Верхний баннер
14:39 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Тема: состояние дома по Комсомольскому проспекту 50, лицензирование УК

Гость: Ольга Седурина, жительница дома по Комсомольскому проспекту 50; Светлана Токмакова, начальник Инспекции госжилнадзора

Дата выхода: 18 марта 2015 года

Программа: «Коммуналка»

Ведущий: Юлия Хлобыст

- Ольга, что происходит с вашим домом? Когда все началось? Куда вы обращались?

Ольга Седурина: Мы предполагаем, что нас должны обслуживать настолько, сколько мы платим, по крайней мере. Дом должен быть с красивым фасадом, от него ничего не должно отваливаться потому, что это и безопасность прохожих, и наша безопасность. Но нас обслуживают волнообразно: хорошо-плохо. Сложно сказать от чего это зависит потому, что был недавний период, когда наша УК «Экском»за нас хорошенько взялась. У нас в одном подъезде были заменены окна на стеклопластик, поставили ворота, закрыли двор, закрасили настенную живопись. Приходили дворники как минимум раз в неделю. Все чистилось, вывозилось. Поменяли электрощитки в подъезде, появились датчики движения и экономия общедомовой электроэнергии, что для нас плюс. Все шло хорошо, и вдруг этой зимой у нас перестали убирать во дворе. Началось еще с осени, когда были первые снегопады, и мы утопали по колено в снегу.

- Может про вас забыли? У УК «Экском» более ста домов.

Ольга Седурина: Я думаю, что эта история свойственна не только нашему дому и нашей УК. По моему опыту работы, в том числе и с УК, они косячат одинаково, ведут себя хорошо тоже одинаково. Очень сильно все это зависит, в том числе и от самих жителей: как только жители начинают активничать, требовать, жаловаться, УК работает хорошо или более-менее хорошо.

- Вы напоминали о себе?

Ольга Седурина: С уборкой снега мы напоминали о себе. Несколько часов не могла дозвониться ни до аварийки, ни до дежурного диспетчера. Ходить невозможно и страшно: мокрый снег быстро превращается при нулевой температуре в лед, а у нас во дворе много пожилых людей. И это опасно, и в том числе для УК, которая случись чего, станет участником судебных разбирательств и будет платить штрафы. Мне один из представителей этого бизнеса, когда я жаловалась, топала ногами, кричала, пыталась дозвониться, предложил позвонить директору УК и по-тихому решить, чтобы не жаловаться потому, что все штрафы лягут на наши платежи. Экономически это сделать нереально, и УК не имеет право это делать. Но мне сказали, что найдут варианты. Это был неприятный первый сигнал. И начиная с осени у нас снег, гололед, ничего не убирается. Еще в феврале нам это настолько надоедает, что мы решаем потестировать городской ресурс «Решаем вместе» и пишем жалобу туда. Приходит ответ на жалобу, что директор «Экском» С.Н. Шалабот уведомлен и предупрежден о том, что наледь должна быть убрана до 6 марта. Но ничего не изменилось. Днем плюсовые температуры, все тает, подтекает. Вечером – минус и все покрывается коркой льда, и это не только неприятно, но и небезопасно. И в результате с наледью, с падающими фасадами, с тем, что нас не спешили подключить к теплу, когда у нас был порыв транзитного участка в нашем дворе, нас все это допекло так, что написали жалобу на сайт ведомства Светланы Геннадьевны. По опыту такие жалобы и выход инспектора, как правило, срабатывают. И после этого УК начинает обращать внимание.

- Ольга сказала, что ее предупреждали представители УК, что выход инспектора Госжилнадзора грозит штрафом, а штраф может быть взят из кармана собственников. Это действительно так?

Светлана Токмакова: Я неоднократно слышала такие доводы, которые приводятся управляющими организациями, когда они ведут работу с собственниками. Вместо того, что выстроить систему реагирования, систему подачи заявок, их отработки, УК зачастую прибегают к таким пугалкам, что обращение в инспекцию – это штраф, который будет снят с дома, а дом и так в минусе находится, по дому несутся убытки. При этом управлением дома организация занимается определенное количество лет и никуда с этого дома уходить не собирается. Я это расцениваю как выстраивание психологического давления на собственников.

