Верхний баннер
06:08 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


В этой программе мы рассказываем об интересных объектах и маршрутах Пермского края. Голосом визуализируем достопримечательности, о наличие которых в нашем регионе вы, возможно и не подозревали. Итак, наш путь сегодня лежит в Бардымский район.

 

Бардымский район — появился на карте 4 ноября 1926. Находится он в южной части Прикамья в бассейне реки Тулвы и её левого притока.  Природа этого уголка нашего края поистине уникальна, большая часть площади района занята лесами, преимущественно хвойными. В районе находятся 8 ботанических памятников природы. Самые примечательные из которых Кленовая гора (самое северное местонахождение чистого кленового леса); и Дубовая гора - самый северный представитель дубрав. К достопримечательностям Барды можно отнести и то, что именно здесь находятся крупнейшие в регионе археологические памятники Ананьинской и Гляденовской культур. Отличается район и своей национальной структурой. Основная часть его жителей это башкиры и татары.

 

В районе 32 населённых пункта, крупнейший из которых естественно Барда. В ней живет около 10 тысяч человек, или треть всех жителей района. Кстати, Барда – самое крупное село в Пермском крае. Первое упоминание о Барде, а точнее о деревне на этом месте относится к дозорной книге, датированной 1630 годом. Кстати, нынешнее название села Барда, калмыцкого происхождения. Местные жители называют его Казмакты, по имени речки, на которой оно стоит. Кстати именно в Барде, в 1750 г. была построена первая мечеть, а в 1760 г. при ней открыта первая мусульманская школа (медресе).

 

Сегодня Барда это крупный национально-культурный центр Прикамских башкир и татар. Здесь находится Национальная Бардымская Гимназия и филиал Казанского университета. Действуют один из старейших в России национальный народный театр. (Ему более 90 лет). И образцовый танцевальный коллектив «Дуслык». Открыта здесь и Соборная мечеть, которую местные жители считают самой высокой в Пермском крае.  

 

Что касается экономики, то на протяжении всей своей истории район оставался сельскохозяйственным. Сегодня здесь действуют и некоторые промышленные предприятия, развитие получили лесозаготовки и добыча нефти.

 

Сегодня в программе «Наследие» мы узнаем, каким предметом одежды Барда известна далеко за пределами Пермского края, чем бардинцы обязательно угостят дорогих гостей и на каком бардинском празднике стоит побывать хотя бы раз в жизни!

 

«Узнаем!» о том, что в Барде делают, пожалуй, самые красивые и необычные тюбетейки - национальный мужской головной убор.

Знаменитая бардымская тюбетейка имеет особую форму: невысокий околыш и полусферический верх, выполненный из четырех клиньев. Бардымские тюбетейки, всегда ручной работы. Они  богато украшены вышивкой нитями и бисером. Орнаментация тюбетейки имеет свои технологические особенности. У каждого мастера есть свои секреты, свои индивидуальные элементы, из которых он и составляет узорную композицию. Бардымскую тюбетейку можно приобрести в нескольких магазинах в селе. Ну, а если вы попадете на какой-нибудь бардымский праздник, то сможете не только ее купить, но и пообщаться с мастерами.

 

«Попробуем!» самый вкусный в Прикамье чак-чак! В Барду едут за этим традиционным лакомством со всех концов края.  Это национально блюдо состоит из  небольших шариков из теста, сдобренных медом. Кстати о гостеприимстве бардымцев и вкуснейшим чак-чаке  писали еще в начале ХХ веке: «...уселись на войлоках, отмечал путешественник, и скоро хозяйка стала приносить угощения. Тут были маковники, рис в масле, лапша, резанная кусочками, но самое вкусное было национальное, чисто башкирское кушанье — «чикчах» (так путешественник расслышал название знакомого уже нам чак-чака). Принесли блестящий самовар, хозяйка налила гостям чаю, и все стали пить чай, сидя на корточках...». Национальные блюда сегодня можно попробовать, не только отправляясь в гости к сельчанам. Чак-чак, который виртуозно готовят в Барде, можно приобрести в каждом продуктовом магазине.

 

«Увидим!» музей пчеловодства, который правда пока только создается в селе Тюндюк, Бардымского района. Своим, натуральным и вкуснейшим медом пропитываю бардымцы чак-чак. А качеству и свежести меда придают здесь особое значение. По инициативе создателя музея, а по совместительству директора местной школы пчеловодство изучают в тюндюкской школе, при которой, есть своя пасека. Здесь же планируют провести первый краевой конкурс юных пчеловодов. Особенно важно, что школьники, получающие навыки пчеловодов, могут впоследствии приобрести хорошую и востребованную профессию, ведь мед, образно говоря, — золото природы.

