Верхний баннер
12:42 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 02 августа 2014

"Нет мифологии Пермского края. Есть мифологии отдельных территорий", - Константин Шумов

- Начнем с первой темы.

 

- Это мифология территории. Принципиальное отличие между мифологии и науки в том, что мифология базируется на чувственном восприятии. Мифология территории - это мифология людей, которые чувственно воспринимают то пространство, в котором они живут.

 

- В нашем случае это Пермский край? Или это не важно?

 

- Это не важно. Нет единой мифологии Пермского края. Есть мифологии отдельных территорий. Проект, которым мы занимаемся, связан с мифологией Усть-Качки. Есть не очень проверенные данные о том, что Александр Невский, направляясь в Орду, переправлялся через Каму в том месте, где впоследствии возникла Усть-Качка.

 

- И вы предложили жителям Усть-Качки эту мифологию?

 

- Да, будем постепенно формировать. Пока есть два текста, созданных искусственным путем. Если они приживутся, будем формировать мифологию дальше.  Развитие именно этого бренда может стать частью мифологии. Люди, которые там живут, будут воспринимать место как что-то живое, они будут знать свою историю.

 

- Мифология территории и брендинг территории -  это одно и то же?

 

- Мифологию можно использовать в качестве одного из элементов брендинга. Вот вы воспринимаете себя пермяком, потому что вы воспринимаете Пермь как свою территорию со своими мифами. Истории, которые являются частью мифологии... мы живем в этом, читаем в газетах, ощущаем себя частью этого. Есть еще один элемент, который связан с рейтингом городов в части мифологии и уникальных фактов. Например, то, что наш город второй по протяженности вдоль реки после Волгограда. Это мифология в кавычках, потому что она не является первобытной, это неомифология.

 

- История с тем, что не Кама впадает в Волгу, в Волга впадает в Каму - это тоже часть мифологии?

 

- Безусловно.

 

- Сколько бы научных обоснований на этот счет ни приводилось, сама фраза "Это не Волга, это Кама" - это тоже часть мифа? То есть миф - это не обязательно придумка.

 

- Ну конечно. "Наш город второй по преступности после Ростова" - этим тоже гордятся.

 

- Я не знаю, правда это или нет.

 

- Нет, конечно. Северное кладбище Перми - первое по площади в Европе - даже этим гордятся.

 

- Когда мы говорим о мифах, мы подразумеваем суждения о месте, которые распространены среди большей части населения? Мифология - это набор суждений?

 

- Да, суждений и представлений. Когда фонд Юрятин выяснял что является центром Перми, выяснилось, что у нас три центра.

 

- Я так понимаю, что это Эспланада, наверное, Соборная площадь...

 

- Район первого гастронома. Это так же, как Пермь - город трех башен. Есть Кафедральный собор, Пермэнерго - вторая башня, башня смерти - третья. Это часть мифологии. Это описание восприятия пространства, что характерно и для первобытной мифологии.

 

- А часть первобытного мифа есть в современной пермской мифологии?

 

- Только основанные на первобытных механизмах возникновения. Например, призраки в Галерее. У нас мифология дробится. У каждого микрорайона есть своя мифология. Если первобытная мифология была конгломератом, из которого развивалась наука, культура и т.д., то неомифология по каким-то своим признакам похожа на первобытную мифологию. Люди спонтанно реализуют мифологизацию пространства и времени, в котором они живут.

 

- Сколько времени проходит прежде, чем то или иное событие становится мифом?

 

- А неизвестно. Это так же, как в фольклоре. Фольклор  - это постмиф, когда начинают рассказывать или петь без упоминания автора, что является одним из признаков мифа.

 

- Условно говоря, песня "Река лазурная течет, а вдоль реки парнишка с девочкой идет..." там дальше про Афганистан и там дальше я слышал порядка 20 куплетов. Ведь кто-то же когда-то ее написал. Сейчас она стала чистым фольклором.

