Верхний баннер
13:33 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Погружение

31.10.2014 | 11:13
Погружение в «Снежную королеву» Каннингема: «Войти в ночи в промерзшие чертоги…»

Сегодня мы погружаемся в роман Майкла Каннингема «Снежная королева», вышедший этой осенью. Из знаменитой датской сказки американский прозаик вырастил романтичную историю любви и одиночества.

Погружение в «Снежную королеву» Каннингема: «Войти в ночи в промерзшие чертоги…»
Погружение в «Снежную королеву» Каннингема: «Войти в ночи в промерзшие чертоги…»
Действие протекает в 2004-2008 годах, в Нью-Йорке тихо живут вместе два взрослых брата и возлюбленная одного из них. Младший, Баррет – гей и разочаровавшийся католик, не нашедший своего места в жизни, сменивший множество работ на пути к захолустному магазинчику одежды. Его бросает любовник, по дороге домой он видит загадочный небесный свет – возможно, знамение и судьбоносное переживание. В дешевенькой съемной квартирке не спит старший брат, Тайлер – наркоман и промышляющий игрой по барам музыкант, которому в то же время попадает в глаз соринка (с этого и начинается вереница аллюзий на Андерсена). Братья дорожат друг другом и памятью о матери, Тайлер злится из-за грядущего переизбрания Буша-младшего, Баррет развлекается умственными головоломками из газетных новостей и романа Флобера. Но главную «снежную» нотку, добавляющую сумерек и зимнего вечера в повествование, вносит подруга Тайлера, Бет – угасающая раковая больная. Именно ей Тайлер пытается написать свою лучшую песню о ледяных чертогах – красоте, уходящей в смерть и безмолвие.

Герои сказки Андерсена – дети; герои романа Каннингема – дети стареющие, но не повзрослевшие. Они погружены в воспоминания о детстве; они не могут расстаться с детскими мечтами и иллюзиями; они по-детски, но не умилительно беспомощны. В них все тривиально, и даже можно назвать это жизнями неудачников. В них все причудливо – вплоть до матери, убитой молнией на поле для гольфа. Встряски и не угасающие надежды продолжаются во внезапной популярности песни Тайлера, в ремиссии болезни Бет, в очередной любви Баррета. Но общее настроение сюжета – конечно, сезон «осень-зима» в чистом виде.

Снег и холод в романе повсюду - в болезни Бет; в кокаине Тайлера; в одиночестве Баррета; наконец, в главном метафорическом ряде из оригинальной «Снежной королевы», чьи образы снежинками усеяли страницы книги Каннингема. Сама композиция то ли собрана из осколков разбитого зеркала троллей, то ли отражает жизнь трех маленьких людей в отдельном осколке – кому как нравится. Действие прыгает между 2004 и 2008 годом с огромными промежутками, между которыми, видимо, в жизни братьев почти ничего не происходит, в «большом мире» отбиваясь разве что президентскими выборами. И в итоге к финалу ложится в гармоничную историю, как будто бы общими усилиями им наконец получилось собрать слово «Вечность». Новые надежды и обретенная мудрость есть даже для моментов, когда все лучшие минуты жизни остаются позади.

«Снежная королева» - роман для Каннингема в каком-то смысле классический; вот такими текстами он и завоевал себе симпатии у американского и российского читателя – за любовь к аллюзиям и интертекстуальность, за психологизм и бытовой драматизм. Перед нами хорошая проза, кому-то может показаться чересчур сентиментальной или даже приторной (как сама песня Тайлера, первая строка вынесена в заглавие), кому-то слишком рваной. Но попробовать на вкус несомненно стоит. Для интереса попробуйте погружаться в текст вечерами, глядя на октябрьский пейзаж в окно, и увидите, как наша погода добавит «Снежной королеве» очарования без всякого Нью-Йорка.


Обсуждение
3418
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.