Верхний баннер
20:56 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Погружение

19.12.2014 | 13:28
Погружение. «Ида» Павла Павликовского: испытание семейным альбомом
Теги: кино

13 декабря в Риге прошла церемония награждения лауреатов так называемого «еврооскара» - награды раздавала Европейская киноакадемия. Этот день оказался подлинным триумфом в первую очередь для одной картины. Лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая операторская работа, лучший сценарий, выбор публики – все эти награды достались драме «Ида» польского режиссера Павла Павликовского. И в этот фильм сегодня мы совершаем погружение.

Погружение. «Ида» Павла Павликовского: испытание семейным альбомом

Польша 1960-х, юная послушница Анна (Агата Кулеша), которая всю жизнь провела в монастыре, впервые выходит в большой мир. Перед принятием обетов она едет к единственной родственнице, тете Ванде Груз (Агата Тшебуховская), судье и бывшем прокуроре. Та и сообщает Анне, что ее имя – Ида, дочь погибших евреев. В поисках прошлого они путешествуют по местам, где Ида родилась и росла до монастыря, где жили и погибли ее родители, находят и человека, спасавшего семью от немцев, и их убийцу. Одновременно вере Иды предстоит пройти через все мирские соблазны, а Ванде – встретиться со своим похороненным из чувства самосохранения прошлым.

Выбранная тема и оглушительный успех сразу наводит на мысль, что мы имеем дело с конъюнктурой, но во время просмотра понимаешь: в «Иде» кроется нечто большее, чем спекуляции на теме холокоста, который вообще пропадает к концу. Стиль фильма – абсолютно осознанный и стильный минимализм: черно-белые кадры, полное отсутствие музыки в большинстве сцен, минимум декораций и актеров, скупые диалоги и скромный хронометраж (88 минут).

Анна, она же Ида – черноглазая девушка-загадка. Мы так и не узнаем ее цвет волос (фильм, напомню, черно-белый), не можем предсказать ее действия, а иногда и угадать эмоции – в послушнице сказываются годы подавления чувственности, проведенные в монастыре. Часто мы видим ее через стекло автомобиля, трамвая, витрины, которое как бы ограждает ее от всего внешнего мира. И парадокс, но кажется, к концу фильма мы знаем об отрешенной и молчаливой Иде еще меньше, чем знали в начале. Хотя ей вроде бы удается немного разобраться и в своем прошлом, и в себе самой.

Ее тетя-судья, отправлявшая в 1950-х годах на казнь «политических» прокурор, она же бывшая «Кровавая Ванда» - вроде бы ее полная противоположность: ей чужд аскетизм, она много курит и пьет (особенно за рулем), постоянно меняет любовников и как будто старается заполнить пустоту внутри себя. Но история общей семьи и роднит их, и навсегда отделяет, поэтому Ванда и Ида в конце и расходятся настолько резким образом.

Но все же, положа руку на сердце, про «Иду» не скажешь, что это фестивальный лидер, исходя из сценария – неплохого, но не слишком оригинального. Несомненно, что львиную долю успеха фильму обеспечил именно оператор Лукаш Зал, с которым режиссер Павел Павликовский выстраивал каждый кадр. Порой они «зажимают» героев в узкую полоску пространства между лестницами и потолками, порой «растворяют» их на фоне бескрайнего леса и облачного неба, умело играют светом и тенью в черно-белом калейдоскопе, что еще больше нагружает молчаливые эпизоды эмоциями. И стоит признать, что музыка звучит нечасто, но уместно – от песни «Родные глаза» Фельцмана-Фадеевой до джазовых композиций Джона Колтрейна.

Для меня «Ида» стала фильмом об испытании. Испытании веры, которому подвергается послушница, о поиске и принятии себя, что невозможно без корней, без застывшего на фотографиях прошлого, которое генеалогическим древом раскладывает на столе твоя единственная родственница. И выбор, быть или не быть, принять или не принять, делается уже осознанно. Мы совершали погружение в фильм Павла Павликовского «Ида» - возможно, слишком высоко оцененного при раздаче «еврооскаров» (но не в том, что касается режиссуры и операторской работы), который к тому же, увы, имеет мало шансов выйти в российский прокат. Но имейте в виду, что посмотреть его при возможности все же стоит.

Программу подготовил Игорь Лазарев.

 


Обсуждение
3806
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.