 

- Военная мифология - это отдельная история. Я знаю порядка 30 вариантов песни "Мы выходим на рассвете, из Афгана дует ветер" либо "из Кабула дует ветер". На самом деле, это искаженный перевод стихотворения Киплинга.

Мы выходим на рассвете

Откуда-то дует ветер,

Поднимая нашу песню до небес.

С нами Бог и с нами знамя

И тяжелый карабин наперевес

А дальше меняется: "И тяжелый АКМ наперевес", И тяжелый АКМС наперевес"...

Это часть мифологии, которая бытует в военной среде. Есть часть сюжетов, которая вписывается в общевоенную мифологию. Есть, например, один из любопытных сюжетов: Солдат ходил на пост. Та рядом было логово волчицы, которую он подкармливал. И вот однажды, когда пришло время смены, никто не пришел. Он подождал и пошел к своим, но волчица его не пускала - кусалась, рычала. В итоге, ему пришлось ее убить. А когда он пришел к своим, оказалось, что их всех перерезали.

Аналогично по всем частям, которые воевали. Где была война, такие сюжеты  - это часть общей мифологии и мифологии территорий.

 

- А если вернуться на территорию Перми. Сколько здесь можно насчитать очагов, в каждом из которых была бы своя мифология?

 

- Я не считал, но точно могу сказать, что такие очаги, в которых бытуют локальные традиции, как правило располагаются в отдаленных районах. Закамск - очевидно, Гайва. Надо понимать еще, что язык - это тоже часть мифологии, когда Гайву называют "Штат О-Гайва".

 

- Или "Хайфа".

 

- Да. А там, где такой конгломерат, как Свердловский район, там все рядышком. По отдельным районам есть мифы, которые повествуют о преступлениях, совершенных в этих районах.

 

- Я слышал о Балатовском парке, когда во второй половине 90-х разного рода криминальные истории пересказывались в основном на Парковом - про поножовщину, про трупы, отрубленные головы...

 

- Я, как криминальный журналист, могу сказать, что "расчлененку" в Черняевском лесу находили необнократно.

 

- То есть, есть основания?

 

- Есть. Однако, далек не всегда. Например, ходила байка о том, как женщина нашла в сугробе отрезанную голову своей дочери. Я работал криминальным журналистом и знаю из чего эта байка родилась. Там просто студенты студенты пили в морге. Один, на спор, взял заформалиненную голову, положил в портфель... спор был о том, что он пройдет с ней три квартала и вернется... он прошел два квартала, ему стало страшно и он выбросил голову. Проиграл бутылку коньяка. Его отчислили из меда.

 

- Давайте перейдем к следующей части нашего рассказа. О чем будем говорить?

 

- О мифологии профессий.

 

(перерыв)

 

- Что такое мифология профессий?

 

-  То же самое, что и мифология территорий, плюс к тому, эта мифология тайная, закрытая. Это связана с тем, что когда в средневековье появились цеховые организации, появились и профессиональные секреты, посвящение в которые могли были пройти только испытанные люди. Передача профессиональных секретов означало, что посвященный не имеет права никого в это посвящать - это каралось изгнанием или смертью.

При формировании профессионального мифа, например, у программистов, существуют некоторые закрытые темы, которые не передаются вовне. Кроме того, у них есть свой язык, который непонятен для непосвященных.

 

- Но причем тут миф? Это особенности профессии. Да, они говорят на профессиональном жаргоне, непонятном нам. Зачем создавать вокруг них ореол таинственности.

 

- Есть профессиональное арго, которое не понимают профаны и на основе этого появляется текст, миф. Когда программист едет в автобусе и автобус сломался, он выходит и говорит - давайте выйдем и снова зайдем - перезагрузимся и автобус поедет. Это непонятно для профана. Для профессионального мифа характерно ядро и неофиты, которые вступают в это сообщество.