- Я правильно понимаю, что юридически, экономически они не могут залезть в платежи жильцов и заплатить оттуда штраф? Из каких средств УК должна это делать?

Светлана Токмакова: Штраф налагается на юридическое лицо. Доход юрлица, в частности управляющей организации, формируется в результате получения средств по управлению многоквартирными домами. В управлении организации находятся несколько домов, как правило. И доходы организации формируются от ее деятельности. Уплата штрафов должна производиться именно с дохода управляющей организации. Независимо от того, сколько УК соберет платежей с конкретного дома, собственники должны в начале года утвердить планы работ. И этот план работ, утвержденный собственниками, должен быть исполнен. Уплата штрафа не является основанием для неисполнения работ. Если дом содержится ненадлежащим образом, выход инспектора в случае, если будут выявлены нарушения, повлечет выдачу предписания об устранении нарушения с установлением срока, а также могут последовать дополнительные предписания, касающиеся принятия определенных мер. Если мы говорим о коммунальной услуге, оказанной ненадлежащего качества, обязательно будет предписание восстановить качество коммунальной услуги и произвести перерасчет потому, что некачественно оказанная услуга не должна повлечь ущерб для собственника- потребителя.

- Вы можете проверить из каких средств УК заплатила штраф?

Светлана Токмакова: Инспекция это не проверяет. Могут другие органы проверить. Но для собственника главное, чтобы тот объем работ, который был заказан и за плату, которую собственник внес, должен быть произведен. 

- Ольга, дальше что? Будете сотрудничать с УК?

Ольга Седурина: Я, как человек, занимавшийся проблемами этой отраслью, понимаю, что у нас есть несколько вариантов: сменить УК, создать ТСЖ, что при изношенности фонда и небольшом количестве жильцов будет дорогостоящим удовольствием и с удорожанием обслуживания. Для одного дома покупка тепла, услуги слесарей – дорого. На мой взгляд, воспитать УК можно. Но воспитать ее можно тогда, когда на рынке появится настоящая конкуренция. И не конкуренция между отчаявшимися жителями и УК, а конкуренция между УК. Отрасль, сложившаяся с наличием коррупционных признаков, отрасль, сложившаяся, в том числе, при участии государства, отрасль с гарантированным оборотом денежных средств, отрасль, имеющая постоянные субсидии из бюджета, которые сейчас сокращаются. Раньше это были огромные деньги - было за что побороться. Мне хочется верить, что сейчас ситуация, изменяющаяся, в том числе и с сокращением объема субсидий, тем компаниям- монополистам, которые сейчас есть на рынке меньше интереса будет бороться за свои дома. Потому что в любом случае, и жилищный кодекс нам об этом говорит, мы приходим к тому, что собственники начнут оплачивать 100 процентов услуг. И тогда УК придется бороться не за субсидии, не за большой объем гарантированных денежных средств, а за жильца. Когда появится реальная конкуренция на рынке, когда в спину будет дышать другой игрок, тогда у многих УК отпадет желание делать плохо.  

- Что плохого в том, что сейчас пассивные собственники платят деньги УК и никакого контроля?

Ольга Седурина: Это обратная сторона медали. Спасибо нашему государству, разрешившему приватизировать жилье, но бесплатный сыр всегда в мышеловке. Фактических собственников больше 90 процентов, а вот сознания того, что это твоя собственность, нет. В пассивном доме создание ТСЖ чревато еще большими проблемами потому, что у УК есть хотя бы опыт, специалисты-бухгалтеры. А когда берутся управлять домохозяйки, случается бардак.

- Валерий Аникин задает вопрос: «Имеет ли власть любого уровня действенные рычаги влияния на УК, или жильцы все вопросы по определению должны решать с ней самостоятельно вплоть до судебных разбирательств?»  

