиционного театра конца XVIII века и современности. Мы решили придерживаться принципа театра XVIII века, плоские декорации, которые либо уходят вверх-вниз, либо налево-направо, в кулисы. Практически без объемных декораций, оставляем эти планы, но их расписал некий художник, достаточно известный в США, его зовут Гронк, он базируется в Лос-Анджелесе, он расписал эти задники. То есть там современная живопись. Получается некий симбиоз между английским театром XVIII века и современным искусством.

- Но эта постановка – опять копродукция?

- Да, это копродукция наша с Королевским театром в Мадриде и Английской национальной оперой в Лондоне. Состав солистов сборный, у нас есть и приглашенные, и наши. Два состава, хотят еще премьерный спектакль, это как раз первый состав солистов, в котором и Надя Кучер, наша солистка, и приглашенные. Но это не мадридские солисты, не английской оперы. Это группа солистов, каждый из которых прошел специальное прослушивание, был отобран и Курентзисом, и Селларсом для этой конкретной роли.

- Марк, можете перечислить хотя бы названия тех произведений, которые появятся в репертуаре театра до Нового года? Хотя я думаю, у вас все спланировано наверняка до конца сезона...

- Да, мы сейчас уточняем последние штрихи. Мы еще до конца календарного года возобновим балет Роббинса, который у нас уже в репертуаре достаточно давно. Нам нужно продлить лицензию на балет Роббинса, поэтому мы это возобновляем. Завершаем капитальное возобновление и возвращаем на сцену. Мы также в этом году по осени начинаем серию концертных исполнений опер, в том числе опер Вагнера, и мы хотим положить начало новой традиции концертного исполнения опер. В частности, оперы того же самого Вагнера не встают на нашу сцену, чтобы зритель мог их при этом слушать, и мы в таком концертном исполнении

Питер Стелларс в Перми. Фото: Антон Завьялов   

будем представлять. Дальше «12 месяцев» опера, подходящая, естественно, под завершение календарного года. В начале 2014 года у нас очень масштабная балетная премьера, полностью новое произведение, «Голубая птица и принцесса Флорина», это наш балетмейстер Алексей Мирошниченко взял сюжет из «Спящей красавицы» и сделал монтаж музыки, полноценный трехактный балет в стиле поздного Петипа.

- «Голубая птица» - это связано с «Синей птицей» Метерлинка?

- Нет, она как раз мелькает в «Спящей…», взята оттуда.

- А в этом сезоне остаются на своих местах Дягилевский фестиваль, конкурс «Арабеск»?

- Да, «Арабеск» будет в апреле, Дягилевский фестиваль будет, но в этом году в конце июня. В рамках фестиваля будет мировая премьера новой оперы, написанной по заказу Курентзиса и нашего театра, «Носферату» Дмитрия Курляндского, ультрасовременная опера. Мы перенесли Дягилевский фестиваль, потому что в конце мая планируем представить новую постановку «Иоланты».

- То есть не возобновление, а вообще новая?

- Вообще новая постановка «Иоланты». Но перенос спектакля, который был создан в 2012 году Курентзисом и Селларсом в Мадриде, чтобы он вошел в наш репертуар, вместе с одноактной оперой Стравинского «Персефона».

- Спасибо большое, у нас на связи был Марк де Мони, генеральный менеджер театра оперы и балета.

Программу «Событийный ряд» для вас провела Нина Соловей. Успевайте жить интересно!


Обсуждение
2779
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.