 

- За счет неофитов и распространяется миф. Они самые преданные поклонники сообщества и они же его распространители. У меня перед глазами есть пример молодых людей, которые, после недолгого погружения в профессиональную среду, всячески старались подчеркнуть свою к ней принадлежность.

 

- Это очень характерно. Я еще один пример приведу того, что характерно для формирования профессионального мифа. Три человека - хирург, строитель и программист спорят о том, чья профессия древнее. Хирург говорит, что его, потому что Бог сделал первую пластическую операцию, когда из ребра Адама создал Еву. Строитель говорит - нет, моя профессия древнее, потому что Бог из хаоса создал порядок. Тогда программист говорит - простите, а кто же тогда создал хаос? Это вписывание в библейскую историю.

 

- Какие еще профессии еще обладают ярко выраженными мифами.

 

- Любые замкнутые. Цирковые, например. Я погружался в их среду, много общался с Терезой Дуровой. Но она не рассказывала то, что я узнал случайно. Я ехал в Москву с воздушной гимнасткой, которая очень сильно поломалась. У нее был партнер, который погиб. Он был гимнастом. У них трюк начинается с "Ап!" и хлопок в ладоши. И вот она слышит хлопок в ладоши, летит с трапеции, видит безумные глаза партнера, который ее ловит. Они продолжают выступление. После она спрашивает - что случилось, а он говорит, что забыл сказать "Ап" и хлопнуть в ладоши. Он сказал, что это сделала душа ее бывшего партнера.

Ну я за это зацепился. Души погибших на арене актеров живут под куполом цирка. И когда я сказал Терезе Васильевне об этом, она сказала, что, вообще-то, цирковые никому об этом не рассказывают. Там своя ритуалистика, она очень серьезная. Нельзя садиться спиной к манежу. И похороны, и свадьбы проходят на манеже. Каждый, кто прощается с погибшим актером, они берут пригоршню опилок с манежа и бросают в ноги. Нецирковой не может зайти на манеж без приглашения циркового. Я с этим не раз сталкивался. Когда цирковой женится на нецирковой, он на руках переносит ее через бортик, сажает на белую лошадь и лошадь делает круг по арене. Когда умирает дрессировщик, животных ведут прощаться с дрессировщиком. Это замкнутая структура, мифология которой уходит корнями в средневековье. Тогда профессиональные цеха были организованы серьезнее, чем сословия.

 

- Я так понимаю, что, через запятую, можно поговорить и о мифологии актеров. Но у них сейчас популярным стало вытаскивание этой мифологии наружу. Меня это раздражает, потому что мне не хочется видеть актеров, мне хочется видеть тех, кого они играют. Давайте не их среду, давайте другие.

 

- Каждый из нас является членом нескольких сообществ. Есть некоторые приметы, которые не выносятся. Перед премьерой, например, очень важно, кто первым купит билет. Директор цирка перед премьерой стоял и смотрел кто первым купит билет. В студенческой среде, например, живут свои традиции. Если говорить о территориальной организации, то в каждом вузе есть свои легенды. Студенческая корпорация тоже очень древняя и некоторые традиции передаются из поколения в поколение. У программистов, я слышал, есть испытание - метание лазерного диска. У журналистов в Риге  - расстилается газета и весь курс должен поместиться на этой газете. Они выстраивают пирамиду. Есть посвящение в стройотрядовцы. Когда я работал в студотряде на лесосплаве, у нас тоже были разные испытания. Метание багра, например. При этом, девчонки, которые работали на сортировке, должны были с завязанными глазами - наощупь или по запаху определить породу дерева.

Главное заключается в посвящении в профессию. То, что называется "дедовщиной" в армии очень характерно для профессиональной этики. Сейчас границы размываются и мифология профессий разрушается.

 

- У нас остается пара минут. Называйте троих кандидатов на следующую передачу.

 

- Черных Александр, доктор наук, этнограф, один из ведущих специалистов нашей отрасли.

Тулова Галина, преподаватель педагогического университета.

Грунер Валерий, композитор.


Обсуждение
3006
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.