Верхний баннер
16:41 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Ни дня без науки

22.05.2016 | 21:52
Программа "Ни дня без науки": о личности Сталина, его окружении, а также о новом взгляде на сталинскую эпоху

Программа "Ни дня без науки": о личности Сталина, его окружении, а также о новом взгляде на сталинскую эпоху
Программа "Ни дня без науки": о личности Сталина, его окружении, а также о новом взгляде на сталинскую эпоху
Гость: Олег Хлевнюк, российский историк, специализируется на исследовании сталинского периода в истории СССР, доктор исторических наук, профессор ВШЭ.

Тема: о личности Сталина, его окружении, а также о новом взгляде на сталинскую эпоху.

Ведущий: Артём Жаворонков.

СПРАВКА:

Олег Хлевнюк – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", главный специалист Государственного архива Российской Федерации, член-корреспондент Королевского исторического общества Великобритания. Его книги по истории сталинского периода и архивные публикации удостоены престижных российских и международных наград.

Научные интересы: отечественная история советского периода.

Один из заметных парадоксов современной историографической ситуации в России состоит в том, что при наличии огромного интереса к фигуре Сталина до сих пор не опубликована ни одна отечественная научная биография советского диктатора Несмотря на кажущуюся простоту, биографический жанр – один из самых сложных в историографии. Речь идет не просто о внимательном исследовании личности, что само по себе крайне не просто. Политическая биография предполагает изучение взаимного влияния лидера и системы, олицетворяемого лидером государства и общества. Применительно к авторитарным и диктаторским режимам это взаимодействие имеет особый, исключительно важный смысл. Так называемый «субъективный фактор» – опыт, знания, пристрастия, мании, степень жестокости вождей, запечатленные в политических решениях, оказывали существенное, а в некоторые периоды решающее воздействие на развитие целых стран. Поэтому изучение «длинных волн» развития государственных структур, идеологий и социальных норм – важное, но недостаточное условие понимания диктатур. История сталинской диктатуры, подробно исследованная на институциональном и социальном уровне, но менее – на уровне политической субъективности, является показательным примером. Многие важные и важнейшие события 1920-х – 1950-х годов остаются непонятными и плохо объяснимыми в силу их ярко выраженного субъективного, случайного характера, по причине их прямой зависимости от решений и расчетов советского вождя. Ключевая задача научной биографии Сталина – заполнить такие пробелы и воссоздать логику развития системы в единстве ее структурных и индивидуальных составляющих.

Сопоставление различных источников, выстраивание рядов взаимосвязанных фактов, как личного, так и общего характера – важное преимущество историка. Специфика архивных документов, представляющих собой результаты формального делопроизводства, но слабо отражающих неформальные политические практики, ограниченность доступа к части архивов главные препятствия на пути биографов Сталина и других деятелей сталинской эпохи. Несмотря на эти препятствия, историкам придется искать способы исследования логики и качества сталинских решений в сопоставлении с потенциальными, но не реализованными вариантами. Только на этой основе возможно продвижение в понимании как самого Сталина, так и его реальной роли в истории.

__________________________________________________

Программа выходит при поддержке ОАО "Уралкалий"


Обсуждение
2499
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.