Светлана Токмакова: Приоритет в вопросах организации управления домом, выбора УК отдается собственникам. И собственники обязаны в соответствии с жилищным кодексом нести расходы, определить способ управления, выбрать организацию, заключить с ней договор. В каждом многоквартирном доме должен быть создан совет многоквартирного дома, у которого также есть полномочия по контролю за содержанием, надлежащим предоставлением коммунальных услуг. Обязанностей и прав у собственников много. Мы видим такие ситуации, когда собственники у себя в доме не могут договориться друг с другом, либо не находится лидер, который мог бы на себе эти вопросы замкнуть. Потому что основное во взаимоотношениях с управляющей организацией - выстроить эти взаимоотношения. По Перми есть примеры, когда возникают претензии, связанные с деятельностью председателями совета многоквартирных домов. Наличие активного человека, который аккумулирует на себе эти вопросы и занимается проблемами дома, это всегда большой плюс в выстраивании взаимоотношений с управляющей организацией.  

- Насколько лицензирование поможет упорядочить рынок УК? Исследуется ли финансовое состояние УК?

Светлана Токмакова: - Финансовая сторона деятельности управляющей организации не оценивается. Это не является лицензионным требованием. Много идет обращений в инспекцию с просьбами не давать лицензию организациям, которые имеют высокий уровень задолженности.

- Это единичные обращения от жителей или это решение общего собрания?

Светлана Токмакова: Пока поступают обращения от граждан. Мы даем разъяснения. Информация об организациях, которые заявились на получение лицензии, открыта. Необходимо ее отслеживать. На сайте инспекции ведется реестр соискателей лицензии, это те организации, которые заявились на получение лицензии. И в этом реестре можно видеть перечень многоквартирных домов, в отношении которых компания заявилась. Компании будет предоставлена лицензия, в случае положительного решения лицензионной комиссии, и право управлять будет распространено на те дома, которые в этот реестр включены.  

- Компания может находиться в предбанкротном состоянии, но получить при этом лицензию?

Светлана Токмакова: Возможность такая существует потому, что именно этот момент не отслеживается и ему не дается оценка с точки зрения принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.  

- Могут ли собственники на это как-то повлиять?

Светлана Токмакова: Это возможно, нужно отслеживать информацию. Если собственники видят, что в отношении их дома компания заявилась на получение лицензии, но они не согласны, тогда необходимо в течение месяца провести общее собрание по расторжению договора с этой организацией. И в трехдневный срок уведомить Инспекцию госжилнадзора. Даже в случае принятия решения о предоставлении лицензии такой организации в перечне домов, которыми компания может управлять, такой дом будет исключен.  

- Ольга, ваши дальнейшие шаги? Вы верите, что с УК можно выстраивать отношения?

Ольга Седурина: Мое убеждение, что если ты ведешь качественно свой бизнес, ты его сохранишь. Для УК это бизнес с целью извлечения прибыли. Если они потеряют из управления большую часть домов, то не смогут извлекать прибыль. На мой взгляд, в той аморфности среди жителей такая форма как ТСЖ, там мотивация ниже. Я стакиваюсь с председателями ТСЖ, которые на второй-третий год настолько устали биться, что это им неинтересно. Они уже наигрались в управление домом. Я вижу по Мотовилихемного ТСЖ, в которых конфликтные ситуации, постоянные суды, склоки внутри нескольких группировок людей. Конкуренция и бизнесовая мотивация – это правильная модель.

- Пока у УК «Экском» это понимание появится, что вы будете делать? Менять?

Ольга Седурина: Требовать. А если ситуация не меняется, у нас есть право поменять УК, и это наш выбор.

Светлана Токмакова: Если организация не выполняет предписание на конкретном доме, и если таких предписаний два и более, такой дом может быть исключен из лицензии этой компании.  

- Слушатель пишет: «В одной квартире нашего дома живут 11 гастарбайтеров, счетчика на воду нет, приписано ноль человек, нам приходят огромные ОДН на воду. Куда обращаться?»

Светлана Токмакова: В управляющую компанию с заявлением. Необходимо составить акт и направить его в Федеральную миграционную службу для принятия мер. После того, как Федеральная служба отреагирует на это заявление, тогда и выровняются платежи.  

 - Александр пишет, что если государство не смогло с этим справиться, то людям тем более не потянуть.

Светлана Токмакова: Сейчас полномочия у государства и у органов местного самоуправления расширяются. При активной позиции собственников вопросы можно решить. 


Обсуждение
23309
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.