Верхний баннер
20:01 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Погружение

04.12.2014 | 18:17
Погружение: Вольные игры в Одиссею

Сегодня мы с вами совершим погружение в недавнюю премьеру Театра-Театра - спектакль “Одиссея”, поставленный Алексеем Крикливым по инсценировке Ксении Гашевой.

Смертельно устав от войн и бесконечных подвигов, совершать которые вынуждают боги, Одиссей, наконец, ступает на родную землю Итаки. Но и тут покой его не ждет и приходится снова ввязываться в схватку. На этот раз с женихами, которые жаждут занять его трон и овладеть Пенелопой. Назвавшись именем Никто, главный герой, прежде чем обнять любимого сына и жену, наблюдает за тем, что творится с родными на его земле и рассказывает-разыгрывает свои подвиги. Вот, по сути, и вся фабула. Это если совсем-совсем все упрощать и кратенько пересказывать знаменитую эпическую поэму Гомера в вольном переложении автора инсценировки Ксении Гашевой и режиссера Алексея Крикливого. А переложение вполне можно назвать не только вольным, но и местами хулигански вольным.

При этом язык не повернется обвинить авторов спектакля в кощунственном отношении к великой литературе или надругательстве над шедевром мирового значения. Особенно если вы способны понять, что не только читать, но и слушать гекзаметр сегодня сравнимо с серьезным испытанием и совсем неуместно в 21 веке.

Нет, конечно, можно было попытаться поиграть в академизм, облачить артистов в хитоны и сандалии и на полном серьезе разыграть опус Гомера. Создать этакую музейную реликвию. Однако есть подозрение, что мало какой артист в наших краях способен по-настоящему освоить и исполнить столь сложное и мощное произведение, созданное в бог знает каких веках в Древней Греции.

Есть у меня некоторое подозрение, что эта попытка увенчается полным крахом или станет скукой смертной для юного поколения. Поэтому вполне понятно желание режиссера и инсценировщика адекватно оценить всю глубину и мощь бессмертной «Одиссеи». Они выбрали путь, на котором родилась очень легкая, ироничная, наполненная аллюзиями и цитатами театральная фантазия. Фантазия, в которой нет ни грамма насмешки и издевательств над великим эпосом. В ней есть максимально приближенная и понятная человеку нового мира история-игра. Игра, которая начинается еще в прологе к спектаклю, когда артисты выходят на авансцену и хором просят отключить телефоны и не фотографировать. Это групповое предупреждение вызывает приступы гомерического (!) смеха у завсегдатаев Театра-Театра. Потому что артисты, которые через минуту станут разыгрывать из себя женихов Пенелопы и воинов, слово в слово повторяют монолог Бориса Мильграма, предваряющий все показы этого театра уже около десятка лет.

Надо заметить, что актерский кураж присутствует в спектакле все три с половиной часа этой искрометной игры в «Одиссею», и скучать тут некогда. Не все эпизоды на премьере были одинаково динамичны и внятны, но потенциал и стержень всего зрелища таков, что дает основания ожидать дальнейшего самоуничтожения этих незначительных издержек первых показов.

Считаю, что останавливаться на отдельных сценах спектакля подробно не имеет смысла, так же, как и пытаться пересказывать первоисточник. Как сочинение Гомера переполнено смыслами, лирическими отступлениями, сюжетными перипетиями, именами и историями, так и постановка Алексея Крикливого представляет собой насыщенный парадоксами и изощренными переворотами известных со школьной скамьи историй и персонажей спектакль. Персонажей, которые максимально приближены ко дню настоящему и легко узнаваемы. И вот эти-то остроумные игры с известными героями и их судьбами вызывают чаще всего восторженный смех, нежели категорическое неприятие.

Пенелопа в блистательном исполнении Марии Полыгаловой представлена не полувоздушной нежной девой, а дамочкой бальзаковского возраста, которая может при случае и скалкой пройтись по хребту загулявшего на войне муженька. А Елена Прекрасная здесь пребывает в легком подпитии, утомившись от своей красоты и бесконечных войн из-за оной. Иначе и не выжить ей с Менелаем, когда боги наложили на них такое послушание и испытание красотой и геройством. Очень забавно подан подвиг с Циклопом (арт. Семен Бурнышев), которого под щемящую лирическую музыку вынуждают к самоубиению через игру в ножички.

Кстати, что касается музыки, то понятно, зачем и почему режиссер эту миссию не отдал в чужие руки, а сам выступил в качестве автора звукового решения. Потому что в такой оригинальной трактовке Гомера на новый лад не может быть ничего иного, кроме песен Леонида Федорова и Дэвида Боуи. Они очень органично вплетены в ткань всего зрелища.

Зрелища, украшенного актерскими победами невероятно разноплановой и фееричной Анной Сырчиковой, очаровательными и эффектными Екатериной Романовой и Ириной Мальцевой, убедительными в режиссерских играх Сергея Деткова и Алексея Дерягина. Но все лавры заслуженно должны собрать главные фавориты «Одиссеи» - певец на греческом и русском Алексей Каракулов и исполнитель главной партии Михаил Орлов.

Подозреваю, что, несмотря на опустевший наполовину после антракта зрительный зал, спектакль ждет успешная фестивальная жизнь, а уж открытая к свободному от штампов театральному эксперименту и обладающая здоровым чувством юмора публика по достоинству оценит пермский вариант бессмертного творения Гомера. И забивать в стенку гвоздик для диплома с хорошего фестиваля художнику Евгению Лемешонку и автору видео Наталье Наумовой уже можно!

Фото А. Гущина. Предоставлено Театром-Театром

 


Обсуждение
3057
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.