 

«Прогуляемся!» к памятнику Гусю в Барде. Он расположен в самом центре села. Почему гусь, спросите вы? Да потому что эта птица - символ района. Его изображение есть на гербе, следы гусиных лапок - излюбленный орнамент, украшающий бардымские тюбетейки. Для татар – это птица, символизирующая семейное благополучие и плодовитость. Считается, что все, кто прикоснется к памятнику Гуся – обретут достаток и обзаведутся детьми. Кстати с гусем связаны и несколько легенд. Если вы заведете разговор о происхождении названий в Бардымском районе, то вам непременно расскажут предание об уплывших гусях: «Вот в Барде есть речка Казмакты, это от слов казым акты — что в буквальном смысле переводится как «гуси уплыли». Говорят, однажды пошла женщина на реку гусей мыть, а гуси-то уплыли. Вот она бежит и кричит: «Казым

акты, бар да, бар да» («Гуси уплыли, все, все»). Вот и назвали речку Казмакты, а село — Барда». В других вариантах гуси уплыли у деда из соседней деревни: «В деревне Бардабашке у одного деда уплыли живые гуси, по-татарски — казым акты (гуси уплыли). Он отправился их искать. И доплыли они до места, где сейчас село Барда. Его спросили: «Бар да акты?» — «Бар да» («Все гуси?» — «Все»). И поймали гусей около Барды. С той поры речку назвали Казмакты, а село — Барда».

 

«Побываем!» на прекрасном празднике в честь окончания посевных работ Барда-Зиен.

Праздник этот отмечается в июне. И по мнению краеведов, именно на июнь следует планировать поездку в Барду, чтобы обязательно его застать. Это лучшая пора, чтобы окунуться в национальный колорит народов татар и башкир, отведать вкуснейшей национальной кухни, принять участие в состязаниях, стать свидетелем конных скачек. На Барда-Зиен ежегодно съезжаются тысячи гостей. Говорят, чтобы лучше узнать душу народа, надо увидеть, как он отдыхает. Конечно, по своей сути Барда-Зиен это праздник хлеборобов. Везде, где проживают татары и башкиры, после напряженных весенних работ проводятся сабантуи. И основу Барда-зиена тоже составляет чествование труда хлебороба, напутствие на весь период полевых работ. Но значение и содержание Барда-зиена значительно шире: это праздник для всех, праздник труда, искусства, спорта. Бардымцы любят свой праздник, и поэтому в районе ведется большая подготовка к нему. Идет благоустройство сел и деревень: строятся и ремонтируются дома, дороги, мосты; радушные хозяева ждут дорогих гостей - родных и близких, друзей, которые, чтобы увидеть Барда-зиен, приезжают со всех уголков страны.

 

Народ собирается на майдане за селом. Здесь выступают самодеятельные коллективы, спортсмены готовятся к большим соревнованиям, идет торговля, жарятся шашлыки... Особое зрелище праздника - конные скачки. На малом майдане, проходят состязания по курэш (национальной борьбе на поясах). Это наряду с конными скачками - гвоздь программы. Зрители непременно должны дождаться финала, в котором становится известен батыр - абсолютный чемпион Барда-зиена, имя которого уже к вечеру будут знать во всех деревнях и селах. До следующего Барда-зиена победитель становится самым популярным человеком в районе. На Барда-зиене каждый желающий может участвовать в любом виде программы. Хочешь - выходи на ковер помериться силами с достойным соперником по борьбе; хочешь - покажи свою ловкость в лазании по столбу; хочешь - выйди на сцену... Для детей сооружена малая сцена и организованы специальные конкурсы. По давней традиции участники игр и состязаний - и дети, и взрослые - получают подарки, которые заранее, также по древней традиции, собраны со всех деревень. Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это о Барда-зиен.  Кстати, никто не считал, но говорят, в этот день на майдане собирается не менее 30 тысяч человек!

 

На этом мы заканчиваем прогулку по Бардымскому району. Все упомянутые в программе объекты восстановлены, созданы или поддерживаются компанией  «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Нефтяники традиционные партнеры проведения Барда-Зиен. При их поддержке в Бардымском районе развиваются народные промыслы. А памятник символу района – Гусю был установлен в 2009 году в том числе и на средства ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Кроме того проект музей меда в селе Тюндюк, развитие и обучение премудростям пчеловодства местных школьников стало возможным благодаря гранту VIII конкурса социальных и культурных проектов, который проводит «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

 

 


Обсуждение
5127
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.